Чем горные породы отличаются от минералов и полезных ископаемых

Чем горные породы отличаются от минералов и полезных ископаемых thumbnail

Что такое минерал? Что такое горная порода? Чем минералы отличаются от горных пород и как они используются человеком? В нашей статье вы найдете ответы на все эти вопросы.

Минерал и горная порода: в чем разница?

Внешняя оболочка нашей планеты (земная кора) состоит из множества пород и минералов. Каждый из них – предмет детальнейшего изучения для особой касты ученых – геологов, минерологов и петрографов. Что представляют собой эти природные образования? И чем отличаются минералы от горных пород? Попробуем ответить на эти вопросы максимально просто.

чем минералы отличаются от горных пород

Минералы и горные породы отличаются друг от друга настолько, насколько продукты питания различны с уже готовыми блюдами. Если у вас есть яйца, молоко, сахар и мука, то вы сможете приготовить из этих ингредиентов либо блины, либо ароматные пампушки к супу. Все будет зависеть от пропорций и технологии приготовления.

Какой бы грубой не была эта аналогия, но практически то же самое происходит с минералами и горными породами. Пример – кварц, один из самых распространенных минералов на нашей планете. В сочетании с одними веществами он образует гранит, а в сочетании с другими – базальт.

Однако вернемся к главному вопросу: чем минералы отличаются от горных пород? Ключевое различие состоит в следующем: горные породы состоят из различных минералов. Те, в свою очередь, являются более однородными по своему составу химическими соединениями. Интересно отметить, что вплоть до начала XIX века ученые еще не делали различий между минералами и горными породами. Это разделение появилось в науке относительно недавно.

Минерал и горная порода: определение понятий

Минерал – это природное химическое соединение с определенным составом, имеющее, как правило, кристаллическую структуру. Термин происходит от позднелатинского слова minerale, что значит «руда». Минералы в земной коре чаще всего представлены в твердом агрегатном состоянии. Тем не менее встречаются жидкие (самородная ртуть) и газообразные минералы (например, сероводород).

В природе минералы образуются в результате самых разных геологических процессов. Их изучением занимается отдельная научная дисциплина – минералогия. К основным физико-оптическим свойствам минералов относят твердость, хрупкость, плотность, спайность, излом, цвет и блеск.

Горная порода – это природный агрегат, состоящий из одного или нескольких минералов. Она может быть твердой или же мягкой, рыхлой. Каждая из существующих горных пород отличается определенным составом, текстурой, окрасом и прочими характеристиками. Их комплексным изучением занимается наука петрография. Впервые термин «горная порода» был употреблен еще в 1798 году русским геологом Василием Севергиным.

примеры горных пород и минералов

Теперь вы знаете, чем отличаются минералы от горных пород. А вот какие их виды известны современной науке? Об этом – далее.

Типы и примеры горных пород и минералов

Что такое кварц? Полевой шпат – это минерал или горная порода? А как насчет гранита и базальта? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Минералов в природе – огромное множество! В настоящее время человечеству известно о 6 тысячах минералов. Но лишь 150 из них широко распространены в природе. Существует несколько разных классификаций минералов. Так, по степени распространенности в земной коре выделяют:

  • Градообразующие (те, которые составляют основу большей части горных пород).
  • Акцессорные (присутствующие в составе пород, но составляющие не более 5 % от их общей массы).
  • Редкие минералы (их проявления в природе крайне малочисленны).

Генетическая классификация делит все минералы на ряд классов (карбиды, сульфиды, силикаты, селениды, фториды, хроматы и прочие).

Все горные породы Земли принято делить на три большие группы (исходя из их генезиса):

  1. Магматические (образуются из расплавленной магмы в результате ее остывания и дальнейшего затвердевания).
  2. Осадочные (формируются вследствие переотложения продуктов выветривания на поверхности земной коры).
  3. Метаморфические (породы, сформировавшиеся в толще земной коры под воздействием очень высокого давления и температуры).

Известные примеры минералов: кварц, полевой шпат, слюда, оливин, пироксен, плагиоклаз, кальцит.

