Чем вы можете быть полезны для радио
В России 7 мая отмечается профессиональный праздник работников связи – День радио. Именно 7 мая 1895 года физик Александр Попов произвел первый в нашей стране сеанс радиосвязи, в 1925 году эта дата была впервые отмечена в СССР, а с 1945-го праздник отмечается ежегодно.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Сегодня, наверное, треть людей хотят стать ведущими на радио: рассказать про погоду, прочитать новости, сделать свою авторскую музыкальную программу, ну или просто побывать в радийном закулисье. Если в 1990-е годы ведущим мог стать практически любой человек, который хоть как-то умеет правильно говорить, то в настоящее время попасть к микрофону удается не каждому. О том, как стать радиоведущим и какие скороговорки при этом нужно знать, рассказал главред m24.ru, диктор и журналист Александр Горностаев.
Голос как визитная карточка
Для начала откроем первый секрет ведущего на радио – это голос. Главное требование к радийному оратору заключается в красивом тембральном окрасе и отсутствии так называемых милизмов (лишнее эмоциональное окрашивание слов). Другими словами, голос ведущего должен быть четким и без каких-либо дефектов.
Кстати, если у человека есть небольшие нарушения дикции, их можно легко исправить. Для этого необходимо выбрать профессионального преподавателя по технике речи и начать проводить с ним сеансы по совершенствованию произношения. Обычно занятия начинаются с прослушивания голоса, человек садится к микрофону и начинает говорить, его голос записывается и затем прослушивается вместе с преподавателем. На записи слышны все недочеты и лишние звуки, к которым относятся лишние согласные и гласные звуки при произношении, неправильные интонации и “урезанные” окончания слов.
Бренд-войс телеканала “Москва 24” Вера Коцюба – о технике речи и силе голоса
После правильной постановке “диагноза” преподаватель начинает исправлять речь будущего ведущего. Например, если ученик плохо выговаривает букву Р, то ему предлагается сложный на первый взгляд ряд буквосочетаний: “РЛИЛРИ – РЛЭЛРЭ – РЛАЛРА – РЛОЛРО – РЛУЛРУ – РЛЫЛРЫ” или “ЛРИРЛИ – ЛРЕРЛЕ – ЛРЯРЛЯ – ЛРЁРЛЁ – ЛРЮРЛЮ – ЛРИРЛИ”.
Если “западает” звук “С” или “Т”, то нужно научиться четко произносить: “СТИЗДИ – СТЭЗДЭ – СТАЗДА – СТОЗДО – СТУЗДУ – СТЫЗДЫ”.
Произносить эти абракадабры стоит медленно с ударением на первый слог, а затем быстрее. Главное – добиться четкости произношения и представить себя в роли пулемета, который выстреливает этими фразами.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 13
От топота копыт пыль по полю летит
Будем считать, что будущий радиоведущий уже умеет четко произносить все звуки и выучил все нюансы произношения согласных.
Второй секрет говорящего у микрофона – это умение четко, быстро и задорно читать тексты перед микрофоном. В настоящее время существует огромное количество скороговорок, при помощи которых можно натаскать себя на чтение новостей. У ведущего новостного блока на современной радиостанции ограниченно время в эфире. Часто информационный блок не должен занимать более 3–5 минут. За такое короткое время необходимо выложить максимум полезной информации, рассказать про пробки на дорогах и сообщить о погоде на завтра.
Многие пользователи социальных сетей видели ролики, на которых учащиеся дикторских школ начинают зачитывать с серьезным видом забавный текст: “В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали…” Эту краткую повесть от А. Пантелеева знают все преподаватели по технике речи и их ученики.
Можно с уверенностью сказать, что если вы этот текст сумеете прочесть быстро и при этом ни разу не ошибетесь в произношении, то дорога на радио вам открыта.
От Лигурии до бесперспективняка
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит-перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк – из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.
