Чем полезно рисование по трафарету для детей

Чем полезно рисование по трафарету для детей thumbnail

Антонина Гаврилова
Использование трафаретов для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – так говорил В. А. Сухомлинский.

Любой ребенок должен очень много рисовать, потому что продуктивная деятельность для него – это своеобразная игра в творчестве. Это развитие его органов чувств, эмоций, сенсорных способностей, фантазии и интеллекта. И чем раньше мы предоставим малышу возможность развить себя в таком творчестве, тем лучше. Поэтому мы стараемся предложить детям максимальное количество изобразительных средств и материалов.

Я работаю над методической темой «Развитие художественно – творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности».

Выбор темы самообразования возник не случайно. Придя работать в группу, я заметила: дети проявляют интерес к изобразительным материалам и действиям педагога с ними, однако очень быстро переключаются с одного вида деятельности на другой и взрослому требуется приложить немало усилий, чтобы удержать внимание ребенка и заинтересовать его.

Основная задача в младшем дошкольном возрасте – развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.

Чтобы побуждать ребенка к изобразительному творчеству, необходимо мотивировать его.

Все мы знаем, что подготовка к продуктивным видам деятельности в младшем дошкольном возрасте занимает очень много времени: это тонирование бумаги, заготовка шаблонов, зарисовка сюжета, а также подготовка изобразительных материалов.

В своей работе я использовала дидактический альбом «Это может ваш малыш». Он представляет собой набор сюжетных картинок, которые ребенку необходимо дорисовать или долепить.

Использование альбома в работе способствовало развитию интереса, внимания, любознательности, эмоционального отклика. У детей формировалось умение рассматривать картинку, видеть такие средства выразительности, как цвет, цветовой ритм. Данное пособие помогло мне в формировании у детей основных формообразующих движений и приемов лепки, а также облегчило подготовку к непосредственно организованной деятельности. Для занятия достаточно было только распечатать картинки по количеству детей.

Знания, полученные на занятиях, мы закрепляли в совместной деятельности со взрослым, а также в самостоятельной деятельности детей. Для нас встал вопрос: как сделать данное пособие долговечным и многофункциональным. Мы заламинировали данный дидактический материал и стали его систематически использовать в работе.

Хочется отметить многофункциональность данных пособий:

• Их использование возможно на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка и в самостоятельной художественной деятельности;

• Пособия можно использовать в лепке, рисовании, в декоративном рисовании;

• Можно совмещать различные техники: рисование кистью (дорога) и пальчиками (снег);

• При работе с трафаретами педагог решает целый ряд задач из различных образовательных областей.

Практически после каждого занятия наша коллекция пополнялась новыми «трафаретами». Все трафареты находятся в уголке творчества и дети в любой момент могут взять их для работы.

А сейчас немного подробнее остановимся на каждом пособии.

Рисунки трехлетнего ребенка представляют собой набор хаотичных линий и мазков. Для того, чтобы заинтересовать ребенка заниматься продуктивной деятельностью, на начальном этапе работы, мы использовали рамки «паспарту», которые посредством наложения создают законченный образ.

Возможен еще один вариант выполнения работы: педагог предлагает ребенку закрасить птичку или платье с обратной стороны трафарета. Задания можно выполнять кистью, фломастером, а можно взять различные печатки или просто воспользоваться пальчиками. Такая работа формирует у ребенка умение владеть кистью, фломастером, доставляет ему массу положительных эмоций.

Пособие «Помоги герою»

представляет собой сюжетную картинку с заданием. Например: малыш должен пройти по дорожке, стараясь не выступать за ее края и покормить героя. Сюжет картинки помогает вызвать у ребенка интерес к продуктивной деятельности, а педагогу интегрировать несколько образовательных областей.

Игра «Проведи дорожку»

является продолжением предыдущего пособия. Она больше ориентирована на средний возраст. Принцип работы тот же, задача усложняется за счет того, что дорожка становится либо уже, либо вовсе превращается в тоненькую линию, также появляются зигзагообразные и ломаные линии, отсутствует сюжет. Ребенку требуется большое терпение, сосредоточенность и усидчивость, чтобы выполнить задание правильно, но желание помочь герою берет верх. Для детей, которые опережают своих сверстников в развитии, можно предложить провести дорожку всем ворсом кисти либо только ее кончиком

Пособие «Закончи картинку»

используется нами для закрепления умений не только рисовать, но и лепить. Педагог может менять задание, в зависимости от поставленных задач.

