Чем полезно слово о полку игореве

Какое самое спорное произведение древней Руси? Без сомнения – «Слово о полку Игореве». Тут спорят обо всем. В чем его смысл? Писал ли его язычник или христианин? Что значат некоторые слова? Да и вообще – не искусная ли это подделка под старину?

15000 исследователей

«Слово о полку Игореве» самое исследуемое и вместе с тем самое загадочное произведение древней Руси. На каждое слово текста (а их там не многим больше семи тысяч) приходится по две научные работы только отечественных искателей, тем не менее, даже сейчас нельзя с точностью ответить даже на самые простые вопросы: когда оно было написано, кем, где, а главное, с какой целью.

Чем оборачивается поход за славой?

Эта, в общем-то, настоящая древнерусская песнь сказывает о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев. О мотивах Игоря говорится весьма красноречиво: князь идет в поход за славой, в том числе и за славой предков: «Прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим».

В надежде разбить врага, русские сначала побеждают небольшой отряд половцев, захватают половецких девушек, а с ними золото и драгоценности.

Однако вскоре удача уходит от русских, половцы наголову разбивают пятитысячный отряд Игоря, а его самого захватывают в плен.

Бесконечное затмение

Солнечное затмение, происходящее в день похода 1 мая 1185 года, совпадает с моментом, когда Игорь только-только ступает на языческую землю половцев. Читая песнь, создается впечатление, будто затмение продолжается до самого момента, пока Игорь снова не оказывается на Русской земле.

Князь Игорь и князь Владимир

В песне есть скрытое противопоставление князя Игоря князю Владимиру. Предположительно, речь идет о Владимире Мономахе, во времена правления которого начинается вражда его рода с родом Святославичей. Мономах тоже предпринимает поход на половцев (1111 г.), и его тоже сопровождает небесное знамение – огненный столб. Однако Мономах выступает в поход ради защиты своей земли, а не ради похищения славы, князь не заходит на языческую территорию «поганых» и получает благословление на поход, поэтому и одерживает победу. Игорь же выступает в поход исключительно по своей воле, к тому же в священный праздник – на Светлую седмицу.

Великое бесчестие

Пребывая в плену, Игорь жил в хороших условиях. У него был свой шатер, несколько слуг из числа половцев, он мог охотиться в степи. Игорь надеялся на «честь», то есть богатый выкуп. Однако выкуп никак не приходил, и тогда князь решает вернуться с великим бесчестием, то есть бежать. Перед этим он кается выписанному до этого священнику и берет в руки икону Богородицы Пирогощей. Именно тогда впервые автор упоминает имя Бога, который «кажет» князю путь домой.

Трудности перевода

Язык, которым написано «Слово», невероятно поэтичен, текуч и звучен. Правда, многие слова остаются непонятными до сих пор. Даже простое выражение «растекаться мыслию по древу», взятое из «Слова» и ставшее сейчас крылатым, находится под вопросом.

Некоторые полагают, что в строчке «Боянъ бо вѣщий, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслию по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы», слово «мысль» выбивается из ряда животных – волка и орла. Есть версия, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь» – в переводе с древнерусского «белка».

В таком случае Боян пел обо всем мире в целом: бегал белкой по дереву, серым волком по земле, летал орлом под облаками.

Кроме того, ситуацию с текстом порядком запутал и князь Мусин-Пушкин, владевший единственным списком этого памятника и решивший его опубликовать. Из-за дороговизны пергамена между словами не делались пробелы, что создало множество трудностей, особенно с предлогами. Например, строчку «А мои ти куряни свѣдоми къмети» можно было читать двояко, в зависимости от того, написано ли «къмети» или «къ мети». В первом случае правильным переводом будет «а мои куряне бывалые воины», а во втором «а мои куряне метко бьют в цель».

Кукушка ли?

