Чем этот урок был полезен вам

Чем этот урок был полезен вам thumbnail

Ф.И.О. учителя, школа, класc

Учитель английского языка Качалова Елена Александровна, ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка № 1270

1

Место урока в системе уроков по теме: Как он связан с предыдущим? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы,в том числе – по другим предметам? Как были учтены программные требования к уроку? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?

Комбинированный урок по теме: « Географические названия. Родная страна и её географические реалии». Данный урок продолжает учебную тему. Это урок повторения и закрепления ранее усвоенных знаний, ранее изученного лексического и грамматического материала (употребление артиклей с географическими названиями) .Урок работает на последующие уроки, т.к. полученные на нем личностные (трудолюбие, формирование мотивации изучения ИЯ…), метапредметные (развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умение слушать собеседника и др.) и предметные результаты закладывают основу для их применения в деятельности на следующих стадиях обучения. Программные требования учтены, т.к. урок был развивающим, познавательным, личностно-ориентированным, коммуникативным, комплексным, логичным, системным и последовательным, интересным для учащихся. Специфика урока, в том, что это урок среднего этапа обучения и учитель опирался на принципы сознательности, активности, наглядности, доступности и посильности предъявляемого материала

2

Цель и задачи данного урока

Правильность их определения: да/нет

да

Правомерность их планирования в цикле уроков по данной теме: да / нет

да

Четкость и способы их доведения до сознания учащихся: да /нет

да

3

Содержание урока

Отбор материала в соответствии с современными требованиями: да / нет

да

Отбор и последовательность упражнений по формированию навыков, развитию умений в области устной и письменной речи

Отбор материала соответствует современным требованиям, был подготовлен раздаточный материал, а также презентация для интерактивной доски. Последовательность упражнений была построена по принципу от простого к сложному. Была проведена речевая подготовка, выполнены упражнения на повторение лексики и грамматики, упражнение на развитие навыков парного взаимодействия, совершенствование навыков монологической и диалогической речи. Учитель сделал правильный отбор приёмов и упражнений, выстроил их в необходимой последовательности, чтобы постепенно подвести учащихся к устному высказыванию, тем самым формируя и развивая у них навыки и умения в области устной речи.

4

Методическая структура урока

Этапы урока, их общая характеристика

1.Организационный момент помог «переключить» учащихся на предмет ИЯ.

2.Цели и задачи были озвучены.

3.Домашнее задание на уроке проверялось.

4.Основная часть урока: повторение, тренировка, логичная последовательность упражнений, новый грамматический материал с выходом на заключительное задание в формате ОГЭ(диалог). На уроке был использован аудиоматериал. Учитель грамотно организовал подготовку и восприятие текста, поставил целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию, удачно использовал грамматические опоры (на доске предложения, в которые надо было вставить артикли).

5. Рефлексия: (Подведение итогов)- Подведение итогов урока было сделано учащимися с подачи учителя.

6. Домашнее задание было задано после звонка.

Урок проходил в соответствии с запланированными этапами. Были переменные этапы урока: тренировка, совершенствование навыков работы в парах.

Определение общей логики урока: целенаправленность, целостность, динамичность, связность

Определённая логика урока прослеживается, видна его целенаправленность, все упражнения логически связаны и направлены на формирование грамматических навыков и речевых умений. Строго фиксированное время на отдельные этапы урока способствовало достижению динамичности. Все этапы урока логически связаны друг с другом и основываются на принципе от простого к более сложному.

Соответствие методической структуры урока его задачам и условиям обучения: да/нет

да

5

Способы организации, стимулирования, управления и развития учебно-познавательной деятельности учащихся

Организационные формы работы, их адекватность поставленным задачам, соотношение на разных этапах урока

Применение на уроке разных форм работы: фронтальной, индивидуальной, парной и их соотношение на разных этапах урока было методически целесообразно. Были использованы разнообразные формы заданий, а также формы учебного взаимодействия (ученик-книга, ученик-учитель, ученик-ученик) Задания, которые были подобраны, отвечают целям и задачам урока и обеспечивают его целенаправленность. На каждом этапе урока происходила смена видов деятельности, в соответствии с озвученными задачами.

Роль и место самостоятельной или творческой работы учащихся на уроке

Дети работали с наглядными пособиями (карточки с упражнениями на употребление артиклей), работа по проверке после прослушанных текстов, что стимулировало детей и развивало их творческую способность и активность. Работали у доски после подачи нового грамматического материала. Ученики вели самостоятельное обсуждение в парах, высказывали своё мнение, формулировали выводы.

Подготовка к самостоятельному выполнению домашнего задания

На уроке была проведена подготовительная работа к самостоятельному выполнению домашнего задания.

Методическая целенаправленность и эффективность оснащенности урока

Наглядность, ТСО, дидактические материалы, материал учебника, раздаточный материал способствуют реализации поставленных целей. Для достижения целей урока были использованы информационные технологии и полностью использованы возможности интерактивной доски.

Организация контроля и самоконтроля, объективность в оценке уровня КК учащихся

В течение урока учитель использует разнообразные средства учёта, контроля и оценки овладения учащимися языковым материалом (вопросно-ответная работа, выполнение упражнений и заданий и т.д.)

Читайте также:  Чем полезен рыбий жир и витамин е

Результаты работы учащихся на уроке были отмечены в виде похвалы, поощрения, стимулируя интерес к дальнейшему изучению ИЯ, и формированию КК. Был организован контроль в виде самоконтроля и оценок учителя. По комментариям учителя можно судить об объективности в оценке уровня сформированности коммуникативной компетенции.

Индивидуализация учебного процесса (учет свойств личности учащихся)

Хотя был учтён уровень обученности учащихся при планировании урока, но не были учтены индивидуальные способности учащихся и свойств личности каждого ученика.

