Чем полезны бактерии 3 класс помогают переваривать пищу
На чтение 12 мин. Обновлено 27 января, 2021
Какую пользу и вред приносят бактерии человеку 3 класс
По подсчетам ученых, в человеческом организме проживает около 2 килограмм различных бактерий. И, как не странно, большинство этих микроорганизмов прекрасно живут со своим хозяином, не нанося никакого вреда. Так зачем вообще бактерии? В чем их польза и вред?
Всю «живность», населяющую человеческое тело, можно условно поделить на две группы:
Вредные:
Вредоносные бактерии. В большинстве случаев эти микроорганизмы попадают внутрь человеческого тела воздушно-капельным путем. Так происходит чаще всего, но заразиться ими можно и другими способами. Заразиться паразитами можно и через другие факторы: несвежая вода, плохо вымытые руки, просроченные продукты питания, определенные насекомые, различные ранки на коже. Такие микроорганизмы могут нанести существенный вред человеку, посредством каких либо серьезных болезней.
Полезные:
Бактерии – защитники человеческого организма. Эта группа бактерий помогают человеку усваивать и переваривать продукты питания, а также образовывать полезные витамины. Самой известной бактерией, обладающей такими свойствами, является кишечная палочка. В микрофлоре кишечника также можно встретить и другие виды бактерий: лакто- и бифидобактерии, который улучшают иммунную систему человека. К пользе этих бактерий можно отнести и тот факт, что они препятствуют попаданию вредоносных микробов.
Постоянно употребляя таблетки, можно погубить большое количество хороших бактерий, тем самым снизив себе иммунитет. В последствии можно наблюдать понос, запоры, рвоту и другое. Также возникает риск заболевания гонореей, холерой и даже чумой.
Также без бактерий, микробы попадают внутрь животных, нанося им большой вред. После употребления в пищу такого мяса, человек сам рискует заразиться очень серьезными болезнями.
Окружающий мир. 3 класс
Какую пользу и вред приносят бактерии человеку
Интересные ответы
Крестовые походы представляют собой завоевательную экспансию представителей различных рыцарских орденов на территорию Ближнего Востока и Восточное Средиземноморье.
Северный олень, является одним из самых красивых и могущественных обитателей Севера. Основной ареал обитания этого животного — Северная Америка, Сибирь, Северная Европа.
Паразитные грибы – неотъемлемая часть природы. Живут такие грибы за счет растений и живых организмов, иногда не просто повреждает жертву, но и полностью уничтожает её.
Биосфера – это земная оболочка, которую населяют живые организмы. Она включает в себя верхний слой литосферы, гидросферу и нижний слой атмосферы.
Источник
Классный час в 3 классе «Микробы в нашей жизни»
классный час (3 класс) по теме
Этот классный час — один из цикла классных часов, нацеленных на формирование навыков ЗОЖ. В занимательной форме третьеклассники познакомятся с микроорганизмами, их пользой и вредом для человека, убедятся в необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 3 классе
«Человек и микробы»
Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
- Дать учащимся понятие о микроорганизмах.
- Дать представление о пользе и вреде микробов для человека.
- Убедить учащихся в необходимости соблюдать правила личной гигиены и гигиены питания.
- Воспитывать потребность в ЗОЖ.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Форма проведения: игровой практикум.
-проигрыватель, диск «Звуки природы»
-плакаты с высказываниями философов о здоровье;
-аптечки с дезинфицирующими и перевязочными средствами;
-муляжи руки по количеству групп.
-парты в помещении расставить по количеству микрогрупп (2 — 3);
-подготовить артистов на роли Микроба и Судьи.
-высказывания философов о здоровье:
- Здоровое тело — продукт здорового рассудка. (Б. Шоу)
- Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман)
- Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. (Г.Гейне)
- Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук. (Ж.-Ж.Руссо);
-три бумажных цветка без лепестков.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались, чтобы в очередной раз поговорить о здоровье. Прежде, чем мы начнем разговор, сигнализируйте цветными наклейками о своем отношении к собственному здоровью. Отвечайте честно самим себе.
