Чем полезны компьютерные игры для мозга

Чем полезны компьютерные игры для мозга thumbnail

Для тех из вас, кто слышал от своих родителей: «Не играйте в видеоигры слишком долго, они испортят вам мозг», давайте разберемся, так ли это. 
 
На дворе 2020 год, и игровая индустрия не сбавляет обороты: выбор платформ неуклонно увеличивается, качество игр стремительно улучшается, а растущая аудитория геймеров, которая приняла и интегрировала игры в свою повседневную жизнь, достигла наивысшей точки и все еще продолжает расти. 
 
Да, во многом игровая индустрия процветает благодаря киберспорту. Проекты вроде Fortnite не только доступны на различных платформах, включая смартфоны, но и не требуют никакого вложения реальных средств. 
 

В связи со значительным увеличением числа активных игроков, возникает вопрос: «Насколько видеоигры вредны для нас?».

 Мы все слышали, что в тот или иной момент кто-то говорил о видеоиграх так, будто они наносят вред вашему зрению, нарушают осанку и разрушают функции мозга, но на чем основаны эти утверждения?
 

Мнение Шона Грина

Вот что об этом думает профессор психологии Шон Грин из Висконсинского университета в Мадисоне:

Видеоигры — это очень широкая категория. Влияние игры зависит от того, какие задачи задействованы в ней. Поэтому разные проекты по-разному влияют на мозг. Вы не стали бы спрашивать «как еда влияет на ваше тело», вам нужно знать ее состав. То же самое и с видеоиграми: механика, динамика и содержание отдельных игр являются предикторами того, как они по-своему влияют на мозг.

Затем профессор Грин приводит в пример экшен-игры, заметив, что все объекты, включая игрока, движутся в быстром темпе. Когда на экране есть несколько объектов, которые нужно отслеживать одновременно, акцент делается на периферийной обработке — она, в свою очередь, требует быстрых и точных решений в сжатые сроки. 

После 15 лет исследований самым большим положительным эффектом от игр-боевиков стало усиление сенсорного восприятия — это влияет на то, как разум игрока может интерпретировать внешние стимулы, такие как образы и звуки, а также на пространственное осязание, которое помогает вам координироваться и ориентироваться в трехмерной среде. Благодаря этому улучшается способность сосредоточиться на одном объекте, игнорируя отвлекающие факторы.
 

Видеоигры как цифровое лекарство

Ссылаясь на то, что игры считаются полезными как для душевного, так и для психического здоровья, исследователи из Neuroscape Lab UCSF стремятся преодолеть разрыв между технологиями и нейробиологией, чтобы улучшить функциональность мозга людей.

Почему же ученые сосредоточены именно на когнитивном контроле? Причина заключается в том, что это основа, на которой построены все другие функции, такие как память, рассуждение, принятие решений, мудрость и так далее. Если человек не может сосредоточиться, все остальное рушится — у него попросту не получится развить ни одну из когнитивных способностей более высокого порядка. 
 
В будущем специальные познавательные игры можно будет рассматривать как форму цифрового лекарства, которое прописывают пациентам с СДВГ. Итак, со всей этой информацией, давайте взглянем на основные плюсы и минусы.
 

Плюсы и минусы:

Плюсы:

  • Когнитивное укрепление — способность быстро воспринимать данные и стимулы, реагировать на них.
  • Зрительно-моторная координация — координированное управление движениями глаз и рук наряду с обработкой зрительного ввода для руководства действиями.
  • Восприятие — сенсорная способность видеть, слышать и осознавать внешние раздражители.
  • Сосредоточенность — способность концентрировать внимание на предмете деятельности.
  • Внимание — умственная способность рассматривать или замечать кого-то, или что-то.
  • Рабочая память — способность хранить и запоминать важную информацию.
  • Время отклика — время, необходимое человеку для реакции на точечные стимулы внешнего воздействия.

Минусы:

  • Травмы от повторяющихся движений в результате интенсивных игровых сессий — травмы пальцев, запястья, локтя, плеча и шеи — все это результат повторяющихся движений в течение длительного периода времени.
  • Нездоровый образ жизни — игры могут потреблять большую часть дня человека, что приводит к пренебрежению физической активностью, временем, проведенным на открытом воздухе и сбалансированным питанием.

Просматривая приведенный выше список, можно сказать, что большинство исследований говорят об одном — человеческий мозг положительно реагирует на игры и это приводит к общему росту когнитивных способностей, моторного контроля, в то время как короткий список минусов, как правило, является результатом злоупотребления. Оба перечисленных минуса требуют умеренности и баланса, как и все в этой жизни.
 

