Чем полезны игры с песком и водой
Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания.
Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру.
Песочная терапия – это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Занятия с использованием песка раскрывают скрытые возможности ребёнка, способствуют развитию творческих способностей, образного мышления, тонкой моторики рук и разных компонентов речи.
Хочу предложить подборку развивающих игр с использованием песка.
1. Для развития фонематического слуха:
– Выбрать только те игрушки (они закопаны в песке), в названиях которых есть определённый звук.
– Поставить флажок или фишку в песок, если в слове слышится заданный звук.
– Определить первый (последний) звук в слове и написать (пальчиком или палочкой) соответствующую букву на поверхности песка.
Буквы можно вылепить из песка, сгребая его рёбрами ладоней.
2. Для совершенствования грамматической стороны речи:
– «Чего не хватает?».
На поверхности песка раскладываем 4-5 игрушек. Просим ребёнка закрыть глаза и закапываем одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен определить и назвать, какой игрушки не хватает.
– Игра, способствующая правильному употреблению в речи предлогов. Взрослый расставляет любые мелкие игрушки по песочному полю, например, машинки. Нужно проговорить, где находится одна игрушка по отношению к другим. Например, «Красная машинка между жёлтой и белой, зелёная – перед красной» и т. д. Потом задаём малышу вопросы: «Где красная машинка?»
– «Подбери признак».
Предлагаем ребёнку найти спрятанные в песке игрушки, назвать их и подобрать к их названиям слова-признаки (шарик – синий, щенок – маленький и т. д.).
3. Для формирования слоговой структуры слова.
– «Чёрточки».
Предлагаем ребёнку начертить на песке такое количество линий, сколько слогов произнёс взрослый.
– «Камешки».
Малышу нужно положить на песок столько разноцветных камешков, сколько слогов в слове, которое назвал взрослый.
4. На развитие связной речи.
«Ищем клад».
Взрослый закапывает игрушку или фигурку в песок и описывает её. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и откопать игрушку.
Затем можно поменяться ролями: ребёнок описывает предмет, а взрослый отгадывает.
5. На совершенствование мелкой моторики.
Практически любые игры с песком способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Можно создавать на песке разнообразные узоры пальчиками, кулачками, рёбрами ладошек. Можно выкладывать рисунки камешками, пуговицами, фасолью и любыми другими мелкими предметами.
В статье описаны примеры развивающих игр с песком, которые можно использовать на занятиях. Уверена, что родители, немного пофантазировав, придумают ещё много интересных игр для своих малышей.
Упражнения и игры с песком очень увлекательны. В таких играх очень много возможностей для творческого выражения ребёнка. Поэтому малыши могут часами играть с песком.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Светлана Терехова
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»
Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.
Сегодня игру с песком используютв своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.
• Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.
• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.
• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.
• Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.
Очень полезно для развития речи:
– насыпать песок в ведерко лопаткой;
– рисовать пальчиками на песке;
– пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;
– искать в песке зарытые игрушки;
– рыть ямки, погружать руки в песок;
– лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.
• Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.
• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться или отстаивать свои права.
• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.
Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.
Игры с песком и водой в дошкольном возрасте является одним из инструментов развития ребенка. Такие игры способствуют развитию творческого начала у детей, и вообще считаются первой созидательной деятельности, которой ребенок начинает заниматься в раннем возрасте. Такие игры редко надоедают детям, потому что они разнообразные и интересные. Детям во время игры приходится выполнять различные действия и всячески проявлять фантазию. В игре может принимать участие взрослый, или же дети могу играть самостоятельно.
Чем полезны игры с песком и водой?
Полезность детских игр с песком отмечают и психологи. Специалисты говорят о том, что такие игры способствуют психологическому релаксу. И даже если у ребенка до игры было плохое настроение, после игры ребенок будет чувствовать себя хорошо. Не менее положительно игры с песком влияют и на тактильные ощущения детей. Их развитие является очень важным в раннем возрасте, дети же, играя в песке, постоянно трогают что-то пальчиками, тем самым тренирую их. Именно поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок развивался всесторонние, играл в игры с песком и водой. Они будут способствовать развитию моторики рук, фантазии ребенка и его творческих способностей.
Не будем забывать о том, что здоровье ребёнка является одной из самых важных забот всех родителей. Именно поэтому мы советуем прибегать к использованию таких игр. Они помогают снимать эмоциональную нагрузку с ребенка, а также являются средством оздоровления детей в летний период.
