Чем полезен беговел с медицинской точки зрения

Чем полезен беговел с медицинской точки зрения thumbnail

Юных гонщиков на модных сегодня беговелах видели, наверное, все. И у каждой мамы, при взгляде на несущегося на скорости (пусть и чужого) малыша, невольно сердце сжимается от страха. Не ли опасно это средство для передвижения, есть ли от него польза, и стоит ли сажать на беговел карапуза, который едва начал уверенно ходить?

Разбираемся…

Содержание статьи:

  1. Польза беговела для ребенка – есть ли вред?
  2. Чему может научить малыша беговел?
  3. Безопасность детей при катании и решение проблем
  4. Выбираем беговел правильно!

Польза беговела для ребенка – есть ли вред?

Какими только терминами не называют это чудо на колесах без педалей – и балансбайком, и велосамокатом, и другими модными словами. Самый в наше время популярный в Европе «велобег» вытеснил даже 2-3-колесные велосипеды.

Наконец, это чудо появилось и в России, чему, конечно, обрадовались мамы и карапузы.

Что такое беговел, и «с чем его едят»?

В первую очередь, это, конечно, велосипед. Правда, без колес и с облегченной рамой.

Для малышни постарше модели представлены уже с ручным тормозом и надувными колесами.

Такой «транспорт» приобретают мамы и для детишек 5-6 лет, и для 1,5-годовалых карапузов.

Есть ли польза от беговела для малыша?

Однозначно да!

Данный транспорт развивает…

  • Вестибулярный аппарат, исключая перенапряжение (малыш сам способен регулировать интенсивность нагрузки).
  • Координацию движений и существенно повышает скорость реакции.
  • Головной мозг, благодаря активному сенсорно-моторному развитию.
  • Опорно-двигательный аппарат (нагрузка идет на все группы мышц).
  • Общую выносливость.
  • Инстинкт самосохранения.
  • Способность балансировать и управлять собственными мышцами.

Основные преимущества беговела:

  1. Эргономичная форма. Ноги карапуза всегда находятся в удобной позе и симметрично развиваются, а излишняя нагрузка на суставы отсутствует.
  2. Ездить можно длительное время без устали даже в высоком темпе.
  3. Пересаживаться на 2-колесный транспорт будет гораздо проще, ребенок освоит обычный велосипед быстро и без нервов.
  4. На беговеле не нужно долго учиться кататься – сел и поехал.
  5. Беговел растет с малышом (прим. – большинство моделей регулируются по высоте).
  6. Карапуз приобщается к спорту.
  7. Кататься можно, когда пожелаешь, независимо от времени года.
  8. Вес беговела – в 2 раза меньше, чем велосипеда.
  9. Упасть с беговела сложно: в случае опасности малыш автоматически упирается ногами в землю, даже при движении на высокой скорости.
  10. В отличие от велосипеда, балансбайк способен передвигаться по снегу, по горам, по пересеченной местности.

А в чем польза для мамы?

Такие прогулки станут для мамы однозначно приятнее и легче. Теперь не нужно останавливаться около каждой скамейки и ждать, пока уставшее чадо отдохнет после тяжелой работы на велосипеде.

И тащить тяжелый велосипед тоже не придется. Вес беговела незначительный, и его легко можно донести до дома (прим. – на специальном ремне, перекинутом через плечо) если ребенку наскучило кататься. Впрочем, такого обычно не случается.

Мобильность мамы становится более высокой, ведь этот транспорт легко можно брать с собой в любую поездку.

Катание на беговеле – противопоказания

Конечно же, они есть, как и при любых физических нагрузках.

  • Психические заболевания.
  • Тяжелые хронические заболевания.

В остальных случаях беговел, как правило, не то что не запрещен, а даже рекомендован. Впрочем, это уже решать специалистам.

Развитие ребенка и беговел — чему может научить малыша этот транспорт?

