Чем для вас полезно участие в проекте
В этой статье не будет психологических исследований на тему open-source и разработки.
Не будет анализа open-source проектов с помощью R или Python.
И не расскажу о том, как правильно контрибьютить.
Возможно я даже буду говорить какие-то банальные вещи.
Но я всего лишь хочу поделиться тем, как участие в open-source проектах сделало мою жизнь разработчика ярче и продуктивнее.
Впервые я узнал про мир открытого ПО где-то в году 2009, когда начал серьёзно заниматься программированием и зарабатывать этим.
Но впервые отправил pull request в open-source проект году только в 2012. Это было попытка добавления Redis в качестве провайдера для кэша в Joomla Framework. Скажем так, попытка была не самая удачная, но попробовать очень хотелось.
Вернулся я к open-source позже — в 2015.
Я долгое время пытался придумать и реализовать с друзьями и коллегами разные идеи, «замутить стартап» и тд. Но всё почему-то захлёбывалось, лично мне не хватало мотивации.
Тогда я попытался взглянуть на эту ситуацию и понять почему это происходит.
Я понял, что всё дело в том, что меня интересовали не сами идеи, стартапы, бизнес, мне была интересна разработка и программирование.
И поняв это, я решил что если мне интересно программирование как таковое, то почему бы не направить это в полезное русло и не помочь улучшить инструменты, которыми я пользуюсь. Так я начал периодически отправлять pull request’ы в проекты, которые мне нравятся (Yii2, Design Patterns, Django)
Почему это интересно?
1. Знакомство с новыми людьми
За всё время, что я контрибьютил в открытый код, я познакомился с большим числом отличных людей. Все они невероятные профессионалы, с которыми приятно общаться, делиться, узнавать новое. У каждого из нас есть возможность пообщаться с создателями любимых продуктов, получить от них отзыв. В целом коммьюнити — одна из самых важных составляющих таких проектов.
2. Участие во всемирно известных проектах
Вы можете работать в маленькой компании или жить где-то очень далеко, но у каждого есть возможность поучаствовать в развитии проектов, которыми пользуется весь мир. Facebook, Google, Ebay и другие выкладывают свои разработки во всеобщий доступ и мы имеем отличный шанс стать частью сообщества разработчиков таких интернет-гигантов.
3. Это весело
На самом деле, разработка ПО с открытым кодом зачастую бывает очень весёлым занятием, сопровождающимся живым общением.
Вот несколько примеров.
https://github.com/jglovier/gifs
https://github.com/kristopolous/BOOTSTRA.386
https://github.com/lwe/whatthecommit
https://github.com/theonion/fartscroll.js
4. Признание
Это довольно интересное и тёплое чувство, когда Ваш код вливают в ветку известного проекта. Вы понимаете, что Вы действительно хорошо поработали, что в конце концов Вы что-то можете.
Если Вы вдруг теряете интерес к программированию или Вам кажется, что у Вас что-то не получается, попробуйте Open Source — и Вы поймёте насколько «лечебным» он может быть.
Почему это полезно?
1. Новый неповторимый опыт разработки
Тот опыт, который вы получаете при разработке ПО с открытым кодом, Вы вряд ли получите где-то ещё.
Я помню как я волновался, когда отправлял свой первый pull request. Я перечитывал каждую строчку кода, проверял code-style и т.д.
Осознание того, что Ваш код увидят тысячи других разработчиков, сами создатели проекта, заставляет вас думать, что Вы пишите в своём коде и это очень важно.
Кроме того, open-source разработка прививает хорошие навыки, такие как соблюдение стандартов кода, написание тестов и многое другое.
К тому же, здесь всегда есть возможность сделать code review чужого кода, если Вы устали от непосредственно написания кода. Это тоже бывает очень полезно и для кого-то это действительно новый опыт.
2. Возможность изучить что-то новое
Лично я люблю изучать новые языки программирования. Прочитав пару-тройку книг, хочется попровать язык в реальных условиях.
