Чем они могли быть полезны царю в проведении реформ

Реформы всегда проходят болезненно, поэтому масштабные преобразования Петра Великого вошли в историю как революционное изменение курса страны. Несколько лет потребовалось, чтобы изменить областное управление, церковь, армию, суды, стиль одежды и даже календарь.

В. Худояров. Царь Петр I за работой

Мощный пинок

В советские времена реформы Петра І рассматривали как неизменно положительные, но сегодня историки задают вопрос: зачем потребовалась радикальная, основательная и болезненная ломка. Некоторые ученые считают, что Петр ненавидел кондовый боярский уклад, противоречивший европейскому прогрессу.

В России и до Петра были правители прозападной ориентации, но их подход был мировоззренческим, философским, им не приходило в голову крушить самые основы державного устройства. Петр же почитал действие сильнее слова.

Рубить — так рубить

У современных историков есть возможность оценить долгосрочные последствия реформ, но нет единого мнения на этот счет.

Одни ученые подвергают факты сомнению и переосмыслению, утверждая, что Петр не с того конца начал. Воспроизводя внешние проявления европейского уклада, Петр упустил из виду истоки и идеологию европейской культуры. Одной из причин они называют отсутствие системного образования и комплексного подхода у государя.

Противники петровских реформ считают, что «рубить окно» к Балтийскому морю было не обязательно. Петру был нужен не столько выход в Европу, сколько человеческий ресурс — преданные подчиненные, готовые исполнять повеления. Чего стоит один указ об уничтожении шести сотен судов, построенных не по голландским стандартам.

Добро бы новые корабли были намного лучше. Но нет, в спешке и аврале новые суда строили из сырого дерева, экипажи собирали на скорую руку. Голландский стандарт в российском исполнении отличался недолговечностью и плохой маневренностью. Однако факт создания нового флота вошел в историю со знаком плюс.

Гравюра. Азовский флот

Европейский образец

Поклонники царя, напротив, считают, что без реформы Петра Россия могла повторить судьбу Китая и через полторы сотни лет превратиться безвольную, разрозненную и обедневшую страну.

Но все согласны в том, что, поддавшись очарованию Немецкой слободы, царь уже не видел иного пути, кроме европейского. Побывав в Европе, он стал свидетелем развивающейся жизни, смелой мысли, новинок и научных открытий, и решил встряхнуть дремавшую Русь. Историки полагают, что царь ориентировался на протестантский образец: Голландию, Данию, Германию, Англию.

Как нелегок этот путь

Петровские реформы редко обходятся без противопоставления варваров-московитов и образованных европейцев. Россия с огромными необжитыми просторами и плохим сообщением, почти не имела промышленности, опиралась в основном на аграрный сектор.

Население сопротивлялось экономическим реформам. Насильственные преобразования сопровождались снижением уровня жизни и человеческими жертвами.

А. Моравов. Прорытие Ладожского канала

Страна не могла обеспечить армию военачальниками, инженерами, вооружением, элементарным довольствием. После поездки в Европу царь Петр отчетливо видел слабые стороны в обороноспособности и организации российского военного дела. Отставание было колоссальным: на западе мушкет заряжали в 12 приемов, а российская инструкция включала 94 пункта, непосильные для солдата.

Запад считал Россию отсталой страной и прочил ей будущее колонии (такую мысль высказывал ученый Иоганн Лейбниц). Петр увеличил расходы на содержание армии почти в два раза, ввел рекрутский набор, учредил военные институты и создал регулярную армию, воевавшую при Петре 26 лет против турков и шведов.

Царя подменили

Впрочем, невероятные преобразования Петра породили столь же невероятные слухи, а чаще всего судачили о том, что «царь не настоящий». Удивительно, но эти высказывания поддерживали и некоторые авторитетные персоны.

Первым выдвинул версию Дмитрий Мережковский. Якобы внешность и поведение царя после «Голландий» сильно изменились, он забыл родной язык и ненавидел русское. Не иначе как царя подменили.

Д. Маклиз. Петр I в Голландии

По одной версии, европейцы организовали подмену, чтобы ослабить страну. До поездки Петра интересовали Черное море и Средиземное, а потом вектор сменился и царское внимание привлекла Балтика. Не имея возможности противостоять Швеции открыто, Польша и Дания сделали все, чтобы столкнуть Россию со шведами. По другой версии, источником интриги стала Франция, пытавшаяся отвлечь Россию от своих турецких союзников.

