Чем полезна сенсорная комната для ребенка
Сенсорной комнатой называют особую интерактивную зону, помогающую расслабиться, снять стресс и отдохнуть, проводя время за интересными занятиями. Предлагаем познакомиться с ней поближе.
Какими бывают помещения для сенсорной терапии?
Существует 2 основных вида комнат для расслабления и психоэмоциональной разгрузки детей.
Релаксационные
Обычно в таких помещениях имеются мягкое напольное и настенное покрытия – все поверхности застелены матами и подушками. В интерьере присутствуют кресла-качалки, сухой бассейн с пластиковыми светящимися шариками. Освещение в этой зоне слегка приглушено, обладая эффектом звездного неба. На потолочных конструкциях развешиваются зеркальные шары, блестящий дождь. Зачастую обстановка дополняется музыкальным сопровождением.
Активационные
Данные комнаты полностью покрыты тактильными панелями (пузырьковыми вибрационными трубками, массажными ковриками и приборами со светооптическими эффектами). В активационной комнате присутствуют пупырчатые фитболы, зеркала, визуально изменяющие размер площади. Периодически здесь включается яркое разноцветное освещение, создающее праздничную атмосферу.
специальное оборудование используется для активации или релаксации детей
Какое оборудование требуется для проведения занятий?
Для полноценных занятий в сенсорном помещении потребуются особые предметы.
Мягкие фигурки
Для правильной организации тактильной среды необходимы специальные мягкие геометрические фигурки: квадратики, прямоугольники, круги или полукруги. На них можно не только посидеть, но и построить из них что-нибудь интересное. Также очень часто в сенсорной комнате можно увидеть подушки, сделанные в виде животных. Данные элементы создают атмосферу уюта и комфорта.
Воздушно-пузырьковая колонна
Такое устройство применяется для стимуляции органов зрения, тактильных ощущений и эмоциональной разгрузки. Оно выполнено из прочного, закаленного стекла, которое наполнено чистой, дистиллированной водой. Под влиянием воздушного напора появляются пузырьки, подсвечивающиеся светодиодными лампочками.
Сухой бассейн
Для установки данного элемента необходимо выбрать обычный надувной бассейн, наполнив его пластмассовыми шариками небольшого диаметра (до 10 см). Его можно использовать для мышечной релаксации, отдыха, а также для активных развивающих игр. За счет занятий на таком снаряде ребенок научится понимать свое тело, контролировать эмоции, высвобождая излишки гиперактивной энергии. Постоянное контактирование тела с шариками оказывает благоприятное воздействие на нервную систему малыша.
Массажные предметы
Сюда можно отнести различные фитболы и рельефные коврики, которые способствуют снижению психоэмоционального напряжения. Они используются для проведения активных игр, а также для расслабления и отдыха.
Световые элементы
Главными источниками света в тактильном помещении являются настенный и напольный ковролин, оснащенный оптоволокном, светодиодные проекторы, подвесной потолок со светящейся лентой, флуоресцентные рисунки, фосфорные детали. Все они способствуют развитию зрительных ощущений, концентрации внимания, а также исследовательского интереса.
световые элементы в комнате
Сенсорная панель
Данный элемент необходим для улучшения зрения и слуховых рецепторов, мыслительной деятельности, общего представления мира, творческих способностей, а также для выработки и тренировки логического мышления. Для создания сенсорной панели применяются разнообразные зрительные эффекты – цветовые решения (например, радужное покрытие стен) и световые уловки. Также очень часто используют современные проекторы, подключаемые к компьютеру. При помощи этого достаточно просто оживить пространство комнаты, сделав его необычным и интересным для ребенка.
Сухой душ
Простым и одновременно эффективным элементом является сухой душ. За счет него ребенок учится правильно воспринимать окружающее пространство. Данная деталь выполнена в виде небольшого шатра со множеством атласных ленточек, закрепленных на горизонтальной платформе. Малыш может трогать ленточки руками, проходить через них, будто бы через струи водопада или дождя.
