Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл thumbnail

В программу школьного курса физики входит ряд вопросов, связанных с тепловыми двигателями. Школьник должен знать основные принципы работы теплового двигателя, понимать определение коэффициента полезного действия (КПД) циклического процесса, уметь находить эту величину в простейших случаях, знать, что такое цикл Карно и его КПД.

Тепловым двигателем (или тепловой машиной) называется процесс, в результате которого внутренняя энергия какого-то тела превращается в механическую работу. Тело, внутренняя энергия которого превращается двигателем в работу, называется нагревателем двигателя. Механическая работа в тепловых машинах совершается газом, который принято называть рабочим телом (или рабочим веществом) тепловой машины. При расширении рабочее тело и совершает полезную работу.

Для того чтобы сделать процесс работы двигателя циклическим, необходимо еще одно тело, температура которого меньше температуры нагревателя и которое называется холодильником двигателя. Действительно, если при расширении газ совершает положительную (полезную) работу (левый рисунок; работа газа численно равна площади «залитой» фигуры), то при сжатии газа он совершает отрицательную («вредную») работу, которая должна быть по абсолютной величине меньше полезной работы. А для этого сжатие газа необходимо проводить при меньших температурах, чем расширение, и, следовательно, газ перед сжатием необходимо охладить. На среднем рисунком показан процесс сжатия газа 2-1, в котором газ совершает отрицательную работу , абсолютная величина которой показана на среднем рисунке более светлой «заливкой». Чтобы суммарная работа газа за цикл была положительна, площадь под графиком расширения должна быть больше площади под графиком сжатия. А для этого газ перед сжатием следует охладить. Кроме того, из проведенных рассуждений следует, что работа газа за цикл численно равна площади цикла на графике

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

зависимости давления от объема, причем со знаком «плюс», если цикл проходится по часовой стрелке, и «минус» — если против.

Таким образом, двигатель превращает в механическую работу не всю энергию, взятую у нагревателя, а только ее часть; остальная часть этой энергии используется не для совершения работы, а передается холодильнику, т.е. фактически теряется для совершения работы. Поэтому величиной, характеризующей эффективность работы двигателя, является отношение

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

(15.1)

где — работа, совершаемая газом в течение цикла, — количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл. Отношение (15.1) показывает, какую часть количества теплоты, полученного у нагревателя, двигатель превращает в работу и называется коэффициентом полезного действия (КПД) двигателя.

Если в течение цикла рабочее тело двигателя отдает холодильнику количество теплоты (эта величина по своему смыслу положительна), то для работы газа справедливо соотношение . Поэтому существует ряд других форм записи формулы (15.1) для КПД двигателя

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

(15.2)

Французский физик и инженер С. Карно доказал, что максимальным КПД среди всех процессов, использующих некоторое тело с температурой в качестве нагревателя, и некоторое другое тело с температурой ( ) в качестве холодильника, обладает процесс, состоящий из двух изотерм (при температурах нагревателя и холодильника ) и двух адиабат (см. рисунок).

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Изотермам на графике отвечают участки графика 1-2 (при температуре нагревателя ) и 3-4 (при температуре холодильника ), адиабатам — участки графика 2-3 и 4-1. Этот процесс называется циклом Карно. КПД цикла Карно равен

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

(15.3)

Теперь рассмотрим задачи. В задаче 15.1.1 необходимо использовать то обстоятельство, что работа газа в циклическом процессе численно равна площади цикла на графике зависимости давления от объема, причем со знаком «плюс», если цикл проходится по часовой стрелке, и «минус» — если против. Поэтому во втором цикле работа газа положительна, в третьем отрицательна. Первый цикл состоит из двух циклов, один из которых проходится по, второй — против часовой стрелки, причем, как следует из графика 1, площади этих циклов равны. Поэтому работа газа за цикл в процессе 1 равна нулю (правильный ответ — 2).

Поскольку в результате совершения циклического процесса газ возвращается в первоначальное состояние (задача 15.1.2), то изменение внутренней энергии газа в этом процессе равно нулю (ответ 2).

Применяя в задаче 15.1.3 первый закон термодинамики ко всему циклическому процессу и учитывая, что изменение внутренней энергии газа равно нулю (см. предыдущую задачу), заключаем, что (ответ 3).

