Чем ошибка может быть полезна в школе

Чем ошибка может быть полезна в школе thumbnail

От переводчика

Студенты Хекслета иногда расстраиваются из-за того, что ошибаются при выполнении заданий. Однако ошибки — благо для учебного процесса. Мы перевели для вас статью, где это доказывается. Читайте, совершайте ошибки, идите вперед и только вперед!

Неудача — не негативное явление. По факту, это может быть то, что вам нужно.

Раньше совершение ошибок считалось чем-то плохим. В свое время оно было приравнено к слабости или апатии, а то и хуже — к глупости. Но это было давно, и, к счастью, все изменилось. В наши дни, если для термина «полезная неудача» и есть почетное место, то оно находится в наших классных комнатах. Это отличная новость для учебного процесса и наших учеников.

Существует множество методов, которые помогают нашим ребятам справляться с ошибками в классе. Дело, однако, состоит в том, что

Мы хотим развеять многовековое понимание того, что неудача в обучении — негативное явление с пагубным подтекстом.

Вместо этого мы хотим позволить ученикам осознать, что неудача — лучшая возможность укрепить их уверенность в себе и погрузиться в действенные учебные и обучающие аспекты.

Мы дадим вам несколько цельных стратегий, которые поспособствует принятию студентами данного образа мышления при обучении в школе и вцелом по жизни. Однако, прежде всего, давайте немного почитаем.

Сила неудачи

Пожалуй, одна из наиболее убедительных статей, написанных на тему вдохновляющих ошибок в классе, была написана в 2015 году Хелен Снодграсс. Статья называлась «В моем классе неудача — не вариант, а требование». Мы уже, хотя бы из названия, понимаем, насколько горячо преподаватель относится к идее превратить слово «ошибка» в слово «возможность» или ее синонимы. Она объясняет это так:

Когда ученики впервые пришли в класс этой осенью, многие из них тотчас же заметили большущую цитату на стене над классной доской: «В этом классе неудача — это не вариант. Это требование»… это вовсе не означает, что я просто сижу и смотрю, как ученики хватаются за соломинку, когда берутся за реально сложный материал. На деле это означает тщательный отбор заданий, над которыми будут работать учащиеся, где нет одного четкого ответа или всего одного возможного подхода, а затем предоставление им рабочей среды и навыков для работы над заданием и обратной связи про процессу выполнения и проблемах, с которыми они сталкиваются.

В данном отрывке приводится несколько вдохновляющих моментов, касающихся восприятия неудач и ошибок в классе. Во-первых, это косвенный способ персонализации задачи.

В конце концов, большинство студентов, поощряемых к принятию вызовов и сознательно накапливающих запасы прочности к неудачам, с готовностью выстраивают собственный путь нахождения ответов.

Это особенно верно в том случае, когда неудача представляется руководителем как неотъемлемая часть учебного процесса.

Во-вторых, идея полезной неудачи напрямую связана с проблемно-поисковым обучением. Например, когда мы терпим неудачу, обычно возникают такие вопросы:

  • Почему мы потерпели неудачу?
  • Чего мы не учли?
  • Какие вопросы мы не задавали из тех, которые можем задать в следующий раз?
  • Где взять другие каналы, по которым мы можем получить больше информации?
  • Чьим опытом мы можем руководствоваться?

Это всего лишь несколько примеров, но все они являются частью пути проблемного-поискового обучения. В подобных обязательных действиях такие вопросы идут в неразрывной связи с теми, которые ученики задают непосредственно по сути предмета.

После этого сама идея провала как бы исчезает, и все вопросы просто становятся частью движения вперед для создания значимого опыта обучения.

Кроме того, способность воспринимать неудачи как возможность, а не как конечный результат, является отличительной чертой сильного критического мышления.

Мы хотим дать возможность студентам принять тот факт, что неудача — лучшая возможность укрепить их уверенность в себе и вовлечь их в эффективное обучение.

Наконец, предпринятые усилия приводят к озарениям и разборам полетов, которые, как мы знаем из концепции Solution Fluency (процесс критического мышления и решения проблем — примечание переводчика), является жизненно важной частью всего обучения.

Разбор полетов дает студентам возможность взглянуть на свои собственные результаты и определить, что было сделано хорошо и что можно было бы сделать лучше.

Наш опыт подтверждает, что как только студенты так поступают, они делают предварительную самопроверку и совершенствуют собственные решения и продукты. Когда это происходит, учащиеся действительно берут на себя ответственность за собственное обучение.