Реализация разноуровневого обучения (учет уровня обученности)

Не была использована технология уровневой дифференциации.

Приемы: а) организации восприятия, осмысления учебного материала, б) развития памяти, мышления, воображения учащихся

Для создания положительной мотивации в изучении ИЯ, учитель использует разные приёмы осмысления учебного материала: речевые задания, применение ТСО, картинная наглядность, разные типы упражнений, языковые опоры (предложения на доске для дальнейшего выхода в речь.) Для поддержания интереса на уроке были использованы визуальные упражнения, раздаточный материал, которые соответствовали принципу наглядности обучения.

Учитель как речевой партнер: умение общаться, вызывать коммуникативную мотивацию, педагогический такт, наблюдательность, оперативность реакции учителя

Учитель хорошо знает свой класс, старается создать положительный, эмоциональный настрой на работу всех учащихся, хотя не все дети были активны на уроке. Учитель старается создать на уроке ситуации для проявления учениками инициативы, самовыражения (работа с доской, диалог о России). Используя педагогический такт и наблюдательность готов помочь учащимся, корректно делает замечания, исправляет неточности при выполнении заданий. Общую атмосферу урока можно назвать доброжелательной, активной. Урок вёлся на английском языке и речь учителя не превалировала. В течении всего урока учителю удавалось вызвать коммуникативную мотивацию у учащихся.

6

Выводы по результатам урока

Достижение поставленной цели и задач урока: достигли/не достигли

Удалось ли избежать при этом перегрузки обучающихся: да / нет

Достигли

да

Оценка функций деятельности Учителя:

  • Конструктивной: умение планировать и отбирать материал

  • Организаторской: реализация плана урока

  • Коммуникативной: установление контакта с учащимися

  • Гностической: умение наблюдать, методически грамотно анализировать и адекватно реагировать на происходящее на уроке

Для данного типа урока, учитель отобрал необходимый для реализации плана урока материал (визуальный, дидактический, аудиоматериал), который помог установить контакт с учащимися и достигнуть поставленных целей. Учитель постоянно наблюдал, методически грамотно анализировал и реагировал в процессе урока. Поставленные задачи урока выполнены и все ожидаемые учебные результаты были достигнуты. Урок был запланирован правильно, был учтён уровень языковой подготовки учеников, однако при подборе материала не были учтены индивидуальные способности некоторых учащихся. В целом план урока был реализован, было проведено подведение итогов. Чувствовалась некоторая спешка в конце урока из-за нехватки времени. Домашнее задание было задано после звонка.

Какова самооценка урока учителем

Предложения по устранению недостатков в планировании, методике проведения урока

Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

Было затянуто время на выполнение грамматического упражнения у доски, которое повторило грамматическое правило, данное в учебнике. Желательно провести промежуточный этап урока по отработке всем классом произношения географических названий, написанных на доске.

Чем этот урок был полезен Вам

Грамотное оформление и использование интерактивной доски. Уместное задание в формате ОГЭ (диалог). Взаимооценка учащимися друг друга.

Источник

Самоанализ и анализ урока в контексте ФГОС

Материал подготовила Караваева И.А., заместитель директора по УР, учмитель математики МБОУ «СОШ № 5 г. Буинска РТ»

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональных действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

  1. правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  2. развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  3. формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  4. формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).
Читайте также:  Какая хвоя полезней сосновая или еловая

При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?
  3. Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?
  4. Какие именно УУД формируются в процессе урока?

Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:

Личностные: …

Познавательные: …

Регулятивные: ….

Коммуникативные: …»

  1.  Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?
  2. В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?
  3. За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?

Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

При планировании урока важно определить, какой этап урока оказался ключевым. «Считаю, что главный этап урока – это …» .

К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:

  1. Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока?
  2.  Логичны ли «связки» между этими этапами?
  3. Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока?

Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.

Существует много вариантов схем анализа и самоанализа уроков, предлагаем некоторые примеры

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Читайте также:  Работа и мощность коэффициента полезного действия электрической цепи

Краткий план комплексного самоанализа урока 

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его “плюсы” и “минусы”. Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо. 

Самоанализ урока по ФГОС

  • Обозначьте тему урока.
  • Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
  • Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
  • Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
  • Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
  • Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
  • Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
  • Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
  • Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
  • Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?

Схема анализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Учитель___________________________________________________________

Тема урока_________________________________________________________

Этапы анализа

Баллы

1

 Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

2.

Соответствие урока требованиям ФГОС

2.1

Ориентация на новые образовательные стандарты

2.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

2.3

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

3

Содержание урока:

3.1

Научная правильность освещения материала на уроке

3.2

Соответствие возрастным особенностям

3.3

Соответствие содержания урока требованиям программы

3.4

Связь теории с практикой

3.5

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности

3.6

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом

3.7

Межпредметные связи

4

Определение темы урока. Постановка целей и задач

4.1

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует

4.2

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся

5

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности

5.1

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач

5.2

Работа ведется по плану, предложенному учителем

5.3

Учебные действия осуществляются по намеченному плану

6

Форма взаимодействия в ходе урока

6.1

Применение диалоговых форм общения

6.2

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

6.3

Осуществление обратной связи: ученик – учитель

6.4

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

6.5

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

6.6

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию

6.7

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

7

Психологические основы урока

7.1

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

7.2

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

7.3

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока

7.4

Наличие физкультминутки

8

Домашнее задание

8.1

Оптимальный объем

8.2

Доступность инструктажа

8.3

Дифференциация, представление права выбора

9

Подведение итогов деятельности

9.1

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде

9.2

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили

9.3

Учитель организует рефлексию

10

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.

Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.

Источник