Чем полезны растения человеку 1 класс

Чем полезны растения человеку 1 класс thumbnail

Учитель: Аграшина Марина Алексеевна

Конспект урока в 1 классе

«Значение растений для человека»

Цель урока: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Ход урока:

Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о чём пойдёт речь на уроке :

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарство заменяют,

И лакомством бывают

И чаем нас напоят,

И даже дом построят,

Земли они творенья,

Зовем мы их – ….(РАСТЕНИЯ).

Ребята, мы с вами уже говорили про растения. Но мы с вами не говорили о том, какое значение для человека они имеют. Какую роль играют зелёные растения в жизни человека? Может они совсем и не нужны нам?

Посмотрите вокруг себя и скажите что из окружающих нас предметов сделано из природных материалов (из дерева)? Давайте немножко пофантазируем! Представьте, что все растения исчезли из нашей жизни, из чего могли бы быть стулья, парты, наша одежда, тетради, учебники?

То есть первое значение растений для человека – растения одевают человека, дают много полезных вещей (бумага, мебель, строительные материалы и т.д.)

Что бы узнать о следующем значении растений для человека, ответьте на вопросы:

1. Кора какого дерева помогает лечить дёсны и укреплять зубы? (Кора дуба.)

2. Вы натёрли ногу в пути или поранились, с собой у вас нет ни бинта, ни пластыря. Что вам поможет облегчить боль? (подорожник).

3. Когда мы заболеваем, мы завариваем чай из этого растения. (Ромашка)

Мы с вами уже говорили о том, что есть растения лекарственные, а есть растения ядовитые. У вас на столе конверт с картинками растений, достаньте картинки и разделите растения, изображённые на них на 2 группы: лекарственные и ядовитые.

Второе значение растений для человека – они лечат людей и укрепляют здоровье.

Третье значение растений вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…(Воздух)

Как связаны растения и воздух? Растения забирают углекислый газ и вырабатывают кислород. Кислород необходим нам и всем живым существам для дыхания. Выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы, пыль загрязняют воздух. Большую роль в его очищении играют деревья. Любое дерево небольшой величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно будет для дыхания трех человек.

Как вы думаете, наше здоровье зависит от чистоты воздуха? Известно, что люди болеют чаще, когда дышат загрязнённым воздухом. Где нам легче дышится в лесу, за городом, в деревне или в городе?

Дыхательная гимнастика «Самовар»

Лист на веточке сидел.

Во все стороны глядел:

Так глядел и так глядел.

Потом взял и полетел.

Вправо, влево,

Вверх и вниз,

И на кустике повис.

Вот и третье значение растений – они очищают воздух.

И мы с вами забыли сказать ещё про одно значение растений для человека. Кто-нибудь догадался какое? Плоды растений и сами растения мы употребляем в пищу. Приведите примеры!

Четвёртое значение растений – они кормят человека.

Игра «Что из чего сделано?» (масло из подсолнуха, чёрный хлеб изо ржи, шоколад и какао из какао бобов, сок из фруктов, чай из чайного дерева).

Что бы не болеть нам нужны витамины. Где мы их можем получить? (в овощах и фруктах).

Кроссворд:

Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ
С ней борщ и винегрет. (свекла)

Красная мышка 

С белым хвостом 

В норке сидит 

Под зеленым листом. (редис)

Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная (Картошка)

Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая! (морковь)

Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом словно светофор
Красный, жёлтый … (помидор)

Круглобока, желтолица, 

Может с солнышком сравниться. 

А душистая какая, 

Мякоть сладкая такая! 

Мы поклонники отныне 

Королевы поля …(дыня)

Помним, как в сказке каретой была,
А каша-то с ней – ароматна, вкусна!
Раньше считалась царицей стола,
Но – позабыта сегодня она…(тыква)

Посмотрите, сколько всего нам даёт природа, мы ежедневно пользуемся её дарами, но часто забываем её за это благодарить. Как мы можем её отблагодарить? (ухаживать за ней, сажать деревья, не мусорить)

Природа –  это большой и  интересный мир, который окружает нас. Земля, лишенная растений,  превратится в безжизненную пустыню. Берегите природу!

