Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна thumbnail

Вам приходилось слышать или произносить такие фразы: «Я тебе больше тройки никогда не поставлю», «Литература, к сожалению, совсем не твой предмет»? Подобные суждения, даже выраженные невербально, способны сформировать выученную беспомощность — состояние, возникающее после длительного негативного воздействия, которого не удается избежать. Это тот случай, когда человек опускает руки еще до попытки справиться с задачей. Причем здесь обучение беспомощности происходит обоюдное: ученик чувствует себя неспособным понять предмет, педагог − обучить этого ребенка. Как педагогу разорвать этот порочный круг и по-новому взглянуть на общение с учеником, рассказываем в нашей статье.

Два типа мышления

Кэрол Дуэк, психолог Стэнфордского университета, который более 20 лет изучает особенности мышления, говорит о двух его типах: фиксированном и мышлении роста.

В случае с фиксированным предполагается, что наши способности − статичные данности. Ученик с таким типом мышления хочет выглядеть умным, боится проблем, легко сдается, игнорирует негативные отзывы, чувствует угрозу от чужих успехов. 

Ученик с мышлением роста видит в успехе результат усилий, а не врожденного таланта. Он хочет учиться, готов столкнуться с трудностями, продолжает стараться даже перед угрозой неудачи, воспринимает критику как возможность идти вперед, находит новые идеи в чужих успехах. 

Исследователь обратил внимание на успеваемость учеников после перехода в среднюю школу, когда предметы становятся сложнее, требования жестче, преподавание все менее персонализировано. Выяснилось, что спад в учебе в этот период наблюдался только у учеников с установкой на данность. У школьников, ориентированных на рост, средний балл обычно повышается. То есть установка на рост помогает ученику в полной мере развиваться. 

Как  вести себя педагогу, когда неудача случилась

Ученик с мышлением роста имеет значительно больше шансов преодолеть неудачи в учебе, чем ученик с фиксированным мышлением. Второму необходима помощь педагога или родителей.

Правильно расставляйте акценты

Подчеркните важность не способностей, а усилий, которые он приложил, работая над заданием. Такая положительная обратная связь мотивирует ученика. 

В исследовании, где одну группу пятиклассников хвалили за способности («Вы хороши в этом!»), а другую — за усилия («Вы, должно быть, очень много работали над этим!»), после провала вторая группа улучшила свой предыдущий результат на 30 %, в то время как первая не смогла оправиться и набрала на 20 % меньше. Усилие — это то, что дети могут контролировать, поэтому оно вселяет в них уверенность, способность работать усерднее и справляться с неудачами. Однако, если ученики приписывают успех своему интеллекту, а затем терпят неудачу, они теряют мотивацию.

Но будьте аккуратны, даже наставление, сказанное с верой в способности ребенка («Постарайся еще чуть-чуть, у тебя получится»), может лишить его уверенности в себе. Особенно если он уже затратил много сил и времени на решение предложенной задачи.

Вырабатывайте полезные привычки

Формируйте будущее поведение, вместо того чтобы зацикливаться на нынешней неудаче. Никто не выиграет, если ученик всю перемену проплачет над двойкой за контрольную. Лучше обсудить, как «умные и талантливые» товарищи смогли получить отлично: начали готовиться за несколько дней, сделали конспекты или, может, пересказывали друг другу параграфы. И перенять их стратегию. Цель в том, чтобы сформировать привычки, которые послужат ученику в долгосрочной перспективе.

Позвольте ученику минуту слабости

Помогите ученику отнестись к самому себе с сочувствием. Для этого можно с сопереживанием выслушать его, помочь найти слова для выражения эмоций. Осознание того, что наша истинная ценность обуславливается не пятерками в дневнике или количеством друзей во «ВКонтакте», позволяет принять неудачи просто как часть человеческого опыта.

