Чем полезен психолог родителю в детском саду

Чем полезен психолог родителю в детском саду thumbnail

Выступление на родительском собрании:

«Психологическая служба ДОУ»

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалист. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка,  а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.

Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.

Диагностическая работа. 

 Коррекционно – развивающая работа. 

Психологическое консультирование. 

 Психологическое просвещение и профилактика. 

 Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. 

Когда и по какому поводу следует  обращаться к педагогу-психологу:

  • это социальные ситуации:

ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации);

  • развод родителей; конфликты в семье,
  • смерть кого-то из близких;
  • появление нового члена семьи;
  • случаи насилия над ребенком;
  • переезд на новое место жительства и т.д.
  • агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез, энкопрез и т.д.;
  • страхи и тревожность ребенка;
  • проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
  • уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
  • трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
  • проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
  • задержка психического развития, аутизм и др.
  • проблемы поведения,  
  • кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет)
  • вопросы  по воспитанию ребенка
  • родительско – детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
  • чрезмерная активность.

Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог  призван быть на стороне ребёнка.

Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Источник

Консультация для родителей

«ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ?»

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалист. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка,  а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Основная задача  работы педагога-психолога  – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики,  индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности  детей.

Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Читайте также:  Имбирь чем полезен и как принимать

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.

Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.

Диагностическая работа. 

 Коррекционно – развивающая работа. 

Психологическое консультирование. 

 Психологическое просвещение и профилактика. 

 Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. 

Когда и по какому поводу следует  обращаться к педагогу-психологу:

  • это социальные ситуации:

ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации);

  • развод родителей; конфликты в семье,
  • смерть кого-то из близких;
  • появление нового члена семьи;
  • случаи насилия над ребенком;
  • переезд на новое место жительства и т.д.
  • агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез, энкопрез и т.д.;
  • страхи и тревожность ребенка;
  • проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
  • уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
  • трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
  • проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
  • задержка психического развития, аутизм и др.
  • проблемы поведения,  
  • кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет)
  • вопросы  по воспитанию ребенка
  • родительско – детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
  • чрезмерная активность.

Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог  призван быть на стороне ребёнка.

Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Источник

  • Бизнес статьи
  • Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.психолог в детском саду

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог – он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

психологи в детских садах

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.педагог психолог в детском саду

Читайте также:  Грецкие орехи полезные свойства сахарный диабет

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.консультации психолога детского сада

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

занятия психолога в детском саду

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

советы психолога в детском саду

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения – требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.дневник психолога в детском саду

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Источник

Уважаемые родители! Сегодня я хотела бы рассказать о  профессии психолога, вызывающей  достаточно много неоднозначных вопросов, например, «Что конкретно делает этот человек и как он помогает людям? И помогает ли вообще? Обращаются ли к психологу люди здоровые или только больные? Лечит ли психолог или только консультирует и дает рекомендации?» Вопросов в общественном сознании возникает немало, ведь профессия эта относительно новая  и неоднозначная. Чтобы получить помощь, нужно впустить этого человека в свой внутренний мир, а не все готовы это сделать. Ладно еще мы, взрослые, а что насчет детей? К примеру, зачем и кому нужен психолог в детском саду?

      Неизвестность пугает, поэтому попробуем разобрать по полочкам работу психолога и, может быть, тогда она не покажется такой страшной  и непонятной. Ваше внимание я направлю на самые важные моменты, которые могут стать впоследствии полезными.

       Не секрет, что среди многих людей до сих пор распространено мнение, что к психологам обращаются только психи, но в лучшем случае слабаки и нытики. И если вдруг судьба свела вас с этим специалистом, то это надо тщательно скрывать от других или стыдиться. Данная позиция принципиально неверна. Психолог – это человек, который имеет профессиональное образование в сфере психологии, имеет диплом и опыт практический работы. Психологи работают с психически здоровыми людьми, имеющими  разные сложности: в отношениях, собственных переживаниях, нуждающихся в поддержке в трудной жизненной ситуации. Психолог входит в жизнь человека, когда тот не может самостоятельно справиться с накопившимися проблемами, тяжелыми переживаниями, найти ответы  на тревожащие вопросы  или понять причины происходящего.