ЗвОнит или звонИт, вклЮчит или включИт
Третьим секретом любого радиоведущего является правильное произношение ударений в словах. У новичков на радио часто случается культурный шок, и они никак не могут привыкнуть к тому, что телефон все-таки звонИт, а микрофон – включЁн. Еще одной частой ошибкой ведущих бывает неправильное употребление слов надеть и одеть. В данном случае нужно просто запомнить простую истину – “Надеть одежду, одеть Надежду”.
Для того чтобы правильно ставить ударения в словах, каждый уважающий себя диктор приобретает специальный орфоэпический словарь. Его можно найти на полках любого крупного книжного магазина. Обычно он называется “Словарь ударений для дикторов радио и телевидения”.
Для человека, который хочет добиться своей цели, нет преград. Если вы сейчас решили стать радиоведущим – будьте им!
Жду своих учеников- будущих радиоведущих (Санкт-Петербург)!
Начнём с того, что такое «подводка»?
“Подводками” на радио называют небольшой текст, который линейный ведущий или RDJ говорит между песенными блоками.
Почему именно «подводка» стала термином для текста? Наверное, это потому что она «ведёт» из пункта «А» в пункт «Б». Эти короткие информативные выходы должны к чему-то приводить – к песни, к новости, к погоде, к интерактиву или передачи.
Главной задачей «подводки» является, удержание внимания слушателей или «раскачка» аудитории. Подводка хороша, когда на неё хочется ответить. Возможно, согласиться с ведущим или, наоборот, вступить в спор, а может просто улыбнуться, получив от текста положительный заряд. Подводка должна цеплять. Понаблюдайте за собой во время прослушивания любимого радио. Если вы улыбаетесь на голос радиоведущего или от сюжета его подводки, то он делает свою работу хорошо.
Какой объём текста должна содержать подводка?
Средняя продолжительность – от 15 до 30 секунд. Приблизительно 3-10 предложений. Это не строгий регламент. Если темп эфира бодрый, то за 30 секунд можно сказать и чуть больше. Количество и распределение по часу эфира регулируется так называемым «клоком».
«Клок» – это схема одного часа эфира радиостанции. Говоря человеческим языком, в 1 часе ведущий читает от 3-5 подводок, кол-во соответствует выходам в эфир.
Когда выходить с подводкой?
Здесь есть 2 традиционных варианта. Первый – радиоведущий выходит в эфир после фирменного джингла-отбивки, второй- на окончание песни. Если с первым всё понятно, то со вторым нужно разобраться заранее. Дурным тоном считается выход на вокал. Когда играет песня, певец поёт, а вы уже читаете погоду. Получается полное «фуууууу». Если радиоведущий запланировал свою подводку на окончание песни, то он должен быть абсолютно уверен, что в «хвосте» нет припева и вокала. Второй вариант профессиональнее. Ведь радиоведущий владеет музыкальным материалом и знает песни, которые играют в эфире.
Как говорить подводки?
Основная задача ведущего эфира – удержать слушателя на волне. Эмоциональную подачу подводки диктует формат радиостанции. Никогда опытный радиоведущий не будет устраивать «эгегей» на лаунж-станции. Если мы говорим про энергичное танцевальное радио, то представлять песни, звучащие в эфире, нужно максимально ярко. У слушателя должно складываться впечатление, что он свой, его понимают, что с ним на одной волне. Объявлять песни нужно вкусно.
Помимо представления музыкальных композиций, радиоведущий должен создавать позитивный фон, будь то танцевальная станция или релакс- волна. Очень хорошо, когда подводки не пустые, а полезные. Например, прогноз погоды, интересный факт из биографии артиста или комментарий к его постам в социальных сетях, приветы и поздравления в эфире, розыгрыши призов и подарков (интерактивы). Все это и есть подводки к линейному эфиру радиостанции.
Какие виды подводок существуют?
Различают несколько типов подводок. Опять повторюсь, что это не истина в последней инстанции, не строго регламентированная структура. Конечный вариант текста радиоведущего всегда индивидуален. Это творчество, а оно не шаблонно! Но, всё-таки, опорные точки есть. Есть подводки, которые вы всегда слышите в эфире:
1. Подводка-приветствие.
