Чем полезна и не полезна чтение классики

Чем полезна и не полезна чтение классики thumbnail

Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.

К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.

На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.

Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.

Что мне дает классическая литература?

Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.

Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:

  • благотворно влияют на интеллект;
  • учат концентрировать внимание;
  • развивают память;
  • формируют грамотность;
  • делают читателя эрудированным;
  • дают ответы на «вечные» вопросы.

Как полюбить классическую литературу?

Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.

Объединяйте литературу и историю

Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.

Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.

Знакомьтесь с другими сферами искусства

Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.

  1. Посмотрите картины того времени.
  2. Послушайте популярные в те годы музыки,
  3. Обратите внимания на типичный облик живших тогда людей.

После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.

Смотрите экранизации

Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.

В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Чем полезна и не полезна чтение классикиКниги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще

Лучшие книги классической литературы

Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.

Русская классическая литература

1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.

2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».

3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.

4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»

Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.

5. А. Н. Островский «Бесприданница»

История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.

Зарубежная классика

1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.

2. Ш. Бронте «Джен Эйр»

В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.

3. Г. Джеймс «Женский потрет»

Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.

4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»

Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.

5. Дж. Оруэлл «Скотный двор»

Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.

А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.

Источник

Классическая литература—словосочетание, которое пугает многих людей. Когда слышишь эти два слова, сразу же представляешь огромные толстые книги, многим приходят на ум четыре тома ,,Войны и Мир’’ Толстого, отчего у некоторых людей пробрасываются мурашки по коже. Поэтому в последнее время создается тенденция критиковать ее, говорить, что классическая, даже художественная литература пустая трата времени. Что она не несет ничего полезного, что читая классику нам просто рассказывается нравоучительный сюжет, который ничему нас не может научить, а только развлекает нас. Почему такое странное мнение массово вселилось в головы людей, мы сейчас и постараемся разобраться.

Для начала обратимся к терминологии, классический (от лат. classicus — образцовый) — в широком смысле «показательный». Значит ли это что классическая литература является эталоном своего искусства? Определенно. Как это можно определить? Легко. В классической литературе поднимаются вечные темы: жизненных ценностей, любви, самопознания, те вопросы на которые человечество навряд ли сможет когда-нибудь найти ответ. Но вы возразите, скажете что существует уйма литературы, которая поднимает жизненные вопросы. Да и литература такого рода, в большинстве случаев, должна пройти проверку временем. Ведь если 200 лет назад было написано произведение, а мы его проходим и сейчас. Это значит, что через поколения произведение все еще волнует читателей и они находят в нём что-то для себя. Отличным примером может послужит ,,Дон Кихот’’, ,,Гамлет’’ и ,,Отелло’’, которые были написаны в первом десятилетии 17 века, но читатели все еще восхищаются великолепно сыгранной иронии Сервантеса и умело поставленным страстям в сюжетах Гамлета. Именно такая литература, несмотря на ее возраст, которая с умелой руки своего создателя (писателя) умело играет с нашими чувствами. Которая может помочь нам переосмыслить многие вещи и заставить задуматься, именно такая литература и достойна ярлыка классической.

Главный сатир Испании 17 века

Что означает классическая литература мы уже разобрались, теперь думаю настало время поведать вам почему же я считаю, что ее стоит читать.

Сперва хотел бы сказать, что читать литературу можно по-разному. Читая ,,Старик и море’’ можно просто прочитать повесть с интересным сюжетом о том как старик ловил рыбу, а можно прочитать прекрасно написанную историю о борьбе мужчины с жизненными трудностями и о преодолении себя. Когда ты читаешь классику это не просто чтиво с интересным сюжетом — это в первую очередь идея и мысли которые хотел донести до нас автор. Это книга полная метафор и афоризмов, книга полная жизненной философии. Поэтому, читая литературу, надо заходить за грани сюжета и понимать какие уроки и наставления дает нам писатель через персонажей. Это и есть самая главная причина для чтения классики — обретение своей жизненной позиции и особого отношения к разным жизненным вопросам путем анализа действий персонажей и усвоения жизненных уроков автора. Поэтому литература может сделать из человека настоящую личность. Читая ,,Преступление и наказание’’ , мы получим наставление от Фёдора Михайловича Достоевского, что каждый поступок имеет последствия, читая ,,Вишневый сад’’ Чехова, мы ужасаемся искренности Антона Павловича с его посылом об уходящем времени, а читая ,,Войну мир’’, Мону Лизу от мира литературы, мы поймем как много тем может подниматься в одном произведении.

