Чем полезна легкая атлетика в школе

Чем полезна легкая атлетика в школе thumbnail

Хип-хоп или балет – какие танцы выбрать для ребенка? Часть 2

Легкую атлетику принято считать «королевой спорта», несмотря на то, что это по сути, самый простой и естественный вид физической активности. Ребенок начнет заниматься ей еще до того, как вы отведете его в секцию – он бегает, едва научившись ходить, забирается по ступенькам или прыгает на батуте. Не слишком ли «простоват» этот спорт, и насколько полезен?

Кому подойдет легкая атлетика?

Ответ на этот вопрос сможет дать любая мама, стоит лишь немного понаблюдать за крохой. Она подойдет активным детям, которые не просто много бегают, но и пытаются организовать сверстников, являются явными лидерами или заводилами во всех детских шалостях.

Активность, но не чрезмерная, гиперактивному ребенку легкая атлетика дается с трудом, ведь она требует не только энергии, но и сосредоточения, внимательности. Если ваш малыш с трудом поддается дисциплине, то с секцией стоит повременить. Если вы считаете, что гиперактивного ребенка легкая атлетика может «обуздать» и «приручить», вы ошибаетесь.

Гиперактивность – особенность больше психологическая, а не физическая. И если ваш ребенок с трудом концентрирует внимание, то этот спорт может усугубить ситуацию. Потому, что на занятиях малыш будет испытывать спортивный азарт, сильные эмоции, а это сулит еще большее перевозбуждение.

Когда начинать занятия?

Когда ребенок научится контролировать свои эмоции, концентрировать внимание и ставить перед собой первые цели. Легкая атлетика- это не просто бег или прыжки, это спорт, который требует целеустремленности и настоящей борьбы с соперником, пусть и не на ринге.

Опытные тренеры отмечают, что легкая атлетика, несмотря на свою простоту, не подходит дошкольникам.

«Многие родители думают, то в нашей секции смогут заниматься и 4х-летние малыши, ну что сложного в том, чтобы пробежать, например, кросс? Но на самом деле, такие малыши тратят свое и наше врем впустую, они еще не понимают всех правил дисциплины. Например, мы тратим очень много времени, чтобы научить их правильно стартовать, одни заступают за линию, другие раньше времени срываются с места, третьи, наоборот, не могут среагировать быстро. Мы можем вырабатывать этот простой навык около полугода, тогда как первоклассник научится ему уже на второй – третьей тренировке» – рассказывает тренер секции по легкой атлетике при районной спортивной школе, Олег Маслов.

Итак, отдать малыша на занятия можно и в три года, но польза их будет минимальна. Самый подходящий возраст для начала занятий – 7-8 лет. Для юного школьника тренировки будут не просто развлечением, а серьезным занятием, которое требует четкого следования правилам. Первоклассник быстро поймет ценность каждой секунды на дистанции бегуна, будет четко стартовать и ускоряться перед финишем, что не под силу трехлетке, который с большим удовольствием просто поиграет с секундомером.

Нередко потенциальных бегунов и прыгунов выбирают прямо на уроке физкультуры – тех ребят, что покажут лучшие результаты в школьных соревнованиях, смело приглашают в секции по легкой атлетике. Причем, «податься» в такой спорт не поздно и в 13 лет, когда большинство секций уже откажут ребенку в приеме на занятия.

Прыжки в длину, бег или метание ядра?

На школьных уроках физкультуры дети занимаются сразу всеми видами легкой атлетики по чуть-чуть, но если вы решили отдать малыша в спортивную школу, то придется выбрать конкретное направление:

  • Бег с препятствиями
  • Разнообразные прыжки
  • Метание снаряда
  • Многоборье
  • Эстафеты
  • Спортивная ходьба

Здесь можно положиться на мнение ребенка. Уже после первых уроков физкультуры малыш поймет, что у него получается лучше. Обратить внимание стоит и на физическую форму будущего спортсмена, а также на его комплекцию.

  • У юного спортсмена длинные ноги? Тогда ему прямой путь в прыгуны, особенно с шестом.
  • Малыш небольшого роста и довольно стройный? Небольшой вес – это его ключ к победе в беговых дисциплинах.
  • Не по годам сильному ребенку, даже слегка при этом полноватому, подойдет метание снаряда.
  • Малыш отлично чувствует себя в команде, постоянно стремится занять лидерскую позицию, тогда его вид спорта – эстафеты.

