Был самый полезный и храбрый человек в партии кто это

Главная страницаВойна и мир

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тихона Щербатова в романе “Война и мир”, описание внешности, личности и характера героя.

Впервые Тихон Щербатый появляется в романе “Война и мир” в томе 4 части 3 главе III.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”


Образ и характеристика Тихона Щербатова в романе “Война и мир”

Тихон Щербатый – простой крестьянин, “мужик”:

“…при его партии мужика Тихона Щербатова…” 

“…Он был мужик из Покровского под Гжатью…” (в Смоленской области)

Тихон Щербатый – партизан. Он служит в партизанском отряде Денисова во время Отечественной войны 1812 года:

“…бывшего при его партии мужика Тихона Щербатова…” 

“…Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его…”

На войне Тихона зачисляют в отряд казаков-разведчиков (“пластунов”) за его храбрость и ловкость:

“…Это наш пластун. Я его посылал языка взять…” 

“…Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки…”

Тихона зовут Щербатым, потому что у него не хватает зуба во рту:

“…улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый)..”

Внешность Тихона Щербатого:

“…Что ему, черту, делается, меренина* здоровенный, – говорили про него…” (*меренина, или мерин – крепкий рослый молодой человек обычно с грубыми манерами поведения)

“…большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом…” 

“…сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем…””…продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги…” 

“…вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый)..”

У Тихона хриплый, певучий басистый голос:

“…Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом…”

Тихон Щербатый – способный партизан:

“…Тихон <…> скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне…”

Тихон Щербатый является нужным человеком в отряде:

“…Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии…”

Тихон Щербатый – хитрый и ловкий партизан:

“…Ну ловок, – сказал эсаул…” 

“…Эка шельма, – сказал Денисов…” 

“…Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов…” 

“…Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу…”

Тихон – храбрый партизан:

“…Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…”

Тихон всегда ходит пешком. Он может пройти 50 км пешком в день:

“…Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии…” 

“…пройти в день по пятьдесят верст…” (1 верста =1,06 км)

Тихон ходит на самые трудные и гадкие задания:

“…В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что‑нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона…”

Тихон – веселый человек. Ему нравится смешить других:

“…Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов…” 

“…он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину…” 

“…заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова…” 

“…Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких‑то сапогах, которые он бросил в куст…”

Это был цитатный образ и характеристика Тихона Щербатова в романе “Война и мир” Толстого, описание внешности, личности и характера Тихона в цитатах.

Читайте также:  Коэффициент полезного действия некоторого двигателя 320

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Источник

ВОЙНА И МИР. ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ – САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ И ХРАБРЫЙ ЧЕЛОВЕК. Печать

 

ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ – САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ И ХРАБРЫЙ ЧЕЛОВЕК.пряшников в 1912 году

Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это самый полезный и храбрый человек в отряде Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С топором в руках идет он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.

Мы еще не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нем говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: Эка шельма, Ну ловок, Экая бестия. Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он бултыхнулся в речку, выбрался на четвереньках, побежал дальше. Он весь в порыве, в действии. Рассказывая, он неожиданно и гибко лег на брюхо, быстро и легко вскочил, размахнулся руками.

Так же динамична его речь: Один и навернись… Я его таким манером и сгреб… Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый полезный и храбрый человек, но и шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.

Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представляются ему с своими простыми, добрыми, твердыми лицами. Простота, добро и правда- это те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои Войны и мира и собирательный образ народа.

 

Платон Каратаев -воплощение всего русского? Олицетворением духа простоты и правды кажется Пьеру пленный солдат Платон Каратаев. Этот человек – полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть торжественное благообразие. И внешний облик-Каратаева (все у него было круглое), и голос его, и манера говорить с нежно-певучею лаской, и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях,- все резко отличает его от Щербатого.

Читайте также:  Окоф 163612000 мебель специальная срок полезного использования

Тихон о боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А круглый солдатик Апшеронского полка мыслит такими афоризмами: Не нашим умом, а божьим судом, Рок головы ищет, Час терпеть, а век жить. В этих пословицах – веками слагавшаяся философия терпения и покорности судьбе. Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы: Где суд, там и неправда, От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся… В них слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов безвинно напрасно пострадать.

В Платоне живет дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства (вспомним хотя бы некрасовских странников), и вековечная любовь к труду. Солдатик Апшеронского полка навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.

В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей (Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать! Как не скучать па это смотреть!). Живет в нем и вера в гибель нашествия (Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае). Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для него значения: …жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. И на вопрос: Ты кто же, солдат? -он отвечает во множественном числе: Солдаты Апшеронского полка – и фамилию свою называет так: Каратаевы прозвище…

Именно это роевое начало в Платоне, похожее па инстинкт муравья в кочке, отсутствие личных интересов, склонностей, даже привязанностей, и привлекло более всего Пьера. Встреча с Платоном помогла ему выйти из душевного кризиса. Картина страшного убийства поджигателей, убийства, совершенного Людьми, не хотевшими этого делать, разрушила в сознании Пьера веру в жизнь, и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. Можно понять, что Пьеру, которому мир вдруг показался кучей бессмысленного сора, Платонпроникпутый чувством всеобщего любовного единения людей, представляется воплощением всего русского, доброго и круглого.

В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел в жизни. Однако Некрасов и Щедрин с болью писали о терпении, покорности и незлобивости русского крестьянина. Толстой же рисует эти черты с нескрываемой симпатией. И все-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно. Характерно, что в эпилоге, когда Пьер поднимается на новую ступень своего духовного развития, став членом тайного общества, Толстой подчеркивает несоответствие стремлений своего героя и философии Каратаева. На вопрос Наташи, одобрил бы Платон новую деятельность ее мужа или нет, Пьер отвечает отрицательно.

Читайте также:  Витамин фосфор для чего полезен для детей

Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Вспомним знаменитые слова писателя о дубине народной войны, которая поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Эта дубина больше напоминает топор Тихона Щербатого, чем иглу Каратаева, которой тот шьет рубаху для француза. Писатель прославляет не пассивный, а борющийся народ: … благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью.

…Суровая зима. Ночь в лесу. У костров расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне: А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата: Все одно конец сделаем, не будет ходить. Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля, естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру. Вот люди!-с восторгом говорит о русских Рамбаль, и эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов (слов Рамбаля он не понимал, а чувства в этом случае были общими): Тоже люди…-говорит он о французах.

В этой сцене у костра сказался миролюбивый характер русского народа, его доброжелательность по отношению к другим народам, его великий гуманизм.

Описание зимней ночи в лесу завершается картиной, полной мирной прелести, тишины и покоя: И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой. Природа словно радуется доброте и красоте человека.

Еще по данной теме::

Источник