Помогайте сделать нужные выводы 

  • Выясните, кого ученик считает своим героем, будь то современный художник или знаменитый футболист. Поразмышляйте вместе, легко добивается всего? А как обстоят дела на самом деле? Побеседуйте о том, каких усилий стоят герою его достижения, мотивируя ученика восхищаться этим героем еще больше.
  • Вспомните случаи, когда другие ученики лучше справились с заданиями, мотивируя ученика найти ответ на вопрос, умнее и талантливее ли они его самого, или просто дольше и старательнее занимались?
  • Акцентируйте внимание на том, что главное − получение новых знаний и совершенствование, а не оценка.

Ирония в том, что неудачи по-своему полезны для детей. Умение справляться с ними помогает ученикам развить ключевые характеристики, которые понадобятся для успеха в жизни: навыки преодоления трудностей, эмоциональную устойчивость, творческое мышление и способность к сотрудничеству. Сложности и ошибки на этом пути неизбежны. Нужно только вовремя замечать и исправлять их.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

От переводчика

Студенты Хекслета иногда расстраиваются из-за того, что ошибаются при выполнении заданий. Однако ошибки — благо для учебного процесса. Мы перевели для вас статью, где это доказывается. Читайте, совершайте ошибки, идите вперед и только вперед!

Неудача — не негативное явление. По факту, это может быть то, что вам нужно.

Раньше совершение ошибок считалось чем-то плохим. В свое время оно было приравнено к слабости или апатии, а то и хуже — к глупости. Но это было давно, и, к счастью, все изменилось. В наши дни, если для термина «полезная неудача» и есть почетное место, то оно находится в наших классных комнатах. Это отличная новость для учебного процесса и наших учеников.

Существует множество методов, которые помогают нашим ребятам справляться с ошибками в классе. Дело, однако, состоит в том, что

Мы хотим развеять многовековое понимание того, что неудача в обучении — негативное явление с пагубным подтекстом.

Вместо этого мы хотим позволить ученикам осознать, что неудача — лучшая возможность укрепить их уверенность в себе и погрузиться в действенные учебные и обучающие аспекты.

Мы дадим вам несколько цельных стратегий, которые поспособствует принятию студентами данного образа мышления при обучении в школе и вцелом по жизни. Однако, прежде всего, давайте немного почитаем.

Сила неудачи

Пожалуй, одна из наиболее убедительных статей, написанных на тему вдохновляющих ошибок в классе, была написана в 2015 году Хелен Снодграсс. Статья называлась «В моем классе неудача — не вариант, а требование». Мы уже, хотя бы из названия, понимаем, насколько горячо преподаватель относится к идее превратить слово «ошибка» в слово «возможность» или ее синонимы. Она объясняет это так:

Когда ученики впервые пришли в класс этой осенью, многие из них тотчас же заметили большущую цитату на стене над классной доской: «В этом классе неудача — это не вариант. Это требование»… это вовсе не означает, что я просто сижу и смотрю, как ученики хватаются за соломинку, когда берутся за реально сложный материал. На деле это означает тщательный отбор заданий, над которыми будут работать учащиеся, где нет одного четкого ответа или всего одного возможного подхода, а затем предоставление им рабочей среды и навыков для работы над заданием и обратной связи про процессу выполнения и проблемах, с которыми они сталкиваются.

В данном отрывке приводится несколько вдохновляющих моментов, касающихся восприятия неудач и ошибок в классе. Во-первых, это косвенный способ персонализации задачи.

В конце концов, большинство студентов, поощряемых к принятию вызовов и сознательно накапливающих запасы прочности к неудачам, с готовностью выстраивают собственный путь нахождения ответов.

Это особенно верно в том случае, когда неудача представляется руководителем как неотъемлемая часть учебного процесса.

Во-вторых, идея полезной неудачи напрямую связана с проблемно-поисковым обучением. Например, когда мы терпим неудачу, обычно возникают такие вопросы:

  • Почему мы потерпели неудачу?
  • Чего мы не учли?
  • Какие вопросы мы не задавали из тех, которые можем задать в следующий раз?
  • Где взять другие каналы, по которым мы можем получить больше информации?
  • Чьим опытом мы можем руководствоваться?

Это всего лишь несколько примеров, но все они являются частью пути проблемного-поискового обучения. В подобных обязательных действиях такие вопросы идут в неразрывной связи с теми, которые ученики задают непосредственно по сути предмета.

