Чем полезна массовая культура для детей
Культура и ее формы
Культура | |
В узком смысле | В широком смысле |
1. Совокупность областей творческой деятельности, так или 2. Область, объединяющая искусство, религию, науку, | 1. Универсальное 2. Совокупность форм и |
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
Культура | |
Материальная | Духовная культура |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального Пример: карета, телефон, медаль | Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, Пример: карнавал,песня, норма |
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют:
духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
- Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.
- Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
- Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
- Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
- Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
- Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
- Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
- включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
- представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
- потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
- Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
- Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
- имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
- как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Чем полезна массовая культура для детей?
Ответ (нужно связать проявления массовой культуры с ее инструментами):
- Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
- Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
- Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.
В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:
- В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).
ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Позитивное | Негативное |
---|---|
|
|
РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ:
- Доминирующая – культура большинства населения (господствующие духовные ценности).
- Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
- Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).
ТИПЫ КУЛЬТУР:
ПО СПОСОБАМ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПО М. МАКЛЮЭНУ (КАН. СОЦИОЛОГ)
1. Дописьменная, или традиционная – знаки, рисунки, слова (устные), мифы.
2. Письменная – письменность, тексты, книги, книгопечатание, пиктография рисунчатое письмо), знаковое письмо.
3. Экранная – кино, телевидение, видео, компьютеры
По степени охвата (распространения):
- НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
- МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.
Развитие культуры
- Преемственность. Традиции – наиболее устойчивый элемент культуры.
- Новаторство. Человеку присуще творческое начало
Духовная жизнь человека
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека (к примеру: потребности в творчестве, потребности в искусстве)
ДЕТИ И “МАССОВАЯ КУЛЬТУРА” – БЫТЬ ЛИ РЕБЕНКУ “КАК ВСЕ”?
Не раз поднимали тему как же быть с массовой культурой и как ребенку не чувствовать себя “обделенным”, если он не смотрит популярных мультиков, ему не покупают какие-то игрушки, которые “есть у всех”, и прочее. Я постараюсь ответить на вопросы, и здесь есть несколько моментов. Сегодня, как всегда в разговоре о детях, мы сначала поговорим о взрослых. В комментариях было озвучено примерно следующее: “Родители вообще-то против (какого-то явления “детской” культуры), но боятся, что ребенок не будет “как все”, поэтому разрешают это”.
Первая часть – это позиция взрослых.
Прежде всего нужно понимать, что нет никаких мифических “всех” – общество очень многослойно и состоит из множества социальных групп. Успеть пожить во всех социальных группах мы никак не можем – это факт. Поэтому надо сначала определиться – кто мы? Какое у нас мировоззрение? Есть ли оно, понимаем ли мы сами, во что мы верим и есть ли у нас убеждения? Если родители не могут сами для себя ответить на эти вопросы – они не могут объяснить этого ребенку. Если они сами не имеют своего мнения или мировоззрения, полагаются на то, “куда ветер дунет” – они не могут сформировать мировоззрения у ребенка, и он также будет пассивным потребителем той самой массовой культуры, рассчитанной на “всех”. И опять мы возвращаемся к вопросу, есть ли у родителей понятные им самим цели воспитания, или “что вырастет – то и вырастет”? Если есть цели, и есть какие-то собственные представления о нравственности и культуре – никак невозможно миновать это самое “фильтрование” окружающей культуры. Да, у каждого могут быть знания о разных социальных группах, но далеко не каждую субкультуру полезно (и возможно) “попробовать” на себе.
Прежде чем переходить к теме “Ой, как же ребенку не чувствовать себя обделенным?” взрослым нужно самим постараться ответить на такие вопросы:
1. Входит ли это явление в мою систему ценностей? Почему?
2. Какую информацию несет это явление (объект)?
3. То, что получит от этого ребенок, совпадает ли с моими целями воспитания?
4. Какую пользу получит от этого ребенок?
Если понимание “пользы” сведется только к “он зато будет как все” – родителям срочно нужно пересмотреть остальные пункты. И подумать, являются ли они вообще участниками процесса воспитания?
