Чем вреден и чем полезен конфликт

Польза от конфликта или 4 способа разрешить спорную ситуацию
Привет, на связи Игорь Зуевич. Конфликт — известная всем ситуация, при которой сталкиваются интересы, цели, потребности или ценности разных личностей. Подобное противостояние является неизменной составляющей нашей жизни. Споры часто возникают между друзьями, коллегами и даже в семейных отношениях. Думаете, что конфликт — это катастрофа? Не всегда. Часто он помогает улучшить ситуацию, поэтому стоит узнать несколько лайфхаков, помогающих противостоять и разрешить проблему.
Польза от конфликтов существует?
Страх, раздражительность, разочарование, гнев — эмоции, сопровождающие конфликт. Однако, современные психологи советуют не воспринимать подобное противостояние, как нечто разрушительное и подавляющие. Если научиться управлять конфликтом и собеседником, то можно извлечь некоторую пользу.
Позитивные моменты:
1. Эмоциональная разрядка. Из-за регулярных стрессов внутри любого человека находится бомба, которая в любой момент может взорваться. При разрешении конфликта эмоции выходят наружу, что является нужным и положительным явлением. Удерживая недовольство и претензии в себе, можно стать участником более глубокого противостояния, которое приведет к ссоре или разладу в отношениях с собеседником.
2. Никаких “масок”. В конфликтной ситуации открывается истинное лицо человека и вы сможете увидеть, что из себя представляет та или другая личность. Даже родственник или близкий друг проявляет себя с неожиданной, не всегда лучшей стороны. Социальное противостояние учит детальнее узнавать людей и формировать приятный круг общения.
3. Объединение. Групповой конфликт, к примеру на работе или между разными семьями, приводит к объединению единомышленников и членов одной социальной ячейки. Единые интересы и общий “враг” сплачивают людей, позволяя обрести новых друзей или улучшить отношения в семье.
4. Возможность улучшить отношения. Конфликт — первый знак того, что отношения находятся “на волосине”. Здесь дается возможность осознать, насколько вы близки с противоборствующей стороной и определиться, хотите ли вы сохранить последующее общение. Здравомыслящий человек рассматривает конфликт, как ступень к развитию и улучшению взаимоотношений с другими людьми.
Способы разрешения конфликтной ситуации
1. Уклониться от ссоры. Такое поведение вполне оправдано, когда спор имеет незначительные масштабы. Иногда разумнее и проще уйти от проблемы и “сгладить” ситуацию.
2. Приспособиться или уступить. В этот момент одна из сторон готова забыть свои интересы, угождая мнению соперника. Причиной вовсе не является неуверенность или заниженная самооценка. Если приспособившейся участник хочет обозначить ценность взаимоотношений, такое разрешение спора вполне допустимо.
3. Компромис. Если одна из сторон постепенно переходит к рассмотрению противоположной точки зрения — можно считать, что вы пришли к компромиссу — взаимной уступке и правильной стратегии. В результате этого, любой из участников спора отчасти удовлетворяет собственные интересы.
4. Сотрудничество. Последний способ основывается на взаимоуважении. Представления о карьере, семейной жизни или дружбе у каждого свои. Логично считаться с чужим мнением и воспринимать человека таким, какой он есть. В данном случае обе стороны готовы прийти к диалогу и хотят найти общее решение. Психологи считают, что “сотрудничество” — наиболее правильный и приемлемый способ разрешения конфликтной ситуации. В результате достигается баланс, а личность, способная на сотрудничество, считается интеллектуально развитой и полноценной.
Как видите, если вы уже знаете о том, какие есть способы устранить конфликт и извлечь пользу из спорной ситуации, то воспользуйтесь в таких случаях эмоциональной разрядкой, возможностью снять маски и улучшить отношения, найти компромисс и начать эмоциональное сотрудничество. Действовать лучше сообща и вместе с теми людьми, у которых уже есть опыт и результаты. Приходите в наши программы, заодно и заработаете больше!
С Вами,
— Игорь Зуевич.