«И зачем это нужно?», — скептически приподнимает бровь прохожий, глядя на ребенка, «летящего» вперед на беговеле.

И даже некоторые мамы, купившие модную новинку своим детям, задаются вопросом – а действительно зачем? Для чего нужен вообще беговел? Только лишь подурачиться и получить заряд бодрости, или все-таки от него есть толк?

Чему же может научить беговел?

  • Самое главное и первое – держать равновесие. Ведь не зря же одно из имен этого транспорта – балансбайк. Причем, учит в самом раннем возрасте, безопасно и практически «на лету».
  • Оценивать рельеф местности. По мере катания на беговеле, малыш начинает понимать, от какого рельефа зависит скорость его езды. Что с горки транспорт едет «сам», а вот в горку приходится поработать ножками.
  • Быстро реагировать на опасность. Если впереди препятствие, малыш легко опускает ножки и самостоятельно тормозит. Без риска, что беговел, как велосипед при резком торможении, перевернется.
  • Быть уверенным в себе. Ощущение свободы и самостоятельности позволяет ребенку стать более уверенным в собственных силах. Благодаря контакту ног с землей, у малыша нет страха. Он учится преодолевать препятствия без лишних волнений.
  • Запомнить правила дорожного движения. Чем активнее ваше чадо использует транспорт, тем быстрее постигнет азы ПДД. Он на практике изучает все сложности движения, запоминая, что пешеходов нужно пропускать, что об обгоне нужно предупреждать, а «подрезать» кого-либо опасно. Конечно, же правила нужно обговаривать с чадом заранее, дома, но улица все равно преподносит сюрпризы, поэтому маме стоит быть начеку всегда.

Важно:

Знакомьте малыша с беговелом в месте, которое будет безопасным для езды ребенка и для других детей.

Помните, что транспорт может достигать приличной скорости. И, конечно, позаботьтесь о специальной защите для ребенка (прим. – наколенники, шлем и пр.) хотя бы на первое время.

Безопасность детей при катании на беговелах и решение проблем

Как мы уже отметили выше, балансбайк учит ребенка правилам безопасности, которые важны в любом виде спорта.

Конечно, на дорожке в парке беспокоиться особо не о чем, а вот если ребенок захочет на скейтерскую площадку – это уже совсем другой разговор. Линию, за которой начинается недопустимый «экстрим», проводит мама.

Но независимо от того, где данная линия прочерчена, шлем и наколенники обязательны!

Травмы детей на детских площадках — где подстелить соломки на прогулках?

С какими проблемами мамы сталкиваются чаще всего, покупая беговелы своим малышам, и как эти проблемы решать?

  • У ребенка уже есть толокар. Или, например, самокат. И малыш не видит необходимости пересаживаться на незнакомый транспорт, когда уже есть свой, любимый. Тем более, что ставший «лишним» самокат могут отдать младшей сестре или, о ужас, соседскому ребенку. Как быть? Не навязываться. Отвести малыша в парк и показать, какое удовольствие получают дети на беговелах. Когда у ребенка появится желание, договориться с ним, что на толокаре он будет ездить по квартире, на самокате – с бабулей, а на беговеле – с вами.
  • Ребенок боится на нем ездить. Обычно это происходит только в том случае, если ребенок услышал разговор родителей либо сам почувствовал, что мама переживает за его безопасность. Как быть? Во-первых, рассказать чаду о преимуществах транспорта и об опасностях, которые могут встретиться на улице. Во-вторых, помочь малышу стать более уверенным в себе. В-третьих, можно выходить на прогулку с соседями, у которых малыш уже легко и непринужденно катается на беговеле. Детская смелость просыпается гораздо быстрее, если рядом есть сверстник.
  • У ребенка уже был неудачный опыт катания на велосипеде, и заставить его снова обкатать новинку невозможно. Как быть? Взять малыша за руку и отвести в магазин. А там купить самый красивый супер-шлем, супер-наколенники и прочие элементы защиты, в которых он станет настоящим супер-героем – бесстрашным и быстрым, как молния. Ну, или просто не торопить. Пусть стоит себе беговел в углу, малыш сам с ним познакомится со временем.
  • Слишком тяжелый беговел. Ребенок не справляется, ему тяжело тормозить и в целом удерживать транспорт. Это бывает только в том случае, когда папа с мамой решают сэкономить и покупают беговел сразу «на вырост». Так делать не нужно. Берите беговел четко по росту ребенка. А лучше выбирайте его вместе с малышом. Пусть он опробует его прямо в магазине, почувствует – нужен ли именно этот, или все-таки стоит взять транспорт полегче и поменьше.
  • Ребенку тяжело кататься из-за обуви. Важный момент: тяжелые и высокие ботинки значительно ограничивают подвижность ног на беговеле, особенно в области лодыжки. Это же можно отнести к жестким и узким джинсам, а также слишком теплой одежде, не подходящей для активных прогулок. Одевайте ребенка на улицу с учетом нагрузок, которые ложатся на юного гонщика – не усиливайте их неудобной одеждой.