Поскольку работа газа численно равна площади цикла на диаграмме «давление-объем», то работа газа в процессе в задаче 15.1.4 равна (ответ 1). Аналогично в задаче 15.1.5 газ за цикл совершает работу (ответ 1).

Работа газа в любом процессе равна сумме работ на отдельных участках процесса. Поскольку процесс 2-3 в задаче 15.1.6 — изохорический, то работа газа в этом процессе равна нулю. Поэтому (ответ 3).

По определению КПД показывает, какую часть количества теплоты, полученного у нагревателя, двигатель превращает в работу (задача 15.1.7 — ответ 4).

Работа двигателя за цикл равна разности количеств теплоты, полученного от нагревателя и отданного холодильнику : . Поэтому КПД цикла есть

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

(задача 15.1.8 — ответ 3).

По формуле (15.3) находим КПД цикла Карно в задаче 15.1.9

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

(ответ 2).

Пусть температура нагревателя первоначального цикла Карно равна , температура холодильника (задача 15.1.10). Тогда по формуле (15.3) для КПД первоначального цикла имеем

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Отсюда находим . Поэтому для КПД нового цикла Карно получаем

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

(ответ 2).

В задаче 15.2.1 формулы (2), (3) и (4) представляют собой разные варианты записи определения КПД теплового двигателя (см. формулы (15.1) и (15.2)). Поэтому не определяет КПД двигателя только формула 1. (ответ 1).

Мощностью двигателя называется работа, совершенная двигателем в единицу времени. Поскольку работа двигателя равна разности полученного от нагревателя и отданного холодильнику количеств теплоты, имеем для мощности двигателя в задаче 15.2.2

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

(ответ 3).

По формуле (15.2) имеем для КПД двигателя в задаче 15.2.3

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

где — количество теплоты, полученное от нагревателя, — количество теплоты, отданное холодильнику (правильный ответ — 2).

Для нахождения КПД теплового двигателя в задаче 15.2.4 удобно использовать последнюю из формул (15.2). Имеем

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

где — работа газа, — количество теплоты, отданное холодильнику. Поэтому правильный ответ в задаче — 3.

Пусть газ совершает за цикл работу (задача 15.2.5). Поскольку количество теплоты, полученное от нагревателя равно ( — количество теплоты, отданное холодильнику), и работа составляет 20 % от этой величины, то для работы справедливо соотношение = 0,2 ( + 100). Отсюда находим = 25 Дж (ответ 1).

Поскольку работа теплового двигателя в задаче 15.2.6 равна 100 Дж при КПД двигателя 25 %, то двигатель получает от нагревателя количество теплоты 400 Дж. Поэтому он отдает холодильнику 300 Дж теплоты в течение цикла (ответ 4).

Чему равна полезная работа совершенная газом за циклЦикл, данный в задаче 15.2.8, состоит из двух изотерм 2-3 и 4-1 и двух изохор 1-2 и 3-4. Работа газа в изохорических процессах равна нулю. Сравним работы газа в изотермических процессах. Для этого удобно построить график зависимости давления от объема в рассматриваемом процессе, поскольку работа газа есть площадь под этим графиком. График зависимости давления от объема для заданного в условии процесса приведен на рисунке. Поскольку изотерме 2-3 соответствует бóльшая температура, чем изотерме 4-1, то она будет расположена выше на графике . Объем газа в процессе 2-3 увеличивается, в процессе 4-1 уменьшается. Таким образом, график процесса на графике проходится по часовой стрелке, и, следовательно, работа газа за цикл положительна (ответ 1).

Чему равна полезная работа совершенная газом за циклДля сравнения работ газа на различных участках процесса в задаче 15.2.9 построим график зависимости давления от объема. Этот график представлен на рисунке. Из рисунка следует, что работы газа в процессах 1-2 и 3-4 одинаковы по модулю (этим работам отвечают площади прямоугольников, «залитых» на рисунке светлой и темной «заливкой»). Работе газа на участке 4-1 отвечает площадь под графиком 4-1, которая меньше площади под графиком 1-2. Работе газа на участке 2-3 отвечает площадь под кривой 2-3 на рисунке, которая заведомо больше площади «залитых» прямоугольников. Поэтому в процессе 2-3 газ и совершает наибольшую по абсолютной величине (среди рассматриваемых процессов) работу (ответ 2.).