Знаменитое сравнение жены Игоря Ярославны с кукушкой на деле неудачный перевод. По сюжету, Ярославна, причитая, омывает шелковый рукав в реке Каяле, чтобы утереть Игорю кровавые раны. В песне Ярославна названа «зегзицею». Зегзица – вовсе не кукушка, а пигалица, или чибис, или речная чайка. Даже сейчас в новгородских землях ее называют «гигичкой» или «зигичкой». Эта птица летает зигзагами, но самое главное, на кончиках крыльев имеет черные ободки, слово она окунула их в чернила или отерла ими чью-то кровь.

Язычество и христианство

Одним из самых животрепещущих вопросов остается вопрос, является ли «Слово» произведением языческим или христианским. Помимо многочисленных языческих идолов и божеств, упоминаемых автором, в песне возвышается фигура Бояна – песнотворца, сказывавшего про языческие предания княжеского рода и имевшего прозвище «Вещий», т.е. внук Велеса.

Кроме того, Ярославна, льющая слезы по Игорю в «Путивле на забрале», обращается сначала к ветру, потом к воде (Днепру), потом к Солнцу – трем языческим символам.

Противники языческой версии упрекают её сторонников в невнимательном чтении. Во-первых, автор начинает словами «пусть начнется же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна». Новые были – это уже христианская история. Во-вторых, автор говорит о языческих богах только когда Игорь находится на языческих землях половцев. А в отношении плача Ярославны принято вспоминать так называемую «беседу трех святителей», весьма популярную в XII веке. В ней на вопрос, что есть высота небесная, широта земная, глубина морская, Иоанн отвечает: «Отец, сын и святой дух». Таким образом, Ярославна обращается к Троице. Кроме того, как полагают, Ярославна следует библейской истине: «Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен…». Эти строчки взяты из книги пророка Иеремии.

Читайте также:  Полезно ли для здоровья донорство крови

Библейский князь Игорь

В «Слове» можно найти другие скрытые намеки на Библию. Игорь идет в поход 1 мая, в день памяти пророка Иеремии. Иеремия описывает военный поход царя Седекии против Навуходоносора. Седекия, также идя за славой, терпит поражение и попадает в плен в Вавилонское царство. Пророк обращается к Седекии: «Для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила?.. Накажет тебя нечестие твое…» Практически в тех же выражениях говорит об Игоре и автор «Слова»: «Хочу, сказал, либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Происхождение: неизвестно

До нас не дошла первоначальная рукопись «Слова» – оригинал сгорел в пожаре 1812 года. Это породило множество домыслов, что на самом деле «Слово» искусная подделка. Сейчас эта версия практически отвергнута, поскольку в другом древнерусском памятнике, «Задонщине», можно обнаружить много завуалированных ссылок на «Слово».

Источник

В истории русской словесности существует только один грандиозный памятник, целиком и полностью обыгрывающий по-настоящему космическую тему – тему затмения Солнца. Это «Слово о полку Игореве», прекрасная древнерусская песнь, которую автор начинает и заканчивает с оглядкой на небеса.

По сюжету, князь Игорь выдвигается в военный поход против половцев. Как только он переходит реку Донец и оказывается на вражеской территории, на предвечернее солнце находит тень. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло… Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование». Здесь целых два любопытных момента. Во-первых, как парадоксально выражается автор, солнце теперь светит тьмою (!), а во-вторых, так же, как на лучезарный диск светила находит черный саван, так и ум князя заслоняется страстью и порочным желанием стяжать себе славу, разгромив половцев. Однако Игорь игнорирует знамение: «И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон».

Надо сказать, что во времена князя Игоря затмение внушало вовсе не беспричинный страх даже с точки зрения современного рационального человека.

Примерно за сто лет до написания «Слова о полку Игореве», с 1076 по 1176 год, случается 12 солнечных затмений, которые так или иначе приходятся на моменты смерти или гибели 13-ти черниговских князей рода Святославичей или рода «солнечных князей».

В таком случае, как бы невероятно это ни звучало, Игорь Святославич в 1185 году становится свидетелем тринадцатого затмения, которое по логике вещей грозит ему гибелью.

