Чем для человека полезна культура речи

Чем для человека полезна культура речи thumbnail

13.05.2015

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.
Однако знать язык можно по-разному. Один человек, спотыкаясь на каждом слове, с трудом выражает мало-мальски сложную мысль. Другой в состоянии написать блестящую, убедительную статью. Хорошее знание русского языка для любого человека– это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет.
Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.

Оценить


2059

Содержимое разработки

Роль культуры речи в жизни человека

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.

Однако знать язык можно по-разному. Один человек, спотыкаясь на каждом слове, с трудом выражает мало-мальски сложную мысль. Другой в состоянии написать блестящую, убедительную статью. Хорошее знание русского языка для любого человека– это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет.

Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.

Для выявления уровня устной речи младших школьников была проведенадиагностика

При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий.

применение методики раннего выявления дислексии, позволило выявить у детей с нарушениями различения, запоминания и воспроизведения временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), звуковых ритмов, с неспособностью к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели), т.е. из 15 первоклассников семеро имеют нарушения сукцессивных функий.

По наблюдению Корнева А.Н. (1983г.) дефицит тех или иных сукцессивных функций встречается у 88% детей с дислексией. Значит, можно сказать о том, что эти дети имеют предрасположенность к нарушениям чтения – дислексии.

Выявленная группа детей в количестве семи человек оказалась неоднородной по своему составу. Трое детей показали более высокие результаты при выполнении заданий, четверо детей при выполнении заданий допустили большее количество ошибок и показали низкие результаты.

Данные эксперимента представлены в таблице и диаграммах.

Тесты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обозн. на диаграмме

“Рядоговорение”

20%

53,4%

26,6%

“Ритмы”

13,3%

33,3%

53,4%

“Кулак-ребро-ладонь”

53,4%

26,6%

13%

“Повторение цифр”

13,5%

33,3%

53,4%

В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

Результаты тестов “Исследования интеллектуальной способности” выявили отклонения у детей в развитии психических процессов.

Восприятие.

Дети, в большинстве случаев (см таблицу 1) предложенные фигуры находили быстро и правильно (высокий уровень 30% и средний уровень 67%). И только незначительное количество детей 13% не смогли отличить квадрат среди прямоугольников и фигур с искаженными прямым углом, а также квадрат, находящийся под другим углом зрения. Это говорит о том, что не у всех детей развито восприятие на должном уровне.

Внимание.

Способность концентрации и устойчивости внимания на высоком уровне у 20%, на среднем у 60% и на низком у 20%. Это говорит о том, что у детей рассеянное внимание, недостаточная его концентрация.

Память.

По результатам теста объем запоминания и воспроизведения заданных слов можно рассмотреть из протокола теста 2 детей (с высоким уровнем памяти и низким уровнем памяти) Здесь дана часть протокола.

Протокол теста “Запомни и назови”

Год

Шум

Слон

Рука

Мяч

Пол

Мыло

Весна

Соль
Нос

Лена

+

+

+

+

+

+

+

Катя

+

+

По полученным результатам видно, что степень выраженности речевого недоразвития у детей различна. Уровень успешности у троих детей приближен к норме:

У одного – на среднем уровне;

Уровень успешности еще у троих детей – низкий, указывает на наличие общего недоразвития речи.

Теперь, можно выяснить, какая из сторон речи детей нарушена в большей степени. Для этого подсчитаем баллы за задания из каждой серии и сравним результаты.

I Результаты исследования сенсомоторного уровня речи.

Фонематическое восприятие

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Сформированность звуко-слоговой структуры

1

2

3

4

5

6

7

5

4

2,5

1,75

1,25

1,25

2

5

5

5

2,5

2,5

2,5

2

5

5

3,5

3,5

1

2,25

2,5

4

3,25

3,25

1,25

1,25

1,25

1,25

Общее количество баллов

17,75

24,5

22,75

16,5

По данным результатам можно сделать вывод о том, что у детей в большей степени страдает фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры.

II Результаты исследования грамматического строя речи.

Повторение предложений

Верификация предложений

Составление предложений из слов

Добавление предлогов в предложение

1

2

3

4

5

6

7

3,5

3,5

2,75

2,75

2,25

2,25

2

4

4

3,5

3,25

3

3

3

3,5

3,5

3

3

2,95

2,25

2,25

4

4

3,5

3,5

3

3

3

Общее количество баллов

19

23,75

20,45

24

По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большее затруднения дети испытывают при повторении предложений и при составлении предложений из слов и некоторые трудности при использовании предлогов.