Кресло-мешок
Рассмотрим еще один невероятно полезный элемент сенсорной комнаты – мешкообразное кресло с наполнителем из сухих гелиевых гранул. При любом положении тела ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. А внутренний наполнитель оказывает точечный массажный эффект. Такое кресло всегда должно присутствовать в тактильном помещении профессионального психолога.
Музыкальное сопровождение
Во время занятий с ребенком обязательно звучание спокойной и мелодичной музыки. Для этой цели подойдут:
- классические произведения (Баха, Бетховена, Чайковского);
- специальные аудио-нарезки для релакса и расслабления;
- музыка для медитации;
- природные звуки (дождя, пения птиц, шума деревьев, крики дельфинов или чаек);
- колокольный звон;
- записи со звуком от хрусталя или металла.
Ароматерапия
Сверхэффективным дополнением для проведения релаксационных уроков является использование ароматерапевтического оборудования – аромасвечей, аромаламп или специальных подвесок с пряными травами. Считается, что разные ароматы влияют на определенные зоны детского организма, улучшая их работу.
Тонизирующий и освежающий эффект оказывают:
- грецкий орех;
- ель;
- душица;
- календула.
Для того, чтобы устранить депрессивное настроение и уменьшить невротическое расстройство, используются:
- мята;
- мелисса;
- чайное дерево;
- лаванда.
Стимуляция иммунной системы производится за счет эфирных масел:
- ромашки;
- эвкалипта;
- сосны;
- ели;
- аниса.
кроме игрушек и других специальных предметов в комнате используется ароматерапия и музыка
Показания к посещению комнаты
Сенсорные занятия назначаются специалистами (неврологом, педиатром, психологом) при следующих отклонениях и заболеваниях, имеющихся у ребенка:
- неврозы различной этиологии;
- психическо-адаптационные расстройства;
- страхи, фобии, замкнутость в себе;
- соматические болезни;
- склонность к депрессии, стрессам и сильным эмоциональным переживаниям;
- агрессивное поведение;
- повышенная гиперактивность;
- нехватка внимания со стороны родителей;
- резидуальный синдром;
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- аутизм в легкой форме;
- мочевое недержание;
- заикания;
- нервный тик.
Польза
Развивающие занятия для детей в сенсорной комнате могут проводиться в группах по несколько человек, а также в индивидуальном порядке. Всего после нескольких посещений можно заметить следующие положительные результаты:
- развивается мелкомоторная функция и тактильность ощущений;
- улучшается эмоциональное настроение;
- корректируется работа опорно-двигательного аппарата, координации внимания и зрения;
- происходит становление логического мышления;
- повышается стрессоустойчивость;
- снимается психологическая нагрузка.
занятия в комнате учат ребенка концентрироваться и расслабляться, отвлекают от стресса
Противопоказания
Единственными ограничениями к посещению занятий данной направленности являются:
- врожденная олигофрения;
- эпилептические приступы;
- хронические инфекционные болезни;
- психоневротические расстройства, лечение которых возможно исключительно с применением сильнодействующих психотропных лекарственных средств.
Примерный план занятия
Занимательные уроки в сенсорной комнате проводятся по определенному алгоритму.
- Приветствие – педагог просит детей поздороваться друг с другом, рассказав о себе пару слов (имя, сколько лет).
- Сеанс релаксации – сюда относится цветотерапия, прослушивание музыкальных композиций, ароматерапия и точечный массаж.
- Игры с применением сенсорных элементов и деталей.
- Подытоживание занятия – детки рассказывают, что узнали нового и чему научились.
сухой бассейн с шариками и подсветкой
Эффективные упражнения
Космическое судно
Данная игра укрепляет и развивает координацию и пространственную ориентацию. Педагог предлагает ребенку или группе детей представить себя, летящими на огромном космическом судне. Он просит ребят посмотреть в иллюминатор и посмотреть на нашу планету, находящуюся вдалеке. Сначала детки должны рассмотреть близко расположенный круг, а затем резко перевести взгляд на тот, что находится подальше.