Зеленый цвет означает: я внимательно отношусь к своему здоровью, стараюсь его сохранить.
Оранжевый цвет означает: на свое здоровье я не обращаю внимания.
Учитель: Здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека. К такому выводу люди пришли еще в древности. Об этом свидетельствуют высказывания о здоровье многих философов и писателей. Некоторые из них записаны на доске. Особенно мне нравится высказывание Ж.-Ж. Руссо. Во все времена люди понимали, что здоровье — это одна из важнейших жизненных ценностей человека.
Учитель: Попробуйте оценить состояние своего здоровья, загибая палец на каждый ответ «да»:
-ты каждый год болеешь гриппом или ангиной;
-иногда у тебя бывает насморк;
-бывает, что болит живот;
-часто у тебя бывает плохое настроение;
-иногда ты плохо спишь ночью, часто просыпаешься;
-мало бываешь на воздухе;
-не любишь физкультуру, подвижные игры;
-часто ешь сладости, чипсы, пьешь лимонад.
Учитель: Кто из вас не загнул ни одного пальца? Таких ребят мало. Значит, тема здоровья для нас по-прежнему важна. Уровень здоровья населения, особенно детей, в последние годы катастрофически снизился. Поэтому мы все чаще говорим о необходимости вести здоровый образ жизни . Что это значит? Из каких компонентов состоит здоровый образ жизни? Напишите их на лепестках из цветной бумаги, которые лежат у вас на партах.
(Работа в группах). (Ответы: закаливание, правильное питание, прогулки, физкультура, гигиена, отказ от вредных привычек, ночной сон, режим дня)
Учитель: Прикрепите свои лепестки к цветам на доске. У каждой группы получился свой цветок ЗОЖ (совместное обсуждение).
Учитель: Тема занятия клуба – «Человек и микробы». Что такое микробы? В толковом словаре можно прочитать значение этого слова: «Микробы – (микрооргани́змы) — название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, что бы быть видимыми невооружённым глазом. К микроорганизмам относят бактерии , грибы , вирусы . Как и всякие живые организмы, они питаются, дышат и размножаются».
Учитель: Как микробы могут быть связаны с нашим здоровьем? Где они живут?
Микроб: (появляясь из-под стола): Мы живем в воде, в земле, в воздухе, во льдах, в растениях, в человеке, Мы – везде!
Учитель: А ты кто?
Микроб: Я — микроб!
Судья: Я сегодня здесь для того, чтобы осудить микробов. Начнем заседание суда. Я обвиняю вас, микробы, в том, что вы приносите людям огромный вред! Вы проникаете в организмы людей и вызываете инфекции. Истории известны катастрофические эпидемии, унесшие жизни миллионов людей. А кто виноват? Вы, микробы!
Учитель: Микробов в природе огромное количество. В одной капле сырой воды их живет почти столько же, сколько людей на всем земном шаре! Давайте посмотрим, какие микроорганизмы живут в капле сырой воды.
(Работа групп с микроскопами)
Учитель: Мы пьем сырую воду вместе с огромным количеством разных микробов. Среди них есть такие, которые вызывают болезни. Вместе с некачественной пищей в наш организм через органы пищеварения тоже попадают микробы. Часто они вызывают кишечные болезни, отравления.
Учитель: Ребята, подумайте, как не пропустить в организм болезнетворных микробов вместе с водой и пищей! Подскажу только, что микробы погибают при нагревании от высокой температуры.
(Работа в группах, обсуждение)
(Выводы: воду кипятить, готовую пищу хранить в холодильнике, не есть испорченные и просроченные продукты).
Учитель: Значит, в отравлениях и кишечных болезнях человек виноват больше, чем микробы.
Судья: Да, убедили. Но все равно вы, микробы, очень опасны. Вы виновны в распространении таких опасных болезней, как оспа, холера, грипп, туберкулез, чума. Каждую минуту нас атакуют со всех сторон полчища микробов. Ваше оружие — инфекции, болезни, иногда смерть.