III Результаты исследования словаря и навыков словообразования

Коли-чество детей

Навыки словооб-разования

Образование относительных прилагательных от существитель-ных

Образование количественных прилагательных от существительных

Образование притяжательных прилагательных от существительных

1

2

3

4

5

6

7

3,5

3,5

3

2,25

2,25

2,25

2

3,5

3,25

3

2

2,25

2,25

2

4

4

3

2,5

2,5

2,25

2,25

3,5

3,5

3

3

2,5

2,25

2

Общее количество баллов

18,75

18,25

20,5

19,75

По полученным данным видно, что у детей менее сформированы такие навыки словообразования:

образование относительных прилагательных от существительных

называние детенышей животных

образование притяжательных прилагательных от существительных

IV Результаты исследования связной речи /оценка по 30 балльной системе/

Количество детей

Смысловая целостность

Лексико – грамматическое оформление

Самостоятель- ность выполнения

Баллы по 3 критериям

1

2

3

4

5

6

7

5

5

5

2

2

2

2

5

5

5

2

2

2

2

10

10

5

2

2

2

2

20

20

15

9

6

6

6

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик”

Пересказ прослушанного текста “Горошина”

Анализируя данное исследования связной речи можно сказать о том, что у детей в наибольшей степени наблюдаются:

затруднения в лексико – грамматическом оформлении высказывания

нарушения смысловой целостности высказывания.

Не один из семи первоклассников не набрал 30 баллов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.

Таким образом, проведение обследования устной речи помогло выявить различные ее нарушения, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. Суммируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что у данной группы детей наиболее не сформированы фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слова, словарный запас, навыки словообразования и связанная речь, а страдает лексико-грамматический строй речи и звукопроизношение. Все нарушения речи имеют разную степень выраженности: у троих детей – ОНР III уровня, у одного – ФФН, у троих имеются нарушения речи по некоторым компонентам. Общим невысоким показателем обладает развитие связанной речи.

Именно культура речи делает общение более легким и свободным, ведь тогда появляется возможность высказать свое мнение, и при этом никого не обидеть и не задеть.

Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.

Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством.

И помимо главных компонентов культурной речи – грамотности и соблюдения общепринятых норм литературного языка – определяющее значение имеют и такие средства языка, как лексика, фонетика и стилистика.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Источник

Независимо от образования и возраста человека, знание речевого этикета и культуры речи помогает создать приятное впечатление, наладить связи и получить преимущества перед теми людьми, которые пренебрегают золотыми правилами воспитанного человека. Что же такое речевой этикет, какие его функции и роль, отличается ли культура речи в разных странах?

Под речевым этикетом понимаются

Этикет включает в себя правила поведения, которые приняты в обществе. Это манера общения, внешнего вида, переписка, то есть охватывается комплекс поведения культурного человека. В разных странах этот свод норм и правил отличается. Историки используют информацию об этикете конкретного исторического периода для более детального изучения ценностей по эпохам.

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Под речевым этикетом подразумевают систему речевого поведения, правила живого разговора и переписки, как использовать язык и его инструменты в конкретной ситуации и окружении. Первое знакомство с речевым этикетом происходит до года, когда родители на примере показывают ребенку, когда нужно говорить «привет», «пока», «спасибо», «извини». Но эти слова – это элементарные формулы, которые с возрастом усложняются, обрастают новыми оборотами.

Без речевого этикета невозможно представить полноценное общение с друзьями, в семейном кругу или в деловой среде. Так как освоение речевого этикета и культуры речи происходит постепенно, кажется, что это простой процесс – семья, детский сад, школа, на примерах или прямым обучением присваивают человеку необходимые нормы и правила общения. Но на самом деле обучение тесно пересекается с лингвистикой, историей, культурой и психологией.

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Не свойственные функции

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Функции речевого этикета:

  • контактоустанавливающая – налаживание связь с собеседником, настроить беседу на нужный лад, подготовить к передаче информации;
  • апелятивная­ – обращение к собеседнику, функция привлечения и концентрации внимания на себе, призыв к общению;
  • конативная – использование подходящих речевых оборотов, в зависимости от социальной роли собеседника;
  • волюнтаимная – воздействие на участника беседы при помощи инструментов речи, например, просьбы, советы, предложения;
  • эмотивная – подбор необходимой речевой конструкции, в зависимости от эмоций и чувств которые вызывает человек, тема беседы или ситуация.

