Чем полезны игры с правилами и подвижные игры

Чем полезны игры с правилами и подвижные игры thumbnail

Габуева Карина Евгеньевна
Польза подвижных игр для детей

О пользе подвижных игр для детей!

На самом деле очень сложно переоценить пользу от совместного времяпрепровождения с ребенком в летний период на улице. Перед нами открывается отличная возможность помочь своему малышу всесторонне развиваться. Подвижные игры помогают деткам развиваться не только физически, но и стимулируют умственную активность, развивают эмоциональную и социальную сторону ребенка. А самое приятное то, что во время игр дети не замечают специального воздействия и быстро усваивают новые навыки. Полезно играть с детьми на свежем воздухе и родителям! Это позволяет нам расслабиться, вернуться в детство, получить массу положительных эмоций, дозу физической нагрузки, а самое, главное – провести весело время со своими детьми, показать, в какие игры мы играли в детстве, научить малыша играть!

В чем же польза подвижных игр для детей?

Активные игры благотворно влияют на весь организм в целом. Они улучшают работу всех внутренних органов и систем. За лето дети чаще всего хорошо развиваются физически, а в дальнейшем гораздо меньше болеют простудными заболеваниями.Во время активных движений: лазаний, прыганий, беганий, бросаний и ловли усиливается обмен веществ, и кровь доставляет больше строительных веществ в нужное место. Кроме того у карапуза укрепляются ноги, развивается сила, гибкость, быстрота реакций и выносливость.

Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя.

Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых.

Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением.

В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия своих друзей.

1. «Кто как ходит».

Изображайте вместе с малышами, «кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.

2. «По ровненькой дорожке».

Взрослый предлагает построиться в колонну по одному и пойти гулять.

«По ровненькой Дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам.

В яму – бух!»

Все идут, на слова по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в яму – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит взрослый, все поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения, взрослый может повторять каждую строчку стихотворения большее число раз. Вначале взрослый сам ведет колонну. Потом отходит в сторону и следит за тем, как ребёнок согласует свои движения стиха.

3. «Зайцы в огороде».

В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на которой чертятся два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4 м, а внутреннего – 1-2 м. Водящий – «сторож» находится во внутреннем круге (огороде, остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож и игра начинается снова.

4. «Попади в камень».

В игре принимают участие 2—10 и более человек.

Небольшие камни ставят на линию в один ряд с промежутками между ними не менее величины камня. На расстоянии 8—10 м от линии параллельно проводят вторую линию. За ней располагаются участники. Каждый (по уговору) заготавливает определенное количество камней и по очереди кидает свой камень по стоящим на кону камням, стараясь выбить их с черты. Побеждает игрок, имеющий больше попаданий.

Если камень задет, но не выбит с черты, попадание не засчитывается.

Выбивать камни можно и катанием своего камня по земле.

5. «Чур у дерева».

Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву, а водящий должен занять дерево без игрока.

6. «Пустое место».

Играющие встают в круг, заложив руки за спину, а водящий за кругом. Он, обходя круг, дотрагивается до руки кого-либо из игроков и бежит в любую сторону за кругом, а вызванный —в обратную сторону. Задача бегущих — обежав круг, первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.

7. «Палочка-выручалочка (прятки).

Выбирают водящего. Он, закрыв глаза, стоит у палочки-выручалочки и громко считает до двадцати. В это время остальные разбегаются и прячутся. Окончив счет, водящий открывает глаза, стучит палочкой о какой-нибудь предмет (пень, камень, дерево)или просто о землю и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Затем он идет искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь,он громко произносит: «Палочка-выручалочка нашла.» — называет имя найденного и бежит к палочке. Найденный также бежит к палочке. Если он добежит первым,схватит палочку и успеет сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» — то считается вырученным, если же опоздает, то выбывает из игры. Водящий старается найти и вывести из игры всех игроков. Но это сделать трудно. После того как один игрок найден,любой из остальных участников игр может быстро и незаметно для водящего подбежать к палочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи всех»,— четыре раза стукнуть ею. Если игроку это удастся, то все ранее найденные игроки считаются вырученными, а водящий снова водит. Если водящий опередит, то игрок считается найденным. Новым водящим считается первый найденный игрок.

8. «Точный прыжок».

Играющие рассчитываются по порядку. Первый номер делает небольшой прыжок в длину с места. Каждый следующий участник должен прыгнуть дальше предыдущего, но и не больше, чем на ступню. Победитель — последний оставшийся игрок.

9. «Бой петухов».

Чертят круг диаметром 3—4 м. Два участника встают в этот круг, каждый стоит на одной ноге, а другую ногу, согнутую в колене, захватывает кистью одноименной руки за голень.

Подпрыгивая на одной ноге, «петухи» толкают друг друга плечом, стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому удастся это сделать, выигрывает.

Запрещаются толчки в грудь, в спину. Можно выполнять обманные движения.

10. «Третий лишний».

Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м.Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Разновидности игры

1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.

2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот «третий лишний» и должен убегать.

3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда стоящий с другой стороны становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.

Источник

Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви­жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д. ).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо­гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.

