Чем кочубей мог быть полезен александру 1 в проведении реформ

Чем кочубей мог быть полезен александру 1 в проведении реформ thumbnail

кочубей

Виктор Павлович Кочубей – видный государственный деятель эпохи правления Александра I, его ближайший сподвижник. Член Негласного комитета, созданного для реализации либеральных преобразований в Российской империи. Немалые его заслуги и в период правления НиколаяI.Вошёл в историю как первый министр Министерства внутренних дел, разработчик  системы министерского управления в России.Был сторонником разделения властей при незыблемости самодержавия.Один из первых заметил талант М.М. Сперанского, привлёк его к себе на службу.

Занимаемые должности:

  • Министр внутренних дел Российской империи (сентябрь 1802- ноябрь 1807, с ноября 1818 — по июнь 1822).
  • Председатель Государственного Совета (1827-1834).
  • Председатель Кабинета министров (1827-1832).
  • Канцлер Российской империи (1827).

При Екатерине II.

  • Начало карьеры.
  • Образование получил в частном пансионе, одновременно был записан на службу в Преображенский лейб-гвардии полк.
  • 1784- назначен русским послом в Швецию, там же продолжил образование в Упсальском университете.
  • 1786- вернулся в Россию, сопровождал Екатерину 1 в путешествии по Крыму.
  • С 1788- посол в Лондоне.
  • С 1897 (по 1797) – посол в Турции.

Таким образом, это был образованный, эрудированный человек, получивший достаточный опыт государственной и дипломатической деятельности. Как дипломат он держался «национальной системы, основанной на пользе России», желал, чтобы «все державы дорожили её дружбой».

При Павле I.

  • 1798- назначен вице-канцлером Коллегии иностранных дел, вскоре получив титул графа (в 1799).
  • Вскоре попал в опалу императора, вышел в отставку, путешествовал.

При Александре I.

  • 1801-1802- управляющий Коллегией иностранных дел. Именно в этот период произошло присоединение Грузии к России.
  • 1801- член Государственного совета.
  • Сторонник умеренных реформ. С 1801-1803 входил в Негласный комитет, в котором разрабатывались и обсуждались самые различные проекты возможных государственных преобразований. Он считал, что «все благородные люди должны объединиться вокруг Александра,-чтобы залечить раны, нанесенные его отцом отечеству».
  • 1802-1807 – возглавлял Министерство внутренних дел.
  • В войну 1812 года он находился при императоре, содействовал назначению М.И. Кутузова главнокомандующим. В 1813 году был назначен президентом центрального совета, занимающегося согласованием действий России, Пруссии, Германии против Наполеона.
  • 1891-1823- вторично возглавлял Министерство внутренних дел.

При Николае I.

  • Назначен главой секретных комитетов, занимающихся разработкой и подготовкой проектов крупномасштабных государственных преобразований. Председатель секретного «Комитета 6 декабря 1826», итогом деятельности которого стали предложения по реорганизации органов власти, крестьянскому и сословному вопросам, частично осуществленные в 1830-1840-х гг. Он считал : «Никак не предполагается при сем ослабить порядок, ныне существующий между помещиками и крестьянами».
  • 1827-1834 – председатель Государственного совета.
  • 1827-1832 – председатель Кабинет министров.
  • С 1831 г. — князь.
  • С 1834 – государственный канцлер внутренних дел.

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» М.Микешина среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура В. П. Кочубея.

кочубей 2

кочубей 3

«Государственные люди».

В.П. Кочубей во главе Министерства внутренних дел:

  • 1802-1807. Вышел во ставку, т.к. был не согласен был с политикой примирения с наполеоновской Францией.
  • 1818 — 1822. Вышел в отставку из-за противоречий с А.А. Аракчеевым.

Это первый министр внутренних дел Российской империи.

МВД подчинялись:

Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги),

Медицинская коллегия,

Главная соляная контора,

Главное почтовое правление,

Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камеральнаго стола и печатания векселей,

Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения.

Местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.

1802-1807.

