Чем полезна дыхательная гимнастика для детей с овз

Использование дыхательных и физических упражнений с детьми с ОВЗ
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
В первые месяцы обучения логопед сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В предложенном ниже комплексе упражнений использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова).
Формирование диафрагмального дыхания
Упражнение 1. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение 2. «Часики»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнение 3. «Щука»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
Упражнение 4. «Наклоны»
Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):
Тук,тук,тук,тук, тук, тук (руки вперед, вверх),
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).
Упражнение 5. «Шагают ножки»
Во время ходьбы на месте — руки вверх — вдох, опустить руки — выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам,
В ямку — бух! (Присесть.)
Дифференциация носового и ротового дыхания
Упражнение 6. «Вдох-выдох»
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша.
Как? Покажем малышам.
Упражнение 7. «Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).
Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания
Упражнение 8. «Деревце качается»
Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя)
Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево).
Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)
Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).
Упражнение 9. «Осенние листики»
Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)
На веточках сидели.
Дунул ветерок (подуть на листочки),
И мы полетели (легкие взмахи руками),
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели (присесть).
Упражнение 10. «Одуванчик»
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелек.
Упражнение 11. «Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
Упражнение 12. «Пила»
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя — вдох, руки от себя с замедлением движения — выдох.
Пила, пила
Пили живей,
Мы домик строим
Для зверей.
Упражнение 13. «Повороты»
Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.
Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Упражнение 14. «Перекаты»
Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.
Ты носочки поднимай,
Ты носочки опускай.
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка — на дудочке,
Петушок — на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.
Упражнение 15. «Хлопки»
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик,
Целый день играет ежик.
С барабаном за плечами,
Ежик в сад забрел случайно.
Упражнение 16.«Стирка»
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю.
Упражнение 17. «Ищем землянику»
Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе — выдох. Выпрямиться — вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги — быстро собираем ее, придется опять наклониться.
Мы шли, шли, шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ищем ягодку опять.
Упражнение 18. «Колеса»
Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.
Катились колеса,
Колеса, колеса,
Катились колеса,
Все влево, все косо.
Скатились колеса
На луг под откос,
И вот что осталось
От этих колес.
Упражнение 19. «Зайка скачет»
Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.
Прыг-скок, прыг-скок,
Зайки скачут: скок-поскок
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг — зайчонок под кусток.
Упражнение 20. «Зарядка»
Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.
Все выходят по порядку (ходьба на месте),
Дружно делают зарядку:
Влево-вправо! Влево-вправо (наклоны)!
Получается на славу (присесть)!
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть (потрясти руками)!
Теперь можно отдохнуть (встряхнуть ступни ног).
Раз-два! Раз-два (наклоны туловища)!
Замелькали пятки (бег на месте),
Как чудесно босиком (бег на носках)
Бегать на зарядке (бег на пятках)!
Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки (соответствующие движения),
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Вот так, вот так:
Присесть и разогнуться.
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно отдохнуть.
Развитие речевого дыхания
Упражнение 21. «Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».
Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки)
Надо лапочки погреть (подуть на них).
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать (поскакать).
Упражнение 22. «Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками),
Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).
Упражнение 23.«Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».
Мчится поезд
Во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками):
Чух-чух! Чух-чух!
Паровоз гудит (остановиться):
У-у-у-у-у-у-у (погудеть).
Упражнение 24. «Петушок кричит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у ».
Тихо-тихо все кругом (сидеть на корточках),
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх),
Всех ребяток разбудил (подняться на носки):
«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
Упражнение 25. «Ребята заблудились»
Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау».
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричали в лесу:
Ау-ау-ау!
Упражнение 26. «Буква О»
Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Не под окном, а около (руки вверх, в стороны, кругом)
Каталось О и охало (дважды плавные круговые движения перед собой),
О охало, О охало (те же движения)
Не под окном, а около (руки в стороны, вниз).
