Чем полезно хоровое пение для детей

Чем полезно хоровое пение для детей thumbnail

Едва ребенок начинает произносить первые звуки и слова, как тут же пытается напевать придуманные или ранее услышанные мелодии. Причем пение для многих детей является чуть ли не самым любимым занятием. И это очень здорово, ведь пение невероятно полезно для организма, и не только детского. Поэтому важно, чтобы родители не запрещали своим детям петь, а наоборот, поощряли это занятие и всячески ему способствовали, например, разучиванием новых детских (что очень важно) песенок, совместным пением. Но почему так важно, чтобы дети пели?

Как вокал влияет на детский организм?

Если вы задумались, в какой кружок отдать свое чадо, запишите его на уроки вокала. Причин этому несколько:

  1. Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней.
  2. В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.
  3. Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.

Более того, занятия вокалом приносят для детского организма следующую пользу:

  • развивают слух и чувство ритма;
  • прививают музыкальный вкус;
  • улучшают память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.);
  • способствуют развитию способностей к импровизации;
  • стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их);
  • нормализуют, развивают и улучшают дыхательную функцию (уроки пения очень эффективны при астме);
  • эффективно устраняют речевые нарушения (например, во время пения ребенок перестает заикаться);
  • развивают коммутативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе;
  • раскрепощают, устраняют комплексы, страхи.

Занятия пением способствуют улучшению психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения. Регулярные занятия вокалом тренируют дикцию ребенка, вследствие чего речь малыша становится четкой, последовательной, без дефектов. Конечно, пением можно заниматься дома. Но все же лучше доверить этот процесс специалисту, который сумеет подобрать правильный репертуар вашему чаду, поставит ему голос, научит диафрагмальному дыханию.

Рекомендации родителям

Безусловно, пение полезно детям любого возраста. Однако стоит придерживаться некоторых рекомендаций, которые помогут уберечь от таких неприятностей, как разрыв голосовых связок, потеря голоса или простуда:

  1. Учите ребенка петь спокойно: кричать песни во все горло не желательно, так как голосовые связки детей, в отличие от взрослых, тонкие и короткие, поэтому запредельные нагрузки могут травмировать их.
  2. Отдавайте предпочтение детским песням, а не «взрослым» современным. Во-первых, так вы привьете малышу хороший музыкальный вкус, поскольку в большинстве современных песен для взрослых тексты далеко не высокохудожественные, а порой и вообще пошлые и сквернословные. Во-вторых, детские музыкальные произведения созданы специально для детей, их тексты простые и понятные, мелодии легкие для технического исполнения.
  3. Не стоит позволять ребенку петь на улице в сырую и холодную погоду с температурой ниже 180С. В таких условиях ребенок легко может простудить горло и сильно заболеть.
  4. Не стоит позволять малышу громко и долго кричать, пищать и визжать. Если ребенок громко истерит, найдите способ успокоить его – все это может стать причиной болезней дыхательных путей.
  5. Подбирайте ребенку такой репертуар, чтобы он соответствовал объему его голоса. Это значит, что петь малыш должен свободно, комфортно, не запинаясь от слишком высоких или низких нот.

Вам могут быть интересны темы:

Недаром в народе говорят, что в человеке поет душа. Действительно, в пении – душа человека. Вам плохо и нет настроения? Пойте! Вы болеете? Пойте! Вы устали и слишком напряжены? Пойте! Пойте всегда и везде, даже если никогда этому искусству не учились. Более того, учите петь своих детей, водите их в музыкальные школы или студии, запишите в хоровой коллектив. И вскоре вы увидите, как изменится ваш ребенок, изменится и физически, и эмоционально, причем в лучшую сторону. Ведь музыка и пение – лучшее лекарство от многих хворей!

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

1) ПЕНИЕ ИМЕЕТ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. 
        Правильное пение, особенно хоровое, – это в первую очередь правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Кроме того, оно  влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний, способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов, укрепляет иммунную систему. Внимание, заботливые родители! Пение – это профилактика многих серьезных заболеваний! 

2) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ:         заниматься надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, обучаясь в хоре, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно! 

3) ЗАНИМАЯСЬ ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ, РЕБЁНОК РАЗВИВАЕТ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

       Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальном произведении как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой, а профессора физики и математики

Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков, химиков и инженеров! Петь и музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки. 

