Чем полезна художественная литература для человека

Чем полезна художественная литература для человека thumbnail

Каждый ребёнок хотя бы один раз задавался вопросом: зачем вообще нужно читать? А главное – почему именно художественная литература входит в школьную программу? Что уж говорить, многие взрослые по сей день считают чтение художественных книг бесполезной тратой времени. По их мнению, вместо того, чтобы витать в облаках, отпуская фантазию в полёт по вымышленным мирам, стоит читать больше научной литературы, чтобы получать знания о реальном мире.

На деле же, и фанаты научпопа, и любители классики могут спать спокойно, так как чтение любых книг помогает развиваться. Ведь книги не только дают нам новую информацию, но и учат мыслить. Причём последний фактор чуть ли не самый важный. Получать знания из книг не так сложно, как уметь их анализировать. Любая информация должна быть оценена с разных точек зрения, взвешена, сравнена с личным опытом, и лишь затем она усвоится.

Photo by Fabiola Peñalba on Unsplash

Читая, мы учимся рассуждать, прогнозировать и мыслить объёмнее. И в то время как научно-популярная литература дарит нам голые, но проверенные факты, художественные книги учат нас фантазировать, помогают пополнить словарный запас, развивают эмпатию и когнитивные способности. Чтобы не быть голословными, в следующих 5 пунктах мы подробно разберём все преимущества художественной литературы.

1. Креативное мышление

Новые идеи, рассказы, точки зрения – всё это помогает прокачать креативность. И именно художественная литература позволяет осветить предмет интереса, мысль или суждение, с самых разных точек зрения. Мы смотрим на происходящее глазами героя, представляя, что он испытывает и о чём думает. Ведь порой очень полезно взглянуть на мир сквозь призму убеждений и взглядов другого человека. Так мы учимся мыслить шире и в категориях нам несвойственных. Ребёнку просто необходимо развивать воображение, чтобы потом спустя годы у него не возникало проблем с поиском нестандартных решений и ходов.

Photo by Thought Catalog on Unsplash

2. Эмоциональный интеллект

В процессе чтения мы так сильно погружаемся в сюжет, что буквально начинаем испытывать всё то же самое, что и герои произведения. Это позволяет расширить эмоциональный диапазон и глубже погрузиться в мир переживаний человека. В научно-популярной литературе также можно найти очень сильные в эмоциональном плане биографии и другие работы, хватающие читателя за живое. Но только в художественной литературе главную роль играют мотивы, а не сам факт свершившегося. Поставить себя на место главного героя иногда полезно ещё и тем, что так можно лучше понять и свои собственные эмоции.

3. Словарный запас

Запоминая новые слова, мы делаем нашу речь богаче. Палитра слов в художественной литературе гораздо разнообразнее, чем в научпопе. С ней мы учимся не только строить грамматически правильные предложения, но и быстрее усваиваем правила сочетаемости и различные художественные приёмы. Цель авторов научных текстов – донести суть, цель авторов художественных книг – увлечь. Поэтому если вы хотите, чтобы у ребёнка не было проблем с выступлением на публике, а его словарный запас был богатым – обязательно давайте ему читать художественную литературу.

Photo by David Iskander on Unsplash

4. Культурное развитие

Хорошая художественная книга всё равно что полотно художника. В каждой книге, как и в картине, заключена своя история. Книги помогают нам ближе познакомиться с разными культурами, народами и мировоззрениями. Как на картине мы наблюдаем далёкие миры и исторические эпохи, разворачивающиеся перед нами. Пусть персонажи будут выдуманными, главное – что остальное будет правдой.

5. Модель сознания

Модель сознания – это понимание психического состояния другого человека. Погружаясь в истории других людей, мы незаметно для себя пополняем образ чужого сознания в нашей голове. Развитая модель сознания помогает нам лучше понимать чувства других людей, предугадывать их слова и мысли. В художественных книгах нам даются психологические портреты разных типов личностей, это даёт нам возможность узнать об их мотивации и применить эти знания в реальной жизни. Благодаря этому, ребёнок, читающий художественную литературу, быстрее и безболезненнее социализируется, становится коммуникабельным и открытым.

