Чем современному человеку может быть полезен древний эпос
Зачем мифология современному человеку?
ч.1.Античная мифология.Греческая мифология.
Недавно в разговоре мне задали такой вопрос. А действительно – зачем?
Чем может помочь современному человеку знание древнегреческой мифологии, к примеру ? Если , конечно, не в получении диплома. Блеснуть в светской беседе именем древнего божества, понять надпись в музее? Современный человек живёт на бегу, питается в пунктах быстрого питания, с трудом успевает отследить новинки техники, он движется по карьерной лестнице в условиях всемирного кризиса ( как говорят))))))) Зачем, и главное-когда разбираться во всём этом?
Тогда давайте разберёмся сейчас.:-)
Зачем маленькому ребёнку рассказывать сказки? Ответ очевиден.
Мифология – это сказки для взрослых. А кто сказал, что в сказках не говорится правда? Та часть правды, которая на данный момент человеку необходима и понятна. Это-инструмент для осознания реальности и своего места в ней, для самопознания, социализации и развития, для самосовершенствования и успешности в сложном, развивающемся и меняющемся мире. То, что составляет неизменную структуру – архетипы реальности.
В чём особенности различных мифологических систем?Почему они сформировались подобным образом и в соответствующее время? Почему они до сих пор живы, важны и интересны современному человеку?
Античная мифология
Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских.
Под античной мифологией понимается общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и – в меньшей степени – древнегреческому языку античные мифы получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению.
Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии – есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».
Греческая мифология
Греческая мифология носит антропоморфический характер политеизма, описывает всевозможные системные конфликты и эффективные способы их решения. Это – семейный ролевой сценарий, со своими отцом, матерью и детьми, это – архетипы реальности и поэтические метафоры эмоциональных состояний. В мифе о сотворении греческого мира зарождается система, структура организованного миропорядка из хаоса. Зевс устанавливает закон, единый для всех, он во главе иерархической пирамиды со стогим делегированием функций. Обитатели Олимпа олицетворяют, поименовывают все силы, которые несут божественную искру осознания и смысла реальности. Боги закрепляются в сознании в своём диапазоне проявлений, становятся узнаваемыми, а значит – предсказуемыми. Греческий мир делится на божественное – то есть сознательное и контролируемое – и чудовищное, стихийно-буйное, непредсказуемое и поэтому страшное. При этом боги всегда побеждают, а значит- бояться в общем-то нечего. По большей части в греческом мифе царит мир (обычные семейные скандалы и политические интриги), а прорыв хаоса оказывается лишь поводом для героических поступков. Здесь описывается 12 архетипов, составляющих базовую структуру осознания реальности .В Афинах это— Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия.
Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.
К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей.
С первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии, в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В 1926 году Фрейд недвусмысленно утверждал, что знание мифологии необходимо для успешной работы каждого аналитика. Уже в ‘Толковании сновидений’ (1900) он использовал миф о Кроне и Зевсе, иллюстрируя универсальность эдипова комплекса. Собственно, само название этого наиболее известного комплекса и стадии детского развития было позаимствовано из греческой легенды или мифа о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, что иллюстрирует бессознательную фантазию мальчиков и мужчин.
Источники – “Энциклопедия мифологии” https://godsbay.ru
Психологическая энциклопедия, мифология – https://enc-dic.com/enc_psy/Mifologija-14307.html
Серия сообщений “Мифология и современность”:
Часть 1 – Зачем мифология современному человеку? ч.1. Греческая мифология.
Часть 2 – Античная мифология. Боги и Богини.
Часть 3 – 11,11,11 !!!
…
Часть 6 – Гестия (Веста)
Часть 7 – Деметра (Церера)
Часть 8 – Второй уровень:)
Мифы и легенды. Они окружают нас везде: мы встречаем их отголоски или прямые цитаты в кино, в литературе, в изобразительном искусстве, в театре и даже в рекламе. Они проникли в нашу повседневную речь: каждый раз, когда мы «панически» боимся или применяем «драконовские» меры, за привычными выражениями маячит тень древних героев и богов.
