Чем они могли быть полезны молодому царю в проведении реформы

Потребность реформ для России была вдвойне очевидна. Во-первых, объективно требовалось устранить феодальные пережитки, мешавшие поступательному развитию страны (помещичье землевладение, самодержавный строй, сословные привилегии и др.). Во-вторых, требовалось успокоить общественное мнение и подавить революционные настроения.
Значительный шаг на этом пути был сделан в 1906 г., когда были приняты Основные законы Российской империи, внесшие изменения в компетенцию органов государственной власти. Царь сохранял свое положение в качестве главы законодательной и исполнитель! ной власти. Он обладал исключительными правами по изменению основных законов государства, представлял страну на международной арене, имел право роспуска Государственной думы и назначения членов Государственного совета. Однако теперь полномочия императора были несколько ограничены. Законодательная деятельность теперь осуществлялась во взаимодействии императора, Государственного совета и Государственной думы, без согласия которых закон не мог быть принят. Царь мог издавать указы, но без одобре- ния Думы они не могли действовать. Государственная дума являлась, таким образом, законодательным органом, формировавшимся путем куриальных (сословных), многоступенчатых, неравных выборов.
В оценке этих изменений существует две точки зрения. Одни ученые считают, что эти перемены положили начало превращению самодержавия в конституционную монархию. Другие называют эти; изменения декоративными, формальными, неспособными изменить существовавший ранее порядок вещей.
В 1906 г. новым министром внутренних дел и председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин – в прошлом гродненский, а затем саратовский губернатор. Человек властный и решительный, он ставил перед собой две группы задач: на ближайшую перспективу – жесткой рукой подавить революционные выступления и подготовить проект реформ; на дальнюю перспективу – соз-У дать условия для формирования средних слоев в городе и деревне, что позволило бы гарантировать общественное спокойствие и процветание страны.
Столыпин отчетливо понимал, что подавить революционные выступления можно только решительными действиями властей. Для борьбы с революционным насилием и террором были введены военно-полевые суды, без колебания утверждавшие смертные приговоры лицам, подозреваемым в террористической деятельности. Этими судами за 1907-1909 гг. было вынесено более 5 тыс. смертных приговоров. На каторгу по политическим мотивам было направлено более 26 тыс. человек. Власть объясняла эти жесткие меры необходимостью борьбы с терроризмом (в 1906-1907 гг. в результате терактов и революционных выступлений были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица). На Столыпина посыпались обвинения в установлении диктатуры. Однако намеченный результат был получен – волна насилия в стране пошла на спад.
9 ноября 1906 г. царем был утвержден предложенный Столыпиным указ, начавший аграрную реформу. Главным ее содержанием было разрушение крестьянской общины и предоставление крестьянам самим решать свою дальнейшую судьбу. Для ликвидации малоземелья крестьян Столыпин предложил начать широкомасштабное переселение нуждающихся в земле крестьян в восточные районы страны, где недостатка в ней не было. Для их поддержки предполагалось предоставление ссуд через Крестьянский банк и оказание помощи в землеустройстве новым собственникам – хозяевам отрубов и хуторов.
Кроме аграрной реформы Столыпин разработал проекты социальной реформы (она должна была несколько смягчить положение рабочих), перестройки системы образования (предполагалось в течение 15-20 лет обеспечить всеобщее начальное образование), корректировки национальной политики (направленной на введение земского самоуправления в западных губерниях и др.).
Однако выполнить задуманное ему было не суждено. В сентябре 1911 г. он пал от руки террориста в Киеве. Вместе с ним закончились и многие из его начинаний.
Главной причиной нереализованности всего замысла реформ Столыпина было то, что для царя и высших слоев общества деятельность Столыпина была лишь вынужденным шагом, необходимым для успокоения народных масс и прекращения революционных выступлений. Сам же реформатор полагал, что для России важнее другое – создать условия, при которых революция и в перспективе стала бы невозможной. Поэтому надобность в сильном, умном, волевом главе правительства, не боящемся порой идти против воли царя, отпала сразу после того, как угроза революции отошла на второй план. Физическая его смерть наступила позже политической.