Как бы то ни было — случилось то, что случилось. Реформы были проведены, и Русь изменилась навсегда.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Источник

Начало деятельности М. М. Сперанского. Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашёл человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания санкт-петербургской духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарём у князя А. Б. Куракина — любимца Павла I. Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине. В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов. Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803—1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею — всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский — тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном. Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г.— заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты. В основу проектов реформ Сперанского были положены идеи, высказанные в беседах с ним самим императором. Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю ещё в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

  • управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению — Государственной думе;
  • исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;
  • ещё один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;
  • устанавливались три основных сословия общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
  • политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
  • избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);
  • выборы в Государственную думу предполагались четырёхступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);
  • руководить работой Думы должен был назначаемый царём канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учётом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчёты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти. В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлён. Проведённые в 1810—1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свебыла в памяти судьба отца.

Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма. Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Источник

470 лет назад, 1 октября 1550 года, царь Иван Грозный заложил основы русской регулярной армии.

Во всяком случае, так считают интернет-энциклопедии, авторы и модераторы которых редко утруждают себя проверкой фактов, ну а с пониманием исторических процессов и вовсе не заморачиваются. Впрочем, в данном конкретном случае у них есть на то своего рода оправдание. В 2006 г. президент Владимир Путин подписал указ № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах Российской Федерации». 1 октября там обозначено как День сухопутных войск и проходит по разряду памятных дней наряду с Днём ВДВ и Днём войск радиационной, химической и биологической защиты.

Василий Пукирев. «Иван Грозный в молельне».

Почему именно 1 октября стало Днём сухопутных войск, в указе конкретно не говорится. Сказано лишь: «В целях возрождения и развития отечественных воинских традиций и повышения престижа военной службы». Историческую реальность пришлось подгонять под современные указания. В результате вышло вот что: «В этот день Иван Грозный издал приговор „Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей“, который, по сути, заложил основы первого постоянного войска, имевшего признаки регулярной армии».

Формулировка донельзя расплывчатая. И как раз «по сути» ничего не объясняющая. А жаль, потому что сюжет довольно забавный и поучительный.

Дело в том, что как раз в середине XVI столетия Русское царство накрыл серьёзный административный кризис. В его основе лежал самый банальный кадровый дефицит. Посудите сами: территория стремительно расширяется, ведутся войны, расширяются дипломатические контакты… Всё это требует управления и координации на местах. Но людей, подходящих для того, чтобы занять соответствующие посты или выполнять оперативные поручения царя, попросту нет. Московская элита, испокон веков служившая Московскому князю, всё-таки не резиновая. От 50 до 60 человек в больших думных чинах да плюс около 700 человек — большие дворяне московские. С задачами растущего государства они не справляются физически просто потому, что их слишком мало.

Франц Крюгер, «Русская гвардия в Царском Селе в 1832 году» (1841). Холст, масло. (Фрагмент)

В принципе, можно задействовать ресурс аристократии немосковского происхождения. Потомки бывших владетельных князей — люди толковые, знающие и «умеющие в администрирование». Но этот ресурс при всём своём умении и уме доверия не внушает. Хотя бы потому, что предки немосковских аристократов совсем недавно были полноправными государями в своих землях. Иные по роду числили себя едва ли не выше, чем сам царь, и лелеяли надежду занять его место.

Тут очень кстати возникает фигура политика и публициста Ивана Пересветова. Личность загадочная. Вроде бы выходец из западнорусских земель, вроде бы служил в литовских и польских войсках, вроде бы через Валахию, то есть Молдавию, выехал к Москве. Почему «вроде бы»? Потому что даже дат его жизни и смерти мы не знаем. Всё, что от него осталось, — это ошмётки куцей биографии и серия блистательных статей на тему «Как нам обустроить Россию». Пересветов там выступает в роли мыслителя высочайшего уровня, вполне сравнимого с Никколо Макиавелли, Ульрихом фон Гуттеном и Жаном Боденом, которые тогда считались светочами европейской политической мысли.