Согласно определению коэффициент полезного действия представляет отношение работы газа за цикл к количеству теплоты , полученному от нагревателя . Как следует из данного в условии задачи 15.2.10 графика, и в процессе 1-2-4-1 и в процессе 1-2-3-1 газ получает теплоту только на участке 1-2. Поэтому количество теплоты, полученное газом от нагревателя в процессах
1-2-4-1 и 1-2-3-1 одинаково. А вот работа газа в процессе 1-2-4-1 вдвое меньше (так площадь треугольника 1-2-4 как вдвое меньше площади треугольника 1-2-4-1). Поэтому коэффициент полезного действия процесса 1-2-4-1 вдвое меньше коэффициента полезного действия процесса 1-2-3-1 (ответ 1).

Источник

ТЕМА: “РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАССЧЕТ РАБОТЫ В
ТЕРМОДИНАМИКЕ МЕТОДОМ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЙ”.

Тип урока: урок закрепления изучаемого
материала.

Задачи урока.

Для ученика

Для учителя.

Обучающие:

Обучающие:

а) осмыслить понятие “работа”;

б) закрепить теоретические знания о
работе;

в) научиться применять знания на
практике для решения задач: стандартных и
нестандартных.

а) организовать процесс
решения задач по расчёту работы в термодинамике
методом диаграмм состояний по нарастающей
сложности задач;

б) активизировать
учебно-познавательную деятельность учащихся с
помощью проблемных ситуаций, ситуаций
конкуренции, ситуаций успеха.

Развивающие:

Развивающие:

а) развивать умение
представлять словесную информацию в графическом
и алгебраическом виде.

а) развивать умение
анализировать, сравнивать;

б) развивать умение обобщать и
систематизировать;

в) развивать умение разрешать
проблемы.

Воспитывающие

Воспитывающие

а) воспитывать
уверенность в своих силах;

б) воспитывать в себе “небоязнь” сложных
задач.

а) воспитывать умение
отстаивать свою точку зрения;

б) воспитывать умение слушать, спорить;

б) воспитывать умение интенсивно
трудиться умственно.

Оборудование. Дидактический материал.

1. Графопроектор, слайды.

2. Раздаточный материал.

3. Задачник. Л. А. Кирик. Физика-10.
Разноуровневые самостоятельные и контрольные
работы. М.: “Илекса”, 2004. – 192.: ил.

Ход урока

Введение.

Сегодня второй урок по теме: “ Работа в
термодинамике”. Усвоили ли Вы на первом уроке
физическую сущность работы в термодинамических
процессах? Решение задач сегодня это покажет. Наш
урок пройдёт в форме аукциона. Аукцион (“auctio”
(лат.) – продажа с публичных торгов) – способ
продажи, при котором товар предварительно
выставляют для осмотра. Я выставляю типы задач на
аукцион, объявляю количество баллов за каждый
тип. Вы предлагаете ответы, получаете за них
баллы, которые будут суммироваться
индивидуально у каждого из Вас. В конце урока
суммированные баллы определят Ваши отметки. За
урок можно получить одну и более отметок. (1
минута
)

Основная часть. Аукцион задач.

1. Начнём с “аукциончика”
графиков (проецирую на экран слайд с графиками
через графопроектор).

(2 минуты).

Задача №1. На аукцион выставлены три
очень известных графические зависимости в осях
(p,V). (Рис. 1).

Какую информацию Вы можете извлечь из
этих диаграмм?

Отвечайте, пожалуйста, по одному.
Правильный ответ – 0,5 балла.

Рис. 1

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Ответы:

1. первый процесс – изобарное
расширение.

2. второй процесс – изохорное
уменьшение давления.

3. третий процесс – изотермическое
сжатие.

4. А1 = p (V2 –V1).

5. А2 =0.

6. А3 = ? R T ln V2 /V1

7. А1 > 0.

8. А3 < 0.

(Учащиеся отвечают устно с мест.)

Итоги “аукциончика”. (Объявляю баллы.)

2. От предварительного
“аукциончика” простейших графиков мы
продвигаемся к “аукциону простых задач”.

На аукцион выставлены на выбор задача
№ 5 (
средний уровень) по цене 0,5 балла и задача
№ 1

(достаточный уровень) по цене 1 балл
на стр. 39 задачника.

Решения этих задачи потребуются в
дальнейшем при рассмотрении более сложных задач.
Время решения 2 минуты.

