Чем полезны активные игры для детей
Габуева Карина Евгеньевна
Польза подвижных игр для детей
О пользе подвижных игр для детей!
На самом деле очень сложно переоценить пользу от совместного времяпрепровождения с ребенком в летний период на улице. Перед нами открывается отличная возможность помочь своему малышу всесторонне развиваться. Подвижные игры помогают деткам развиваться не только физически, но и стимулируют умственную активность, развивают эмоциональную и социальную сторону ребенка. А самое приятное то, что во время игр дети не замечают специального воздействия и быстро усваивают новые навыки. Полезно играть с детьми на свежем воздухе и родителям! Это позволяет нам расслабиться, вернуться в детство, получить массу положительных эмоций, дозу физической нагрузки, а самое, главное – провести весело время со своими детьми, показать, в какие игры мы играли в детстве, научить малыша играть!
В чем же польза подвижных игр для детей?
Активные игры благотворно влияют на весь организм в целом. Они улучшают работу всех внутренних органов и систем. За лето дети чаще всего хорошо развиваются физически, а в дальнейшем гораздо меньше болеют простудными заболеваниями.Во время активных движений: лазаний, прыганий, беганий, бросаний и ловли усиливается обмен веществ, и кровь доставляет больше строительных веществ в нужное место. Кроме того у карапуза укрепляются ноги, развивается сила, гибкость, быстрота реакций и выносливость.
Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя.
Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых.
Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением.
В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия своих друзей.
1. «Кто как ходит».
Изображайте вместе с малышами, «кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.
2. «По ровненькой дорожке».
Взрослый предлагает построиться в колонну по одному и пойти гулять.
«По ровненькой Дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам.
В яму – бух!»
Все идут, на слова по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в яму – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит взрослый, все поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения, взрослый может повторять каждую строчку стихотворения большее число раз. Вначале взрослый сам ведет колонну. Потом отходит в сторону и следит за тем, как ребёнок согласует свои движения стиха.
3. «Зайцы в огороде».
В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на которой чертятся два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4 м, а внутреннего – 1-2 м. Водящий – «сторож» находится во внутреннем круге (огороде, остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож и игра начинается снова.
4. «Попади в камень».
В игре принимают участие 2—10 и более человек.
Небольшие камни ставят на линию в один ряд с промежутками между ними не менее величины камня. На расстоянии 8—10 м от линии параллельно проводят вторую линию. За ней располагаются участники. Каждый (по уговору) заготавливает определенное количество камней и по очереди кидает свой камень по стоящим на кону камням, стараясь выбить их с черты. Побеждает игрок, имеющий больше попаданий.
Если камень задет, но не выбит с черты, попадание не засчитывается.
Выбивать камни можно и катанием своего камня по земле.
5. «Чур у дерева».
Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву, а водящий должен занять дерево без игрока.
6. «Пустое место».
Играющие встают в круг, заложив руки за спину, а водящий за кругом. Он, обходя круг, дотрагивается до руки кого-либо из игроков и бежит в любую сторону за кругом, а вызванный —в обратную сторону. Задача бегущих — обежав круг, первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.
7. «Палочка-выручалочка (прятки).
Выбирают водящего. Он, закрыв глаза, стоит у палочки-выручалочки и громко считает до двадцати. В это время остальные разбегаются и прячутся. Окончив счет, водящий открывает глаза, стучит палочкой о какой-нибудь предмет (пень, камень, дерево)или просто о землю и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Затем он идет искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь,он громко произносит: «Палочка-выручалочка нашла.» — называет имя найденного и бежит к палочке. Найденный также бежит к палочке. Если он добежит первым,схватит палочку и успеет сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» — то считается вырученным, если же опоздает, то выбывает из игры. Водящий старается найти и вывести из игры всех игроков. Но это сделать трудно. После того как один игрок найден,любой из остальных участников игр может быстро и незаметно для водящего подбежать к палочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи всех»,— четыре раза стукнуть ею. Если игроку это удастся, то все ранее найденные игроки считаются вырученными, а водящий снова водит. Если водящий опередит, то игрок считается найденным. Новым водящим считается первый найденный игрок.
8. «Точный прыжок».
Играющие рассчитываются по порядку. Первый номер делает небольшой прыжок в длину с места. Каждый следующий участник должен прыгнуть дальше предыдущего, но и не больше, чем на ступню. Победитель — последний оставшийся игрок.
9. «Бой петухов».
Чертят круг диаметром 3—4 м. Два участника встают в этот круг, каждый стоит на одной ноге, а другую ногу, согнутую в колене, захватывает кистью одноименной руки за голень.
Подпрыгивая на одной ноге, «петухи» толкают друг друга плечом, стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому удастся это сделать, выигрывает.
Запрещаются толчки в грудь, в спину. Можно выполнять обманные движения.
10. «Третий лишний».
Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м.Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.
Разновидности игры
1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.