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

 Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,  

Гром, туманы и роса.

И никто – ни я, ни ты –

Жить не может без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Источник

Урок: познание мира 1 класс

Тема: «Значение растений в жизни человека»

Цель: Иметь знания о значении растений в жизни человека.

Уметь объяснить свои выводы, анализировать, сопоставлять

Тип урока: комбинированный

Форма: урок-исследование

Методы обучения:

1. Частично-поисковый

2. Объяснительно-иллюстративный.

3. Исследовательский

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Парная

3. Индивидуальная

4.Элементы групповой работы

Ход урока.

  1. Орг.момент

Прозвенел звонок,

      Начинается урок

      Все за парты сядем дружно,

      Начинать работу нужно.

– Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их: поздоровайтесь и улыбнитесь. Улыбнитесь своему соседу.

Я желаю вам плодотворно потрудиться. Активно мыслите, работайте и творите.

-Ребята, кто делает открытия? (учёные).

Они работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях. Сегодня мы с вами будем открывать новые знания, для этого мы должны открыть лабораторию и произвести некоторые исследования. Вы будете младшими научными сотрудниками, а я ваш руководитель.

-Какие методы мы можем использовать на уроке познания мира? (наблюдения, опыт, эксперимент, лабораторная работа, исследование)

За основу нашего общения возьмём слова: я думаю, я предполагаю, я знаю, это очевидно, следовательно.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о растениях.

2.Актуализация знаний

– Сейчас я вам предлагаю совершить прогулку в природу. РЕЛАКСАЦИЯ. МУЗЫКА

Сядьте удобно. Закройте глаза, дышите ровно. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдохните свежий воздух, ощутите лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Идите дальше. Будьте осторожны – не наступайте на насекомых. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат.

Идите дальше. Углубляясь в лес, мы видим, что деревья становятся выше и больше. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Теперь сядьте под ним. Закройте глаза и глубоко вдохните. Нам легко и спокойно. ПАУЗА

Как удивительна природа!

А сейчас приготовьтесь идти обратно. Поднимитесь и посмотрите ещё раз вокруг. Медленно идите назад по той же тропинке. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Откройте дверь и вернитесь на своё место. Откройте свои глазки и улыбнитесь.

– Что вы себе представили, когда гуляли по лесу?

– На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травы)

– Что вы можете рассказать о деревьях, кустарниках, травянистых растениях?

Проверка домашнего задания.

Дидактическая игра: «Деревья, кустарники, травы»

Деревья – поднимаем руки вверх и тянемся

Кустарники – разводим руки в сторону

Травы- приседаем

Приготовились: Дуб, малина, одуванчик, сирень, берёза, подорожник, рябина, сосна, калина, ландыш, крыжовник, василёк, тополь, крапива, шиповник.

Вы сейчас активно двигали руками, приседали, наклонялись. И в этом вам помогали различные части тела человека. У растения тоже есть части. Давайте с вами сейчас проведём исследование. Возьмите в руки лупы и давайте внимательно рассмотрим растения, которые лежат у вас на столах.

Вывод: У растения есть следующие органы: корень, стебель, листья, цветки, плоды. Каждый орган выполняет определённую работу.

Работа со всем классом. «Мозгововй штурм»

а) Плоды образуются на листьях? (нет)

                  б) Семена находятся внутри плодов? (да)

                  в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

                  г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

                  д) Морковь, свёкла, редиска- это корнеплоды?(да)

е) У всех растений есть корни? (да)

                  ё) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

ж) Относится ли яблоко к плодам? ( да)

3. Работа по теме урока.

– Сегодня на урок к нам пришли гости.

Загадки про растения

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой… (осинки)

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует… (сирень)

Кустом в лесу, саду растёт
И белым зонтиком цветёт.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая …
(Калина)

Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же …(крапива)

До чего ж цветок пригож –
Он на солнышко похож. (ромашка)

– Как одним словом можно назвать наших гостей? (растения)

– А вот для чего нам в жизни нужны наши гости, растения, мы поговорим на сегодняшнем уроке.