Но так как мне никогда в голову не приходят хорошие идеи (ха-ха :)), я ищу интересные проекты с открытым кодом на новом языке, и пробую контрибьютить в них.
Бояться показаться новичком не стоит, никто за это журить не будет, если будут какие-то недочёты, Вы всегда можете их исправить. А если Ваш код всё же вмержили, значит Вы действительно поняли ту или иную часть языка и проекта и можете гордиться собой.
3. Отличная галочка в резюме
После того, как я начал контрибьютить, мне всё чаще и чаще пишут HRы со словами — «нам нравится Ваша активность на GitHub, приходите к нам на собеседование».
Я думаю для работодателя ссылка в Вашем резюме на Ваши pull request’ы, принятые в крупные проекты, скажет о том, что вы действительно пишите достойный код, если его одобрило большое количество людей.
Кроме того, намного круче вместо сухого, вырванного из контектста примера кода, прислать работодателю ссылку на принятый pull request.
4. Знай свой инструмент
Участие в разработке продуктов, которыми Вы постоянно пользуетесь, помогает Вам лучше понять его — как он устроен внутри, как работает, какие люди в конце концов стоят за ним.
Кроме того, Вы всегда будете знать какие новые «фичи» появляются в проекте, какие есть нерешённые проблемы и многое другое.
5. Персональное развитие
Open source разработка помогает развить не только навыки программирования. Вот, на мой взгляд, небольшой список того, какие персональные качества развиваются ещё:
- Умение общаться
- Внимательность и аккуратность
- Уровень английского языка
- …
Этот список можно продолжать ещё.
Кроме того, я считаю, что в каждом человеке присутствует желание помогать другому человеку, и как раз-таки Open Source разработка даёт такую возможность.
Заключение
В конце я хотел бы сказать вот о чём — единственное о чём я жалею, что мне не всегда хватает свободного времени участвовать в open-source разработке. Замечательно, когда компания, в которой Вы работаете, понимает важность такого участия для разработчиков и самой компании и выделяет для этого часть рабочего времени (а я такое встречал).
Тем не менее, даже если Ваша компания не делает этого, старайтесь хоть иногда участвовать в разработке открытого ПО, это сделает Вас настоящим профессионалом и подарит отличный опыт.
Спасибо!
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Уважаемые сотрудники, добрый день. Я рад в очередной раз выступить перед вами. Возможно, какие-то мысли покажутся вам полезными. Сейчас есть время оглянуться на прошедший период, подвести итоги, сделать какие-то выводы и подготовиться к новому этапу работы.
Новый сезон будет не похож на предыдущий. Возможно, вы уже успели заметить, что продажи с каждым годом идут всё труднее. В целом для того, чтобы продавать, например, столько же, нужно прикладывать всё больше усилий. Хотелось бы прикладывать наоборот меньше усилий, чтобы продать столько же, а мы прикладываем всё больше.
Почему? Потому что всё вокруг меняется.
Нет, денег не становится меньше. Просто соблазнов куда потратить эти деньги — становится всё больше. За каждый клиентский рубль разворачивается нешуточная борьба. И здесь мы с вами конкурируем не только и не столько с другими компаниями нашей отрасли — мы конкурируем вообще со всеми компаниями, которым интересны деньги ваших клиентов. Поэтому фактически кто первый добежал до клиента, тот и получает больше шансов получить его деньги.
Обратите, пожалуйста, внимание, чтобы у нас с вами не возникало ложного чувства, что у нас что-то не так с продуктом, что он дорогой, не такой или что-то ещё. Это всё менее значимо, чем наша способность быстрее других — не только компаний нашей отрасли, но и вообще продавцов всего и вся — оказаться в голове нашего клиента. Поверьте, клиент не ходит и не думает о том, что ему нужно купить наш продукт, если только это не жизненная необходимость.