Самые распространенные горные породы: гранит, базальт, глина, каменная соль, мел, лабрадорит.

Кварц

Кварц – самый распространенный минерал в природе. Он входит в состав многих горных пород. Доля кварца в общей массе земной коры составляет около 60 %. Химическая формула минерала: SiO2.

полевой шпат это минерал или горная порода

Название «кварц» произошло от немецкого слова и переводится как «твердый». В чистом виде это достаточно твердый, бесцветный (или белесый) минерал. Примеси других веществ могут придавать ему самую разнообразную окраску. Существует несколько десятков разновидностей кварца (кремень, аметист, халцедон, оникс и другие).

Полевые шпаты

Полевой шпат – это минерал или горная порода? Многие уверены, что второе. На самом деле, это минерал, причем один из самых распространенных. Принадлежит он к классу силикатов.

минералы и горные породы земли

Полевые шпаты – главные градообразующие минералы многих пород магматического происхождения (например, гранитов). Сегодня они достаточно широко применяются человеком: в стекольной, керамической, химической промышленности. Их также используют в качестве флюсов в металлургии и как наполнители в зубных пастах.

Гранит

Гранит – горная порода магматического происхождения. В ее минеральный состав входит кварц, полевой шпат и слюда. Граниты чрезвычайно распространены в земной коре континентального типа. В природе чаще всего встречаются красные, розовые и серые граниты.

минерал горная порода определение

Данная порода, благодаря своей исключительной плотности, прочности и морозоустойчивости, широко применяется в строительстве. Ее нередко можно встретить в отделке стен, облицовке лестниц, каминов и уличных фонтанов. Из гранита также изготовлена большая часть городских памятников, монументов и стел.

Читайте также:  География карта полезных ископаемых в азии

Сферы применения горных пород и минералов

Сегодня почти все минералы и горные породы Земли используются человеком в большей или меньшей степени. Более того, тысячи геологов ежедневно работают над тем, чтобы открывать все новые и новые месторождения различных полезных ископаемых по всему миру. Итак, как человек использует минералы и горные породы, добытые из недр планеты?

Начнем, пожалуй, с топливных минеральных ресурсов. Природный газ, торф и каменный уголь широко применяется для отопления жилых домов, работы тепловых электростанций, котельных и прочих промышленных предприятий. Однако самой востребованной осадочной породой в современном мире является нефть. Из так называемого «черного золота» получают не только бензин, но и пластмассы, полиэтилен и прочие полезные материалы.

Нельзя не упомянуть и о железистых кварцитах, которые после обогащения рудной массы используются в производстве чугуна и стали. Золото, серебро, платина – ценнейшие металлы, применяемые в ювелирном деле, точном машиностроении и электронике.

как человек использует минералы и горные породы

Целый ряд минералов и горных пород используется в строительной индустрии. Это известняк, песок, глина, мел, гипс, мрамор и прочие. Многие из них также применяются в медицине и косметологии. Из некоторых минералов получают красители. Помимо всего прочего, различные минералы нашли свое применение в радиоэлектронике, оптике, химической промышленности и даже в космической отрасли.

Источник

Здравствуйте, дорогие!

Сегодня я предлагаю Вам углубиться в геологию и узнать о таких понятиях как минерал и горная порода, и в чем их отличие.

Минерал

Минералы – понятие широкое. Но в целом минералами называют однородные по своему составу и строению части горных пород. Минералов в природе великое множество. Для изучения, минералы объединяют в группы по химическому составу и физическим свойствам.

Большинство минералов встречается в земной коре в твердом состоянии и их внешние признаки просто поражают – одни из них прозрачные, другие полупрозрачные, а третьи не пропускают свет вообще. Также разнообразна и их окраска, твердость, блеск и многие другие физические и химические свойства.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 1

Горная порода

В отличие от минералов, горные породы чаще всего не однородны. Это как бы агрегаты, которые могут состоять из нескольких минералов. Структура и свойства горных пород в первую очередь зависят от того, на какой глубине и в каких условиях они образовались.