Без знания мифов невозможно представить образованного человека. Именно на базе эпоса выросла вся мировая культура — и человек, не знакомый с мифами, просто не поймет и половины из того, что хотел донести автор. Бессмысленно начинать читать «Улисса» Джеймса Джойса, не освоив мифа об Одиссее, знакомиться с искусством Ренессанса, не понимая античных сюжетов. И лучшее время для этого знакомства — как раз детско-подростковый возраст, когда вся информация быстро усваивается и записывается на внутреннюю «пленку» на годы вперед.
Мы поговорили о роли мифов в жизни современного ребенка с крупнейшим специалистом по мировой мифологии, фольклористом, кандидатом филологических наук Александрой Леонидовной Барковой.
Лабиринт В каком возрасте лучше всего начинать знакомить ребенка с мировой мифологией? Может ли быть «слишком рано» или «слишком поздно»?
Александра Баркова Считаю, что знакомиться с мифологией никогда не поздно. Своей дочери я начала рассказывать мифы, когда ей исполнилось 5 лет. Это было не чтение, а живой рассказ, и мы начали с кельтской мифологии. Просто мы шли на занятия, потом домой, а по дороге я рассказывала. Это были и сюжеты, и поэтические вставки, которые я помнила наизусть. Потом я рассказывала ей русские былины — все воспринималось с живым интересом и вниманием.
Л Как родителю правильно «преподнести» мифы, чтобы мифологическая картина мира не перепуталась в сознании ребенка с современной научной и/или религиозными взглядами, принятыми в семье?
АБ Есть такая прекрасная формулировка: «Древние люди верили, что…» Мне кажется, изучение мифов можно успешно сочетать и чередовать с изучением палеонтологии, астрономии, биологии — почему бы и нет. Они не перепутаются.
Л Как вообще коротко и ясно объяснить ребенку, что это за штука такая — «мифы»? Ведь это не просто сказки…
АБ Сказка — это развлекательный жанр. Слушатели никогда не верили в сказку. А мифы — это отражение настоящих верований. Безусловно, между мифами и сказками есть определенные связи, а разница именно в том, насколько всерьез общество к ним относилось.
Л Что в целом дает человеку знание мифов? Допустим, если он далек от гуманитарной среды?
АБ Знание основных мифов как минимум позволяет человеку понимать то, что он увидит в картинных галереях, на барельефах зданий, прочитает в книгах, если там встретятся сравнения с мифами. Кроме того, мифология играет огромную роль и в современном искусстве, например, в кинематографе, но это уже тема для отдельного разговора. Естественно, чаще всего мы сталкиваемся именно с античными и библейскими сюжетами и персонажами.
Л Важнейшей и популярнейшей из мифологий для нас традиционно является греческая. Но какие еще мифологические системы нужно знать? Какие еще сильно повлияли на мировую культуру?
АБ Библейские и античные сюжеты — это такой «маст-хев». Их в минимальном объеме желательно знать любому человеку. Но если у ребенка проснется интерес к этой теме, можно пойти дальше и изучать другие традиции. Кельтскую, скандинавскую, индийскую, китайскую — что угодно. Единственное, с чем следует быть осторожным — это со «славянской мифологией». Дело в том, что до нас она практически не дошла, и на эту тему существует огромное количество спекуляций и подделок. Есть былины о героях, есть «низшая» демонология — домовые, русалки и прочее, но «высшая» мифология не сохранилась в каком бы то ни было литературном памятнике, кроме «Слова о полку Игореве». Не нужно читать ребенку плохие подделки.
Л Могут ли мифы дать современному ребенку что-то в нравственном плане, в плане воспитания личности? Или наша жизнь и наша этика уже разительно отличается от мира древних?
АБ Нет, не могут. Это распространенное заблуждение. Во-первых, наше общество слишком сильно отличается от тех культур, которые создавали мифы, и я не уверена, что нам следует туда «возвращаться». А во-вторых, я убеждена, что никакие мифы, сказки, занятия не способны воспитать ребенка хорошим человеком. Это могут сделать только люди, которые его воспитывают. Собственным примером.
