Чем полезны экскурсии по музеям для детей

Чем полезны экскурсии по музеям для детей thumbnail

Марина Меньшикова
Важность посещения музеев дошкольниками

В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой и неотъемлемой частью жизни.

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.

Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев: возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить ребенка,чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита,родителям стоит исходить из интересов ребенка: «Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о твоих любимых животных».Или: «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей, где можно познакомиться с ними поближе».

Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.

Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.

Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим — если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства,есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.

Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея», развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.

Главное, что открывается в музее –взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже: родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво, а для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.

Проработав с детьми в детском саду и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить: проживание в центре города, среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города,следить и участвовать в культурной жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи. Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей.

Вот и наша группа посетила музей “Русская изба”, “Возвращаясь к истокам”.

Важность посещения музеев дошкольникамиЧем полезны экскурсии по музеям для детейЧем полезны экскурсии по музеям для детейЧем полезны экскурсии по музеям для детейЧем полезны экскурсии по музеям для детейЧем полезны экскурсии по музеям для детейЧем полезны экскурсии по музеям для детейЧем полезны экскурсии по музеям для детейЧем полезны экскурсии по музеям для детей

Источник

Почему и зачем

детям нужен музей?

Музей: атмосфера старины… искусства… картины… предметы быта – все это не только удивляет ребенка, но и будит его воображение, радует, развивает стремление к познанию. Посещая музей, дети становятся старше, уверенней в своем творчестве, свободнее в общении друг с другом. С древних времен развития цивилизации музей – хранилище культурных ценностей человечества и одновременно одно из средств получения информации.

Знаете ли Вы, что дети предпочитают узнавать новое через мир предметов? Предметный мир является первоосновой наших представлений об окружающем. Любого ребенка увлекает радость познания и удовольствие от рассматривания реальных, конкретных объектов. 

Музей – это замечательное приключение в мире новых или узнаваемых вещей, которые Ваш ребенок либо никогда не встречал в окружающей действительности, либо видел только в виртуально-электронном формате. 

В музеях дети учатся ориентироваться во времени, узнают, что такое музейные предметы, зачем хранить памятники культуры и природы, сравнивают общественное устройство прошлого и настоящего, учатся уважать нематериальные ценности. 

Ваш ребенок обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя. 

Отмечая события традиционного календаря, семейные праздники, День рождения сына или дочки, родители вместе с детьми совершают много интересных открытий. Театрализация народных сказок, игры с музыкой и танцами, возможно изготовление различных поделок из природного материала, посещение выставок создают уютную, почти домашнюю атмосферу, в которой по-особому, сокровенно происходит диалог между современностью и наследием прошлого. 

Сделать походы в музей праздником для ребенка не трудно: надо лишь учитывать некоторые правила.

Как заинтересовать ребенка музеями?

  • выбирать музей следует, исходя из интересов не родителей, а ребенка. Так, если малыш способен часами разглядывать птиц, зверей и насекомых – лучше отправиться с ним в Краеведческий музей. Любителям растений имеет смысл посетить Ботанический сад, а юным художникам прямая дорога в Музей изобразительного искусства;
  • идти в музей в первой половине буднего дня, когда там не много людей;
  • рассказать ребенку, для чего придумали музеи и зачем туда ходят, и заранее подготовить его. Например, если запланирован поход на выставку живописи, можно дома показать ему репродукции картин, объяснить разницу между копией и подлинником. Не беда, если в доме нет нужных художественный альбомов: например, совершить предварительный тур по Музею имени Пушкина и Третьяковке можно и виртуально. В изобразительном искусстве дети лучше всего воспринимают цвет, поэтому обычно живопись им нравится больше графики. Большинству детей интереснее рассматривать картины, если на них изображены знакомые им предметы;
  • заранее продумать маршрут по музею, рассчитанный минут на 30-40; 
  • дать ребенку освоиться в музее: подать кассиру билеты, осмотреть интерьер, потрогать предметы (какие разрешено);
  • наблюдать, что ребенка интересует, и поддерживать его интерес. Дети – разные, и при первом посещении музея кого-то из них мраморная лестница или лепнина на потолке может впечатлить сильнее полотен гениального художника;
  • разговорить ребенка, спросить, что ему нравится и почему, и ненавязчиво рассказать ему об экспонате;
  • не заставлять ребенка продолжать осмотр, если он устал или капризничает;
Читайте также:  Чем полезна морская вода для кожи лица

Александр Кузнецов, детский психолог и врач: В три-четыре года ребенка уже можно начинать знакомить с музеями. Для посещения музея важно выбрать подходящее время, когда ребенок хорошо себя чувствует и настроен на восприятие нового. Стоит учитывать, что малыш не может усваивать много информации за один раз, он быстро утомляется и начинает отвлекаться. Не стоит в первое же посещение обходить весь музей – если ребенку понравится, лучше вернуться еще раз.

