Чем полезно валяние из шерсти для детей

Чем полезно валяние из шерсти для детей thumbnail

Зиля Ялчигулова
Консультация для педагогов «Что такое валяние и его значение для развития ребенка» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Азамат» комбинированного вида городского округа

город Кумертау Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему:

«Что такое валяние и его значение для развития ребенка»

средняя группа

Составил:

Ялчигулова З. И.

воспитатель

первой квалификационной категории

г. Кумертау

2017г.

. Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво —

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить.

М. Цветаева

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Другие названия сухого валяния – фильцевание или фелтинг. В процессе сухого валяния с помощью специальной иглы волокна шерсти спутываются между собой, уплотняются и превращаются в войлочную массу (фетр). Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти. Втыкая иглы в шерсть, расположенную, например, на губке – шерсть уплотняют (сваливают, добиваясь необходимой формы (при объёмном валянии) или толщины шерстяного слоя (при валянии плоских деталей).

Виды валяния:

Сухое валяние — это когда вы берете шерсть и много-много раз его тыкаете специальной иголкой. В итоге шерсть как бы сваливаются, многократно перепутываются между собой шерстинки и получается плотная однородная структура, которую формируют в разнообразные фигуры. Именно так получаются такие милые игрушки, которые нравятся детям

Мокрое валяние — процесс сам по себе совершенно отличный от сухого, но тем не менее с результатом похожим на первый способ. Для скатывания между собой шерстинок применяют мыльный раствор. Шерсть при этом смачивается таким растровом, и используя трение как бы выкатывают изделие. Мокрое валяние используется для создания одежды, панно и других плоских изделий.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности, учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Познавая мир, малышу необходимо всё время находить себе интересное занятие. Особенно важным, для развития мышления ребёнка является тактильный контакт.

Валяние из шерсти – это очень весёлое и полезное занятие. Дети любят работать с тёплым природным материалом, которым является шерсть для валяния. Это мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, мелкую моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить. Валяние из шерсти на занятиях рукоделия развивает координацию движений, стимулирует мозговую деятельность, а так же воображение и интуицию. Маленькие мастера могут валять простые формы и с помощью взрослого делать из них готовые изделия. Они получаются очень милыми, теплыми, приятными на ощупь, детям нравится их трогать, с ними играть.

Дети очень любят, когда результат от процесса появляется сразу, возникает ощущение «Я могу все»! Для развитиятворческих навыков у детей это чрезвычайно важно: знать, что мы можем сделать все, что захотим!

Эти методики совершенно безопасны для детей, но иногда чтобы завершить процесс, нам может потребоваться помощь взрослого. Например, детям нужно будет помочь нанизать шарики из шерсти на эластичную нить, чтобы получить бусы или браслет. Детям очень важно присутствие взрослого, совместные занятия формируют в них уверенность в своих силах. Кроме этого, занимаясь вместе с ребенком таким приятным делом, вы оба получаете огромный заряд позитивной энергии.

Валяние из шерсти оказывает удивительный успокоительный эффект как на ребёнка так и на взрослого человека, помогает научиться концентрироваться и сосредоточиться. А приятные и мягкие ощущения оставляют только положительные эмоции, не говоря уже о радости, которую приносит результат. В процессе деятельности очень активно проходит познавательный процесс. Дети знакомятся со свойствами шерсти (мягкая, пушистая, можно теребить, отрывать, скатывать, резать ножницами, прясть). Узнают, какие животные дают шерсть, что из неё можно связать тёплые вещи.

А ещё сухое валяние – это, отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, да и радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение. Приятно надеть на себя бусы сделанные своими руками. Можно создать магнитный или настольный театр, в котором можно придумывать новые действия персонажей. Это позволяет развивать речь и творческое воображение детей. Магнитный театр можно использовать для развитияэлементарных математических представлений во время знакомства с понятиями: «один – много», «столько – сколько», «который по счёту?» и т. д. Главное в привлечении ребенка, к какому – либо виду деятельности – ненавязчивость.

Источник

      Влияние техники мокрого валяния на        развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

           Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей.  В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги, природного материала. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

         Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что разные виды продуктивной деятельности положительно влияют на эмоциональный настрой ребёнка и активно развивают его творческие способности. На этой основе формируются личностные качества человека: ручная умелость, внимание, воображение и конструктивное мышление. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

         Сама увлекаясь валянием из шерсти, мне захотелось попробовать научить своих ребят этому ремеслу. Так в свободное от занятий время, я стала обучать желающих валянию из непряденой шерсти.

