Чем полезны для воспитания хорошие привычки

Чем полезны для воспитания хорошие привычки thumbnail

Как говорил древнегреческий учёный и философ Аристотель: «Привычка – вторая натура». Привычки делятся на полезные и вредные, и задача родителей приучить своего малыша регулярно делать нужные для организма вещи. Воспитание хороших привычек – одна из обязанностей родителей.

Зачем нужно формировать полезные привычки у детей?

Полезные привычки для детей очень важны для физического и морального здоровья. Психологи утверждают, что если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная. К примеру: вы не любите заниматься спортом, значит, свободное время позволяете себе бездействовать перед телевизором. Отсутствие привычки готовить домашнюю еду приводит к тому, что человек постоянно питается вредным фастфудом или, в лучшем случае, полуфабрикатами. К тому же, плохие привычки появляются очень быстро, так как их не нужно закреплять, прилагая старания. Особенно, если мы им не противимся. А вот формирование полезных навыков предполагает упорство и настойчивость. Но если действие стало привычкой, то оно уже осуществляется автоматически. Не выполнив его, человек даже может чувствовать дискомфорт. Внести изменения в свой привычный жизненный ритм с каждым годом становится все сложнее. К примеру, если вы с раннего детства привыкли каждое утро начинать с зарядки, то и в более зрелом возрасте, просыпаясь, будете выполнять привычный комплекс упражнений. Это касается и правильного питания, планирования распорядка дня, чтения книг и другой познавательной литературы и т. д.

полезные привычки для детей

Виды хороших привычек

Хорошие привычки для детей имеют несколько видов:

  1. Правила личной гигиены. Без них сложно вообразить себе жизнь нормального человека. С самого раннего детства нужно приучить малыша чистить зубы минимум два раза в день, ежедневно принимать душ.
  2. Занятия спортом. Спортивный ребёнок – счастливый ребёнок. Все мы знаем о пользе физических упражнений для организма, особенного детского. Зарядка каждое утро, еженедельные прогулки по парку, поход в бассейн и спортзал – всё это улучшит самочувствие вашего сына или дочери.
  3. Правильное сбалансированное питание. Наше здоровье напрямую связано с тем, что мы едим. Полноценное питание способствует хорошему пищеварению, обмену веществ, да и вообще улучшает настроение.
  4. Правила этикета. Воспитанный и вежливый человек всегда будет успешным и в личной жизни, и на карьерном поприще. Элементарные правила приличия и доброжелательность всегда помогут ребёнку наладить отношения с окружающими.
  5. Уборка в доме. Ни один родитель не хочет, чтобы его выросший ребёнок жил в грязной квартире с тараканами и километровой пылью. Поэтому нужно приучить его убираться сначала в своей комнате, а потом помогать маме по хозяйству во всём доме.
  6. Саморазвитие. Нет предела совершенству. Поддерживайте малыша в любых начинаниях, помогайте ему развиваться. И когда он вырастет, то скажет вам спасибо, что вы не отвернулись от его попыток улучшить свою жизнь, а были рядом.

воспитание хороших привычек

Как формируется хорошая привычка у детей?

Родители должны знать, как выработать хорошую привычку. Формирование полезных привычек у детей – важная часть воспитательного процесса. Взрослым нужно стараться, чтобы формирование полезной привычки не ассоциировалось с негативными эмоциями. Не ругайте ребенка за невыполнение чего-то, не принуждайте в грубой форме, не сравнивайте с другими детьми, сведите к минимуму нравоучения. Иначе, регулярное использование перечисленных методов приведет к тому, что у малыша действие, которое вы хотите сделать привычкой, будет вызывать отрицательные чувства на подсознательном уровне. И даже с возрастом, скорее всего, он будет выполнять эти действия без удовольствия. Все вышесказанное говорит о том, что закрепление привычки должно сопровождаться положительными эмоциями, но не следует порождать их материальным поощрением. В данном случае достаточно вашей похвалы, одобрения, улыбки. Также можно поиграть с ребенком, уделить ему внимание: он будет рад веселой игре или прогулке с мамой и папой. Не нужно пытаться одновременно прививать несколько полезных привычек. Действуйте постепенно, иначе вы значительно снизите эффективность, а может быть, и вообще не сможете добиться какого-либо результата. Только после закрепления одного действия переходите к следующему.

полезные привычки для детей

Родитель в пример ребенку

Чтобы у ребёнка появились полезные привычки, родители сами должны иметь их. Малыш в детстве очень привержен влиянию взрослых. Он старается во всём походить на них. Поэтому, если вы сами не чистите зубы, но заставляете это делать сына или дочь, то у вас ничего не выйдет. Ребенок подумает: «Мама же этого не делает, значит, и мне не надо». Поэтому прежде чем что-то говорить малышу, проследите за собой. Если вы сами будете обладать хорошими привычками, у вас не будет проблем с формированием их у ребёнка.

