Чем полезна дыхательная гимнастика стрельниковой для детей

Чем полезна дыхательная гимнастика стрельниковой для детей thumbnail

12 апреля 2016

Аверьянова Света

Главная картинка

Важность правильного дыхания для здоровья понимали в древности и осознают современные врачи. Методики обучения и лечения людей с помощью насыщения органов и крови кислородом разрабатывались в Древнем Китае и Индии. В России самой известной системой дыхательного оздоровления стала дыхательная гимнастика Стрельниковой. В чем ее особенность, как использовать самостоятельно, поговорим в нашей статье.

Краткая история создания

Автором уникальной методики дыхательной гимнастики, оказывающей положительное влияние на весь организм, является Александра Северовна Стрельникова. Она была оперной певицей. Нагрузки на связки, срыв голоса были знакомы ей по роду деятельности. Чтобы быстрее восстановиться после концертов, она придумала специальную систему дыхательных упражнений. Занималась по ней сама, учила коллег, тренировала дыхание дочери, которая страдала сердечным заболеванием.

Александра Николаевна Стрельникова

Результаты тренировок поразили автора и учеников. Дочь Стрельниковой излечилась от болезни, один из коллег певицы, Михаил Щетинин, избавился от бронхиальной астмы. Вокалисты приходили к Александре Северовне за помощью, чтобы восстановить голос, научиться правильно дышать для поддержания здоровья.

В 1973 году певица запатентовала свою дыхательную методику, выпустила несколько научных работ, обосновывающих ее положительное влияние на организм человека. Первоначальная задача гимнастики — восстановление голоса – отошла на второй план.

Александра Северовна делала упор на оздоровительную сторону упражнений для детей и взрослых.

О разработке узнали во всем мире, до сих пор гимнастику Стрельниковой называют не по имени создателя, а просто «русской национальной системой дыхания».

Суть гимнастики заключается в тренировке правильных вдоха и выдоха. Они отличаются глубиной, интенсивностью, частотой. В процессе выполнения дыхательной гимнастики и насыщения организма кислородом с телом, внутренними органами и системами происходят чудеса. Можно сказать, что они перерождаются, начинают жить заново, наконец-то обретая необходимое количество энергии.

В чем польза

дети дышат

Дыхание по Стрельниковой для детей и взрослых не входит официально в общий перечень ЛФК, но методика изучалась всесторонне в медицинских центрах. По данным исследований и из опыта практического применения гимнастики можно сделать следующие выводы о пользе упражнений:

  • повышается тонус организма;
  • активизируется иммунитет;
  • ускоряются обменные процессы;
  • исправляется осанка;
  • восстанавливается носовое дыхание;
  • укрепляются мышцы грудной клетки;
  • налаживается кислородный обмен;
  • легче корректируются речевые нарушения;
  • укрепляются голосовые связки;
  • улучшается работа ЖКТ, ЦНС;
  • ликвидируются изменения в легких и бронхах;
  • снижается количество простудных заболеваний, ОРВИ.

Дыхательная гимнастика по по методике Александры Северовны для детей дошкольного возраста, подростков, взрослых оказывает положительное влияние на терапию некоторых патологий:

  • сахарный диабет;
  • бронхиальная астма;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • язвенные поражения желудка, кишечника;
  • энурез;
  • заикание;
  • аденоиды;
  • остеохондроз;
  • неврозы.

Метод дыхания Стрельниковой показывает отличный результат, поэтому его используют как профилактику нарушений в работе органов и систем организма и как вспомогательную терапию к медикаментозному лечению.

Сравнение дыхательных упражнений

Существует несколько видов дыхательных систем. Это методика Бутейко, хатха-йога и другие. Они построены на следующих принципах:

  • глубокий вдох;
  • задержка дыхания;
  • замедление дыхания;
  • вдохи–выдохи с физическими нагрузками;
  • дыхание в состояние покоя.