Реформы Столыпина имели большое значение. Ему удалось найти вариант решения проблемы малоземелья крестьян, не посягнув при этом на помещичье землевладение как один из видов частной собственности. Определенный результат дала и переселенческая политика (хотя и не такой весомый, как ожидалось). В ряде районов страны хуторские хозяйства показали себя уже через несколько лет после создания эффективными производителями товарного хлеба, на чем и строился расчет Столыпина.
Вместе с тем аграрная реформа изначально не могла полностью снять все противоречия в аграрном секторе, которые существовали к этому времени. Это был лишь первый шаг на этом пути.
Источник
ВОПРОСЫ
1. Каковы были основные этапы формирования крепостного права в России?
I этап – середина XV до середины XVII в. – закрепощение крестьян;
II этап – (середина XVII – первая четверть XVIII в.) – окончательное юридическое закрепление российской модели крепостного права;
III этап – 1724 – 1797 гг. – расцвет системы крепостного права;
IV этап – 1797 – 1861 гг. – законодательное ограничение сфер действия феодально-крепостнических порядков.
2. Почему крестьянская реформа считается самой важной в цепи преобразований Александра II?
Потому что именно крестьянская реформа поделила Россию на дореформенную и пореформенную, Уничтожение института крепостничества положило начало остальным реформам, слому перегородок в российском обществе. Она открыла дорогу развитию капитализма, а также перестройке государственного строя на демократической основе.
3. Почему либеральные преобразования вызвали не умиротворение в обществе, а ожидание дальнейших реформ и активизацию революционных сил?
Потому что тех преобразований, которые провел Александр II было мало. Разработка и утверждение реформа происходила в постоянной борьбе представителей либеральной бюрократии с консерваторами. Бывало, что через некоторое время появлялись новые законы, символизирующие отход от реформаторского курса. Кроме того, Александру II не удалось решить один из главных вопросов – ввести конституционный закон и на основе земств создать центральный представительный орган.
4. Как вы думаете, что способствовало росту товарности крестьянских хозяйств в пореформенный период? Какую промышленную продукцию покупали сами крестьяне?
Росту товарности крестьянских хозяйств способствовало:
– увеличение городского населения в Российской империи;
– урбанизация и индустриализация в странах Западной Европы;
– освоение новых земель и расширение посевных площадей;
– использование передовых методов для роста урожайности.
Сами крестьяне покупали такую промышленную продукцию как сельскохозяйственные машины, одежда, предметы обихода.
ЗАДАНИЯ
1. В детских воспоминаниях предпринимателя и мецената Ю.А. Бахрушина есть такие слова: «Мои родители покинули Москву на короткий срок — они уехали в Нижний Новгород… Родители никогда бы не отважились оставить меня одного в Москве, если бы предстоящее событие не было столь большой исторической значительности. В этом, 1896 г. впервые в истории России, царь лично открывал ярмарку-выставку. Это было… широко разрекламированное событие государственного, даже мирового значения. Правительство официально признавало наступление новой исторической эпохи — эпохи русского капитализма».
Как вы думаете, почему правительство и сам император придавали выставке такое значение? Попробуйте назвать как экономические, так и политические причины. На основании документа и текста параграфа подтвердите заключительную мысль Ю.А. Бахрушина.
В 1896 году Ярмарка имела самое большое значение в общественно – политической жизни России, это был год коронации Николая II, год Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Впервые такое грандиозное событие проводилось в нестоличном городе, и нижегородское купечество, усердно заботясь о статусе «кармана России», блестяще осуществило проведение Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки в родном городе.
Часть ярмарки была освещена электричеством, в 1896 году проведена электрическая железная дорога.
2. Как вы понимаете термин «упреждающие реформы»? Докажите, что таковыми являлись преобразования Александра II.
Упреждающие реформы-средство снижения напряженности в стране, гарантия от революционных потрясений.
Реформы 1860–1870-х гг. получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. Действительно, тогдашнее правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политической (введение местного самоуправления, реформа суда, армии), культурной (реформа школы, университетов, цензуры). Сроки проведения реформ и результаты были разными, но в этой либеральной модернизации прослеживалась внутренняя связь. Власти руководствовались двумя положениями: 1) упреждающая реформа является лучшей гарантией от революционных потрясений; 2) проводить реформы необходимо с опорой на государство и по его инициативе.