Но кое-что мифология может дать и детям, и родителям: а именно — понимание возрастной психологии, взросления, инициации. Древние сюжеты отражают то, что переживает каждый из нас в психологическом плане, только мифы и сказки говорят об этом символически. Подросток разрывает связь с родителями, ищет новые образцы для подражания, проходит через испытания, иногда становится буйным и неуправляемым, иногда причиняет себе вред. Важно понимать, что это естественный процесс, через который проходили тысячи поколений до нас.
Л Как вы думаете, хорошо ли, что для детей мифы доходят в «облагороженном» виде — более «приличные» и менее «кровавые», чем они были на самом деле?
АБ Как-то раз я рассказала дочери миф о чудовище Минотавре — человеке с бычьей головой. Он был зачат царицей Крита от быка. И когда я попросила дочь пересказать, что она поняла, она ответила: «Царица вышла замуж за быка… хотя свадьбы и не было».
На мой взгляд, мифы можно преподносить в «облагороженном» виде — потому что и мир наш сильно изменился, «облагородился» со времен возникновения мифов. Мы живем в гораздо более благополучном и безопасном окружении, чем древние люди. Но если ребенок проявляет к мифам особенный интерес, можно рассказать ему и другие варианты. В любом случае это не сделает вашего ребенка «жестоким», «злым» пещерным человеком, ведь главное, на кого он равняется — это не Минотавр, не циклоп, не Змей Горыныч, а вы сами.
Мифы со всего света
Сегодня издательства предлагают отличные книги, созданные специально для знакомства детей с мировым эпосом. Отличный пример — коллекция мифов редакции «Вилли Винки». Это красочные, прекрасно оформленные книги, которые знакомят читателей с самыми яркими мифологическими системами из разных уголков земли: от Скандинавии до Китая.
Эти книги помогут не только стать образованнее, но и развить кругозор, понимание и принятие культурных различий, узнать, из какой удивительной мозаики состоит наш мир. Выберите свою мифологическую Вселенную или соберите всю коллекцию!
1.1.5 Эпос как исторический источник
Историографический обзор показывает, что процесс исторического изучения развития социальной практики в отечественной науке только начинает нарастать. В историческом обосновании эпических материалов заинтересованы не только историки, но и представители всех остальных областей науки, в сферу интересов которых входит эпос. Проблема «антиномии факта и его отражения» в былине мешает всем ученым без исключения, поскольку резко сужает поле исследования. Вместе с тем наличие исторической информации в эпосе игнорировать невозможно:
1. Известный период бытования эпоса не показывает существенных изменений, он изображает социальную практику, которая сложилась ранее. Если учесть, что ранние упоминания эпических песен с именами богатырей (письмо Кмиты Чернобыльского) датируются XVI в., а цитаты из былин имеются в «Слове о Полку Игореве» (XII в.), то эпос отражает реалии Киевской Руси.
2. В эпосе имеются вполне отчетливые следы дохристианских воззрений в форме, очень напоминающей «мифы»;
3. Русские былины в ходе своего формирования испытали влияние стран Востока и Запада;
4. Эпос заключает в себе целый ряд «исторических» сведений, которые находят свои аналогии и географические соответствия в реальной (летописной) истории;
5. Былины отражают определенную стадию в развитии социальной практики — речь в них идет о правлении князя, а не царя;
6. В эпосе в особой форме отражены идеи, актуальные для общества, которое его сохранило: единство государства, борьба с захватчиками;
7. В эпосе есть привнесенные сказителями позднейшие элементы, частью очевидные (трубочки подзорные), частью требующие тщательного анализа (неясно, являются ли «Голи» (кабацкие) позднейшим влиянием в былинах, поскольку «голытьба» и «корчмы» были на Руси еще до введения «кабаков»). Однако в целом методика выявления исторических напластований уже разработана в рамках методологии «устной» истории.