Вот о чем хотел бы ещё сказать. Мы с вами всегда находимся в очень странной ситуации: как только мы в компании что-то наладили, разработали правила, начали по ним действовать, либо мы просто делаем то, что делали раньше — с каждым днём это всё устаревает. Мы действуем как в прошлом году, а клиенты и конкуренты действуют уже как-то иначе. У клиентов вдруг проявилась какая-то более богатая палитра потребностей, конкуренты сделали какой-то интересный рыночный финт, который нам как профессионалам кажется какой-то ерундой, но клиенты почему-то обращают и обращают на него внимание. Да как вообще можно такое покупать у конкурентов — возмущаемся мы, а клиенты идут и покупают, потому что им интересно всё новенькое. Как сорокам — заблестело где-то вдалеке, клиенты туда и летят.
Клиентам скучно покупать у вас одно и то же год за годом без изменения модели покупки. Клиенты если сегодня тратят деньги, они хотят развлечения, фана, они хотят какого-то нового клиентского опыта. Конечно, ваше преданное клиентское ядро будет покупать у вас и покупать, но знайте, если они не испытывают новых эмоций при взаимодействии с вами, у них не будет повода покупать у вас снова и снова. Да, это проблема сегодняшнего дня.
Да что ходить далеко: обратите внимание как вы покупаете, на что вы обращаете внимание. Где вы сегодня покупаете одежду, обувь, игрушки, книги, бытовую химию — и где вы покупали всё это же несколько лет назад? У моей семьи не стало меньше денег. Может и больше сильно не стало, но и не стало меньше. Но что происходит с нашим потреблением? Где мы покупаем? Раньше несколько раз в месяц мы ездили по магазинам, выбирая себе и детям одежду. За последний год я вообще не помню, чтобы мы куда-то ездили. Мы выбираем одежду и всё остальное, что можно выбрать — в интернет-магазинах. Ламода, Вайлдберрис, Озон. И просто идём в соседний дом в пункт выдачи и всё получаем. Это дешевле. Выбор гораздо больше. Стали ли мы меньше покупать? Нет, мы стали покупать больше! Но мы покупаем теперь не там, где раньше! А что стало с теми магазинами, где мы покупали? Они разорились и закрылись. Зайдите в ближайший торговый центр. Я недавно зашёл. Много отделов — пустуют. Кто причина их разорения — например, я и моя семья. Потому что деньги мы теперь носим в другие места. А если спросить у владельцев торговых точек почему они разорились, что они скажут? Конечно, они скажут, что у людей стало меньше денег. Но это не правда.
Пару недель назад разорилась крупнейшая мировая туристическая компания Томас Кук. 180 лет истории, более 200 тысяч сотрудников. Причина? Букинг.ком, Airbnb, и другие сервисы самостоятельного бронирования путешествий.
И подобных проблем много.
Мы с вами медлительны. Мы делаем кучу ручной работы. Мы ждём, что нам руководство или какие-то высшие силы исправят ситуацию. Наверно, есть такие проблемы, где только руководство и может нам помочь. Но уверяю вас, есть масса проблем, которые отравляют вам ежедневно жизнь, и с которыми вы в состоянии как команда справиться, если концентрированно навалиться на эту проблему.
В управленческой практике принято называть такой способ действий проектом.
Да, у нас есть общая проблема, которую нужно как можно быстрее решать. Можно конечно и не решать, как-то привыкли уже к ней. Но если проблему решить, то появится время и энергия как-то иначе, по-новому работать с нашими клиентами, а не как загнанные лошади, которые устали и которым ничего не нужно. Нет, нужно! Наши клиенты хотят видеть нас счастливыми.
От проектов зависит скорость изменения нас самих. Мы все равно изменимся, но можем сделать это по-плохому, когда рынок заставит, когда клиент заставит, когда близость катастрофы заставит. А можно менять по-хорошему, когда мы сами видим задачу и сами её решаем.