2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот «третий лишний» и должен убегать.
3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда стоящий с другой стороны становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.
Мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важны для любого организма. Сегодня мы поговорим о том, как происходит влияние подвижных игр на развитие детей, стоит ли уделять им время, какие задачи воспитания должны решаться в ходе выполнения физических упражнений.
Роль подвижных игр в развитии ребенка
Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Такие занятия научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела.
Активные игры – это не только лишь развлечение. На самом деле количество пользы при таком времяпровождении немалое. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, такие занятия помогают раскрепоститься, преодолеть застенчивость, стать организованным и дисциплинированным, получить новые знания об окружающем мире и закрепить уже знакомую информацию.
ОСОБЕННОСТИ! Подбирайте игры с учетом возраста и особенностей развития ребенка.
Проведение активных развлечений на свежем воздухе вдвойне полезно. Легкие хорошо насыщаются кислородом, укрепляется нервная система, что способствует улучшению качества сна, повышению аппетита, снижению утомляемости и раздражительности.
Подвижные игры для детей цель и задачи
Подвижные спортивные игры – отличное средство для приобщения карапуза к здоровому образу жизни. С их помощью можно научить малыша важным умениям и навыкам. Использовать активные занятия в воспитательных целях могут не только педагоги, но и сами родители.
Цель подвижных развлечений – не только помочь детям весело провести свой досуг, но и научить таким важным вещам, как взаимодействие в команде, взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, упорство.
Регулярная физическая активность способна укрепить здоровье малыша. Задача родителей вызвать у крохи неподдельный интерес к подвижным развлечениям, а также научить его играть самостоятельно, соблюдая все необходимые правила.
Также использование подвижных игр с детьми служит отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С их помощью стеснительного и робкого малыша можно научить быть общительным и коммуникативным, гиперактивного – дисциплинированным и собранным и т.д.
Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной. Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четкий действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий.
СПРАВКА! Перед началом развлечений обязательно понятно и подробно объясните детям правила, поясните, что их соблюдение очень важно, в игре необходимо всегда оставаться честным, справедливым. После занятий проведите беседу с малышами, поговорите о совершенных ошибках, расскажите, как избежать их, а главное, не забудьте, похвалить за успехи.
Подвижные игры как средство развития ребенка
Несомненно, подвижные игры в развитии детей дошкольного и школьного возраста необходимы, они способствуют как физическому, так и психическому развитию ребенка – неоспоримый факт. Какую же пользу получает малыш, регулярно практикуя такое времяпровождение?
Самое главное – дети испытывают неподдельное удовольствие от подвижных игр, эмоциональный подъем и искреннюю радость. Активные занятия отлично подходят для снятия психологической напряженности. Малыш, играя, расслабляется, абстрагируется, «выбрасывает пар», учится контролировать свои эмоции. Многие дети постепенно преодолевают комплексы.
Победы и поражения в игровых занятиях помогают освоить жизненные реалии с самого детства. В игровой форме лучше всего происходит процесс воспитания и обучения, ведь кроха на таких занятиях максимально расслаблен.
Сталкиваясь с очередными правилами игры, малыш понимает, что нельзя нарушать их, это отлично дисциплинирует и стимулирует быть организованным.
ОСОБЕННОСТИ! Чтобы сохранить интерес крохи к играм, важно постоянно и плавно усложнять их, применять новые варианты. Используйте символические призы в виде сладостей или подарите победителям памятные сувениры. Помните, участвуя в интересных занятиях, дети зачастую забывают о времени и даже не чувствуют усталости.
Играя в команде, кроха учиться взаимодействовать с другими участниками, что развивает его коммуникативные навыки и помогает наладить общение со сверстниками, находить компромиссы.
Мало кто знает, но подвижные игры способствуют и развитию интеллекта. Многие активные занятия предполагают не только участие в физическом воспитании детей, но и требуют усиленной умственной работы, быстрого принятия решения.
Занятия помогают преодолеть многие личные психологические барьеры: стеснительность, замкнутость, неуверенность. Для того чтобы почувствовать веру в свои силы бывает достаточно одной лишь победы. Такие развлечения стимулируют стать лучше, помогают проявить свои скрытые возможности. Ведь многие активные игры носят соревновательный характер, где каждый участник стремится быть лучше остальных.
Посредством подвижных занятий ребенок практикуется в выражении различного спектра эмоции. Карапуз радуется своей победе, сопереживает проигравшим участникам, поддерживает и защищает слабых и т.д. Все это требует нелегкой внутренней работы над самим собой.
ВАЖНО! Если родители хотят наладить взаимоотношения с малышом и укрепить эмоциональную связь, особенно это касается сложных кризисных периодов в развитии, подвижные игры хорошо помогут им в этом.
Многие активные развлечения требуют умения быстро реагировать на различные неожиданные ситуации, принимать решения новых задач, проявляя инициативу, изобретательность и сообразительность.