Обязательно скачайте:
Контент-План (календарь постов) для публикаций в Instagram
Бесплатный Курс — Как Настроить Рекламу в Instagram
ЧИТАТЬ в Telegram
Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: 9 уроков на пути к вдохновению и совершенству
Источник
Обычно слово конфликт вызывает только негативные эмоции и ассоциации. Давайте разберемся подробнее какие негативные последствия несет за собой межличностный конфликт и какие есть положительные моменты в этих непростых ситуациях.
Негативные последствия конфликта
- Истощение личностных ресурсов – в конфликте мы тратим материальные, духовные и жизненные силы на его завершение. Ввязываясь в большое количество не нужных конфликтов, мы рискуем потратить все силы на них.
- Разрушение/повреждение системы межличностных отношений – до начала конфликтной ситуации наши отношения с человеком были для нас определены. Конфликт меняет характер взаимоотношений, нарушая сложившиеся связи (появляется враждебность, неприязнь, предубеждение).
- Негативно отражается на деятельности конфликтующих – учитывая, сколько затрат сил требуется на развитие и разрешение конфликта, мы меньше внимания уделяем нашей основной деятельности (хуже работает, меньше общаемся с семьей и друзьями и т.д.). К тому же, чем яростнее и больше мы конфликтуем, там больше времени потребуется на восстановление, во время которого человек тоже не так продуктивен, как до конфликта.
- Негативное воздействие на психическое состояние участников конфликта – настроение портится, негативных эмоций становится больше, как и напряжения. Изменяется восприятие ситуации, Нам становится сложно адекватно оценивать обстановку.
- Нередко конфликт сопровождается психологическим или физическим насилием. Сама форма взаимодействия – противоборство мотивов, целей и интересов может быть довольно агрессивной. В какой-то момент один участник (или оба) решают, что насилие поможет им достичь цели и завершить конфликт.
- Закрепление агрессивных способов решения проблем в социальном опыте. Девиз «победа любой ценой» в конфликтных ситуациях довольно часто встречается. Если человек переходит к агрессивному давлению, стремясь продавить другого, то подобное поведение и безальтернативное желание взять вверх над оппонентом может стать привычным поведением. Особенно, если оно привело к успеху.
- Возникают стрессовые состояния, которые могут привести к росту вероятности заболеть. Например, сердечно-сосудистыми заболеваниями или столкнуться с проблемами желудочно-кишечного тракта.
- Формирование негативного образа «другого». Вступая в конфликт, мы перестаем рассматривать другого человека как потенциально опасного для нас. Напротив, в какой-то момент он становится непосредственно опасным, что служит началом конфликтных действий и началом формирования «образа врага». Затем под влиянием этого образа, мы укрепляем негативные установки по отношению к другому человеку и готовы действовать в ущерб ему.
- Отрицательное влияние на развитие личности. Под влиянием ошибочных убеждений участники конфликта могут прийти к убеждениям «мир ко мне несправедлив», а также убежденности, что «кто сильнее, тот и прав» и разочарованиям (ничего изменить нельзя, все безнадежно).
Однако у конфликта есть и позитивное влияние:
- Полное или частичное устранение противоречия. Ошибки управления, организации, ошибочные установки и многое другое во время конфликта становится явным, а значит мы получаем возможность исправить недочеты, устранить что-то и провести работу над ошибками. Это самый большой плюс конфликтов. Разумно воспользовавшись им, можно не только наладить отношения (как бы странно это ни звучало), но и изменить уровень взаимодействия.
- Позволяет оценить индивидуально-психологические особенности людей. Как говорится в одной пословице «где тонко, там и рвется», конфликт показывает наш уровень зрелости, порядочность, проявляет наши ценностные ориентации и истинные мотивы. А также повышает наш уровень устойчивости к стрессовым факторам.
- Снижение психической напряженности. Несовпадение взглядов, противоречия в суждениях, ценностях, мотивах и несовершенство систем взаимодействия (например, на работе), ведет к усилению напряжения. Осознание противоречия в конфликте помогает уменьшить это напряжение, а если конфликт завершается компромиссом или сотрудничеством, то напряжение может полностью уйти.