4) МУЗЫКА И ЯЗЫК – БЛИЗНЕЦЫ – БРАТЬЯ.

        Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Не случайно хоровое пение способствует развитию речи, мышления. 

          ПОЮЩИЕ И ИГРАЮЩИЕ ЛУЧШЕ ГОВОРЯТ И ПИШУТ, ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАЮТ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА, БЫСТРЕЕ УСВАИВАЮТ ГРАММАТИКУ.

          Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Л. Толстой, Ж.-Ж. Руссо и Р. Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук. 

5) МУЗЫКА СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА:

 крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

           СТИХИЙНОЕ ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЛЕГЧАЕТ ПОНИМАНИЕ КОМПЬЮТЕРА, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по 2 уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

 
6) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Исполняя их музыку, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведёт от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня». 

7) МУЗЫКАНТЫ МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.

       Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, пели в хоре, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды». 

8) ЗАНЯТИЯ  ПЕНИЕМ, МУЗЫКОЙ ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ».

        Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В хоровой студии или музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед концерт или зачёт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! 

           ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСТВЕ – ЭТО МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА И АРТИСТИЗМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. 

 9) ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ», УМЕЮЩИХ ДЕЛАТЬ МНОГО ДЕЛ СРАЗУ.

          Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа певец, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или оператор ЭВМ следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. 

            МУЗЫКА ПРИУЧАЕТ МЫСЛИТЬ И ЖИТЬ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

                  Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым. 

10) И, наконец, МУЗЫКА – НАИЛУЧШИЙ ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ. Почему?

            Смотрите пункты 1–9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, не пели ли в детском хоре, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру! 
(Процитирована статья проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Кирнарской Д.К.)

Автор: 
Кирнарская Д.

Источник

Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга

Цель статьи – показать роль хорового пения в развитии творческих способностей учащихся.

Автор считает, что освещение данного вопроса является важным и актуальным в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков.Педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой.

Хоровое пение влияет на общее развитие организма детей, упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и детской речи. Ровное положение корпуса во время пения сидя и стоя укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение упражнений ФМРГ регулирует и углубляет дыхание (достаточно посмотреть, как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.

Пение  оказывает положительное влияние на развитие личности.Занятия в группе позволяют «домашним детям» привыкать к общению со сверстниками в коллективе, что помогает в быстрее и легче адаптироваться к обучению в школе. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.

Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.
Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.
Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально – эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образомзанятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.

Давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает.Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.

Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических  процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора.

Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 . г. Комсомольск-на-Амуре

«Что даёт вокально-хоровая работа для  здоровья ребёнка?»

Статья руководителя

вокально-хорового кружка «Унисон»

Кныш Ирины Борисовны

2016 г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

 I  Пение и здоровье………………………………………………………………..

  1. Влияние пения на здоровье

II Примеры использования  здоровьесберегающих методов во внеурочной деятельности, на уроках музыки………………………………………………….

2.1  Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова………………….

2.2  Дыхательная гимнастика Е. Стрельниковой……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

Библиографический список литературы……………………………………….

Введение

    Актуальность. Проблема.  Высокие требования к здоровью человека предъявляет вся наша жизнь, через идеологические и духовные изменения в различных  сферах. Перед обществом стоят непростые задачи по формированию здоровой нации.

По данным Минздравсоцразвития России из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания.

Поэтому так важна реализация образовательных программ в сфере   расширения представлений о здоровом образе жизни, способах самооздоровления и т.д.  

       Цель  – разработать   приёмы  работы с использованием здоровьесберегающих технологий в процессе вокально-хоровой работы с детским коллективом

      Задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной теме;

-адаптировать известные методы с использованием здоровьесберегающих технологий  для собственного вокального коллектива;

-с помощью методики для диагностики подтвердить условия эффективности в использовании формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

      Практическая значимость. Представленные материалы  по проблеме эффективного использования здоровьесберегающих технологий  окажут  практическое значение для учителей музыки, учителей начальных классов,  воспитателей и педагогов дополнительного образования.

I  Пение и здоровье

1.1 Влияние пения на здоровье

Для того, чтобы оценить роль пения  в охране здоровья , я предлагаю ознакомиться со следующими фактами:

  • С ухудшением экологической ситуации  гортань человека выполняет функции фильтра-отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Пение как нагрузка на голосовой аппарат

-активизирует обменные процессы,    

-усиливает микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани, что компенсирует опасные воздействия.