Ребенок принимает от нас систему ценностей. И не только это, но и отношение к убеждениям. Дети (даже если им этого не говорить) на подсознательном уровне чувствуют настрой родителей и их эмоциональное состояние. Поэтому, если родители испытывают страхи или неуверенность (“Ребенок почувствует себя белой вороной, он не сможет быть как все, ему будет плохо в коллективе без этого” и т.п.), они это проецируют на ребенка. Если сами родители осознают свой выбор, свою систему ценностей, свое мировоззрение – их уверенность также передается ребенку.
Вторая часть – это позиция ребенка.
Опять же, для начала нужно самим родителям честно ответить на такие вопросы:
1. хочу ли я, чтобы у ребенка было собственное мнение, или же чтобы он “шел за всеми”, не разбираясь?
2. хочу ли я научить ребенка отвечать “нет” в необходимых случаях?
3. хочу ли я, чтобы у ребенка были собственные интересы, а не навязанные извне просто потому, что “так делают все”?
И если родители затрудняются ответить на эти вопросы – то тогда что-то не так с позицией воспитателя, и что-то случилось с целями воспитания. Нужно иметь в виду, что умение выдерживать “давление среды” формируется не вдруг, и закладывается постепенно, еще с раннего возраста. Что ребенок должен приучаться к тому, что далеко не все, что его окружает – полезно и приемлемо. Как в лесу – родители же не позволяют ребенку пробовать все неизвестные растения на вкус, чтобы разобраться? Какое-то “пробование” может оказаться последним! Так же и в социуме. Ведь ребенок растет. И если в детстве он получает позицию “будь как все” и “принимай что угодно”, то однажды это принесет свои “подросшие” плоды. Ведь подросткам в школьных туалетах и темных подворотнях предлагают уже не “монстриков” и не запрещенные дома мультики. И как будет вести себя выросший ребенок, которого с детства приучали впитывать из среды все подряд, без разбора? Родители которого боялись научить ребенка что-то отвергать и все время старались, чтобы он “не выделялся”?
Третья часть – что же делать, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, а не “обделенным”?
Прежде всего – заглянуть в себя. Увы, от этого мы никуда не уйдем 🙂 каждый вопрос о воспитании детей начинается именно с этого – а что с родителями? Поэтому первый пункт – обязательно о нас:
1. Осознать собственную систему ценностей, свой выбор. Чем более убеждены родители – тем легче принимают это дети. И наоборот.
2. Постоянно объяснять ребенку свою позицию. Это не разовое действие, как думают многие. Ведь ребенок извне получает информацию ежедневно – разве достаточно ему одного объяснения для родителей “на всю жизнь”? Многие задают вопрос – а как же объяснять ребенку? Как вы можете объяснить сами для себя, почему вы так верите и это выбрали? также и говорить ребенку!
3. Подчеркивать плюсы вашего выбора. Родители ведь делают что-то ради пользы, они ее понимают? Ребенок также должен понимать эту пользу, а не “мама так сказала”.
4. Формировать у ребенка умение отстаивать свое мнение и чувство уверенности, а также адекватную самооценку. Ведь чаще всего “идут на поводу” именно неуверенные в себе люди с заниженной самооценкой.
Марина Озерова
В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса.
1) массовая культура делает более доступными ценности мировой художественной культуры, распространяет научно-популярную информацию страноведческого, естественнонаучного характера
2) распространяемый в рамках массовой культуры жанр ток-шоу может помочь выработать умение вести диалог
3) массовая культура помогает пробудить интерес к общественно-значимым проблемам
4) Массовая культура утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что полезно знать детям для того, чтобы сориентироваться в мире.
5) К массовым культуре относятся детские книги современных авторов, которые полезно читать детям
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
Пояснение.
В ответе должно быть отмечено, что:
1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;
2) балет:
— создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой
— воспринимается не всеми, а ценителями
— для основной массы непонятен и скучен
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:
1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры;
2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность.
Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры — шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).
Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду — для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
— это народная форма культуры
Доказательство: «изготовленные крестьянами….., в домашних условиях»
Могут быть приведены следующие признаки:
— Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
— Может быть индивидуальной, групповой, массовой.
— Связана с религиозной субкультурой.
— Является частью мировой культуры.
— Примером народной культуры является фольклор.
Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа форма культуры: народная;
2) приведены три отличительных признака народной культуры:
− создаётся анонимными творцами без профессиональной подго-товки;
− опора на традицию и воспроизведение традиционных образцов;
− часто передаётся в бесписьменной форме.
ПЛАН
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Культура, ее формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие культуры.
2. Материальная и духовная культура.
3. Функции культуры:
а)адаптивная
б) нормативная
в) социализации
г) информационная
д) творческая
е) коммуникативная
ж) релаксационная и др.
4. Основания для классификации культуры:
а) связь с религией
б) территориальная принадлежность
в) этнические особенности
г) хозяйственный уклад
д) принадлежность к историческому типу общества
5. Основные формы культуры:
а) элитарная
б) народная
в) массовая
6. Разновидности культуры:
а) субкультура
б) контркультура
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
2. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
а) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
б) тиражируемость;
в) занимательная форма;
г) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
а) утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
б) непосредственно ориентирована на интересы общества;
в) отличается демократичностью;
г) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
а) ориентирована на массовые вкусы;
б) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
в) рассчитана на пассивное потребление;
г) насаждает мифы в сознании людей;
д) формирует искусственные потребности и др.
Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека — одна из глобальных проблем человечества:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности , наркомании, отчуждения от культуры;
б) материальное потребительство;
в) массовая культура и антикультура;
г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;
д) информация и человек.
2) Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования и его совершенствования;
в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.
3) Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы и разновидности культуры». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1.Понятие культура
2. Формы культуры:
а) элитарная
б)народная
в) массовая
г) экранная
3.Многообразие культур:
а)субкультуры
б)контркультуры
4. Роль культуры в развитии современного общества.
ЭССЕ
«Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)
«Разновидность национальных культур для мира то же, что разновидность нот в музыке». (С. Рамишвили)
Тема №5: §12. Мораль. §13. Наука и образование.§14. Религия и религиозные организации
Часть 1
Наука, образование, мораль являются элементами
1)духовной сферы жизни общества
2)экономической сферы жизни общества
3)политической сферы жизни общества
4)системы нравственных отношений
Наука о нравственности и морали – это
1)философия
2)культурология
3)этика
4)эстетика
Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1)выявление законов развития природы и общества
2)нацеленность на получение практического результата
3)прогноз последствия социальных действий
4)вера в наличие сверхъестественного
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом связанная с производством, сохранением, (1) и потреблением (2). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются(3). Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и (4), знания, веру и многое другое.
Неотъемлемой ее частью является(5) – область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее(6), т.е. освоение культуры».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А)социализация
Б)распространение
В)общество
Г)социальный институт
Д)ценностные ориентации
Е)культура
Ж)духовные ценности
З)общественные отношения
И)эмоциональная сфера
Б,Ж,Г,Д,Е,А
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие ____________(А). К основным_________(Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга,_________(В), справедливость и т.п.
Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Моральные нормы наряду с__________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и ______ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1)моральные категории
2)производство
3)порицание
4)активность
5)совесть
6)внутренний регулятор
7)польза
8)общественное мнение
9)право
«Наука как вид(А) включает в себя особую(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Существует две модели развития знания. Согласно(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.
Термин «наука» употребляется также для обозначения совокупности(Е), изучающих различные объекты действительности».
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1)стратификация
2)мобильность
3)отрасль
4)эволюционная модель
5)духовное производство
6)система
7)уровень научного знания
8)революционная модель
9)деятельность
Часть 2
Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии. На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками- практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство <…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<…>
Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.
Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека- труженика. (С.Э. Крапивенский)