Чем полезны бактерии 3 класс а
Слайд 1
БАКТЕРИИ Бактерии. Общая характеристика, многообразие и значение
Слайд 2
БАКТЕРИИ – самые маленькие и самые простые живые существа на Земле. ПЕРВЫЕ БАКТЕРИИ ПОЯВИЛИСЬ, ВЕРОЯТНО, БОЛЕЕ 3,5 МЛРД ЛЕТ НАЗАД И НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОЧТИ МИЛЛИАРДА ЛЕТ БЫЛИ ЕДИНСТВЕННЫМИ ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ.
Слайд 3
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их « анималькули ». История изучения бактерий Рисунки Левенгука
Слайд 4
Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е. Сканирующий электронный микроскоп
Слайд 5
Клетки бактерий очень малы. Сравните размеры бактерий с толщиной человеческого волоса Размеры бактерий
Слайд 6
Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп: шаровидные —кокки, палочковидные — бациллы или палочки, спиралевидные — спирохеты Формы бактерий
Слайд 7
Сине-зеленые водоросли — это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания Сине-зеленые водоросли
Слайд 8
Способы питания бактерий
Слайд 9
Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы Значение бактерий
Слайд 10
Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что например простудное заболевание развивается меньше чем за день Значение бактерий
Слайд 11
Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь). Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии .
Слайд 12
Пути передачи болезнетворных бактерий
Слайд 13
Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него . В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий. Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии – бифидобактерии . Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее.
Слайд 14
Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они очень сильно помогают ему. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения..
Слайд 15
Где обитают бактерии Бактерий много в почве, в воздухе, на дне озер и океанов Они живут в холоде, во льдах Арктики, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку В раскалённых песках пустыни, и в горячих кислотных источниках. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.
Слайд 16
В атмосфере они присутствуют в каплях воды, и их обилие там обычно зависит от запыленности воздуха. Так, в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. В холодном воздухе высокогорий и полярных областей их мало, тем не менее они встречаются даже в нижнем слое стратосферы на высоте 8 км. Где обитают бактерии
Слайд 17
Заключение Бактерии и в природе и в жизни человека имеют большое значение. Некоторые из них вредны для других организмов (растений, животных, человека), так как вызывают заболевания. Однако способность бактерий активно перерабатывать органические вещества, превращая их сначала в перегной, делает незаменимым их участие в круговороте веществ на Земле.
Слайд 18
Повторение и закрепление материала Где обитают бактерии? Как питаются бактерии? На какие группы делятся бактерии по питанию? Каково значение бактерий в природе? Каково значение бактерий для человека? Как бактерия переживает неблагоприятные для нее условия? Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Бактерии – крошечные организмы, рассмотреть которые можно только при помощи микроскопа.
Где живут бактерии
Невооруженным глазом бактерии увидеть невозможно из-за их малого размера. Именно поэтому мы не замечаем, как много бактерий на всех окружающих нас предметах. Даже самый чистый стол или тщательно вымытая посуда всегда покрыта множеством бактерий.
Много бактерий живет в воде, воздухе, еде, внутри и снаружи живых организмов. Некоторые бактерии не боятся тяжелых условий окружающей среды. Они, например, могут жить в морозилке или близко к жерлу вулкана.
Строение бактерий
По строению бактерии сильно отличаются от других живых существ, например, растений или животных. Их тело состоит всего из одной клетки, покрытой несколькими слоями оболочки. Под оболочкой есть вязкая жидкость, в которой находятся «органы» бактерии, благодаря которым она может питаться, передвигаться и размножаться.
Форма у бактерии может быть самой разной. Бывают круглые, продолговатые бактерии, бактерии по форме напоминающие палочки, запятые, звездочки и спирали.
А еще бактерии бывают подвижными и неподвижными. Неподвижные бактерии не могут передвигаться самостоятельно. У подвижных бактерий есть специальные выросты на боках. Бактерия шевелит этими выростами и так передвигается.
Часто бактерии не имеют цвета, но встречаются красноватые или зеленоватые бактерии.
Что едят бактерии?
У бактерий нет рта, но их оболочка способна пропускать через себя питательные вещества из той среды, в которой находится бактерия.
В пресных и соленых водоемах живут бактерии, которые умеют питаться энергией Солнца. Они, как и большинство растений на земле, улавливают солнечные лучи и преобразуют их в энергию для жизни.
Есть бактерии, живущие за счет потребления химических веществ. Они поглощают водород, железо или аммиак.
Большое число бактерий селится в гниющих фруктах, деревьях, останках живых существ и питается этой неприятной пищей.
Нужен ли бактериям воздух?
Почти всем живым существам необходим воздух для дыхания. Даже морские животные нуждаются в кислороде, который они добывают из воды. Но некоторые бактерии научились жить даже там, где кислорода нет. Поэтому ученые разделили бактерии на 2 вида:
- Аэробные (которым для жизни необходим кислород)
- Анаэробные (которые могут жить без кислорода)
Первый вид бактерий может поселиться почти везде: на поверхностях предметов, на коже, в еде, в напитках. Анаэробные бактерии прячутся там, где другим бактериям не выжить. Они способны жить в плотной почве, в герметично закрытой банке с консервами и даже внутри тела человека.
