Чем философия аристотеля может быть полезна интересна

Чем философия аристотеля может быть полезна интересна thumbnail

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

фото 778

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

фото 779

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

фото 780

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

Читайте также:  Чем полезен геркулес и его состав

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Источник

Аристотель родился около 384 года до н.э, в Древне-греческом государстве Македония, где его отец был царским врачом, он пожалуй самый влиятельный философ всех времен. Часто скромно называемый “Учитель” или просто “Философ”. Первой работой Аристотеля, стало воспитание Александра Великого, который повзрослев завоевал весь известный мир.

Затем Аристотель перебрался в Афины, немного поработал с Платоном, а потом основал собственную небольшую школу под названием “Ликей” , от которого произошло современное слово “Лицей”, он любил обсуждать идеи и учить во время прогулок. За это его последователей прозвали Перипатетиками – Прогуливающимися, его труды на самом деле конспекты лекций, Аристотель с увлечением интересовался как устроен мир? Как цыпленок растет в яйце? Как размножаются кальмары? Почему в одном месте растение растет хорошо, а в другом нет? И в первую очередь как человек и общество в целом могут процветать? Философия по его мнению должна быть практична.
Вот четыре основных философских вопроса, на которые он ответил. 1. Что делает нас счастливыми? В никомаховой этике, эта книга названа в честь Никомаха сына Аристотеля, который помогал ему редактировать ее. Аристотель попытался разобраться, какие качества помогают людям достичь счастья в жизни, а какие – нет.

По его мнению хороших и успешных людей отличают определенные добродетели, поняв что это за добродетели – мы сможем развить их в себе и уважать в других. Аристотель называет нам одиннадцать добродетелей:
Мужество, благоразумие , щедрость, великолепие, великодушие, гордость, терпение, правдивость, остроумие , дружелюбие , скромность.

Каждая из добродетелей находится между двумя пороками, речь идет о золотой середине, то есть точки равновесия между двумя крайностями. Например в книге “Четыре этики” Аристотель рассуждает о добродетелях связанных с умением общаться с людьми: Остроумие , шутовство , неотесанность. Умение общаться одна из составляющих счастливой жизни. Некоторые люди не добиваются успеха в общении, потому что им не достает чувства юмора. Такие люди неотесанные и скучные, они не пригодны для общения. Ибо ничем ему не способствуют, они всем недовольны. Другие же наоборот , в смешном переступают меру, считаются шутами. Ибо они добиваются смешного любой ценой и скорее стараются вызвать смех, чем сказать , нечто изящное. Добродетельный человек находится в золотой середине, он остроумен, но тактичен. Особенно увлекательно как Аристотель рассматривает различные черты характера, и распределяет их по категориям, слишком мало, слишком много и то что надо. Изменить наше поведение в какой-то из сфер жизни – не легко. Но возможно, нравственность, учит нас Аристотель, рождается привычкой, для этого требуется время, практика и поддержка. По мнению Аристотеля , человека которому не хватает добродетели, следует считать скорее несчастным, нежели злым. Ему нужны не порицания и суждения, а поддержка и хорошие учителя

2. Для чего нужно искусство? В те времена доминирующим жанром была трагедия, а Афиняне смотрели жестокие пьесы на фестивалях , в огромных театрах под открытым небом. Аристотель создал руководство по написанию великих пьес – Поэтику. Немного полезных советов . Например:Необходимо использовать перипетии – резкий повороты событий когда положение героев резко ухудшается, например -в Титанике у Джека любовь с Розой, это отлично, потом их корабль тонет – это ужасно, или элемент узнавания. Драматический момент когда герой узнает ужасную правду о свой жизни, но для чего все же нужна трагедия? Зачем жители собираются вместе и смотрят как главный герой переживает ужасные удары судьбы? Аристотель отвечает – цель сего действа, то что древние греки называли Катарсис (CATHARSIS) , это своего рода очищение , избавление. В случае с трагедией эмоциональное очищение с целью возродить в нас спосбность боятся и сопереживать. От природы мы черствы, и поэтому часто не жалеем тех, кто этого заслуживает, мы склонны преувеличивать страхи или бояться не достаточно, трагедия же напоминает нам, о том что беда может случиться с каждым, даже с самым хорошим человеком, порой достаточно совершить лишь не большую ошибку, и вся жизнь покатиться под откос. Нам следует проявить сострадание к тем, кого постигло несчастье. Нам всем заново нужно научиться жалости, к тем кого постигло несчастье. Нам всем нужно заново научиться искусству сострадания.