Работая с данными пособиями, мы развиваем мелкую моторику рук, речевую активность детей, формируем представления о живой и неживой природе, о предметном мире. Дети учатся выполнять работу последовательно: отщипнули кусочек пластилина, раскатали и наложили на основу.

Со средней группы наблюдается усложнение образовательных задач, усложняется и содержание пособий. Не во всех трафаретах наблюдается развернутый сюжет, они больше напоминают фон. Их содержание направлено в первую очередь, на формирование умения передавать внешние признаки изображаемых предметов и объектов, а также на то, чтобы ребенок стремился самостоятельно дополнять свою работу мелкими деталями: травка, кустики, облака.

Поэтому следующий материал так и называется:

«Дополни изображение»

. В среднем возрасте ребенок уже начинает планировать работу и с небольшой помощью взрослого может придумать сюжет, выбрать нужный для работы изобразительный материал. Например: здесь будет стоять новогодняя елка, которую я сделаю из пластилина, а может быть лучше нарисовать снеговика?

Пособие «Узнай и дорисуй» позволяет уточнить и закрепить представления детей, создать выразительный образ за счет прорисовывания мелких деталей.

Со средней группы мы начинаем знакомить детей с декоративными росписями. Для закрепления элементов росписи и умения составлять узор разработано

пособие «Укрась изделие росписью»

. На начальном этапе мы используем в работе готовые элементы росписи и из них создаем узор. В дальнейшем, дети начинают прорисовывать элементы узора кистью, и даже создают их из пластилина. С помощью данных трафаретов дети учатся ориентироваться на плоскости, отрабатывают приемы лепки, у них формируется представление о симметрии.

Применяя технологию работы с трафаретами, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Работа с ними благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно – моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка.

Освоив работу с трафаретами, дети переносят свои знания и умения на пустой лист картона, бумаги, а также используют в своей работе разнообразный бросовый материал для придания выразительности образу. В итоге получаются замечательные картины, которыми можно украсить интерьер группы, подарить родителям или друзьям.

Все пособия, уважаемые коллеги вы можете посмотреть в презентации, представленной ниже. Спасибо за внимание!

Источник

Трафареты как средство развития творческих способностей детей

Изобразительная деятельность является одной из эффективнейших средств развития всесторонней личности ребенка. Она является едва ли не самым интересным и красочным видом деятельности дошкольника. На протяжении жизни ребенок не только рисует, но и творит, фантазирует, благодаря полученным навыкам в детском саду. Поэтому задача воспитателя, который первый встает на пути обучения – дать ребенку как можно больше знаний и способов рисования, пусть самых простых.

Развитие творческой личности начинается с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развить творческий  потенциал у подрастающего поколения.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Детям тяжело нарисовать то, о чем просит их воспитатель, т.к. навыка рисования нет, рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Поэтому на помощь им приходят трафареты, которые облегчает изодеятельность и дает возможность получить удовольствие от своей работы.

Трафареты помогают раскрыть творческие способности детей, развивают  мелкую моторику рук и формируют умение ориентироваться на листе бумаги. С помощью них у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, они помогают  сфокусировать внимание юного художника на форму и величину изображаемого объекта. Своей нехитрой техникой трафареты увлекают ребенка искусством рисования, дают возможность поверить в себя и по – настоящему начать рисовать. Они развивают эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, способствуют познанию окружающего мира.

Заняться глубже проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за детьми на занятиях по рисованию. Дети находились в информационном вакууме и не знали техники рисования. В связи с этим, я пришла к выводу, что надо менять подход подачи детям материала. Одной из основных проблем, встречающихся у детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики. Это мешает во многом на этапах рисования.

Моей целью стала работа «Трафарет – помощник для ребенка»

Целью, которой, стало создание условий для развития творческих способностей детей через использования трафаретов в рисовании.

Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

1.Формировать у детей творческие навыки и умения.

2. Изучение геометрических фигур в рисовании, их расположение в пространстве и масштабирование.

3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя трафаретов.

4.Развивать воображение,  творческие способности через трафареты.

Вызывать эмоциональный фон

5.Формировать умение использовать накопленный опыт для достижения цели.