Великий и Ужасный

Литература — главный ключ, чтобы познать себя.

В заключение статьи я бы хотел сказать, что каждый шедевр может существовать в любой форме, хоть это будет кино или песня, главное чтобы массы нашли в этом произведении частичку себя.

Спасибо за то что дочитали до конца, если вам понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

Источник

Сложности языка, сомнительные примеры для подражания, излишняя депрессивность и другие спорные моменты.

Русская классика – настоящий камень преткновения. Одни считают, что читать ее необходимо, другие уверены, что толку от нее никакого. Взглянем по обе стороны баррикад!

Классику – в массы! Аргументы «за»:

Чтение русских классиков необходимо для понимания родной культуры

Кадр из фильма “Анна Каренина”

Любую культуру стоит познавать, в первую очередь, через ее литературное наследие. И следует помнить, что, рождаясь, человек не получает все знания и представления о своей стране вместе с гражданством. Благодаря русским классикам мы узнаем историю, чувствуем атмосферу прошедших времен и порой с горечью осознаем: с тех пор мало что изменилось.

Классики помогают лучше разбираться в психологии

Русская классика богата человеческими образами, глубоко психологична и волей-неволей заставляет размышлять о причинах и следствиях. Из-за чего Анна Каренина бросилась под поезд? Почему Раскольников не потратил награбленное? Как Наташу Ростову угораздило предать Болконского? Что не так с Обломовым? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы способствует лучшему пониманию человека в принципе, а заодно и себя самого.

Классические книги заставляют читателя думать

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Русская литература сложна – это факт, но совсем не обязательно минус. Классические произведения, объемные и многослойные, с большим количеством сюжетных линий, второстепенных персонажей и скрытых смыслов, заставляют читателя внимательно изучать текст, удерживать в голове множество подробностей, возвращаться назад и анализировать прочитанное. Все это развивает внимание и мышление.

Знание русской литературы пригодится при знакомстве с другими произведениями

Отсылки к русским классикам встречаются не только в современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, но и в кино. Да-да, среди наших классиков есть гиганты, которые известны и любимы во всем мире, и часто для иностранцев Россия – это прежде всего Толстой и Достоевский. Русские писатели, пишущие в наши дни, тоже любят поиграть с классическими сюжетами, сделать изящную отсылку на великое произведение.

Никто не обязан любить русскую классику, однако знать ее полезно.

Но не все так однозначно… Аргументы «против»:

Язык русских классиков сильно устарел и имеет много заимствований, бесполезных в наши дни

Иллюстрация к роману «Обломов». Источник: arzamas.academy

Русскую литературу часто рекомендуют именно для обогащения языка, забывая, похоже, что современной молодежи, да и людям в возрасте тоже, через некоторые книги без словаря не пробраться. Какое уж тут обогащение? Не будут же юноши и девушки употреблять слова типа «камеристка», «тапёр», «рацея». Всего этого у Тургенева, Достоевского и Толстого пруд пруди. Последнего, кстати, вполне можно почитать для обогащения французского – помните эти огромные вставки в «Войне и мире»?

Русская классика мало чему может научить современную молодежь

Конечно, человеческие эмоции вечны и неизменны, и порой можно соотнести себя даже с жителем средневековья – антураж сменился, проблемы остались. Социальная несправедливость, несчастная любовь, финансовые трудности… Все это есть и сейчас. Но подходы и средства решения жизненных проблем сильно изменились, и брать за пример героев классической литературы, понятно, не стоит. Так и до дуэли недалеко!