Участие в проектах — это ваша профессиональная страховка и ваше личное благо. Ситуация на рынках будет меняться ещё более быстрыми темпами, а проекты — эти неудобные задачи и странные документы, которые нам нужно писать — это наше спасение. Меняясь сами, меняя свои процессы, меняя свой маркетинг, свои подходы к продуктам и рынкам — мы становимся более интересными для наших клиентов.
Ну и ещё один плюс — если вы участвуете в проектах, вы неизбежно учитесь, вы читаете новые книги, которые ни при каких условиях не прочитали бы без этого.
А если вы не участвуете в проектах — ни в статусе руководителя, ни в статусе участника, вы просто ставите своё личное развитие на паузу. Стремитесь поучаствовать в проектах, стремитесь взять какую-то небольшую задачу и сделать её, стремитесь узнать что-то новое. Вы помогаете прежде всего себе.
Евгений Печёрин
Традиционная школа может более или менее
слаженно работать, если дети послушны,
дисциплинированы, не задают лишних вопросов,
пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к
словам учителя и демонстрируют полное усвоение
всего, что он объяснил на уроке. Так в идеале. Но
таковы ли современные дети?
Теперь в школах постоянно ведётся работа по
поиску новых форм и методов преподавания.
Появляются уроки-дебаты, – дискуссии, – игры, –
путешествия, – викторины, – исследования,
уроки-концерты. Всё же ключевым словом остаётся
“урок” как устойчивая форма организации
преподавания общей для всех программы для одних
и тех же детей в течение учебного года. Такая
форма обучения настойчиво контролируется
“сверху”. В итоге, несмотря на видимость внешних
изменений, школьная уравниловка всё равно
продолжает порождать академическое неравенство,
именно потому, что все дети не могут проявить
свои индивидуальные способности и не имеют
возможности самореализации.
Так сохраняется основное противоречие между
внутренней потребностью активной части
педагогического сообщества в инновационных
формах работы и организационными стандартами. К
сожалению, приоритетами остаются традиционно
формальные показатели, облегчающие контроль
(“успеваемость”, “наличие планов УВР”, “чётко
оформленные классные журналы” и т.п.)
Так как современное общество ставит перед
школой задачу подготовить школьника знающего,
мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и
применять знания, во многих школах наряду с
разнообразными направлениями новых
педагогических технологий всё чаще применяется
проектная деятельность.
Метод проектов – не новость в мировой педагогике:
он начал использоваться в практике обучения
значительно раньше выхода в свет известной
статьи американского
педагога
В.
Килпатрика “Метод проектов” (1918), в которой он
определил это понятие как “от души выполняемый
замысел”. В России метод проектов был известен
еще в 1905 году.
Под руководством С.Т.
Шацкого работала группа российских педагогов
по внедрению этого метода в образовательную
практику. После революции метод проектов
применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
В 1931 г.
постановлением ЦК ВКП(б)
метод проектов был осужден как чуждый советской
школе и не использовался вплоть до конца 80-х
годов.
Основное предназначение метода проектов
состоит в предоставлении учащимся возможности
самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных
предметных областей. Если говорить о методе
проектов как о педагогической технологии, то эта
технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути. Преподавателю
в рамках проекта
отводится роль разработчика, координатора,
эксперта, консультанта.
По определению М.А. Ступницкой, учебный проект
– совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность учащихся – партнеров,
имеющая общую цель, согласованные способы
деятельности, направленная на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы,
значимой для участников проекта.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и
где и как я могу эти знания применить, – вот
основной тезис современного понимания метода
проектов, который и привлекает многие
образовательные системы, стремящиеся найти
разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания,
умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств
обучения, а с другой – интегрирование знаний,
умений из различных областей науки, техники,
технологии, творческих областей. Результаты
выполненных учащимися проектов должны быть
ощутимыми, если это теоретическая проблема-
конкретное ее решение, если практическая –
конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов –
показатель высокой квалификации преподавателя,
его прогрессивной методики обучения и развития.