Анаэробные бактерии довольно опасны. Они вызывают заболевания, с которыми сложно справиться.
Размножение бактерий
Большинство бактерий размножаются делением. Это значит, что маленькое тельце просто разделяется на 2 половины и получается 2 новых взрослых бактерии. Процесс происходит очень быстро. При хорошем питании и условиях окружающей среды из одной бактерии за день может образоваться огромное количество новых бактерий.
Бактерии плохие или хорошие?
Может показаться, что бактерии умеют только вредить. Но это не так. Конечно же, бактерии вызывают разные заболевания и осложняют заживление ран. Еще бактерии портят продукты питания, а их выделения делают еду ядовитой.
Но ученые научились использовать бактерии во благо людям. Особый вид бактерий превращает молоко в кефир, другие способны произвести из молока сыр. Соленые или квашеные овощи также получаются благодаря бактериям. Часть сильных лекарств удалось изобрести именно с использованием бактерий.
Бактерии приносят пользу и в дикой природе. Они разлагают остатки погибших животных и растений и этим очищают природу от отходов, повышают плодородность почвы.
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Урок-исследование.
Основное содержание: Бактерии. Виды
бактерий, места их обитания, роль в природе.
Цели и задачи.
- Познакомиться с обитателями Земли.
- С помощью проблемных вопросов, проведения
учебного исследования повышать интерес к учебно
– познавательной деятельности. - Формировать и развивать умение чётко и
правильно формулировать ответы, быстро находить
верное решение. - Развивать умение работать с энциклопедической
и справочной литературой. - Развивать практические умения и навыки
учащихся, потребность в получении новых знаний.
Формировать умение работать в группе. - Воспитывать у школьников положительные
личностные качества. Чувство товарищества,
коллективизма, взаимовыручки.
Проблема исследования: Бактерии
помогают или вредят человеку.
Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные действия):
– Работа с научными текстами.
– Лабораторная работа с использованием
цифрового микроскопа.
– Сравнение исследуемых объектов по общим
признакам.
– Обобщение знаний.
Ход урока
1. Проверка приобретённых ранее знаний.
Игровой момент. Решение практических задач.
Классификация представителей живой природы по
общим признакам. Презентация выполненных работ.
Работа в группах по 4 человека. (Приложение
5.doc)
Распределите представителей живой природы на
подгруппы. Наклейте таблички с названиями на
один из листов цветной бумаги. Цвет выберите
сами.
Как называются эти подгруппы: классы,
товарищества, царства? Выберите верный ответ.
2. Определение темы урока. Работа с
кроссвордом. (Приложение 4.doc)
Кроссворд по теме “царства природы”.
Чёрный ящик.
– Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с
кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством,
пакет с удобрениями).
– Как вы думаете, что может объединять эти
разные предметы? (В них могут жить бактерии).
3. Открытие новых знаний.
1). Работа с текстами учебника (страницы 46 – 47).
– Внимательно прочитайте текст учебника.
– Что интересное узнали из прочитанного
(высказывания учеников).
2). Работа с презентацией. (слайды 1 – 4)
Бактерии – самые маленькие организмы, из
живущих, на планете Земля.
Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они:
вредные или полезные?
Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский
учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в
микроскоп целый мир микроскопических организмов
и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.
Микробиологи стали называть эти живые существа
БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает
ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое
название дали этим живым существам?
4. Работа с микроскопом. Наблюдение за
бактериями.
– Скажите, кто из вас видел бактерии?
– А почему вам не удалось увидеть бактерии?
– Кто из вас знает, как они выглядят?
– Как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть
бактерии?
– Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп.
Расскажите, что вы увидели по плану:
1. На что похожи бактерии.
2. Какого они размера.
– Нарисуйте бактерии, которые видели в
микроскоп.
5. Продолжение работы с презентацией. (Слайды
5 – 10)
Знакомство с видами бактерий, роль в природной
среде, среда обитания.
6. Первичное закрепление знаний.
- Сапрофиты – извлекают питательные вещества из
мертвого и разлагающегося органического
материала. - Симбионты – живут совместно с другими
организмами и часто приносят им пользу, например,
клубеньковые бактерии. - Паразиты – живут внутри другого организма или на
нем, укрываются и питаются его тканями.
Продолжение работы с презентацией. (Слайды 11 –
14)
Роль бактерий в природной среде.
Вредные бактерии вызывают тяжёлые
заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую
язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных
и растений (например, бактериальный ожог яблонь).
Благоприятные внешние условия
увеличивают скорость размножения бактерий и
могут вызвать эпидемии.
Большинство бактерий человеческого организма
очень полезны для него. В кишечнике любого
человека содержится примерно три килограмма
бактерий.
Эти друзья человека помогают ему справиться со
всеми трудностями. Самые полезные бактерии –
бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек
здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи
человеческого организма. Как только в него
захочет проникнуть какая-либо болезнетворная
бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и
убивают ее.
Полезные бактерии нужно поддерживать в
организме, так как они помогают человеку. Людям
необходимо употреблять кисломолочные продукты,
так как в них содержится много бифидобактерий.
