Чем полезны электронные дневники в школах

Сегодня мы постараемся ответить на наиболее распространенные вопросы, которые волнуют родителей, касающиеся электронного аналога традиционного журнала успеваемости.

Интернет и цифровые технологии все увереннее становятся неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности современного человека. Не стала исключением и система образования, в которой электронные учебники постепенно вытесняют обычные книги, а ноутбуки и планшеты – традиционные тетради. Относительно твердые позиции до сих пор занимает бумажный вариант школьного дневника. Но это только потому что, во-первых, не во всех российских школах используются электронные дневники (но это преимущественно сельские школы), а во-вторых, многие родители банально не доверяют электронным журналам и не знают обо всех его особенностях и преимуществах.

И если с первым без вмешательства властей и соответствующих органов мы сделать ничего не можем, то рассказать о возможностях электронного дневника в состоянии. Именно поэтому сегодня мы постараемся ответить на наиболее распространенные вопросы, которые волнуют родителей, касающиеся электронного аналога традиционного журнала успеваемости.

Что такое электронный дневник?

Электронный дневник – электронные сервисы или программное обеспечение, призванное обеспечить:

  • учет выполнения школьниками учебной программы (в том числе, посещаемости и успеваемости);
  • информированность всех участников образовательного процесса (в частности, учеников и их родителей) о ходе и результатах обучения;
  • упорядочение документооборота и снижение административной нагрузки на общеобразовательные организации;
  • возможность создания портфолио учащихся и внутренней социальной сети, а также ведения новостной ленты образовательной организации и личных блогов преподавателей.

Электронный журнал и электронный дневник – это одно и тоже?

По сути, это один и тот же электронный сервис, но имеющий разные возможности.

  • Электронный журнал – инструмент учета, позволяющий осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью учеников, а также выполнением учебной и педагогической нагрузки, повышать ИКТ-компетентность сотрудников школы, накапливать и систематизировать учебно-методические наработки, обеспечивать прозрачность учебного процесса, информировать все заинтересованные стороны о ходе обучения.
  • Электронный дневник – индивидуализированная выборка данных из электронного журнала о ходе и результатах обучения конкретного ученика. Доступ к персональной “странице” школьника имеют как сам ученик, так и его родители.

Зачем электронный дневник нужен родителям?

Внедрение электронных дневников в школе позволяет родителям:

  • иметь круглосуточный доступ к наиболее достоверной, точной и свежей информации об успеваемости своего ребенка (причем, как с ПК, так и с мобильного телефона);
  • получать своевременную информацию о расписании уроков и мероприятиях, которые запланированы в школе;
  • оперативно контролировать посещаемость ребенком уроков и его поведение в школе;
  • осуществлять интерактивное общение с преподавателями ученика и администрацией общеобразовательной организации.

Зачем электронный дневник нужен школьникам?

Благодаря внедрению в российских школах электронных дневников, ученикам больше не нужно беспокоиться о том, что они забыли записать домашнее задание или изменения в расписании предметов – стоит только зайти на страницу классного электронного журнала, и перед школьником откроется самая актуальная информация. Особенно это удобно для тех школьников, которые по тем или иным причинам пропустили занятия в школе. Кроме того, электронный дневник позволяет:

  • отслеживать свои оценки за любой период времени;
  • просматривать рейтинги по успеваемости;
  • быть в курсе как школьной жизни в целом, так и жизни класса в частности.
  • Зачем электронный дневник нужен учителям?
  • Для учителей электронный дневник стал хорошим подспорьем в работе. С его помощью можно:
  • общаться с родителями учеников и оперативно решать с ними текущие проблемы и задачи;
  • подсчитывать рейтинги учащихся;
  • формировать отчеты об успеваемости учеников;
  • отслеживать аналитику работы общеобразовательной организации по различным направлениям;
  • общаться с коллегами по вопросам профессиональной деятельности и обмена опытом;
  • организовать виртуальные консультации и дополнительные занятия.

Может ли ученик самостоятельно исправить оценки в электронном дневнике?

Теоретически такая возможность исключена. На практике же случиться может всякое, поскольку в работе системы не исключен человеческий фактор. Например, сотрудник школы, отвечающий за внесение оценок в электронный журнал, может оставить систему открытой и выйти из кабинета, а находчивый ученик воспользуется моментом и внесет нужные ему изменения. Конечно же, рано или поздно стороннее вмешательство будет обнаружено и виновники понесут заслуженное наказание, но, как говориться, “осадочек останется”.