Сложно переоценить роль и возможности речевого этикета жителя мегаполиса. Людям из городов муравейников приходится ежедневно взаимодействовать с сотнями различных по близости, важности и социальному уровню людей. Использую корректные обороты, правильные формулы, человек получает мощный инструмент взаимодействия и воздействия на собеседников и повышает эффективность деятельности.

Назначение речевого этикета

Представить взаимодействие людей без использования норм и правил речевого этикета невозможно, будь то фамильярная болтовня уличных хулиганов, общение учителя и ученика, щебетание влюбленных или беседы деловых партнеров. Это подбор правильных местоимений, выбор необходимых конструкций, форм слов с необходимой информативностью и эмоциональной окраской.

Этикет речи предназначен для своевременной, правильной и приятной для собеседников передачи информации. Налаживание контакта, получение необходимого результата беседы – прямое предназначение правильно подобранных речевых конструкций. Эмоционально окрасить, сделать общение ярким, но при этом полезным и приемлемым для восприятия – важное назначение речевого этикета. Поэтому уровень владения культурой речи характеризует профессиональную пригодность человека, особенно на тех специальностях, где есть живое взаимодействие. Ведение переговоров, деловые беседы незаменимый инструмент успешного ведения бизнеса, не говоря уже о речевом этикете делового письма.

Какую роль в речевом этикете играют местоимения

Роль местоимений во время обращения, речевого взаимодействия важна, особенно для русской речи. Используя местоимения, человек, кроме того, что налаживает прямой контакт, показывает принадлежность того или иного объекта беседы кому-либо. Плюс сокращает сложные конструкции, заменяя целый словосочетания притяжательными местоимениями. Указательные и вопросительные дают возможность строить простые и понятные формулы.

А выбор между местоимениями «ты» и «Вы» позволяет выражать не только степень уважения к собеседнику, разницу в возрасте, социальном положении, но и форму обращения (официальная, неофициальная). Заметна роль местоимений в профессиональной деятельности. Используя «ты», человек показывает близость отношений, дружественность, доверительность беседы.

Особенности речевого этикета в разных странах

Знание культуры речи различных народов позволяет быстрее налаживать контакт с иностранцами, особенно в их странах, позволяет избежать неоднозначности и оскорбления собеседника простыми словами, ведь один и тот же элемент в разных частях мира воспринимается по-разному. Корректно выразить мысли, не обидеть собеседника, гарантировано получить ответ, не нарушить, не оскорбить местные традиции – вот возможности речевого этикета.

Даже разговаривая через переводчика, следует соблюдать культуру речи того места, откуда собеседник или партнер. А если общаться напрямую, то без четкого соблюдения норм не обойтись. Поэтому, изучение иностранного языка начинают с запоминания самых важных оборотов, обращений, соответствующих речевых форм (приветствия, прощание, благодарность прощение).

Каждая страна, национальность имеют свои правила речевого поведения. Так для японцев характерно признание бесконечного уважения к собеседнику, его семье. Они стараются избегать прямого отрицания, отказов. Японский партнер найдет сотни способов сказать «нет», не говоря прямо. Это не будет способ избежать ответственности или обмануть компаньона, это особенность менталитета и стремление не обидеть человека отказом.

Французам свойственно использовать витиеватые обороты речи, делая общение красочным, богатым на обороты. При этом им нужна в разговоре четкость, понятность и ясность. Они не могут сказать «она улыбнулась», обязательно уточнят, какая это улыбка, добрая, игривая, с ноткой грусти или насмешки. Хотя французский язык долгое время был языком дипломатов, говорить на нем, маскируя истинную мысль, непросто.

Для англичан характерно строго придерживаться этикета во всех сферах своей жизни. Они проявляют к нему определенный снобизм. Не придерживаясь большинства правил поведения и разговора человек будет воспринят как грубиян и невоспитанный джентльмен. Без культуры речи получить желаемое от бизнес партнера или государственного служащего не получится. Но необходимо правильно выбирать уровень вежливости (официальный, нейтральный и фамильярный стиль общения).

Пословицы о речевом этикете

Важность этикета во время общения хорошо выражает народное творчество, например, пословицы.

Хорошее слово – половина дела.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Будешь следить за языком – он охранит тебя.

Слово не стрела, а в сердце язвит.