Недаром эти технологии относят к технологиям XXI
века, предусматривающим, прежде всего умение
адаптироваться к стремительно изменяющимся
условиям жизни человека.
Американский профессор Коллингс предложил
первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр – различные игры, народные танцы,
драматические постановки и т.п. Цель – участие
детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты – целесообразное
изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых –
получить удовольствие от рассказа в самой
разнообразной форме – устной, письменной,
вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты – создание
конкретного, полезного продукта.
Самое решающее звено в реализации проекта –
учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний
и информации, учитель превращается
в организатора деятельности, консультанта
и коллегу по решению проблемы, добыванию
необходимых знаний и информации
из различных (может быть и нетрадиционных)
источников. Работа над учебным проектом или
исследованием позволяет выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми
вновь и вновь пережить вдохновение
творчества, превратить образовательный процесс
из скучной принудиловки в результативную
созидательную творческую работу.
Применение исследовательского метода обучения
возможно на любом материале и в любом школьном
возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и
активизация познавательной деятельности
учащихся в поиске и решении сложных вопросов,
требующих актуализации знаний, построения
гипотез.
Практика показывает, что применение метода
проектов на уроках русского языка и литературы
позволяет осваивать новые формы организации
деятельности учащихся и в значительной мере
способствует повышению качества знаний. На
уроках мы учим детей самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой
цели знания из разных областей, развиваем умения
устанавливать причинно-следственные связи.
Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы, требующей
интегрированного знания, помогает учащимся не
только хорошо усвоить необходимый материал, но и
развивает мышление, самостоятельность,
познавательную и творческую активность.
По своей структуре проектная деятельность
представляет собой многоступенчатую систему
взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом
проекта включает в себя четыре основных этапа:
1. Планирование работы над проектом:
– высказывание пожеланий и возможных путей
разрешения спорных вопросов;
– обсуждение возникших идей;
– перечисление интересующих учащихся тем
проектов;
– формулирование темы проекта для класса или
группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской
работы учащихся и самостоятельного получения
новых знаний):
– уточнение намеченной цели задач;
– поиск и сбор информации с помощью специальной
литературы, средств массовой информации, сети
Интернет, использование собственных знаний и
опыта учащихся;
– обмен информацией с другими лицами (учащимися,
учителями, родителями, консультантами);
– интерпретация данных;
– сравнение полученных данных и отбор наиболее
значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования
полученной информации и интеграции полученных
знаний, умений, навыков):
– систематизация полученных данных;
– построение общей логической схемы выводов для
подтверждения итогов (в виде рефератов,
конференций, видеофильмов, мультимедийной
презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап
анализа исследовательской деятельности
школьников):
– осмысление полученных данных и способов
достижения результата;
– обсуждение и организация презентации
результатов работы над проектом (на уровне школы,
округа, города и т.д.)
Я использую следующие виды презентации
проектов: пресс-конференция, деловая игра,
телепередача, научная конференция, защита на
Учёном совете, путешествие, диалог с
историческим или литературным персонажем и
другие.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю
учащимся следующий алгоритм действий:
Выбор темы проекта.
Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого
результата я хочу достичь? Записать ответы. Если
это исследование, то затем нужно выдвинуть
предположение – гипотезу. Сделай свое
предположение о том, какой будет результат и
почему? Записать ответы.
Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы
получить результат? Записать план своих
действий.
Собираем данные (изучаем литературу, ставим
эксперименты, собираем необходимую информацию).
Получаем результаты. (Если что – то не удалось –
это тоже результат).
Анализируем результаты. Сравниваем полученное
с данной гипотезой.
Делаем выводы. Планируем дальнейшую
деятельность. Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем
общую оценку результатов.
Этот алгоритм помогает учащимся успешно
двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Основная трудность в
организации проектной деятельности –
перегрузка учащихся. Исследовательская работа
объёмная, кропотливая, особенно, если это
– поиск информации, чтение
научной литературы, написание рефератов.