В чем польза легкой атлетики?

Мы не будем рассказывать о том, что этот вид спорта полезен для физического развития, вы и сами понимаете, что маленький атлет будет сильнее, быстрее и здоровее своих сверстников. Но есть у этого вида спорта дополнительные преимущества.

  • доступность, занятия могут проходить в обычном спортивном зале или на спортплощадке у школы, не требуется сложное оборудование.
  • найти опытного тренера очень просто, им может стать даже школьный учитель, здесь не требуется высокая квалификация, как скажем, в боксе.
  • у атлетов не так часто случаются опасные травмы, относительно рукопашного боя, горных лыж или гимнастики, легкая атлетика вполне безопасный вид спорта.
  • хорошие кроссовки и спортивный костюм – вот и вся экипировка, ни дорогого шлема, ни коньков ребенку не потребуется.

Выбрать для маленького атлета правильную обувь – очень ответственное занятие! Если ходить на уроки физкультуры он может и в обычных тряпичных кедах, то занятия атлетикой требуют «профессиональной» обуви. Они так и называются – кроссовки для легкой атлетики или для бега. Фирма-производитель значения не имеет, важно, чтобы обувь минимизировала нагрузку на суставы.

А станет ли чемпионом?

Вы даже не задумывались о победах маленького спортсмена и не представляли его на пьедестале почета? Не лукавьте, это нормальное желание родителей – радоваться успехам своего малыша. Но легкая атлетика это не настолько зрелищный и перспективный вид спорта, как, например, командные игры или фигурное катание. Но и у него есть плюсы: успешный атлет будет защищать честь школы или даже города на соревнованиях, а это гарантируете ему лояльное отношение учителей.

Конечно, отдавая малыша в секцию, стоит думать не о медалях, а о том, что ему лично даст этот спорт в физическом и в эмоциональном плане. Помните, что профессиональный спорт, даже такой «простой», как легкая атлетика – это риск травм, и детских разочарований при поражениях. Не настраивайте ребенка «быть лучшим и первым», пусть он занимается спортом в удовольствие, без гонки за наградами.

Легкая атлетика, поистине “королева” спортивных дисциплин, сомневаетесь? Тогда предлагаем вам посмотреть видео о красоте и грации этого вида спорта.

А что подошло бы вашему малышу: бег, прыжки или что-то другое?

Топ-10 необычных видов спорта для детей. Часть 1

Источник

Плюсы и минусы занятий легкой атлетикой

Легкую атлетику принято считать одним из самых безопасных видов спорта, которой можно заниматься в любом возрасте. Ее смогут осилить как дети, так и пожилые люди. Поэтому она является самым массовым и распространенным видом спорта. Легкая атлетика включает в себя такие дисциплины, как бег, ходьба, прыжки и множество других. Этот вид начал свое развитие еще в далеком 776 году до нашей эры. А родиной принято считать Древнюю Грецию. Первые соревнования по бегу проходили в 1837 году в городе Рэкби. Сегодня легкую атлетику называют королевой спорта, так как она известна богатой историей и огромным количеством дисциплин.

Влияние на организм

При физических нагрузках в организме человека запускаются различные процессы, координацией которых занимается центральная нервная система. В работу включаются двигательный аппарат и внутренние органы, обеспечивающие основные потребности организма. Причем ученые уверены, что функция двигательного аппарата в основном зависит от состояния внутренних органов. А деятельность внутренних систем организма тесно взаимодействует с двигательным аппаратом. Потому занятия легкой атлетикой это необходимое требование для стабильной жизнедеятельности организма.

При этом еще даже в древнем Китае и Греции считали, различные физические нагрузки положительно сказываются на умственных способностях. Например, Пифагор являлся чемпионом по кулачным боям и в то же время был известным философом. Или еще один довольно известный философ – Платон. Он также являлся двукратным чемпионом по смешанному стилю единоборств.