8. Эпос сохранялся социумом и, следовательно, развивался в соответствии с его потребностями, отражая общественное развитие.
У былинного материала своя специфика:
1. Отсутствует письменная фиксация, относящаяся к тому периоду, о котором он повествует, что не позволяет в полной мере задействовать наработанные текстологией методики изучения информации летописей и т. п. письменных источников.
2. Летописи и эпос представляют собой разные взгляды на события, что обусловлено различием в ценностно-ориентационной системе традиционной и письменной (церковной) культур. Для летописца крайне редко были актуальными те же события, что и для сказителя. Поэтому найти «точки соприкосновения» летописей и эпоса, за исключением быта и логики восприятия повседневности, крайне трудно.
Заложенная в летописях и эпосе информация часто не может иметь точного соответствия в принципе, поскольку отражает социальную практику различных групп населения, которые имели разный объем прав, обязанностей и, соответственно, особые взгляды на ситуацию. Таким образом, то, что интересовало летописцев, проходило мимо внимания сказителей былин, и наоборот.
Например, нужды «мирского» населения не всегда были актуальны для церкви — она не платила налогов при Батые, в то время как для светских людей «пошлины» были непосильными.
Вместе с тем, сказители также не могли отразить полностью всю социальную практику своего времени, поскольку присутствовали в основном на престижных массовых мероприятиях по итогам конкретного события или периода — почестных пирах. Соответственно, их кругозор ограничивался полученной на пиру информацией (слухи), дальнейшее отражение которой в народной среде было обусловлено рамками восприятия сказителей. Непосредственными участниками большинства событий кроме пиров они, по всей видимости, не были, поэтому, скорее всего, завязка сюжета и происходит обычно на пиру. Исходя из этого, действительно, можно согласиться с мнением Ф. И. Буслаева: «хвастовство богатырей на пиру составляет основное содержание наших былин[273]» — поскольку остальные мотивы социальных действий, имевшие место вне пира, сказители наблюдать не могли.
Таким образом, нет оснований для принципиального недоверия к эпическим материалам. Надо лишь суметь выявить в них историческую информацию и атрибутировать ее к тому или иному периоду. Преодоление этого барьера (точная атрибуция эпоса к конкретным периодам русской истории) позволяет ввести в научный оборот корпус исторических источников о социальной практике Древней Руси.
В наше время устная историческая традиция приобретает еще большую актуальность, поскольку письменные источники, по которым проводились исследования истории Киевской Руси, в основном изучены. Реалии социальной практики, отраженные в эпосе, историками исследованы в меньшей степени. По этому поводу В. Л. Янин выразил сожаление, указав на причины данного явления: «… историку средневековья приходится постоянно преодолевать не только трудности, связанные с малочисленностью источников. Эти источники, кроме того, отражают прошлое односторонне. Летописцы совершенно не интересовались многими вещами, волнующими современных историков. Они отмечали лишь те события, которые были для них необычными, не замечая привычной глазу и уху бытовой обстановки, с детства окружавшей их. Медленно развивавшиеся исторические процессы, хорошо видимые только с большого расстояния, проходили мимо их внимания».[274]
Этот огромный комплекс исторической информации изучался лишь поверхностно. Именно непонимание причин, породивших различие между эпическим и летописным отражением событий, вызывало наибольшее недоверие исследователей к эпосу. По всей видимости, существовало некое «табу» на использование в летописях прямых цитат из эпических произведений, аналогичное тому, благодаря которому в летописях почти нет имен языческих божеств.
Впрочем, сами летописцы, как отмечал еще А. А. Шахматов, нередко пользовались народными преданиями и эпическими материалами как историческими источниками, перерабатывая их в традиционную форму летописного повествования.[275] Совпадение многих летописных и былинных данных о социальной практике до XI в., как отмечает Е. А. Мельникова, убедительно это доказывает.[276]
Только впоследствии, когда источником информации о ней служили уже не общеизвестные сведения «устной исторической традиции», которые замолчать невозможно, отражающие мнение народа, а «официальное» видение ситуации летописцами — монахами, которые рассматривали ее сквозь призму христианской традиции в изображении социальной практики летописями, появились отличия.