Родители должны воспитывать подрастающее поколение личным примером. Ребенок всегда подражает взрослым — это основной механизм обучения. А значит, независимо от того, что вы ему говорите, он все равно будет копировать ваши действия. Кроме этого, привычки не должны насаждаться насильно. Перед каким-либо действием объясните малышу, зачем он это делает, как это полезно и насколько улучшится его жизнь после внедрения хороших привычек. Проговорив это, вы заметите, что ребёнок самостоятельно учится делать что-то хорошее и полезное.  

Формирование привычек не должно ассоциироваться у малыша с негативом. Если у него не получается вытереть пыль или он забыл убрать игрушку на полку, не нужно ругать его. Лучше наберитесь терпения, покажите, как это делается ещё раз или напомните о забытом мишке.

Читайте также:  Чем полезен имбирь способы его приготовления

А когда у ребенка сформируются полезные привычки, то похвалите малыша, одобрите его действия, скажите, как вы гордитесь им. Ребёнок должен чувствовать, что он всё делает правильно и будущее его светло и прекрасно.

Источник

Выражение «привычка – вторая натура» принадлежит древнегреческому философу Аристотелю — еще древний мыслитель отметил, что ряд устойчивых привычек отчасти формирует характер. Мы не всегда придаем им значение, а между тем привычки влияют на здоровье, успеваемость в школе, взаимоотношения с людьми.

Привычка — действие, которое при многократном повторении выполняется автоматически.

Большинство привычек формируются в раннем детстве — дети наблюдают за действиями родителей и поступают так же, даже если мамы и папы требуют иного поведения. Очень важно подавать детям достойный пример.

Какие они — привычки?

Чтобы ребенок рос здоровым и крепким, необходимо приучить его делать зарядку, есть здоровую пищу, соблюдать режим дня. Со временем, не сделав утром зарядку, ребенок будет испытывать дискомфорт, потому что у него появилась потребность давать нагрузку мышцам по утрам! Соблюдая режим дня, он будет хорошо высыпаться, вовремя вставать утром, что повысит настроение и концентрацию внимания, а главное — это тоже станет для него необходимостью!

Чтобы ребенок был собранным и аккуратным, надо выработать у него потребность хранить вещи на своих местах — эта привычка экономит время, создает порядок в жизни.

Привычка заканчивать начатые дела поможет ребенку понять, что от проблем убегать нельзя, с ними надо обязательно справляться. Например, решение трудных задач даст возможность мыслить логично, и быстро принимать решения.

Очень важная привычка — ценить то, что имеешь, видеть радость в повседневных мелочах. Достижения и победы не должны быть единственной целью в жизни ребёнка.

Планировать свои дела и время — тоже привычка, которая в будущем позволит ребёнку успешно строить планы не только на один день, но и на будущее в целом.

Считаться с чужим мнением, уважать его — этот навык поможет легче строить отношения с окружающими ребенка людьми.

Как формировать у детей полезные привычки

Дети редко воспринимают “надо” и “должен” — они учатся в игре. Важно, чтобы это занятие им нравилось. Также этому процессу помогают стихи и песенки — их достаточно много в свободном доступе — есть из чего выбрать наиболее подходящие!

Советы родителям

— Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Как утверждают специалисты, для этого достаточно выполнять действие в течение 21 дня.

— Если малыш не видит, как родители убирают постель, чистят зубы, умываются, моют руки перед едой, то ему трудно эти действия сделать привычными, даже если ему о них постоянно напоминают.

— Привычка должна быть осознанным навыком — ребенок должен знать, для чего он это делает и получать удовлетворение от выполненного действия. Надо рассказывать, зачем надо здороваться, убирать игрушки, благодарить.

— Повторенье — мать ученья! Чтобы превратить навык в привычку, требуется бесконечное повторение. Например, учим малыша заправлять постель. Показали — сделал, завтра — забыл, послезавтра — отложил и уже не захотелось. Родителям в первое время надо не столько напоминать, сколько контролировать выполнение задания — действие должно повторяться много раз под присмотром взрослых.

— Формирование привычек у детей требует серьезных усилий родителей. Кто пытался воспитать у ребенка хорошие привычки, знает, как это непросто. Но когда наши дети будут поступать правильно, даже если их никто не контролирует, мы сможем с гордостью сказать, что вырастили воспитанных людей.

Книга — в помощь

Безусловно, молодым родителям сложнее осваивать процесс воспитания, нежели родителям со стажем. Но и тем, и другим не помешает опыт специалистов.

В работах наших великих педагогов Ушинского, Макаренко, Сухомлинского и последователей вальдорфской педагогики найдутся советы, которые пригодятся любому родителю.