Источник
Статья:
В работе c детьми с ОВЗ мы используем дыхательную гимнастику, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.
Дыхательная гимнастика — это система упражнений направленная на оздоровление организма, которая решает ряд следующих задач:
— насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
— нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произношению звуков.
Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физминутках и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-улучшают нервно-психическое состояние;
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Приведём несколько примеров упражнений.
Упражнение 1. ПУЗЫРИ
Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щёчки — пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 — 3 раза.
Упражнение 2. НАСОС
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает — вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 — 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту — ту — ту — ту.
Как машинка гудит? Би — би. Би — би.
Как «дышит» тесто? Пых — пых — пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Упражнение 5. Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Тема: Дыхательная гимнастика как альтернатива физкультминуткам для детей с ОВЗ обучающихся в инклюзивных классах
Дыхательная гимнастика адаптированная для младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах.
С каждым годом педагоги отмечают более высокий процент ослабленных детей, чаще и длительнее проистекает заболеваемость, дети быстро устают. Нехватка кислорода (например при насморке) отражается на обучаемости, успеваемости, настроении, здоровье ребенка.
Дыхательная гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой, оказывает не только биологическое, но и психотерапевтическое воздействие на организм. Эти простые и развлекательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребенка, что, в свою очередь, влечет за собой массу полезных реакций организма: улучшение кровообращения и лимфотока в области легких, выведение мокроты наружу, улучшение носового дыхания, что позволяет задействовать естественные фильтрационные структуры организма, приводит к постепенному возрастанию эластичности мышц. Увеличение объема воздуха, поступающего в легкие с каждым вдохом, способствует обогащению крови кислородом, улучшению функционирования всех внутренних органов, а также стимулирует деятельность головного мозга и крупных нервных узлов.
Познакомившись с этой дыхательной гимнастикой, я решила попробовать заниматься ею с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками. Я использовала упражнения дыхательной гимнастики как в процессе утренней гимнастики, так и как физкультминутку во время занятий. Для детей это была веселая игра. Результат дыхательной гимнастики виден уже через 1-2 месяца: сокращается заболеваемость, повышается сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, дети хорошо адаптируются к условиям общеобразовательного учреждения, так же повышается уровень обучения.
Список заболеваний, при которых рекомендуется дыхательная гимнастика
Аденоиды, Артрит, Артроз, Бронхиальная астма, Бронхит, Вегетососудистая дистония, Гайморит, Гипертония, Глазные заболевания, Депрессия, Ишемическая болезнь сердца, Насморк, Неврит, Невроз, Нарушения работы щитовидной железы, Остеохондроз, Печеночная колика, Плоскостопие, Почечная колика, Сахарный диабет, Стенокардия, Фимоз
Механизм воздействия
В основе дыхательной гимнастики, разработанной педагогом по вокалу А. Н. Стрельниковой, заложен очень энергичный, резкий вдох, который должен производиться через нос. Именно таким образом можно активизировать функционирование диафрагмы, которая задействована в выполнении дыхательного акта.
Для того чтобы выполняемые упражнения оказались эффективными, необходимо выполнять вдохи с определенной частотой — 3 раза за 2 секунды.
Выдох, в отличие от вдоха, должен производиться без дополнительных усилий. Выполнять его можно через рот или нос.
Занятия стоит начать, из первых 3-х упражнений комплекса.
ВВОДНЫЙ УРОК
Первое упражнение «Ладошки» — разминочное.
Во время выполнения необходимо проделывать по 4 шумных носовых вдоха. Потом (3-5 сек) пауза и опять подряд не останавливаясь 4 шумных носовых вдоха.
Это нужно сделать около 24 раз (4 вдоха), всего выходит около 96 движений («сотня» Стрельниковой). Выдох (невидимый и не слышимый) происходит ртом после вдоха через нос. Выдохи не стоит выталкивать и задерживать! Вдох – очень активный, выдох – достаточно пассивный. Думать только о вдохе, шумном, на все помещение. О выдохе забыть.