К использованию песочной терапии в свое время прибегал Монтессори. Также эта игра пользовалась успехом в теориях Юнга. Иногда психологи советуют водить ребенка играть с песком и водой в том случае, если его поведение становится агрессивным, ребёнок капризничает. Специалисты считают, что такие игры положительно влияют на психологическое состояние ребенка и позволяют ему в короткое время избавиться от подобных проявлений.
Смотреть видео фильм «игры с песком и с водой для детей»:
Заем игры с песком и водой нужны в детском саду?
Развивать ребенка дошкольного возраста в песочнице можно и в детском саду. Такая игра открывает поле для действий, как ребенку, так и воспитателю. Воспитатель в зависимости от занятия может ставить перед ребенком ту или иную задачу, а ребенок, в свою очередь, выполняя задачу, будет развиваться интеллектуально, а также физически. Опытный психолог по ходу игры ребенка в песочнице может определить его внутреннее состояние. Ведь ребенок, выстраивая фигуры из песка, отображает свой внутренний мир. Если выстроенные из песка фигуры — это внутренний мир ребенка, а точнее его проекция, то у психолога есть шанс не только понять, какие у ребенка проблемы, но и успешно решить их в ходе игры.
Не стоит забывать о том, что во время игры с песком дети строят различные фигуры, замки. Это позволяет им обучиться природному конструированию. Во время игры дети могут использовать не только песок и воду, а и другие природные материалы, такие как кусочки дерева, веточки, камешки. Чем старше ребенок, тем сложнее фигуры, которые он строит в песочнице. Такая игра хорошо отображает способности ребенка, его эмоциональное состояние и позволяет оценить степень развития и особенности по построенным детьми фигурам.
Тамара Рычкова
Значение игр с водой и песком для развития детей раннего возраста
«Значение игр с водой и песком
для развития детей раннего возраста»
Работая с детьми раннего возраста, мною было замечено, что в практике недостаточно методического материала, который практически может использовать воспитатель во время адаптации детей к детскому саду.
Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и искать приемы оптимизации при адаптации детей к детскому саду.
Изучая литературу, я поняла, какое положительное влияние могут оказывать игры-эксперименты с водой и песком на детей в период привыкания к общественному воспитанию.
Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К. Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект природы, но еще и потрогать его, то есть обследовать.
Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях.Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток ладони на песке – он утвердил факт своего существования. Изготовление фигур из песка – рождение нового мира, свершающегося благодаря помощи со стороны.
Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».
Песок – прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Хорошими отвлекающими приемами могут служить игры с водой и песком.Эти приемы можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
– сложности, связанные с изменением привычного образа жизни (поступление в детский сад);
– сложности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
– повышенная тревожность, страхи;
– различные формы нарушений поведения.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить стремлением к познанию их свойств.
Основная цель проведения игр с песком и водой – это эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком и водой. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам для самостоятельных игр. Имеется посуда стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка, резиновые, деревянные, пластмассовые, железные шарики, шприцы, клизмочки, рыбки, кораблики, заводные игрушки.
Я подобрала игры и упражнения с водой и песком для работы с детьми раннего возраста, так как развитие восприятия в раннем возрасте является основой всего дальнейшего развития ребенка. Эти игры способствуют созданию бодрого, жизнерадостного настроя у детей. Вот некоторые из них.
«Водяные струйки»
В пробке пластиковой бутылки проделайте дырочку, заполните бутылку водой и, брызгая из нее водой на песок,делайте с помощью струи разные узоры: круг, квадрат, домик и т. д. Сначала рисует взрослый, а дети отгадывают, потом наоборот.
«Погружение в воду»
Приготовьте емкость с водой и пустую бутылку без крышки.Предложите малышу погрузить под воду не закрытую пробкой бутылку разными способами: горизонтально, вертикально, под наклоном. При этом обратите внимание ребенка на то, как наполняется бутылка – полностью или частично.
«Отыщи шарик»
Взрослый закапывает в песок какой-либо маленький предмет, например, шарик и просит ребенка найти его. Сначала следует закапывать предмет на глазах малыша, а потом так, чтобы он не видел.
Если ребенок заинтересован, и справляется с задачей, можно закопать два любых предмета, потом попросить откопать только один. При этом взрослый должен обязательно похвалить малыша за правильное выполнение инструкции.
«Дорожки из песка»
Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения требуется многократное повторение. Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, медвежонка и т. д., который заблудился и не может найти дорогу домой.