В начале каждого часа. Обычно это ответы на вопросы:” Кто в студии?”,” В какой студии?”,” И сколько он там планирует пробыть?”. Обязательно прозвучит название радиостанции, пожелание доброго дня, вечера и переход к песни.
2. Подводка-анонс.
Название говорит само за себя. Это анонс предстоящих игр, рубрик, интервью, лучших песен часа (иногда с отрывками из них), программ, вечерних и утренних шоу. Иногда, это подводка может быть без привязки к эфирной сетке. Когда ведущему необходимо анонсировать организуемые радиостанцией или спонсорами вечеринки, концерты и другие акции (эфирные и не эфирные). Тут важно понимать, что читать всю «программу передач» не нужно – не «слушабельно». Мы или говорим про акции, или про сетку вещания.
3. Я называю их так. «Подводка- актуалочка».
Важная информация: прогноз погоды, курс валют, ситуация на дорогах. Вот тут без самодеятельности. Информация берётся из официальных источников со ссылкой на них. Основное требование: предоставление только полезной и точной информации без ненужных подробностей. С чувством, с толком, с расстановкой.
4. Подводка-интерактив.
Это «тест-подводка». Именно здесь ведущий может понять активность целевой аудитории.Проверить обратную связь. К интерактивам на радио относят: конкурсы в социальных сетях, розыгрыши, конкурсы со звонками в прямой эфир, столы заказов. Всё, что заставляет людей говорить с вами. Интерактивы могут быть с приглашением слушателя в эфир ( конкурсы со звонками в студию) и без его прямого участия (зачитываются приветы, поздравления, результаты конкурса в социальных сетях).
5. Подводка-наблюдение (тоже моё название).
В подводке этого типа, радиоведущий сообщает слушателям о том, что видел, прочитал, о каком-то курьёзном случае с его друзьями, артистами и.т. Может какой-то интересный факт о песне или её исполнителе. Здесь может быть и философский посыл – «на подумать», и юмор, и поддержка, и остренький, но приличный сарказм.
Это коротко о том, что такое «подводка» в мире радио. Любая импровизация хороша, но только тогда, когда она подготовлена.
Эфир нужно готовить! Это львиная доля работы линейного радиоведущего.
Всех мечтающих жду на своих мастер-классах, подробности @kseniyafoxspb. До встречи в эфире.
В Минск на конференцию “Хиты маркетинга: это надо слышать!”, организованную радио Unistar, приезжал Алекс Кинд, владелец консалтинговой компании Kind of Radio, который является консультантом радиостанций в Австрии, Германии, Словении, России и программным директором берлинского радио Star FM.
В своем выступлении он поделился секретами, как настроить слушателей на свою волну и как маркетологам правильно провести промо-кампании для привлечения новой аудитории. Публикуем краткий конспект лекции Алекса Кинда.
Четыре главных вопроса для радиостанции
Алекс Кинд рекомендует усвоить золотое правило: ваше радиомедиа продукт – это личность. Поэтому будьте другом вашим слушателям.
НЕ будьте высокомерным, самовлюбленным.
Будьте честным, настоящим. И никаких фейков!
Построить свою уникальность можно, ответив на следующие вопросы:
1. О чем фактически люди должны говорить о вас?
Это музыка? Или новости? Уточните УТП вашего продукта/имиджа
2. Какие люди должны говорить о вас?
Это мужчины или женщины? Старшее поколение, молодежь? Уточните вашу целевую аудиторию
3. Что люди должны говорить о вас?
Что вы чокнутые/смешные/дружелюбные? Уточните ваш имидж
4. Какой цели вы хотите достигнуть?
Хорошо, люди о вас говорят. Но что им нужно сделать? Включить радио? Купить продукт?
Изучаем своего слушателя
После того, как вы разобрались с тем, что представляет ваша радиостанция, эксперт из Германии предлагает внимательным образом изучить аудиторию и узнать, кто слушает ваше радио, какой образ жизни ведут эти люди и для чего вообще они настраиваются на волну выбранной радиостанции.