  • С 1802 г. требовал доклады у губернаторов со сведениями «о движении народонаселения, о податях и повинностях, об урожаях, о продовольственных магазинах, о фабрично-заводских и промышленных предприятиях, о государственном хозяйстве, о публичных зданиях, о нарушении общественного спокойствия» и т.д.
  • 1803 г.- Указ «О средствах к исправлению полиции в городах», который стал наряду с «Уставом благочиния» основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений.
  • 1803 – в Санкт -Петербурге была сформирована первая профессиональная пожарная охрана, работавшая на постоянной основе. Во главе стоял бренд-майор полковник Домрачев

(с 1803-1827 г.). Постепенно такие команды стали появляться в других городах.

  • Выступал против освобождения крестьян без земли, перевода их в дворовые.
  • С 1803 г. был председателем Комитета по устройству дел эстляндских и лифляндских крестьян.
  • 1803- учреждена Канцелярия МВД России ( 45 человек) – Департамент внутренних дел. Он состоял из 4-х отделений – экспедиций:

1)Народное продовольствие и соляная часть.

2)Спокойствие и благочиние.

3)Совершенствование земледелия, государственные фабрики и заводы, добыча полезных ископаемых, состояние дорог.

4)Приказы общественного призрения, больницы, богоугодные заведения, тюрьмы.

  • 1803 — при Департаменте создаётся Общество Дворян, «для составления истории каждой части управления, систематизации сведений о каждой губернии для составления общей статистики государства, производства следствий на местах, помощи Экспедициям, исполнения особых поручений Министра».
  • 1804 — вышел первый номер «Санкт-Петербургского журнала», официального периодического печатного органа МВД (до 1809 г.). В его издании принимали непосредственное участие В.П. Кочубей, М.М. Сперанский и сам Александр I.В нём публиковались приказы МВД, отчёты, а также научные статьи и материал о деятельности зарубежных министерств.
  • Вводятся штаты полиции, сначала в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в других городах.
Читайте также:  Для чего полезна сперма если принимать во внутрь

Столичная полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю:

Внутреннюю часть составляют управы благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели, исполнявшие распоряжения городских властей и судебных мест, производящие следствие, контролирующие деятельность торговых заведений и соблюдение паспортного режима;

Внешняя часть состоит из полицейских и пожарных команд, ночных дозоров, т.е. подразделений, несущих регулярную патрульно-постовую службу.

Ответственность за поддержание общественного порядка возложена на полицмейстеров и брандмейстеров.

  • 1806 — по инициативе Кочубея и Сперанского произошла реорганизация Министерства: передача в ведение МВД Почтового департамента, изменение структуры и функций Департамента внутренних дел, введению новых структурных подразделений низшего уровня — столов во главе со столоначальниками.

В штат Министерства внутренних дел входили:

— Министр и его товарищи,

— Общество дворян при Министре и 5 секретарей,

— Департамент внутренних дел,

— Медицинский совет,

— Главное управление почт с отдельной канцелярией.

Департамент внутренних дел составляли:

— Экспедиция Государственного хозяйства (87 служащих) с Мануфактур-коллегией и Главной соляной конторой;

— Экспедиция Государственного благоустройства (25 служащих), состоящая из двух отделений,

— Экспедиция государственной медицинской управы, которая в свою очередь подразделялась на два отделения. Первому отделению был поручен контроль за деятельностью всех медицинских чинов государства, включая вопросы аттестации и назначения на должность. Второе отделение занималось финансово-хозяйственной деятельностью. Кроме того, ей была подчинена типография управляемой Медицинской коллегии.

— Строительный комитет (4 служащих)

Функции Первого отделения Экспедиции Государственного благоустройства:

  • сбор сведений о всех происшествиях, преступлениях, о лицах прибывающих из-за границы и выезжающих из страны,
  • контроль «за благочинием» публичных зрелищ и собраний — первый стол;
  • надзор за состоянием дорог и соблюдением порядка на них,
  • «установление» штатов городских полицейских команд, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем,
  • контроль за доставкой осужденных к местам отбытия наказания,
  • организация рекрутского набора в армию — второй стол;
  • назначение, награждение, увольнение полицейских чиновников на местах — третий стол.

Функции Второго отделения экспедиции:  рассмотрение жалоб на полицию.