Золотая рыбка
Такая игра обязательно проводится в группе из нескольких детей. Она помогает зарядить малышей положительными эмоциями, сплотить ребят и научить их работать в коллективе. Для проведения упражнения используется пузырьковая колонна. Педагог вместе с детьми встают вокруг снаряда. Ребята могут выбрать определенный разноцветный пузырь и отслеживать его движение снизу-вверх.
Звездное небо
Обучение правильному восприятию цветовой гаммы, создание благоприятного эмоционального фона, развитие социализации и коммуникативных навыков можно получить за счет интересного упражнения «Звездное небо». Взрослый просит юного пациента поднять голову на потолок. Он включает проектор со звездами. После 2-3 минут наблюдения начинается обсуждение увиденных оттенков.
Солнечный зайчик
Взрослый включает зеркальный шар, рассеивающий на полу множественные блики. Свет в комнате должен быть приглушенным. Звучит ритмичная, но легкая музыка, тонизирующая нервную систему и вызывающая положительные эмоции. Детки будут ловить зайчиков, топая ножками, и хватая их ручками.
Мои ощущения
Психолог подбирает различные музыкальные композиции и начинает поочередно их воспроизводить. После каждой прослушанной мелодии педагог спрашивает у ребенка о тех эмоциях, которые он испытывал в момент звучания музыки. Этот метод учит правильно воспринимать собственные чувства и эмоции.
Косичка
Для проведения занятия понадобится световой фонтан, косичка из лоскутов и звук льющейся воды. Детки усаживаются рядом друг с другом. Слушают природный приятный шум и перебирают ручками косу, пытаясь ее заплести.
Фантазия
Данное упражнения может проводиться как в группе, так и с одним ребенком. Психолог просит малыша придумать какую-нибудь интересную историю, и, используя элементы помещения, попробовать ее изобразить.
Сенсорная комната – инновационное изобретение современных психологов и детских педагогов. Оно помогает малышу справиться с различного рода расстройствами и заболеваниями. Посещение таких занятий разрешается только по направлению специалиста или врача-педиатра.
У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).
Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.
Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.
Сенсорная комната — что это?
Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.
Классификация стимулов
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.
Виды сенсорных комнат
Релаксационная сенсорная комната
Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.
Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
Активационная сенсорная комната
Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.
Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
Для чего нужна сенсорная комната?
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:
- неврозоподобные состояния,
- адаптационные расстройства,
- нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
- психосоматические заболевания,
- стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
- мышечное напряжение,
- нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
- синдром гиперактивности и дефицита внимания,
- ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
- задержка речевого и психомоторного развития,
- резидуально-органические поражения ЦНС,
- нарушения двигательных функций,
- легкие формы аутизма,
- энурез и энкопрез,
- нервный тик,
- заикание.
Где и как применяются сенсорные комнаты?
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.
В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.
В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.
В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.
Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.
Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.
Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.
Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Заключение
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.
Сегодня все чаще в детских садах, центрах инклюзивного образования, школах можно встретить новое популярное пространство – сенсорную комнату. Попробуем разобраться, для чего она нужна и чем может быть полезна.
Волшебная комната
Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги, учителя начальных классов проводят здесь развивающие и лечебно-коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации.
Часто такая комната делится на две зоны:
- темная сенсорная комната – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана или отражения зеркального шара в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации;
- светлая сенсорная комната – место для занятий и дидактических игр.
В активной зоне можно выполнять упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь специалисты часто используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна.