Кроме того, нельзя забывать о том, что современная молодежь – это продвинутые пользователи, в отличие от многих сотрудников школы, для которых электронные системы и виртуальное пространство являются привычной средой обитания. Поэтому может возникнуть ситуация, когда учитель просит ученика посмотреть, например, почему на его компьютере не воспроизводиться видео, а школьник, по ходу решения этой проблемы, заодно заглядывает в электронный журнал и исправляет там свои оценки. Кстати, большинство преподавателей либо не заботятся о защите данных электронного журнала и используют самые примитивные пароли, либо вообще оставляют систему без защиты на протяжении всего дня.

Ну и последнее. Электронные журналы, как и другое программное обеспечение, разрабатываются талантливыми программистами, которые предусматривают в своем продукте разные уровни защиты. Однако каждую, даже самую надежную защиту можно “обойти”, и никто не даст гарантии, что именно ваш ребенок не окажется тем самым хакером, который может “взломать” электронный журнал не выходя за пределы своей комнаты и вмешаться в работу всей системы: изменить как свои оценки, так и оценки своих одноклассников, получить доступ к личной информации преподавателя, “заразить” вирусом файлы и т.д.

Насколько достоверная и своевременная информация в электронном журнале?

Здесь, опять таки, очень многое зависит от человеческого фактора. Если сотрудник школы ответственно относится к своим обязанностям по заполнению электронного журнала, то участники образовательного процесса получают актуальную и достоверную информацию. В противном случае, оценки не в полной мере могут отображать уровень успеваемости учащихся, а информация о мероприятиях в школе может оказаться устаревшей.

К сожалению вынуждены констатировать, что после изучения различных форумов, на которых родители делятся своими впечатлениями об электронных дневникам, мы сделали неутешительный вывод: в подавляющем большинстве российских школ к вопросу заполнения электронных дневников относятся халатно. А все потому, что эту обязанность возложили либо на учителей-предметников, либо на классных руководителей. Причем эта обязанность не оплачивается. Ну а педагогам, которым итак работы хватает, либо элементарно некогда, либо просто не хочется регулярно обновлять информацию в электронном журнале.

Но не все так пессимистично, как может показаться на первый взгляд. Все чаще руководство школ нанимает специалиста, который отвечает исключительно за обслуживание и наполнение школьных электронных ресурсов. Данный факт позволяет надеяться, что в самом скором времени во всех электронных журналах будет только достоверная и актуальная информация, а сами электронные системы будут надежно защищены и безопасны.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Электронные дневники критикуют многие. Учителя за дополнительную (неоплачиваемую) работу, которую зачастую приходится выполнять в личное время и из дома. Родители — за сложности с авторизацией, задержки с заполнением расписания, выставлением отметок, размещением домашних заданий. Вместе с консультантом по развитию детей Оксаной Туркиной разбираемся, в чём его минусы для школьников и как их можно превратить в плюсы.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Зачем нужен электронный дневник

Электронный дневник и журнал введены во всех школах Москвы с 2017/2018 учебного года как основной источник информации о посещаемости, успеваемости и домашних заданиях. Также он призван облегчить общение родителей и школы. Расписание уроков в электронный дневник вносит завуч, а графы с темами уроков, домашним заданием и отметками заполняет учитель.

Ученику теперь отведена пассивная роль — в дневник смотреть. Даже принести дневник родителям (или скрыть) уже не в его власти. Родители имеют доступ к дневнику 24/7, а также могут предоставлять его другим — любопытным родственникам, интересующимся репетиторам.

В бумажном дневнике учитель оставлял отметки, замечания, записи для родителей, родитель ставил в нём свою подпись, но во многом это было личное образовательное пространство каждого ученика.

Кто-то вкладывал в оформление время и старание, кто-то нет. Здесь был выбор, возможность присвоить себе хотя бы часть процесса обучения, сделать его своим.

Электронный дневник оставляет впечатление, что образование — это то, что взрослые совершают над детьми

Без всякого их участия. Дарья Сосновских, преподаватель французского языка и мать будущей первоклассницы, считает именно так: «Когда ребёнок сам записывает домашнее задание, он понимает, что и как надо делать. А с электронным дневником он не понимает или забывает, что это задание вообще есть. Получается, что у ребёнка нет никакого чувства личной ответственности за учёбу».