Рекомендуем посмотреть:

Игры с мячом для школьников

Подвижные игры для детей

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет. Моторные игры

Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. Подвижная игра как социальное явление

Педагогическая характеристика подвижных игр

Источник

Статья на тему :

«Польза подвижных игр»  

для учеников начальной школы.

Воспитатель группы продленного дня Юданова А.Ю.

Польза подвижных игр для учеников начальной школы

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков. 

В чем же главная заслуга подвижных игр для детей?

Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.Интересно, что если заставлять ребенка многократно повторять, например, наклоны, то он быстро устанет и станет капризничать. Если же организовать игру, где требуется также много наклоняться, например, чтобы собирать грибочки или ловить мышей, то дети, увлеченные игрой, не замечают усталости и весело проводят время. А у них в это время формируются двигательные навыки, развиваются мышцы и суставы. Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребенку избавиться от тревог и становиться более общительным. Важно, что в игре любой ребенок получает шанс стать раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если взрослый руководитель уделяет равное внимание каждому участнику игры. Педагоги не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично «разрядиться» и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению «за партой». Также очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый малыш волей или неволей общается со своими компаньонами, приучаясь подчинять законам. Он с раннего возраста понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, а также как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать чувство «локтя». Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребенка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребенок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приемы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, «светлые головы» и инициаторы. 

Детская подвижная игра «Колдунчики». Для игры требуется ровная площадка размером примерно 10×10 метров. Количество игроков от 3 и более.

Перед началом игры выбирают колдуна. Затем играющие разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и осалить (заколдовать). Осаленный замирает. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но колдун следит за своим пленником, и, как только кто-нибудь снимает чары, он старается снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто хочет выручить товарища. Трижды заколдованный игрок становится колдуном.

«Ходим по кочкам»

Для игры разложите на полу комнаты “кочки” – книги, журналы, большие кольца от пирамиды и т.д. Предложите малышу пройти через болото “по кочкам” к игрушке в другом конце комнаты. Он должен постараться “не замочить” ножки. Сначала “кочек” должно быть много и они должны располагаться близко друг к другу. Постепенно увеличивайте расстояние между ними.

В эту игру ещё проще играть на улице – в этом случае “кочки” можно нарисовать на асфальте мелом или на песке – прутиком. Постепенно уменьшайте размеры “кочек”, а интервалы между ними увеличивайте. Упражнение развивает двигательную активность, способствует совершенствованию координации движений малыша.

«Пройди по линии»

Всем малышам интересно ходить по бордюру или по бревну. В этой игре ребёнку предлагается пройти по “бревну” – в нашем случае это нарисованная на полу линия или верёвка, разложенная в форме большого эллипса, – и пронести, не расплескав, стакан с водой.

Кроме стакана с водой, можно переносить зажженную свечку (стараясь, чтоб не затухла), колокольчик (чтоб не звенел) и т.д. Замечательное упражнение для выработки правильной осанки малыша – положить на голову книгу и постараться пройти так, чтобы книга не упала. Такие занятия способствует развитию координации движений.

Ходьба «восьмёркой»

Для игры понадобятся кегли или кубики больших размеров. Расставьте их в цепочку с интервалом в 40-50 см друг от друга. Предложите малышу пройти между ними “восьмёркой”. Покажите, как правильно это сделать.

Начинайте с двух предметов, затем постепенно усложняйте игру. Когда фигур много, проходить между ними необходимо по волнистой траектории – то направо, то налево. Игра способствует развитию у ребёнка координации движения, учит замечать и обходить препятствия.

Игры с мячиками

Игры с мячиками всегда нравятся маленьким детям. Делаем “домик” для мячика (например, можно из табуретки, завесив её с трех сторон покрывалом). Малыш с удовольствием будет пытаться закатить мяч в такие “ворота”. Предлагайте ему каждый раз отходить немного дальше от “ворот”. В другой раз можно сделать туннель из нескольких стульев. Предложите малышу прокатить мяч по туннелю так, чтобы он выкатился с другой стороны.

Для игры “Лови мячик” приготовьте довольно крупный, но лёгкий мячик. Покажите малышу, как правильно держать руки, чтобы поймать мячик. Для игры “Катаем мячик” садитесь с ребёнком напротив друг друга, расставив ноги. Катите мяч друг другу. Особенно весело проходит игра, если говорить при этом: “Я даю тебе …” (грушу, арбуз, яблоко и т.д.). Игры с мячиком способствуют развитию физической активности ребёнка, учат координации движений, развивают воображение.

«Попади в цель»

Используйте для этого упражнения надувной круг для плаванья и мячики разных размеров. Удерживая круг в горизонтальной плоскости, предложите ребенку попасть мячиком в дырку. Сначала малыш просто подходит к кругу и кладет мячик в дырку. Понемногу отодвигайте круг, и ребёнок будет учиться бросать мячик. Пробуйте играть с мячиками разного размера и веса.

Попробуйте повторить упражнение, держа круг в вертикальной плоскости. Для игры можно использовать любую корзину, но малышу обычно больше нравится вариант, когда мячик выкатывается.

Источник