Сенсорная комната для дошкольников
Дошкольники на занятии в сенсорной комнате. Педагог Юлия Зуева
В эру телевидения и гаджетов детям для полноценного развития не хватает разнообразия ощущений. Этот пробел и помогает устранить сенсорная комната. В игровой форме малыши могут получить представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
С радостью прыгая в сухом бассейне и прохаживаясь по сенсорным «кочкам» (на дорожке из ковролина крепятся мешочки из ткани с различными наполнителями), дети и не догадываются, что они чему-то учатся. Здесь они знакомятся с материалами, которые имеют разную форму и фактуру: различные виды ткани, дерево, пластмасса, камень, металл; изучают свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Специальное сенсорное панноразвивает тактильные ощущения: большой – маленький, один – много, колючий – гладкий, мягкий – жесткий, длинный – короткий, включить – выключить.
Логопеду «волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов. Например, с цветными светящимися шнурами можно поиграть в прятки. Игра снимает все зажимы, и ребенок радостно откликается, произнося слова: «Ау!» или «Ку-ку».
Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. Дыхательная гимнастика успокаивает и помогает тренировать концентрацию внимания.
Педагог-психолог Юлия Зуева уже не первый год проводит занятия в сенсорной комнате с дошкольниками. Приводим описание упражнений с ее занятий.
Фрагмент занятия с дошкольниками в сенсорной комнате
Сенсорная комната в школе
Сенсорная комната в школе – это «лечебное» пространство для учеников любого возраста. Оно помогает школьникам справляться с переутомлением, эмоциональным напряжением вместе с психологом или педагогом в безопасном месте, где нет оценок и критики. Для подростков такая комната – настоящее спасение. Старшеклассники часто с недоверием относятся к взрослым. А сенсорная комната создает комфортную зону общения со специалистом.
Педагог или психолог проводят здесь для детей и подростков обучающие игры и психотехнические упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастику, релаксационные упражнения, творческие мероприятия. Здесь можно работать над формированием позитивной жизненной установки, снижением агрессивности, перепадами настроений, преодолением робости и застенчивости. А можно просто зайти, чтобы разгрузить голову после уроков. И 15 минут достаточно, чтобы набраться сил и энергии.
Упражнение «Водопад»
Расположитесь поудобнее. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, мягко струятся по всему телу. Постойте немного под водопадом. Расслабьтесь. Пусть вода унесет прочь ваши страхи и неприятности. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.
Из упражнений на релаксацию с использованием зеркального шара или интерактивного панно «Водопад»
Особые дети в сенсорной комнате
Занятие в Центре инклюзивного образования «Подсолнух»
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в развитии сенсорной сферы. Оборудование, общая атмосфера сенсорной комнаты и индивидуальные программы помогают им успешно развиваться.
У некоторых детей, которые к нам приходят, не развит навык зрительного контакта, − говорит кандидат педагогических наук, директор и педагог Центра инклюзивного образования «Подсолнух» Виктория Козырева. − Как правило, не сформирован указательный жест. Это базовые вещи, которые необходимы, чтобы ребенок начал чему-нибудь обучаться. Тогда мы подводим малыша к пузырьковой трубе, он видит, что там рыбки плавают, и волей-неволей он начинает на них смотреть. И тут педагог начинает разговаривать с ребенком, и указательный жест можно формировать: «Покажи рыбку! Покажи дельфинчика! Посмотри, куда он поплыл: вверх или вниз?».
Или, например, зеркальный шар. Дети могут ловить солнечных зайчиков на полу, на стене, на потолке. Так ребенок незаметно для себя постепенно учится видеть какой-то предмет и переключать внимание.
Бывает и так, что перед занятием ребенку нужно успокоиться. В таких случаях мы используем музыкальную кровать. Через нее проходят низкочастотные звуки. Эти низкие частоты и спокойная классическая или храмовая музыка помогают даже очень агрессивного ребенка привести в уравновешенное состояние. Например, у нас есть девочка, которая бывает очень агрессивна по отношению к себе, просто бьет себя, и когда кладешь ее на эту кровать, она успокаивается, и дальше можно с ней продуктивно заниматься.
Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.