Кроме того, зачастую она попросту непонятна

Дуэль Онегина и Ленского

Все-таки классики, как люди своего времени, рассматривали актуальные для них проблемы, которых сейчас уже не существует. Например, в «Анне Карениной» остро стоит проблема развода. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» выступает против крепостного права. Без подробной исторической справки, которую, к сожалению, на уроках литературы дают редко, суть таких произведений ускользает от читателя, и никакой пользы он из них не выносит.

Русскую классику практически невозможно читать ради удовольствия

Чтобы привлечь к чтению, нужно донести: читать – это интересно и здорово! Увы, с русской классикой, которой школьников начинают пичкать с самого раннего возраста, не тот случай. Она не только сложна – вспомним устаревший язык и непонятные исторические реалии, – но и исключительно депрессивна. Русская литература – это бесконечный цикл страданий и смерти. Надо сильно постараться, чтобы найти хоть сколько-нибудь позитивное классическое произведение.

Такие удушающе-мрачные книги не только не принесут пользы, но и могут надолго отвратить от чтения вообще.

А как вы считаете: нужно ли современной молодежи читать русскую классику? Пишите в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник

Нынче только и говорят о вреде классической литературы. Чаще с призывами выкинуть пыльные тома, поскольку чтение классики – это смерть, тупик и пустая трата времени. Большой вклад тут внес специалист по всем вопросам жизнедеятельности Александр «Глебыч» Невзоров, внезапно выплывший из трясины девяностых и начавший промывать мозги населению по поводу ненужности родины, ужасности православия и омерзительности русской литературы. Спасибо Александру Глебычу за поднятие интереса к важным вещам и несение просвещенческой миссии, пусть и от противного. Но давайте к литературе.

В чем обвиняют отечественную классику критики? Во-первых, ей пеняют в том, что она устарела. Конечно же, это полный бред. Сюжеты, придуманные Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым были актуальными и будут актуальными все время, пока существует человечество (может перестанут быть таковыми, когда нас тут всех заменят роботами). Почему?

Потому что почти все сюжеты наших классиков о жизни, о простой повседневной жизни. Они показывают, что мы одиноки, мир жесток, власть уродлива, а сегодняшние проблемы суть те же проблемы, что и в 19 веке, просто несколько видоизмененные. У Толстого есть совершенно великая вещь на 50 страниц под названием «Смерть Ивана Ильича». И как все великое и гениальное эта повесть до смехотворного проста. Чиновник средней руки жил себе и жил, старался всем нравиться, исповедовал умеренные взгляды, выгодно женился, стал проводить ремонт в новой квартире, неудачно упал и стал умирать. Тут начинаются 30 холодных и жутких страниц, где показывается вся жалость, хрупкость и бессмысленность жизни простого человека. Ивану Ильичу безумно страшно – он осознает, что прожитое было ни о чем. Самое крупное достижение – покупка квартиры, все знакомства с непростыми людьми, которым он старался нравиться – бессмысленны, он им не нужен. Он вообще никому не нужен, как и любой в этом мире. И прочитав эту вещицу вы очень многое поймете про жизнь, как бы это комично не звучало. 50 страниц такого мощнейшего, мистического, исключительного и нужного опыта, который вам никто не покажет и не расскажет, кроме бородатого русского гения.

Сюда же относятся и упреки по адресу разрабатывания темы маленького человека. Как ни удивительно, мир и состоит из маленьких людей. Извините, но мы тут все люди маленькие. Таких Фигур, как, например, Эдуард Лимонов рождается немного. Мало кто может стать французским интеллигентом, начиная свой путь харьковским гопником, прожить до 74 лет на съемных квартирах и спокойно отказаться от французского гражданства. Нас всех волнуют наши мелкие проблемы: устроиться на теплое место, получить премию, заработать репутацию у начальника, купить памперсы по скидке и съездить в Турцию по горящей путевке. И, кстати, именно поэтому школьники должны читать такую литературу, потому что она про них. И прочитав тексты про себя они будут обладать необходимым знанием, которое не даст им потеряться в огромном море жизни. А тот, кто родился особенным и так будет особенным, и «Шинель» ему в этом никак не помешает.