Летописцы, как неоднократно указывал Д. С. Лихачев, зачастую подменяли древнерусскую социальную практику подходящими «типическими местами» из священного писания. Это можно наглядно представить при сравнении «Повести временных лет» и «Третьей книги царств».[277]
Таким образом, эпос и летописи использовали разные знаковые системы для изложения событий древнерусской социальной практики. «Штампы» священного писания не являются равноценной заменой описанию реальной социальной практики Древней Руси, зачастую они были вынужденной мерой, обусловленной как идеологически, так и социально.
По роду занятий клирики были вынуждены ограничивать свое участие в социальной практике (пирах, увеселениях, и пр.), а потому не могли запечатлеть ее в полном объеме.[278] Это можно отчетливо увидеть при анализе средневековых «поучений» и «вопрошаний». Зачастую священнику вменялось в обязанность встать и уйти с «бесовских игрищ», а мирянину рекомендовалось не употреблять более трех чаш хмельного в течение пира (Слово о тропарных чашах). Как отметил Е. В. Аничков: «Что церковь прежде всего преследует пиры, песни и игрища, это бросается в глаза и при самом первом и беглом знакомстве с литературой наших древних поучений».[279] Соответственно реалиям социальной практики и былины показывают священников на пиру лишь в исключительных случаях.
Таким образом, материалы эпоса не столько повторяют, сколько комплементарно дополняют сведения летописей о древнерусской социальной практике, что позволяет свести воедино отраженную в них историческую информацию. Сложившееся положение позволяет по-новому взглянуть на уже давно исследованные сведения о ней письменных источников.
Все это показывает громадное значение и ценность сведений о реалиях общественной жизни Киевской Руси, дошедших в эпическом отражении. Огромный пласт социальной практики, связанной с общественными событиями и их причинами, не нашедшими своего отражения в летописях или неверно понятыми, просто выпадает из поля зрения историков, если не учитывать эпос и его «видение» социальных проблем. Именно нераскрытым потенциалом эпоса (народного предания) как исторического источника он привлекает к себе внимание современных историков. Без привлечения его материалов невозможно показать всю полноту картины общественной жизни этого периода русской истории.
Как показал анализ историографии, точки зрения В. Я. Проппа и Б. А. Рыбакова находятся гораздо ближе, чем это кажется на первый взгляд. Из их дискуссии можно сделать вывод о том, что хотя эпические материалы и являются продуктом «художественного творчества», отражают «идеи и чаяния народных масс» (точка зрения В. Я. Проппа), но эти «идеи и чаяния» обусловлены всем ходом исторического процесса (точка зрения Б. А. Рыбакова). Таким образом, существует возможность сопоставления «идей» социальной практики в отражении эпоса и летописей, что в перспективе позволит датировать информацию эпоса.
Единственной проблемой, которая затрудняла до сих пор изучение эпоса в историческом плане, была неразработанность методологии. В последние десятилетия это препятствие фактически устранено, поскольку набирает силу новое направление исторических исследований, в рамках которого разработана методика использования источников устной исторической традиции — «Устная история».
В целом, современное состояние науки показывает острую необходимость и принципиальную возможность «исторического» изучения эпоса.
В качестве подведения итогов можно отметить, что в рамках «историко-социологического» направления возможно совмещение точек зрения В. Я. Проппа и Б. А. Рыбакова на проблему историзма былин: есть возможность выявления «типических» черт образа эпического героя (моды на тот или иной образ поведения), актуальных для общества и, следовательно, отражающих его «идеи». Выявив количество (характерных) типов героев и взаимосвязи между ними (столкновения старых и новых стереотипов поведения — актуальных «идей»), можно показать последовательность появления сюжетов с этими героями в эпосе.