А что даёт художественная литература лично вам?

Оставляйте комментарии, подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки.

Источник

Иногда встречается мнение, что чтение художественных произведений не имеет никакого смысла, а принести пользу могут только научные или документальные тексты, из-за чего развлекательные книги лучше заменять просмотром фильмов. Конечно, серьезная литература наращивает знания читателя, но представляет собой голые факты. Художественная же оказывает глубокое воздействие, меняя все стороны жизни в лучшую сторону постепенно. Это понимает каждый, кто увлекается ею. Если подробно рассматривать, зачем читать художественную литературу, то существует несколько причин.

Культурный рост

Хорошее художественное произведение – частичка культуры, произведение искусства. У каждого своя история. Любой роман знакомит читателя с разными эпохами, показывает культурные ценности других народов, рассказывает о жизни в других местах, в другое время. Каждая художественная книга обладает красотой и несет в себе ценность.

Этим проникается читатель. Он становится эрудированным, узнавая новые факты из истории и жизни людей. А главное, у него появляется то чувство культуры, которым «пропитаны» литературные произведения. Такое видят окружающие, из-за чего человек становится гораздо привлекательнее.

Развитие эмоций, эмпатии, теории разума

При чтении романов человек погружается в них, испытывая глубочайшие эмоции. Читатель ставит себя на место героя, ощущает то же, что чувствует он, предполагает свои возможные чувства и ощущения на его месте – вот зачем нужно читать художественную литературу. Для большинства такие чувства бесценны. Они развивают эмоции, делают людей чувственными, заставляют почувствовать себя частью чего-то большего.

Больше всего это касается эмпатии. Осознавая, что история является вымыслом, человеку проще соотнести себя с героем. Он начинает не просто чувствовать его, а сопереживать, причем любому персонажу, кем бы он ни был. Причиной сопереживания героем становятся старания автора, который уделяет достаточно внимания мотивациям и анализу поведения персонажей книги. Это чувство остается у человека в повседневной жизни, из-за чего он начинает лучше понимать и по-настоящему поддерживать близких. Такая польза чтения имеет большое значение.

Теория разума представляет собой осознание того, что люди имеют свои чувства, желания, мнения. Чем больше человек развивает «теорию разума», тем лучше понимает окружающих и ему проще становится взаимодействовать с ними. От чтения художественной литературы люди получают максимум развития в этом плане.

интересный факт

Исследования показали, что при медленном вдумчивом чтении произведений, насыщенных описаниями эмоциональных переживаний героев, люди получают опыт, который невозможно испытать от прочтения сухих фактов. Мозг читателя примеряет все на себя, обрабатывая детали, намеки и метафоры, в результате чего активируются те же области мозга, которые работали бы при реальных событиях в жизни.

Развитие творческих способностей

Желание человека заниматься творчеством, создавать новое, не может существовать просто так. Ему необходима постоянная поддержка новыми идеями и взглядами. Польза чтения в возможности взглянуть на мир с другой точки зрения, что так необходимо творческой составляющей в каждом человеке. Мозг читателя открывается для авторского взгляда на различные ситуации и проблемы. Он начинает пытаться предугадать будущие события, а также соотносит их с реальной жизнью, представляя, что бы могло быть на самом деле.

Знакомство с художественными романами представляет собой что-то, напоминающее диалог, происходящий между автором и читателем. Если первый сделал главное, написав этот текст, то задача читателя интерпретировать слова с собственной фантазией, представляя все образы в голове. Это развивает фантазию, которой так не хватает взрослым людям.

Пробуждение любознательности

Художественные произведения – один из лучших способов пробудить любознательность в любом человеке. Делать это очень важно, потому что она необходима для обучения и развития. Чем любознательнее человек, тем больше ему хочется узнавать нового.

Многие склонны считать книги вообще самым лучшим способом заставить человека потянуться к новым знаниям. Статьи, публикуемые в популярных журналах, только доказывают это. Увлечение литературой – лучшее, что можно сделать для тяги к знаниям. А причина такого явления проста: читателем все необычное воспринимается так же, как привычные вещи, отчего происходит толчок к желанию разобраться в некоторых вопросах и пополнить знания.