Привить интерес современных детей к подвижным играм несложно. Регулярно проводите увлекательные активные занятия, стимулируйте желание своего чада вести здоровый образ жизни, а главное, подавай собственный пример.
Значение подвижных игр в жизни детей: полезное видео
Подвижные музыкальные упражнения оказывают комплексное воздействие на развитие малыша. Подробнее об этом вы узнаете после просмотра следующего видео:
Вам будет интересно
Игры для гиперактивных детей
Самые интересные настольные игры
Подвижные игры в разное время года
Представьте себе, что существует простое «лекарство» остановить эпидемию ожирения, тревожности и депрессии у детей. В качестве бонуса это «лекарство» улучшает умственные способности и творческое мышление. Заодно оно помогает снизить частоту иммунологических, аллергических проблем, улучшить зрение, психическое здоровье. Плюс ко всему или как следствие этого – повысить культуру добрососедства и экологического сознания… Это недорогое лекарство, и оно доступно каждому ребенку. Это игры на свежем воздухе. Так же, как родители следят за тем, чтобы дети вовремя и правильно питались, высыпались и принимали витамины, они должны следить и за тем, чтобы у детей было достаточно времени, проведенного на улице, на свежем воздухе, не в помещении.
Старшие поколения взрослых вспоминают, что практически все свое детство они провели на улице, “загоняясь” домой только на еду, сон, уроки и помощь родителям. Сейчас же время игр во дворе сократилось до минимума, некоторые дети, особенно в городах, считают нормой гулять всего пару часов в день (в лучшем случае), а остальное время сидеть дома, в гостях, на кружках, в торговых центрах… Родители старшего поколения не читали исследований, но делали все правильно – давали детям возможность вволю нагуляться на свежем воздухе в любое время года.
Игра на свежем воздухе совсем не то же самое, что игра в помещении, даже очень большом и комфортном. Пребывание на открытом воздухе, особенно на природе дает уникальные преимущества, которые не компенсируются никакими искусственными условиями. Когда дети играют на открытом воздухе, они физически более активны, меньше сидят на одном месте, больше двигаются, полноценно развивают крупную моторику тела, пространственную память, силу и выносливость. Получают в достатке витамин D. Улучшают зрение (игры на улице, на природе отличная профилактика близорукости, которой сейчас страдают дети через одного). Неструктурированные игры в естественной среде оказывают положительное влияние на социальное и когнитивное развитие, в том числе исполнительных функций. Улучшаются мыслительные процессы, ингибирующее управление (когда ребенок может сам себя контролировать), память, когнитивная гибкость…
Детям с ограниченными возможностями здоровья игры на природе важны не меньше. Природные ландшафты способствуют расслаблению и сенсорной стимуляции. Для всех детей важен контакт с различными живыми организмами (растениями, животными, насекомыми, бактериями) для стимуляции иммунной системы.
Главное, что нужно детям для поддержания активных игр на свежем воздухе – время, пространство и свобода. Взрослые должны отпустить свои страхи и подумать, что нужно делать уже сегодня, чтобы у детей было нормальное детство с достаточным количеством проведенного на воздухе времени.
Во-первых, дать им для этого время. А это значит, уменьшить учебную нагрузку в школах, давать меньше домашних заданий. Родителям нужно уменьшить количество кружков, секций и прочих мероприятий в рамках дополнительного образования.
Во-вторых, пространство. Городскому сообществу нужно больше думать не о своих машинах и парковках для них, а о своих детях и безопасных площадках. Не нужно дорогого игрового оборудования, но места должны быть продуманными, дружественными детям. В идеале не в городе должны быть дружественные детям места, а город целиком должен быть дружественным детям, максимально озеленен, иметь множество уголков природы, где можно отдыхать и играть.
В-третьих, детям нужно дать больше свободы. Да, это самый трудный для современных родителей момент. Информационная открытость и негативные новости порождают страхи за безопасность детей, но взрослые сейчас боятся не только похитителей и маньяков, но и травм, которые дети могут нанести себе, если залезут на качели, скамейку или, не дай бог, на дерево. В этом случае стратегия может быть только одна: контролируемый риск. Учите детей, страхуйте на первых порах, пока не убедитесь, что они хорошо держат равновесие, аккуратно лазают по ступенькам, правильно рассчитывают свои силы. Если все время запрещать детям рисковать в пределах детской площадки, они так и вырастут не познав и не развив собственных возможностей.
Конечно, нельзя отпустить ребенка на улицу или природу и сказать: расти как трава. Даже если вспомнить себя в детстве, сколько несчастных случаев случалось с нами без присмотра взрослых или могло бы случиться, становится страшно за собственных детей. Но и нельзя запереть их в пузыре безопасности. Это проблема не отдельной мамы или отдельной семьи, а уже хорошо назревшая проблема общества. Надо начинать ее решать…
Елизавета Часовских, учитель младших классов