Выбираем беговел правильно – на что стоит обратить внимание при покупке беговела?

Если вы уже оценили для себя все преимущества беговела, то полезно будет узнать и о правилах его выбора.

Итак, обращаем внимание на следующие моменты:

  • Шаговый размер. Один из самых важных критериев выбора транспорта. Определить его просто:  измеряем длину внутренней стороны ножки карапуза или же расстояние от паха чада и до земли. Отнимаем от полученных цифр 2-3 см и запоминаем результат. Что дальше? Почти каждый беговел отличается возможностью регулирования высоты сиденья. А в характеристиках к товару производитель обычно указывает оба значения – минимальную высоту и максимальную. Так вот минимальная высота не может превышать «шагового размера» (прим. — минус 2-3 см). То есть, если полученный результат 33 см, то минимальная высота седла – не более 30-31 см. При более высоких значениях высоты сиденья малышу будет сложно сгибать ноги.
  • Материал. Кроме классических металлических моделей, сегодня магазины предлагают пластиковые и даже деревянные. Последние – более экологичные, обычно из березы, прочные и красивые. Но отрегулировать по высоте руль или седло не получится. Кроме того, такой беговел при ударе может просто расколоться. Пластиковая модель – легкая, устойчивая к коррозии и прочная. Недостатки: плохая амортизация и отсутствие возможности регулирования сиденья/руля. Поэтому выбор материала зависит от целей использования: для двухлетки и парковой дорожки подойдет и пластиковый вариант, а вот для активных катаний «по бездорожью» для ребенка от 5 лет лучше брать металлическую модель.
  • Материал колес. Шины из пенорезины (прим. – твердые и безвоздушные) более проходимые даже на самых неровных дорогах. И переживать за гвоздик или осколок стекла на дороге тоже нет нужды. Эти колеса износостойкие и долго служат. Но амортизационные свойства гораздо хуже. Что касается пневматических шин, у них с амортизацией все в порядке, но они тяжелее, сложнее в эксплуатации (нужно следить за давлением в шинах)  и требуют замены при проколе.
  • Наличие тормоза. Транспорт с тормозной системой следует покупать детям, которые уже освоили беговел. для 2-3-леток тормоз не нужен – они пока ездят медленно и успешно тормозят ножками.
  • Подставка для ног. Она пригодится детишкам старше 3-х лет. При съезде с горки именно эта подставка позволяет ощутить всю радость катания.

И, конечно, рост ребенка. Легче всего найти беговел для карапуза выше 85-ти см. Для малышей поменьше выбор будет не столь широким – всего несколько моделей.

Выбирая транспорт, посадите на него малыша и удостоверьтесь, что его руки крепко держат руль, ножки согнуты в коленях, и ступни целиком стоят на земле.