– Давайте поставим перед собой цель, к которой будем стремиться на протяжении всего урока.

– Ну, что, наши гости, вам хорошо, уютно? А вот чтобы так было всегда хорошо, необходимы определённые условия.

Работа в парах.

Игра «Расшифруй слова»

ЛОТЕП ТЕПЛО

ЩАПИ ПИЩА

ТЕВС СВЕТ

ДАОВ ВОДА

ХУВОЗД ВОЗДУХ

– Вот какие условия необходимы для роста и развития растений.

– Для чего человеку растения? Ответить на этот вопрос нам помогут ваши исследования.

Итак, научная лаборатория начинает работать.

Работа по группам. Составление кластера

1 группа

Вам необходимо составит из данных слов первое блюдо

Вот набор картинок. (свёкла, лук, помидор, капуста, морковь, картофель, перец сладкий, петрушка, укроп)

Вывод: Растения человек употребляет в пищу

2 группа

– Из чего сделаны: кровать, шкаф, комод, стол, стул, деревянный дом.

Вывод: Из растений человек может сделать мебель

3 группа

– Перечислите музыкальные инструменты, изготовленные из растений.

Вывод: Растения дают человеку отдых.

4 группа

КАКОЕ ДЕРЕВО ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШИМ ПЫЛЕСОСОМ?

3-берёза 5-тополь 6-сирень 8-сосна

Для проверки выбора правильного ответа нужно воспользоваться схемой на знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

5 + 3 – 2 – 5 + 4 = ? (5)

Значит лучший пылесос из деревьев – это тополь.

Вывод: Растения дают человеку чистый воздух. Кислород.

5 группа

– Рассмотри растение (хлопок). Как оно называется? Что делают из этого растения?

Вывод: Из растений человек делает одежду.

6 группа

– Рассмотрите картинки. Что за растения нарисованы?

Вывод: Растения дают человеку лекарство.

ФИЗМИНУТКА

4. Закрепление.

– Как хорошо, что есть растения. Растения дают нам чистый воздух, пищу, лекарство, одежду, мебель красоту. И мы должны поблагодарить растения. Что человек может сделать для растений? Как мы можем сказать «спасибо» растениям? (охранять их и беречь)

Проект «Охраняй растения»

  1. Стихотворения.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните – что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

  1. Пословицы.

Растения – Земли украшения.

Много леса – не губи, мало леса – береги.

Срубил одно дерево – посади десять.

  1. Знаки

5.Итог урока.

Критерии успеха

Я знаю, что растения нужны человеку, чтобы готовить лекарства, делать мебель, строить жилища

Я понимаю, какие виды растений как используются человеком

Я могу объяснить, почему растения важны для моей жизни

-Какие вопросы оказались для вас неожиданными?

-Какие задания для вас были трудными, а какие интересными?

Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.

6. Домашнее задание.

Источник

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе

09.12.2019г.

Учитель: Чечина Татьяна Александровна

Тема: Зачем нужны растения?

Цель: познакомить с ролью растений в жизни животных и человека, основываясь на жизненном опыте обучающихся, а также путём открытия нового знания в работе с учебником и интернет-ресурсами.

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение к учебной деятельности, умение сотрудничать при работе в паре, осуществлять самоконтроль и самооценку;

Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, строить устные рассуждения, определять степень успешности в учебной деятельности;

Предметные:  иметь представление о роли растений в жизни животных и человека, устанавливать смысловые связи между предметом и явлением, умение применять имеющийся опыт.        

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

– Класс! Внимание! Для вас я вопрос задам сейчас!

– Кто готов его услышать, сядут тихо на места.

– Тайна жизни здесь сокрыта. Что в шкатулке может быть? (семя) Почему вы так думаете?

  1. Актуализация знаний

– Какие условия нужны для того, чтобы это семя дало жизнь? (Почва, свет, тепло, вода)

– Докажите, что растения живые. Поможет вам это вспомнить задание в электронном приложении, но сначала нужно навести порядок, т.е установить правильную последовательность картинок. (Растения растут, развиваются, дышат, размножаются, умирают)

  1. Постановка проблемы

– Как вы думаете, а зачем нужны растения?