Гимнастика Стрельниковой имеет ряд отличий от традиционных методик:

Дыхание по СтрельниковойКлассические дыхательные упражнения
Нужно делать точное число вдохов – 96. Оптимальная частота – 60–70 за 1 минуту.Частота дыхания устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от возможностей пациента. Среднее количество вдохов – 18/1 мин.
Необходимо добиться учащения сердечного ритма за счет увеличения количества вдохов за минуту, активных движений руками, мышцами грудной клетки.Ритм сердца снижается или остается нормальным (60–70 ударов в минуту).
Вдохи резкие, короткие, через нос, выдохи произвольные.Дыхание спокойное. Вдох глубокий, выдох растянутый.
Цель пациента: вдохнуть в момент сопротивления мышц грудной клетки.Тело помогает дышать, грудная клетка открывается потоку воздуха.

Гимнастика Стрельниковой резко отличается от всех остальных подходом к дыханию, силой нагрузки на мышцы и органы. Систему певицы называют парадоксальной, но положительно оценивают методику, исходя из результатов применения.

Показания и противопоказания

Изучением положительного и отрицательного воздействия упражнений Стрельниковой занимался ее коллега и ученик Михаил Щетинин. Список показаний и противопоказаний к прохождению подобной терапии опубликован в книге «Дыхательная гимнастика», изданной совместно с дочерью Александры Северовны – Александрой Николаевной Стрельниковой.

Книга Стрельниковой

Разрешены и рекомендованы упражнения при следующих заболеваниях:

  • хронический гайморит, синусит;
  • нарушения носового дыхания, хронический насморк;
  • язвы ЖКТ;
  • аденоиды (I–II степень);
  • сколиоз, нарушения осанки;
  • частые ОРВИ, ОРЗ;
  • хронические болезни бронхов и легких;
  • психосоматические заболевания;
  • остаточные процессы туберкулеза;
  • логоневрозы, ЗРР.

Не рекомендуется делать зарядку по описанной выше методике Стрельниковой малышам со следующими патологиями:

  • эпилепсия;
  • тяжелые заболевания головного и спинного мозга;
  • повышенное глазное и внутричерепное давление;
  • инфаркт, инсульт в анамнезе;
  • болезни сердца в стадии истощения, декомпенсации;
  • переломы;
  • постоперационный период;
  • лихорадка с повышением СОЭ;
  • тромбофлебит;
  • остеопороз.

Основные правила гимнастики

Выполнять дыхательные упражнения по методу Стрельниковой нужно, строго соблюдая правила вдоха и выдоха. Цель занятий: сформировать навык правильного насыщения организма кислородом.

Дыхательная гимнастика выполняется следующим образом:

  1. Вдыхать нужно только через нос. Воздух вбирается быстро, резко, коротко. Для упрощения процесса делайте вдох шумно.
  2. Кислород посылается глубоко.
  3. Вдох делается часто, каждую секунду.
  4. Разбейте стрельниковскую сотню (96 вдохов–выдохов) на циклы. Для детей – по 4 вдоха, для взрослых – по 8. То есть малыши вдыхают по 4 раза каждую секунду, отдыхают 3–5 секунд, потом продолжают гимнастику опять, делая всего 24 цикла. Взрослые дышат 12 циклов по 8 упражнений. Перерыв тот же.
  5. Выдох делается произвольно через рот или нос. В момент выталкивания воздуха думать о выдохе не нужно. Он проходит самостоятельно.
  6. Одновременно с дыханием совершаются движения руками, грудной клеткой, головой. Набор физических нагрузок зависит от упражнения и возраста пациента.
  7. Мышцы на вдохе должны напрягаться, сопротивляться потоку кислорода.

    Это основное правило для зарядки по Стрельниковой.

  8. На выдохе грудная клетка расслабляется.
  9. Делать зарядку можно стоя, лежа, сидя.