Зная аудиторию, можно планировать и мероприятия по продвижению. Например, для ядра вашей аудитории (это люди, которые считаю вашу станцию любимой и слушают ее большую часть времени) имеет смысл делать продвижение с расчетом на увеличение среднего времени прослушивания.
Призовое продвижение может слушателям, которые периодически слушают вашу станцию, назвать наконец-то ее самой любимой.
Ну а для привлечения тех людей, кто что-то где-то слышал о вашей радиостанции, но не является слушателем, работают яркие инфоповоды.
Самые эффективные призы на радио
Алекс Кинд привел свою версию самых эффективных призов слушателям, которые стоит разыгрывать в радио эфире:
- Телевизор, смартфон, планшет
- Деньги
- Путешествия на выходные
- Машины
Но к выбору призов следует относиться обдуманно. Например, лучше сделать 100 призов по 50 рублей, чем один приз на 5 тысяч – выигрыш для слушателей станет более вероятным.
Захотелось разыграть Ferrari? Прекрасно, только учтите, что для одного из слушателей в Берлине такой приз оказался слишком дорогим – он не смог оплатить страховку.
Не забывайте создавать эмоциональную историю вокруг приза. Потому что что положительные эмоции важнее денежного эквивалента стоимости приза. Как уверен немецкий эксперт, бесценные счастливые моменты могут обеспечить более сильную лояльность, чем “купленную” при помощи призов.
Помните, что все хорошо в меру:
Несколько крутых идей для промокампаний на радио
- Упадет или нет. В 100 метрах над землёй в центре города на кране висит дорогой автомобиль, а слушатели в течение 4 недель голосуют – упадет он или нет.
- Уникальный концерт. Радиостанция придумывает для хорошей музыкальной группы необычную концертную площадку – в самолете, в подвале, в сауне и т.д. И несколько слушателей могут выиграть билеты на самый экстраординарный концерт в своей жизни.
- Насколько честен ваш город. В людном месте города находится велосипед, за которым наблюдает веб-камера. Главный вопрос: как долго велосипед будет находится в этом месте, пока его не украдут? Акция с голосованием длится до момента кражи, а потом можно организовать баттл между разными регионами (кстати, велосипед в Берлине был украден через 9 минут, в Мюнхене – через 9 часов).
- Последняя тайна вашей страны/города. Готовите 10 вопросов, например, о Минске. Жители Минска: любят больше котов или собак? Какой процент жителей когда-нибудь что-нибудь украли? Моют руки после посещения туалета? Изменяли ли своему партнеру? Каждый день задается один вопрос в эфире с большой дискуссией в утреннем шоу, а раскрытие тайны в шоу во время драйв-тайм. Слушатели могут заранее делать свои ставки – кто правильно угадал может выиграть деньги
- Автомобиль с наличными. В багажнике автомобиля, который припаркован где-то в городе, лежит куча наличных денег. Каждый день слушатели получают какую-то подсказку о местонахождении автомобиля – тип, цвет, где стоит. Кто первым его найдет – может забрать деньги себе.
- Испытай удачу. Два слушателя в прямом эфире ломают свои телевизоры. Далее подбрасывается монета – и победитель получает новую крутую модель телевизора в подарок. Ну а второму слушателю не повезло 🙂
- Кастинг-шоу в метро. Радиостанция выбирает трех кандидатов, желающих стать известными певцами. Спускается с ними в метро, и каждый из них поет – а незнакомые люди, сидящие в вагоне, выставляют оценки – все происходит в прямом эфире на радио / прямой трансляции на Facebook
- Унылые недели. Слушатели присылают на радиостанцию фотографию – например, своего старого, дряхлого велосипеда. Все картинки публикуются онлайн, и слушатели голосуют – у кого самый ужасный велосипед. Победитель получает новый велосипед. Точно также можно разыграть диван, тату, очки. Для большего эффекта – автомобиль или новую кухню. Для экстремального эффекта – зубы или женскую грудь.