Человеческая деятельность ведущая к утрате полезных качеств природной среды

Человеческая деятельность ведущая к утрате полезных качеств природной среды thumbnail

 1. Антропогенные факторы — это воздействие …..

а) человека на природу

б) природы на здоровье человека

в) природы на хозяйственную деятельность человека

г) а), б), в)

2. Взаимоотношения общества и природы — это воздействие …

а) антропогенных факторов в) никаких

б) природных факторов

г) а), б)

 3. Какого воздействия человека на природу не существует?

а) разрушительного

в) шуточного

б) точечного г) кратковременного

4. Деструктивное воздействие — это ….

а) кратковременное в) статическое

б) разрушительное г) точечное

5. Человеческая деятельность , ведущая к утрате природной средой своих полезных

человеку качеств — ….. воздействие .

а) разрушительное в) статическое

б) динамическое г) площадное

6. Человеческая деятельность , направленная на восстановленние природной среды — это

какое воздействие ?

а) статическое

в) конструктивное

б) динамическое г) стабилизируещее

7. Человеческая деятельность , направленная на замедление деструкции природной

среды — это какое воздействие ?

а) кратковременное в) химическое

б) стабилизируещее г) конструктивное

8. Изменения природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности

человека на природные объекты — это …. воздействие

а) кратковременное

в) непосредственное

б) косвенное г) стабилизирующее

9. Изменение природы в результате цепных реакций — это какое воздействие ?

а) прямое в) стабилизирующее

б) опосредованное г) непосредственное

10. Совокупность геохимических процессов , вызванных производственно — хозяйственной

деятельностью человека — это

а) экологический кризис

в) техногенез

б) экологическая катастрофа г) а), б), в)

11. С геологической точки зрения производственно — хозяйственную деятельность человека

можно разделить на ….. типа.

а) 10

в) 3

б) 4 г) 2

12. Земледелие , орошение , осушение , применение удобрений — это какая деятельность ?

а) горно — техническая в) инжинерно — строительная

б) сельскохозяйственная

г) а) , б) , в)

 13. Разведка, добыча , переработка полезных ископаемых — это какая деятельность ?

а) горно — техническая в) инженерно — строительная

б) сельскохозяйственная г) а) , б) , в)

14. Строительство водохранилищ , плотин , ГЭС — это какая деятельность ?

а) горно — техническая

в) инжинерно — строительная

б) сельскохозяйственная г) а) , б) , в)

15. Сколько основных причин ухудшения природной среды ?

а) 2 в) 5

б) 3 г) 4

16. Прямой нагрев биосферы к чему приводит ?

а) изменению погоды

в) изменению небиологических процессов

б) изменению климата г) нарушению азонового слоя

17. Выброс в биосферу инертного материала к чему приводит ?

а) изменению природы и климата в) нарушению азонового слоя

б) изменению прозрачности атмосферы

18. Выброс в биосферу химических веществ к чему приводит ?

а) ухудшению работоспособности в) изменению состояния биоты

б) генетическим эффектам г) изменению литосферы

19. Кризис консументов — это какой по счету кризис в развитии биосферы и цивилизации ?

а) 3

в) 1

б) 2 г) 4

20. Сведение лесов вызвало изменение

а) газового состава атмосферы в) климатических условий

б) состояние почв г) а) , б) , в)

21. Сколько % сырья превращается в отходы ?

а) 50

б) 60

в) 70

г) 90

 22. Кто сформулировал принцип экологической индивидуальности видов ?

а) Раменский

б) Ламарк

в) Северцев

г) Дарвин

 23. Что привело к возникновению кризиса редуцентов ?

а) большое колличество отходов

б) загрязнение почв

в) сведение лесов

г) кризиса не существовало

 24. Происходит ли тепловое загрязнение биосферы ?

а) да

б) не доказано

в) нет

г) точно не известно

25. Существовала ли эпоха мощных перестроек биосферы ?

а) да

б) нет

в) точно не известно

г) не доказано

 26.Сколько времени виды могут сохраняться в биосфере ?