Ключом к умеренности является то, что люди нуждаются в самосознании, чтобы следить за своей вовлеченностью, которая может вызвать сильное привыкание. Игры имеют мощную связь с центрами вознаграждения в человеческом мозгу и могут являться быстрым и легким способом для человека ощутить эйфорию достижений, не достигая по-настоящему чего-либо в реальной жизни. 

Вы получите больше пользы от кратковременных игровых сессий, равномерно распределенных по времени, а не от одного продолжительного захода. Что касается когнитивных функций, как было замечено, игры оказывают либо положительный эффект, либо вообще его не вызывают. Не подтверждено ни одного случая, когда игра привела к когнитивному повреждению или ухудшению производительности с течением времени.

А как повлияли видеоигры на вашу жизнь?

Источник

Спор о том, полезны или вредны видеоигры, берет начало с тех давних времен, когда по темному экрану телевизора ползали вверх-вниз два белых прямоугольника, отбивавшие виртуальный мячик. Большинство людей считает компьютерные игры причиной множества психических и физических проблем – даже несмотря на отсутствие убедительных научных доказательств этому. Тяга к поиску простых решений лежит в основе человеческой природы, а компьютерные игры всегда были легкой мишенью. Мы предлагаем вам несколько доводов в пользу видеоигр.

Однако времена меняются, и сегодня существует достаточное количество профессиональных исследований, опровергающих заявления об однозначно вредном воздействии игр на психику и здоровье. Прежде чем начнете читать, вспомните – во всем должна быть мера. Никакая польза от видеоигр не оправдывает ежедневное десятичасовое погружение в виртуальный мир.

Видеоигры замедляют старение

Стареют все. И хотя никто не отрицает приходящие с возрастом опыт и мудрость, годы приносят с собой множество проблем. Поэтому, например, старичок на «Москвиче» едет со скоростью тридцать километров в час при разрешенных шестидесяти.

Но так же как занятия физкультурой позволят вам в шестьдесят чувствовать себя на десять лет моложе, так и мозг можно «держать в форме» с помощью видеоигр. В университете штата Айова было проведено исследование, в котором приняли участие 680 человек возрастом от 50 и старше, и вот к каким выводам пришли ученые:

Видеоигры ускоряют принятие решений

Шон Грин из университета Рочестера решил узнать, как игры влияют на нашу способность к принятию решений. Его целью было выяснить, могут ли игры, требующие от нас внимания к мелким деталям, повышать нашу способность к восприятию и тем самым улучшать принимаемые решения.

Группа молодых людей без опыта компьютерных игр наиграла 50 часов в стрелялку от первого лица. Второй группе предложили неторопливую стратегию. Оказалось, что шутеры, требующие внимания к объектам, неожиданно возникающим и исчезающим на периферии поля зрения, значительно улучшают так называемое «низкоуровневое восприятие» и действительно ускоряют принятие решений.

Видеоигры улучшают зрение

Вряд ли найдется геймер, ни разу не слышавший от родителей фразу: «Ослепнешь, если будешь целыми днями таращиться в монитор». Долгое время считалось, что игры приводят к утомляемости зрения и «синдрому сухого глаза» из-за снижения частоты моргания. Еще одна группа исследователей из университета Рочестера решила доказать вред, причиняемый играми зрению.

В исследовании 2009 года приняла участие группа опытных геймеров, чьей специализацией были «Call of Duty» и «Unreal Tournament 2004». Вторая группа играла в медленные игры, такие как «Sims 2». Тесты показали улучшение зрения игроков в шутер. Руководитель исследования Дафна Бавелье пришла к выводу, что такие игры развивают способность, которая называется контрастной чувствительностью.

Эта способность позволяет нам различать оттенки серого на цветном фоне, и особенно важна при управлении автомобилем в ночное время.

Видеоигры способствуют социальной адаптации

Распространенный стереотип описывает человека, увлеченного миром компьютерных игр, как застенчивого или даже асоциального. Ученые трех разных университетов США и Великобритании установили, что геймеры, принимающие участие в социальной жизни, очень общительны и дружелюбны.

«Средний геймер – это не антисоциальный тип, неделями не выходящий из своей комнаты. Напротив, они очень активно взаимодействуют с обществом», – заявил один из исследователей, посетивший более двадцати мероприятий, посвященных играм. Исследователи также выяснили, что общая любовь к играм может стать основой долгих и счастливых семейных отношений.