           Валяние шерсти – это старинная техника. На протяжении многих веков, валяные изделия сопровождают человека. Как только люди приручили животных, они научились использовать их шерсть.

           Отдельно хочется отметить: лечебное воздействие валяния на человека .Не только валяных вещей, а именно самого процесса мокрого валяния. При работе мы делаем совершенно замечательный массаж, напоминающий знаменитый су-джок. Волокна шерсти мягко массируют точки наших ладоней и пальцев, а эти области, как известно, отвечают, за правильную работу всего организма. К тому же сам процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее, даже немного расслабляющее воздействие.

Существует два вида валяния из шерсти: мокрое и сухое.

Мокрое валяние – это валяние руками с помощью воды и мыла.

Валяние – это очень весёлое и полезное занятие. Дети любят работать с тёплым природным материалом, которым является шерсть для валяния. Шерсть – мягкий и пластичный материал, поэтому работать с ней ребятам очень легко. Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить, развивают координацию движений, стимулируют мозговую деятельность, а так же воображение и интуицию. Валяние из шерсти оказывает удивительный успокоительный эффект как на ребёнка так и на взрослого человека, помогает научиться концентрироваться и сосредоточиться. А приятные и мягкие ощущения оставляют только положительные эмоции, не говоря уже о радости, которую приносит результат.

Обучая детей технике мокрого валяния во второй младшей группе я решила начать с самого простого – валяние шариков, из которых можно сделать много различных предметов.

 План совместной деятельности с детьми второй младшей группы по валянию атрибутов для театрализованной деятельности (гусеница) .

Цель:

1. Познакомить детей с непряденой шерстью.

2. Развивать у детей мелкую моторику рук и координацию движений.

3. Учить детей работать совместно, не мешая друг другу, слушать и понимать инструкции взрослого.

4. Развивать воображение и умение видеть из частей целое.

5. Доставить детям радость от совместной деятельности.

Материал и оборудование для совместной деятельности:

-непрядёная шерсть (гребенная лента) зелёного, красного и желтого цвета;

-пластмассовые тазы с теплой мыльной водой;

-полотенца (по количеству детей) .

Совместная деятельность.

  1. Загадать загадку о гусенице.
  2. Рассмотреть вместе с детьми гусеницу, изготовленную из бусин.
  3. Предложить детям сделать гусеницу из шерсти своими руками.
  4. Рассказать детям последовательность работы с шерстью(отрываем кусочек шерсти, катаем в руках шарик, затем смачиваем его в мыльной воде, снова катаем шарик в руках, периодически смачивая его в мыльной воде, пока он не станет упругим).
  5. Сам процесс мокрого валяния (воспитатель помогает детям справиться с поставленной задачей, создавая положительный эмоциональный настрой)
  6. Ополоснуть шарики в чистой воде и просушить
  7. Дать положительную оценку детских работ.

На следующий день, после того, как заготовки высохнут, воспитатель вместе с детьми собирает гусеницу на каркас из проволоки, и она помещается в театральный уголок.

Источник

Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев»

В.Сухомлинский.

Валяние из шерсти, фелтинг, теплые картины, живопись шерстью – это вместо красок – шерстяные волокна, вместо кистей – пальчики. При создании такого рада картин не обязательно уметь рисовать, при этом картины получаются очень нежными с использованием различных оттенков. Используя шерсть в работе невозможно ошибиться, сделав неловкое движение, можно легко поправить разноцветные пряди. «Живопись шерстью» способствует:

1. Развитию мелкой моторики рук

2. Координации общих движений

3. Развитию глазомера

4. Развитию творческих способностей.

5. Формированию произвольного внимания

6. Усидчивости

Живопись шерстью – это особый способ выражения своих эмоций, настроения, создания собственного шедевра без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной овечьей шерсти.

В работе с детьми с ОВЗ большую роль играет творческая деятельность, в процессе которой у детей развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира. Именно связь окружающего мира и творчества является наиболее благоприятной. На таких занятиях детям легко понять строение цветка. После прохождения ряда тем предмета, Окружающий мир «Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья?» детьми была проведена исследовательская сравнительная работа, в ходе которой были рассмотрены стебли, листья, цветки комнатных и уличных цветов. Ребята с удовольствием открывали для себя новые знания, вспоминали и рассказывали, как дома ухаживают за комнатными растениями, а по окончании будет изготовлена работа «Цветок для милой мамочки», которая представляет собой картину с изображением цветка из шерсти в рамке. Формат работы 10*15. Это наилучший формат для изготовления первой работы при знакомстве с шерстью. В программе по литературному чтению запланирована работа по сказкам А.С.Пушкина «Золотая рыбка», вступление к поэме «Руслан и Людмила» с изготовлением работ: Золотая рыбка, Кот ученый.