  • Экспедиция общественного призрения с Государственной Медицинской управой (55 служащих).
  • В Московском уезде, впервые в практике организации местных полицейских органов, объединена городская и земская полиция. Но новая структура до 60-х годов XIX в. не получила дальнейшего распространения.

Таким образом, роль В.П. Кочубея на посту министра внутренних дел огромна. Он начал формировать это Министерство, определять основные направления его деятельности, формировать структуру. На первом этапе Министерство внутренних дел выполняло много экономических, социальных функций, определяя направления внутренней политики страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

В годы правления императора Александра I (1801-1825) была создана тайная организация – Негласный Комитет, состоящая из четырех людей (Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский и Строганов), которых сам император называл «молодые друзья». Главная задача тайного совещательного органа заключалась в подготовке, в первую очередь, административных реформ, по выражению самого Александра, «безобразного государственного здания». Эта объединение приближенных к императору людей не имело статуса официального государственного органа, поэтому его и называли «негласным комитетом». Данная статья посвящена обзору обстоятельств и целей создания комитета, описанию его основных участников, а также характеристике основных направлений деятельности.

Негласный комитет при Александре 1

Обстоятельства создания Комитета

Историю создания негласного комитета следует начать с 1792 года. Это еще период правления Екатерины II. Ее внуку Александру всего 15 лет, однако, получая свое образование, он знакомится с молодыми государственными чиновниками. Одним из них был Виктор Кочубей, которого в конце 1792 года назначили послом в Стамбул. Ему было всего 24, то есть он был на 9 лет старше Александра. Находясь на службе Кочубей часто переписывался с молодым Романовым, а в письмах затрагивали тему реформ в России. Именно с этого знакомства возникла идея будущей организации.

Когда императором стал отец Александра Павел I, наследник престола уже был знаком со всеми участниками будущего комитета. С 1796 года сам Александр использует название «молодые друзья». В планах будущего императора было «вести государство от деспотизма к конституции». Поэтому участников будущего негласного комитета он подбирал по взглядам и интеллекту, то есть выбор падал на тех людей, которые поддерживали взгляды Александра. А взгляды эти были просты – вести реформы и менять коренным образом все, что делалось до нер, и что делалось его отцом. Именно поэтому молодому Александру очень импонировали демократические взгляды «молодых друзей». В 1801 году власть перешла к Алекснадру.  К этому моменту Негласный комитет был уже полностью сформирован.

Читайте также:  Чем полезна курага для организма женщины

Главное назначение негласного комитета

Создавая Негласный комитет будущий император ставил следующие задачи:

  • Модернизация государственного аппарата, в первую очередь создание эффективной административной системы.
  • Расширение прав и свобод подданных империи.
  • Ограничение власти императора с помощью принятия Конституции.

Некоторые из участников комитета находились под большим влиянием Французской революции, поэтому ее лозунг «свобода, равенство, братство» стал для них главным направлением для проведения реформ. Александр I совместно со своими «молодыми друзьями» характеризовали собственную родину, как империя, которая значительно отстает от ведущих стан мира и чтобы Россия стала развитой империей мира, ей необходимы были реформы.

Интересный факт: каждый из участников Негласного комитета имел уникальное право: в любой момент зайти к императору в кабинет и поделится своими идеями. Этим император показывал приоритет реформ для его политики.

Участник комитета

Первое свое заседание в качестве Негласного комитета при императоре Российской империи участники провели 24 июня 1801 года, через три месяца после того, как новым монархом стал Александр. Открывал заседание сам император, однако в будущем он не так часто посещал собрание комитета. Всего в состав Негласного комитета входило четыре человека:

  1. Виктор Павлович Кочубей.
  2. Павел Александрович Строганов.
  3. Адам Ежи Чарторыйский.
  4. Николай Николаевич Новосильцев.

Некоторые историки также участником комитета называют детского учителя Александра Лагарпа. Однако на заседаниях он не присутствовал, поэтому если он и был участником, то только формальным.

Кочубей В.П.

Теперь стоит более подробно остановиться на описание участников комитета. Первым из них был В.Кочубей, уже ранее упомянутый. В 1798 году он вернулся из Стамбула, набравшись там опыта и знаний, а также обрел еще большую решительность в необходимости реформ России. В 1798 году кружок «молодых друзей» был сформирован, поэтому В.Кочубей был приглашен Александром на одну из встреч, где познакомился со всеми участниками.

