Чем полезна информация на родительском собрании
В школах не обсуждается вопрос, зачем нужны родительские собрания. Обычно у ребенка в дневнике появляется запись, сделанная педагогом, с приглашением на встречу. И сколько же тяжелых вздохов сопровождает чтение таких приглашений! Никого эта запись не радует.
Каждому из нас, родителей, имеющих детей школьного возраста, приходилось бывать на родительских собраниях в классе своего отпрыска. Ну, или почти каждому, всегда есть мамы, жалующиеся на то, что их папа игнорирует такие мероприятия, и калачом его не заманишь «в эту школу».
И никто не удивляется таким радикальным отцовским отказам от исполнения данного вида родительских обязанностей, ведь в глубине души практически каждый мечтает тоже взять – и перестать посещать эти собрания, которые часто просто бессмысленная трата времени. И так думают не только родители, такое мнение иногда встречается и среди представителей педагогического сообщества.
Именно так – «бессмысленная трата времени» – высказался об этих встречах по вечерам, к примеру, отец одного школьника, который постоянно пропускает собрания в классе своего сына и постоянно присутствует на других собраниях – в «своем» классе, в котором он – классный руководитель.
Оказывается, для педагогов, особенно классных руководителей родительские собрания – тоже не самое радостное событие, тоже «головная боль», только со своими нюансами. На этих бессмысленных заседаниях всем скучно, неинтересно, все испытывают напряжение.
Классный руководитель напряжен потому, что сейчас ему придется выдерживать родительские наезды по поводу всего сразу: и школа не хороша, и педагоги учить не умеют, и цены в школьном буфете высоки, и вообще система образования деградирует. И за все в ответе – он один. И как отвечать – не ясно.
Родители, в большинстве своем – мамы, тоже напряжены и готовятся опять услышать какие-нибудь жалобы на своего ребенка. Готовятся к тому, что снова придется краснеть, отводить глаза, чувствовать себя виноватыми. При этом не имеет значения, какой именно у нас ребенок – «умница и прелесть пушистая» или «лодырь и разгильдяй».
Ничуть не лучше: сидеть и слушать про чужих детей, какие они хорошие и прекрасные. Или не очень хорошие, неумные и ленивые – тем более, информация о других детях никому не интересна.
Отдельная причина для напряжения мам и пап – ожидание, что сейчас начнутся набившие оскомину жалобы учителей на свою горькую долю: зарплата мизерная, нагрузка огромная, работа нервная, горы отчетности перед контролирующими органами. Конечно, все это правда, и педагоги заслуживают сочувствия, только вот не получается сочувствовать. Свои школьные годы плюс учеба детей выжали из души все способности к жалости и сочувствию по отношению к преподавательским кадрам.
Ну и чадо тоже сидит дома напряженное: расскажет классная или не расскажет про вызывающее поведение, драку или пропуск уроков на прошлой неделе? И в каком настроении придет мама из школы? Может, сделать вид, что спишь уже? Или вообще – заболеть?
Напрягаются и учителя-предметники, которые не успели сбежать после работы домой. Им, приглашенным на собрание, приходится опять стоять у доски и оправдываться перед коллективом родителей всего класса, почему они ставят детям двойки, а учить их не умеют.
Учителям докладывать об успехах класса совсем не радостно. Не менее тяжко родителям внимать им в течение двух часов, а иногда и больше, если предметники явятся чуть ли не полным составом.
«Русичка на разогреве у математички», – такую шуточку можно встретить в родительских чатах и блогах. Суждение не доброе, но меткое. Если вам не повезло и на вашем собрании выстроилась целая очередь преподавателей, то первым выступлением станет речь о русском языке. Это всегда надолго. Вообще, учителя русского и математики, как-то по умолчанию, самые главные. Итак, преподаватель «великого и могучего» приходит первым со стопкой тетрадей, учебником, собственными списками фамилий и оценок. Начинается плач о потерянном поколении, которое не умеет формулировать свои мысли, писать сочинения, видеть проблематику произведений. Основная мысль сводится к тому, что родителям надо учить уроки вместе со своими чадами.
Самые дотошные во время собрания начинают зачитывать отрывки из сочинений и разбирать ошибки. Мамы и папы в тоске ерзают по школьным стульям, как в далеком детстве, мечтая скорее вырваться на волю. А «русичка» еще долго могла бы выступать, но в затылок ей дышит очередь других учителей. Она уступает место «математичке».