По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы берут своё начало глубоко в недрах Земли, на глубине 100 км. и более, а при извержении вулканов частично или полностью поднимаются на поверхность земли. Магматические горные породы содержат в себе такие минералы как кварц, гранит, топаз, турмалин и пр.

Осадочные горные породы образуются путём осаждения на дне морей, океанов, рек и других водоемов. Осаждаются как обломки скал, перенесенные реками в море через огромные расстояния, так и умершие морские организмы морей и океанов. Изучая осадочные породы и заключенные в них скелеты и раковины некогда живых животных, геологи устанавливают в какое время в том или ином участке Земли было море и когда на его месте образовалась суша. Таким образом, изучение осадочных пород помогает восстановить историю развития Земли.

Когда я училась в геологоразведочном университете, то помню как летом на практике мы ездили на один из подмосковных карьеров и находили там признаки бывшей морской жизни – море в тех местах было 2-3 миллиона лет назад. Порой это сложно представить!

И наконец, метаморфические горные породы образуются в результате изменения состава или свойств первоначальных горных пород. Как правило это возникает при тектонических движениях, когда большие массы пород, возникших на поверхности Земли могут быть перемещены в её глубины, а на глубине, под влиянием высоких температур и давления, начинает меняться и состав горных пород. Изменения эти происходят очень медленно, растягиваясь на десятки и сотни миллионов лет. Таким образом, например, известняк превращается в мрамор, а опал переходит в кварц.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 2

Изучение горных пород и минералов

Процесс изучения горных пород достаточно долгий. Всё начинается с экспедиций, в которых геологи собирают образцы горных пород и заносят данные на топографическую карту. Затем уже в лабораториях производится подробный анализ и изучение образцов, благодаря которым далее делаются предположения о залежах полезных ископаемых. Такая у геологов работа – нужно иметь закаленное и тренированное тело и ум, обогащенный знаниями во многих областях науки, без которых немыслима современная геология.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 3

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 4

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 5

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 6

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 7

С уважением,

Екатерина Лутохина (Napoleonka)

Источник

Отличительные черты полезных ископаемых и минеральных ресурсов

Определение 1

Минеральные ресурсы – это совокупность всех геологических запасов минерального сырья, содержащихся в недрах определенной территории, страны, материка, планеты в целом. Недра – часть земной коры, находящейся ниже почвенного слоя, при его отсутствии – ниже поверхности земли, дна водоемов и водотоков, доступных для освоения и геологического изучения.

Минеральный ресурс, потерявший связь с природой, представляет собой минеральное сырье. Количество минеральных ресурсов определяется их запасами.

Запасы полезных ископаемых – это общее количество минерального ресурса, входящего в состав месторождения или проявления.

Определение 2

Полезные ископаемые – это минеральные либо органические соединения, физико-химические свойства которых позволяют их использовать в хозяйственных целях. Скопления полезных ископаемых, которые по условиям залегания, качеству и количеству пригодны для промышленного использования, называют месторождением. Сплошное распространение полезных ископаемых на большой площади называется бассейном.

Читайте также:  Чем полезна и вредна чайная сода

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Особенности распределения полезных ископаемых по территории связано с характерными чертами геологического строения отдельных районов. Геологическое строение предопределено тектоническими процессами, протекающими в разные геологические эпохи.

Ресурсы полезных ископаемых – это наиболее вероятное количество полезных ископаемых в недрах. Ресурсы, в отличие от запасов полезных ископаемых, не подсчитываются. Они оцениваются исходя из благоприятных геологических предпосылок, путем проведения аналогий с известными месторождениями, по результатам геолого-разведывательных работ, геологических съемок, геофизических и геохимических исследований. Выделяют ресурсы твердых полезных ископаемых, углеводородов и подземных вод.

Под минеральными ресурсами понимают определенные месторождения полезных ископаемых для конкретной территории. Их запасы спрогнозированы и теоретически подсчитаны. Минеральное сырье – месторождения полезных ископаемых. Различные виды минерального сырья характеризуют минерально-сырьевую базу страны, области, района.

