Целесообразная и общественно полезная деятельность человека

Целесообразная и общественно полезная деятельность человека thumbnail

Обществознание, 6 класс

Урок 9. Труд – основа жизни

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Особенности труда как вида деятельности.
  2. Значение труда в жизни общества и человека.

Тезаурус

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).

Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд– это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.

Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.

Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:

– содержание;

– характер труда;

– результат труда;

– методы привлечения людей к труду.

Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.

По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.

Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.

Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:

– репродуктивный;

– творческий труд.

Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.

По характеру труда различают:

– конкретный;

– абстрактный труд.

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.

Абстрактный труд– это труд в целом, как общечеловеческий.

Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример – субботник в школе.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально – вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.

Читайте также:  Самые полезные продукты для питания суставов

А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.

По методам привлечения людей к труду различают:

– Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);

– Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.

– Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:

«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Варианты:

Льгота.

Пенсия.

Премия.

Заработная плата.

Правильный ответ: Заработная плата.

Задание 2. Решите кроссворд.

Целесообразная и общественно полезная деятельность человека

По горизонтали:

1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.

По вертикали:

3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально – вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

6. Основной род занятий трудовой деятельности.

Правильный ответ:

Целесообразная и общественно полезная деятельность человека

Источник

Обществознание, 6 класс

Урок 9. Труд – основа жизни

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Особенности труда как вида деятельности.
  2. Значение труда в жизни общества и человека.

Тезаурус

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).

Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд– это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.

Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.

Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:

– содержание;

– характер труда;

– результат труда;

– методы привлечения людей к труду.

Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.

По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.

Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.

Читайте также:  Для чего полезно молоко на английском

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.

Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:

– репродуктивный;

– творческий труд.

Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.

По характеру труда различают:

– конкретный;

– абстрактный труд.

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.

Абстрактный труд– это труд в целом, как общечеловеческий.

Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример – субботник в школе.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально – вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.

А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.

По методам привлечения людей к труду различают:

– Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);

– Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.

– Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:

«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Варианты:

Льгота.

Пенсия.

Премия.

Заработная плата.

Правильный ответ: Заработная плата.

Задание 2. Решите кроссворд.

Целесообразная и общественно полезная деятельность человека

По горизонтали:

1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.

По вертикали:

3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально – вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

6. Основной род занятий трудовой деятельности.

Правильный ответ:

Целесообразная и общественно полезная деятельность человека

Источник

Труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная, целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных
ценно­стей, видоизменение и приспособление элементов природной среды для удовлетворения собственных нужд. Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека и является
основой его жизнедеятельности.

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют со средствами производства и окружающей средой. Средства производства – это совокупность средств
труда
и предметов тру­да

С помощью средств труда работники воз­действуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, приборы, инструменты, инвентарь, приспособления и
другие виды технологической оснастки, средства перемещения грузов, средства связи и информации, оргтехника, здания, строения и сооружения, каналы, трубопроводы, пути сообщения и др. В средствах
труда выделяются орудия производства (машины, оборудование, инструменты и пр.), которым принадлежит определяющая роль в средствах производства.

Предметы труда – это все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека: полезные ископаемые, сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие
изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические материалы и информационные потоки и пр.

Взаимодействие людей с предметами труда и средствами труда – со средствами производства, предопределяется развитием технологий и уровнем механизации, автоматизации и
компьютеризации деятельности по созданию материальных и духовных благ.

В Российской Федерации труд классифицируют по ряду основных признаков:

Читайте также:  Что полезно кушать во время кормления грудью

1. По социальному характеру труда

Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают: частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд. Организационные формы
этих видов труда – индивидуальный и коллективный труд. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации груда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Индивидуальный труд – это общественная полезная деятельность граждан по производству товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг, не связанных трудовыми отношениями с работодателями,
государственными, муниципальными, общественными и другими организациями.

2. По структурному характеру труда

Главные параметры структурного характера труда – это степень интеллектуализации и квалификационной сложности трудовых функций. Степень интеллектуализации трудовой функции различаема в зависимости
от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического труда.