Важно! На первых занятиях , проводимых с детьми в ДОУ нужно отработать навык сжатия грудной клетки. Малыши с рождения привыкли надувать грудь при вдохе. По Стрельниковой, она расширяется после выхода воздуха. Это самый сложный момент, но основополагающий.

важные принципы

Еще несколько рекомендаций

  1. Заниматься гимнастикой по Стрельниковой можно детям с 3–4 лет и взрослым любого возраста.
  2. Делайте зарядку в группе, семьей.
  3. Регулярность выполнения дыхательной гимнастики — залог успеха. Уделяйте упражнениям 5–10 минут ежедневно для профилактики ОРЗ, для хорошего самочувствия; по 40 минут – с целью вылечить заболевание, исправить деформации позвоночника, наладить психосоматическое состояние.
  4. Начинайте занятия с разминки.
  5. Включайте марш, мелодию в ритме строевого шага.
  6. Придерживайтесь метода носового дыхания в повседневной жизни, вне занятий гимнастикой.

С чего начать занятия (упражнения)

Зарядка по Стрельниковой для детей ДОУ базируется на трех основных упражнениях. Их нужно освоить в первую очередь, впоследствии использовать как разминочные.

«Ладошки»

упражнение ладошки

Дошкольники стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой.

Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох.

Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).

«Насос»

упражнение насос

Дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох.

На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем мышцы груди. Отдыхаем 3–5 секунд.

Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).

«Погончики»

упражнение погончики

Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела.

После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.

Игры и упражнения

Детский вариант дыхательного комплекса на одном занятии состоит из трех этапов:

  1. разминка;
  2. выполнение базовых упражнений (3–4);
  3. игры.

Приведем набор заданий для детей без индивидуальных особенностей. Цель занятия: укрепить иммунитет, выправить осанку, наладить носовое дыхание, создать комфортное психологическое состояние. Дополнительная задача к уроку: развитие речи, моторики, физической силы и выносливости.

Разминка

Состоит из основных упражнений: «Насос», «Ладошки» и «Погончики». Задания выполняются стоя, в хорошем ритме под музыку.

Следите за темпом и глубиной вдохов, выдох дети делают из рта или носа, по желанию.

Для малышей 3–7 лет достаточно проводить по 4 вдоха на 24 дыхательных цикла; подросткам и взрослым по 8 вдохов – 12 циклов.

Важно! Вместо музыки можно использовать ритмичные стихотворения. Читайте громко, отстукивайте темп ладошкой или шагами. Каждый шаг — вдох, остановились (пауза) — выдох.

Базовые упражнения

В один урок включайте два–три задания, меняйте их очередность, набор каждую неделю, если тренируетесь регулярно. Дошкольникам ДОУ подойдут следующие упражнения:

базовые занятия

«Повороты»

Дети фиксируют голову прямо. Задача: поворачивать голову влево–вправо. Корпус в это время остается на месте, руки внизу. В начале поворота вдыхаем, при возвращении головы в исходное положение выдыхаем. Делаем по 4 поворота, затем следующий цикл. Между ними отдых 3 секунды.

«Кошечка»

Ребенок расставляет ноги чуть-чуть, руки сгибает в локтях и прижимает к телу. Важно сжать бока, чтобы они не раздувались при вдохе. Следите за прямотой спины.

На вдохе приседаем не до конца, чуть разворачиваем тело вбок, выбрасываем руки вперед, как будто что-то хватаем. На выдохе встаем. Повороты чередуем.

«Обними плечи»

Дошкольники держат руки на плечах, локти параллельно полу, в стороне. На вдохе руки обнимают плечи, сжимая грудь с максимальной силой. На выдохе возвращаемся в начальное положение. Глаза должны смотреть вперед, голова – не изменять положения.

«Ушки»

Малыши стоят, голова прямо. На вдохе ушки приближаются к плечу поочередно, на выдохе возвращаются назад.