Второе упражнение «Погончики» делается по 8 вдохов без остановки («восьмерка»). Потом 4-5 сек отдых и опять 8 вдохов. И таким образом 12 раз (тоже «сотня» 96 движений.
Третье упражнение «Насос» надо сделать 12 раз – 8 вдохов, отдых после каждой «8» 4-5 сек. (При выполнении данного упражнения есть определенные ограничения, которые описаны в основном комплексе).
На данные три упражнения необходимо около 10-20 минут.
Далее осваивайте по одному упражнению каждый новый день.
На второй день добавляйте упражнения «Кошка«, 12 раз по 8 движений.
Дальше нужно добавлять такие упражнения:
«Обними плечи»,
«Большой маятник»,
«Повороты головы»,
«Ушки»,
«Маятник головой»,
«Перекаты»,
«Шаги».
Основной комплекс
Рассмотрим основной комплекс. Стоит повторить правила, которые нужно соблюдать выполняя первые три упражнения.
Правила:
Думать только про вдох носом. Тренировать только вдох. Вдох – резкий, короткий, шумный (хлопок в ладошки).
Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный. Шума при выдохе быть не должно!
Одновременно со вздохом делаются движения, и ни как иначе!
В дыхательной гимнастике Стрельниковой движения – вдохи выполняются в ритме стороевого шага.
Счет выполняется мысленно, и только на 8.
Упражнения разрешено выполнять в любом положении – стоя, лежа, сидя.
Упражнения:
1. «Ладошки»
И.п. (исходное положение) – стоя:
Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.
В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.
Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.
2. «Погончики»
И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.
3. «Насос» («Накачивание шины»)
И.п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч,руки внизу (о.с. – основная стойка). Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном.
В норме упражнение выполняется 12 раз.
Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.
4. «Кошка» (полуприсед с поворотом)
И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.
Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.
В норме упражнение выполняется 12 раз.
5. «Обними плечи»
И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.
В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ. Можно выполнять в разных исходных положениях.
6. «Большой маятник»
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть. Выдыхать произвольно между в вдохами.
В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.
7. «Повороты головы»
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голово посередине не останавливается, шея не напряжена.
Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.
В норме: 12 раз.
8. «Ушки»
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».
Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!
В норме: 12 раз.
9. «Маятник головой» (вниз и вверх)
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох. Поднять голову вверх (смотреть в потолок) — вдох. Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.
В норме: 12 раз. Делать упражнения можно сидя.
10. «Перекаты»
1) И.п. – стоя, левую ногу вперед, правая – назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога – прямые. Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).
Важно помнить:
1 – приседания делается вместе со вдохом;
2 – центр тяжести переносить на ногу, на которой выполняется приседание;
3 – после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.
В норме: 12 раз.
2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.
Данное упражнение делается только в положении стоя.
11. «Шаги»
1) »Передний шаг».
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.
В норме: 8 раз – 8 вдохов.
Это упражнение можно делать в любом исходном положении.
2) «Задний шаг».
И.п. — то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение – выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.
В норме: 4 раза – 8 вдохов.
Основной функцией легких является обмен газов в легочных альвеолах. Чтобы его усилить, требуется нарушить так называемый альвеолярный барьер. Эту задачу и решают дыхательные упражнения, разработанные Стрельниковой. После нескольких коротких и резких вдохов носом, идущих на предельную глубину легких (во время вдоха в легкие попадает в 3-4 раза больше воздуха), происходит усиленный обмен воздуха в альвеолах, при этом его состав приближается к наружному, одновременно происходит активный обмен газами крови.
Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют «жаждой кислорода». И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием. Гимнастика активно влияет на очаги воспаления. Усиливает вентиляцию бронхов, легочной ткани, осуществляет механическое растяжение легких воздухом.
Источник