- Может служить источником развития личности, является частью опыта в межличностных отношениях. Умение конфликтовать один из ценных навыков для человека, который тот осваивает начиная с детсадовского возраста. Это необходимый этап социализации и адаптации, который расширяет сознание человека с помощью информации о возможностях и вариантах преодоления противоречий, а также наличии других интересов и взглядов на мир.
- Может улучшить качество индивидуальной деятельности. Как показывают исследования, на начальных этапах конфликта демонстрация персональных результатов (дух соперничества) приводит к более интенсивной работе и желанию продемонстрировать все навыки и умения, особенно у молодежи.
- Отстаивание человеком справедливых целей в конфликте повышает авторитет этого человека у окружающих. Справедливость целей довольно условное понятие, но в конкретной ситуации для конкретного коллектива справедливость своя. Сочувствующие конфликтующим сторонам могут проникнуться уважением к человеку, который представляет их интересы.
- Конфликт служит средством самоутверждения личности. Решение противоречий с помощью конфликта не единственный путь, и возможно, не самый лучший, но может стать первым шагом человека к проявлению собственной личностной позиции и способствовать формированию активной личной позицией во взаимодействии с окружающими.
Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением, что наши действия непосредственно влияют на результат конфликта. А это значит, что в наших силах выбрать ту стратегию поведения в конфликте, что позволит устранить противоречия с минимальным проявлением негативных сторон конфликта. В следующей статье мы поговорим об основных стратегиях поведения в конфликте и изучим, что влияет на выбор этой стратегии, а также как снизить потери от конфликта и добиться устранения противоречий.
Источник
9 745
Жизнь без ссор — иллюзия, но несмотря на это мы всячески стремимся сократить их количество. Казалось бы, что в этом плохого? Психотерапевт Шон Гровер о том, почему мы избегаем выяснения отношений и как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Когда вы сталкиваетесь с конфликтом, вы спешите извиниться, согласиться и уладить разногласия? Вы идете на компромисс и скрываете чувства за натянутой улыбкой и нервным смехом? А потом не можете перестать думать об этой ситуации, и вам не удается заснуть?
Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, конфликты пробуждают в вас беспокойство. При столкновении с незначительными противоречиями вы бледнеете, ощущаете панику и чувствуете себя жертвой.
Пока вы не научитесь прорабатывать сложные чувства и не признаете, что разногласия — это здоровый элемент отношений, настоящая близость с партнером невозможна. Почему конфликты нас расстраивают? Они пробуждают неприятные чувства, старые страхи и беспокойства. Мы чувствуем учащенное сердцебиение, дрожим и потеем. Тело реагирует на травмы из прошлого.
Почему мы избегаем конфликтов?
Вот несколько причин избегающего поведения, родом из прошлого:
Родители-агрессоры. Слишком строгие, вспыльчивые и скорые на расправу родители провоцируют у детей неуправляемую тревожность, которая оставляет незаживающие эмоциональные раны.
Во взрослом возрасте конфликт бередит эти раны и вызывает панические реакции, например, потливость, тремор и учащенное сердцебиение. Вместо того, чтобы преодолеть трудности в отношениях, мы прибегаем к детским защитным реакциям: отрицанию, вытеснению и деперсонализации.
Пытаясь защититься, мы эмоционально дистанцируемся от окружающих, резко прекращаем отношения и перестаем общаться с друзьями без предупреждения. Или демонизируем окружающих, чтобы оправдать свое поведение.
Агрессивные сверстники или братья и сестры. Если взрослые не вмешиваются и не устанавливают границы, братья, сестры и приятели издеваются над чувствительными детьми и наносят вред хрупкой детской самооценке.
В результате человек, который испытывал постоянную агрессию со стороны других детей, либо всячески избегает конфликта, либо слишком остро на него реагирует.
Отсутствие заботы со стороны взрослых. Если ребенка никто не утешает, у него возникает недоверие к людям. И во взрослом возрасте такой ребенок уходит от конфликта и демонстрирует равнодушие к происходящему. Глубоко под внешним безразличием скрывается ощущение пустоты и ненужности, но мало кто об этом знает.
Как прорабатывать конфликт
Конфликты неизбежны. Есть несколько стратегий избегания, которые действуют наоборот, то есть приводят к эскалации конфликтов:
1. Вы скрываете истинные чувства.