Если же не дать подростку прививку русского реализма, то он останется инфантилом. Он не будет знать, что такое смерть, любовь, страдание, радость, печаль и трагедия. То есть он будет дегенератом. Уберите из рациона Достоевского, и он никогда не поймет, что юношеский максималистический порыв может быть ужасен, что надо себя смирять и, попросту говоря, думать головой. Подсуньте вместо что-нибудь из приключенческой литературы, и вы получите дурака, который будет размышлять в категориях круто-не круто, рефлексия будет не его лучшим качеством. Такому будет легче и закладки попрятать, и на Донбасс поехать, и человека убить. А че, движ!

Конечно, я сгущаю краски, но смысл верен. Без русской классики вы не будете обладать глубиной и мудростью, оставленной в подарок предками. Кстати, мудрость эта не всегда печальна и грузна, по сложившемуся стереотипу. Чехов, Гоголь, Достоевский авторы серьезные, но вы найдете у них и немало веселых вещей. «Медведь», «Село Степанчиково», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Коляска» и еще много-много легких и смешных и литературных шедевров поднимут настроение и порадуют тонкостью и остроумием.

Отдельно коснемся Достоевского. Уж ему не повезло больше всех. Сложился образ Достоевского как мракобеса, повернутого на религии и безумно занудного писателя. Что, безусловно, чушь чушь чушь. Возьмем один из основных романов «Братья Карамазовы», в лихости которому уступил бы самый горячий номер газеты «Спид-инфо». Все начинается с рассказа о том, как старик женится на девушке 16-ти лет и устраивает оргии с проститутками прямо при ней, а его сын-монах, когда уже совсем разнос пошел, покидает дом, а далее, сходу, начинается рассуждение о роли церкви в государственной жизни и отличиях нарциссизма от настоящего самопожертвования. Неплохо, да?

Еще про актуальность. В современной российской культуре с упорством Натальи Поклонской обходится вопрос денег и имущественных отношений. Про это было занимательное исследование «Коммерсанта», из которого следует, что в наших сериалах не обсуждаются темы наследства, долгов, деньги если присутствуют, то несут с собой негатив . Очевидно, тут сыграла роль идеологическая промывка мозгов в советские годы. Мы же двигались к коммунизму, а там таких низких вещей как деньги не должно было быть по определению. Время, как обычно, все поставило на свои места и дела материальные все больше волнуют людей: бабушки умирают, оставляя в наследство квартиры, которые делят злые родственники; пары разводятся, и бесчисленная армия мужчин платит алименты бывшим женам, а в мегаполисах все больше плодится средний класс, у которого вопрос имущества находится на первом месте (многие стараются купить квартиру, а они сейчас недешевые). Здесь нельзя не отметить гениальность и чутье Юрия Дудя, постоянно спрашивающего своих гостей про деньги. Это абсолютно верное попадание, это слом барьера, порожденного советским временем, когда о заработке спрашивать было неприлично. Это то, что интересно людям. Вопрос «сколько ты сейчас зарабатываешь?» тараном пробил застенчивость русского человека и вознес передачу спортивного журналиста на вершину рейтингов.

Вернемся к Достоевскому. Один из конфликтов “Братьев Карамазовых” – спор между отцом и сыном насчет наследства, сама ситуация не вызывает ни у кого удивления и воспринимается совершенно спокойно. Денежным отношениям отводится места чуть ли не больше, чем вопросам секса и духовности. И скажите, что это не актуально. Актуальней некуда. А по телевизору вам про такое не расскажут, зато расскажут про добрых ментов и сильное государство с населением-дурачком.

И напоследок приведу вам пример бессмертного текста, который всегда будет лозунгом любого приличного человека. Пушкин «Из Пиндемонти».

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права…

Читайте русскую классику и будьте здоровы.

Источник