Физический труд – одна из форм труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической. К формам умственного труда относятся работы, связанные с приемом и
переработкой информации и требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления.

Структурный характер труда проявляется в величине энерготрат. В соответствии с МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потреб­ностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения
Российской Федерации. Методические рекомендации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 18.12.2008, все взрослое население в зависимости от величины энерготрат делится на 5
(пять) групп для мужчин и 4 (четыре) группы для женщин, учитывающих производственную физическую активность и иные энерготраты: 

  • I группа (очень низкая физическая активность; мужчины и женщины) работники преимущественно умственного труда, коэффициент физической активности – 1,4 (государственные
    служащие административных органов и учреждений, научные работники, преподаватели вузов, колледжей, учителя средних школ, студенты, специалисты – медики, психологи, диспетчеры, операторы, в
    том числе техники по обслуживанию ЭВМ и компьютерною обеспечения, программисты, работники финансово-экономической, юридической и административно-хозяйственных служб, архитекторы и инженеры
    по промышленному и гражданскому строительству, налоговые служащие, работники музеев, архивов, библиотекари, специалисты службы страхования, дилеры, брокеры, агенты по продаже и закупкам,
    служащие по социальному и пенсионному обеспечению, патентоведы, дизайнеры, работники бюро путешествий, справочных служб и других родственных видов деятельности). 
  • II группа (токая физическая активность; мужчины и женщины) работники, занятые легким трудом, коэффициент фи­зической активности – 1,6 (водители городского транспорта, рабочие
    пищевой, текстильной, швейной, радиоэлектронной промышленности, операторы конвейеров, весовщицы, упаковщицы, машинисты железнодорожного транспорта, участковые врачи, хирурги, медсестры,
    продавцы, работники предприятий общественного питания, парикмахеры, работники жилищно-эксплуатационной службы, реставраторы художественных изделий, гиды, фотографы, техники и операторы радио-
    и телевещания, таможенные инспекторы, работники полиции и патрульной службы и других родственных видов деятельности). 
  • III группа (средняя физическая активность; мужчины и женщины) работники средней тяжести труда, коэффициент физической активности – 1,9 (слесари, наладчики, станочники,
    буровики, водители электрокаров, экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, работники тепличных хозяйств, растениеводы, садовники, работники рыбного хозяйства и других родственных
    видов деятельности). 
  • IV группа (высокая физическая активность; мужчины и женщины) работники тяжелого физического труда, коэффициент физической активности – 2,2 (строительные рабочие, грузчики,
    рабочие по обслуживанию железнодорожных путей и ремонту автомобильных дорог, работники лесного, охотничьего и сельского хозяйства, деревообработчики, физкультурники, металлурга,
    доменщики-литейщики и другие родственные виды деятельности). 
  • V группа (очень высокая физическая активность; мужчины) работники особо тяжелого физического труда, коэффициент физической активности – 2,5 (спортсмены высокой
    квалификации в тренировочный период, механизаторы и работники сельского хозяйства в посевной и уборочный периоды, шахтеры (проходчики, горнорабочие), вальщики леса, бетонщики, каменщики,
    грузчики немеханизированного труда, оленеводы и другие родственные виды деятельности). 

3. По профессиональному признаку

По профессиональному признаку может быть выделен научный, инженерный, управленческий, производственный, педагогический, медицинский труд и другие.

4. По функциональному признаку

По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономике, что позволяет выделить труд предпринимательский,
инновационный, коммерческий и другие.

5. По отраслевому признаку

По отраслевому признаку различают промышленный, сельскохозяйственный, строительный, транспортный и коммуникационный (в производственное сфере) труд.

6. По применяемым средствам и способам труда

По применяемым средствам и способам труда различают ручной, машинно-ручной, механизированный и автоматизированный (компьютеризированный) труд.

7. По степени благоприятности условий труда

По степени благоприятности условий различают такие виды труда, как стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и не привлекательный,
не регламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный (принудительный).

Для общей характеристики конкретного труда используются все рассмотренные группы признаков в их сочетании.

Источник