Строганов П.А.

реформы при негласном комитете

Еще одним участником был П.Строганов. Был на четыре года старше Александра, проходил обучение и стажировку во Франции (родился, кстати, в Париже), а самое интересное то, что он был в Париже как раз момент начала легендарной Французской революции в 1789 году, был знаком с трудами Просветителей (Руссо, Вольтера и других). После возвращения в Россию в 1791 году он поступает на государственную службу. В 1795 году знакомится с Александром. Последнего очень впечатлила эрудированность Строганова, а также его политические взгляды. Позже именно П.Строганову принадлежала идея создания консультативного тайного комитета при императоре. Также Строганов был ярким противником крепостного права в Российской империи. Кстати, Строганов оставил воспоминания о Негласном комитете, которые служат для историков неоценимым источником.

Новосильцев Н.Н.

В том же 1795 году, когда Александр познакомился с Строгановым, произошла встреча будущего императора и Николая Новосильцева, дворянина находящегося на государственной службе. Их познакомил именно П.Строганов. Н.Новосельцев был известным на тот момент в России политиком, он даже принимал участие в подавлении польского восстания Т.Костюшко в 1794-1795 годах. В 1796году произошло знакомство Александра с последним участником будущего комитета поляком Адамом Чарторыйским. После разделов Речи Посполитой с 1772 по 1795 годами, России досталась часть Польши, следовательно, количество поляков в столице и на государственной службе увеличилось. Такими гражданами бывшей Речи Посполитой были Адам и Константин Чарторыйские. Адам получил европейское образование, был во Франции, Англии и Швейцарии, после чего разработал собственный план реформ в Российской империи.

Результаты деятельности

Учитывая, что не все проекты Негласного комитета были реализованы, поэтому приводим краткий список идей и вкладов участников:

  • П.Строганов разработал план реформы Сената, а также написал проект Конституции России.
  • Н.Новосильцев написал проект закона, запрещающий индивидуальную продажу крепостных, предлагал исключать дворян из Дворянского Собрания за неграмотность и негуманное отношение к крепостным. Кроме того, в 1802 году написал проект министерской реформы.
  • А.Чарторыйский начал свою деятельность как участник комитета с детального анализа проблем Российской империи. Примечательно то, что многие проблемы, указанные Чарторыйским, так и не были решены в XIX столетии и стали причиной революций начала ХХ.
  • В.Кочубей совместно с Новосельцевым разработал проект создания министерств в России.

Как видим, идея Негласного комитета беспрецедентна в истории России. Это был первый случай создания консультативного коллегиального органа для подготовки проектов законов. Это была своеобразная «лаборатория» разработки реформ. Однако внешнеполитическая ситуация, а особенно обострение отношение с Францией и как следствие дальнейшие войны с Наполеоном внесли коррективы в работу комитета «молодых друзей». После победы России в войне, а также подписание решений Венского конгресса привели к ограничению работы Негласного комитета.

Читайте также:  Полезен ли черный хлеб для похудения

Источник

КОЧУБЕЙ ВИКТОР ПАВЛОВИЧ – граф (1799), князь (1831), российский государственный дея­тель.