После этого сама идея провала как бы исчезает, и все вопросы просто становятся частью движения вперед для создания значимого опыта обучения.

Кроме того, способность воспринимать неудачи как возможность, а не как конечный результат, является отличительной чертой сильного критического мышления.

Мы хотим дать возможность студентам принять тот факт, что неудача — лучшая возможность укрепить их уверенность в себе и вовлечь их в эффективное обучение.

Наконец, предпринятые усилия приводят к озарениям и разборам полетов, которые, как мы знаем из концепции Solution Fluency (процесс критического мышления и решения проблем — примечание переводчика), является жизненно важной частью всего обучения.

Разбор полетов дает студентам возможность взглянуть на свои собственные результаты и определить, что было сделано хорошо и что можно было бы сделать лучше.

Наш опыт подтверждает, что как только студенты так поступают, они делают предварительную самопроверку и совершенствуют собственные решения и продукты. Когда это происходит, учащиеся действительно берут на себя ответственность за собственное обучение.

Убирая скаффолдинг

Она идет дальше в обсуждении идеи о скаффолдинг-задачах.

Примечание переводчика: скаффолдинг — стратегия обучения или особый тип процесса инструктирования в ситуациях взаимодействия преподавателя и обучаемого по решению проблем или задач. Стратегия имеет два правила:

  • помогать новичку в выполнении заданий, с которыми он пока не справляется;
  • позволять обучаемому задач в таком объеме, с котором он может справиться самостоятельно.

Базовый показатель скаффолдинга — «угасающая помощь» преподавателя (наставника), когда частота оказания помощи понижается до ситуации, в которой обучаемый становится совершенно самостоятельным и автономным, а в конце обучения она сильно уменьшается или полностью отсутствует.

Хотя это и является необходимой целью обучения, ее аргумент заключается в том, что иногда это делается до такой степени, что убивает ощущение реальности в обучении:

Хотя скаффолдинг отлично подходит для классных занятий, иногда он подразумевает, что весь материал должен быть разбит на маленькие и простые шаги или кусочки информации, которые доступны обучающимся на каждом этапе учебного процесса… Студенты, в итоге, часто получают сообщения в самом начале обучения о том, что если они не сразу понимают, как решить проблему или получить правильный ответ, они не обязаны разбираться и преуспеть в конкретном предмете. Неудивительно, что учащиеся, много лет обучаемые в подобной парадигме мышления, часто реагируют на сложную работу, сразу же обращаясь за помощью к учителю, или же сдаваясь.

Так как же нам эффективно внедрять скаффолдинг и обеспечивать пространство для совершения ошибок как возможности в обучении?

Возможно, это частично решается, как говорит Хелен, за счет осознанного формированием среды упорства и столкновения с неудачами. Мы можем быть там, чтобы помочь ученикам восстановиться после падения так же, как ребенка учат ходить или ездить на велосипеде.