Учителя математики – это уже тяжелая артиллерия. Как правило, очень эмоциональные преподаватели. Поэтому сразу: дети – невменяемые, уровень знаний – нулевой, экзамены сдать – не выйдет. Родители должны каждый вечер проверять всё ДЗ. И задачи с уравнениями в тетради, и знание теории устно. Обязательно пусть дети расскажут вам все формулы, теоремы, определения – слово в слово, как в учебнике.
Все эти требования вам высказывают самым категоричным тоном. Этот педагог дыхания в затылок не чувствует. Она будет говорить, пока родители не станут все, как один, тихими и грустными, осознавшими до конца свою никчемность. После победного «У кого есть вопросы?», не получив таковых, педагог все же уходит.
Какие уж тут вопросы, если у детей почти всего класса репетиторы по математике? Не спросишь ведь учителя, почему репетитор может объяснить ребенку его предмет, а он не может? Ведь предложить ему сменить профессию – это грубость и бестактность. Интеллигентные и вежливые люди так не поступают.
После двух примадонн могут выступить историк и биолог, учителя химии и физики, географ и англичанка, которые разными словами скажут одно и то же: надо больше внимания уделять их предметам, делать ДЗ, готовиться к контрольным. Ничего нового не будет.
Покорно выслушав всех докладчиков, родители в подавленном состоянии возвращаются домой, размышляя о том, какой же предмет самый важный, с чего именно прямо сейчас начинать проверку домашних заданий.
И какой вывод делает мама после всех выслушанных речей? Что мы узнали нового?
- Полезной информации – ноль.
- Родительское собрание – не тот формат, когда можно задать педагогу действительно важный вопрос о ребенке. Обо всем важном надо говорить наедине с учителем. Приходить к каждому отдельно.
- Есть электронный журнал. Слава прогрессу! Прекрасная альтернатива бессмысленным собраниям. Дочка еще в школе, а мама уже новую двоечку увидела; папа, еще не пришел с работы, а уже знает о том, что сынуля опять прогулял физику. Не иначе, контрольная была. Опять же у педагогов есть возможность отправить каждому родителю сообщение, в котором будет все, что они думают о конкретном ребенке. Только преподаватели почему-то крайне редко пользуются этими возможностями.
Итак, очевидно, на собрание ходили зря, впустую потрачено 2,5 часа.
Почему так происходит?
В нашем обществе давно произошел раскол, не менее драматичный, чем в свое время церковный. Мы трагически разделились на две неравные части: учителей и родителей. Причем, у каждого педагога в голове автоматически устанавливается некий тумблер-переключатель, который не позволяет учителю думать как отцу, а матери – как педагогу. В каждом преподавателе эти две личности живут самостоятельно, не смешиваются и не взаимодействуют.
Сами педагоги признают: учительская профдеформация – серьезное и грозное явление. Школьный учитель рано или поздно обязательно начинает доминировать, подавлять родителя в человеке, позволяя расцветать пышным цветом всем стереотипам поведения и реакций. Таким образом отношения между учителями и родителями, педагогами и учениками становятся бездушными схемами, «расчеловечиваются». Все мы помним это из своей школы, ну, в подавляющем большинстве помним.
И все же несправедливо будет – заливать всю картину черной краской, есть учителя, которые стремятся к человечности в школе, на собраниях в частности. Педагоги, которые ждут родителей своих учеников, чтобы поделиться и наболевшим, и радостным. Признаваться в ошибках (да учителя тоже иногда ошибаются), устраивать совместные мозговые штурмы, решая общие проблемы, обсуждать то, что всем интересно и важно. Когда получится вести такой открытый диалог, а не зачитывать пофамильный перечень отметок, тогда и родители устремятся на собрание в школу с огромным интересом, с горящими глазами, даже те, кто их терпеть не мог.
Likes(0)Dislikes(2)
Источник
Всего два слова, но сколько скуки, а порой даже отчаяния они наводят на родителей школьников и на учителей! Родительское собрание.
Редко приходится видеть маму или папу, которым не хотелось бы “прогулять” это мероприятие. Многим подобные собрания кажутся бессмысленной тратой драгоценного времени. Иногда совершенно непонятно, зачем отрывать таких занятых взрослых людей от их бесконечно важных дел. Разве нельзя решить все вопросы, скажем, в специальном чате? Примерно вот так очень часто рассуждают современные родители. Но они далеко не единственные, кому может не нравиться необходимость посещать родительские собрания.