Задача №2.

Вариант А на 0,5 балла.

На рисунке 2 показана изобара газа в
координатах р, V. Определите работу,
совершенную газом в процессе расширения.

Рис. 2

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Решение.

А = p (V2 –V1).

А = 1,2 МДж.

Вариант Б на 1 балл.

Азот массой 280 г был нагрет при постоянном
давлении на 100 °С. Определить работу расширения
газа.

Решение.

А = p ?V; p ?V = m/µ R?T; А = m/µ R?T.

А = 8,31 кДж.

(Учащиеся выполняют задачи в тетрадях и,
получив ответ, поднимают руку. Учитель подходит к
ним проверяет и выставляет баллы за правильный
ответ. Два ученика в это время решают задачи на
обратной стороне доски. Через 2 мин открываем
решения на доске, проверяем его. Ученики у доски
получают баллы в случае правильного решения).

Итоги “аукциона простых задач”.
(Объявляю баллы.)

3. Теперь перейдём к “аукциону
задач”
.

Итак, нахождение работы с помощью
графика зависимости р(V). За задачу можно
заработать 3 балла. Эта задача № 3 на карточке
лежащей, на парте.

Задача №3. Газ расширился из
состояния с объемом V1 и давлением р1 в
состояние с объёмом V2 и давлением р2 в
процессе, при котором его давление зависит от
объёма линейно. Найти работу газа. Давление р1
меньше давления р2. . Время решения 2 мин.

Решение.

Построим график зависимости,
указанной в задаче, в координатах (р, V).

Рис. 3

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Работа газа численно равна площади
трапеции.

А= ? (p1+ p2) (V2 – V1).

(Учащиеся выполняют задачу в тетрадях
и, получив ответ, поднимают руку. Учитель
подходит, проверяет и выставляет 2 балла за
правильный ответ. Через фиксированное время
проецируется помощь (через 1 мин) и решение задачи
(через 2 мин) с помощью графопроектора. Один
ученик решает задачу на пленке графопроектора,
лампа которого выключены. Через 2 мин
проецируется решение, ученик делает пояснение).

Итоги “аукциона задач”. (Объявляю
баллы.)

4. На аукцион выставляется хорошая
задача на нахождение работы с помощью диаграммы
состояния в осях (р, V). Итак, “аукцион хороших
задач”
. Эта задача № 4 на карточке лежащей,
на парте. (Приложение). Правильное
решение задачи оценивается в 5 баллов. В процессе
решения я буду проецировать на экран подсказки.
Сделавший всю задачу до подсказки, получит за неё
4 балла, после первой подсказки – 3 балла, после
второй – 2 балла, а затем открывается всё решение
задачи.

(В подсказках поэтапно открываю: 1.
изотерму; 2. формулу работы).

Задача № 4.

Идеальный газ переводят изотермически
из состояния 1 в состояние 2 (V2< V1),
затем изобарно в состояние 3, возвращают изохорно
в состояние 1. Начертите данный процесс в осях
(р,V). Покажите штриховкой площадь, численно
равную работе за цикл. Положительную или
отрицательную работу совершает газ за цикл?
Поясните. Время решения 3 мин.

Решение:

Рис. 4

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

А = А12 + А23 + А31.

А12 < 0;

А23 > 0 Работа на участке 2 – 3
максимальна по модулю.

А31 =0.

Полная работа за цикл положительна.

(Учащиеся выполняют задачу в тетрадях
и, получив ответ, поднимают руку. Учитель
подходит, проверяет и выставляет 5 баллов за
правильное решение. Через отведенное время
проецируется решение задачи через
графопроектор. Решение на слайде пишет и
поясняет ученик, который сделал задачу первым).

Итоги “аукциона сложных задач”.
(Объявляю баллы).

5. На аукцион выставляется сложная
задача.
Эта задача № 5 на карточке лежащей,
на парте. (Приложение). Ее правильное
решение оценивается в 5 баллов. Итак, “Аукцион
сложных задач”.
Время выполнения задачи 5
минут
.

Задача №5. С молем идеального одноатомного
газа совершен цикл, изображенный на рис. 5.
Температуры газа в различных состояниях равны Т1,
Т2, Т3, Т4. Найдите работу газа за
цикл.

Рис. 5

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Подсказка-вопрос: А что Вы предполагаете
делать? (Ответ: Изобразить данный цикл в
координатах (p,V).)