Оно случается в среду, 1 мая 1185 года и задевает тенью территорию современного Санкт-Петербурга, но полностью покрывает земли Великого Новгорода и Ростова. Сначала солнце предупреждает Игоря, только «прикрыв тьмою» его войско. Однако князь неотступен. Тогда солнце преграждает путь («заступаше») ему самому. Исход битвы с этого момента предрешен: «Уже гибели его ожидают птицы по дубравам, волки беду будят по яругам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты». Вскоре Игорь Святославович попадает в плен к половцам, а его пятитысячный отряд воинов целиком разбивается вражескими полчищами. Такого унизительного поражения русские князья еще никогда не испытывали.

Отряды половцев сравниваются с черными тучами, которые идут заслонить «четыре солнца» – Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и Олега.

Автор продолжает традицию обращения к князьям как солнцам. Точно также к князю Владимиру обращались как к «красну солнышку». А когда в песне поется, что на реке Каяле тьма свет прикрыла, в этом видится ясный намек на то, что язычники одолели христиан.

Вообще языческая тема в «Слове» выступает своеобразным контрапунктом. Хотя и здесь повсюду разбросаны солнечные символы. Например, в «Слове» несколько раз упоминается языческое божество Даждьбог, бог солнечного света. В «Повести временных лет» он назван могучим мужем, царем Солнца.

А одним из героев «Слова» является князь Всеслав, запомнившийся потомкам как волхв и чародей. По легенде, Всеслав мог превращаться в волка и «перерыскивать» путь Хорсу, иными словами, вызывать солнечное затмение. Не даром в «Слове» Всеслав совершает свои деяния в ночное время под покровом тьмы. К тому же, до похода Игоря Всеслав захватывает Псков и Новгород через год после солнечного затмения 1064 года.

Но самое невероятное то, что затмение продолжается все время, пока Игорь находится в плену у половцев, то есть на языческой земле. По крайней мере, такое впечатление создается, когда читаешь песнь. Князь только-только успевает переправиться через реку Донец в половецкое царство, как его настигает небесная тьма. И только в самом конце песни, когда Игорю удается бежать из плена, автор радостно заявляет: «Солнце светится на небеси – Игорь-князь в Русской земли».

Читайте также:  Банан фрукт полезные свойства и противопоказания

Важно заметить, что находясь в плену, Игорь сожалеет о случившемся и даже кается священнику, которого половцы  пригласили из Русской земли и привели к шатрам Игоря (в плену ему приходилось жить в более чем комфортных условиях).

Благоприятному исходу содействует и жена Игоря, Ярославна, которая горько плачет в Путивле на забрале. Она обращается к светилу: «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно, зачем же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов?»

Сразу же после этого обращения автор впервые упоминает имя Бога, как если бы этот самый владыко услышал плач Ярославны и сжалился над князем:

«Прыснуло море в полуночи, идут смерчи тучами. Игорю-князю бог путь указывает из земли Половецкой на землю Русскую».

Как мы помним, затмение все еще продолжается, поэтому пока князь не ступит на родную землю, ему надо показывать дорогу.

Как известно, символ не имеет однозначного толкования. Затмение можно воспринимать как природный феномен, а можно и как помутнение ума, ведь гордыня – это затмение души. Игорю могли указывать дорогу в географическом смысле, а могли и в духовном, не даром с иконой и крестом он из плена первым делом направляется к святому храму Богородицы Пирогощей. Солнце может быть символом языческим (в событиях похода трижды фигурируют солнечные боги), а может и христианским: князь исполняет божью волю, ведь власть ему дана от бога. Он должен быть светел и славен как источник праведной власти.

Источник

В. М. Васнецов. Боян. 1910. Государственный Русский музей.

Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»: лиро-эпический жанр

Сам автор «Слова» называет свое произведение и «словом», и «повестью», и «песнью».

Слово – это устный жанр, предполагающий воспроизведение перед слушателями и носящий дидактический (поучительный) характер. “Слово о полку Игореве” представляет собой речь, которая произносилась в присутствии князя и его приближенных.