Многие школьные учителя признаются, что время, отведенное на родительские собрания, – одна из сложнейших и не самых приятных составляющих их работы. Потому что родители разные, потому что невозможно ответить на все вопросы сразу, потому что так сложно поднимать важные вопросы, встречая в ответ равнодушие.
Поэтому в этой статье мы хотим развеять миф о том, что родительское собрание – это всего лишь мучительная бессмысленная формальность, от которой современным школам нужно избавляться. Для этого мы подробно разберем, какие существуют типы родительских собраний, какие реальные цели преследует каждое из них, а также что может сделать учитель, чтобы увеличить эффективность каждой встречи с родителями.
1. Ознакомительное собрание
Если в класс приходит новый классный руководитель, родителям важно узнать его, важно понять, что за человек будет общаться с их детьми как минимум по шесть-восемь часов каждый день в течение рабочей недели. Ознакомительные собрания учитель проводит единожды и именно с этой целью – позволить родителям узнать о себе всю необходимую информацию. Учитель может рассказать о своей квалификации, об опыте работы и о планах дальнейшей работы с детьми. Во время этого же собрания классный руководитель может задать родителям все интересующие его вопросы о детях. Поэтому такое собрание стоит устраивать спустя какое-то время после начала работы нового учителя, чтобы тот успел освоиться, познакомиться с детьми и собрать минимальную информацию. Впрочем, затягивать тоже не стоит. Оптимально организовывать ознакомительное собрание в конце первой учебной недели.
У этого типа собраний есть одна исключительно важная цель – создать доверительные отношения между родителями и учителем, которые станут фундаментом дальнейшей грамотной работы, приносящей пользу детям. Стоит понимать, что именно во время этого собрания педагог получит огромную порцию новой информации, которую нужно будет постараться не забыть, не “пустить на ветер”. Разумным решением со стороны учителя будет провести анкетирование родителей, добавив в анкеты все самые важные вопросы. А любую дополнительную информацию полезно законспектировать сразу после собрания.
2. Плановые собрания
Плановые родительские собрания должны проводиться в конце каждой учебной четверти или триместра. В течение этих собраний задача педагога предоставить родителям всю важную информацию о работе детей за последний период времени. Родители в свою очередь могут задать все интересующие их вопросы. Главная цель таких собраний – вовремя проинформировать родителей об успехах и проблемах детей, о переменах во внутришкольной жизни и о грядущих планах. И если в течение четверти у большинства родителей нет времени общаться с учителем, то, посетив собрание один раз в полтора-два месяца, родители могут узнать самое главное, что поможет им оставаться в курсе школьной жизни собственных детей.
Все плановые родительские собрания являются неотъемлемой частью школьного процесса, и каждое собрание обязательно должно быть запротоколированно учителем сразу по завершении. При подготовке к очередному плановому собранию учителю не помешает пересмотреть протоколы последних собраний, чтобы напомнить родителям о вопросах, которые обсуждались ранее и сделать вывод об эффективности проделанной за прошедший период работы.
3. Экстренные собрания
Однако в каждом классе рано или поздно может возникнуть ситуация, при которой учитель не может ждать еще месяц, чтобы обсудить ее с родителями. Экстренные родительские собрания созываются, если возникла проблема, требующая сиюминутного вмешательства взрослых. Такой проблемой, к примеру, может оказаться буллинг внутри детского коллектива. И хотя очень часто подобные проблемы напрямую касаются лишь конкретных детей или небольшой группы детей, а не всех учеников, категорически важно, чтобы на такое собрание пришли все родители. Нужно помнить, что школьный класс – это живой организм каждая клеточка которого может зависеть от другой, соседней. Поэтому родители вносят весомый вклад в комфортное обучение собственных детей, включаясь в проблемы их одноклассников. Как писал Джон Донн: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе». Вот и в школьном классе не найдется ни одного ребенка, который был бы сам по себе, которого не касалось бы то, что происходит с другими детьми.
Несмотря на то, что проблемы могут быть совершенно разными, крайне редко они оказываются уникальными. И для учителя это очень хорошая новость. Столкнувшись с той или иной проблемой, учитель всегда может спросить совета у своих коллег, обладающих соответствующим опытом, и, возможно, ознакомиться с протоколами родительских собраний, на которых подобные ситуации уже разбирались. Таким образом, педагог сможет рассказать родителям о реально работающих методах преодоления возникших преград.