Балансовые запасы полезных ископаемых – это такой объем ископаемых ресурсов, который целесообразно осваивать и разрабатывать при современном уровне развития технологий и экономики.

Полезные ископаемые делятся на категории, отображающие степень изученности их запасов:

  • Категория А – запасы тщательно изучены и детально разведаны, имеют строго определенные границы.
  • Категория В – запасы полезных ископаемых предварительно разведаны и их контуры примерно определены.
  • Категория С1 – полезные ископаемые имеют сложное геологическое строение, их запасы слабо, только в общих чертах разведаны (качество руд, конфигурация рудных тел).
  • Категория С2 – запасы перспективные, то есть имеющие предварительную оценку, их качество определено по одиночным образцам и пробам.
  • Категория Р – прогнозные запасы, которые определяют по общим геологическим характеристикам.

Особенности классификации

В наиболее подвижных участках земной поверхности возникают складчатые пояса, которые являются метаморфизированными горными породами, смятыми в складки.

По происхождению горные породы подразделяют на:

  • магматические — сформировавшиеся на небольшой глубине или на поверхности в результате застывания и кристаллизации магмы;
  • осадочные — образовавшиеся вследствие отложения на дне океана или на суше, остатков органического происхождения или обломков разных пород;
  • метаморфические — породы, измененные под воздействием сильного давления, высоких температур, под влиянием газов или жидкостей;
  • метасоматические — образовавшиеся вследствие замещения одних минералов другими, что сопровождалось значительным изменением их химического состава.

В зависимости от возможности их использования, все минеральные ресурсы подразделяются на:

  • топливно-энергетическое сырье (нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, урановые руды и торф);
  • руды черных и цветных металлов (железо, хром, ванадий, марганец, медь, цинк, алюминий, кобальт, свинец, марганец);
  • руды редких и редкоземельных металлов (бериллий, скандий, литий);
  • благородные металлы (платина, золото, серебро);
  • драгоценные камни и алмазы;
  • горно-химическое сырье (фосфориты, апатиты, бром, сера, калийная и поваренная соль);
  • сырье для металлургии (гранит, асбест, тальк, флюсовые известняки, горный хрусталь);
  • подземные воды.

Все геологические запасы делятся на две группы:

Балансовые, или кондиционные запасы. Это запасы, которые на данном этапе развития производства, при присутствующем состоянии науки и техники, а также при уровне спроса на данный вид сырья разрабатывать с экономической точки зрения нецелесообразно. К балансовым запасам относятся категории А+ В+С1.
Забалансовые, или некондиционные запасы. Это запасы, которые нецелесообразно разрабатывать из-за низкого содержания в залежах ценного компонента, вследствие малой мощности месторождений, особых сложных условий эксплуатации, необходимости использовать непростые условия переработки и т.д. К забалансовым запасам относятся категории С2+Р.

Балансовые запасы приравниваются к промышленным запасам, то есть к проектным потерям полезных ископаемых.

Природно-ресурсный потенциал

Определение 3

Природно-ресурсный потенциал территории – это совокупная возможность всех естественных и техногенных условий и ресурсов территории удовлетворять потребности общественного производства и обеспечивать жизнедеятельность населения на данном этапе исторического развития.

Природно-ресурсный потенциал определенной территории определяет возможности применения природных ресурсов данной территории на протяжении определенного времени. При этом характеристика природно-ресурсного потенциала может выражаться как через натуральные показатели – штук, гектар, тонн и т.д., так и в стоимостных показателях.

Для освоения природно-ресурсного потенциала территории важно соблюдение следующих условий: развитость социальной инфраструктуры; обеспеченность территории трудовыми ресурсами; транспортная доступность; энерго- и водообеспеченность района; достаточный уровень развития инженерно-строительного комплекса.

Источник

Методическая разработка открытого урока.

Тема: «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:познакомить учащихся с горными породами, полезными ископаемыми и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: 1.Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов. 2.Познакомить с некоторыми видами минералов. Воспитательные: 1.Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира. 2.Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам. Развитие личности: 1.Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации). 2.Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы, полезные ископаемые и минералы».

Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, дидактические карточки.

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

II. Этап мотивации (2-3 минуты)

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.III. Этап повторения опорных знаний (3-5 минут) Для начала давайте повторим пройденный материал. У некоторых учащихся имеются дидактические карточки с заданиями (Приложение №1). Они работают с ними, остальные со мной. На доске имеются цветы, на обратной стороне которых находятся вопросы, я вам предлагаю ответить на них:

  1. Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)

  2. Из чего она состоит? (из почвы и горных пород)

  3. Как называются предметы, которые нас окружают? (тела)

  4. Из чего состоят все тела? (из веществ)

  5. В каких состояниях могут находиться вещества? (твердое, жидкое, газообразное)

  6. Какими свойствами обладают твердые тела? (имеют постоянную форму и объем)

Читайте также:  Полезные и интересные вещи из китая

Молодцы!!!

III. Изучение нового материала (15мин) (беседа учителя с учащимися)

1. Сообщение темы и цели (слайд №2)

–Мы вспомнили, что такое тела и вещества и какими свойствами они обладают. Некоторые из них спрятаны в коробку и чтобы узнать, что там лежит, вы должны отгадать три загадки:
– Хотите узнать, что там лежит?
1) Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел)
2) Черен, как ворон, а греет, как Солнце? (уголь)
3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
– Мел, уголь, соль.
– Как их можно назвать одним определением? (горные породы, минералы, полезные ископаемые.)
– Скажите, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Горные породы, минералы, полезные ископаемые).
– Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов и что такое полезное ископаемое, научимся различать горные породы по их происхождению, распознавать отдельные горные породы.

Запишем определение (слайд 3): горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (дети высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются, друг от друга по цвету, блеску, температуре, по плотности.).

Рассмотрим классификацию горных пород по происхождению (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры. Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 6.

Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 7). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), глинистые и биохемогенные (осадок из частиц отмерших организмов). Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 8.

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 9). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические. На слайде 10 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.
Большинство горных пород – в основном твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.

Мы выяснили, что такое горные породы и как они классифицируются, а теперь давайте попытаемся ответить на следующий вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры). Молодцы!!!! Все горные породы состоят из минералов. Минерал – чистое вещество. Минералы – это вещества, из которых состоят горные породы (слайд11).Некоторые минералы представлены на слайдах 12-14. Посмотрите, пожалуйста, все они отличаются друг от друга по цвету, по блеску, по форме.

И у нас остались полезные ископаемые…может, кто нибудь знает, что это такое? (Мнения учащихся).(Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек (слайд15)).

IV. Закрепление.(13 мин)

А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в мир камней (слайд 16).

Вы, наверное, заметили на столе коллекции с минералами. Мы будем рассматривать их, слушать сообщения и заполнять таблицу (слайд 17):

Название

Происхождение

Цвет

Плотность

Использование

гранит

(слайд18)

магматическое

Серый, розовый, красный, желтый

плотный

В строительстве, скульптуре.
Облицовочный материал

Мел

(слайд19)

осадочное

белый

мягкий

В сельском хозяйстве

Слюда

(слайд20)

метаморфическое

От бесцветного до черного, блеск

Тонкие пласты, чешуйчатые

Электро и радиотехника

Глина

(слайд21)

осадочное

От серого, коричневого до красного

рыхлый

В строительстве

Каменный уголь

(слайд22)

осадочное

От серого до черного

плотный

Твердое топливо

(после каждого сообщения учитель вместе с детьми проверяет правильность заполнения таблицы)

На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено (слайд23).

V. Этап подведения итогов урока (2-3 минуты)

Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: составить кроссворд на данную тему (слайд24).

(Приложение №1)

Задание №1

Каково внутреннее строение Земли?

Задание №2

Что представляет собой земное ядро?

Задание №3

Что представляет собой мантия?

Задание №4

Что такое тело? Привести 5 примеров тел.

Задание №5

Что такое вещество? Привести 5 примеров веществ.

Задание №6

Что такое явление? Привести 5 примеров явлений.

Источник