Тысячелетиями человек использовал
молочнокислых бактерий для производства сыра,
йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
Проверка усвоения знаний (Слайды 15 – 17)
– Внимательно рассмотрите изобразительный
коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.
Самостоятельная аналитическая работа в
парах.
– Используя учебник, страницы 46, 47, заполните
таблицу. (Приложение 3.doc)
Вывод. (Слайд 16)
Польза | Вред |
1. Потребляют остатки мёртвых организмов, очищая природу, формируя перегной в почве. 2. В желудке человека, животного помогают 3. Используют в кулинарии для приготовления | Попадая в организм человека, животного, растения бактерии вызывают различные заболевания. |
– Как вы ответите на поставленный в начале
путешествия вопрос:
Бактерии – какие они: вредные или полезные? (Слайд
17)
Итог урока
– Что интересное узнали на уроке?
– Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с
данным уроком. (Слайд 18)
Домашнее задание.
1). Прочитать текст в учебнике страницы 46–48.
2). Собрать интересну информацию о бактериях.
(можно пользоваться Карточкой помощницей (Приложение 2.doc)
Дополнительный материал для учителя (Приложение 1.doc)
Технологическая карта урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации и видеоролик на тему: «Бактерии» ), технология «Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы : проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Ресурсы: учебник, нетбуки, микроскоп с видеокамерой, компьютер учителя, карточки с заданиями, воздушные шарики, плакат –офтольмограф с изображениями бактерий.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Организационная часть.
- Мотивация к учебной деятельности. Определение темы урока.
- Постановка проблемы.
- Изучение нового материала.
Работа в группах.
- Первичное закрепление.
Практическая работа
6. Гимнастика для глаз
7.Рефлексия.
8. Итог урока, Д/З
-Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
-Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”? Давайте всем присутствующим в классе пожелаем здоровье!
-Я хочу подарить шарики самым опрятным ученикам класса, ой, а что это за буквы? А может быть, сложив их, мы узнаем тему нашего урока?
-Какая тема нашего урока? Что мы хотим узнать о бактериях?
(вопросы на яблоках открываются у Доктора Айболита)
Кто такие бактерии?
Где они обитают?
Как они выглядят?
Полезны или вредны?
Как от них защищаться?
-Давайте назовём необходимые правила при работе в группах и наш девиз на уроке.
– Группы сменного состава. На задания дается 3 минуты, потом звенит звонок, ученики переходят в другие группы.
1группа «Доктора»
2 группа «Исследователи»
3 группа «Наблюдатели»
1 группа
Бактерии- враги вызывают у животных и людей тяжёлые болезни.
2 группа
Бактерии или микробы – это мельчайшие организмы. Бактерии нельзя увидеть невооруженным глазом. Только под микроскопом можно их рассмотреть.
3группа
Бактерии обитают всюду: в воздухе, в почве, воде. Они любят грязные руки, немытые фрукты и овощи, сырую воду.
-Чтобы глазки отдохнули, проведём игру на Внимание. Найдите одинаковые бактерии.
-У нас остался ещё один вопрос. Как от них защищаться? Сложите правило из частей текста.
(учитель протыкает иглой шарики) мы победили микробов
-Что нового узнали на уроке? Что было открытием? Что вызвало затруднение? Что понравилось на уроке? Кого хотел бы похвалить?
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
-Желаем здоровья.
Здороваются с гостями.
Дети выходят с шариками, на которых написаны буквы, складывают слово, называют тему урока.
БАКТЕРИИ
Обучающиеся называют вопросы, которые хотели бы изучить.
Дети читают стихи-правила.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Каждая группа находит ответ на вопрос, пользуясь учебником, информацией из газет и т.д. Ответ печатают на нетбуке. Спикер отвечает от группы.
Работа с карточками.
Обучающиеся складывают текст с правилом гигиены. Зачитывают памятку от Доктора Айболита:
Мойте руки перед едой.
Не пей сырой воды.
Не ешь немытые фрукты и овощи.
Чистить зубы, ходить к стоматологу.
Не облизывай сосульки.
Нельзя гладить бездомных кошек и собак.
Если поранился, нужно обработать рану.
Быть чистыми и опрятными «Чистота-залог здоровья».
Проветривать помещение. Микробы боятся мороза и свежего воздуха.
Надо делать зарядку, закалять свой. организм, чтобы не простужаться.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
д/з Домашнее задание можно выбрать по желанию
– Прочитать книгу Г.Остера «Петька-микроб».
– Сочинить свою сказку о микробах.
– Нарисовать микроба вредного и полезного.
Приложение 1.
Карточка помощница для запоминания.
Приложение 2.
Кроссворд по теме «Царства живой природы».
1.Тело этих животных покрыто шерстью, они кормят своих детёнышей молоком.
3.Они могут дышать только под водой, их тело покрыто чешуёй.
5. У них есть ножка и шляпка.
2. Они обладают крыльями и тремя парами ног.
4. Они откладывают яйца, их тело покрыто перьями.
6.Это самые маленькие организмы на планете.
8. У них есть ствол, ветви, листья.