Бывает механическая память очень нужная и полезная

Бывает механическая память очень нужная и полезная thumbnail

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Аннотация

Юрий Нагибин

Дом № 7

Бывает механическая память, очень нужная и полезная; она хранит для нас имена, отчества и фамилии, номера телефонов, адреса, дни рождений, свадебных годовщин наших знакомых, помогает сдавать экзамены по дисциплинам, не требующим особой сообразительности, например по истории, всячески облегчает бытовую жизнь. Этой памяти можно верить: она или есть, или ее нет, тут все ясно. Но вот иная, душевная, память являет собой некий род творчества, и полагаться на нее никак нельзя. И чем сильнее подобная память у человека, тем сомнительнее ее показатели. Доверять ей можно лишь с теми внутренними оговорками, с какими мы соглашаемся признавать тождество поэта с его лирическим героем. Конечно, пушкинское «Я помню чудное мгновенье» говорит о невыдуманной любви к женщине и о страдании, которое он испытывал в разлуке с ней. Но если мы будем считать это полной, единственной, исчерпывающей правдой его отношения к Анне Петровне Керн, то как быть с известным письмом, а…

ЕЩЕ

Популярные книги

  • Два капитана(ил. Ф.Глебова)

    Аннотация:

    В романе Вениамина Каверина «Два капитана» перед нами проходят истории двух главных героев — Сан…

    Полный текст — 160 стр.

  • Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

    Аннотация:

    Переработанный в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательног…

    Полный текст — 0 стр.

  • Триумфальная арка

    Аннотация:

    Роман «Триумфальная арка» написан известным немецким писателем Э.М.Ремарком (1898-1970). Автор расск…

    Блок — 21 стр.

  • Песнь златовласой сирены. Книга 3

    Аннотация:

    Жизнь адепта факультета боевой магии сложна и многогранна. Учёба экстерном и напряжённые тренировк…

    Блок — 15 стр.

  • «Подсознание может все!»

    Аннотация:

    «Подсознание может всё!» Д. Кехо В 1975 году Джон Кехо ушел жить в леса, чтобы в течение трех лет…

    Блок — 5 стр.

  • Объятые Пламенем (ЛП)

Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга “Дом № 7” Нагибин Юрий Маркович не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом – во всю даль и ширь души. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него – победа над собой. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. “Дом № 7” Нагибин Юрий Маркович читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.

Читать Дом № 7

Новинки

Черный дождь. Дилогия

Аннотация:

Приключения в мире стали и пара. Там, где идет дождь, черный от дыма заводских труб. Страшные тайн…

Полный текст — 120 стр.

Приключения в мире стали и пара. Там, где идет дождь, черный от дыма заводских труб. Страшные тайн…

Случайный солдат: Чертова батарейка

Аннотация:

Вторая часть цикла. С тех пор, как Денис Мальцев попал в ОВР, времени на отдых нет. Да и как тут…

Фрагмент — 15 стр.

Вторая часть цикла. С тех пор, как Денис Мальцев попал в ОВР, времени на отдых нет. Да и как тут…

Истории-притчи о мулле Насреддине

Аннотация:

В настоящее время трудно найти человека, который бы не слышал о народном герое Востока Насреддине…

Фрагмент — 12 стр.

В настоящее время трудно найти человека, который бы не слышал о народном герое Востока Насреддине…

Нити Галактики. Спасение мира

Аннотация:

Евгения Серегина, командир звездолета “Мицар” совершает очередной исследовательский полет на план…

Фрагмент — 15 стр.

Евгения Серегина, командир звездолета “Мицар” совершает очередной исследовательский полет на план…

Абсолютно стабильная система

Аннотация:

Может ли проблеск солнца средь листвы знаменовать рождение чего-то нового? Эдвард не предполагал,…

Фрагмент — 0 стр.

Может ли проблеск солнца средь листвы знаменовать рождение чего-то нового? Эдвард не предполагал,…

Роковое влечение

Аннотация:

Что делать, когда твой мир рушится на глазах? Когда ты теряешь все, чем жила и дышала… Оксана зна…

Фрагмент — 14 стр.

Что делать, когда твой мир рушится на глазах? Когда ты теряешь все, чем жила и дышала… Оксана зна…

Андрей Первый. Дилогия

Аннотация:

Я студент, который своими глазами увидел, как мир покатился в ад. Зомби… Много зомби, аж половина …

Полный текст — 113 стр.

Я студент, который своими глазами увидел, как мир покатился в ад. Зомби… Много зомби, аж половина …

Источник

На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет механическая память в жизни человека. Одни считают её слишком примитивной формой, работающей в рамках первой сигнальной системы (которая имеется и у некоторых животных). Другие склонны считать её той базой, без которой было бы сложно осваивать определённые типы материала, не подвластного логике и осмыслению. Так или иначе, но без неё, действительно, бывает трудно в определённые моменты, и поэтому её развитию нужно уделять не меньшее внимание, чем всем остальным видам памяти.