Повесть – эпический жанр, в основе которого – повествование о героях и событиях. Воинская повесть – распространенный жанр древнерусской литературы, светская историческая повесть, посвященная изображению воинских подвигов, описывающая битвы, воинский быт.

Произведение можно назвать песнью, потому что свой художественный метод автор сопоставляет с методом старинного певца Бояна, сопровождавшего пение игрой на гуслях. «Слово» также могло петься или произноситься нараспев, о чем говорит его ритмичность и мелодичность.

Итак, жанр «Слова» – лиро-эпический жанр, напоминающий эпическую поэму. Во-первых, в нем присутствует эпическое, героическое начало, характерное для речи, воинской повести. Во-вторых – лирическое начало, характерное для песни и реализующееся в ритмическом построении произведения на уровне фразы и композиции, в его своеобразной музыкальности, в особой эмоциональности ряда эпизодов «Слова» – отступлений от основного сюжета: сна Святослава, «золотого слова» Святослава, обращения к князьям, плача Ярославны.

Сюжет и композиция «Слова»

1. Вступление. Обращение к древнему певцу Бояну

«Слово» открывается вступлением (зачином) – обращением автора к древнему певцу Бояну. Автор относится к Бояну уважительно – как к великому певцу прошлого, – но подчеркивает отличие своей повествовательной манеры от стиля древнего сказителя. «Старым словам» Бояна противопоставлена необходимость следовать «былинам нашего времени». Поэтический слог вещего (наделенного даром предвидения) Бояна, певшего князьям славу, был слишком витиеватым и высокопарным. «Соловей старого времени», «внук Велеса» (русского языческого бога скота, а также покровителя поэзии, музыки) «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками» (сегодня выражение “растекаться мыслию по древу” стало фразеологизмом, означающим “излишне подробно говорить о чем-то”). Новая повествовательная манера автора «Слова» связана с его желанием правдиво сообщить о действительных, современных ему событиях.

2. Поход Игоря на половцев

В основе сюжета «Слова» лежит историческое событие – неудачный поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 году. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, своим двоюродным братом, Игорь отправился в поход, чтобы вернуть земли у Керченского пролива (на Черном море), захваченные половцами, – город Тмуторокань (ныне Тамань).

В походе войско встретило затмение солнца, считавшееся недобрым предзнаменованием. Однако честолюбивый Игорь, охваченный желанием одержать славную победу, “шлемом испить из Дона”, не обратил внимания на дурной знак и продолжил поход: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон великий заслонило ему предзнаменование».

Отряд Игоря соединился с отрядом его брата Всеволода – отважного курского князя, охарактеризованного как «буй тур», «ярый тур» (буйный, ярый бык). В походе участвовало и младшее поколение – сын Игоря Владимир и племянник Игоря и Всеволода Святослав. «Четырьмя солнцами» называет князей автор.

С одной стороны Игорь, а с другой – половцы под предводительством ханов Гзака и Кончака приближаются к Дону. «О Русская земля! Уже ты за холмом!» – восклицает автор. Перед битвой нагнетается атмосфера тревоги, опасности. Природа одушевлена, и на половецкой земле она сочувствует половцам: «беду… подстерегают птицы», «волки грозу накликают», орлы сзывают зверей на кости, лисицы лают на «червлёные» (красные) щиты русских.

Читайте также:  Мелкий ремонт в доме полезные советы

Первый день битвы оказывается для Игоря удачным: русичи захватывают половецких девушек, золото и ткани, повергают к ногам «дорогие наряды половецкие». На другой день приходит подкрепление половцев и окружает русские полки. Бесстрашно бьется брат Игоря «ярый тур» Всеволод, ради битвы забывший и «золотой» престол, и «своей милой жены, прекрасной Глебовны, свычаи и обычаи».