а) 10 дней

б) 100 лет

в) 100 дней

г) 10 и более млн. лет

 27. Для разделения родительского вида на две дочерние , при наличии между 2

популяциями

барьера , сколько потребуется лет ?

а) 10

б) 1000

в) 100

г) 500 тысяч лет

 28. Все ли виды могут разделяться на дочерние ?

а) все

в) далеко не все

б) не известно

29. Какого воздействия человека на природу не бывает ?

а) глобального

б) локального

в) регионального

г) областного

 30. Между природной средой и обществом существуют сложные взаимодействия , ……..

а) обмен веществом

б) а) , б)

в) обмен энергией

г) и не то , и не другое

 31. Расширение использования природных ресурсов приводит к ………

Читайте также:  Какое пиво полезней светлое или нефильтрованное

а) их истощению

б) и не к тому , и не к другому

в) увеличению загрязнения природной среды

г) а) , б)

 32. Какой тип относится к производственно — хозяйственной деятельности человека ?

а) горно — технический

б) инженерно-строительный

33. Биологическое воздействие ведет к…

а) изменению продолжительности жизни

в) сельскохозяйственный

г) все ответы

в) ущербу благосостояния

б) генетическим эффектам

34. Прямой нагрев биосферы ведет к …

а) голоду

б) изменению экономики

г) изменению экономики

в) недоеданию

г) ущербу благосостояния

 35. Выброс в биосферу физических и физических активных веществ ведет к…

а) изменению погоды и климата

б) изменение прозрачности атмосферы

в) крупномасштабные изменения циркуляции в атмосфере и океане

г) нарушение озонового слоя, ионосферы

36. Чрезвычайная экологическая ситуация — это …….

а) экологический кризис

б) экологическая катострфа

37. Экологическое бедствие — это …….

а) экологический кризис

б) экологическая катострофа

38. Кризис — это ……

а) необратимое явление

б) обратимое явление

39. Катострофа — это …..

а) необратимое явление

в) и то, и другое

г) и не то, и не другое

в) и не то , и не другое

г) и то , и другое

в) закономерное явление

в) закономерное явление

б) обратимое явление

40. Глобальное загрязнение среды и угрозы истощения ресурсов — это кризис …..

а) консументов

б) продуцентов

в) аридизации

г) редуцентов

Источник

1. Экологический фактор, обусловленный различными формами воздействия человека на природу и ведущий к количественным и качественным изменениям ее составляющих:
а) антропогенный фактор +
б) ограничивающий фактор
в) абиотический фактор

2. Уменьшение толщины озонового слоя связано с деятельностью:
а) животных
б) человека +
в) микроорганизмов

3. Среди перечисленных факторов, влияющих на обитателей экосистемы луга, укажите антропогенный:
а) заболачивание местности
б) зарастание луга кустарником
в) выпас скота +

4. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел волков +
б) рубка деревьев
в) разведение костров

5. Пример антропогенного фактора:
а) вымерзание всходов при весенних заморозках
б) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
в) уплотнение почвы автомобильным транспортом +

6. Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора:
а) биотического
б) антропогенного +
в) абиотического

7. Взаимоотношения общества и природы — это воздействие:
а) биотических факторов
б) абиотических факторов
в) антропогенных факторов +

8. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел лисиц +
б) рубка деревьев
в) разведение костров

9. Деструктивное воздействие:
а) точечное
б) кратковременное
в) разрушительное +

10. В целях устойчивого развития и сохранения биосферы человек:
а) полностью уничтожает хищников в экосистемах
б) регулирует численность популяций отдельных видов +
в) увеличивает численность насекомых-вредителей

11. Антропогенный экологический фактор:
а) биологическая защита растений +
б) землетрясение
в) наводнение

12. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам:
а) физиологическим
б) антропогенным +
в) эволюционным

13. Антропогенный фактор:
а) промышленное загрязнение +
б) сезонные колебания температуры
в) интенсивное ультрафиолетовое излучение

14. Человеческая деятельность , ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств оказывает такое воздействие:
а) динамическое
б) статическое
в) разрушительное +

15. Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней:
а) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность +
б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных
в) круговорот веществ и энергии становится более полным