Что это такое

Бывает механическая память очень нужная и полезная

Механическая память — это способность запоминать и воспроизводить информацию такой, как она есть, без осмысления и включения в работу логических связей, то есть автоматически заучивать её посредством многократных повторов. Сокращённое название — МП. Не является показателем интеллекта. Основана на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы (I с. с.).

Последовательное запоминание блоков информации происходит по принципу, который в психологии носит название «ассоциаций по смежности». Это значит, что слова фиксируются в памяти точно в таком виде, в каком человек их увидел, услышал или произнёс. Нельзя сказать, что при этом их смысл вообще не усваивается и полностью теряет своё значение, но он становится второстепенным.

Основной приём запоминания — многократное повторение. Оно заключается в максимально точном воспроизведении информации в виде образов, формирующихся в I с. с. Закрепление нужных нейронных связей в ней является результатом суммарного количества репетиций. Некоторые называют это зубрёжкой.

Пример. Запоминание и воспроизведение такой информации, как:

  • имена;
  • географические названия;
  • числа;
  • иностранные слова;
  • номера телефонов;
  • сложные термины;
  • стихотворения;
  • формулы.

В психологии это полная противоположность логической (смысловой) памяти.

Механическая VS логическая

В общей классификации механическая и логическая память различаются в основном по способам (приёмам) заучивания информации. Однако это не единственный критерий, по которому их можно сравнивать.

Сравнение механической и логической памяти

Особенно важны оба вида в период обучения для школьников и студентов, которым требуется заучивать огромный объём учебного материала. Поэтому на разных возрастных этапах проводится психологическое исследование логической и механической памяти, чтобы выяснить, какая из них преобладает, и оптимально использовать это в учебном процессе.

Если у ребёнка в начальной школе преобладает механическая память, это не является проблемой. Однако такой результат тестирования — сигнал для родителей и преподавателей, чтобы делали упор на развитие логической. Нужно научить его выстраивать смысловые связи и использовать их для запоминания нужной информации. В дальнейшем это облегчит ему процесс обучения.

А вот преобладание механической памяти в подростковом возрасте — это уже серьёзная проблема. Это ещё не патология, но уже далеко не норма. Дети, у которых отмечается такой перевес, подчас даже являются отличниками. Но именно они сидят за уроками большую часть своего времени, что приводит к синдрому хронической усталости. На этом фоне развивается вегетососудистая дистония: скачки давления, кровь из носа, головные боли, частые инфекции. А всё потому, что объёмы учебного материала в старших классах огромны, и для его механического заучивания без осмысления требуется большое количество времени. Поэтому так важно, чтобы у ребёнка были развиты оба вида памяти.

По теме: Как развить память у ребёнка

Характеристика

Бывает механическая память очень нужная и полезная

Механическая память характеризуется следующими особенностями:

  • она всегда произвольная, то есть осуществляется сознательно, имеет цель (выучить конкретный материал), использует для её достижения специальный приём (многократное повторение), требует наличия волевых усилий;
  • чаще всего она вербальная (заучиваются именно слова) — в отношении движений, запахов, мелодий действует больше процесс приобретения профессиональных навыков;
  • она кратковременная: если стихотворение или новое иностранное слово не повторять, они забудутся;
  • её объёмы ограничены: за 1 раз каждый человек может выучить только определённое количество слов, формул, четверостиший.

Механическая память также характеризуется тем, что совершенно не пластична. Если изначально, используя её, человек запомнил искажённую информацию с ошибками, впоследствии он воспроизводит её так же, потому что не осознаёт неправильность. В качестве примера можно привести изучение иностранного языка. Если сразу заучить слова в неправильной транскрипции, в дальнейшем такое произношение прочно закрепится в коре больших полушарий, с рецепторами которых связана МП, и переучиться будет гораздо труднее, чем сразу выучить всё правильно.

Примитивная и непластичная форма МП подтверждается многочисленными экспериментами. Если хоть немного изменить условия воспроизведения информации, которая была заучена таким способом, человек с трудом выполняет данное ему задание. Например, если его попросят рассказать стихотворение, поменяв в нём места четверостиший, или заменить в формуле какое-то одно из значений, или выставить на тренажёре другие настройки. Результат будет один и тот же — ошибки и постоянные заминки.

