Чем полезна интерактивная доска для школы
Специализированная школа I-III ступеней № 35
с углублённым изучением немецкого языка
Семинар методических работников ИПО СГГУ
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Понизова Е.Н.
г.Севастополь
21.03.2011 г.
Использование интерактивной доски в начальной школе.
Все «за» и «против». (слайд 1)
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения.
Переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. Среди них можно выделить следующие направления: (слайд 2)
- Выработка единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.
- Разработка методики использования компьютерных технологий в практической деятельности.
- Подготовка педагогических кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в образовательный процесс.
- Подготовка обучающихся к использованию компьютерных технологий для приобретения знаний и умений.
- Материально-техническое оснащение образовательного учреждения.
- Поиск, разработка и создание соответствующего методического обеспечения.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.
Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся».
Новейшей компьютерной технологией, внедряемой в учебный процесс, является использование интерактивной доски.
Внедрение интерактивных досок в образовательный процесс.(слайд 3)
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика.
Методика разработки занятий с использования интерактивной доски.(слайд 4)
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
- Определить тему, цель и тип занятия;
- Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
- Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
- Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
- Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
- Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
- Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
- При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
- Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
- Апробация урока.
При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.(слайд 5)
- Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучающихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
- При отборе материала избегать дальних планов и мелких деталей.
- Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной ученикам логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.
- Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.
- Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.
Что дают интерактивные доски в обучении? (слайд 6)
- Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень.
Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции .
Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость.
Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
- Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.
Школьникам – и младшим, и старшим – просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Что нужно для успешного внедрения интерактивных технологий в школе? (слайд 7)
Мировой опыт использования интерактивных досок показал, что главных организационных составляющих факторов успеха (разумеется, если вынести за скобки финансовый аспект) всего три, но каждый из них критически важен. Это:
Приоритет – образовательным целям
Продуманно организованное обучение учителей и обмен опытом
Действенная поддержка со стороны администрации школы
Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? (слайд 8)
Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.
Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской. (слайд 9)
Внедрение в учебный процесс такого технического средства идёт без создания мер безопасности при работе с ним. Институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (Степанова Марина Исааковна, доктор медицинских наук) провёл исследования по обоснованию гигиенических требований к использованию таких досок.
Были сделаны такие выводы:
- Несоответствие размера, цвета шрифта и сочетание фона экрана, длительное его использование, оказывают влияние на зрение.
- Негативное влияние на здоровье оказывает мощный световой поток проектора и электромагнитные излучения.
- По некоторым данным, увеличение информационной ёмкости урока приводят к повышению утомляемости на нём ( возможно снижение уровня мотивации)
- Должны соблюдаться гигиенические временные нормы, отводимые на использование такой доски.
По результатам опроса утомление и снижение зрительной и умственной работоспособности отмечали и учителя, использующие интерактивную доску на уроках
Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. К примеру, недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, т.е. шрифт должен максимально контрастировать с фоном, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.
При непосредственной работе ученика с интерактивной доской преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок случайно не повернулся лицом в сторону проектора, т.к. его чрезмерно яркий свет повреждает сетчатку глаза.
Также, при введении интерактивных досок в образовательный процесс, необходимо откорректировать учебные планы, причем не только в рамках одного предмета, но и всей сетки уроков по школе. Расписание занятий должно быть выстроено так, чтобы уроки с использованием интерактивных досок перемежались с общеразвивающими, такими, как трудовое воспитание, физкультура, ОБЖ и т.п.
Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы.
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и умениям. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Каковы же преимущества (слайд 10) использования информационных технологий на уроках в начальных классах?
¬ Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
¬ Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.
¬ Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
¬ Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
¬ Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
¬ Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
¬ Уроки, проводимые использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
В целом, применение интерактивных досок в школе совершенно оправдано, т.к. они улучшают восприятие учебного материала, позволяют наладить тесный контакт учителя и класса, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Однако, такая методика преподавания требует более осмотрительного отношения преподавателя к здоровью учеников.
Использованные ресурсы: (слайд 16)
- Что дают интерактивные доски в обучении? Что нужно для успешного внедрения интерактивных технологий в школе? Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? https://www.hitachi-interactive.ru/edu/eduschqa.htm
- Внедрение интерактивных досок в образовательный процесс. https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2769/Itemid,118/
- Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы https://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-38
- Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской https://interaktiveboard.ru/publ/7-1-0-35
Интерактивная доска и её применение в начальной школе
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление).
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, выделять ключевые области и добавлять цвета, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране.
Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
В процессе обучения использую ИД:
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Не обязательно использовать доску на протяжении всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе урока.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
Примеры работы с ИД
Помогите пчёлке.
Учащиеся вспоминают разные орфограммы безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце существительных, ь и ъ разделительные знаки, соединительные гласные в сложных словах. Ученик называет орфограмму в слове, объясняет ее написание. Щелкая по слову, проверяет себя (появляется правильная буква на месте пропуска)
Пусть деревья будут зелеными.
Ученики (устно) вспоминают порядок определения падежей имен существительных.
Затем определяют падежи существительных в словосочетаниях. Для проверки щелкают по листочку, расположенному рядом с нужным падежом – слева появляется существительное из словосочетания. Если ребенок ответил верно – щелкает по дереву, которое тут же становится зеленым.
Раскрась картинку.
Ученики вспоминают словарные слова – имена существительные. Выбирают правильный ответ – раскрашивается часть весенней картинки. Если ответ неверный – ничего не происходит. После выполнения задания можно сравнить свою раскраску с готовым образцом, вытащив его за слово «Проверка», расположенное справа на странице.
Учащиеся отгадывают загадки о весне. После отгадывания учитель «убирает» загадки одну за другой и открывает изображение Весны.
Найди значения выражений.
Упражнение на правильное и быстрое вычисление.
Приглашаются 2 ученика (или команды участников, которые по очереди выполняют задание). По щелчку на «старт» включается таймер. За минуту дети должны успеть решить примеры и с помощью пера записать ответы. Проверка выполняется по щелчку на примере, справа появляется верный ответ, который ученики могут сравнить со своим.
Лепим снеговика.
На данной странице ребятам предлагается задание – слепить снеговика по заданной схеме.
Ученики подбирают подходящие «детали» (подбирают выражения для предложенного ответа) и перетаскивают нужные детали на голубой фон. Если «деталь» выбрана верно, она остается в рамке, если нет – исчезает под ней.
Вопросы падежей.
Упражнение «На какой цветок не полетит бабочка?» Учащимся предлагается убрать те цветки, где вопросы к падежам записаны неверно? Щелкая по «неверному цветку», ученики убирают его со страницы.
Закрепление изученного
Учащиеся работают самостоятельно, распределяя слова в 2 столбика в тетради (с суффиксом –ек и с суффиксом – ик), а затем проверяют с помощью данной страницы. Наводят порядок. Перетаскивают слова в нужный шкаф и ставят на полку.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно, донести информацию до каждого в классе.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать ее, потому что с помощью ИД смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
Использую это чудо современной техники на уроке в качестве наглядно-иллюстративного метода, как грамматический тренажер и тренажер навыков общения. Готовлю с классом праздники, классные часы, выступаю с различной информацией на родительских собраниях и т.д. Ученики и я получаем от этого огромную пользу и удовольствие.
Вместе с тем считаю неправильными категорические утверждения, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но отмечаю, что ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал.
Считаю, что использование интерактивной доски на уроках и во внеурочной деятельности также способствует развитию положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
• Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
• Временные затраты на подготовку урока очень велики.
• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.