  • купить ему что-нибудь на память о музее: например, открытку с понравившейся ему репродукцией картины.
  • Даже если первый поход в музей не удался, отчаиваться не нужно: скорее всего, место или время было выбрано неудачно.

Источник

Иногда мне задают вопрос: а зачем ездить на экскурсии? Зачем вообще всё это? И чтобы раз и навсегда ответить я решил написать этот текст. Экскурсии безусловно нужны и полезны, как детям так и взрослым. Но в чём конкретно заключается их польза? На этот вопрос лучше всего могут ответить педагоги, ваши учителя – и мы, экскурсоводы, гиды и сопровождающие.

Во-первых, экскурсии учат. Каждая экскурсия включает в себя как минимум два урока, содержащие множество информации. Обучение начинается уже в автобусе, когда ваш покорный слуга рассказывает детям о предстоящей экскурсии. Обычно я успеваю провести не меньше одного весёлого урока по теме экскурсии, будь-то дворянская культура XVIII века, динозавры, народная глиняная игрушка или космические полёты. А если ехать приходится дольше, то находится время и для второго занятия. Есть даже специальные, предметные экскурсии, которые так любят заказывать учителя, использующие такие поездки как дополнение к своим урокам в школе: биологи, физики, географы, учителя русского языка и литературы. На каждый предмет найдётся несколько музеев, так что мы можем разработать полный цикл экскурсий, сопровождая уроки по предмету и год, и даже несколько лет. Но экскурсии учат не только одному предмету. В конце концов, любая экскурсия – всегда выход в мир, прекрасный и таинственный, ждущий ребёнка за пределами его школы, района, и родного города. На экскурсии дети узнают родной край, выезжая за пределы знакомого им с детства окружения. Расширение общего кругозора, и географического в частности – один из важнейших результатов Вашей поездки. В сущности, каждая экскурсия оказывается маленьким исследованием окружающего мира, проведя которое, ваш юный исследователь будет ещё немного больше готов к будущей взрослой жизни.

Во-вторых, экскурсии развивают. Дети приобретают бесценный опыт. Они привыкают к путешествиям, поездкам в автобусе, учатся организованно посещать объекты культуры, достопримечательности и памятники архитектуры. Да хоть не отставать от группы! Они встречают множество самых разных людей – монахов и богомольцев в православных святынях, иностранных туристов и молодожёнов в усадьбах и музеях-заповедниках, знакомятся с экскурсоводами, учёными и артистами в ходе экскурсий.

Так что, в-третьих, не могу не отметить, что экскурсии отличают. Я каждый день встречаю одну, или две группы, общаюсь с ними, беседую с ребятами в автобусе, часто вижу наших постоянных клиентов, уже на пятой-десятой экскурсии – и я наблюдаю за тем ,как растут их дети, с изумлением замечаю, как быстро развиваются те, кто ездит часто и помногу. Дети, бывающие на экскурсиях каждый месяц, уже немного другие, они свободнее и увереннее чувствуют себя в мире. Поэтому я сделал для себя один простой ,но очень важный вывод. Ребёнку нужно ездить на экскурсии, в музеи, усадьбы, парки, на фабрики, мастер-классы, как можно чаще. Тогда он вырастет разносторонним, увлекающимся человеком, способным оценить красоту нашего мира, увидеть прелести нашей Родины, понять, как богата и интересна наша земля. А это нужно в современном мире. К сожалению, не хватает пока такого любовного и бережного отношения к нашей культуре и истории.

Поэтому, в заключение, я хочу признать, что экскурсии делают самое главное. Они воспитывают. Посещение достопримечательностей истории и культуры, прогулки под древними стенами пятисот и тысячелетней давности, не только развивает у школьника чувство прекрасного, одновременно пополняя его художественные и исторические знания, но воспитывает в нём уважение к памятникам, то есть, к памяти, к нашим предкам. А это уже патриотизм.

Прошу меня понять. Я говорю сейчас не о квасном, искусственном и вульгарном патриотизме, патриотизме лозунгов и деклараций, патриотизме биения себя в грудь, громких слов, и отсутствия дел. Я совсем о другом толкую. Я имею ввиду патриотизм настоящий, идущий от души, патриотизм глубоко чувственный, естественно просыпающийся в ребёнке, органически вырастающий из гордости за свою страну и свой народ, построивший такие красивые дворцы, крепости, монастыри, храмы, особняки. Да, экскурсии, показывая детям всё, чем славится Россия, постепенно, раз за разом, воспитывая их и закаляя, помогают всем: родителям, учителям, даже сверстникам.