6.Развивать мышление, внимание и логическое конструирования в рисовании.

7.Развивать мелкую моторику рук посредством трафаретной деятельности.

На первом этапе работы, дети обводили заданные им фигуры, это был круг, квадрат, треугольник, трафареты в форме тучки, лепестка и т.д.

На втором этапе работы, дети стали самостоятельно работать  с трафаретами, добиваясь четкой его формы, начали придумывать простейшие рисунки.

На третьем этапе, дети стали при помощи трафаретов фантазировать, рисунки стали приобретать четкие формы, творческие возможности у детей стали выше.

Я спланировала свою работу таким образом, чтобы мои занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной деятельности, сделали их свободными в техники рисования,  расширили творческие возможности малышей.

Были проведены консультации для родителей на темы:

1. «Развития мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования»,

2. «Рисуем дома вместе с детьми при помощи трафаретов»

Сделана папка –передвижка «Трафарет, что это такое», ведутся индивидуальные беседы с родителями, трафареты постоянно пополняются, что дает возможность для постоянного роста творческой фантазии.

Создавая изображения, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета, явления. Творчество проявляется не только тогда, когда ребенок сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога. Детское изобразительное творчество построено на работе наблюдений, впечатлений ,воображений ,  полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.

.Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Этот процесс очень сложен, много ступенчат и монотонен. Интерес и положительные эмоции во многом определяются тем, как идет овладение рисованием, т.е  успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к  данной деятельности. Подтверждение тому – ответы самих детей:

«Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается»  вместо того на«Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается».

Следовательно, моя цель руководить этой эмоциональной деятельностью так, чтобы она радовала детей, вызывала положительные эмоции,  желание рисовать, творить, воображать и фантазировать. Каждый ребенок индивидуален, необходим тонкий подход к любому (как к личности) и поэтому важно быть педагогом тонко чувствующим ребенка, т.е быть психологом. Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знаний специфики детского творчества, умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддержать инициативу, самостоятельность способствовать овладению изодеятельностью и развитию творчества.

Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами изодеятельности очень полезны. Они помогают формировать творческую личность, учить мыслить смело, свободно, а это необходимо для ребенка в будущем,  во взрослой жизни. Кроме того, ваш ребенок будет, любить и понимать искусство, эстетически развитый ребенок умеет делать правильные и красивые поступки.

Проведя диагностику у детей, было выявлено, что дети, которые не используют в своих рисунках трафаретами, есть чувство страха, которое преобладает над творческими способностями. Проведя свою работу с трафаретами, я сделала вывод, что место страха занимает приобретенные навыки и умения. Объем нарушений общей моторики и нарушений мелкой моторики с умениями графических навыков снизился. Творческое воображение и творческие способности превалируют и становятся основными звеньями в развитии творческих способностей при работе с трафаретами.

Наша главная задача уметь научить выражать чувства и эмоции ребенка, а если это будет через – рисование это прекрасный дар!

«Ну что же тут скрывать?

 Дети любят, очень любят рисовать.

 На бумаге, на асфальте, на стене

 И в трамвае на окне!»

Источник

Лилия Доронина
Развитие творческих способностей дошкольников через использование художественных трафаретов

Великий Альберт Эйнштейн сказал:

«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привёл вас к этой проблеме».

Проблема формирования у дошкольников интереса к изобразительной деятельности и развития творческих способностей актуальна и по сей день. Привить любовь и дать представление о многообразии народного декоративного искусства также немаловажно. Из-за большой ёмкости и богатства программного материала требуются большие затраты труда и времени.Но заинтересованному в результатах своей деятельности воспитателю в современных условиях хочется построить свою работу по принципу: меньше затрат – больше объём полученной и усвоенной детьми информации. И, как следствие, хороший уровень знаний у дошкольников.

Мысли на эту тему натолкнули меня на создание трафаретов.

Развитие творческих способностей дошкольников через использование художественных трафаретов

Трафареты – это разнообразные фигуры, вырезанные из бумаги, прозрачной пленки, пластика, металла. Они бывают в виде растений, животных, в стиле «фентези», предметов. Их используют для четкого воспроизведения рисунка или конкретной картинки (например, буквы, цифры, символы, фигуры). Трафареты довольно распространены в точных науках. Недаром среди многочисленных отраслей работы можно выделить маркетинг, дизайн, искусство, живопись и множество других, где используют шаблоны и трафареты. Цветовое оформление абсолютно разное, от черно-белого до ярких красок.