Вопрос: Подумайте, а стоит ли?

Решение.

Из рис. 5 видно, что на участках 1 – 2 и 3 – 4
реализуется прямая пропорциональная
зависимость давления от температуры, т. е., как
следует из закона Менделеева — Клапейрона, объем
газа при этом не меняется, а значит, и работы газ
не совершает.

Необходимо найти работу газа лишь при
изобарических процессах 2 — 3 и 4 — 1.

На участке 2 — 3 совершенная работа будет равна
А23 = р2 (V3 – V2).

На участке 4 — 1 совершенная работа будет равна
А41 = р1 (V1 – V4).

Работа за цикл А = р2 (V3 – V2). + р1
(V1 – V4).

Уравнение Менделеева — Клапейрона
записывается в виде p V=? R T.

р1 V1 = v R T1 ; р1 V4
= v R T4 ; р2 V3 = v R T3 ;
р2 V2= v R T2.

Подставляя эти значения в выражение для работы,
получаем окончательно:

А = v R(T1 + T3 – T2 – T4).

(Решение проецируется через
графопроектор. Решение на слайде пишет и
поясняет ученик, сделавший задачу первым).

Итоги “аукциона сложных задач”.
(Объявляю баллы.)

6. Наконец, на аукцион выставляется
самая сложная на сегодняшний урок задача.

Начинаем “Аукцион конкурсных
задач”
. Эта задача № 6 на карточке лежащей,
на парте. (Приложение). Правильное
решение задачи оценивается в 5 + 5 баллов. Время
решения 7 мин.

Тем, кого не устраивает эта задача,
предлагаю решить №1 (высокий уровень) стр. 40
задачника. Правильное решение – 5 баллов.

Задача № 6.

Вариант А на 5 баллов.

Один моль идеального газа совершает замкнутый
процесс, состоящий из двух изохор и двух изобар
(Рис. 6). Температура в точке1 равна T1, в точке
3 — T3. Определить работу, совершаемую газом
за цикл, если точки 2 и 4 лежат на одной изотерме.

Рис. 6

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Решение.

На участках 1 —2 и 3 —4 работа равна
нулю.

Полная работа газа за цикл: А = А23
+ А41.

А23 = р2 (V3 – V2). Используя
уравнение Менделеева—Клапейрона, получим: р2
V3 = v R T3;

р2 V2= v R T2. Таким образом, А23
= v R T3 – v R T2.

Аналогично, А41 = v R T1 – v R T4.

Полная работа А = v R T3 – v R T2. +
v R T1 – v R T4. По условию T2
= T4.

А = v R T3. + v R T1 – 2v R T2.

Выразим T2. через T1 и T3.

Процесс 1—2 — изохорический, поэтому T1 / T2
= р1 / р2 .

В изобарическом процессе 2—3 T3 / T2 = V3
/ V2.

Умножив первое равенство на второе, получим:. T1
T3 / T 22 = р1 V3 / р2
V2 .

Учтем, что р1 = р4 и V3 = V4.

T1 T3 / T 22 = р4 V4 /
р2 V2;но р4 V4 = р2
V2; поэтому T1 T3 / T22 = 1.

T2 = v T1 T3 .

Работа за цикл А = v R (T3. + T1 – 2 v
T1 T3).

Окончательно получаем: А = v R (vT3. – v
T1)?.

Вариант Б на 5 + 5 баллов.

Над одним молем идеального газа совершается
цикл, показанный графически на рисунке 7. Какую
работу совершает газ во время этого процесса?
Данные взять с рисунка.

Рис. 7

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Подсказка-вопрос: А что Вы предполагаете
делать? (Ответ: Изобразить данный цикл в
координатах (p,V)).

Правильно.

Решение.

Нарисуем график зависимости в координатах (p,V).)
для данного процесса (рис. 8).

Рис. 8

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

На участке 1 —2 давление меняется по закону р = V, где — некоторая постоянная.

Выразим температуру газа через давление: Т = р2
/2 и
подставим в уравнение Менделеева—Клапейрона.
Получим р = 2
V/vR. Давление прямо пропорционально объему.
На этом участке газ совершает положительную
работу. Процесс 2—3 — изохорический, во время
этого процесса работа равна нулю. В
изобарическом процессе 3—1 работа совершалась
над газом, т. е. газ совершал отрицательную
работу. Полная работа газа равна площади
треугольника 1 2 3:

А = (р2 – р1) (V2–V1) /2.