Учитель: Действительно, от инфекций во все времена погибали тысячи людей. В старину даже грипп был очень опасен. Он передается по воздуху особыми микробами, которые называются вирусами. Попадает в организм через органы дыхания.
Микроб : Между прочим, в заболевании и распространении гриппа тоже виноват сам человек.
Судья: Почему это? Ребята, вы тоже так думаете?
Учитель: Подумайте, как можно не допустить распространения гриппа? Выполните задание на карточках. Рассмотрите рисунок. Представьте ситуацию, когда в семье кто-то заболел гриппом. Соедините стрелкой человека на рисунке с необходимыми ему предметами. 1 группа находит предметы для заболевшего, 2 – для здоровых пока членов семьи.
(Предметы: носовой платок, ватно-марлевая повязка, витамины, чеснок, лук, уксус, пистолет, шоколадка). (Обсуждение)
Учитель: Какие из этих средств обладают противомикробным действием? Их тоже боятся микробы.
Учитель: Вы знаете, что при заболевании у человека чаще всего повышается температура. Как вы думаете, почему?
Учитель: Оказывается, при возникновении инфекции наш организм специально повышает температуру тела, чтобы погибали болезнетворные микробы. Поэтому не спешите при температуре принимать жаропонижающие средства, не мешайте работе организма! Не создавайте в организме подходящую среду для проживания вредных микробов!
Судья: Оказывается, что от инфекционных болезней мы тоже можем себя защитить. А как быть с микробами, которые находятся на нашей коже? Ведь если их в капле воды миллионы, то сколько же их на коже? Я недавно порезал палец, и он воспалился, долго болел. Потому что микробы попали в рану. Любая рана может вызвать заражение крови!
Учитель: Ребята, а что бы вы посоветовали судье сделать в такой ситуации? Любое повреждение кожи – это ворота для микробов внутрь организма. Поэтому раны надо сразу обрабатывать. Пусть каждая группа возьмет из аптечки необходимые предметы для обработки повреждений кожи (работа в группах, обработка раны на макете руки).
(Детям предлагаются перекись водорода , бинт, вата, мыло , пластырь, зеленка , цитрамон, зубная щетка, активированный уголь и т.д.)
Учитель: Покажите на муляже руки, как вы будете обрабатывать рану. (Дети выполняют практическое задание).
Учитель: Помните: главная защита человека от вредных микробов – его чистая здоровая кожа. Такой барьер они не преодолеют. И главный наш помощник в борьбе с микробами – обыкновенное мыло, лучше хозяйственное. Чего еще боятся микробы? (На доску вывешиваются таблички: мыло, йод, зеленка, перекись водорода, спирт, хлорка)
Микроб: Подождите! Но ведь есть и полезные для человека микробы! Их гораздо больше, чем вредных!
Судья: Не может быть! Ребята, вы слышали что-нибудь о полезных микробах?
Учитель: А я слышала! Действительно, полезных микроорганизмов в природе гораздо больше, чем вредных. А вы знаете, ребята, что в организме каждого человека около 3 кг микробов? Они живут в кишечнике, желудке, во рту и помогают переваривать пищу. Многие их них обогащают организм витаминами. Очень плохо было бы человеку без них.
Судья: Это правда, обвиняемый?
Учитель: Полезные микробы называются бактериями молочнокислого брожения и помогают делать кефир, простоквашу, сыр, сметану, ряженку, йогурт, творог. Вы же любите эти продукты? Они очень полезны, т.к. содержат те же микроорганизмы, которые живут в нашем кишечнике.
Микроб: А я тоже полезный микроб! Без меня нельзя было бы испечь хлеб! Догадайтесь, как меня зовут? (дрожжи).
Микроб: Ведь дрожжи – это тоже микробы.
Судья: Да, действия болезнетворных микробов наносят огромный вред организму. Но в этом, оказывается, чаще всего виновен человек. Мы можем и должны защищаться от вредных микробов. А вот без полезных микробов нам не обойтись.
Суд постановил: 1) С вредными микробами бороться!
2) Полезных микробов любить и оберегать!
Судья: Спасибо за помощь, ребята!