2. Вы накапливаете неудовлетворенность.
3. Вы пренебрегаете своими потребностями.
Научившись прорабатывать конфликт, вы стабилизируете самооценку и обретете уверенность. И, что особенно важно, вы станете ближе к окружающим. Вот несколько советов по поведению в конфликтной ситуации:
Не молчите. Научитесь высказывать свое мнение при возникновении конфликта или разногласий. Онлайн-комментарии и переписка в мессенджере не в счет. Виртуальное выяснение отношений приносит лишь временное облегчение и, как правило, носит пассивно-агрессивный характер. Если вам страшно вступать в конфронтацию лицом к лицу, обратитесь за поддержкой к другу или коллеге.
Подружитесь с конфликтом. Многие болезни, связанные со стрессом, возникают из-за подавленных чувств и невысказанных обид. Признайте, что конфликты неизбежны. И вместо того, чтобы бежать от них, бегите им навстречу — решайте их в режиме реального времени.
Запишитесь на групповую психотерапию. Терапевтические группы — лучшее место для развития коммуникативных навыков, обучения выстраиванию доверительных отношений и продуктивному разрешению конфликтов.
Тренируйте устойчивость к конфликтам. Деструктивно реагировать мы умеем с рождения, а цивилизованному решению конфликта надо учиться. Не кричать, не прятаться, а спокойно разговаривать и выслушивать оппонента сложно. Но если вы будете тренироваться, в награду получите новые возможности общения, близость и доверительные отношения.
Об авторе: Шон Гровер — психотерапевт, автор книги «Когда дети в доме главные. Как отобрать контроль у своего любимого мучителя и снова начать наслаждаться родительством».
Источник
В самой общей форме субъективные, связанные с людьми, их сознанием и поведением причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:
- взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон;
- осознанием этого;
- стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.
Иную, более развернутую классификацию общих причин конфликтов дают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, которые выделяют следующие основные причины конфликта.
1. Распределение ресурсов. Практически в любых организациях ресурсы всегда ограничены, поэтому задачей руководства является рациональное распределение материалов, людей и денег между различными подразделениями и группами. Поскольку людям свойственно стремиться к максимальному получению ресурсов и завышать значимость своего труда, постольку распределение ресурсов почти неизбежно ведет к разного рода конфликтам.
2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует всюду, где при выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы). Ввиду того, что любая организация есть система, состоящая из ряда взаимозависимых элементов — подразделений или людей, при неадекватной работе одного из них, а также при недостаточной согласованности их деятельности взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере усложнения организаций, их дальнейшего структурного деления и связанной с ним автономии. Вследствие этого отдельные специализированные подразделения (группы) начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации. При практической реализации автономных (групповых) целей это приводит к конфликтам.
4. Различия в представлениях и ценностях. Неодинаковые представления, интересы и желания людей влияют на оценку ими ситуации, приводят к тенденциозному восприятию ее и соответствующей реакции на нее. Это порождает противоречия и конфликты.
5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, образовании, стаже, возрасте, ценностных ориентациях, в социальных характеристиках и даже просто в привычках препятствуют взаимопониманию и сотрудничеству людей и повышают возможность возникновения конфликта.
6. Неудовлетворительные коммуникации. Недостаток, искажение, а иногда и избыток информации могут послужить причиной, следствием и катализатором конфликта. В последнем случае плохие коммуникации усиливают конфликт, мешая его участникам понять друг друга и ситуацию в целом.
Данная классификация причин конфликта может использоваться при его практическом диагнозе, однако в целом она достаточно абстрактна. Более конкретную классификацию причин конфликта предлагает Р. Дарендорф. Используя и дополняя ее, можно выделить следующие типы причин социальных конфликтов:
1. Персональные причины («личностные трения»). В их число включают индивидуальные черты, симпатии и антипатии, психологическую и мировоззренческую несовместимость, различия в образовании и жизненном опыте и т.п.