3. Дайте характеристику внутренней политике Александра III. Сравните ее с политикой его отца. В чем заключались главные различия?
Политики Александра Второго была очень либеральной. Он внес в страну такие реформы, которые люди ждали столетиями.
Он первый в стране царь, который отменил Крепостное право, он первый ввел институт адвокатов, сделал суды более справедливыми, Александр Второй провел земскую реформу и ввел институт местного самоуправления.
Александр Третий (сын Александра Второго) возможно бы продолжил бы дело отца и дальше, но этого он делать не стал.
Алескандр II был убит. Когда на престол взошел Александр III он решил поменять курс политики. Была введена цензура, начались гонения, был введен цикруляр о “кухаркинах детях”. Всеми этими методами Александр III боролся с инакомыслием и терроризмом .
Источник
1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
Александр I благодаря своему воспитанию и заложенным от природы задаткам был человеком добрым. Воспитание при дворе его великой бабки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии (в Берне).
Но одновременно император был нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между часто враждовавшими дворами своих бабки и отца.
Это серьёзно повиляло на действия Александра I на престоле. Как либерал он санкционировал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.
2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
Прежде всего, Негласный комитет разрабатывал реформы. Но кроме того, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты.
И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие возможности.
3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
У первых реформ не было единого курса. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, озвученную ещё просветителями. Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.
Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.
Крестьянская реформа была изначально половинчатой, не предполагавшей никаких обязательных мер, а просто призванной облегчить процедуру добровольного освобождения крестьян.
Из этих реформ самой важной была образовательная. После Указа о вольных хлебопашцах мало что изменилось. Реформа системы управления не ликвидировала главного недостатка системы – крайней бюрократизированности.
В то же время реформа образования создала сеть университетов и гимназий, которые были разбросаны по всей империи, потому стали доступнее талантам из провинции. Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.
4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.
Император↓
Государственный Свет
►Сенат и Синод (орган управления православной церковью)
Кабинет министров
5. Почему проект Сперанского не был реализован?
Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило характера, решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.
Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.
2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?
Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки.
О многих из его реформах она, видимо, мечтала. Особенно это касалось отмены крепостного права. Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого практически рабства ещё во время созыва Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).
3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?
Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это могло бы со временем размыть сословную структуру, что в свою очередь было важным условием модернизации.
Также важным стало бы создание системы дум. Участие в выборных органах власти начиная с нижних уровней могло бы выработать у населения политическую культуру и построить «демократию снизу».
4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?
Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями).
Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления. В ХХ веке введение парламентов в некоторых азиатских странах без соответствующей политической культуры населения приводило к тому, что органы народного представительства оказывались консервативнее правителей, а выборы на самом деле не были свободными – влиятельные люди на местах просто оказывали давление на избирателей.
Система дум, предложенная Сперанским, как раз воспитывала политическую культуру и строила «демократию снизу» почти наверняка беря пример с Англии.
5. С помощью Интернета соберите материал длл проведения в классе дискуссии на тему «Могли ли быть осуществлены все планы М М. Сперанского в России начала XIX в.?».
Преобразования и их оценка.
– Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.
– Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.
– Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.
– Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.
– Вполне можно было разделить население на дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т. п.). Но гораздо сложнее было бы обеспечить социальные лифты, переход из одного состояния в другое лишь благодаря приобретению имущества.
Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.
– Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы?
Поднять восстание? Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались. Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров.
В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.
– Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты.
Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.
Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными. Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели.
В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами? Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.
6. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу I803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян.
Главной трудностью для такого помещика должна была стать бюрократическая волокита. Разработанные условия соглашения с крестьянами его обязывали отправить губернскому предводителю дворянства, который переправлял их министру внутренних дел, после чего они поступали на рассмотрение ещё и императору.
В то время документы могли рассматриваться в инстанциях годами (что официально, конечно, объяснялось крайней загруженностью чиновников), потому такая процедура могла стать реальным препятствием на пути осуществления благого начинания. По сравнению с этим «взнос узаконенных пошлин» казался очень небольшой жертвой, какими бы эти пошлины ни были.
Источник