Как электронный дневник делает из ученика наблюдателя

Электронный дневник, по существу, представляет собой электронную копию обычного дневника и даже внешне от него мало отличается. На одном развороте неделя с расписанием уроков, заданиями на дом и отметками (важно различать и не путать отметки и оценки: отметка — это 3-4-5, а оценка «мало старался, хорошо, молодец!»). Дополнительные возможности для учеников предусматривают общение, доступ к образовательным ресурсам, сетевым конкурсам и олимпиадам.

Теоретически родители и ученики могут отправить учителю личное сообщение через электронный дневник. Но опыт родителей, которые отправляли сообщения учителям, показывает, что последние их редко читают. Поэтому, как правило, все предпочитают общаться через WhatsApp — лично или в классном чате. Основной массе школьников опция связи с учителем вообще не знакома. При том, что это единственное, что школьник может сделать в электронном дневнике сам.

Просто пользоваться таким электронным органайзером — навык не лишний. Но так как всё, что появляется в нём, вносит не школьник, он не учится планировать свою неделю. Он лишь наблюдает, как её планируют за него другие люди. Если учесть, что далеко не у всех младшеклассников есть собственные компьютеры (планшеты, смартфоны), получается, ребёнок иногда вообще не может даже наблюдать за тем, как организован его учебный процесс.

«В информационном пространстве бумажный дневник не нужен. Преимущества электронного дневника очевидны: удобство для учителей в качестве инструмента работы с родителями и обучающимися, колоссальная экономия времени для доведения достоверной информации до всех участников образовательного процесса. Для детей — это информационный сервис, где прослеживается динамика обучения, формируется портфолио, имеется доступный современный ресурс для получения качественного образования. Для родителей — объективная картина достижений их детей, активная и оперативная коммуникация с любым учителем. Всё это дает возможность для комплексных решений повышения качества образования. Если же рассматривать бумажный дневник как органайзер учеников, то для этого есть более эффективные и современные инструменты».

Антон Богданов, директор школы № 1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н. Чернышёва

В чём польза бумажных дневников

Бумажный дневник особенно полезен тем ученикам, которые не отличаются особой внимательностью и склонностью к организации своего времени. Внимательные, заинтересованные ученики и сами без лишних напоминаний запишут домашнее задание, а вот другим требуется дополнительный стимул и ежедневная практика для того, чтобы и они научились самоорганизации. Но бумажный дневник стал необязательным с приходом электронного, и у рассеянного или отвлекающегося ребёнка попросту нет мотивации тратить на него время. Как следствие, ему труднее научиться быть внимательным, нести ответственность за организацию времени учёбы и отдыха.

Переписывание в бумажном дневнике из недели в неделю одних и тех же названий предметов, заполнение даты, месяца и графы домашнее задание выполняло функцию тренажёра и было особенно важно для учеников младших классов. Ведение дневника не оценивается с той же строгостью как, например, задание по чистописанию или русскому языку, можно писать «как получится». Это само по себе снимает стресс перед письмом и страх ошибки, а, соответственно, делает заполнение дневника важной образовательной задачей.

Переписывание расписания помогало запомнить его без особых специальных усилий

В электронный дневник придётся заглядывать не раз, прежде чем расписание наконец отложится в памяти. Списывание домашнего задания с доски под контролем учителя — тоже бесспорно важный навык, который позволяет в дальнейшем верно списывать задачи по новой теме, которую объясняет учитель, и считывать с доски сложные формулы в средней и старшей школе.

Исследования отмечают, что планы, написанные от руки, по какой-то причине выполняются чаще, чем занесённые в электронные календари и «напоминалки». Но тут ситуация совсем патовая — мало того, что это электронный дневник (как и следует из названия), сам ученик в нём ничего и не записывает! Его задача выполнять. Учит ли такой инструмент планировать свой день и неделю? Рассчитывать силы и время на домашнее задание? Исходя из того, что нам известно о развитии мозга — маловероятно.

Почему бумага часто лучше экрана

Учёные из Принстонского и Калифорнийского университетов в трёх исследованиях 2014 года подтвердили, что студенты, которые записывают лекции на ноутбуке, впоследствии хуже отвечают на концептуальные вопросы по учебному материалу и показывают более поверхностную обработку информации.

Совместное исследование агентства Millward Brown и Bangor University с использованием функционального МРТ показало, что бумажные материалы мозг в целом воспринимает как более «настоящие» и выдаёт более выраженный эмоциональный отклик. Эмоции, как известно из более ранних исследований, позитивно влияют на формирование ассоциативной памяти. К тем же выводам пришли и нейроисследователи из Temple University. Они выявили усиленный эмоциональный отклик и больший интерес к информации с бумажных носителей; повышенную мозговую активность в зонах, отвечающих за ценности и желание.