3. Третья проблема – для чего нужны друзья? Аристотель различает три вида дружбы, в основе первого лежит стремление к удовольствию, в такой дружбе ищут удовольствие для себя и используют нужный момент с помощью другого человека, нам нужны приятные компаньоны .

Есть дружба в которой прежде всего ищут взаимной пользы, при такой дружбе оказывают поддержку, настолько насколько имеют надежды на получение благо друг от друга.

И наконец существует настоящая дружба, настоящий друг это не тот, кто такой же как ты. Но тот кто тебе важен не меньше, чем ты сам. Его беды – твои беды. Его радости – твои радости. Когда с ним случается беда, ты становишься уязвим, но одновременно и намного более сильным, тебя больше не занимают, только собственные проблемы. Твой внутренний мир обогащается и вместе вы становитесь умнее , сильнее, искренне . Настоящая дружба помогает нам развивать добродетели и бороться с недостатками, она учит нас – какими мы должны быть. Это буквально – лучшее что может быть в жизни.

Читайте также:  Какие морепродукты полезны для повышения потенции

4. Как сделать так что бы твои идеи были услышанными ? Аристотеля удивлял тот факт, что хороший аргумент не помогает победить в споре или в битве. Он хотел разобраться, почему это происходит и что с этим делать? У Аристотеля была возможность наблюдать за тем, как проходит народное собрание в Афинах, на которых принимали различные решения. Часто на Агоре – рыночной площади, ораторы состязались друг с другом за общественное мнение.
Аристотель описал способы влияния на толпу и отдельных людей, не использующие строгую логику и факты. Порой это выводит из себя и многие люди например Платон, старались избегать рыночных площадей и публичных дебатов. Но Аристотель не хотел с этим мериться, он изобрел искусство, которое мы до сих пор называем Риторикой – искусством убеждения. Он стремился научить умных и серьезных людей имеющих благородные намерения, как говорить убедительно,что бы их услышали . Некоторые из его советов не потеряют свою актуальность и по сей день. Необходимо разобраться в людских страхах, научиться вселять в людей уверенность, понимать эмоции других тоже очень важно, может быть на карту поставлена чья-то честь или кому-то просто стыдно? Это нужно учитывать и вести себя соответствующе. Юмор, иллюстрации, примеры. Все это поможет донести мысль и удержать внимание публики.

Аристотель многому научил нас, сегодня нам кажется, что философия имеет мало применения на практике, возможно потому, что в последнее время, мы уделяли недостаточное внимание Аристотелю.

Источник

Татьяна К

11 марта 2019  · 1,9 K

Прежде всего, Аристотель заложил основы логики, которыми мы пользуемся до сих пор.

В этике он сформулировал концепцию, определяющую добродетель как среднее (например, смелость – это среднее между трусостью и безрассудством, финансовое благоразумие – это среднее между жадностью и расточительностью и т.д.). 

Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обоих краев, причем  эта [середина] одна и для всех одинаковая. Серединою же по отношению к  нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина  не одна и не одинакова для всех. Так, например, если десять много, а два  мало, то шесть принимают за середину, потому что, насколько шесть  больше двух, настолько же меньше десяти, а это и есть середина по  арифметической пропорции. Но не следует понимать так середину по отношению к нам. Ведь если  пищи на десять мин много, а на две — мало, то наставник в гимнастических  упражнениях не станет предписывать питание на шесть мин, потому что и  это для данного человека может быть [слишком] много или [слишком] мало. Для Милона этого мало, а для начинающего занятия — много. Так и с бегом и  борьбой. Поэтому избытка и недостатка всякий знаток избегает, ища  середины и избирая для себя [именно] ее, причем середину [не самой  вещи], а [середину] для нас. Если же всякая наука успешно совершает свое дело таким вот образом, т. е. стремясь к середине и к ней  ведя свои результаты (откуда обычай говорить о делах,  выполненных в совершенстве, «ни убавить, ни прибавить», имея в виду, что  избыток и недостаток гибельны для совершенства, а обладание серединой  благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем,  работают с оглядкой на это [правило]), то и добродетель, которая, так же  как природа, и точнее и лучше искусства любого [мастера], будет,  пожалуй, попадать в середину. Я имею в виду нравственную добродетель, ибо именно она сказывается в  страстях и поступках, а тут и возникает избыток, недостаток и середина.  Так, например, в страхе и отваге, во влечении, гневе и сожалении и  вообще в удовольствии и в страдании возможно и «больше», и «меньше», а и  то и другое не хорошо. Но все это, когда следует, в должных  обстоятельствах, относительно должного предмета, ради должной цели и  должным способом, есть середина и самое лучшее, что как раз и  свойственно добродетели. Точно так же и в поступках бывает избыток, недостаток и середина.  Добродетель сказывается в страстях и в поступках, а в этих последних  избыток — это проступок, и недостаток [тоже] {не похвалят}, в то время  как середина похвальна и успешна; и то и другое между тем относят к  добродетели. Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком  случае, она существует постольку, поскольку ее достигает

Аристотель подчёркивал важность деятельностной, активной природы добродетели (добродетель определяется поступками, которые человек совершает, а не его намерениями). При этом добродетель напрямую связывается Аристотелем с счастьем человека: тот, кто добродетелен и совершает добродетельные поступки, счастлив (“счастье — это некая деятельность души в полноте добродетели”). Добродетельный поступок в этом смысле совершается ради самого себя, а не ради дополнительной выгоды.

Подобно тому как  на олимпийских состязаниях венки получают не самые красивые и сильные, а  те, кто участвует в состязании (ибо победители бывают из их числа), так  в жизни прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные  поступки. И даже сама по себе жизнь доставляет им удовольствие.  Удовольствие ведь испытывают в душе, а между тем каждому то в  удовольствие, любителем чего он называется. Скажем, любителю коней —  конь, любителю зрелищ — зрелища, и точно так же правосудное — любящему  правое, а любящему добродетель — вообще все, сообразно добродетели.

Наконец, Аристотель разработал вполне прагматическкую политическую теорию, в которой определил государство как результат разумного диалога между людьми, людей – как “политических животных” (т.е. животных, склонных к построению государства), а цель государства – как благополучие граждан.

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и  первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее  благо. Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых  существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший  из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную  силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому  человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким,  низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости  связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

Государство для Аристотеля – это союз разных людей (с разными идеями, характером, знаниями и навыками), объединённых коммуникацией, которые совместными усилиями решают задачи более глобальные, чем они могли бы ставить и решать в одиночку. Иными словами, единомыслие и однородность в государстве – это плохо, поскольку оно подтачивает главное преимущество государства, состоящее в его способности объединять ради общих целей разных людей.

Читайте также:  Самый полезный мед и как выбрать

Можно сказать, что эти идеи Аристотеля, которые, по сути, суммировали опыт классической античной демократии, заложили основу наших представлений о демократическом обществе.

Анатолий, вы назвали ряд открытий Аристотеля и могли назвать еще многие другие, поскольку Аристотель был энциклопед… Читать дальше

профессор, доктор экономических наук (с 1972 года)

До сих пор не отмеченное, но имеющее сейчас очень большую актуальность различие между экономикой и хрематистикой. Экономика- это реальное ведение хозяйства, которое было недавно в нашей стране и называлось социализмом.. Хрематистика- это нынешнее царство спекулянтов и финансовых посредников..
Конкретнее. По Ленину- социализм- это государственно-монопо… Читать далее

Вообще не эксперт Просто люблю поболтать

Аристотель был  учителем   Александра   Македонского и всю жизнь считал , что следует образовывать ( давать образование  , как правильнее? )правителя   страны   в  целях улучшения    жизни  народа , под конец   жизни  он пришел к выводу    , что образовывать следует сам   народ

Стоит ли сегодня читать Платона, Аристотеля и иже с ними? Актуальны ли они сегодня или это пустая трата времени?