 Из ро­да Ко­чубе­ев. Круп­ный зем­ле­вла­де­лец и ду­ше­вла­де­лец (ему при­над­ле­жа­ли име­ния в Ека­те­ри­но­слав­ской, Тав­ри­че­ской, Чер­ни­гов­ской, Ни­же­го­род­ской, Са­ра­тов­ской гу­бер­ни­ях, а так­же около 12 тысяч душ муж­ско­го по­ла в 1816 году). С 1775 года вос­пи­ты­вал­ся в се­мье дя­ди – А.А. Без­бо­род­ко. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в ча­стном пан­сио­не де Виль­нё­ва в Санкт-Пе­тербур­ге (1778-1781 годы); учил­ся в Же­нев­ском (1781-1784 годы), Уп­псаль­ском (1785-1786 годы) и Лон­дон­ском (1789-1790 годы) уни­вер­си­те­тах. Со­сто­ял при российских мис­си­ях в Сток­голь­ме (1784-1786 годы) и Лон­до­не (1788-1791 годы). Друг юно­сти великого князя Алек­сан­д­ра Пав­ло­ви­ча (бу­ду­ще­го императора Алек­сан­д­ра I). В 1792-1797 годах российский чрез­вы­чай­ный по­слан­ник и пол­но­моч­ный ми­нистр в Кон­стан­ти­но­по­ле; вы­пол­няя по­ру­че­ние российского пра­ви­тель­ст­ва, со­дей­ст­во­вал пре­дот­вра­ще­нию на­па­де­ния Ос­ман­ской им­пе­рии на Свя­щен­ную Римскую им­пе­рию, ко­то­рое про­во­ци­ро­ва­лось Фран­ци­ей. В 1798-1799 годах ви­це-канц­лер (в декабре 1798 года вре­мен­но управ­лял Кол­ле­ги­ей ино­стран­ных дел), в 1798-1799 годах участ­во­вал в под­го­тов­ке со­юз­ных до­го­во­ров Российской им­пе­рии с Ко­ро­лев­ст­вом обе­их Си­ци­лий, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей, офор­мив­ших 2-ю ан­ти­фран­цуз­скую коа­ли­цию, а так­же с Пор­ту­гали­ей (1799) и Ба­вар­ско-Пфальц­ским кур­фюр­ше­ст­вом (1799). Вы­звал не­до­воль­ст­во императора Пав­ла I сво­ей друж­бой с великим князем Алек­сан­дром Пав­ло­ви­чем и императрицей Ма­рией Фё­до­ров­ной, вы­шел в от­став­ку в 1799 году, по­сле смер­ти Без­бо­род­ко.

В 1801 году, со всту­п­ле­ни­ем на пре­стол императора Алек­сан­д­ра I, на­зна­чен се­на­то­ром и стал чле­ном Не­пре­мен­но­го со­ве­та. Член Не­глас­но­го ко­ми­те­та. Сто­рон­ник ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян, обя­за­тель­но с зем­лёй, воз­ра­жал про­тив их пе­ре­во­да в дво­ро­вые. Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния ми­ни­стерств (1802). Раз­де­лял пред­став­ле­ния со­вре­мен­ни­ков о том, что пол­но­мо­чия различных государственных ор­га­нов, в пер­вую оче­редь ми­ни­стерств и Се­на­та, долж­ны быть стро­го раз­гра­ни­че­ны, а ми­ни­ст­ры – на­де­ле­ны серь­ёз­ны­ми пра­ва­ми при при­ня­тии ре­ше­ний; счи­тал, что прин­цип кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти, при­су­щий кол­ле­ги­ям, дол­жен быть за­ме­нён прин­ци­пом лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти ми­ни­ст­ра. В 1801-1802 годах член Кол­ле­гии иностранных дел и вновь ви­це-канц­лер. Министр внутренних дел [8(20).9.1802-24.11(6.12).1807; 11(23).4.1819-25.2(9.3).1823].

В 1802-1807 годах за­ни­мал­ся ре­ор­га­ни­за­ци­ей хлеб­ных ма­га­зи­нов, со­ля­ных тор­гов и др., в 1802 году про­из­вёл раз­де­ле­ние Но­во­рос­сий­ской губернии на Тав­ри­че­скую, Ни­ко­ла­ев­скую (Хер­сон­ская с 1803 года) и Ека­те­ри­но­слав­скую гу­бер­нии, в 1804 году То­боль­ской губернии – на То­боль­скую и Том­скую гу­бер­нии, под­дер­жи­вал хер­сон­ско­го, тав­ри­чес­ко­го и ека­те­ри­но­слав­ско­го ген.-гу­бер­на­то­ра А.Э. дю Плес­си гер­цо­га Ри­ше­льё, за­ни­мав­ше­го­ся обу­ст­рой­ст­вом Одес­сы. С 1803 года председатель Комитета, уч­ре­ж­дён­но­го для рас­смот­ре­ния лиф­лянд­ских дел, ко­то­рый вы­ра­бо­тал по­ло­же­ние об ос­во­бо­ж­де­нии кре­сть­ян Лиф­лянд­ской губернии от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти (смотри Кре­сть­ян­ская ре­фор­ма в Ост­зей­ском крае 1804-1819 годов). Со­сто­ял чле­ном двух Ев­рей­ских ко­ми­те­тов, об­ра­зо­ван­ных в 1802 и 1806 годах. В 1805 году, во вре­мя на­хо­ж­де­ния императора Алек­сан­д­ра I в дей­ст­вую­щей ар­мии, член Комитета для со­ве­ща­ния по де­лам со­хра­не­ния все­об­ще­го спо­кой­ст­вия и ти­ши­ны гра­ж­дан и об­лег­че­ния народного про­до­воль­ст­вия.