Ребенку должно быть удобно сгибать ножки и отталкиваться от земли.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Источник

Хирург клиники «МЕДСИ» Алексей Марков ответил на самые популярные вопросы читателей «Правмира».

Вопрос первый: про вред самокатов и беговелов

Каковы вред и польза самоката и беговела для детей 2-3 лет, а также для детей более старшего возраста? На что обратить внимание?

Чем полезен беговел с медицинской точки зрения

Алексей Марков

Любая двигательная активность в детском возрасте благотворно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата растущего организма ребенка. Вопросы возникают при выборе вида, продолжительности и регулярности тех или иных нагрузок. На сегодняшний день отсутствуют статистически достоверные данные, которые свидетельствовали бы в пользу развития ортопедических заболеваний у детей в результате использования самоката или беговела.

Вместе с тем надо учитывать, что во время катания на самокате превалирует ассиметричный тип нагрузки преимущественно на одну толчковую нижнюю конечность с одновременным усилением тонуса мышц одноименной половины туловища. Этот фактор необходимо учитывать у детей с плоско-вальгусной установкой стоп или у пациентов, которые находятся под наблюдением у врача-ортопеда по поводу различных видов деформации стопы.

В отличие от самоката, при катании на беговеле происходит симметричный тип нагрузки, который является более физиологическим для растущего опорно-двигательного аппарата ребенка. Полученный ребенком опыт езды на беговеле обычно является подготовительным этапом к самостоятельному катанию на велосипеде.

Вместе с тем следует отметить, что в процессе катания на этих двух видах транспорта для детей развивается балансировочная, координационная функция, укрепляется мышечно-связочный аппарат ребенка. Оптимальным решением является сочетание различных видов физической активности (плавание, подвижные игры и т.п.), которые могут нивелировать некоторые недостатки этих видов двигательной активности.

Следует особо подчеркнуть, что отдельным условием при использовании детских транспортных средств является соблюдение мер безопасности и профилактики детского травматизма (использование защитных приспособлений в виде щитков, шлемов), а также постоянный контроль родителей.

Вопрос второй: про слинги и эрго-рюкзаки

Как вы относитесь к слингам и эрго-рюкзакам (которые повторяют позицию в слинге, а не те, где ребенок висит на промежности)?

При выборе варианта слинга и эрго-рюкзака необходимо руководствоваться следующими моментами:

1. Положение ребенка в этих изделиях должно быть физиологичным и соответствовать определенным этапам развития опорно-двигательного аппарата.

Несмотря на определенные индивидуальные особенности роста и развития опорно-двигательного аппарата у детей первого года жизни, существуют среднестатистические показатели определенных временных этапов его формирования.

Так, в 1 месяц ребенок начинает держать голову, что способствует формированию шейного лордоза. В возрасте 3-4 месяца ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, в 5-6 месяцев начинает сидеть, что сопровождается формированием грудного кифоза. В 8 месяцев ребенок пытается вставать и, в среднем, к 1 году – начинает ходить.

Знание этих сроков должно быть предметом внимания как врачей, так и родителей, в целях создания оптимальных условий для положения и возможного объема движений в процессе роста ребенка. Любая попытка форсирования этих сроков может оказать неблагоприятное влияние на процесс роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенка.

2. Вопросы безопасности при ношении ребенка, которые включают целый ряд требований к типам материалов, из которых изготовлены данные изделия, их эластичность, но прежде всего – надежность фиксации ребенка во время ношения (профилактика падения ребенка), профилактика зон сдавливания определенных частей тела ребенка конструкциями этих приспособлений, достаточная поддержка спины и головки для новорожденных и т.п.

Вопрос третий: про обувь дома

Ребенок 9,5 мес. ползает, начинает вставать, вот-вот пойдет. Нужна ли обувь дома или можно ходить босиком?

Сроки, обозначенные вами, в части двигательной активности вашего ребенка, являются физиологическими и соответствуют средним показателям возрастной нормы.