А ты читаешь художественную литературу?

Принятие перемен

Любители научной фантастики уже привыкли к тому, что вымышленные предметы из их любимых произведений становятся реальностью. А те, кто такие произведения не любит, тоже читали многочисленные статьи о том, как какой-то гаджет, описанный в книге 100 лет назад, был разработан и скоро поступит в продажу во всем мире. Книги помогают осознать: все меняется.

Лучше всего с этим справляется научная фантастика. Представляя себя «не в своей тарелке», читатель учится проще реагировать на необычные события в своей жизни, особенно, на серьезные перемены. Многие могут задаться вопросом, а зачем читать художественную литературу с такой целью, если есть научно-популярная. Она отличается тем, что позволяет гораздо сильнее проникнуться описываемым миром, из-за чего человек учится, а не просто читает, забывая прочитанное через месяц.

Расширение словарного запаса

Польза художественной книги в неизбежном расширении словарного запаса читающего. Чем больше слов человек знает, тем насыщеннее его речь. А человек, умеющий красиво разговаривать всегда приятным собеседником. Помимо увеличения запаса слов, читатель красиво строить предложения, употреблять редкие слова, запоминает правильную грамматику, что становится крайне полезным при устном и письменном общении. Это делает человека интересным и приятным.

По этой же причине человек становится не просто хорошим собеседником, а прекрасным рассказчиком. Он умеет подать историю так, чтобы она была интересной для слушателей. Из его уст она звучит красиво, четко и передает все эмоции, какие необходимы для полного понимания описываемых событий. Такие люди во всем видят интересное, свою отдельную историю.

интересный факт

В 1944 году было проведено исследование на 34 студентах. Был включен короткометражный фильм, в котором постоянно двигались 2 треугольника и круг, а сбоку оставался неподвижный прямоугольник. По итогам просмотра 33 студента из 34 увидели в этом историю, описав круг беспокойным, а треугольники назвали наивным и яростно разочарованным.

Выбор литературы и глубокое чтение

Польза чтения определяется правильным выбором литературы. Если регулярно читать «простые» книги, то пользы будет меньше, чем редкое прочтение классики. Хорошая книга учит читателя легко справляться с построением сложных предложений, быстро наращивает его словарный запас и способствует всестороннему развитию. Чтение же бесполезных книг, которые штампуются пачками и не несут в себе ни малейшей смысловой нагрузки, как и прочтение разных постов в интернете, не дает человеку никакой пользы. Поэтому всегда нужно отдавать предпочтение классическим произведениям.

Глубокое чтение тоже играет важную роль. Оно представляет собой вдумчивое и медленное чтение, при котором активизируются разделы мозга, отвечающие за зрение, речь и слух. Для него потребуется хорошая литература, а не простенькая книжка на один путь до работы. При таком медленном и вдумчивом знакомстве с книгой человек получает намного больше пользы. А развивать чувство эмпатии удастся только при глубоком чтении, потому что только тогда удастся по-настоящему проникнуться произведением. Для тренировки лучше всего подходит чтение:

  • стихотворений;
  • классических произведений.

С трудностями тренировки такого вида чтения справиться реально. Главное, подходить к вопросу не просто с серьезным настроем, а с большим желанием добиться результатов.

Резюме

Увлекаться чтением – полезное хобби, которое в корне меняет жизнь. Любая художественная книга способна принести пользу, но отдавать предпочтение стоит только тем, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны и признаны классическими – их много, так что тратить время на «пустышки» нет никаких причин. Классика делает жизнь лучше.

Источник

Зачем писатели сочиняют

Для начала разберемся, для чего авторы вообще создают свои тексты. Джордж Оруэлл в эссе «Почему я пишу» приводит четыре своих личных мотива. Вероятно, многие другие литераторы подписались бы под его словами.