Легкая атлетика

Польза

  • Занятия бегом хорошо влияют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, так как происходит постоянное напряжение и расслабление мышц ног.
  • Капилляры подвергаются хорошей тренировке, их число увеличивается в несколько раз. Они становятся более гибкими и вместительными, поэтому могут доставлять большее количество кислорода и питательных веществ в различные части тела. Во время занятий спортом в организме повышается обмен веществ, улучшается кровообращение, поэтому активно расходуются лишние калории.
  • Доказанным фактом является то, что абсолютно все виды бега положительно сказываются на работе эндокринной системы и укрепляют иммунную систему.
  • И также занятия легкой атлетикой отлично развивают такие навыки, как ловкость, выносливость и скорость реакции.
  • Во время физических нагрузок дыхание становится более углубленным и частым, вследствие этого в тканях увеличивается поступление кислорода. Благодаря этому повышается физическая и умственная работоспособность.
  • Бег продолжительностью от 30 минут до 1 часа активирует распад клеток, а потому начинается выработка новых. Из-за того, что в первую очередь разрушатся больные и старые клетки происходит обновление и омоложение тела.
  • Не остается в стороне и гормон серотонин или как его еще называют гормон счастья. От этого человек после пробежки чувствует себя счастливым и отдохнувшим.
  • Происходит отличная тренировка всех групп мышц – пресса, ног, спины, ягодиц. Поэтому люди, постоянно занимающиеся легкой атлетикой, имеют хорошую осанку и подтянутое тело.
  • Средняя статистика показывает, что люди, которые занимаются бегом, живут дольше на 5 лет.
  • Непродолжительные вечерние занятия также помогут улучшить качество сна.
  • Благодаря утренним пробежкам организм сможет быстрее проснуться и зарядиться энергией на весь день, а также это поможет избавиться от отсутствия аппетита.
  • Происходит снижение риска гипертонии и гипотонии.
  • Вероятность инсульта или инфаркта снижается вдвое.
  • Бег, когда на улице светит солнце, будет вдвойне полезен, потому что из него человек получает витамин D.
  • Спорт отлично развивает уверенность в своих силах и повышает самооценку.
  • Постоянные пробежки помогут решить проблемы с хронической усталостью.
  • Пробежки зимой могут принести больше пользы, чем летом, так как в холодное время года в работу включаются больше мышц из-за скользкой поверхности.
  • Бег поможет развить в человеке целеустремленность, силу воли и самоконтроль.

Тренировки

Вред

  • Стоит воздержаться или проводить занятия под наблюдением специалиста при следующих заболеваниях: нарушения органов зрения, повышенное или пониженное давление, травмы головного мозга, хронические заболевания, нарушения костной структуры, сахарный диабет.
  • Неправильно подобранная обувь может нанести вред как икроножной мышце, так и коленям, потому что при беге область ног получает ударную нагрузку. И поэтому необходимо отдавать предпочтение обуви с амортизационными свойствами.
  • Перед началом тренировки необходимо провести небольшую разминку, иначе есть большой шанс получить травмы при занятиях.
  • Чрезмерные нагрузки не укрепляют организм, а, наоборот, изнашивают.
  • Происходит значительное влияние на позвоночник и суставы ног, из-за этого увеличивается риск получить микротравмы хряща и межпозвонковых дисков. Это может привести к артриту и артрозу. Поэтому необходимо соблюдать технику во время бега.
  • Перед началом тренировок следует выбрать территорию с чистым воздухом, так как бег вдоль дорог, около заводов или фабрик может нанести непоправимый ущерб здоровью, потому как загрязненный воздух без труда проникнет в легкие.
  • При значительных нагрузках у мужчин начинается выделение кортизола (гормон стресса), который понижает уровень тестостерона.
  • При занятиях на улице в зимнее время неправильно подобранная одежда может принести только вред.

Прыжки

Вывод

Легкоатлетические упражнения оказывают всестороннее влияние на развитие организма. Соблюдая рекомендации и учитывая состояние здоровья, можно не задумываться о вреде от бега, вместо этого довольствоваться положительными результатами. А также не стоит отказываться от разминки и правильной техники. Поэтому перед принятием решения стоит пройти обследование, чтобы выявить заболевания, если они есть. Ну и чтобы занятия не были скучными, можно привлечь друзей или же подобрать подходящую музыку.