  • Всё больше становится видов деятельности, в которых голос и речь используются как  постоянно действующие орудия труда, причём в неблагоприятной акустической, психологической и экологической  обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия и т.п.). Пение как способ подготовки будущих работников в голосовом отношении, компенсирует травмирующие  условия и факторы.
  • Голос и речь ребёнка формируется под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий. Регулярные занятия пением помогает равномерно развивать механизмы голосообразования, выравнивать координацию между слухом и голосом, устраняет хриплые голоса при здоровой гортани и многое другое.
  • Из-за информационной избыточности русского языка и общей смягчённости российской фонетики у детей и взрослых, как правило, слабо развит фонематический слух. Последний является в большей степени «двигательным» слухом, т.е. сродни «вокальному слуху». Пение развивает двигательную сферу голосообразования и речеобразования, способствует развитию фонематического слуха, что необходимо для освоения иностранной фонетики.
  • Вокализация улучшает кровообращение и кислородный поток крови, что позволяет большему количеству кислорода проникать в мозг. Это улучшает умственную активность, концентрацию и память. Общество Альцгеймера даже создало сервис «Пойте для мозга», чтобы помочь людям с деменцией и Альцгеймером сохранить свои воспоминания.  Пение улучшает умственную активность.
  • Известно, что пение способствует выработке эндорфинов – гормонов, которые заставляют вас чувствовать себя взбодрившимися и счастливыми. Кроме того, ученые идентифицировали крошечный орган в ухе, называемый sacculus, который реагирует на частоты, созданные пением. В ответ возникает непосредственное чувство удовольствия, независящее от того, как звучит пение. Пение – естественный антидепрессант.

Вывод: Учителя музыки и хормейстеры на массовом уровне занимаются предупреждением заболеваний гортани, компенсацией вредных воздействий и влияний, развитием голоса и подготовкой его к возможным нагрузкам.

II Примеры использования  здоровьесберегающих методов во внеурочной деятельности, на уроках музыки

2.1.   Фонопедический метод  развития голоса (ФМРГ)            

     В. Емельянова.

Автором фонопедической методики развития голоса  является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета). В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант,  горловое пение и др.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому.

Комплекс упражнений ФМРГ

(для детей младшего школьного возраста)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

ЦЕЛЬ: развивать межрёберные и грудные мышцы, укреплять мышцы диафрагмы.

  1. Исходное положение: корпус прямой, плечи опущены, тыльные стороны ладоней расположены на рёбрах, язык расслаблен и лежит на нижней губе. Делать частые резкие выдохи (ДЫШИМ КАК СОБАЧКА)
  2. Делать вдох (НЮХАЕМ ЦВЕТОК), а затем, медленный выдох, губы – трубочкой (СДУВАЕМ С ЛАДОШКИ ПУШИНКУ)

                АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА:

«Кривлялки»    ЦЕЛЬ: развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата, разогрев  мышц языка, губ, нижней челюсти (ФМРГ + игровые технологии)

  1. Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка (КУСАЕМ ЯЗЫК)

Далее – каждое задание исполняется 4 раза.

2.Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами (ЖУЁМ ЯЗЫК).

3.Упираться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь (КОЛЕМ ГУБЫ И ЩЁКИ)

4.Пощёлкать языком, изменяя форму рта (ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ)

5.Пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем + пройтись по лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.

6.Сделать нижней челюстью круговое движение вперёд-вниз + круговое движение вперёд-вправо-назад-влево-вперёд (ВЫДВИГАЕМ ЯЩИК)

7.Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать «СМОРЩЕННЫЙ  НОС».

8.Соединить движение нижней челюсти вперёд-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением дёсен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. В этом положении сделать 4 резких движения языком вперёд-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

          ИНТОНАЦИОННО – ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ЦЕЛЬ: раскрепощение мышц гортани, помогать сохранять полученный настрой гортани на различных гласных при смене высоты тона, развитие дикции.

1.Сильное активное произнесение согласных звуков в определённой последовательности: «Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж». Каждый звук произносится 4 раза + одновременно работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возвращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

2.Исходное положение: рот открыт, губы расслаблены. Произнести гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица – испуганное (СТРАШНАЯ СКАЗКА). Последовательность гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ». Губы и челюсти неподвижны!

