Чем полезно пение в хоре для детей

Чем полезно пение в хоре для детей thumbnail

1) ПЕНИЕ ИМЕЕТ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. 
        Правильное пение, особенно хоровое, – это в первую очередь правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Кроме того, оно  влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний, способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов, укрепляет иммунную систему. Внимание, заботливые родители! Пение – это профилактика многих серьезных заболеваний! 

2) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ:         заниматься надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, обучаясь в хоре, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно! 

3) ЗАНИМАЯСЬ ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ, РЕБЁНОК РАЗВИВАЕТ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

       Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальном произведении как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой, а профессора физики и математики

Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков, химиков и инженеров! Петь и музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки. 

4) МУЗЫКА И ЯЗЫК – БЛИЗНЕЦЫ – БРАТЬЯ.

        Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Не случайно хоровое пение способствует развитию речи, мышления. 

          ПОЮЩИЕ И ИГРАЮЩИЕ ЛУЧШЕ ГОВОРЯТ И ПИШУТ, ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЮТ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА, БЫСТРЕЕ УСВАИВАЮТ ГРАММАТИКУ.

          Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Л. Толстой, Ж.-Ж. Руссо и Р. Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук. 

5) МУЗЫКА СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА:

 крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

           СТИХИЙНОЕ ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЛЕГЧАЕТ ПОНИМАНИЕ КОМПЬЮТЕРА, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по 2 уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

 
6) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Исполняя их музыку, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведёт от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня». 

7) МУЗЫКАНТЫ МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.

       Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, пели в хоре, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды». 

8) ЗАНЯТИЯ  ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ».

        Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В хоровой студии или музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед концерт или зачёт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! 

           ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСТВЕ – ЭТО МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА И АРТИСТИЗМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. 

 9) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ», УМЕЮЩИХ ДЕЛАТЬ МНОГО ДЕЛ СРАЗУ.

          Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа певец, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или оператор ЭВМ следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. 

            МУЗЫКА ПРИУЧАЕТ МЫСЛИТЬ И ЖИТЬ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

                  Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым. 

10) И, наконец, МУЗЫКА – НАИЛУЧШИЙ ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ. Почему?

            Смотрите пункты 1–9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, не пели ли в детском хоре, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру! 
(Процитирована статья проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Кирнарской Д.К.)

Автор: 
Кирнарская Д.

Источник

Едва ребенок начинает произносить первые звуки и слова, как тут же пытается напевать придуманные или ранее услышанные мелодии. Причем пение для многих детей является чуть ли не самым любимым занятием. И это очень здорово, ведь пение невероятно полезно для организма, и не только детского. Поэтому важно, чтобы родители не запрещали своим детям петь, а наоборот, поощряли это занятие и всячески ему способствовали, например, разучиванием новых детских (что очень важно) песенок, совместным пением. Но почему так важно, чтобы дети пели?

Как вокал влияет на детский организм?

Если вы задумались, в какой кружок отдать свое чадо, запишите его на уроки вокала. Причин этому несколько:

  1. Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней.
  2. В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.
  3. Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.

Более того, занятия вокалом приносят для детского организма следующую пользу:

  • развивают слух и чувство ритма;
  • прививают музыкальный вкус;
  • улучшают память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.);
  • способствуют развитию способностей к импровизации;
  • стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их);
  • нормализуют, развивают и улучшают дыхательную функцию (уроки пения очень эффективны при астме);
  • эффективно устраняют речевые нарушения (например, во время пения ребенок перестает заикаться);
  • развивают коммутативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе;
  • раскрепощают, устраняют комплексы, страхи.

Занятия пением способствуют улучшению психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения. Регулярные занятия вокалом тренируют дикцию ребенка, вследствие чего речь малыша становится четкой, последовательной, без дефектов. Конечно, пением можно заниматься дома. Но все же лучше доверить этот процесс специалисту, который сумеет подобрать правильный репертуар вашему чаду, поставит ему голос, научит диафрагмальному дыханию.

Рекомендации родителям

Безусловно, пение полезно детям любого возраста. Однако стоит придерживаться некоторых рекомендаций, которые помогут уберечь от таких неприятностей, как разрыв голосовых связок, потеря голоса или простуда:

  1. Учите ребенка петь спокойно: кричать песни во все горло не желательно, так как голосовые связки детей, в отличие от взрослых, тонкие и короткие, поэтому запредельные нагрузки могут травмировать их.
  2. Отдавайте предпочтение детским песням, а не «взрослым» современным. Во-первых, так вы привьете малышу хороший музыкальный вкус, поскольку в большинстве современных песен для взрослых тексты далеко не высокохудожественные, а порой и вообще пошлые и сквернословные. Во-вторых, детские музыкальные произведения созданы специально для детей, их тексты простые и понятные, мелодии легкие для технического исполнения.
  3. Не стоит позволять ребенку петь на улице в сырую и холодную погоду с температурой ниже 180С. В таких условиях ребенок легко может простудить горло и сильно заболеть.
  4. Не стоит позволять малышу громко и долго кричать, пищать и визжать. Если ребенок громко истерит, найдите способ успокоить его – все это может стать причиной болезней дыхательных путей.
  5. Подбирайте ребенку такой репертуар, чтобы он соответствовал объему его голоса. Это значит, что петь малыш должен свободно, комфортно, не запинаясь от слишком высоких или низких нот.