Все вышеперечисленные особенности должны учитываться преподавателями во время обучения. Нельзя давать ребёнку слишком большие объёмы материала для автоматического заучивания. Чтобы гармонично развить оба вида памяти (и механическую, и логическую), необходимо:

  • научить ребёнка ставить перед собой цель в соответствии с задачей, которую дал учитель (выучить формулу/стихотворение/слова по-английски);
  • помочь ему в освоении приёма многократных повторений (чтобы запомнить материал не за 10 раз, а за 2-3);
  • тренировать силу воли;
  • развивать вербальную систему восприятия;
  • научить переводить МП из кратковременной в долговременную путём постоянного повторения заученного материала.

Постепенно, в процессе обучения, начиная с начальной школы, необходимо развивать у ребёнка логическую память, чтобы она к 10-11 годам преобладала над механической. Но забрасывать последнюю тоже не стоит. Обе играют разные, но важные роли в становлении и формировании полноценной и успешной личности.

Диагностика

Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

В начальной школе и в подростковом возрасте психологом проводится тест, какая память преобладает у ребёнка — механическая или логическая. Это необходимо для выстраивания правильной методики обучения с учётом индивидуальных особенностей.

Цель: выяснение уровня развития и соотношения ЛП и МП у учеников начальной школы.

Возраст: 7-10 лет (для подростков подбираются другие словесные пары).

Оборудование: листы бумаги на каждого ученика, секундомер (часы), ряды и пары слов.

Слова для определения коэффициента логической и механической памяти

Инструкция:

  1. Постановка задачи перед ребёнком: запомнить пары слов, которые ему зачитают.
  2. Прочтение первого словесного ряда с 5-секундным интервалом между каждой парой.
  3. Десятисекундный перерыв.
  4. Прочтение первых слов каждой пары с интервалом в 10-15 секунд. Ребёнок в это время записывает вторые слова пар.
  5. Тот же алгоритм — со вторым рядом.

По результатам составляется таблица:

Итоговая таблица теста определения объёма механической и логической памяти

Диагностика заболеваний

Гипомнезия — нарушение механической памяти, когда логическая продолжает работать, а вот элементарные вещи не фиксируются. Даже взрослый человек может просидеть над текстом небольшого объёма часа 3 и совершенно ничего не запомнить. Она бывает временной, если причина — хроническая усталость или сильный стресс. Всё гораздо хуже, когда она носит хронический характер и свидетельствует о необратимых процессах в гипокампе. Такое состояние требует неотложного лечения и правильной дифференциальной диагностики, включающей в себя:

  • тестирование (метод 10 слов, пиктограммы, работа с текстом);
  • ЭЭГ, КТ, МРТ, ЭКГ;
  • анализы крови и мочи (для выявления заболеваний, спровоцировавших гипомнезию).

Задача дифференциальной диагностики — не спутать гипомнезию с прочими заболеваниями, так как её клиническая картина похожа на симптомы, сопровождающие неврозы и депрессию.

Особый случай

Серьёзные нарушения диагностируются у детей с ЗПР. С помощью словесных проб Лурии у них были выявлены следующие особенности:

  • МП хуже, чем у обычных школьников, но лучше, чем у олигофренов;
  • общее количество попыток заучивания близко к норме;
  • возникает мощная интерференция (и ретроактивная, и проактивная), что приводит к торможению нейронных связей;
  • ребёнок запоминает первый блок информации, но при заучивании следующего стирается первый;
  • на результаты сильно влияет наличие помех (отвлекающие факторы).

Психологи утверждают, что у детей с ЗПР успешность механического запоминания напрямую зависит от организации процесса заучивания.

Развитие

Бывает механическая память очень нужная и полезная

Хорошая механическая память может быть врождённой (так как связана с I с. с.) и приобретённой. Первая обусловлена высокой гибкостью нервной системы. При такой способности выучить материал получается уже после 1-2 повторений. Часто это обнаруживается у полиглотов.

Однако не нужно расстраиваться, если вы не являетесь обладателем такого феномена. Во-первых, информацию всегда можно заучить через многократное её повторение. Это укрепляет изначально слабые нервные связи, так как прокладываются необходимые сигнальные пути между участками полушарий, отвечающими за фиксацию и воспроизведение данного материала.

Во-вторых, всегда можно развить механическую память, сделать так, чтобы её объём увеличился. Психологи предлагают использовать для этого следующие приёмы:

  • активное изучение иностранных языков;
  • заучивание стихов наизусть, постепенно увеличивая их объёмы: от четверостиший к поэмам;
  • запоминание математических формул и сложных научных терминов;
  • постепенное устранение списков: учите наизусть продукты, которые нужно купить, номера телефонов и адреса, имена и отчества людей;
  • методика ночного запоминания: прочитать нужную информацию перед сном и повторить её сразу после пробуждения наутро.

Несмотря на то, что механическая память по многим показателям проигрывает логической, она является базой успешного процесса обучения. Поэтому нужно следить за её полноценным развитием с раннего детского возраста.

Рекомендуем: Образная память и её развитие

Вам также может быть интересно:

Источник