«Шаги»

Дети стоят прямо. Поднимают одну ногу вверх, согнув в колене, вдыхают, опускают ногу — выдыхают.

Ноги нужно чередовать. Руки можно держать на поясе или опустить вниз.

Важно! Для индивидуальных занятий выбирайте упражнения с учетом проблем со здоровьем у детей. На групповых выполняйте любые из предложенных.

Посмотрите, как замечательно учитель делает гимнастику с ребятишками в этом видео:

Игры

Зарядку, даже лечебную, нужно проводить весело. Закончите занятие любой из нижеописанных игр. Они основаны на методе Стрельниковой, выполняются детьми с большим удовольствием.

«Водолаз»

Попросите детей представить себя искателями жемчуга, водолазами без кислородного баллона. Им нужно набрать воздух, делать это необходимо несколько раз, не выдыхая. Вдох делается носом, коротко и шумно (2–3 раза).

Потом они задерживают дыхание и ныряют (садятся на корточки). Победит тот, кто выплывет последним.

«Собираем грибы» (аналог упражнения «Насос»)

Читайте стихотворение про сбор грибочков в лесу. Дети маршируют по кругу, при каждом наклоне за грибом шумно вдыхают через носик, разгибаются — выдыхают. Каждый должен собрать по 10 грибочков.

Упражнения при заболеваниях

Методика Стрельниковой используется в качестве вспомогательной терапии некоторых заболеваний. Упражнения подбираются индивидуально для каждого случая и пациента, поэтому зарядка помогает добиться хороших результатов.

Есть общие рекомендации по включению заданий в лечебный курс:

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при аденоидах у детей состоит из упражнений «Кошка» и «Шаги». Другие задания включаются по желанию ребенка и родителя.
  2. При астме, удушье в ремиссии, частых кашлях включите в систему упражнения «Насос», «Повороты», «Обними плечи».
  3. Для избавления от логоневрозов подходят задания «Обними плечи», «Насос» с одновременным проговариванием скороговорок, чистоговорок.

На заметку! Для упрощения выстраивания хода занятий, быстрого усвоения ребенком методики выполнения упражнений нужно скачать картинки, схемы, подробные инструкции в Сети. Имейте их под рукой в процессе урока, изучайте и пробуйте выполнить в спокойной обстановке до начала апробирования метода.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Метод дыхания вокалистки изучался со всех сторон. Противники системы оздоровления говорят о его негативном влиянии на организм у небольшого числа пациентов. Выражается это следующим образом:

  1. В процессе выполнения заданий у людей повышается частота сердечного ритма. У пациентов с кардиологическими нарушениями это вызывает аритмию, приступ ишемии.
  2. Резкие вдохи оказывают сильнейшее давление на сосуды, легкие, бронхи. Объем дыхательных и кровеносных органов увеличивается резко. Если легкие, бронхи деформированы, то может нарушиться их двигательная, дыхательная функция из-за спазма. Это опасно при астме, одышке, приступах удушья.
  3. Количество кислорода в крови увеличивается за короткий период времени. Потом происходит обратная реакция: организм испытывает его недостаток, изменяется уровень рН (становится щелочным). Мозг на это реагирует спазмом. У человека возникает ощущение эйфории, повышенной возбудимости, активности.

Автор методики и ее последователи не зря обращают внимание на противопоказания к выполнению упражнений. В тяжелых состояниях, при плохом самочувствии, серьезных патологиях дыхательной системы, сердца, сосудов заниматься по системе маршевого вдоха–выдоха не рекомендуется.

Желательно вовсе отказаться от подобных экспериментов или снизить нагрузки, составить индивидуальную схему нетрадиционной терапии вместе с лечащим врачом.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/fizicheskoe/dykhatelnaya_gimnastika_strelnikovoj_dlya-detej.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник

Известная на весь мир дыхательная гимнастика Стрельниковой датируется 30-40 годами, и тогда позиционировалась как способ для восстановления голоса (А.Н. Стрельникова была певицей). Официально зарегистрирована в 1972 году и получила патентную экспертизу: автору, Александре Николаевне, было выдано специальное свидетельство о признании метода лечебным.