«Пересыпание сухого песка через воронку»
Воронку поставить в ведерко и показать детям как песок будет высыпаться из воронки в ведро. Обратить внимание на то, что хорошо сыплется сухой песок. Дать детям возможность самостоятельно пересыпать песок через воронку в ведерко. Из ведерка песок можно пересыпать в формочки.
Затем взрослый вместе с детьми поливает часть песка водой, перемешивает лопаткой и показывает, что мокрый песок не сыплется, но из него можно лепить. Показывает, как наполнить формочку, прижать песок совочком или пальцами, опрокинуть формочку, украсить приготовленный «пирог».
«Площадка для собачки»
Научить детей делать тематические постройки на песке. Можно сделать ямку, канавку, горку и «вывести на прогулку собачку».Собачка во время прогулки будет преодолевать все препятствия: прыгать в ямку, вылезать обратно, перепрыгивать через канавку, забираться на горку. Через канавку можно положить мостик, на горку сделать ступеньки.
«Вылови»
Приготовьте емкости разного размера (тазики, ведерки, банки с широким горлышком и т. д.); орудия для извлечение предметов (ложки, черпачки, сачки, ковшики, удочку с магнитом и т. д., а также большие и маленькие тонущие и плавающие предметы.
Опустите предметы в емкости с водой и предложите ребенку выловить их с помощью различных средств.
Литература:
1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
2. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
3. Тихеева Е. И. «Ребенок – дошкольник и воспитывающая его среда»
4. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е. А., и др. – М.:Просвещение, 1980.
5. Интернет ресурсы
Сабина Хасметова
Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей раннего возраста
Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей раннего возраста. [/b]
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности,так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Мы старый ящик из стола покрасим голубою краской.
Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,
Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!
Т. Грабенко
Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, как бы заземляя негативную энергию. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. А это так важно в период адаптации к детскому саду! Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много- мало”, “быстро-медленно”, “короткий- длинный”, “высокий- низкий”.
«Игры с кинетическим песком»
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка».
К. Д. Ушинский
Кинетический песок- потрясающий развивающий материал и игрушка. Он настолько необычен, притягателен и удивителен, что никого не оставляет равнодушным. В последнее время кинетический песок все больше завоёвывает внимание со стороны детей, их родителей и педагогов. С ним можно придумать безграничное число игр. Каковы же свойства и особенности кинетического песка? Он безопасный, изготовлен из нетоксичного материала; гигиеничный, так как в нем не могут находиться вредные бактерии и микробы; приятный на ощупь, рассыпчатый и лёгкий; никогда не засыхает, отлично лепится; имеет свойство своеобразно «растекаться».
В коррекционной работе со своими детьми его можно успешно использовать в различных направлениях для решения многих задач. Вот некоторые из них.
1. Развитие мелкой моторики. Кинетический песок отлично помогает развивать мелкую моторику пальцев рук. Его можно сжимать, тромбовать, тыкать, прихлопывать, защипывать. Можно копать его совком, раскатывать скалкой, пластмассовым катком, резать пластмассовым ножом. Эти действия тренируют микромоторику, захват, учат пользоваться инструментами (вместо совка можно брать ложечки, лопатки). А еще можно разровнять песок и дать пластмассовые формочки. Дети нажимают на перевёрнутые формочки, чтобы получить отпечатки, тем самым тренируя мышцы пальцев. Также можно поиграть в игры «Следопыт» (угадывать, чьи следы, «Прятки», «Слепи фигурку», «Прошагай по дорожке» и т. д.
2. Развитие сенсорного восприятия. Кинетический песок – идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, пропускают сквозь пальцы, мнут его. Песок- приятный на ощупь, нелипкий, сухой и мягкий, немного прохладный. Кинетический песок не застревает под ногтями, не колется. Идеально подходит детям с сенсорной защитой. Игры с песком успокаивают малышей и положительно влияют на умение сосредотачиваться.
3. Развитие речи. В песочнице можно проводить работу по расширению словарного запаса, по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий. При этом можно использовать мелкие игрушки на определенную лексическую тему. Также можно поиграть и в игры с буквами, словами, на постановку и автоматизацию звуков.
4. Развитие графомоторных навыков. До того как ребёнок начнет писать, необходимо предоставить ему возможность отрабатывать предварительные навыки письма на любых сенсорных поверхностях. На песке это сделать очень легко. Дети рисуют пальцами, деревянными палочками, неотточенными карандашами. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и опыт письма.