С умным разговориться, что мёду напиться.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.

Красную речь красиво и слушать.

Сердечное слово до сердца доходит.

Каждая пословица несет вековую мудрость народа, позволяя изучать те или иные принципы полноценного общения и секреты успешных переговоров.

Важно прививать азы речевого этикета еще с первых дней жизни. Разговаривая с лепечущим малышом, следует использовать многогранные возможности речи,  правильные формы обращения, сложные и простые конструкции. Это не только позволит ребенку раньше заговорить, это даст ему непроизвольный багаж знаний, который позволит быстрее сверстников осваивать новые контакты, получать нужную информацию, проще заводить знакомства и быть на лучшем счету в любом коллективе. Процесс изучения речевого этикета будет происходить естественно и без дискомфорта.

Источник

Зачем нравственному человеку культура речи?

    О слове, его воздействии на человека, животное и даже на растения сейчас говорят и пишут очень много. Считается, хорошее слово и кошке приятно. Так-то оно так, никто спорить не будет. Каждый на себе прочувствовал, как доброе слово настраивает на прекрасный лад, отличное настроение, интересное дело. Однако достаточно часто подростки и современные молодые люди   не задумываются о значении многих слов и направо и налево щеголяют низким уровнем речи. Так проще, видите ли. Слово пуще стрелы разит. Обидел – ну и что? Оскорбил – ну и ладно… Истину – относись к человеку так, как хочешь чтобы относились к тебе – никто почти не думает исполнять. С легкостью относятся к своим словам, обижаются на чужие…  О том, нравственный ли он человек, редко кто задумается…

     Нравственность не пришла к человеку вдруг. Нравственные ценности формировались одновременно с человеческим сознанием. Это ценности общества, ценности человека.  Мораль – определенная норма, которой поддерживаются люди, чтоб жизнь была в порядке, в гармонии. Человек, поддерживающийся морали, старается подобрать слова, не колющие товарища. Про такого говорят: тактичный, порядочный. Вот тогда нам комфортно иметь дело! С таким человеком приятно общаться!  Нравственный человек искренен перед людьми, у него нет камня за пазухой. Сразу начинаешь доверять, подкупает неподдельная искренность, к такому  невольно тянешься…  Нравственность – это наша внутренняя установка, побуждающая нас поступать в соответствии со своей совестью, это ответственность человека за поступки, им совершенные,  за свои слова. У таких людей существует некий «кодекс чести».

     Интересен для многих молодых оказался фильм «Собачье сердце». Вспомним,  как интеллигент профессор Преображенский упал в обморок, когда Шариков пел похабные частушки перед научным сообществом города. Неслыханное дело – низкая культура, вульгарная речь! «Отлезь гнида»! В фильме, наблюдая за бывшим Шариком,  узнаем и себя, мы смеемся…  Да это наша жизнь! «Гнида», «отвянь» – такие  слова часто встречаются в речи современных ничевоков. Здесь нравственностью и не пахнет. Страшно находиться рядом с шариковыми, мы страдаем от них. Будут посылать куда угодно! Хамов немало. Но мы не тянемся к ним. Наоборот, нас отталкивают такой речью, цинично посылая «очень далеко». Разговор на уровне: дурак!-сам дурак! – унижает любого человека. Какая уж тут нравственность!

          Что мы замечаем в человеке, когда наблюдаем за ним? Допустим, в транспорте, на автобусной остановке, да просто увидели кого-то в толпе. Походку? Как он двигается? Его жесты? Поведение? Одежду, обувь? По этим показателям судим о нем? Иногда эти суждения ошибочны… Язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Когда-то у академика  Лихачева была написана книга «Письма о добром и прекрасном». В одной из бесед есть  слова для современной молодежи: « Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».   Заговори,  чтоб я тебя увидел! Это наблюдение сделал Сократ. А вот другой мудрец считал: умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал!.. Еще одно интересное сравнение приводит академик Лихачев, он вспоминает, как древние мудрецы слово сравнивали с водой, а говорящего – с источником. А кто ж из нас  захочет пить горькую воду?!

    Естественно, язык есть показатель культуры человека, его личных качеств. «Нравственность человека видна в его отношении к слову», – писал Л.Н.Толстой. Очень точно и верно! Сам писатель много работал над своим характером, исправлял недостатки. И к слову он относился очень бережно, переписывал целые главы, страницы, редактировал стиль… Есть чему поучиться современнику у классиков!

Источник