Видеоигры развивают способность к обучению

Исследователи из двух лондонских университетов опровергли распространенное мнение, что игры отрицательно влияют на успеваемость в школе.

Другими словами, люди, хорошо играющие в быстрые игры, требующие постоянной вовлеченности и размышлений, способны преуспеть и в учебе. Приятно знать, что любимая игра не только развлекает, но и развивает.

Видеоигры улучшают зрительно-моторную координацию

Существует множество профессий, требующих более развитой моторики, чем у обычного человека. Конечно, хирургам необходимы отточенные навыки владения инструментом не только затем, чтобы провести успешную операцию, но и чтобы попутно не задеть артерию или жизненно важный орган. Поэтому от хирургов сегодня требуют проводить еще и виртуальные тренировочные операции.

Ученые из медицинского отделения Техасского университета заинтересовались, кто сможет лучше провести такую операцию – школьник, студент колледжа или практикующий врач. Исследователи были удивлены, когда выяснилось что больше остальных преуспели ученики старших классов, проводившие за видеоиграми минимум 2 часа в день.

Видеоигры учат фокусировать внимание

Родители сегодня часто беспокоятся о том, что их ребенок, сидя в классе, думает о «Майнкрафте» или покемонах вместо того, чтобы слушать учителя. Однако в ходе теста на внимание и выявление закономерностей, проведенного ученым по имени Викрант Беджанки, опытные игроки заметно превзошли редко игравших или вовсе не игравших в компьютерные игры.

Видеоигры помогают преодолеть депрессию

Несколько лет назад исследовательская группа из Новой Зеландии заинтересовалась применением видеоигр для лечения расстройств психики, таких как депрессия. Была специально разработана игра под названием «SPARX», делающая психотерапию более интенсивной и увлекательной, чем обычный прием врача.

К исследованию были привлечено 168 подростков, ранее проявлявших признаки депрессии. Половина испытуемых получала традиционную терапию, вторая половина играла в «SPARX». В игре необходимо было создавать персонажей, избавляющих вымышленный мир от врагов, олицетворявших мрачные, разрушительные мысли.

Каждый этап включал сведения о депрессии, включая способы избавления от негативных эмоций. Игра помогла избавиться от расстройства не хуже, чем беседы с психотерапевтом.

Видеоигры помогают оставаться в форме

Подвижные компьютерные игры, такие как «Wii Fit» и «Wii Sports» по сей день широко применяются в реабилитационных центрах и домах престарелых на Западе.

Врачи из Центра исследования здоровья университета штата Оклахома провели эксперименты, доказывающие благотворное влияние активных видеоигр по сравнению с просмотром ТВ или интернет-сайтов. Тест показал, что «Wii Sports» дает такую же нагрузку на организм, как ходьба со скоростью 5 км/ч.

Видеоигры помогают сохранить отношения

Психологи Денверского университета выяснили, что совместное прохождение компьютерной игры ничем не хуже других способов развлечься и расслабиться для пары. Обнаружилось также, что мужчины придают большее значение совместным развлечениям, чем женщины.

В ходе исследования, начавшегося в 1996 году, парам был предложено ответить, какой аспект их отношений является наиболее важным. Ответы показали прямую зависимость между совместными «необязательными» занятиями и качеством отношений. Так что попробуйте видеоигры, почему нет? Как и сами видеоигры, область изучения их влияния на человека еще очень молода. До сих пор нет единого мнения – делают ли нас игры более склонными к насилию и менее – к состраданию. В последние годы ученые склонны утверждать, что компьютерные игры (шутеры и файтинги в том числе) скорее уменьшают и гасят агрессию у подростков, нежели провоцируют ее. Это показали несколько исследований, проведенных в разных исследовательских институтах разных стран. Предстоит проделать еще много исследовательской работы, прежде чем мы до конца поймем, как именно виртуальные персонажи, истории и миры влияют на человека физически и психологически, и как именно можно использовать их во благо.

Источник

Популярность компьютерных игр растет с каждым днем, дети и взрослые проводят за этим занятием все больше времени, что заставляет задуматься, как использовать игроманию во благо — в первую очередь, для обучения

Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.

Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).

Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.

Что почитать/посмотреть по теме:

  • 25 лучших видеоигр десятилетия по версии «Медузы».
  • Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
  • Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
  • Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.

Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:

  • Работа Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен).
  • Исследование ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых.
  • Выступление на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
  • Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.

Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс

Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.

Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.

Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.

Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.

«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.

Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

Как заработать на киберспорте

Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.

Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.

При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.

По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».

Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:

  • Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
  • 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
  • Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge
  • The Guardian: чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям

Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.

Источник