(Судья и Микроб выходят из класса)
Учитель: Решение суда все обязаны выполнять. Конечно, суд этот был шуточным, а вот армия микробов, окружающих нас, вполне реальна. Вы видели микробов в микроскоп. Хотелось бы вам, чтобы они проникли в ваш организм и вызвали болезни? Как же уберечь себя от опасности? Составьте правила для ребят из других классов, которые мы потом повесим в уголок.
Первая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с поверхности кожи.
Вторая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с водой и пищей. (Нужные правила выбираются из предложенных разрезанных правил)
Третья группа – правила защиты от болезнетворных микробов, передающихся по воздуху.
Результат работы 1 группы:
- Чаще мыть руки с мылом, не только перед едой.
- После мытья руки обязательно вытирать полотенцем.
- Следить за чистотой волос, ногтей, одежды.
- Мыться горячей водой мочалкой и мылом.
- Повреждения кожи обрабатывать.
Результат работы 2 группы:
1. Не есть испорченные продукты.
2. Готовую пищу хранить в холодильнике.
3. Овощи и фрукты обязательно мыть водой.
4. Нельзя пить сырую воду.
5.Нужно чистить зубы.
Результат работы 3 группы:
- При общении с человеком, больным гриппом, прикрывать рот и нос носовым платком или марлевой повязкой.
- Употреблять в пищу сырой лук и чеснок, они убивают микробов.
- Во время эпидемий гриппа стараться избегать многолюдных мест.
- Обязательно принимать витамины.
- Если в доме кто-то заболел гриппом, нужно иногда дезинфицировать воздух, нагревая на плите уксус.
Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, какими путями болезнетворные микробы могут попасть в наш организм. И только от вас зависит, помешать им или нет. А полезным микробам будем мешать? В каких продуктах они содержатся? Выберите таблички с нужными продуктами.
(Вывешиваются на доске таблички: творог, кефир, ряженка, сметана, простокваша, йогурт)
Учитель: Спасибо за работу. И последний вопрос: Как вы думаете, какой организм больше подвержен атакам микробов: сильный или слабый? Как укрепить свой организм? (закаляться, много гулять, правильно питаться) Т. е. вести здоровый образ жизни.
Учитель: Надеюсь, что после нашего занятия среди вас будет больше ребят, которые заботятся о своем здоровье. И в следующий раз будет больше зеленых жетонов для голосования. Если вам захотелось больше узнать о микробах, возьмите в библиотеке энциклопедию. Если хотите, нарисуйте рисунки к сегодняшнему классному часу, мы повесим их в уголок. Желаю всем хорошего настроения! Будьте здоровы!
Источник
Полезные бактерии, которые населяют организм человека, называются микробиотой. По численности своей они достаточно обширны — у одного человека их миллионы. При этом все они регулируют здоровье и нормальную жизнедеятельность каждого индивидуума. Учёные утверждают: без полезных бактерий, или, как их ещё называют, мутуалистов, желудочно-кишечный тракт, кожа, дыхательные пути мгновенно подверглись бы атаке болезнетворных микробов и были бы разрушены.
Каким должен быть баланс микробиоты в организме и как его можно скорректировать, чтобы избежать развития серьёзных заболеваний, АиФ.ru спросил у генерального директора биомедицинского холдинга Сергея Мусиенко.
Работники кишечника
Один из важных отделов расположения полезных бактерий — это кишечник. Недаром считается, что именно здесь закладывается вся иммунная система человека. И если бактериальная среда нарушена, то защитные силы организма существенно снижаются.
Полезные бактерии кишечника создают для болезнетворных микробов буквально невыносимые условия существования — кислую среду. Кроме того, полезные микроорганизмы помогают переваривать растительную пищу, так как бактерии питаются клетками растений, содержащими целлюлозу, а вот ферменты кишечника в одиночку с этим не справляются. Также бактерии кишечника способствуют выработке витаминов В и К, которые обеспечивают обмен веществ в костях и соединительных тканях, а также высвобождают энергию из углеводов и способствуют синтезу антител и регулировке нервной системы.