Убирая скаффолдинг

Она идет дальше в обсуждении идеи о скаффолдинг-задачах.

Примечание переводчика: скаффолдинг — стратегия обучения или особый тип процесса инструктирования в ситуациях взаимодействия преподавателя и обучаемого по решению проблем или задач. Стратегия имеет два правила:

  • помогать новичку в выполнении заданий, с которыми он пока не справляется;
  • позволять обучаемому задач в таком объеме, с котором он может справиться самостоятельно.

Базовый показатель скаффолдинга — «угасающая помощь» преподавателя (наставника), когда частота оказания помощи понижается до ситуации, в которой обучаемый становится совершенно самостоятельным и автономным, а в конце обучения она сильно уменьшается или полностью отсутствует.

Хотя это и является необходимой целью обучения, ее аргумент заключается в том, что иногда это делается до такой степени, что убивает ощущение реальности в обучении:

Хотя скаффолдинг отлично подходит для классных занятий, иногда он подразумевает, что весь материал должен быть разбит на маленькие и простые шаги или кусочки информации, которые доступны обучающимся на каждом этапе учебного процесса… Студенты, в итоге, часто получают сообщения в самом начале обучения о том, что если они не сразу понимают, как решить проблему или получить правильный ответ, они не обязаны разбираться и преуспеть в конкретном предмете. Неудивительно, что учащиеся, много лет обучаемые в подобной парадигме мышления, часто реагируют на сложную работу, сразу же обращаясь за помощью к учителю, или же сдаваясь.

Так как же нам эффективно внедрять скаффолдинг и обеспечивать пространство для совершения ошибок как возможности в обучении?

Читайте также:  Чем полезна кукуруза вареная для детей

Возможно, это частично решается, как говорит Хелен, за счет осознанного формированием среды упорства и столкновения с неудачами. Мы можем быть там, чтобы помочь ученикам восстановиться после падения так же, как ребенка учат ходить или ездить на велосипеде.

Семь способов поощрения ошибок в классной комнате

  1. Освободите под это место. Возможно, единственно верный способ начать принимать полезные неудачи в классе убедиться, что ученики знают, что это разрешено. Хелен поместила свою цитату о неудаче так, что это было первое, что видят ученики. Объясните своим ученикам, что совершение ошибок будет обязательной частью их времяпрепровождения как в школе, так и в жизни. Важным будет то, как они станут поступать со своими ошибками.
  2. Моделируйте неудачу. Слишком часто учителя рассматриваются как хранители ключей и хранители дверей ко всем знаниям. Таким образом, от них ждут максимального соответствия своим способностям. В конце концов, некоторые говорят: «кто же хочет учиться у учителя, который совершает ошибки?». Но это не соответствует действительности. По этой причине они находятся в идеальном положении, чтобы продемонстрировать, насколько полезными в реальном обучении могут быть подобные ситуации.
  3. Обеспечивайте немедленную обратную связь. Это может оказаться невероятно мощным мотиватором для обучения. Преимущества моментальной обратной связи также носят психологический характер. Будучи включенным как постоянный фактор в процесс обучения, она позволяет учащимся легче преодолевать ошибки. Это дает нечто большее, чем преимущества, связанные с формированием стратегий оценки.
  4. Примите «грязное» обучение. Это нелинейный и постоянно меняющийся путь для всех нас. Лучше всего об этом сказал Эйнштейн, когда предположил, что каждый, кто никогда не совершал ошибок, никогда не пробовал что-то новое. И если мы не можем делать ошибки при изучении новых вещей, то когда же мы можем их делать?
  5. Думайте об учениках, как о своих союзниках. Они каждый день с вами вокруг да около. Вы составляете друг другу компанию и разными путями поддерживаете друг друга. Более того, вы обучаетесь вместе. Сейчас не время для разделения или мышления типа «мы и они». Покажите свою готовность к борьбе, к неудачам, попробуйте еще раз и добейтесь успеха как команда.
  6. Говорите с ними. Иногда, когда ваши ученики совершают ошибки, они застревают и чувствуют себя потерянными. Поиск следующего шага будет затруднен, когда ты даже не можешь пошевелиться. Самое время убедиться, что каналы коммуникации открыты на полную. Спросите их, как вы можете помочь, или что им нужно от вас в данный момент. Качество их ответов может вас удивить или даже вдохновить.
  7. Поощряйте их. Неважно, какие ошибки они совершают, они могут найти способ их преодолеть. Иногда все, что нужно слегка подтолкнуть в нужном направлении. Наши ученики попадают под огромное социальное и личное давление. Иногда совершение ошибки может им показаться чуть ли не концом света. Вы здесь, чтобы сказать им, что это не так; на самом деле это начало совершенно нового пути.