1. Чистый эгоизм

Многим знаком зуд творческих амбиций, желание всех превзойти, а порой стремление доказать другим, что ты лучше, чем они думают. Неудивительно, что многие книги оказываются плодом такого тщеславия. По легенде, первый роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» Агата Кристи написала на спор: ее старшая сестра утверждала, что детектив — слишком сложный жанр.

2. Эстетический экстаз

Формула «искусство ради искусства» работает и в литературе: писатель может писать ради собственного эстетического наслаждения. Ему могут доставлять удовольствие попытки выразить красоту мира.

Так и Пруст стремился вовлечь читателя в переживание неуловимой красоты мира. Он полагал, что главная задача творца — помочь другим переработать в подсознании впечатления жизни, чтобы получить доступ к своим чувствам. Поэтому один из знаменитых образов прустовской прозы — это печенье. Его запах и вкус запускают в герое мощный поток воспоминаний и переживаний о времени, ушедшем в прошлое.

Иногда предметом эстетического наслаждения становится не только содержание, но и форма: ритмы предложений, подбор слов и даже любимый шрифт и идеальная ширина полей могут быть главной целью автора.

Чем полезна художественная литература для человека

3. Исторический импульс

Писатели могут создавать художественные произведения, желая поделиться правдивыми фактами и помочь читателям увидеть исторические события по-новому. Набивший нам в школе оскомину роман «Капитанская дочка» был плодом долгих и скрупулезных исследований пугачевского бунта на основании исторических документов. Зачем Пушкин стал историком? Чтобы осмыслить сотрясавшие Европу (и приближавшиеся в Российской империи) революции 1830-х годов.

Литература может быть и документальной. Белорусская писательница Светлана Алексиевич, получившая в 2015 году Нобелевскую премию по литературе, в цикле «Голоса утопии» описывает жизни и судьбы реальных людей, которые пережили страшные события. Одна из ее книг «У войны не женское лицо» раскрывает неизвестную ранее сторону Великой Отечественной войны.

Алексиевич рассказывает об известных по учебникам, книгам и фильмам событиях 1941–1945 годов через истории реальных женщин — причем не только тех, что воевали, но и санитарок, фронтовых поварих и прачек.

Александр Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» стремится показать, как жили люди в ГУЛАГе на самом деле. Но нельзя воспринимать его лагерную прозу как хронику. Солженицын писал на волне развенчания культа личности Сталина, и его тексты, конечно, политически заряжены стремлением изменить взгляд общества на устройство СССР.

4. Политическая цель

Писатели могут использовать художественную форму, чтобы стимулировать общество к переменам: они обличают правителей и режим, создают сатиру на политическое устройство или нравы современников. Сам Оруэлл свою знаменитую антиутопию «1984» посвятил критике тоталитаризма в целом и политического режима СССР в частности. Но роман остается популярным и спустя 70 лет (а по данным сервиса аудиокниг Storytel, книга на 6-м месте по прослушиванию) и обретает новую актуальность во времена цифровой слежки.

Читайте также

7 книг о том, как соцсети изменили мир и наше мышление

Теоретик утопического социализма Николай Чернышевский написал роман «Что делать?», чтобы обойти политическую цензуру. Ему хотелось писать публицистику об обреченности монархии, необходимости социализма, феминизма и коренных изменений в устройстве общества — но в XIX веке за такое могли и повесить. Писатель упаковал свои идеи в форму романа, читая который, многие поколения советских школьников клевали носами. Вот и цензор в свое время, видимо, уснул, потому что пропустил роман в печать, приняв его за семейно-бытовой (за что и был уволен).

Возьмем «Три товарища» Ремарка и «Путешествие на край ночи» Селина — два произведения о Первой мировой войне. Ремарк порицает общество, показывая жертв войны — молодых людей, вынужденных рисковать жизнью и лишенных возможности быть счастливыми. А Селин не делит людей на плохих и хороших: мир прогнил изнутри, добра не существует и никого не жаль.

Оруэлл, конечно, упомянул только малую часть причин. Достоевский, например, часть своих произведений писал, чтобы рассчитаться с карточными долгами, но и не только: создавая свои романы, он искал ответы на религиозно-философские вопросы. Вероятно, поэтому при чтении его книг трудно отделаться от ощущения, что писатель через своих персонажей спорит сам с собой.