Чаще всего, говоря о полезных бактериях кишечника, имеют в виду 2 самых популярных вида: бифидо- и лактобактерии. При этом главными их назвать, как многие думают, нельзя — их количество всего 5–15% от общего числа. Однако они очень важны, так как доказано их положительное влияние на остальные бактерии, когда такие бактерии могут являться важными факторами благополучия целого сообщества: если их подкармливать или привносить в организм с помощью кисломолочных продуктов — кефиров или йогуртов, они помогают другим важным бактериям выживать и размножаться. Так, например, очень важно восстановить их популяцию при дисбактериозе или после курса приёма антибиотиков. Иначе защитные силы организма повысить будет проблематично.
Биологический щит
Бактерии, которые населяют кожу и дыхательные пути человека, по сути, стоят на страже и надёжно защищают свою зону ответственности от проникновения болезнетворных организмов. Основными из них являются микрококки, стрептококки и стафилококки.
Микробиом кожи за последние сотни лет претерпел изменения, так как человек перешёл от естественной жизни в контакте с природой к регулярному мытью специальными средствами. Считается, что сейчас кожу человека населяют совсем не те бактерии, которые жили раньше. Организм с помощью иммунной системы может отличать опасных от неопасных. Но, с другой стороны, любой стрептококк может стать патогенным для человека, например, если попадёт в порез или любую другую открытую ранку на коже. Избыток бактерий или их патологическая деятельность на коже и в дыхательных путях могут приводить как к развитию различных заболеваний, так и к появлению неприятного запаха. Сегодня есть разработки на основе бактерий, окисляющих аммоний. Их применение позволяет засеять микробиом кожи совершенно новыми организмами, в результате чего не только пропадает запах (результат метаболизма городской флоры), но и изменяется структура кожи — открываются поры и т. д.
Спасение микромира
Микромир каждого человека меняется довольно быстро. И в этом есть несомненные плюсы, так как число бактерий может обновляться самостоятельно.
Разные бактерии питаются разными веществами — чем разнообразнее пища человека и чем больше она соответствует сезону, тем больший выбор есть у полезных микроорганизмов. Однако, если еда обильно наполнена антибиотиками или консервантами, бактерии не выживают, ведь эти вещества как раз и созданы для того, чтобы уничтожать их. Причём совсем не важно, что большая часть бактерий не патогенная. В результате разнообразие внутреннего мира человека уничтожается. А вслед за этим начинаются и различные болезни — проблемы со стулом, высыпания на коже, нарушение метаболизма, аллергические реакции и т. д.
Но микробиоте можно помочь. Причём уйдёт на лёгкую коррекцию всего несколько дней.
Существует большое количество пробиотиков (с живыми бактериями) и пребиотиков (веществ, поддерживающих бактерии). Но основная проблема в том, что они работают у всех по-разному. Анализ показывает, что их эффективность при дисбактериозе составляет до 70–80%, то есть тот или иной препарат может сработать, а может и нет. И здесь следует внимательно следить за ходом лечения и приёма — если средства действуют, вы сразу же заметите улучшения. В случае, если ситуация остаётся без изменений, стоит поменять программу лечения.
Как вариант, можно пройти специальное тестирование, которое изучает геномы бактерий, определяет их состав и соотношение. Это позволяет быстро и грамотно подобрать необходимый вариант питания и дополнительной терапии, которые позволят восстановить хрупкий баланс. Хотя лёгкие нарушения в балансе бактерий человек не ощущает, они всё равно влияют на здоровье — в этом случае можно отмечать частые болезни, сонливость, аллергические проявления. Каждый житель города в той или иной степени имеет дисбаланс в организме, и если он ничего специально не делает для восстановления, то наверняка с определённого возраста у него возникнут проблемы со здоровьем.
Голодание, разгрузки, больше овощей, каша из натуральных круп по утрам — это только немногие варианты пищевого поведения, которое любят полезные бактерии. Но для каждого человека рацион должен быть индивидуален в соответствии с состоянием его организма и с его образом жизни — только тогда он сможет поддерживать оптимальный баланс и всегда чувствовать себя хорошо.