Адаптированный перевод статьи: 7 Ways of Embracing Mistakes in the Classroom for Inspired Learning.

Источник

Как известно, мы растём, падая и вставая. И, кажется, никому ещё не удалось научить малыша ходить, требуя, чтобы он не падал, и наказывая за каждое падение. Но и интеллектуальное развитие человека (не только юного, кстати) происходит примерно так же: через преодоление (неизбежных) ошибок. 

Чем ошибка может быть полезна в школе

Я учитель математики, работающий в физматшколе, то есть имеющий дело только с преподаванием углублённой математики и решением относительно сложных задач. Однако даже мне изредка попадаются ученики, практически никогда не допускающие существенных погрешностей в рассуждениях. Не сомневаюсь, что в «обычных» средних школах таковых детей больше, ибо задания в непрофильных учебниках – чего уж греха таить – по преимуществу примитивны. Уверен – у большинства коллег такие отличники вызывают радость и гордость. А мне страшно за этих детей: они не привыкли правильно падать – значит, не умеют и вставать на ноги после падения. Но ведь без совершения крупных и мелких ошибок не прожить, тем более не достичь чего-то значимого в науке или в других сферах деятельности. Рано или поздно на каждого верблюда найдётся соответствующая соломинка, и нужно быть морально готовым подняться на все четыре копыта, встряхнуться и идти дальше.

Анализируя собственные и чужие ляпы, мы не только проникаем в суть соответствующей проблемы, но и узнаём больше о себе самих, о своих слабостях и недостатках, о том, в каких обстоятельствах мы допускаем просчёты. А это бесценная информация, ведь она позволяет прогнозировать собственное поведение в той или иной ситуации (учебной, научной, производственной, жизненной – неважно) – и, как следствие, подготовиться так, чтобыв дальнейшем добиться наилучшего результата из возможных.

Читайте также:  Полезные специи и как их есть

К примеру, человек, теряющийся при нервном возбуждении, должен тренироваться в стрессовых условиях (нехватка времени, отвлекающие моменты, вроде наличия в помещении других людей или посторонних звуков, и т. п.). Либо же применять технические (к примеру, шумоизолирующие наушники) и медикаментозные (это уже в крайнем случае) средства. Тот, кто допускает много ошибок в расчётах, должен перепроверять свои простейшие выкладки. Ну и так далее…

Обобщая, можно сказать, что правильная работа над своими и чужими ошибками делает человека опытнее, изощрённее, сильнее.

Между тем, в российской школе практически не занимаются этим видом деятельности. Мы учим умению рассуждать правильно – но это совсем другое. Если говорить откровенно, то обучение преимущественно сводится к максиме «делай как я». Это не только не помогает приобретать опыт выявления и исправления собственных оплошностей, но и эффективно губит креативность. А ведь ещё Высоцкий некогда пел об опасности постоянного движения по чужой колее…

Кое-что даёт так называемая «работа над ошибками» в контрольных, но и тут собственно анализ не только погрешности, но и причин её возникновения остаётся, так сказать, «за скобками». Фактически школьнику предлагается заменить использованный им способ решения «правильным» – вот и всё. Максимум, чего можно подобным путём добиться – это чтобы в той же самой ситуации ученик не допустил аналогичного ляпа. КПД этого труда ничтожен.

Комментарий «ЯКласс»: Ошибки — неотъемлемая часть роста и рефлексии в процессе получения новых знаний. Ошибаясь, человек в первую очередь учится анализировать собственные действия, чтобы понять, что именно привело к неверному результату. Для того, чтобы обучение было продуктивным, а ошибки становились точками роста, функционал Я+ позволяет ученикам использовать «Шаги решения». Если в процессе выполнения какого-либо задания ребёнок сделал что-то неправильно, система не покажет ему правильный ответ, а предложит объяснение. Ознакомившись с ним, школьник сможет отработать решение ещё раз, но уже на новом примере — не просто подставив новые цифры, но пройдя весь путь ещё раз.
акой формат деятельности будет удобен для домашних работ — предложение исправить ошибки самому оградит ученика от соблазна залезть в ГДЗ и просто выписать ответы. Так, благодаря постепенному подведению ребёнка к привычке осмысливать свои ошибки, и можно дойти до «переворота» в образовательном процессе, о котором говорит автор.