3.Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, расслабленный – лежит на нижней губе. Глаза – полусонные. Голосовой регистр расслаблен. Издавать низкий шуршащий-трещащий-скрипящий-рокочущий звук («ШТРО-БАС») на гласном «А».

      ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

«Кричалки»  ЦЕЛЬ: раскрепощение голосового аппарата, сглаживание регистровых порогов.

1.Исходное положение: максимально открытый рот, оттопыренные губы. Произносим 4 коротких шипящих звука в форме гласного «А» шепотом.

2.Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со всё возрастающей силой тона, увеличением объёма ротоглоточной полости (всё большим открыванием рта)  – ЗАВОДИМ И ЗАПУСКАЕМ РАКЕТУ

3.Сказать «раз, два» шёпотом, «три,четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» – крикнуть + имитировать крик чаек 3 раза  (ЧАЙКИ)

4. «КРИК-ВОЙ!» Исходное положение: максимально открытый рот. Сделать бесшумный вдох, крикнуть 3 раза «А», а затем, перевести этот крик восходящей интонацией через регистровый порог в фальцетный регистр на гласную «У» (В ЛЕСУ).

5. «ВОРОНА И ГНОМ» Сделать глубокий вдох, проговаривание текста в верхнем и нижнем регистре:

              – Как зовут тебя, ворона? (верхний регистр)

              – Ка-а-арловна (нижний регистр)

              – Что ты делаешь, ворона? (верхний регистр)

              – Ка-а-аркаю (нижний регистр)

              – Что кричишь как на базаре?(верхний регистр)

              – Нра-а-авится! Кра-а-асота! (нижний регистр)

2.2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

        Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Этот комплекс упражнений помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания, а самое главное благотворно влияет на развитие и восстановление певческого аппарата. Поэтому эта гимнастика рекомендована педагогам, актерам, исполнителям, дикторам, лекторам.
        Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» – 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, мы успеваем сделать 16 движений каждого упражнения.
                 Основной комплекс дыхательных упражнений
1. Упражнение «Повороты головы»
И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
2. Упражнение «Китайский болванчик»
И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: «Ай! Как не стыдно!». Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
3. Упражнение “Малый маятник”
И.П.: ноги чут уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Мышцы шеи расслаблены, поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Голова посередине не останавливается.
4. Упражнение «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое «сбрасывающее» движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое.
5. Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
6. Упражнение «Обними плечи»
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
7. Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.
Упражнение «Перекаты».
8. И.П. Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага, руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться. Делать легкие, едва намеченные полуприсяды, как бы танцуя на месте. Вдыхать в конечной фазе кождого полуприседа. Сделав половину вдохов, надо сменить положение ног.
9. Упражнение «Шаги» передний шаг (рок-н-ролл)
И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох.
10. Упражнение «Шаги» задний шаг.
На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.
Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Данные упражнения рекомендуется  использовать в начале вокально-хоровых занятий с детьми. Они несут в себе здоровье, развитие, положительные эмоции и хорошее настроение!

Заключение

       Психологические, педагогические, медицинские исследования  подтверждают, что человеческий голос и музыка могут быть причиной стабилизации психофизиологических процессов человека. Пение способно вызвать гармонизацию духовного состояния человека. В процессе музицирования активизируется творческая активность.  Методики , о которых шла речь в данной работе, способствуют  отвлечению, развлечению, освобождению от внутреннего напряжения и тревоги; достижению эмоциональной разрядки  и духовного очищения.

Библиографический список

  1.  Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. / В.В. Емельянов. – СПб.,2010.
  3. Карпова Т.А. Звукотерапия. В кн.: Энциклопедии традиционной народной медицины / Т.А. Карпова –   М., 2002.
  4. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. – №1.
  5. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/ https://www.openclass.ru/node/47746
  6. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С.  Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.
  7. https://www.smolokova.ru/pedagogam/vokalno-xorovaya-rabota.html
  8. https://zen.yandex.ru/media/muztochka/8-neojidannyh-faktov-o-polze-peniia-dlia-zdorovia-5b008d5d00b3dd0f6c1868e1
  9. https://www.membrana.ru/particle/6267
  10. https://cyberleninka.ru/article/v/lechenie-peniem-kak-metod-garmonizatsii-psihofiziologicheskogo-i-somaticheskogo-zdorovya-cheloveka

Источник