Обер-офицер и штаб-офицер лейб-гвардии Преображенского полка с 1700 по 1732 год.

Согласно его выкладкам, основой обновлённого государства должны были стать не отпрыски аристократических родов, а обычные «воинники», — так он называл дворянство: «Воинником царь силён и славен».

Эту статью-челобитную Пересветов подал царю в 1549 году. Уже через год Иван Грозный начинает ряд реформ, которые заставили некоторых историков предположить, что под именем Пересветова скрывался сам царь, — настолько практика соответствовала пересветовской теории.

Главным здесь можно считать тот самый «Указ об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей». Суть его была в следующем. Надлежало выбрать из дворян тысячу или около того «лутчих слуг государевых» и наделить их землёй поблизости от столицы. Но не просто выдать каждому по участку как бы в награду. Нет. Их надлежало там поселить, чтобы они всегда «готовы были к службе государевой и для разных посылок». Грубо говоря, приблизить к себе избранных, чтобы всегда иметь их под рукой.

Чем они могли быть полезны царю в проведении реформ

В указе Грозного нет ни слова о том, для какой именно службы предполагалось использовать эту «Избранную тысячу». Впоследствии они числились на самых разных постах. Были послами, наместниками, гонцами-посланниками, писцами и полковыми воеводами — словом, куда пошлют. Одним эффектным решением царь ликвидировал кадровый голод растущей империи. Раньше под рукой было где-то 750 человек, а с появлением «тысячников» их стало чуть ли не вдвое больше. Ивану удалось создать кадровый ресурс, который питал административную и военную систему Русского царства на протяжении многих лет. Словом, с некоторой натяжкой можно сказать, что да, с постоянной армией это, в общем, связано. Именно из «тысячников» набирался впоследствии командный состав среднего звена. Тот самый слой, от профессионализма которого часто зависит судьба военной кампании.

Опричники въезжают в город. Рисунок А. М. Васнецова (эскиз декорации к опере П. И. Чайковского «Опричник»), 1911 г.

Однако почти всегда в разговоре о том, зачем «лутчих слуг государевых» наделяли землёй в непосредственной близости от Москвы, опускаются подробности. Например, то, откуда под Москвой взялось столько свободных земель. И сейчас, и тогда ресурс под названием «подмосковные угодья» стоил баснословно дорого и на дороге не валялся. И тем не менее тогда сумели найти почти 120 тысяч четей, то есть около 68 тысяч гектаров земли. За чей счёт?

Это редчайший в нашей истории случай, когда государственная реформа осуществлялась за счёт первого лица государства. Царь, как написано в учебниках, был самым крупным феодалом. В великокняжеский домен входило огромное количество земель, принадлежавших лично царю. И он решил оптимизировать свои владения. Дело в том, что тогда под Москвой было много земель княжеского хозяйства, утративших свое предназначение. Земли бортников, когда уже не было бортных лесов, земли тетеревников, перевесников (охотников на птицу), бобровников, псарей… Вот эти-то земли вместе с крестьянами, которые тоже принадлежали царю, Грозный щедро раздал «Избранной тысяче». Он отлично понимал, что верность и лояльность нужно покупать, а не брать силой.

Источник

Иван Грозный в истории фигурирует и под прозвищем Ивана Великого. Для этого есть основания: кроме неудачной опричной реформы и массовых казней по обвинениям в измене первый русский царь знаменит разумными государственными решениями, существенно повлиявшими на дальнейшую жизнь Русского царства. Большинство из них были проведены в 1550-1560-е годы при участии членов так называемой Избранной рады. Реформы Ивана Грозного способствовали укреплению самодержавия и совершенствованию административной системы страны.

Предпосылки к проведению реформ

Ко времени вступления на престол Ивана IV Русское царство было крупным и довольно сильным, но не до конца оформившимся государством. Независимость от Орды была достигнута относительно недавно. Власть монарха оставалась непрочной, и сам Иван (оставшийся рано сиротой и вынужденный с детства наблюдать боярские интриги) хорошо знал об этом.

Упорядочить систему управления, приспособить ее к условиям больших территорий пытался еще Иван III. Претворяла в жизнь некоторые административные преобразования и мать Ивана IV Елена Глинская (пока исполняла обязанности регента при маленьком сыне). Первый царь завершил начинания предшественников и реализовал также и собственные замыслы.