Органы дыхания отвечают за 4 функции/возможности человека: дыхание, речь, крик и пение. Самой сложной как раз является пение. А это значит, если дыхательные упражнения способны восстановить голос, то и на более простые функции, к которым в т.ч. относится дыхание, окажут еще большее положительное действие. Догадка была доказана на практике – благодаря этому методу ученик и последователь Стрельниковой, Михаил Щетинин, избавился от бронхиальной астмы, которая мучила его долгие годы.

Суть и положительное влияние гимнастики

Гимнастика является единственной в своем роде по технике выполнения и дает действительно потрясающие результаты.

  • Вдох — при всех упражнениях короткий, резкий, шумный вдох носом (3 вдоха в течение 2х секунд), который совершается на пике движений (упражнений), сжимающих грудную клетку.
  • Выдох — выдыхать нужно произвольно, через рот. Выдох является пассивным, а точнее, на нем вообще нельзя концентрироваться: считается, что организм сам выбросит лишний воздух.

Во время занятий в работу включаются все части тела, что вызывает общую, выраженную физиологическую реакцию организма и, соответственно, повышенную потребность в кислороде.

  • Все упражнения выполняются параллельно с дыханием. Это приводит к усилению тканевого дыхания и помогает всем тканям организма лучше усваивать кислород и активировать все обменные процессы.
  • Особый вдох приводит к раздражению обширной зоны рецепторов, расположенных на слизистой оболочке носа. Рецепторная зона обеспечивает рефлекторные связи полости носа практически со всеми органами. Это определяет самый широкий спектр воздействия упражнений, помогает в лечении различных заболеваний практически всех органов и систем, но самое сильное влияние оказывают на органы дыхания и особенно актуальны при бронхите, астме, ОРВИ.
  • Вдох «отправляет» вдыхаемый воздух в самые глубокие отделы бронхов, благодаря чему легкие наполняются воздухом полностью. Жизненная емкость легких уже после 1го занятия увеличивается на 0,1-0,3 л. Нормализуется газовый состав крови, артериальная кровь содержит больше кислорода. Поскольку вдохи проходят параллельно активным движениям, в работу в полном объеме включается и диафрагма. Как известно, это самая сильная мышца, которая участвует и в дыхании, и в звукообразовании. Также реализуется так называемый диафрагмальный массаж почти всех органов брюшной полости.
  • Параллельно кислородом насыщается и кора головного мозга, что приводит к улучшению работы всех центров, регулирующих функции организма.
  • Реализуется процесс саморегуляции обменных процессов.

Механизм действия

Самая главная особенность упражнений – это использование форсированного вдоха с вовлечением диафрагмы. Во время тренировки обязательна концентрация именно на вдохах: о них нужно думать, на них следует концентрироваться и их обязательно считать.

Большое количество повторов (1-5 тысяч вдохов-движений за 60 мин) и регулярная, ежедневная тренировка (двукратно в сутки, утром и вечером) уже за 12-15 занятий гарантируют укрепление дыхательных мышц, восстановление дыхательной функции, укрепление мышц грудной клетки, и начало устранения деформаций позвоночника (для полной нормализации потребуется большее время).

Значительная нагрузка не приводит к накоплению молочной кислоты в мышцах, а значит, во время и после занятий не возникает болей.

Более подробно остановимся на пользе упражнений при заболеваниях бронхолегочной системы. Увеличение экскурсии грудной клетки приводит к усилению ее присасывающего действия. Это улучшает лимфо- и кровообращение. Гипервентиляция легких приводит к механическому растяжению бронхо-альвеолярного звена и активирует рассасывание экссудата. Приостанавливается развитие спаечного процесса, расправляются ателектазы. Регулярные занятия позволяют значительно уменьшить объем лекарственной терапии, а в ряде случаев и полностью отказаться от нее (при бронхиальной астме, хроническом бронхите).