16. Человеческая деятельность , направленная на восстановление природной среды оказывает такое воздействие:
а) стабилизируещее
б) конструктивное +
в) статическое

17. Человеческая деятельность , направленная на замедление деструкции природной среды оказывает такое воздействие:
а) химическое
б) конструктивное
в) стабилизирующее +

18. Изменения природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты – это …. воздействие:
а) косвенное
б) непосредственное +
в) стабилизирующее

19. Изменение природы в результате цепных реакций оказывает такое воздействие:
а) непосредственное
б) прямое
в) опосредованное +

20. Совокупность геохимических процессов , вызванных производственно-хозяйственной деятельностью человека:
а) экологическая катастрофа
б) техногенез +
в) экологический кризис

21. Происходит ли тепловое загрязнение биосферы:
а) да +
б) неизвестно
в) нет

Читайте также:  Индексы производства по виду экономической деятельности добыча полезных ископаемых

22. Что привело к возникновению кризиса редуцентов:
а) загрязнение почв
б) большое количество отходов +
в) уничтожение лесов

23. Кто сформулировал принцип экологической индивидуальности видов:
а) Дарвин
б) Ламарк
в) Раменский +

24. Выброс в биосферу химических веществ приводит к:
а) изменению литосферы
б) ухудшению работоспособности +
в) изменению состояния биоты

25. Выброс в биосферу инертного материала приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению прозрачности атмосферы
в) изменению природы и климата +

26. Прямой нагрев биосферы приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению небиологических процессов +
в) изменению погоды

27. Сколько основных причин ухудшения природной среды:
а) 2 +
б) 5
в) 4

28. Расширение использования природных ресурсов приводит к:
а) изменению небиологических процессов
б) нарушению озонового слоя
в) их истощению +

29. Биологическое воздействие ведет к:
а) изменению продолжительности жизни +
б) генетическим изменениям
в) ущербу благосостояния

30. Глобальное загрязнение среды и угрозы истощения ресурсов – это кризис:
а) консументов
б) редуцентов +
в) продуцентов

Источник

Экология, 10 класс

Урок 14. «Основные виды воздействия человека на окружающую среду»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

основные виды воздействия человека на окружающую среду;

– какие последствия возникают в окружающей среде в результате деятельности человека.

Научитесь:

– классифицировать виды воздействия человека на окружающую среду, приводить примеры видов воздействия;

– выявлять последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Сможете:

– определять роль антропогенного воздействия в биосферных процессах, взаимодействие с другими факторами среды;

– выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

Глоссарий по теме:

Антропогенные воздействие – деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящую изменения в окружающую природную среду (физические, химические, биологические и другие).

Разрушительное (деструктивное) воздействие – деятельность человека, ведущая к утрате природной средой своих полезных качеств.

Стабилизирующее действие – деятельность человека, направленная на замедление разрушения (деструкции) природной среды в результатекак хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов.

Конструктивное воздействие – деятельность человека, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственнойдеятельности или природных процессов.

Преднамеренное воздействие – происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества.

Источник воздействия на окружающую среду – ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду.

Волонтёрство – добровольческая, безвозмездная деятельность, направленная на решение различных социально значимых проблем.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).

4. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Интернет-ресурсы:

5. Энергия и окружающая среда. И. Лорентзен, Д.А. Хойстад, О.Н. Сенова, К.А.К. Шорлиен, М. Радованович. Сайт: https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/474/70474/45841.

6. Экологическая экспертиза и мониторинга объектов окружающей среды. Шелковников В.В. Сайт: https://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/ecolexpert/UMP/.

7. Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ. Сайт: https://dynamic.igce.ru/.

8. ФГБУ Институт глобального климата и экологии Росгидромета РАН. Сайт: https://www.igce.ru/category/informacionnye-produkty-obzory-doklady-i-dr.

9. Все об экологии. Сайт: https://www.ecocommunity.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду. Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. К примеру, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное; долгое и кратковременное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глубинное и приповерхностное; глобальное, региональное и локальное; механическое, физическое, химическое и биологическое и т. д.