Конечно, польза от такой деятельности
несомненная, но приходится избегать больших
временных затрат.
При сегодняшней загруженности современного
ученика, реальным я считаю создание одного-двух
проектов в течение года. Наиболее удачные
проекты ребята представляют на школьной Малой
академии, на районных и городских конкурсах.
Из-за ограниченности во времени, чаще я
использую краткосрочные проекты, конечным
продуктом которых является мультимедийная
презентация. На мой взгляд, эта форма отчёта
позволяет не только структурировать информацию
в алгоритмическом порядке, но и облегчить
усвоение и запоминание материала. Не маловажной
является и психолого-физиологическая
особенность восприятия материала, так как во
время обучения будут задействованы все каналы
восприятия. Хорошо известно, что при аудио- и
визуальном преподнесении запоминается до 65%
информации. Для сравнения: устной информации
запоминается лишь 12 %, с записями – 25 %.
Презентации можно применять на различных
этапах урока, зрительное восприятие изучаемых
объектов позволяет быстрее и глубже усваивать
излагаемый материал.
Создание мультимедийной презентации является
незаменимой формой организации повторения
учебного материала в условиях подготовки
обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11
классе и новой форме по русскому языку в 9 классе.
Для успешного выполнения заданий по русскому
язык, учащимся предлагается создать проекты по
следующим темам: “Языковые тропы”, “Сочинение –
рассуждение”, “Виды орфограмм в корне
(суффиксах, приставках)”, “Пунктуация простого
осложненного предложения”, “Пунктуация
сложного предложения”, “Стили и типы речи” и
другие.
Созданные презентации дают возможность
рациональнее использовать учебное время, учат
ребят работать в информационном пространстве.
Таким образом, главными достоинствами
проектного метода обучения, бесспорно, является
следующее:
- актуальность. В центре технологии – ученик, его
активное участие, позволяющее применять
приобретенные знания, умения и навыки, а также
добывать эти знания самостоятельно; - создание комфортной образовательной среды.
Степень сотрудничества учитель-ученик,
ученик-ученик становится фактором развития и
самоопределения личности; - дифференцированный подход. Тему проектов
учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и
возможностей. Это позволит учащемуся
реализовать свой творческий потенциал. В
результате чего решаются и многие задачи
личностно ориентированного обучения; - использование информационных технологий:
обработка информации и коммуникация всегда
являлись и остаются основными видами учебной
деятельности; - формирование исследовательских умений;
- мотивирующий характер: право выбора,
возможность самим контролировать процесс и
сотрудничать с одноклассниками – всё это
повышает мотивацию обучения.
Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас
волна увлечения проектами привела к тому, что
делать проекты в школе стало модно, причем, часто
целью этих работ является желание
“засветиться” на каком-нибудь конкурсе, благо,
за последние несколько лет их стало много.
Конкурсы проектов учеников довольно часто
представляют собой “Выставку достижений
учителей”. В работе некоторых жюри иногда верх
берет академизм, и тогда преимущества получают
профессионально выполненные проекты, доля
участия детей в которых минимальна. Эта
тенденция может принести много вреда, поэтому
нужно четко определить, зачем выполняется тот
или иной проект, чему могут научиться школьники,
что именно должен делать каждый участник работы,
чтобы достичь собственных целей, поставленных в
самом начале работы над проектом.
Только правильно организованная работа окажет
положительное воздействие на учащихся, будет
способствовать самостоятельному получению
знаний и опыта из непосредственного общения с
реальной жизнью, развивая у них умения работать с
постоянно меняющейся информацией,
самостоятельность, критическое мышление,
инициативу. Если ученик постоянно будет
заниматься проектной деятельностью в школьные
годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется
более приспособленным, сумеет планировать
собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, то есть адаптироваться к
окружающим условиям.