Читайте также:  Какой творог полезнее сырой или запеченный

       Ошибочно считать психологию медицинской дисциплиной и путать психолога с психиатром и психотерапевтом. Психиатр – это врач, который работает с психопатологией, то есть с нарушениями психики. Его пациенты – люди, страдающие  серьезными душевными расстройствами. Психиатр имеет право (а, следовательно, и несет ответственность) за постановку диагноза и лечение пациента медикаментозными способами. Психотерапевт – по российским законам это врач с базовым медицинским образованием и специализацией  в психиатрии, имеющий  специальное дополнительное образование в области психотерапии. Психотерапевт работает с состоянием острого горя, длительной бессонницы, глубокой депрессии, сильным длительным стрессом, сопровождающимся соматическими (телесными) реакциями (т.е. обострением хронических заболеваний  или возникновением новых). Психолог не обладает медицинским образованием, не имеет права ставить медицинский диагноз, не занимается лечением. Как правило, психологи работают с психически здоровыми людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, испытывающими эмоциональные затруднения, переживающими  кризисные состояния,  пытающимися разобраться в себе. К психологу приходят люди, желающие изменить свое поведение, достичь успеха, обрести уверенность в себе, построить отношения, избежать конфликтов с близким человеком, в семье  и на работе, определить жизненные приоритеты, справиться с подавленным состоянием и найти силы для преодоления трудностей. При возникновении определенных подозрений психолог может только рекомендовать посетить врача, но не в коем случае не принимается за лечение сам.

        Это касалось обще информации о том, кто такой психолог и чем он занимается. Теперь хотелось бы поговорить о том, зачем нужен психолог в детских учреждениях, в частности, в детском саду. Психолог в детском саду – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий  ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях его развития, так и возрастных особенностях и  индивидуальных вариантах. Основные функции психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Детская психология занимается, прежде всего, изучением закономерностей развития  ребенка, и основная задача психолога – обеспечить  это нормальное развитие, предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие отклонения.

      Основные направления деятельности психолога в ДОУ:

 — психологическая диагностика;

 —  коррекционно-развивающая работа;

 — психологическое просвещение и профилактика;

 — психологическое консультирование;

 — организационно-методическая работа.

Психолог в детском саду работает в направлении интеллектуального развития, формирования эмоционально-волевых и  коммуникативных навыков, подготовкой детей к успешному обучению в школе. Отдельно можно говорить о помощи в адаптации. Это прежде всего касается детей младшей группы, когда дети только осваиваются в детском саду, учатся  обходиться без мамы  и папы целый день, привыкают к новому режиму дня, воспитателям и т.д.

Пример из практики. В обычной жизни мы не так часто обращаем внимание на ребенка с точки зрения развития, к примеру, внимания. Представьте родителя, который просыпаясь утром, задается вопросом, а достаточно ли у моей дочери развито внимание, как обстоят дела с его объемом, концентрацией и переключаемостью? Мы видим перед собой здорового ребенка, который            играет, гуляет с друзьями и радуется жизни. Психолог же видит, что девочка живая, активная, у которой, к тому же, отлично развита моторика, но вот произвольность внимания для ее возраста сформирована недостаточно! Другими словами, психолог смотрит на ситуацию под другим углом и с точки зрения  профессиональных знаний и имеет возможность вовремя  скорректировать развитие.

        Занятия психолога с детьми в стенах любого образовательного учреждения, будь то школа либо детский сад, проходят с предварительного  письменного согласия  родителей. В основе сопровождения ребенка психологом лежит принцип добровольного участия, т.е. если родители или законные представители ребенка по каким-либо причинам не желают общения  ребенка с психологом, то специалист брать их на свои занятия не будет. С другой стороны, с группой родителей либо с каждым из них индивидуально может проговариваться, почему их ребенку все же рекомендованы такие занятия. Бывают случаи, когда родители, изначально негативно настроенные против общения ребенка с психологом, все же приходят к понимаю того, что помощь этого специалиста все же требуется. В любой момент родитель имеет право и отказаться от психологического сопровождения его ребенка, если считает, что далее помощи не требуется.

Каким же детям рекомендуется сопровождение психолога в детском саду и не только?

– Детям  с трудностями адаптации к условиям образовательного учреждения;

– тревожным, мнительным детям, имеющим устойчивые либо ситуативные страхи;

– детям, находящимся в состоянии стресса либо переживающим психологическую травму (развод родителей, смерть кого-то из близких, случаи морального либо физического насилия над собой);

– детям, имеющим трудную внутрисемейную обстановку;

– детям с трудностями развития познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер; общую задержку развития;

– детям, имеющими трудности в общении, конфликтным, агрессивным либо, наоборот, слишком застенчивым детям.

          На мой взгляд, как специалиста, единовременная консультация психолога нужна каждому ребенку, посещающему дошкольное учреждение. Это позволит не только выявить возможные отклонения в развитии, но, что является, наиболее важным, провести профилактику их возникновения в будущем.

https://konspekteka.ru/

Автор: Новоторцева Екатерина Аркадьевна

Источник