Студент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Преследовать какие-либо утилитарные цели при прочтении любого произведения просто бессмысленно. Это касается и произведений Платона и Аристотеля. Они не могут быть НЕ актуальными, на их идеях была построена вся западная (преимущественно, но не только; их влияние на мусульманский мир было так же очень велико) часть мира: от философии и религии до естественных и политических наук.

Впрочем, разумеется, чтение их в кристально чистых от любого интеллектуализма современных бытовых условиях будет “чтением для себя”, для повышения собственной эрудированности. Остается лишь задать себе вопрос: надо ли оно Вам?

Прочитать ещё 4 ответа

Почему среди людей бытует мнение, что философия — это либо бесполезные и странные рассуждения, либо отстраненные разговоры о жизни?

кандидат философских наук, доцент кафедры КФУ

Философия, конечно, не занимается проблемами, решение которых может принести непосредственную ощутимую выгоду: построить мост, вылечить рак или придумать новый бизнес-проект, который принесёт золотые горы (хотя, согласно одной легенде, последнее удалось провернуть греческому философу Фалесу). Философия говорит о вещах, более общего характера, которые действительно кажутся “отстраненными” от тех проблем, которыми мы забиваем нашу повседневность. Вот только эта ситуация напоминает старый анекдот про человека, который прыгает за висящим под потолком бананом, никак не может его достать, а когда наблюдающие за ним пытаются ему подсказать: “думай, мужик!”, он им отвечает: “чего думать-то, прыгать надо!” Иногда прежде чем прыгать, надо сначала подумать – может быть, твоей цели легче достичь другим, неочевидным способом? Хуже того: а все ли цели, которых ты стремишься достичь, действительно заслуживают того, чтобы их достигали? Естественно, когда я вместо того, чтобы гнаться и достигать целей, останавливаюсь и начинаю размышлять над самим целеполаганием, я неизбежно начинаю отставать от других, кто продолжает участвовать в этой вечной гонке. В этом смысле философия действительно “бесполезна”.

Эту идею, наверное, лучше всех описал Платон в своем знаменитом “мифе о пещере”: когда философ, который выбрался из пещеры (которая символизирует наш обыденный мир), возвращается обратно, чтобы помочь тем, кто там остался, узники в пещере, вместо того, чтобы его благодарить, набрасываются и убивают его, потому что им кажется, что он пришел с “испорченным зрением” и так же хочет испортить и их самих.

В целом, было бы легко и понятно, если бы философия занималась некоторыми “максимально общими” вопросами, тогда как конкретные науки – проблемами более частного характера, как завещал нам, например, Аристотель. Но здесь возникает другая проблема: философия не может давать окончательные и исчерпывающие ответы на поставленные ею вопросы, как мы обычно ждем от науки. Практически любой философский вопрос имеет, как минимум, 4-5 различных (в том числе, диаметрально противоположных) ответа: познаваем ли мир? Существует ли достоверное знание? В чем состоит природа сознания? Что такое человек? Ну и так далее – сколько философских традиций, примерно столько же существует ответов на данные вопросы. Здесь можно возразить, что на самом деле существуют такие вопросы, на которые человек должен ответить самостоятельно: иначе, для чего ему вообще дан разум? В таком случае, странная “польза” философии в том и состоит, что задавая всё те же вопросы, она снова и снова возвращает нас к размышлению, напоминает, что здесь всё ещё есть над чем подумать, а не закрывать навсегда проблему, как уже “разрешённую”.

Прочитать ещё 47 ответов

Источник