Преимущества метода

  • Отсутствие материальных затрат и особых условий для занятий.
  • Практически полное отсутствие противопоказаний, о которых мы упомянем ниже, в том числе, возрастных. Исключение составляют тяжелые, лежачие больные, пациенты в коме, совсем маленькие дети, которые в силу возраста не способны понять технику выполнения.
  • Помимо прямого лечебного эффекта, занятия снимают усталость, повышают жизненный тонус, дарят отличное настроение, бодрят, улучают память. Эти «бонусы» особенно важны для студентов, школьников, людях, занятых в стрессовых профессиях.
  • Сочетание с привычными циклическими упражнениями, такими как бег, ходьба, плавание.
  • Возможность проведения параллельно лекарственному лечению.
  • Восстановление измененных органов и систем и профилактика болезней.
  • Дыхание, которое происходит во время движения, позволяет восстановить энергетический баланс организма.
  • Профилактическое применение метода у детей-школьников позволяет снизить частоту ОРВИ в 2-4 раза.
  • Всего за 10-15 минут самых незамысловатых занятий появляется абсолютно другое самочувствие: человек чувствует легкость, бодрость и отличное настроение. А это значит, что за минимальный срок, совершенно бесплатно можно получить максимальный результат. А при нынешнем темпе жизни это очень актуально!

Дыхательная гимнастика после перенесенного коронавируса

Эта гимнастика помогает тем, кто восстанавливается после перенесенного коронавируса, ее рекомендует многие врачи пульмонологи. К примеру, говорит врач-пульмонолог Ольга Богуш Пироговского центра (КДЦ Арбатский):

«Даже при легком течении ковида многим не удается избежать осложнений. У пациентов наблюдается синдром хронической усталости и выявляется фиброз — состояние, когда нормальная ткань замещается соединительной (возникают рубцы), как следствие — дыхательная поверхность легких уменьшается. При поражении небольших участков, человек мало это замечает, а если фиброз более выражен, появляется одышка.

Поэтому обязательно следует заниматься физическим восстановлением — дыхательными упражнениями, укрепляющими мышцы, которые отвечают за вдох и выдох. Постковидным пациентам я прежде всего рекомендую «парадоксальную» гимнастику, которую разработала Александра Стрельникова. В рекомендациях Минздрава, также указано, что полезно практиковать йоговское дыхание — и диафрагмальное, и полное. Эти дыхательные практики по способу выполнения отличаются, но на состоянии легких хорошо сказываются и та, и другая.»

  • симптомы и лечение коронавируса,
  • как отличить коронавирус от ОРВИ,
  • Пневмония при ковиде
  • Ингавирин при коронавирусе,
  • Нобазит при ковиде
  • Азитромицин при ковиде
  • Макролиды (список препаратов)
  • КТ при ковиде

Показания

«Парадоксальная гимнастика» показана практически при всех заболеваниях и любом неблагополучии со здоровьем. Основные показания для дыхательных тренировок:

  • невротические состояния и хронические депрессии;
  • заикание;
  • миопия;
  • воспаление легких и бронхов;
  • бронхиальная астма, ХОБЛ;
  • вазомоторный ринит в острой и хронической формах;
  • ОРВИ;
  • заболевания аллергической природы, в т.ч., сезонный поллиноз;
  • туберкулез легких;
  • сердечные заболевания;
  • гипертония;
  • вегетососудистая дистония;
  • инфаркты и инсульты в анамнезе;
  • нарушение сердечного ритма;
  • головные боли;
  • эпилепсия;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата, в т.ч., сколиозы;
  • нарушения работы щитовидной железы;
  • сахарный диабет;
  • воспалительные заболевания кожи;
  • период беременности;
  • импотенция;
  • ожирение. Рекомендована и для похудения при незначительном избытке массы тела;
  • курение.