Вот такое воспитание стоит многого. Думаю, что, когда у меня появятся свои дети, пусть это и нескоро ещё случится , я буду хвататься за любую возможность отправить их посмотреть нашу страну, провинциальные города, столичные музеи и все примечательные достойные места.

Чего и вам желаю. Искренне ваш, Александр Мысленков, ваш экскурсовод

Источник

наталья павлова
Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей

Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире (Н. А. Ветлугина).

Слово “музей” в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы – храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/).

Прежде всего, посещение музеев даёт дошкольнику возможность приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.

Музей – это особая образовательная среда, это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.

Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения, умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.

В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.

Читайте также:  Полезные вещи на море в отпуск

Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.

Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев». Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.

Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. На первом заседании присутствовало 8 человек – родители, которые всегда поддерживают начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу.На заседании участники клуба приняли:

1. Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты». 2. Выбрали актив,который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа. 3. Познакомили с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия музеев, которые планируем посетить в этом году. Родители и дети были активны, предлагали свои варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов, планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей, была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.

Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов».Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.

Задачи работы с детьми были следующие:

Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.

Содействовать формированию у детей интересов,любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.

Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.

Задачи работы с родителями:

Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка. Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба. Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.

Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер.Важно было выяснить:

Как дети будут вести себя в другой обстановке?

Как долго они смогут удерживать внимание?

Что больше всего заинтересует детей?

Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?

Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео. После посещения музея был запущен проект «Есть городок на реке Ижора»,целью которого:

увлечь историей возникновения и развития города

познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.

В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания,например: «Найти в интернете информацию о мостах города», узнать, в честь кого названа улица, например «Веры Слуцкой», «Ижорского батальона», «Анисимова» и т. п.Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о «Доме творчества», «Колпице», о памятнике – Меньшикову и т. п.

Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению историей возникновения нашего города, инфраструктурой города, историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей, так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность. Проект длился в течение года. И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность. Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.

Следующим нашим проектом был краткосрочный проект «Откуда хлеб пришёл?» На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию «От колоска до булки», рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину «В пекарне» и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»! Все эти занятия способствовали знакомству с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.

А как же выращивали хлеб раньше? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.

Задачи работы с детьми мы поставили следующие:

Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.

Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.

Развивать у детей познавательную активность, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.

Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.

Задачи работы с родителями:

Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.

Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?

Нам важно было понять:

Все ли родители смогут терпеливо провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.

Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.

Музей хлеба предстал в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге», Сурикова. Дальше родители каждый со своим ребёнком получили сопроводительный листок (буклет) и, выполняя задания, знакомили детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания,например:составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р, Ш, Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!

Читайте также:  С чем полезнее салат с маслом или сметаной

Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:

дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;

дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;

пополнили свой словарный запас за счёт слов,обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов,обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.

поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;

провели выходные вместе с родителями.

Родители ещё раз понаблюдали:

за поведением своего ребёнка и поведением других детей,

увидели, как ребёнок общается с друзьями,

поняли, насколько любопытен ребёнок,

почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.

При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что все дети и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.

После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителямподумать и ответить на вопросы:

1. Что понравилось больше всего?

2. Что запомнилось?

3. Чему научились?

4. Что узнали нового?

5. Помочь детям нарисовать понравившийся экспонат.

Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем мы собрались в группе детского сада на чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей. Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.

Целью современного общества является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.

Согласно исследованиям А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею» (над чем мы работаем в клубе)применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:

• Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;

• Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;

• Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально – эстетических впечатлений.

Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова, П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина).

В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.

Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.

Следующим по плану работы клуба было посещение зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира». Главной задачей проекта было не только познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.

В группе были изготовлены макеты «Тундра», «Антарктида», «Пустыня», показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных. Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом музее.

Перед посещением зоологического музеяперед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:

Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.

Развивать навыки самостоятельности.

Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.

Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.

Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.

Перед родителямистояли следующие задачи:

Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.

Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.

Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию,используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение со взрослыми.

После экскурсии давались творческие задания:

– Дали детям понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.

– угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?

– воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки» – дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);

– узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые животные. «Чья это тень?» – превратить пятно в рисунок.

«Несуществующее животное» – нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.

«История жизни» – придумать рассказ от имени нарисованного животного.

В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии» и в «Музее воды». От посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.

В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.

От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.

Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы к экскурсоводу, расширился у детей кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи.Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?

Для родителей посещение музеев со своим ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора, дети заняты полезным делом.

Таким образом, мы убедились в том, что коллективное посещение музеев – это полезный досуг не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев» с вновь поступившими детьми.

Источник