Семь способов поощрения ошибок в классной комнате

  1. Освободите под это место. Возможно, единственно верный способ начать принимать полезные неудачи в классе убедиться, что ученики знают, что это разрешено. Хелен поместила свою цитату о неудаче так, что это было первое, что видят ученики. Объясните своим ученикам, что совершение ошибок будет обязательной частью их времяпрепровождения как в школе, так и в жизни. Важным будет то, как они станут поступать со своими ошибками.
  2. Моделируйте неудачу. Слишком часто учителя рассматриваются как хранители ключей и хранители дверей ко всем знаниям. Таким образом, от них ждут максимального соответствия своим способностям. В конце концов, некоторые говорят: «кто же хочет учиться у учителя, который совершает ошибки?». Но это не соответствует действительности. По этой причине они находятся в идеальном положении, чтобы продемонстрировать, насколько полезными в реальном обучении могут быть подобные ситуации.
  3. Обеспечивайте немедленную обратную связь. Это может оказаться невероятно мощным мотиватором для обучения. Преимущества моментальной обратной связи также носят психологический характер. Будучи включенным как постоянный фактор в процесс обучения, она позволяет учащимся легче преодолевать ошибки. Это дает нечто большее, чем преимущества, связанные с формированием стратегий оценки.
  4. Примите «грязное» обучение. Это нелинейный и постоянно меняющийся путь для всех нас. Лучше всего об этом сказал Эйнштейн, когда предположил, что каждый, кто никогда не совершал ошибок, никогда не пробовал что-то новое. И если мы не можем делать ошибки при изучении новых вещей, то когда же мы можем их делать?
  5. Думайте об учениках, как о своих союзниках. Они каждый день с вами вокруг да около. Вы составляете друг другу компанию и разными путями поддерживаете друг друга. Более того, вы обучаетесь вместе. Сейчас не время для разделения или мышления типа «мы и они». Покажите свою готовность к борьбе, к неудачам, попробуйте еще раз и добейтесь успеха как команда.
  6. Говорите с ними. Иногда, когда ваши ученики совершают ошибки, они застревают и чувствуют себя потерянными. Поиск следующего шага будет затруднен, когда ты даже не можешь пошевелиться. Самое время убедиться, что каналы коммуникации открыты на полную. Спросите их, как вы можете помочь, или что им нужно от вас в данный момент. Качество их ответов может вас удивить или даже вдохновить.
  7. Поощряйте их. Неважно, какие ошибки они совершают, они могут найти способ их преодолеть. Иногда все, что нужно слегка подтолкнуть в нужном направлении. Наши ученики попадают под огромное социальное и личное давление. Иногда совершение ошибки может им показаться чуть ли не концом света. Вы здесь, чтобы сказать им, что это не так; на самом деле это начало совершенно нового пути.

Адаптированный перевод статьи: 7 Ways of Embracing Mistakes in the Classroom for Inspired Learning.

Источник

Со школьных времен многие верят установке «Ошибка — это плохо». Однако именно их исправление способствует развитию. Особую роль в этом процессе играет наставник — он, не давая готовых ответов и указывая направление, позволяет ученику самостоятельно решить проблему. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, почему ошибка — не демотивирующий барьер, а сигнал для изменений, и объясняют, как правильно работать над ошибками в обучении, чтобы впоследствии не совершать их на работе.

Как наставник помогает исправить ошибки

В своем исследовании Learning from Errors профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джаннет Меткал утверждает, что студентам и их преподавателям важно концентрироваться на ошибках, разбирать в процессе работы и не игнорировать их. Однако эффект напрямую зависит от того, как именно преподаватель дает обратную связь. Недостаточно просто отметить, что ученик был неправ, и заменить его ответ на верный. Меткал также проанализировала, в какой именно момент наставник должен указать на ошибку. Вместе с другими психологами Джаннет провела эксперимент, в ходе которого сравнивала состояние студентов, получивших фидбэк в момент совершения ошибки, и тех, кому сообщили об этом спустя время — вплоть до недели. Исследование показало, что студенты и учащиеся старших классов одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью, тогда как дети помладше — ученики начальных классов — «впитывали« лучше, когда обратная связь была отложенной.

Огромную роль как в исправлении ошибок, так и в процессе обучения в целом играет наставник. Сократ считал, что главная задача учителя — пробудить мощные душевные силы ученика, Платон — что наставники получают власть над умами тех, кого обучают. Ментор, ответственный за своего ученика, должен направлять и пробуждать в нем интерес к обучению в том числе и во время исправления ошибок.

Наставник стремится решить две задачи: не только указать на ошибку студента и привести его к верному ответу, но и сформировать здоровое отношение к подобным неудачам

Страх ошибиться может замедлить процесс обучения, так как он демотивирует. Задача наставника — донести до студента, что ошибки — естественная часть обучения (и жизни), которые необходимо осмыслять, прорабатывать и исправлять.