Далее видим отступление о князе-крамольнике Олеге Святославиче, прозванном Гориславичем (от слова «горе»). Олег вел братоубийственные войны и тем самым навлек на Русь своих союзников половцев. Автор показывает, к каким печальным последствиям привели «Даждьбожьих внуков» (русских; Даждьбог – русский языческий бог солнечного света и плодородия) княжеские междоусобицы: «погибало достояние Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах (раздорах, смуте) сокращались жизни людские». «Горем взошли… по Русской земле» раздоры князей, они же сделали Русь уязвимой для набегов половцев:

“Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую”.

Автор возвращается к основному сюжету. «Бились день, бились другой; на третий день… пали стяги Игоревы». Битва окончилась полным поражением русских: «сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», «Игорева храброго войска не воскресить!» Русская природа сочувствует Игореву войску: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». Показан плач русских жен. «Тоска разлилась по Русской земле», – говорит автор. Он снова повторяет свою мысль о том, что князья «раздором пробудили коварство врагов». Сам князь Игорь взят в плен половцами: «пересел из седла золотого в седло рабское».

В. М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея.

3. Сон и «золотое слово» Святослава

Двоюродный брат Игоря киевский князь Святослав, глава рода (поэтому Святослав и называет Игоря и Всеволода сыновьями, а не братьями), увидел «смутный сон», предвещавший горе. Это был сон о том, как его одевали черным покрывалом на кровати, черпали ему “синее вино, с горем смешанное”, сыпали ему “из пустых колчанов… крупный жемчуг” (жемчуг в народной поэзии – символ слёз), о том, что доски в тереме его – без “князька” (перекладины, на которой сходятся стропила крыши; видеть во сне дом без князька сулило большое несчастье). Бояре объяснили князю, что сон связан с поражением Игоря, желавшего добыть город Тмуторокань. «Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». В «золотом слове» Святослав порицает самонадеянный поступок Игоря и Всеволода, решивших снискать себе славу без поддержки других князей: «…Сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим».

4. Обращение к князьям

Развивая тему “золотого слова” Святослава, автор обращается к князьям. Звучит упрек князьям в том, что они разобщены и ведут междоусобицы. Объединившись, князья должны сделать то, что с малыми силами не сумел Игорь, – вступиться «за землю Русскую» и победить врага:

Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Ведь вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатство Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!

5. Плач Ярославны

Тот же народно-песенный характер, что и плач русских жен, носит плач молодой жены князя Игоря Ярославны. Обращаясь к силам природы – ветру, Днепру, солнцу, – Ярославна скорбит не только о судьбе плененного половцами «лады» (возлюбленного, милого), но и обо всех павших русских воинах.

6. Бегство Игоря из плена. Прославление Игоря

Вместе с половцем Овлуром Игорь бежит из плена, пробираясь домой: «Игорю-князю Бог путь указывает». Главный герой скрывается от погони и добывает себе пищу охотой. Одухотворенная русская природа сочувствует Игорю, помогает ему: князь ведет диалог с рекой Донцом, которая стелет ему зеленую траву, одевает его теплыми туманами, предупреждает о возможной погоне криками уток и чаек.

По следу Игоря едут половецкие ханы Гзак и Кончак. Они совещаются, как поступить с оставшимся в плену сыном Игоря Владимиром и решают не убивать «соколенка», а женить его на дочери Кончака – «опутать красной девицей» (династический брак был призван примирить враждующие стороны и скрепить союз; хотя о последствиях решения ханов “Слово” умалчивает, историки свидетельствуют, что задуманный ими брак состоялся и Владимир с женой вернулся на родину).

Завершается «Слово» тем, что князь Игорь возвращается на русскую землю и приезжает в Киев. Русская земля радостно встречает князя: «девицы поют на Дунае», «села рады, грады веселы». Звучит «слава» Игорю, «буй туру» Всеволоду, сыну Игоря Владимиру, другим русским князьям и дружине. Есть надежда на то, что князья объединятся и победят «нашествия поганых».

Читайте также

История создания и открытия “Слова о полку Игореве”

Идейное содержание и художественные особенности “Слова о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве”: вопросы для самопроверки, задание 17, пример сочинения

Источник