Источник

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников

        Основные задачи физического воспитания учащихся общеобразовательных школ- укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию. Это общеизвестно. Однако не менее важно вовремя обучить их жизненно важным двигательным навыкам, главными из которых следует считать навыки в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, т.е. в упражнениях, составляющих легкую атлетику.

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль.

Разные формы занятий помогают выбрать педагогу наиболее интересные, построить свою работу разнообразно, вовлекая в занятия легкой атлетикой большое количество учеников.

Трудно не согласиться с высказыванием норвежского тренера по легкой атлетике Брюнему Э.: «Физические упражнения должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям радость». Этого можно добиться, следуя дидактическим принципам в обучении, использованию различных методов педагогического воздействия, конкретным целевым установкам.

1. Система физического воспитания. Основные моменты.

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.),

педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий.

Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

2. Легкая атлетика в системе физического воспитания.

В РФ легкая атлетика — часть государственной системы физического воспитания.

  Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно – сосудистой системы.

Вовлечение в занятие легкой атлетикой большого числа детей содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.

Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Легкая атлетика не имеет себе равных. Качества – выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.

 Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.

 Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело.

 Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность учащимся реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.

Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности.

Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на местности. Таким образом, занятия легкой атлетикой доступны для детей из малообеспеченных семей и являются наиболее демократичным видом спорта.

2.1. Структура и формы занятий легкой атлетикой в школе.

В целом структуру занятий легкой атлетикой в школах можно представить в схеме:

Секционные занятия проводятся с целью подготовки к соревнованиям внутри школы, овладения техникой движений и развития физических качеств у слабых и отстающих учеников. По структуре они также напоминают трехчастный урок, но только больше уделяется внимания подготовке организма к основной части, где продолжительность упражнений и нагрузка выше, чем на уроке. Соответственно, повышается время на относительное восстановление организма после большой нагрузки.

Самостоятельные занятия могут проводиться как в школе, так и вне ее. Они направлены на развитие физических качеств, изучение техники несложных элементов, выполнение заданий учителя.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в основном в секциях ДЮСШ, работающих на базе ОУ. Направлены они на подготовку занимающихся к соревнованиям по легкой атлетике и повышению спортивного мастерства. На этих занятиях ученики овладевают техникой легкоатлетических видов, развивают до оптимальных возможностей физические качества, необходимые для конкретного вида легкой атлетики. По своей структуре занятия также напоминают трехчастный урок. Больше времени уделяется подготовке организма к основной части, так как в ней выполняются большие нагрузки и по объему, и по интенсивности. В основной части много разнообразных упражнений различной направленности. Усиливается роль заключительной, здесь в большем объеме выполняются упражнения на расслабление, восстановление дыхания и сердечного ритма и т.д.

Соревнования как форма занятий легкой атлетикой являются венцом всевозможных занятий. Здесь занимающийся проявляет свои возможности, способности, получает соревновательный опыт, показывает, чего он достиг за время подготовки к ним. В связи с тем что соревнования несут в себе высокую физическую нагрузку, высокую психическую напряженность, то они приближаются к действиям в экстремальных условиях, оказывая тренировочный эффект на организм спортсмена.

Эпизодические формы занятий могут быть однократными (например, пробежки и походы в лесу или в парке для улучшения восстановительных процессов организма при перетренировке) и систематическими (утренняя зарядка, гигиенические прогулки). Эти формы занятий могут быть индивидуальными и групповыми.

Образовательное значение легкой атлетики в процессе занятий очевиден: учащиеся  приобретают полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д. По этим же причинам легкая атлетика является составной частью государственной программы по предмету «физическая культура» для школьников 1-11 классов.

Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетного бега, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность и совершенствование техники в этих видах.

Примерное распределение легкой атлетики по часам на примере учебной программы А.П.Матвеева 1-11 классов по новым стандартам:

1 класс-14 часов

2 класс-16 часов

3 класс-12 часов

4 класс-10 часов

5-9 класс-11 часов

10-11 класс –в разделе физическое совершенствование (на усмотрение учителя)

Бег, прыжки, метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Они оказывают существенное влияние на развитие физических качеств школьников.