В процессе вертикализации и начала самостоятельной ходьбы ребенка происходит увеличение нагрузки на стопы и нижние конечности. Одновременно развиваются процессы координации и поддержания баланса туловища. Наиболее физиологична – ходьба босиком.

Дома ребенок может ходить босиком, но желательно, чтобы поверхность пола была из мягких, эластичных материалов (резиновые покрытия) или с использованием натуральных материалов (например – ковров).

При ходьбе по твердой, жесткой поверхности (паркет, ламинат и т.п.) стопы вынуждены «гасить» ударную нагрузку, в то время как при ходьбе по более неровным и мягким покрытиям снижается ударная нагрузка на стопы и активизируются мышечные группы, ответственные за формирование продольного и поперечного сводов стопы, а также улучшается тонус мышц голени.

Что касается обуви, то основными современными требованиями, предъявляемыми к детской обуви, являются следующие:

обувь должна быть легкой;

материал верха и подкладки обуви должен состоять из гипоаллергенных, эластичных и воздухопроницаемых материалов с минимальным количеством швов;

модель обуви должна быть с формоустойчивым задником, с гибкой, в проекции линии сгиба и переката стопы, подошвой. Обувь не должна ограничивать физиологические движения стопы;

рекомендуемый запас в длину не должен превышать 0,5-1 размера;

— надежная фиксация стопы в виде застежек – липучек или шнуровки;

— сплошная подошва, без выраженного каблука.

Вопрос четвертый: про парту

Вопрос про стол-парту – обязательно ли парта должна быть наклонной?

Требования к школьной мебели сводятся в основном к двум составляющим: к оптимальному положению ребенка во время занятий и созданию условий для рациональной зрительной нагрузки.

Оптимальной позой во время занятий считают ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок.

Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и сиденье. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раз за учебный год.

Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту.

Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного.

Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы учащихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока.

Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивает преимущественно работу мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе.

Вопрос пятый: про вальгусную стопу

Каково ваше мнение по поводу вальгусной стопы? Кто-то считает, что ничего делать не надо, кто-то советует ортообувь – как правильно?

Различают функциональные и органические (структурные) причины развития плоско-вальгусной деформации стоп.

В подавляющем большинстве случаев плоско-вальгусная установка стоп является следствием чрезмерной эластичности связочного аппарата стопы, который принимает участие в поддержании продольного и поперечного сводов. Во время неправильной установки стоп происходит неравномерное распределение опорной нагрузки на различные отделы стопы, что приводит, в свою очередь, к несбалансированному распределению тонуса мышц и распределению нагрузки в вышерасположенных отделах опорно-двигательного аппарата.

Поэтому при подозрении на неправильное положение стопы необходимо проконсультироваться с ортопедом в целях определения причин возникшей деформации, а также возможных методов коррекции выявленной патологии. До постановки диагноза не следует прибегать к ношению ортопедической обуви.

Вопрос шестой: про «щелчки» суставами

Девочка 8 лет как-то умудряется щелкать тазобедренным суставом. Жалоб у нее нет, но жутко это слышать. Надо ли что-то делать?

Это может быть проявлением физиологического процесса «диспропорции роста и развития» у детей, когда мышечно-связочный аппарат не поспевает за интенсивным ростом костной ткани. Вместе с тем желательно проконсультировать ребенка у врача-ортопеда.

Вопрос седьмой: про позу «лягушкой»

Правда ли, что если ребенок любит сидеть на полу в позе – ноги «лягушкой» (попа на полу, колени согнуты и стопы около таза), то может быть Х-искривление ног? Нужно ли каждый раз поправлять ребенка?

На сегодняшний день статистически достоверных данных о влиянии данной позы на развитие вальгусной или Х-образной деформации нижних конечностей у детей нет. Вместе с тем, если у ребенка имеются признаки вышеуказанной деформации, имеет смысл ограничить длительное пребывание ребенка в данной позе и проконсультироваться с врачом-ортопедом.

Источник