Как анг­ло­фил и че­ло­век, ко­то­рый пред­став­лял ин­те­ре­сы круп­ных по­ме­щи­ков, за­ни­мав­ших­ся про­да­жей сельскохозяйственной про­дук­ции в Ве­ли­ко­бри­та­нию, вы­сту­пал про­тив за­клю­че­ния Тиль­зит­ско­го ми­ра 1807 года. Член Ко­ми­те­та ох­ра­не­ния об­щей бе­зо­пас­но­сти (1807; 1820-1823 годы). Уво­лен от долж­но­сти министра внутренних дел в бес­сроч­ный от­пуск. С 1809 года член Комитета для изы­ска­ния средств к вос­ста­нов­ле­нию рав­но­ве­сия в бюд­же­те. С 1810 года член Государственного со­ве­та по Департаменту государственной эко­но­мии, в начале 1812 года председатель Департамента за­ко­нов. Под­дер­жал план М.М. Спе­ран­ско­го по уве­ли­че­нию на­ло­гов и его про­ект раз­де­ления Се­на­та на два ор­га­на – пра­ви­тель­ст­вую­щий и су­деб­ный (ут­вер­ждён им­пе­ра­то­ром, но не при­ве­дён в ис­пол­не­ние из-за опа­лы Спе­ран­ско­го). В Отечественную вой­ну 1812 года на­хо­дил­ся при императоре Алек­сан­д­ре I. Член Чрез­вы­чай­но­го комитета по вы­бо­ру глав­но­ко­ман­дую­ще­го, со­дей­ст­во­вал на­зна­че­нию М.И. Ку­ту­зо­ва. В 1816-1819 годах председатель Департамента гражданских и ду­хов­ных дел Государственного со­ве­та, пред­ло­жил объ­е­ди­нить Министерство ду­хов­ных дел с Министерством народного про­све­ще­ния (сли­ты в 1817 году).

При императоре Ни­ко­лае I Кочубей – председатель сек­рет­но­го «Ко­ми­те­та 6 де­каб­ря 1826 года», а так­же Государственного со­ве­та и Комитета ми­ни­ст­ров [29.4 (11.5).1827-3(15).6.1834], По­пе­чи­тель­ско­го со­ве­та об­щественного при­зре­ния Ве­дом­ст­ва императрицы Ма­рии (1829-1834 годы), Комитета по де­лам Цар­ст­ва Поль­ско­го (1831-1834 годы) и др. Воз­глав­лял Временную вер­хов­ную ко­мис­сию, ко­то­рая во вре­мя отъ­ез­да им­пе­ра­то­ра на ду­най­ский те­атр во­енных дей­ст­вий в ходе русско-турецкой вой­ны 1828-1829 годов управ­ля­ла внутренними де­ла­ми Российской им­пе­рии.

Почетный член Мо­с­ков­ско­го об­ще­ст­ва сель­ско­го хо­зяй­ст­ва (1818), ВЭО (1821).

На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Святого Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1797), Святого Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни (1814), Святого Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го (1821; ал­маз­ны­ми зна­ка­ми к не­му – 1828) и др.

Сочинения:

A la mémoire du prince Kotschoubey, chancelier de l’Empire de Russie. Saint-Péters­bourg, 1834;

Жур­нал по­след­них дней жиз­ни князя Без­бо­род­ко, ве­ден­ный князем Ко­чу­бе­ем // Ар­хив кня­зя Во­рон­цо­ва. М., 1879. Кн. 14.

Источник