При дальнейшем сравнении актуальных «идей» в отражении эпоса и летописей можно будет выявить их соотношение в социальной практике и причислить тождественные «идеи» к тем или иным датированным периодам развития древнерусской социальной практики в рамках эпохи Киевской Руси.
Таким образом, для «историко-социологического» изучения эпического отражения социальной практики необходимо вернуться к методике Б. А. Рыбакова, которую можно рассматривать в качестве последней редакции методики исследований «исторической школы» и модернизировать ее с учетом методов, характерных для современного направления «устной истории». Однако следует признать, что внесение новизны в изучение исторического содержания эпических материалов возможно только при условии применения комплексного, междисциплинарного подхода к данной проблеме.
Читайте также
ЭПОС СОТВОРЕНИЯ
ЭПОС СОТВОРЕНИЯ
Откуда же прибыли боги? Согласно сказаниям шумеров, боги прибыли, на Землю с планеты, которую они именовали Нибиру. Описание этой планеты точно совпадает с характеристиками так называемой планеты X, которую в настоящее время разыскивают современные
Социальный взрыв как источник энергии
Социальный взрыв как источник энергии
Институт, воплощающий организационное и идеологическое единство псевдосинкретизма, может занять господствующее положение в обществе, стать реальным медиатором лишь в результате массовой инверсии, возможно — взрыва, разрушающего
Владимир Луговской: эпос потерпевших
Владимир Луговской: эпос потерпевших
Общественная репутация Владимира Луговского (1901–1957) менялась несколько раз — как при его жизни, так и после смерти. В 1920-х годах он был членом ЛЦК — Литературного центра конструктивистов. К его ранним стихам с одобрением относился
ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК THE VIRGIN SPRING
ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК
THE VIRGIN SPRING
Страна-производитель и год выпуска: Швеция, 1960 (Jungfruk?llan)Компания-производитель / дистрибьютор: Svensk Filmindustri / Janus Films (США)Формат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 89 минЯзык: шведскийПродюсеры: Ингмар Бергман (в титрах не значится), Аллан
ЗВЕРИНЫЙ ЭПОС
ЗВЕРИНЫЙ ЭПОС
Звери по своим инстинктам и привычкам, по движениям, крику, бегу, как и птицы по полету, искони служили для человека символическими выражениями различных явлений природы и собственной духовной жизни. В их поведении и повадках он усматривал игру свойственных
МИФ, СКАЗКА, ЭПОС
МИФ, СКАЗКА, ЭПОС
Миф был гегемоном в том лишь частично расчлененном жанровом синкретизме, который характерен для состояния повествовательного искусства в архаических обществах. О трудностях различения мифа и сказки в фольклоре подобных обществ неоднократно
Бросание костей — источник откровений
Бросание костей — источник откровений
Прошло шесть месяцев моего общения с целителями, прежде чем я спросила у них о практике бросания костей. Некоторые целители предлагали бросить кости для меня. Но в то время это меня не интересовало, и я отказывалась. Когда я в конце
Толкин и финский эпос
Толкин и финский эпос
Когда пишут о взаимоотношениях Толкина с финской культурой, то обычно ограничиваются замечанием о том, что классический эльфийский язык квэнья был им создан на основе финского. При этом язык эльфов Белерианда – синдарин – создан на основе
ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО БОГАТСТВА
ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО БОГАТСТВА
Во время различных дискуссий по вопросам языка и стиля нередко говорится о том, что наши писатели мало употребляют разговорно-просторечную лексику и мало пользуются различными средствами образования новых слов. И создается не совсем
Восприятие-источник всякого действия
Восприятие-источник всякого действия
Всякое проявление, всякая мысль, всякое чувство есть не что иное, как реакция нашего организма на внешнее или внутреннее воздействие. Представим себе, что человек спокойно сидит и отдыхает, даже дремлет; жизнь в нем как бы
Первая реакция как источник воображения
Первая реакция как источник воображения
По выражению Станиславского, необходимо поверить в предлагаемые обстоятельства, как будто бы они действительно существуют на самом деле — превратить их в правду для себя (его постоянная формулировка: «правда для меня то, во что я