Из мирового опыта — «Одна привычка в неделю для всей семьи. Повышаем уверенность, укрепляем отношения, заботимся о здоровье, развиваем интеллект» — книга специалистов по здоровому образу жизни и семейному здоровью содержит рекомендации авторов о том, как, шаг за шагом семье освоить полезные привычки и улучшить отношения.

Нельзя забывать, что, помогая ребенку выработать нужные привычки, мы тем самым избавляем его от многих будущих проблем.

Автор: Анна Сафина

Фото с сайта project1326027.tilda.ws

Источник

Коваленко Олеся Александровна
Консультация «Правильное воспитание хороших привычек»

Правильное воспитание хороших привычек.

Нельзя забывать о том, что успех воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребёнка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Семья для ребёнка – первая в его жизни общественная среда, эмоционально значимая, в которой формируется его личность; одновременно семья является и основным связующим звеном между ребёнком и более широкой социальной средой. Поэтому семье и принадлежит решающая роль в воспитании человека и гражданина.

Читайте также:  Какое масло полезнее оливковое или сливочное

Высоко ценится в этой связи воспитательное влияние на детей всей организации жизни

семьи, её уклада, традиций, благоприятного семейного климата.

Для детей от 2 до 3 лет:

Воспитывать навыки культурного поведения – аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом. Отвечать на вопросы взрослых, выполнять их указания, приучать вежливо здороваться, прощаться, благодарить. Соблюдать элементарные правила поведения: мыть руки, во время еды пользоваться ложкой, быть аккуратным не сорить, не разбрасывать игрушки.

Для детей от 3 до 4 лет:

Приходя в гости, здороваться, благодарить за услуги; прощаться, отправляясь домой;

– внимательно слушать взрослых, не перебивать; не кричать во время занятий и на прогулке; при выходе из комнаты спрашивать разрешения; обращаясь к взрослому, называть его по имени и отчеству;

правильно сидеть за столом, есть аккуратно, пользоваться ложкой и вилкой; чисто мыть руки;

– замечать непорядок в одежде, причёске и с помощью взрослого устранять его; раздеваясь перед сном и после прогулки, правильно складывать вещи (с помощью, одеваться в определённом порядке.

Для детей от 4 до 5 лет:

Здороваться с присутствующими, прощаться при уходе; благодарить за услуги (без напоминания); обращаясь с просьбой, добавлять «пожалуйста»; взрослых называть по имени и отчеству; разговаривать негромко, не перебивать друг друга;

– за обеденным столом сидеть прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, класть их на место; выходить из-за стола с разрешения;

– следить за своим внешним видом; в одежде, обуви, причёске не допускать беспорядка; пользоваться носовым платком, убирать его в карман; аккуратно закатывать рукава перед мытьём рук, чисто мыть и вытирать руки;

отправляясь на прогулку самостоятельно одеваться.

Для детей от 5 до 6 лет:

Здороваться со всеми; разговаривать негромко, внимательно выслушивать взрослых, товарищей; извиняться если поступил неправильно, быть вежливым и предупредительным; не толкаться, пропускать младших вперёд, соблюдать порядок в комнате, убирать игрушки;

– на прогулке не ломать ветки деревьев, не сорить;

– за столом сидеть спокойно, есть не спеша, уверенно пользоваться ложкой и вилкой;

– следить за тем, чтобы внешний вид всегда был опрятным, чтобы лицо и руки были чистыми, самостоятельно мыть их мылом, не разбрызгивая воду; обращаться за помощью, если что-нибудь порвалось, запачкалось; уметь раздеться и одеться, аккуратно складывать одежду так, чтобы она не помялась.

Для детей от 6 до 7 лет:

Быть вежливым: без напоминания здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;

– иметь навык вежливого, спокойного, негромкого разговора, не отворачиваться от говорящего, не размахивать руками, не вмешиваться в разговор старших; приветствовать входящих взрослых, предложить им сесть, уметь извиниться, если поступил неправильно; помогать малышам раздеться, одеться; уступать дорогу старшим; не шуметь, не разбрасывать вещи, убирать за собой игрушки;

– во время еды сидеть прямо, не вертеться, не класть локти на стол; правильно пользоваться столовым прибором;

– поддерживать опрятный и привлекательный внешний вид;

– знать, что красиво то, что чисто и аккуратно.

1. Эмоциональный настрой ребёнка.

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять-шесть лет. Главное – воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду. Взрослые должны сформировать довольно устойчивые привычки к труду.

Важно, чтобы сам процесс труда и его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать выполнять какую- либо работу. Позитивное отношение к труду необходимо формировать, используя заинтересованность, что поможет ему осознать важность, необходимость этой работы. Стараться у ребёнка пробудить любознательность и самостоятельность.