Исследование норвежских учёных, проведённое в двух начальных школах (это важно, потому что большинство исследований проводилось на взрослых студентах, а тут — младшеклассники) продемонстрировало, что ученики, читавшие текст в бумажном учебнике, показали более высокие результаты при тестировании на понимание прочитанного, чем те, кто читал цифровой учебник.

Что даёт электронный дневник детям

«В хорошей школе найдут способы научить детей организовывать себя. В школе похуже детям придётся набивать шишки самим. Где-то действует метод естественных последствий — домашнее задание нужно тебе и только тебе, у учителя электронный дневник, его твои записи не волнуют. И если ребёнку важно учиться, он будет записывать домашнее задание — в бумажный дневник или в тетрадь. Где-то дети организовываются сами, создают группы в WhatsApp, чтоб записать и уточнить домашнее задание. С одной стороны, в таких группах обязательные дети работают на необязательных. А с другой стороны, самоорганизация детей — это не так плохо: это спонтанность, работа по запросу, налаживание взаимосвязи между одноклассниками», — считает монтессори-педагог, мама четвероклассницы и семиклассника Татьяна Брыкова.

Электронный дневник мог бы стать полезным инструментом обучения при условии, что ученик частично заполняет его сам и/или если он дублируется ведением привычного бумажного дневника. Сегодня электронный дневник — это только инструмент контроля образовательного процесса, который в идеале делает его прозрачным для родителей и учителя.

Источник

Школа будущего — это не только проекторы вместо досок, планшеты вместо тетрадей, но и электронный документооборот. Во всем, включая журналы и дневники.

Электронный дневник есть, но распечатывать его все равно надо.

Десять лет назад правительство РФ выпустило распоряжение с перечнем государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться гражданам в электронном виде. В числе прочих пунктов был и тот, согласно которому во всех школах с 1 января 2014 года бумажные журналы и дневники заменяются на электронные.

Реформа проводилась для облегчения работы учителя и обеспечения круглосуточного доступа родителей к информации об успеваемости детей. Электронный дневник не выкинешь, родителям «нам ничего не задали» не скажешь. Даже подделать отметки в нем гораздо сложнее, для этого придется освоить хотя бы информатику.

Хорошая инициатива столкнулась со школьной действительностью. Мария Ерохина, заместитель директора «Физико-технического лицей № 1» из Саратова рассказывает, что они полностью перешли на электронные дневники в 2018, хотя сам формат существовал в учебном заведении с 2010 года. Первую платформу разработали партнеры-родители, чтобы следить за динамикой успехов и неудач своих детей. Сейчас бумажный дневник в лицее остался только у учеников 5-х классов, как привычный элемент школьной жизни. Для старшеклассников и их родителей переход на цифровые дневники прошел безболезненно, чего не скажешь про учителей.

«Проверки школы, которые в течение учебного года идут постоянно, приводят к любопытному казусу, — рассказывает Ерохина. — Школа все равно обязана хранить данные об успеваемости детей в печатном виде, потому что проверяющие органы до сих пор не в состоянии перестроиться на проверку электронных ведомостей в электронном виде.

Все типовые регламенты документооборота говорят о том, что ежегодно весь электронный дневник школы должен выкачиваться, распечатываться, прошиваться и храниться в школьном архиве установленное количество лет.

Но когда очередная проверка приходит в середине учебного года — мы все равно достаем и предъявляем им обычные классные журналы, которые приходится вести в параллель с электронным дневником. Пока проверяющие органы не перестроятся на проверку электронного документооборота, школа так и будет вместе с педагогами делать двойную работу, заполняя и электронную базу данных, и печатную».

Дневник может быть электронным, но чаты в WhatsApp никто не отменял.

Надежда Львович, мама четвероклассника, считает электронный дневник современным. В их школе на цифровые носители перешли, когда ее сын учился в первом классе.

«Сейчас у наших детей есть и обычный дневник и электронный, потому что система иногда дает сбой. Домашнее задание записывается и там, и там. Это удобно, если ребенок забыл записать задание, его всегда можно посмотреть в интернете».

Наталья Дышекова, мама двух школьников из Нальчика к цифровому дневнику относится отрицательно. Дочка Натальи учится в 3-м классе, а сын в 6-м. И у них нет электронных дневников.