В 1-4 классах школьники начинают осваивать ходьбу, бег, прыжки, метания. Они учатся:

бегать с максимальной скоростью до 60 м по дорожке школьного стадиона и по другой ровной открытой местности;

бегать в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги после быстрого разбега с 7-9 шагов;

преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий;

прыгать в высоту с прямого или бокового разбега с 7-9 шагов;

прыгать с поворотами на 180-360°; метать небольшие предметы массой до 150 г на дальность и в цель (вертикальную и горизонтальную) из разных исходных положений правой и левой руками (с места и с 1-3 шагов разбега)

Для начальных классов легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме.

После усвоения основ техники выполнения легкоатлетических упражнений, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается изучение техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний.        

В 5-9 классах школьники учатся: бегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого старта;

бегать в равномерном темпе до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки);

после быстрого разбега с 9-14 шагов выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги»;

выполнять прыжок в высоту способом «перешагивание» с разбега с 6-10 шагов;

метать малый мяч на дальность с 3-6 шагов с соблюдением ритма;

метать малый мяч в цель (вертикальную и горизонтальную) с 10-15 м и по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.

Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям учащихся 5-9 классов является освоение согласованности разбега с отталкиванием (в прыжках) и разбега с выпуском снаряда (в метаниях).

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующего оборудования, подготовленности учащихся. Наиболее просты в освоении учащимися 5-7 классов прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». В 8-9 классах можно использовать более сложные спортивные способы прыжков, например фосбери-флоп.

После стабильного выполнения этих двигательных действий учителю следует разнообразить условия их выполнения: длину разбега в прыжках и метаниях, вес и форму метательных снарядов.

Учащиеся 8-9 классов участвуют в соревнованиях по отдельным видам легкой атлетики и по легкоатлетическому четырехборью: бег на 60 м, прыжок в высоту или в длину с разбега, метание, бег на выносливость.

В 10-11 классах учебный процесс направлен на изучение техники эстафетного бега, на совершенствование техники бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту.

Урок физической культуры является основной формой построения занятия легкой атлетикой в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Цель подготовительной части — посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося.

Правильный подбор упражнений в движении (ходьба, бег) и на месте (шеренга, колонна, круг) способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть — спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока. Если это прыжки в длину с разбега, то подготовительными упражнениями могут быть прыжки через один, три, пять шагов, в длину с места, тройные, пятерные. Ходьба включается для активного отдыха.

В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока.

Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на уроке.

Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

Внеклассная деятельность.

К внеклассной деятельности в ОУ относят все виды занятий учащихся во внеурочное время:

  1. УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика)
  2. Вводная гимнастика
  3. Физкультпауза
  4. Физкультминутка
  5. Физкультурный час
  6. Микропаузы активного отдыха
  7. Спортивные походы
  8. Соревновательная деятельность
  9. День здоровья
  10. Спортивные праздники и состязания

Практически любая форма внеклассных занятий может включать в себя легкую атлетику или же вообще состоять только из этого вида спорта.

Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности, благодаря разнообразию форм и методов.

Невозможно даже представить «Российскую систему  воспитания» и «Легкую атлетику» как отдельные составляющие. Между ними не просто неразделимая связь, эти два понятия настолько тесно сплелись, что уже не может быть иначе. Так и должно быть, те качества, которые человек приобретает в процессе своего развития естественным путем- наиболее важные. А для учителя физической культуры остается только взять все лучшее в теории и воплощать на практике.

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №4 Прядко В.Г.

Список литературы.

  1. Брюнему Э., Харнес Э. Бегай, прыгай, метай-М.:ФиС, 1982.
  2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С. Легкая атлетика. Учеб.пос.М.: Издательский центр «Академия», 2007
  3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: Издательский центр «Академия»-2008
  4. Лазарев И.В. Практикум по легкой атлетике, учебное пособие М.: 2004
  5. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета М.: 2006
  6. Теория и методика физической культуры, ж. №5-2008, №9-2007
  7. Спорт в школе, Ж №18-2010г.

Внеклассная работа

Учебная работа

Дополнительное образование в ОУ:

Секции ЛА

В рамках реализации ФГОС 2 поколения, для занятий ЛА во второй половине дня

Уроки легкой атлетики, согласно учебному плану по образовательным программам 1-11 кл.

Финансируемые за счет РЦДОД, ДЮСШ, работающих на базе ОУ

Финансируемые за счет ОУ

Источник