Основные показатели трудолюбия:

– охотно выполняют поручения;

– проявляют желание помочь взрослым или другим детям;

– стремятся старательно и добросовестно работать;

– не боятся трудностей;

– инициативны, заботятся о хорошем результате;

– подходят к заданию творчески;

– умеют планировать процесс работы, осознают поставленную перед ним цель;

– любят работать не только на себя, но и в интересах других.

2. Роль семьи.

Основная функция семьи – воспитание детей. Стиль взаимоотношений основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребёнка. В процессе формирования личности является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.

Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребёнка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создаётся в семьях, для которых характерны чёткие нравственные установки и приемственность поколений.

Любовь к родственникам побуждает ребёнка подражать им, брать с них пример.

Цель родителей: они обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание; также должны предусмотреть и будущее ребёнка.

Воспитание должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих.

Родителям необходимо помнить: их отношение к работе – важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребёнка.

Семья – это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми.

Читайте также:  Полезные ископаемые на материке южная америка

Дети – члены семьи, они должны быть причастны к её жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. От детей требуется определённая отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству. Их нужно привлекатьк обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру, куда поехать вместе отдыхать.

Самостоятельная деятельность ребёнка и его повседневные наблюдения за добросовестным трудом людей – обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатом, к тем, кто работает.

При этом преследуется главная идея,выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна.

Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста вместе со всеми радовались, если труд кого- либо из членов семьи отмечается наградой или премией. А вот фиксировать внимание детей на негативных моментах не стоит.

В семье ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение к людям, здесь он формируется как личность

3. Самообслуживание.

Продолжая приучать детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, взрослые постепенно усложняют задания; учат застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесёмки.

С ростом ребёнка необходимо всё больше внимания обращать на воспитание у него опрятности, приучать к личной гигиене. В старшем дошкольном возрасте ребёнка уже пора учить чистить зубы (сначала без пасты, затем с ней, мыть перед сном шею, уши, ноги, застилать постель. Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая вещь, которой пользуется ребёнок, клалась на место, чтобы он сам убирал игрушки, книги. Здесь ребёнку нельзя давать поблажки. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.

Если в семье есть младшие, старший дошкольник может заботиться о них.

Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Важно, чтобы дети почувствовали, что они не могут не выполнить указание родителей. Без сомнения, требования одного члена семьи должны поддерживаться другими, а иначе подрывается авторитет взрослых в глазах детей, которые подчас используют их для своей выгоды.

Но, воспитывая ребёнка, родители не должны только требовать. В общении с ребёнком они воздействуют на сознание его и чувства, объясняют, в чём состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять.

Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупая труд. Приучая ребёнка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех.При этом надо помнить: аналогичные требования должны предъявляться ко всем членам семьи. Тогда ребёнку легче будет понять их необходимость.

Приучая ребёнка к самообслуживанию, да и к другим видам труда, родители должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на пример брата, сестры, товарища, напомнить, что он должен быть примером для младшего; с другим надо быть более строгим, решительным, выразить своё недовольство, огорчение, потребовать выполнения поручения, обязанности. Если вы решили наказать ребёнка, нельзя ограничиваться только посулами.

4.«Обойдёмся без нотаций!»

Несколько «волшебных» способов, как, воспитывали своих детей, любящие родители могут обойтись без ругани и нотаций.

Попробуйте рассказать ребёнку про кого-то, кто сделал так же плохо, как он. Отлично, если удастся рассказать в форме сказки. Ведь сказка, кроме всего прочего – психотерапевтический приём. Можно с иронией похвалить детей, за то, что они сотворили.

Ни в коем случае нельзя наказывать и ругать детей:

-когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни (в этот период психика ребёнка очень уязвима, последствия не предсказуемы);

-когда ребёнок ест, во время игры или труда;

– сразу после того, как ребёнок получил физическую или душевную травму. Например, упал, подрался, потерпел неудачу, даже если сам виноват;

– когда ребёнок стремится, но не может преодолеть страх, невнимательфность;

– когда он кажется вам неспособным, неповоротливым, бестолковым;

– когда малыш очень подвижен, что нервирует вас;

– когда вы в плохом настроении или очень сердиты; когда вы утомились, чем-то раздражены, гнев, который вы в таком случае обрушиваете на детей, всегда чрезмерен и несправедлив (согласитесь, что в подобных обстоятельствах мы просто срываемся на детях).

Наказывать нужно правильно, чтобы ребёнок не чувствовал себя униженным и нелюбимым, а просто понимал, что плох не он сам, а то, что он сделал.

Лишить ребёнка игрушек вместо наказания не самая лучшая идея. Таким образом, у ребёнка материальный интерес встанет на первый план.

Не стоит ребёнка наказывать в том случае, если он, попросившись вам помочь, разбил тарелку или же разлил суп.

Дошкольный возраст – самое время приучать малыша к труду. Поэтому не стоит ругать его за ошибки. Они вполне естественны.

Воспитатель – Коваленко О. А.

Источник