Некоторые реформы Ивана Грозного носили незавершенный характер (к примеру, церковная). Опричная реформа оказалась неудачной и даже вредной. Но изменения в военной области и административной системе оправдали себя и просуществовали довольно долго.

Земские соборы и новый Судебник

Одним из первых государственных решений первого царя стал созыв Земских (то есть «земных», государственных, в отличие от церковных) соборов. Первый собор, собранный в 1549 году, способствовал появлению нового Судебника, в котором были зафиксированы первые нововведения Ивана IV.

Формирование на Руси сословной монархии

Земские соборы представляли собой российский аналог сословно-представительских органов Западной Европы. Первый Собор был созван в 1549 году, далее через неровные промежутки времени они созывались до 1684 года.

Земский собор был выборным органом. По мнению некоторых историков, в него входили представители всех сословий; другие же специалисты полагают, что крестьянство там представлено не было. Соборы обсуждали предложения монарха о введении новых законов и сами могли вносить такие предложения. Законодательной власти они не имели, оставаясь совещательными органами.

Судебник 1550 года и его значение

Результатом деятельности первого Земского собора стало принятие нового Судебника взамен устаревшего документа 1497 года. Этот документ изменил систему налогообложения в государстве и управление на местах.

Изменения в судебной системе

Согласно новому Судебнику, права суда и следствия с наместниками и представителями знати должны были разделять выборные представители населения. Они именовались губными старостами, и без их участия не могло выноситься судебное решение. Это нововведение иногда называют губной реформой. Губные старосты должны были разбирать дела по «разбою», то есть уголовным преступлениям. Серьезные дела (в первую очередь о государственной измене), а также преступления «детей боярских» должен был рассматривать царский суд. Судебник ограничивал применение «суда божьего» как способа установления истины в судебном производстве.

Документ устанавливал и наказания за преступления. Характерно, что применение смертной казни было весьма ограничено. В Судебнике закреплена сословная система судопроизводства и наказания: преступления против знати во всех случаях предполагалось карать строже, чем против незнатных свободных людей.

Налоговые нововведения

Налоговые изменения, введенные Судебником 1550 года, были призваны не только обеспечивать поступления в бюджет, но и уменьшить влияние местных властей. Судебником дозволялось местным общинам просить забрать у них царского представителя и отправлять власть через своих выборных. Этим подрывалась так называемая система кормлений, ибо налог на содержание властей в этом случае шел в казну, а не местным чиновникам. Замена «кормленичего дохода» на «кормлений откуп» (то есть содержания чиновника на государственный налог) стала важной составляющей земской реформы, предусматривающей увеличение роли выборных представителей дворянства, городов и крестьянского «мира» на местах.

Также вводилась новая единица для налогообложения – соха. Ее размер зависел от местности и рода занятий человека. Соха была большей для «служилых людей», обязанных нести еще и военную службу, и меньшей для крестьянских общин. За счет налогов теперь полагалось выплачивать «помоги» тем «служилым» землевладельцам. У кого надел был меньше нормы или кто представил в войско больше бойцов, чем следовало с его надела. Так поощрялось добросовестное выполнение дворянами обязанностей перед государством.

Военные реформы Ивана Грозного

Первый русский царь вел немало войн (успешных и не очень), поэтому проявлял большой интерес к укреплению армии. Основные реформы в военном деле проводились в период 1550-1571 гг.

  1. Создано постоянное стрелецкое войско на основе пожизненной оплачиваемой службы. Стрельцы в обязательном порядке имели на вооружении огнестрельное оружие (1550 год).
  2. Расселена в поместьях не далее 60-70 км от Москвы «тысяча лучших слуг» – эти дворяне составили нечто вроде царской гвардии и армейских частей быстрого реагирования (1550 год).
  3. Создано «Уложение о службе», регламентирующее воинские повинности бояр и дворян. Согласно этому документу, землевладелец, не представивший положенное с его надела число воинов, мог быть наказан вплоть до лишения надела. Если же кто-то превышал положенное число ратников, ему полагалась премия из казны (1555-1556 гг.).
  4. Началось создание регулярной кавалерии – так называемых «конных сотен». «Детей боярских» расписывали в них заранее, что уменьшало количество нарушений дисциплины и споров о «худородстве» при назначении командующих (1552 год).
  5. Создавалась система пограничной охраны, состоящая из стационарных «застав» и передвижных «станиц». Угроза неожиданно нападения была почти исключена (1571 год).
  6. В деле военного командования принцип местничества по знатности был заменен государственным администрированием – основными армейскими вопросами стали ведать структуры из системы приказов.