Вам могут быть интересны темы:

Недаром в народе говорят, что в человеке поет душа. Действительно, в пении – душа человека. Вам плохо и нет настроения? Пойте! Вы болеете? Пойте! Вы устали и слишком напряжены? Пойте! Пойте всегда и везде, даже если никогда этому искусству не учились. Более того, учите петь своих детей, водите их в музыкальные школы или студии, запишите в хоровой коллектив. И вскоре вы увидите, как изменится ваш ребенок, изменится и физически, и эмоционально, причем в лучшую сторону. Ведь музыка и пение – лучшее лекарство от многих хворей!

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга

Цель статьи – показать роль хорового пения в развитии творческих способностей учащихся.

Автор считает, что освещение данного вопроса является важным и актуальным в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков.Педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой.

Хоровое пение влияет на общее развитие организма детей, упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и детской речи. Ровное положение корпуса во время пения сидя и стоя укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение упражнений ФМРГ регулирует и углубляет дыхание (достаточно посмотреть, как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.

Пение  оказывает положительное влияние на развитие личности.Занятия в группе позволяют «домашним детям» привыкать к общению со сверстниками в коллективе, что помогает в быстрее и легче адаптироваться к обучению в школе. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.

Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.
Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.
Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально – эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образомзанятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.

Давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает.Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.

Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических  процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора.

Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.

Источник

Сейчас очень популярен такой вид детского творчества, как пение. Родители с ранних лет отдают своих детей на групповые занятия по вокалу, надеясь, что у детей разовьется слух и голос, они будут красиво петь, смогут владеть своим голосом и выступать, как артисты на многочисленных концертных площадках.

Поговорим о самом сложном возрасте юных исполнителей – до 6 лет. Почему он сложный? До 6 лет, как показали исследования, наиболее стремительно развивается музыкальный слух.

Красивое и правильное пение зависит от многих факторов, которые нельзя игнорировать, один из них – это развитие музыкального слуха. От того, насколько развит слух у ребенка, зависит, будет ли ребенок петь чисто или будет петь фальшиво, искажая интонацию и не попадая в ноты.

Мы не будем брать во внимание профессиональные детские коллективы, где работе над чистотой интонации посвящают множество часов в неделю. Дети занимаются пением в группах,но дополнительно посещают уроки сольфеджио и индивидуальные занятия обучения игре на инструменте, индивидуальные занятия по вокалу, занимаются регулярно дома, то есть посвящают развитию слуха 4-6 часов в неделю дополнительно, без учета пения в хоре. Все эти занятия развивают музыкальный слух, интонационное слышание. При пении в большом профессиональном детском хоре проводится большая подготовительная работа отдельно по группам, и возраст обучающихся, как правило, старше 6 лет.

Рассмотрим пример самодеятельного хора, который посещают дети младшего возраста до 6 лет.

Может ли педагог услышать, какой ребенок неточно поет, если в коллективе 15-20 человек поют одновременно одну песню в один голос? Конечно, профессиональный педагог обязательно услышит, кто из детей поет неточно. Но при таком большом количестве детей за 2 урока в неделю, он мало что может сделать для развития голоса ребенка. Здесь нет вины педагога. Он не может уделить внимание каждому из-за ограниченности времени и большого количества участников.

Проведение занятий для самодеятельных коллективов ставит своей задачей не развитие слуха и навыков правильного вокального пения, а организацию досуга и дополнительных занятий для детей.

Что происходит на практике? Ребенок посещает вокальный коллектив 2 раза в неделю, где в группе 15-20 детей. На занятиях отсутствует слуховой контроль со стороны преподавателя и контроль со стороны ребенка за точностью исполнения, исправления фальшивых нот. Ребенок раз за разом закрепляет неправильные навыки, например, неправильное дыхание: слабый вдох с поднятием плеч, взятие дыхания посредине слова; отсутствие четкой артикуляции и дикции, неточное пение со множеством фальшивых нот, пение на горле и связках, кричащий звук.

А в 3-5 лет пение кричащим звуком очень опасно для еще неокрепших связок ребенка, это ведет к перенапряжению, вплоть до потери голоса. Ребенок старается петь громче, чтобы его было слышно среди сверстников, это особенно касается мероприятий, где отсутствуют микрофоны или их предусмотрено небольшое количество.

Даже после нескольких месяцев занятий в самодеятельном коллективе ребенок закрепляет неправильные навыки, что не приносит пользу, а в некоторых случаях может сильно навредить.

Если ребенок захочет продолжить свое обучение дальше, например, обучаться вокалу в музыкальной школе, петь сольно на сцене, участвовать в вокальных конкурсах и телепроектах, то все эти неправильные навыки придется переучивать. А это, как Вы понимаете, достаточно сложно и потребует гораздо больше времени, если бы ребенок обучался изначально правильно в небольшом коллективе или индивидуально, где каждому спетому учеником звуку уделяется пристальное внимание.

Если Вы мечтаете о том, чтобы Ваш ребенок научился красиво петь, блистал на сцене, то вокальные занятия должны быть организованы так, чтобы приносить максимальную пользу. Особенно это касается раннего возраста, где закладываются все основы правильного пения.

Это могут быть вокальные занятия в небольших группах до 6-8 человек, индивидуальные занятия с преподавателем, который составит и подберет программу обучения и репертуар, который раскроет возможности голоса Вашего ребенка максимально и результативно.

Результат обучения пению зависит от триады: преподаватель, ученик и родители. Родителям должны научиться разбираться в вокальных терминах и тонкостях обучения на элементарном уровне. Тогда не будет разочарований и сожалений о потраченном времени, когда ребенок «ходил на пение», а не умеет чисто петь и пользоваться всеми возможностями своего голоса, и приходится начинать с нуля.

Хотите еще статьи по данной тематике?Подпишитесь на канал

Ставьте лайки и делайте репосты и

оставляйте комментарии внизу ↓

Наш сайт: muzikantoff.ru

Источник