2. Структурные причины. Они проявляются в несовершенстве:
- коммуникационной структуры: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников, недоверие и несогласованность действий между ними из-за несовершенства или расстройства коммуникаций и т.п.;
- ролевой структуры: противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику, официальных требований и личных целей и т.п.;
- технической структуры: неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.;
- организационной структуры: нарушающая общий ритм работы несоразмерность различных подразделений, дублирование вих деятельности, отсутствие эффективного контроля и ответственности, противоречивые устремления формальных и неформальных групп в организации и т.п.;
- структуры власти: несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, а также распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное лидерство и борьбу за него.
3. Изменение организации, и прежде всего техническое развитие.Организационные перемены приводят к изменению ролевых структур, руководящего состава и других работников, что нередко вызывает недовольство и конфликты. Весьма часто их порождает технический прогресс, ведущий к сокращению рабочих мест, интенсификации труда, повышению квалификационных и иных требований.
4. Условия и характер труда. Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая экологическая среда, плохие отношения в коллективе и с руководством, неудовлетворенность содержанием труда и т.п. — все это тоже создает благоприятную почву для возникновения конфликтов.
5. Распределительные отношения. Оплата труда в форме заработной платы, премий, вознаграждений, социальных привилегий и т.п. не только служит средством удовлетворения разнообразных потребностей людей, но и воспринимается как показатель социального престижа и признания со стороны руководства. Причиной конфликта может оказаться не столько абсолютная величина оплаты, сколько распределительные отношения в коллективе, оцениваемые работниками с точки зрения их справедливости.
6. Различия в идентификации. Они проявляются в склонности работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации. В основе такого рода склонности лежат интенсивность и эмоциональная окрашенность коммуникаций в первичных группах, относительно большая личностная значимость таких групп и решаемых в них вопросов, групповые интересы и групповой эгоизм. Причины этого типа часто детерминируют конфликты между различными подразделениями, а также между отдельными коллективами и центром, руководством организации.
7. Стремление организации к расширению и повышению своей значимости. Эту тенденцию отражает известный закон Паркинсона, согласно которому каждая организация стремится к расширению своего штата, ресурсов и влияния, независимо от объема выполняемой работы. В основе тенденции к расширению лежит заинтересованность каждого подразделения, и прежде всего реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета. На пути реализации тенденции к расширению обычно стоят подобные или сдерживающие позиции других подразделений и руководства (центра), которое пытается ограничить устремления и сохранить власть, функции контроля и ресурсы организации преимущественно у себя. В результате такого рода взаимоотношений и возникают конфликты.
8. Различие исходных позиций. Это может быть и различный уровень образования, квалификации и ценностей персонала, и неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения и т.п. различных подразделений. Подобные причины ведут к непониманию, неоднозначному восприятию задач и обязанностей, неслаженности деятельности взаимозависимых подразделений и, в конечном счете, к конфликтам.
Три последние причины характеризуют главным образом межорганизационные конфликты. В реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации. Однако это не снимает необходимости знать причины и источники конфликтов для конструктивного использования и управления ими.
Причины конфликтов во многом определяют характер их последствий.
Негативные последствия конфликта
Существуют два направления оценки последствий конфликтов: функционалистское (интеграционное) и социологическое (диалектическое). Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо. Он рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:
- дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
- отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
- неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
- нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
- ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
- отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.
Позитивные последствия конфликта
В противоположность функционалистам, сторонники социологического подхода к конфликтам (их представляет, например, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Дарендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:
- инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;
- артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоприятную почву для ее решения;
- мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особенно те, которые касаются всей организации, не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном, «нормальном» функционировании из уважения к организационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые вопросы;
- формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
- стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;
- побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта;
- развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
- разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
- преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, индивидуальности работника. В результате этого возрастает способность персонала к разработке оригинальных идей, нахождению оптимальных путей решения проблем организации;
- вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем. Это способствует личностному развитию сотрудников и служит решению целей организации;
- выявление неформальных групп, их лидеров и более мелких группировок, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления;
- выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем;
- усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора — это нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и забываются.
Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.
На основе оценки последствий конфликтов строится стратегия обращения с ними в организации.
Источник