Цель таких занятий – развитие интеллекта ребенка путем развития моторной координации рук, воспитание художественного вкуса, развитие творческих сторон личности, развитие способностей к реализации замыслов по средствам использования изобразительных средств выражения (техника, приемы, материалы).

Задачи валяния из шерсти – познакомить обучающихся с таким материалом, как шерсть, научить приёмам работы, формировать умение составлять композиции по своему замыслу.

При обучении ребёнка творчеству важно обращать внимание на развитие его личностных способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо использовать в своей работе разнообразные виды и техники художественной деятельности.

Составление картин из шерсти развивает у детей воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук, развивает пластику пальцев. Это приятный на ощупь, мягкий, нежный материал радужных цветов и оттенков позволяет воплотить самые фантастические замыслы ребёнка. Изготовление изделий из шерсти – древнейшее текстильное искусство, которое в настоящее время переживает, поистине, второе рождение.

 Детская фантазия невероятно богата. Её необходимо направлять в нужное русло. Каждый ребенок, занимающийся изготовлением изделий из шерсти, творческая неповторимая личность со своей фантазией и выдумкой, собственным мировоззрением. Ребята об этом узнают, взяв в руки приятную на ощупь и разноцветную на вид прядь шерсти. Вкладывая душу в свои работы, дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия, разбираться в законах композиции, особенностях цветоведения, осваивают историю через способы и традиции войлоковаляния.  В неуверенных еще детских руках рождаются самые разные поделки: брошки, брелоки, любимые зверушки, воплощаются замысловатые фантазии при изготовлении выдуманных или сказочных героев. Ведь валять можно не только картину путем накладывания прядей друг на друга, но и освоить мокрое валяние, сухое. Тогда появляются объемные предметы: броши, бусы, игрушки, валенки. Валяние ориентировано на развитие ловкости и умелости рук, через которые происходит не только развитие интеллекта, но и эстетическое воспитание, развитие способностей к творчеству. Шерсть – экологически безопасный продукт. Валяние развивает мелкую моторику, способствует концентрации внимания и самодисциплины, а также активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность поиграть с продуктом своего труда, сделать подарок – привлекает детей.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (ловкость). К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов до сложных (захваты, поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, разрывание).

Значение мелкой моторики. Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Кисть руки – «орган речи». В быту мы постоянно совершаем какие-то действия мелкой моторики: застёгивание – расстегивание пуговиц, молний; завязывание – развязывание шнуров, поясов; манипулирование различными мелкими предметами; рисование и письмо.  От развития мелкой моторики напрямую зависит качество нашей жизни.  При выполнении заданий ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями плоскости и объёма, усваивает основные процедуры, развивая точные движения пальцев, глазомер.

Для более успешного усвоения материала и для выполнения поделок процесс их изготовления можно разделить на операции:

-Знакомство с образцом готовой работы / создание композиции по своему замыслу (по впечатлениям о прочитанной книге, природным явлениям);

-Подбор материалов;

-Анализ, составление алгоритма действий;

-Подготовительные работы;

-Самостоятельная работа-составление композиции;

-Заключительная работа.

Занятия могут быть полезны и увлекательны для детей, с разным уровнем подготовки и степенью самостоятельности, но все они имеют огромное желание заниматься валянием. Увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть творческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к уверенному успеху – вот задача работы с шерстью. Технология валяния из шерсти дает детям возможность проявить свои способности: для кого – то овладение простейшими приемами валяния уже достижение, а некоторым необходимо вовремя подбросить идею для воплощения задуманного, трудного, но такого захватывающего. В процессе обучения каждое достижение обучающегося получает поддержку и одобрение. Я стремлюсь создать на занятиях атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности.

Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий, которые я использую, в реализации педагогической системы направлены не только на приобретение знаний и умений. Для меня важно подготовить детей к вхождению в общество, и постараться при этом сохранить и развить те положительные задатки, которые в них уже есть. Тем самым помогаю детям приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное — саморазвиваться и самореализовываться.

В итоге можно говорить о формировании ключевых компетентностей. Основа компетентности — самостоятельность. Компетентный человек — сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Источник