Генри Миллер и вовсе беззастенчиво использовал десятки страниц в перерывах между действиями персонажей, чтобы пофилософствовать. А певец быта Чарльз Буковски, наоборот, стремился показать жизнь «одноэтажной Америки» без витиеватых украшательств, со всеми подробностями вроде одинокой блевоты на ковролине.

Зачем важно это знать?

Зная цель писателя, легче понять, какие ценности транслирует его книга.

Читайте предисловия, аналитические статьи, раздел о замысле произведения хотя бы в «Википедии». Во-первых, это поможет решить, интересна ли будет эта книга лично вам, а во-вторых, она перейдет из перечня занятий «чтобы убить время» в категорию «полезно».

Филолог и литературовед Сергей Лавлинский отмечает: ситуация, когда литература не близка читателю, типична. Так бывает, когда позиция автора не совпадает с вашим личным опытом или произведение не отвечает ожиданиям.

Выбрать «ту самую книгу» может быть трудно, но в случае с художественной литературой отбор необходим. Здесь помогут сервисы с отзывами реальных читателей, похожих на вас.

Чем полезен фикшн: мнение науки

Развиваем эмоциональный интеллект

Ученая Диана Тамир исследовала, как во время чтения работает мозг людей с различными книжными предпочтениями. Оказалось, что любители художественной литературы лучше распознают эмоции. Британский психолог Кит Оутли в 2016 году выяснил, почему так происходит.

Одной группе участников эксперимента предложили прочитать художественное произведение целиком, а другой — его краткое содержание. Люди из первой группы сильнее сопереживали персонажам.

В чем же дело? Читателям оригинального текста пришлось сопоставлять свой эмоциональный опыт с описанным в книге, самим интерпретировать прочитанное и делать выводы. Людям из второй группы просто пересказали, что чувствует героиня, избавив их от сопереживания и необходимости делать свои выводы.

Чем полезна художественная литература для человека

Чем лучше развита эмпатия, тем глубже и точнее человек понимает собеседника, тем лучше он поддерживает социальные отношения. Гарвардский психолог Роберт Розенталь, разработавший тест на эмпатию, обнаружил, что способность распознавать чувства дает преимущества — такие люди общительнее и популярнее (а вот у преступников-психопатов и насильников, по оценке психолога Дэниела Гоулмана, эмпатии нет совсем). Кроме того, те, кто могут сопереживать, имеют более активную гражданскую позицию и больше занимаются благотворительностью.

Как чтение художественных книг может развивать эмпатию? Ведь так мы не взаимодействуем с реальными людьми, а просто читаем слова!

Ученая из Бостона Лиза Барретт считает, что чувства не даны нам с рождения, а приобретаются с опытом:

  • мозг каждого человека создает переживания по-своему, активируя различные нейронные сети;
  • при этом мозг опирается на прошлый опыт ощущений и на вербальную систему понятий.

Прошлый опыт, с которым мы сравниваем нынешние ощущения, изменить нельзя. Зато можно находить больше названий для различных эмоций и комплексов телесных ощущений. Эмоциональный интеллект развивается, когда в активном словаре человека становится больше слов, обозначающих переживания. Если названия эмоций ограничиваются только «печалью» и «радостью», человек хуже определяет свои чувства и менее эффективно подстраивается под разные ситуации.

Чем больше мы знаем названий эмоций, чем точнее слова соответствуют ощущениям — тем лучше мы прогнозируем и принимаем решения.

Простой способ расширить свой словарь чувств — учить новые выражения. Когда мы читаем художественную литературу, то лучше запоминаем точные формулировки, тем самым развивая эмоциональный интеллект.

А вот о том, связано ли чтение фикшна с уровнем умственных способностей, исследований немного. Ученые опросили 1000 студентов из Ганы, и 86% из них заявили, что такая связь есть. Кроме того, студенты с более высокими навыками чтения лучше воспринимали информацию и более четко и понятно выражали свое мнение.