Читайте также:  Чем полезен витамин а для женской кожи

Все источники воздействия по происхождению принято разделять на природные и антропогенные. Антропогенные источники связаны с хозяйственной деятельностью человека. Антропогенное воздействие может быть положительным и отрицательным.

Источник воздействия на окружающую среду – это ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду. Различают передвижные и стационарные источники воздействия на окружающую среду. Источником воздействия может являться: точка выброса загрязняющего вещества; хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее веществ; регион, откуда поступает загрязняющее вещество (при дальнем и трансграничном переносе). Источниками антропогенного воздействия являются предприятия промышленного производства, предприятия энергетического комплекса, сельское хозяйство, транспорт. Все источники воздействия имеют свою специфику: определенный набор различных загрязнителей, различны и объекты воздействия (воздух, воды, почва и др.).

Последствия антропогенного давления на природную среду чаще всего проявляется в форме нарушения равновесия природных экосистем, их загрязнения, обеднения видового и популяционного разнообразия, снижения их способности к самовосстановлению и эффективности функционирования в процессе поддержания качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв.

Важное значение имеют знания о том, что каждый человек в процессе жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество сохраняет природные ресурсы от истощения и снижает загрязнение природной среды.

Создание Братского водохранилища

Бра́тское водохранилище – второе по объёму водохранилище мира, расположено в Иркутской области. Образовано на реке Ангара в результате строительства Братской ГЭС, является частью Ангаро-Енисейского каскада водохранилищ. На берегах расположен город Братск, по которому оно и получило название. Площадь –5 470 км², объем 169 300 млн м3, максимальная глубина – 150 м, общая протяжённость береговой линии 6036 км.

В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся более чем на 100 метров. Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом.

При создании водохранилища было затоплено около 250 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а также около 300 тыс. га хвойных и лиственных лесов различного бонитета с эксплуатационным запасом древесины от 30 до 100 м3 и более на гектар. Было переселено около 75 тыс. человек, при этом вне зоны затопления расширено семь населённых пунктов и 14 вновь построено.

В настоящее время водохранилище используется комплексно в целях гидроэнергетики (установленная мощность 2400 МВт), водного транспорта, хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения (крупные водозаборы сосредоточены в городах Свирске, Черемхове, Братске, Балаганске) лесосплава, рыбного хозяйства и рекреации.

Начиная с наполнения водохранилища, береговые склоны начали подвергаться воздействию ветровых волн. Усть-Ордынский округ впервые столкнулся с таким стихийным бедствием как размыв берегов, подвержено 90% береговой линии.

Приоритетными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, токсичные соединения тяжёлых металлов, фенолы и ряд органических соединений. Обусловлено это поступлением от химических, лесопромышленных и коммунальных предприятий больших объёмов недостаточно очищенных сточных вод. Сильнейшее воздействие на качество воды оказывает разложение плавающей и затопленной древесины, так ка при строительстве не успели вырубить тайгу, около 20 млн м3 древесины ушло под воду. Отмечается высокий уровень загрязнения донных отложений водохранилища соединениями ртути, концентрация которых на отдельных участках превышает фоновые в 100 раз. Концентрация ртути в тканях и органах рыб превышает допустимые нормы в 2–10 раз. Более 16% рыбных запасов Братского водохранилища (на участке от г. Усолье-Сибирского до г. Балаганска – более 50%) содержит ртуть в концентрациях, превышающих ПДК.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

  1. Текст задания: Антропогенным называется воздействие на окружающую среду, связанное с: Выберите правильный ответ.

1. природными процессами

2. человеческой деятельностью

3. космическим пространством

4. биосферными процессами

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. человеческой деятельностью

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. природными процессами

2. человеческой деятельностью

3. космическим пространством

4. биосферными процессами

Подсказка: ___

2 . Текст задания: Соберите изображение из частей.

Разрушающее антропогенное воздействие. Уничтожение дождевых лесов и загрязнение ртутью при добыче золота в Гаване.

Правильные варианты:

Человеческая деятельность ведущая к утрате полезных качеств природной среды

Источник