– Подумаем, что произойдёт, если их не станет.

  1. Подготовка к раскрытию темы урока

– Помогут нам справиться с этой проблемой братья наши меньшие. А кто это, узнаем из загадок:

1. Он и грузчик, и строитель,

    Он и воин-победитель.

    Трудится он целый день,

     Весь в заботах – …. (муравей).

2. Говорят, что я трусливый,

    В сказках якобы хвастливый.

    Всё не так, мои друзья,

    Просто осторожный я. (заяц)

3. Полосатая злодейка

    Съест любого малыша:

    Пескаря, плотву, уклейку.

    Не проглотит лишь ерша. (щука)

4. Все деревья с интересом

     Изучает доктор леса.

    Если дерево ест жук

    Доктор сразу тук-тук-тук. (дятел)

– Как одним словом назвать муравья, зайца, щуку, дятла? (животные)

– Вспомним, какие виды животных мы знаем. (муравей – насекомое, дятел – птица, заяц – зверь, щука – рыба)

– Проверим, помните ли вы признаки каждого из видов животных.

Игра «Да-нет»:

– У всех птиц перья.(да)

– Все птицы летают. (нет)

– Летучая мышь – птица. (нет)

– Тело зверей покрыто шерстью. (да)

– Паук – насекомое. (нет)

– У насекомых 6 лапок. (да)

– Страусы – это звери. (нет)

– Кого же называют рыбами? (животных, тело которых покрыто чешуёй)

– На какой вопрос помогут ответить нам эти животные? (Для чего нужны растения?)

  1. Раскрытие темы урока

1. Работа по учебнику с. 72 в паре.

– Найдите на картинках учебника наших помощников. Жизнь каждого из них связана с какими-либо растениями. Где-то рядом должны быть подсказки, которые они нам приготовили.

– Заяц питается растениями, он травоядный.

– Все ли животные травоядные? Кто такие хищники?

– Какова роль растений в жизни хищников? (хищники питаются травоядными животными, если не будет травоядных животных, то и хищники погибнут)

– Дятел живёт в дупле дерева; питается насекомыми, для которых зачастую дерево является жилищем.

– Муравьи строят дом из иголочек ели или веточек деревьев.

– А причём же здесь рыбы?

Обратимся за помощью к 1 ТВ каналу! Как мы туда попадём? (С помощью Интернета)

2. Просмотр сюжета 1 канала от 03.02.2017г. Рыбам нужен свежий воздух (Интернет-ресурс)

– Какую роль выполняют растения для жизни на земле? (Выделяют кислород)

Итак, растения: 1)дают кислород, которым дышат все живые существа; 2) становятся пищей для животных; 3) являются средой обитания, т.е. жилищем животных.

– Как вы думаете, а нужны ли животные растениям?

Да, животные приносят огромную пользу растениям. Например, дятел спасает деревья от вредителей, но это тема отдельного урока.

  1. Применение полученных знаний

1. Работа с электронным приложением в паре: решение тестового задания.

Проверка работы с приложением.

2. Игра «Ассоциации»

– Почему людям важно помнить об этом?

 Люди так же, как и животные не могут жить без растений.

– Угадайте по предметам-подсказкам значение растений в жизни человека:

1. Яблоко, капуста, орехи – пища;

2. Футболка, вата – одежда;

3. Домик – строительный материал, топливо;

4. Игрушки;

5. Книги, тетради, карандаши;

6. Мебель

7. Красоту и радость…

  1. Итог урока

– Однако, это понимают не все люди. Давайте посмотрим видеоролик. Попрошу вас запомнить то, как мы можем помочь сохранить растения.

– В нашей школе есть традиция – собирать макулатуру, я предлагаю вам принять в этом участие. А если мы будем стараться красиво писать в тетрадях без исправлений, каждый из вас сохранит жизнь растениям.

  1. Рефлексия

– Что мы с вами можем сделать для сохранения жизни растений?

– На какой вопрос мы с вами сегодня ответили?

– Какую роль играют растения в жизни животных?