Переживаем эмоции в безопасности

Ученые выяснили: когда мы читаем вымышленные истории, в теле возникает физиологическое возбуждение, как при любом эмоциональном всплеске. Но при этом, как заявили участники эксперимента, эмоции переживаются не так ярко, как в реальности. Получается, что благодаря литературе мы можем испытывать эмоции, но не переживать стресс.

Например, мы читаем отрывок из «Гарри Поттера», в котором Беллатриса убивает Сириуса Блэка. В этот момент мы сочувствуем Гарри, но не рвем на себе волосы от того, что жизнь так несправедлива. То есть испытываем безопасные эмоции.

А вот новости о тревожных происшествиях вызывают сильные чувства, стресс и раздражение. То есть дело не в том, что мы получили информацию из текста, а в том, воспринимаем ли мы события как реальные или как выдуманные.

Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо. Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны.

Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали, что уровень кортизола (гормона стресса) во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации.

Помогает в психотерапии

Существует метод библиотерапии: специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах. Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом.

Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж (и читатель) растет над собой и формирует новые убеждения и ценности.

Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем. В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них. Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии.

Читайте также

Книга как лекарство. От некоторых психических расстройств прописывают чтение — и оно помогает

Похожий метод — сказкотерапия, когда под конкретный запрос клиента подбирают архетипические структурные элементы сказок. Благодаря иносказаниям и символам сказкотерапия помогает человеку обойти психологические защитные механизмы (например, вытеснение и отрицание).

Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо.

Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно. В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы.

Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога. Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица.

Чем полезна художественная литература для человека

Взрослые люди ничуть не меньше детей могут бояться собственных эмоций. Психотерапевт Сьюзен Форвард в книге «Токсичные родители» рассказывает, как сказка помогает тем, кто пережил в детстве насилие, справиться с психологической травмой. Сьюзен просит клиента написать сказку, которая описывает его травмирующую историю, но в волшебном мире. Клиент превращается в главного героя, положительного персонажа, а токсичный родитель, например, в чудище. Конец у такой сказки должен быть счастливым.

Приносит удовольствие и успокаивает

Американский психолог Михай Чиксентмихайи изучал тему счастья. Он пришел к выводу, что максимальное удовольствие от любого процесса наступает, когда мы полностью поглощены деятельностью, а всё остальное становится неважным. Он назвал это состояние потоком.

В состоянии потока искажаются чувство времени и самосознание: теряется ощущение времени и места, собственное «я» отходит на второй план. Читая увлекательную книгу, мы находимся в потоке. Тогда включается активная визуализация: мы отчетливо представляем всё, о чем читаем.

Поначалу чтение может казаться трудной задачей, ведь мозгу придется поднапрячься, чтобы сконцентрироваться на буквах. А когда речь идет о художке, еще и польза не очевидна и мотивации может быть недостаточно. Но если преодолеть инерцию и позволить тексту захватить воображение, мы начинаем отдыхать и получать удовольствие. Люди, которые по-настоящему кайфуют от чтения, одной из причин называют возможность отвлечься и уйти от бытовых хлопот.

Возможно, именно поэтому, несмотря на постоянный рост спроса на нон-фикшн, художественная литература всё еще популярна среди читателей. По словам Дмитрия Яронова, директора по маркетингу департамента художественной литературы издательства «АСТ», фикшн занимает около 21% рынка, а прикладная — всего 13,5%. Больше всего читают современную прозу, а также фантастику и фэнтези — жанры, которые, возможно, лучше других помогают забыть о реальности.

Сергей Лавлинский, доцент РГГУ, филолог и литературовед:

«Литература дает человеку возможность посмотреть на мир с разных точек зрения, обнаружить в себе что-то новое. В чужом обнаруживаешь свое, а в своем — чужое. Во время чтения читатель сотворит с автором».

Чтение художественной литературы — творческий процесс. Потребление нон-фикшна можно сравнить с лекцией эксперта, на которой мы только сидим, слушаем и запоминаем. А художественное произведение больше напоминает семинар, где можно прислушиваться к разным мнениям, принимать разные стороны, дискутировать и задавать вопросы, размышления над которыми принесут плоды и после того, как книга будет прочитана.

Источник