Психолог из пенсильванского университета Carnegie Mellon Роберт Сиглер, специалист по обучению детей математике, предложил эффективный способ корректирования ошибок. По мнению Сиглера, следует попросить ученика объяснить, как он пришел к этому ответу — неважно, правильному или нет. Такой подход эффективен, потому что в процессе разбора можно сразу избавляться от неправильных идей. Часто ошибки, которые допускают студенты, занимающиеся точными науками, имеют глубокие корни, поэтому важно «найти источник заблуждения, избавиться от него и поощрить правильную концепцию».

Аналогичную стратегию разработали в Яндекс.Практикуме. Логика курса строится следующим образом: первая часть двухнедельного спринта отводится на изучение теории, вторая — на самостоятельный проект. Студент сдает его, получает от код-ревьюера фидбэк, исправляет ошибки и снова отправляет на проверку. Так происходит до тех пор, пока не будут исправлены все критические ошибки. Наставник на всем пути поддерживает, помогает разобраться в теории и направляет. Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме, рассказал, по какому принципу у их студентов происходит работа над ошибками:

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

«Наставник в Яндекс.Практикуме никогда вам не даст такой ответ, который вы можете просто взять, не задумываясь вставить и все заработает. Мы поддерживаем студента морально и помогаем правильно сформулировать свой запрос. После того как вопрос сформулирован, наставник направляет студента, чтобы тот сам смог найти ответ, испытать заслуженное чувство победы и лучше прочувствовать, в чем была проблема. Если резюмировать, наставник делает две вещи: он учит вас правильно формулировать запрос и наталкивает на путь, в конце которого вы сможете найти ответ»

Хотя методы обучения, которые основаны на разборе ошибок, на первый взгляд усложняют образовательный процесс, именно они по итогу оказываются самыми мотивирующими для студентов. Такой подход развивает у ученика навык метапознания (способность думать о своем мышлении) и повышает самоэффективность (веру в реализацию поставленной задачи).

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

«Если абстрагироваться от эмоций, то ошибки — это такие полезные остановки. Допустим, вы ошиблись. Остановились, посмотрели вокруг, потратили время, иногда очень много, но все-таки разобрались. Тем самым, вы усвоили контекст глубже и шире. Вы теперь больше знаете. Совершая ошибки, вы эмоционально закрепляете новые знания. Поскольку ошибки часто совершаются в типичных местах, у вас возникает добавочная эмоциональная ценность, которая как раз сопрягается с этим типичным местом. В следующий раз, когда вы окажетесь в нем, вы подумаете: „О, а у меня в прошлый раз здесь пригорело“. И, конечно, быстрее найдете решение проблемы. В обучении вы испытываете кайф, когда преодолеваете проблему, такой эндорфиновый выброс. Кажется, что только недавно у вас были страдания, вам указывали на ошибки, а потом — раз, и все получилось», — объясняет он.

Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме

Кстати, полезно ошибаться, будучи уверенным в своей правоте. Многочисленные исследования показали, что ученик никогда не забудет правильный ответ, если изначально был убежден в истинности неправильного. Если же ученику дают шанс найти альтернативу, зачастую именно этот ответ оказывается верным.

Нередко ошибки демотивируют студентов и не позволяют учиться дальше. Возникает установка «Я ни на что не способен», ведь вас постоянно поправляют и любой положительный результат достигается только через множество неудачных попыток.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

«В случае, когда студент чувствует, что постоянные ошибки его демотивируют и тормозят, мы напоминаем ему про эффект Даннинга — Крюгера, — рассказывает Влад Кяуне. — Суть этой кривой (она применима ко всем областям знаний) следующая.