4. Собрания-консультации
Большинство родительских собраний – это встреча коллектива родителей с классным руководителем. Но иногда ведущими собраний могут становиться и другие учителя-предметники, работающие с классом. Собрания-консультации, как правило, проводятся нерегулярно и могут созываться в том числе по инициативе родителей. На такой встрече приглашенный учитель может более подробно и детально рассказать об успехах класса и каждого отдельного ребенка, порекомендовать дополнительную литературу или учебные практики тем родителям, которым хотелось бы, чтобы ребенок углубил свои знания в конкретном предмете.
К сожалению, если бы мы составляли рейтинг самых часто «прогуливаемых» родителями собраний, этот тип собрания оказался бы в топе. Многим родителям кажется, что разговор лишь об одной конкретной школьной дисциплине – это просто трата времени. Учителю, который собирается проводить такое собрание, стоит хорошенько продумать структуру встречи и заранее анонсировать все темы, которые будут подняты на собрании. Родители охотнее придут, если будут понимать, что в течение часовой встречи они не просто узнают, насколько легко их ребенку дается, к примеру, английский, но также получат разноплановые практические советы по работе с ребенком во внеурочное время.
5. Собрания-лекции и собрания-тренинги
Любой учитель согласится, что успех ребенка зависит не только от того, насколько грамотно выполнена работа педагога, или насколько ресурсной является атмосфера в классе. Если дома по каким-либо причинам ребенок недополучает необходимого ему внимания, в его личностном развитии могут возникнуть белые пятна. Как правило, все родители сталкиваются с одними и теми же проблемами в воспитании детей. И в интересах классного руководителя помочь родителям научиться с этими проблемами справляться, ведь от атмосферы, царящей в доме, будет зависеть и атмосфера в классе. Делать это можно во время специальных родительских собраний!
Учитель может заранее провести анкетирование родителей, чтобы узнать, какие темы на данный момент наиболее актуальны. Возможно, родители хотят узнать, как помочь ребенку заинтересоваться чтением, наукой, спортом? Или им хочется узнать у специалиста, как найти общий язык с подростком? Часто родители старшеклассников не знают, как заговорить с ребенком о вопросах, связанных с сексуальностью. Классный руководитель может собрать родителей, чтобы в комфортной и доверительной беседе обсудить все возникающие трудности и, заранее подготовившись, дать грамотные советы. Также педагог может проводить такую встречу не самостоятельно, а приглашая на нее экспертов в поднятой теме, например, детских психологов.
6. Собрания с участием детей
Как минимум раз в год во многих школах устраиваются родительские собрания с приглашенными гостями – детьми. И на эти собрания, как правило, родители приходят с большим интересом. Для них это довольно редкая возможность увидеть своих детей в школьной обстановке: посмотреть, как дети общаются с учителем и между собой. На таких собраниях дети в разных формах могут делиться своими успехами, демонстрировать навыки, приобретенные на школьных уроках, рассказывать о себе и своих одноклассниках. Если эти собрания проходят в доброжелательной атмосфере, родители могут быть уверены, что не ошиблись. отдавай своих детей в эту конкретную школу.
При всем этом учителю не нужно думать, что такое собрание не требует серьезной подготовки и модерации. Педагогу стоит подробно расписать план встречи, заранее обсудить с детьми, что они готовы делать и о чем готовы рассказывать во время встречи, чтобы мероприятие прошло комфортно как для родителей, так и для детей.
7. Другие собрания необычных форматов
Впрочем, возможных видов родительских собраний на самом деле куда больше, чем можно было бы перечислить в любой статье. Каждое родительское собрание преследует конкретную цель или несколько целей: найти решение проблем, с которыми столкнулись ученики, наладить доверительные отношения с родителями, помочь родителям справиться с трудностями в воспитании подрастающего поколения и т. д.
Опытный учитель должен знать, какой вид собрания поможет наиболее эффективно обсудить то, что стоит на повестке. Более того, он всегда может придумать какой-то новый и необычный способ собрать родителей вместе для эффективного времяпрепровождения. Возможно, родителям стоит вместе посмотреть и обсудить документальный фильм, и педагог готов стать модератором этой дискуссии? Или классный руководитель сочтет нужным пригласить родителей и их детей на пикник, чтобы организовать их приятное и комфортное общение? Вариантов может быть бесконечное множество.
Благодарим Вас за прочтение данной статьи! А если Вам понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления. До встречи!
Источник