Общепринято считать, что трафарет – это шаблон, и никакой пользы от способа рисования по трафарету нет, поэтому многие негативно смотрят на использовании в рисовании этой техники. Считают, что она мешает раскрытию творческого потенциала ребенка, гасит его фантазию. Но это заблуждение. Не стоит видеть в использовании трафаретов работу по образцу. Ребёнок, которому до этого не удавалось нарисовать красивые и эффектные линии и фигуры, нарисовав яркую, интересную работу при помощи трафарета сможет поверить в свои силы и способности к рисованию.

Что касается истории создания трафаретов в нашем образовательном учреждении, то выгдядело это следующим образом.

Во время работы с детьми подготовительной группы я реализовывала проект по декоративному искусству по направлениям: сказочная гжель, хохломская роспись, каргопольская игрушка, Жостово, дымковская игрушка, городецкая роспись. В ходе работы удовольствие получали не только дети, но и я лично. Я старалась использовать различный материал, пополнять уголок декоративно-прикладного искусства новыми демонстрационными пособиями.

В ходе реализации этого проекта в группе я пришла к выводам:

1. Детям необходимо упростить задачу подготовки образцов. Потому что не всем удается отразить задуманные композиции, выразить себя и создать что-то необычное и, конечно же, порадовать родителей.

2. Я отметила, что дети проявляют интерес к изделиям народных умельцев, преподнесению материала воспитателем. Но при создании образов очень быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. И взрослому требуется приложить немало усилий, чтобы удержать внимание ребенка и заинтересовать его.

3. Учитывая,что подготовка к продуктивным видам деятельности занимает очень много времени: чтение методической литературы по видам декоративно-прикладного творчества, тонирование бумаги для группы, заготовка шаблонов, зарисовка сюжета т. д.

Таким образом, решено было сделать трафареты совместно с родителями из нержавеющей стали. Из чего делают нержавеющую сталь?

Нержавеющая сталь является одним из самых популярных материалов для посуды. Она гладкая, устойчивая к коррозии, к ней ничего не прилипает. Кроме всего прочего, она обладает природным блеском, который манит и привлекает к себе взгляд. Благодаря наличию в сплаве металлов такого элемента как хром, нержавеющая сталь не вступает в контакт с элементами атмосферы. Поэтому мы можем наносить на трафарет различные быстросохнущие краски, акриловые краски, пластилин, клей. Поверхность трафарета не утратит свой блеск и не будет корродировать.

Давайте посмотрим слайд, который отражает действия детей с трафаретом: (см. слайд).

Дети с удовольствием используют этот трафарет для раскрашивания. Они получают представления о городецкой росписи, о тех лошадках, которые созерцали наши бабушки и дедушки. Девочки дорисовывают лошадок в стиле современных игрушек «Май литл пони» (моя маленькая лошадка, добавляя ей разные косички в розовых и голубых тонах, крылышки. Не у всех есть возможность их приобрести. Среди мальчиков распространены компьютерные игры «Прогулки на лошади», «Скачки на лошадях». Поэтому у них есть возможность сравнить лошадки прошлые и нынешние.

Далее как один из вариантов – городецкая ладья, сахарница из Гжели. (см. слайд).

Хочется отметить многофункциональность данных трафаретов:

– Их использование возможно на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка и в самостоятельной художественной деятельности;

– Возможно использование не только в рисовании, но и в лепке, аппликации.

– Можно сочетать различные техники и средства рисования и варьировать материал подложки; материал трафаретов достаточно прочный и подходит для многоразового использования.

Коллекция трафаретов, изготовленная совместно с родителями, периодически пополняется. Все трафареты находятся в уголке творчества и всегда доступны детям.

Применяя технологию работы с трафаретами, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Работа с ними благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания. А самое главное, работа с трафаретами – это развитие органов чувств, эмоций, фантазии.

Освоив работу с трафаретами, дети переносят свои знания и умения на пустую подложку (бумагу, ткань, дерево, а также используют различный бросовый материал для создания замечательных картин, которыми можно украсить интерьер группы, подарить родителям или друзьям.

Источник