Иван Грозный также приложил немало усилий для обеспечения русской армии артиллерией. Для этого он приглашал специалистов в изготовлении пушек и закупал образцы вооружения. Впервые русская артиллерия отличилась при взятии Казани в 1552 году. Также царь своей грамотой наделил некоторыми привилегиями донских казаков, тем самым превратив и их в своеобразную пограничную часть (1570 год).

Создание системы приказов

Для улучшения системы центрального управления Иван Грозный завершил начатое еще Иваном формирование системы органов центральной власти, названных приказами. По своим функциям приказы были аналогичны современным министерствам – они руководили всей работой в определенной сфере жизни страны.

Структура приказов и их число неоднократно менялись. Но сама система просуществовала до петровской эпохи и оправдала себя. Важно, что при условии обязательного назначения на руководство приказами людей знатных, в структуре приказов основная роль принадлежала дьякам – чиновникам-профессионалам, взятым на государственную службу не по знатности, а по пригодности к данному виду деятельности.

Церковная реформа первого царя

Иван Грозный имел намерение ограничить церковное землевладение и вообще имущественные права церкви. В этом он опирался на распространенное в середине века учение «нестяжателей». Ради решения спорных вопросов в 1551 году был созван церковный собор, названный Стоглавым. Его решения зафиксированы в сборнике, именуем Стоглав.

Хотя деятелям церкви пришлось ответить во время собора на много неудобных вопросов со стороны власти (о накопленных церковью богатствах и аморальном образе жизни ее деятелей). Реформа осталась незавершенной. Церковь сохранила имущественные права, хотя решения собора четко регламентировали ее отношения со светской властью и права обеих сторон.

Опричная реформа – неудача и преступление первого царя

Опричная реформа была затеяна как средство для обеспечения царя силой, способной подавлять боярскую оппозицию. Она рассматривалась и как составляющая военной реформы – опричники должны были составить личное царское войско.

Методом реализации реформы стало выделение части страны в исключительное пользование избранным царем людям, которые за это поступали в полное и беспрекословное его распоряжение. Это было сделано в 1565 году. На территории опричнины действовали иные правила и законы, нежели на остальных землях (земщине). Если вотчина какого-то боярина отходила в опричнину, а его самого в число «государевых слуг» не вписывали, боярин принудительно выселялся и ему выделялись земли в земщине.

На практике опричники оказались главным инструментом террора против реальной и мнимой оппозиции, принесшего царю прозвище Грозный. Опричники разоряли владения опальных бояр и держали в страхе земщину якобы ради профилактики «измены». В военном же плане опричное войско оказалось неэффективным. Это доказала война с Крымским ханством 1571 года, когда Девлет-Гирей I вторгся на русские земли. Опричники на войну не явились, их набрался всего 1 полк (против 5 полков земщины). На следующий год царь отменил опричнину, хотя многие ее проявления сохранились до самой его смерти под видом «государева двора».

Историческое значение реформ Ивана Грозного

Хотя чрезмерная жестокость и подозрительность первого царя в вторую половину его царствования привели к негативным последствиям для государства, реформы периода Избранной рады имели важное значение для дальнейшего развития страны.

  1. Была укреплена центральная власть, отлажена административная система, пригодная для управления большой страной.
  2. Уменьшилось влияние боярской верхушки, а следовательно, и риск ослабления и распада государства.
  3. Русское царство получило боеспособную регулярную армию, соответствующую требованиям того времени.
  4. Система права была приведена в соответствие с реальностью.
  5. Была несколько ограничена роль церкви, особенно в сфере ее вмешательства в мирские дела.

К сожалению, многие правильные решения первых лет царствования Ивана были нивелированы опричным террором и неудачными войнами второй половины его правления. Однако цари позднейших времен сумели использовать полезное наследие Грозного с пользой для государства.

Источник