Помимо улучшения состояния при различных заболеваниях органов дыхания: бронхиальной астме, ХОБЛ, хронических бронхитах и пр., гимнастика помогает:

  • Для позвоночника — тренировка помогает устранить сутулость, помогает создать пружинистую, легкую походку, делает тело пластичным и гибким. При регулярных и постоянных занятиях гимнастика Стрельниковой для детей и подростков со сколиозами и нарушениями осанки дает очень хорошие.
  • Восстановление носового дыхания даже у тех пациентов, которым не помогло оперативное вмешательство — один из многочисленных положительных эффектов. Даже при свободных носовых ходах пациенты продолжают по привычке дышать ртом в связи с тем, что у них сформирован комплекс условно-рефлекторных связей, в которых принимают участие высшие отделы центральной нервной системы. Чтобы закрепить когда-то утраченный навык носового дыхания, требуется время и упорство пациента. Именно в этом случае особая техника дыхания просто незаменима и помогает значительно укоротить период восстановления.
  • Зрение — занятия приостанавливают падение зрения, а при хорошем раскладе позволяют улучшить его на 2-3 диоптрии. Это позволяет детям и взрослым с близорукостью сохранить зрение и улучшить его остроту.
  • Заикание — дыхательная гимнастика изменяет стереотип дыхания, вырабатывая предельно глубокий вдох. Если параллельно этому проводить еще и специальные звуковые упражнения, то можно добиться хороший результатов при заикании.
  • Обоняние — стимуляция обширной рефлексогенной области слизистой носа обеспечивает рефлекторную связь с обонятельным центром. Это позволяет добиться улучшения обоняния.
  • Мочеполовая система — великолепное тонизирующее и укрепляющее действие упражнения гимнастики Стрельниковой оказывают на мочеполовую систему:
    • Ликвидируют энурез, помогают нормализовать менструальный цикл и устранить боль во время менструаций.
    • Отличный терапевтический эффект тренировка оказывает при варикоцеле у подростков и юношей. Упражнения из «Урологического комплекса» и специальный массаж позволяют устранить фимоз и крипторхизм.
    • В большинстве случаев глубокое дыхание помогает нормализовать половую функцию, повысить потенцию, особенно у молодых мужчин.
    • При регулярном применении того же «Урологического комплекса» удается избавиться от такого диагноза, как хронический простатит.
    • Так называемый «Гинекологический комплекс» помогает в лечении женских заболеваний — миомы матки, трубной непроходимости, эндометриоза, кисты яичников.
    • Многочисленные положительные примеры применения тренировок во время беременности позволяют применять ее и у этой категории населения.
  • Послеоперационный период — в течение определенного времени данная техника активно применялась в хирургических отделениях ГКБ № 50 г. Москвы. У всех пациентов был отмечен высокий заживляющий эффект после вмешательств по иссечению паховых грыж. В целом, тренировка в раннем послеоперационном периоде после резекции желудка, удаления желчного пузыря, экстирпации матки, аппендэктомии помогала быстрейшему и полному заживлению послеоперационных швов.
  • При туберкулезе — в ЦНИИ туберкулеза РАМН в начале 1992 года был проведен научный эксперимент по внедрению Стрельниковской техники дыхания в комплекс лечения и реабилитации подростков, страдающих туберкулезом легких. Было отмечено значительное улучшение ЭКГ, гемодинамики и функции внешнего дыхания. Происходило быстрое рассасывание инфильтративных очагов и укорачивался период заживления полостей распада. До сих пор этот метод официально используется в комплексном лечении туберкулеза легких у детей и подростков.

Положительные отзывы врачей о гимнастике Стрельниковой и официальное признание метода, как лечебного, являются лучшей гарантией эффективности тренировок. Но, как и любой другой метод лечения, тренировки требуют регулярности и соблюдения техники выполнения.