Так как V2 = v R T2 / р2, V1 =
vRT1 / р1, окончательно получаем:

А = 0,5 v R (р2 – р1) (T2 / р2
– T1 / р1).

(Решение пишет на доске и поясняет
первый ученик, решивший задачу).

Итоги“Аукциона конкурсных
задач”. (Объявляю баллы.)

7. В заключение урока предлагаю “аукцион
олимпиадных задач”.
Пятерка достанется только
одному ученику за идею и мгновенный ответ.

Задача №7.

Газ переводят из состояния 1 в состояние 3 в
процессе, изображенном на диаграмме в
координатах (p,V). (Проецирую на экран слайд через
графопроектор).

Линии 1 – 2 и 2 – 3 представляют собой
полуокружности равных диаметров. Найти работу
газа в данном процессе. Данные взять с диаграммы.

Рис. 9

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Решение.

Преобразуем графическую зависимость к виду:

Рис. 10

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Рис. 11

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Работа газа численно равна площади
прямоугольника:

А = р0 (5V0 – V0).

А = 4 р0V0.

(Решение проецируется через
графопроектор. Решение на слайде пишет и
поясняет первый ученик, решивший задачу).

Задание на дом. . Предлагается решить
достаточно сложную задачу №8. Её цена 5 + 5
баллов. Задача №8 помещена на стенде
кабинета.

Тем, кого не устраивает эта задача, предлагаю
решить № 31. 1 и 31. 4 на стр. 160 учебника под ред. А. А.
Пинского.

Задача №8. Найдите работу, совершенную молем
идеального газа в цикле, состоящем из двух
участков линейной зависимости давления от
объема и изохоры (рис. 12). Точки 2 и 3 лежат на
изотерме, прямая 3— 1 проходит через начало
координат. Заданы температуры Т1, и Т2,
Т3. .

Рис. 12

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Решение:

Работа на изохоре 1 – 2 равна нулю. Работа на
участке 2 – 3 равна площади трапеции. Учтя, что

р 2V 2 = р 3V 3 = ?RT 2,
имеем:

Поскольку прямая 3 – 1 проходит через начало
координат и, следовательно, р1/V1 = р3/V3
получаем:

Т 1/V12 = Т 2/V22
= Т 3/V32 . Поэтому работу А 23
можно окончательно записать в виде:

Чему равна полезная работа совершенная газом за цикл

Работа на участке 3—1 тоже равна площади
трапеции:

Искомая работа в цикле равна:

Для участка прямой 2—3, соединяющего точки
изотермы, так же как и для самой изотермы, работа
газа определяется лишь отношением объемов.
Работа же газа вдоль участка произвольной
прямой, проходящей через начало координат на
диаграмме р V, определяется лишь разностью
температур конечного и начального состояний.

Заключение.

Сегодня было выставлено на интеллектуальный
аукцион немало задач, и вы с ними справились.
“Много задач вместе иногда решить легче, чем
одну из них, если то большее число задач хорошо
согласовано, а одна задача сама по себе
изолирована” (Д. Пойа). Не правда ли?

Окончательные итоги. Максимальное количество
решенных задач за урок –

Максимальная оценка за урок –

(Объявляю оценки. Некоторые учащиеся могут
получить за урок несколько оценок за интенсивную
умственную работу).

Надеюсь, все получили удовольствие от
интеллектуальной деятельности.

Литература.

1. Физика: Учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл.
изучением физики / О. Ф. Кабардин, В. В. Орлов, Э. Е.
Эвенчик. ; под ред. А. А. Пинского. – 7-е изд. –М.:
Просещение, 2002. – 415 с.: ил.

2. Л. А. Кирик. Физика-10. Разноуровневые
самостоятельные и контрольные работы. М.:
“Илекса”, 2004. – 192 с.: ил.

3. Практикум абитуриента. Молекулярная
физика, оптика, квантовая физика. Под ред. В. В
Можаева и А. И. Черноацана. Приложение к журналу
“Квант” №2, 1995. – М.: – Бюро “Квантум”.

4. Ю. А. Конаржевский. Анализ урока. М.: – Центр
“педагогический поиск”, 2003. – 336с.

Источник