«В нашей школе его нет и не было никогда, — говорит Наталья. — У меня есть знакомые, в школах которых был этот дневник. Ничем он родителям не помогал. Оценки зачастую вносились с опозданием, а позже школа вообще отменила эти дневники».

В школе, где учатся дети Натальи, практикуются чаты в WhatsApp. Именно в них учителя скидывают домашнее задание и новости, касающиеся детей.

«Если ребенок не в школе и об этом не предупредили, то учитель позвонит или напишет. Поэтому ‘сбежать’ с уроков не получится. Оценки периодически классный руководитель вклеивает каждому в бумажный дневник. Есть, в конце концов, родительские собрания, где можно узнать какие успехи и ‘неуспехи’ у твоего ребенка в школе. В итоге и без обычного дневника можно жить, что в старших классах и происходит».

Электронный дневник это способ контроля.

Для учителей и родителей электронные дневники — это одна из форм контроля, в которой не замажешь двойку и который не забудешь дома. Школьники к введению электронных дневников относятся спокойно, хотя некоторые больше склоняются к бумажному варианту.

Полина Голушкова учится в 9-м классе в одной из школ Санкт-Петербурга. Здесь электронные дневники ввели год назад и поначалу, по рассказам девушки, никто не знал как с ними обращаться. Потом школьники привыкли и стали следить в интернете за своими оценками и домашними заданиями. Сейчас в школе у Полины действуют два дневника.

«Мне кажется, сочетание бумажного и электронного дневников вполне удобно. Один дневник — это не куча тетрадей, которые надо с собой таскать. Он особо веса в рюкзаке не прибавляет, так что его носить в школу совсем не трудно. Я больше склоняюсь к бумажному. Я люблю физические носители, к тому же в бумажном дневнике ты организовываешь все самостоятельно — так, как тебе удобно, а не как прописано в программном коде.»

Электронный дневник это способ контроля. Если в бумажном можно вырвать страницу, то с электронным такой трюк не прокатит. Так как я почти отличница, мне никогда не приходилось прятать оценки от родителей, я сама иногда приношу им дневник на проверку.

К самим оценкам у школьницы отношение неоднозначное. Девятиклассница говорит, что с одной стороны отметки — показатель успеваемости и сигнал ученику, на какой предмет можно обратить внимание. С другой стороны — пережиток прошлого.

«К сожалению, в системе образования упор ставится не на количество получаемых знаний, а на количество ‘пятерок’, поставленных в журнал, и это неправильно. Хорошую оценку можно выклянчить, задобрив учителя, но к получению знаний это не будет иметь никакого отношения. А весь смысл школы в том, что ты получаешь знания, развиваешься и становишься умнее!»

У Марии Беспаловой из Саратова в школе тоже два дневника. В электронном есть оценки и домашнее задание, а в бумажном учителя пишут замечания о поведении. Школьница рассказывает, что именно поэтому ее одноклассники бумажную копию в школу не носят.

«Каждый школьник отвечает за свои оценки сам. Если они хорошие, то бояться нечего, а если плохие, то тут надо морально готовиться. К моей нынешней успеваемости родители относятся нормально, но, безусловно, хотят, чтобы я училась лучше. Раньше мне иногда приходилось скрывать свои отметки, но с приходом электронного дневника этого сделать не удается. Каждый день, когда я прихожу из школы, мои родители тут же смотрят отметки за день».

Будущее наступило и это неплохо.

Переход на электронные дневники — дань времени, тем более, если с ними легче следить за успеваемостью. У каждого школьного поколения есть свои традиции, если в 1990-х на разворотах дневников цветными ручками писали «Каникулы», по классу «ходили» анкеты для девочек, а у писателей в учебнике литературы появлялись рога или усы, то сейчас все по-другому.

Школьники ведут «ВКонтакте» паблики «Подслушано в школе», делают мемы из цитат учителей и постят сториз в Instagram с уроков. Их цифровой след за десять лет учебы огромный, и скорее всего, с каждым годом он будет только расти.

Если раньше дети находили старые дневники родителей и смотрели оценки за четверть, изучали звездочки на полях тетради и надписи «Родителей в школу!», то будущее поколение будет гуглить посты родителей про школу и искать по хэштегам в соцсетях фотографии с выпускного. Цифровое будущее само по себе неплохо, главное, чтобы оно оказалось таким, каким мы его представляем. А еще неплохо, когда к нему готовы все участники процесса, а не только одна из групп.

Источник