Тренировкой можно заниматься одновременно с применением лекарственных терапии. Полностью здоровые люди могут использовать метод Стрельниковой для профилактики.

Противопоказания

  • Острые состояния с повышенной температурой тела;
  • Тяжелые патологии и общее неудовлетворительное состояние;
  • Острые тромбофлебиты;
  • Внутренние кровотечения.

В любой случае, если имеется хроническая или острая патология, без предварительной консультации с лечащим врачом самостоятельно назначать себе данную тренировку не рекомендуется.

Особенности упражнений и что необходимо для их выполнения

Как научиться дышать по Стрельниковой?

Чтобы обучиться особой технике дыхания и упражнениям, лучше всего смотреть гимнастику Стрельниковой на видео: тут актуальна пословица, что лучше один раз увидеть, нежели 100 раз услышать. К тому же это бесплатно. Техника несложная, ею легко овладевают и дети, и пожилые люди.

Главное условие для упражнений – доступ свежего воздуха, то есть лучше всего проводить тренировки на свежем воздухе или на балконе, в крайнем случае с открытыми форточками или окнами.

В чем парадоксальность метода? Во время вдоха грудная клетка находится в сжатом состоянии, а не в привычном, расширенном. Несмотря на это, тренировка не вызывает усталости, а вентиляция легких увеличивается пятикратно.

  • Техника дыхания: энергичный вдох – пассивный выдох.
  • Воздух вдыхается через нос шумно и быстро как шмыганье носом, выдох происходит через полуоткрытый рот без усилий.
  • Все движения выполняются синхронно с вдохами.

Как часто выполнять дыхательные упражнения

Как метод лечения, тренировки проводятся дважды в день, по 1500 вдохов, утром и вечером, до еды или через час после того, как покушали.

Как метод профилактики, «дышат» по утрам, заменяя общепринятую утреннюю гимнастику, либо в вечернее время, чтобы устранить усталость, которая накопилась за день. Простые и доступные занятия отлично тренируют все тело, с головы до ног, обеспечивая прилив крови к внутренним органам. Это и определяет широкий перечень показаний для дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Расписание занятий:

  • Начинать лучше с первых 3 упражнений и выполнять их 2 раза в день.
  • Каждый день нужно прибавлять по одному упражнению из комплекса, пока не подключатся все 11 приемов.
  • Отдых между движениями сначала должен быть 10-15 секунд, к завершению освоения комплекса этот перерыв должен быть 3-5 секунды.
  • Тренировки проводят в течение всей жизни: они заменяют традиционную утреннюю гимнастику, фитнес и другой спорт.

Комплекс упражнений по Стрельниковой в картинках

Всего за 8 минут в день постепенно можно вылечиться от заболеваний, которые долгое время лишали человека нормальной и полноценной жизни и требовали серьезной лекарственной терапии (или, как минимум, значительно улучшить свое состояние здоровья). Ниже мы опишем все упражнения, однако нагляднее и понятнее технику выполнения лучше посмотреть на видео. Можно посмотреть и гимнастику Стрельниковой в картинках.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно отменять врачебные назначения и отказываться от препаратов, которые предписаны для лечения. Также с лечащим врачом следует обсудить возможность применения метода Стрельниковой.

Помним: вдыхать нужно сильно, резко, через нос, а выдыхать ртом, произвольно. Частота движений составляет 100-120 в минуту, продолжительность занятия – полчаса. Движения (упражнения) со 2 по 10 делают в 12 подходов по 8 вдохов (итого 96).

1. ЛадошкиЧем полезна дыхательная гимнастика стрельниковой для детей

Стать прямо, руки согнуть в локтях и поставить их ладонями вверх. Сделать 4 ритмичных вдоха, сжимая ладошки в кулак. Опустить руки, отдохнуть 4 секунды. Свободно выдохнуть ртом. Сделать 24 подхода.

 2. Погончики Чем полезна дыхательная гимнастика стрельниковой для детей