– Какой вид работы понравился?

– Что было трудным?

Источник

Каждый день мы встречаемся с растительным миром, будь то в парках, диких уголках природы, садах, огородах, на улице и даже в наших домах. Но действительно ли мы понимаем жизненно важную роль растений для человека и природы в целом? Сама мысль об этом должна заставить нас обратить больше внимания на прекрасную растительность, окружающую нас. Давайте рассмотрим 7 основных полезных качеств растений, без которых наша жизнь была бы не возможна.

ЕДА

Мы едим растения, чтобы получить энергию, хранящуюся в их клетках. Еще наши предки использовали растения в качестве источника питания. Они начали изучать способы ведения сельского хозяйства, чтобы упростить свою жизнь, и выращивали растения, которые обеспечивали их пищей. Около 7000 различных видов растений были окультурены и используются в пищу человеком. Хотя люди могут жить за счет продуктов животного происхождения, это не уменьшает нашу зависимость от растений, поскольку коровы, свиньи, овцы, куры, кролики и многие другие животные питаются растительной пищей.

ВОЗДУХ

Воздух, которым мы дышим, в основном состоит из 78% азота и 21% кислорода. Но именно кислород жизненно необходим нашим клеткам для производства энергии. В процессе фотосинтеза растения поглощают солнечный свет и углекислый газ для производства энергии и выделяют в атмосферу кислород в качестве побочного продукта своего метаболизма. Мы, в свою очередь, вдыхаем жизненно важный для нас кислород и выдыхаем углекислый газ, необходимый растениям. Глубоко вдохните насыщенный кислородом воздух и осознайте, что мы живы благодаря растениям.

ВОДА

Где вода, там и жизнь. Растения регулируют круговорот воды в природе, распределяя и очищая запасы воды на планете. За счет транспирации вода из почвы движется через тела растений и испаряется в атмосферу. Влага накапливается в облаках, и в конечном итоге капли воды возвращаются обратно в виде дождя, чтобы оживить жизнь на земле.

МЕДИЦИНА

Многие лекарства производятся из экстрактов растений или синтезированных растительных соединений. Аспирин получают из коры ивы. В листьях мяты есть мента, которую используют в леденцах от горла, мазях для мышц и лекарствах для носа. Хинин из коры хинного дерева входит в состав лекарства от малярии. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 65–80% населения мира используют растительную медицину в качестве основной формы здравоохранения.

ЗДОРОВЬЕ

Внедрение зеленых технологий в различные сферы нашей жизни показывает, что общество осознает ценность включения природных компонентов в созданную человеком среду для психологического и физического здоровья. Окружающие нас растения способствуют укреплению здоровья, счастья, осознанности и продуктивности. Живые растения, размещенные в жилых или рабочих помещениях освежают воздух, контролируют влажность, снижает уровень стресса и улучшают общее самочувствие людей.

МЕСТО ОБИТАНИЯ И ОДЕЖДА

Растения составляют основу разнообразного ландшафта Земли, обеспечивая сотни уникальных мест обитания, необходимых для жизни миллионов видов животных и других организмов. Луговые цветы и травы колышутся на ветру. Деревья возвышаются в своей среде обитания и являются динамическими легкими Земли, поддерживающими жизнь повсюду. Птицы собирают веточки, листья, кору и другие предметы, чтобы обустроить уютное гнездо на дереве, кустарнике или даже в высокой траве. Наши предки использовали соломенные крыши из травы, камыша или пальмовых листьев для защиты своих домов. Промышленная конопля была одним из первых растений, из которого 10 000 лет назад начали производить волокна для изготовления одежды. Растения во всем своем разнообразии поддерживают непрерывный жизненный цикл на нашей планете.

КЛИМАТ

Чрезмерный выброс углерода в окружающую среду является причиной нынешнего изменения климата, с которым мы сталкиваемся. Но не все знают, что растения накапливают углерод, захватывая его из воздуха. Растения помогают удерживать большую часть углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемого топлива, из атмосферы. Мы обязаны своим умеренным климатом зеленому ландшафту, покрывающему наш мир.

Источник