5. Развитие творческого мышления. Песок развивает у детей творческие способности, фантазию. При работе с «открытым материалом» дети сначала решают, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идёт процесс обдумывания плана действий. Ну а потом самое приятное- получение результатов. Кинетический песок полезен для занятий с детьми – аутистами. Дайте ребёнку лоток с песком, совок,формочки и спросите : «Что мы можем с этим делать?»
6. Сюжетно-ролевые игры. Такие игры стимулируют навыки общения, сотрудничества между детьми, а также между ребенком и взрослым.
7. Релаксация. Игры с кинетическим песком способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, утомляемости, развивают положительные эмоции, эмпатию.
А теперь мы с Вами превратимся в детей и немного поиграем с песком…
Желаем вам и вашему малышу приятных совместных игр с песком, направленных на его гармоничное развитие!
Игрушки – потерялись! Ищем игрушки в песке
Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Наши игрушки, наверно, решили поиграть с нами прятки! Давай поищем их в песочке.
Берем небольшие пластмассовые игрушки и прячем их в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.
Также в процессе игрыможно изучать геометрические фигуры: «Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».
Маленький художник. Рисуем пальчиками на песке
На листочке из альбома
Я всегда рисую дома,
А на улице могу —
На песке и на снегу
Для того чтобы было удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке лучше всего пальчиком, но можно и палочкой.
С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры. Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко.
Строим высокие и низкие горы из песка
Строим горы из песка,
Над горами облака.
Скачет козлик по горам:
Тут и там, тут и там!
Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку,стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.
Речка и ручеёк. Строим широкие и узкие канавки в песке
Вот большая река —
Широка, глубока,
А вот малый ручеёк —
Не широк, не глубок.
Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.
Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий—низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный- короткий».
Мышонок. Прячем ладошки в песок, а потом находим
Ночь на дворе,
Мышонок в норе.
Норка в песке,
Дверь на замке.
Ночь позади.
Мышонок, выходи!
В эту игру хорошо играть летом на песчаном пляже, но можно и в чистой песочнице. Предварительно убедитесь, что в песке нет битого стекла и других острых предметов. «Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыш засовывает ладошку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться её («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка — «Ночь позади. Мышонок, выходи!» Отряхните с ладошки ребёнка остатки песка — «Вот он, мышонок!»Потом можно поменяться ролями: теперь пусть ваша ладонь находится в песке, а ребёнок пытается осторожно освободить её от песка.
Поварёнок. Учимся пользоваться формочками
Я пеку, пеку, пеку,
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Вкусные два пряничка!
Кушай, кушай мамочка
Вкусные два пряничка!
Я ребяток позову
Пирожками угощу!
Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.
Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки,например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза и т. д. – всё это вам пригодится для игрушек-самоделок. И поверьте, с такими игрушками дети играют не с меньшим удовольствием, чем с покупными.
А теперь мы с вами поиграем с водичкой…
Мыльные пузыри. Учимся делать и надувать мыльные пузыри
Водичка, водичка умой мое личико!
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели!
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё — у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях. Помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Для выдувания мыльных пузырей можно использовать рамочки различной формы, колечки разных размеров. Можно взять маленькую пластмассовую бутылочку из-под лимонада или сока, отрезать у неё донышко, отвинтить пробку, сделать в ковшике мыльный раствор и таким образом пускать мыльные пузыри. Ребёнку будет интересно поиграть и с мыльной пеной.
Рыбалка. Учимся вылавливать игрушки из воды сачком
— Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
— Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки.Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Водопад. Учимся лить воду через воронки и по желобкам
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
А теперь попробуйте поиграть с воронками и желобками. О воронках мы уже говорили «Песочные часы». Желобки можно сделать из тонкого пластика, из картона или плотной бумаги. Картонные желобки можно изогнуть в виде лесенки — каскадом. Возьмите пустой тазик и большую чашку (ковшик) с водой. Опустив в тазик желобок и придерживая его рукой, лейте на него воду из чашки. Предложите ребёнку проделать это самостоятельно. Наклон желобка можно изменять. Пусть он попробует наливать воду в тазик через воронки.Потом объедините эти два предмета: лейте воду на желобки через воронки.
Сказка о камешке. Рассматриваем такие понятия, как “легкий -тяжелый”, “плавает-тонет”
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде,и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» Пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду.Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился и загрустил. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые будут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный или пластмассовый кораблик, тонкую щепочку) и нескол?