А ведь можно действовать совершенно иначе. Я математик и буду говорить об учебниках математики. Следовало бы включить в них задания на поиск ошибок в приведённых в книге рассуждениях и выкладках, постепенно продвигаясь от достаточно простых к  сложным, а не только содержащих элементарные арифметические промашки. Подобное как раз имеется, по крайней мере, в начальной школе, но этого, конечно, совершенно недостаточно. При этом преимущество должно отдаваться упражнениям «с отягощением», когда требуется именно обнаружить и исправить некорректности в чужом решении в рамках его логики, а не заменить сомнительные умозаключения правильными, но иными. 

Примерно в том же направлении «работает» использование элементов оппонирования при устных ответах. При этом назначенный оппонент особо внимательно выслушивает решение, имеет право (но не обязан) задавать докладчику вопросы, проверяет записанный на доске текст и – если, с его точки зрения, в решении имеются недостатки – корректирует их, помечая исправления галочками (дабы эти изменения не терялись). Лишь после этого в дело вступает учитель, который завершает разбор задачи и оценивает работу обоих участников. Изначальная, базовая отметка за оппонирование – 5; за каждую пропущенную ошибку и за каждое исправление правильных выкладок докладчика на неправильные эта отметка снижается на 1 балл (но не ниже, чем до «двойки», естественно). Таким образом, вполне может случиться (и нередко случается), что оппонент, протестировав абсолютно правильное решение, констатирует, что всё верно, – и получает «пятёрку», формально не сделав ничего. Конечно, насчёт «ничего» – это некорректная точка зрения. В данном случае оппонент полностью реализовал свою функцию: всё проверил и взял на себя равную с докладчиком ответственность. За что и получает высший балл. Разумеется, всё вышеизложенное имеет смысл только для достаточно заковыристых, интересных заданий.

Полезно увеличить долю упражнений типа «Верно или нет?», причём они должны быть куда глубже и сложнее, чем сейчас – нынешние примитивны.

Вообще желательно почаще ставить учащихся в ситуацию неопределённости – это способствует формированию способностей к анализу и  самоанализу, в конечном счёте – самостоятельности мышления. 

Проблемы с некорректным условием (в том числе, те, в которых недостаточно данных для нахождения искомого) учат детей не только анализу «входящей» информации – они исподволь помогают сформировать у них необходимые современному человеку основы критического мышления.

Хорошо «работают» также задачи с наличием специфических частных случаев, умение «увидеть» которые требует глубокого понимания теории (и, соответственно, анализ «дыр» в их решении углубляет такое понимание).

Замечательно помогает формировать мужество осознать и принять ошибки, упорство, чтобы их полностью проанализировать и учесть в дальнейшей работе, а также умение выходить из интеллектуальных кризисов такой труд, в котором успех не гарантирован и решение вообще может быть не достигнуто. Впрочем, это уже вообще не для учебников и уроков, это относится к научно-исследовательской деятельности школьников, к тем самым пресловутым «проектам».

При этом педагогам придётся в корне пересмотреть «чёрно-белое» мышление, то есть такой подход к оцениванию, когда задача считается или решённой, или нерешённой — без промежуточных вариантов. Придётся научиться «взвешивать» ошибки, то есть научиться определять, на сколько процентов выполнена задача. Понадобиться разработать банк соответствующих упражнений. Необходимо научиться анализировать ляпы и просчёты вместе с допустившими школьниками — и обосновывать свои оценки в диалоге с ними. Работа предстоит большая — но очень полезная. 

Читайте также:  Какие бывают полезные ископаемые 4 класс

И необходимо учитывать: школьник, владеющий глубокой рефлексией, умеющий выявлять свои и чужие ошибки, анализировать их и использовать результаты размышлений для более эффективной работы, знающий собственные слабости и недостатки и способный превращать их в достоинства — это сильная, самостоятельно и свободно мыслящая личность. Гораздо более свободно, чем мы привыкли. И не склонная поступаться личным мнением. 

Готовы ли мы к такому? Оно нам нужно? Как вы считаете, коллеги? Или так перебьёмся как-нибудь, потихоньку да полегоньку?..