Когда мы приступаем к изучению чего-либо нового, мы не знаем, как работать в этой области. Нам кажется, что все будет идти как по учебнику. Но в реальной жизни всегда есть неровности. В случае с веб-разработкой, например, часто случается так: вы проходите классный бесплатный курс, на котором рассказывают все: как запрограммировать, сверстать. И вы думаете: „Как же все просто!“ А где-то через пару месяцев все оказываются внизу этой эмоциональной кривой, потому что вдруг обнаруживается, что не все так идеально и легко, как казалось. Просто поначалу вас вели за ручку, показывали, что и как можно сделать, — и все получалось. По мере углубления в знания они становятся сложнее. Наступает момент, когда вы понимаете, что есть много вещей, которые вы не можете решить с ходу — потому что там масса подводных камней. Это демотивирует. Но со временем, как раз через преодоление ошибок, вы начинаете лучше разбираться в предмете и чувствовать себя более уверенно.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Когда мы рассказываем об этой кривой студентам, мы так и говорим: „Смотрите, у вас сейчас все зашибись. Но, по опыту других студентов, через месяц все будет плохо. Будьте к этому готовы“. Когда наступает этот тяжелый момент, мы поддерживаем: „Сейчас вам сложно, и мы понимаем, что вы чувствуете. Большее, что вы сейчас можете сделать — это не раскиснуть и продолжить разбираться. Через два месяца в среднем студентам становится проще. Мы рядом и готовы помочь“. В целом, эта кривая помогает студентам осознать, что то, что они проживают это нормально — все через это проходили».

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Исследование старшего научного сотрудника Rotman Research Institute Николь Андерсон говорит, что самый полезный случай — тот, когда ошибочный ответ студента близок к правильному. «В ходе исследования мы обнаружили доказательства того, что ошибки, которые можно назвать как „почти ошибочные“, помогают человеку лучше усвоить информацию, чем если бы ошибок не было вообще, — поясняет Андерсон. — Такие типы ошибок служат ступеньками к запоминанию правильного ответа. Однако если допущенная оплошность никак не обоснована студентом и сделана наобум, то, разумеется, никакой пользы для его обучения она не несет».

«Учеба похожа на греблю против течения. Стоит только прекратить грести, и тебя сносит назад», — пишет Хеннинг Бекк в своей книге «Ошибаться полезно! Почему несовершенство мозга является нашим преимуществом», в которой говорится о том, что происходит за кулисами «ошибочных» мыслительных структур мозга.

Человека определяет не ошибка, а реакция на ошибку. В Яндекс.Практикуме наставники помогают студентам менять отношение к ошибкам. Они учат инвестировать в правильную реакцию на них: признаться, что ошибка есть и спокойно начать ее исследовать. Этот подход можно использовать не только в процессе обучения, но и на работе и в жизни.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Инструкция: как работать над ошибками

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Признайте: вы ошиблись

Собственную неправоту для начала необходимо признать и не пытаться игнорировать ошибку, даже если она не имеет серьезных последствий. В противном случае вы не сможете двигаться дальше.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Локализуйте проблему

У вас есть общая проблема: например, программа не работает. Необходимо определить, какая часть общей системы дала сбой, и анализировать уже конкретный участок возникшей проблемы.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Сформулируйте, в чем конкретно заключается ваша ошибка

Опишите проблему максимально подробно, прежде чем начать искать пути ее решения. «Программа не загружается» — абстрактная формулировка, «В течение 5 минут происходит загрузка заставки и появляется предупреждение N» — более точное обозначение.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Найдите корень проблемы

Вы выделили определенный участок проблемы и уже в нем стараетесь найти корень проблемы. Можно поэтапно вспомнить, как вы выстраивали свою работу и на каком этапе возникали затруднения. Используйте дедуктивный метод: разберите механизм, в котором возникла проблема, на части и просмотрите каждую из них, выстраивая причинно-следственные связи.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Обратитесь за помощью

Не бойтесь консультироваться с наставниками, старшими студентами, коллегами. Помните: как правило, вы не первый, кто совершил эту ошибку, и другой человек может подтолкнуть вас к решению проблемы. Если после поисков у вас возникло несколько вариантов решения, выберите наиболее оптимальный методом исключения.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Зафиксируйте и проанализируйте

Когда вы нашли правильный ответ (возможно, с 10-й попытки), проанализируйте не только его, но и то, как вы к нему пришли. Заново выстройте путь «ошибка — ее решение» и найдите наиболее опасные участки, в которых чаще всего возникает проблема.

Чем ошибка учащегося может быть ему полезна

Сделайте выводы

Ответьте себе на вопросы:

  • Чему я научился благодаря этой ошибке?

  • В чем была ее причина?

  • Как предотвратить эту ошибку?

Источник