Чем ошибка может быть полезна в школе

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс

Источник

Большинство родителей уверены, что воспитывают своих детей очень хорошо. Они думают, что у них очень хорошие педагогические навыки. Однако это не всегда так. Отцы и матери часто совершают одни и те же ошибки снова и снова, что приводит к тому, что дети из поколения в поколение испытывают страхи и не могут общаться с людьми. В этой статье мы расскажем вам, как разорвать этот порочный круг.

Сегодня мы собрали рекомендации от психологов со всего мира, которые помогут родителям избежать попадания в ловушку негативных педагогических стереотипов.

1. Жаловаться плохо.

Родители часто говорят своим детям: “Не жалуйся”, и они действительно верят, что это хорошее правило, которому нужно следовать.Тем не менее, психологи обеспокоены тенденцией, что дети не должны говорить о своих проблемах в школе. Психологи считают, что большинство детей не говорят о жестоком обращении, потому что они боятся, что их назовут “стукачом” или “слабаком”.

Взрослые должны слушать своих детей, когда они говорят о несправедливых ситуациях, которые с ними происходят и поддерживать их.

2. Выражать негативные эмоции плохо.

Родители не любят, когда их дети раздражаются, плачут, злятся или разбрасывают игрушки. Вот почему иногда проще крикнуть “Не плачь!”, а не выяснять, в чём проблема.

Этот тип реакции на плохое поведение является худшим, потому что негативные эмоции должны найти выход. Способность выражать негативные эмоции – это то, что вашему ребёнку определенно понадобится в будущем, поэтому они должны начать развивать этот навык сейчас.

3. Ты должен ладить со всеми (учителями, другими детьми, соседями)

Все родители мечтают о том, чтобы дети жили в мире с другими. Они не хотят, чтобы их отпрыски конфликтовали со своими сверстниками. Пытаясь достичь этого, они иногда выбирают тактику “быть добрым для всех”.

Конечно, очень важно уметь плыть по течению и уважительно общаться с другими. Но не заходите слишком далеко, пытаясь угодить всем. Потому что для того, чтобы быть как другие, приходится жертвовать своими интересами.

4. Если ты плохо учишься в школе, то не получишь хорошую работу, когда вырастешь.

Многие родители считают, что успех их ребёнка в школе напрямую связан с их успехом во взрослой жизни. Конечно, образование играет большую роль, но это не единственный фактор успеха.

Говард Гарднер из Гарварда выделил 7 различных типов интеллекта и считает, что большинство IQ-тестов оценивают только один уровень логики, игнорируя при этом другие типы интеллекта. Ряд исследований доказывает, что эмоциональный интеллект играет огромную роль в успехе человека во взрослой жизни.

5. Дети должны иметь много самых дорогих и продвинутых игрушек.

Социологи утверждают, что сумма денег, которую родители тратят на своих детей, растёт с каждым годом. Это приводит к тому, что многие семьи вообще не хотят иметь детей, или останавливаются на рождении одного.

Родители тратят гораздо больше, чем необходимо, когда дело доходит до их детей. Задумайтесь по-настоящему о том, что вы покупаете для своего ребёнка, действительно ли это необходимо.

Экономия денег на ваших детях не делает вас плохим родителем. Напротив, бережливые родители могут стать отличным примером для подражания для своих детей и научит их не тратить деньги на ненужные вещи.

6. В наказание, ребёнка нужно чего-то лишить.

Психологи уверены, что лишение ребёнка чего-либо не является эффективной формой наказания. Это одна из самых опасных черт родителя – играть в бога, наказывать детей и только потом прощать их. И правила этой игры не всегда ясны, так как наказание часто зависит от настроения родителей.

Лишение ребёнка того, что он любит, не научит их чему-то хорошему. Наоборот, ребёнок поймёт, что тот, кто обладает властью, может делать всё, что хочет.

7. Родители должны постоянно развлекать детей.

“Я не хочу, чтобы моему ребёнку было скучно”, – так говорят многие родители, отправляя их на дополнительные занятия или покупая новые развивающие игрушки. Они стараются сделать так, чтобы у ребёнка не было ни минуты скуки.

Однако психологи утверждают, что дети никогда не научатся жить самостоятельно, если родители не дадут им времени для себя.

8. Дети должны делиться своими игрушками.

Многие родители считают, что нужно учить детей делиться. Это ошибка.

Психологи рекомендуют поставить себя в такое положение. Хотите поделиться своими личными вещами с человеком, которого вы едва знаете? Вы бы сняли свою любимую рубашку только потому, что она понравилась вашему соседу?

Вы думаете, что вы хороший родитель? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Источник