Бухгалтерский учет по налогу добыча полезных ископаемых

Бухгалтерский учет по налогу добыча полезных ископаемых thumbnail

Бухгалтерский учет 

В бухгалтерском учете начисление и уплату НДПИ учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по НДПИ» (Инструкция к плану счетов).

Налог на добычу полезных ископаемых относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Сумму исчисленного НДПИ отражайте в составе расходов по обычным видам деятельности на последнее число каждого месяца (п. 16 и 18 ПБУ 10/99).

При начислении и уплате НДПИ делайте проводки:

Дебет 20 (21, 23) Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ» 

– начислен налог на добычу полезных ископаемых;

Дебет 68 субсчет «Расчет по НДПИ» Кредит 51 

– уплачен налог на добычу полезных ископаемых.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 21, 23 и 68).

Порядок отражения НДПИ при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО 

При расчете налога на прибыль сумму НДПИ включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Момент учета расходов на уплату НДПИ при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация применяет метод начисления, то расходы на уплату НДПИ включите в базу по налогу на прибыль в момент его начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то уплаченный НДПИ нужно признать в расходах в день его перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении расходов на уплату НДПИ. Организация применяет общую систему налогообложения

ЗАО «Альфа» добывает нефть на территории России на основании лицензии.

При расчете налога на прибыль организация применяет метод начисления. Налог рассчитывает помесячно.

Сумма НДПИ, которую нужно перечислить в бюджет за август, составила 781 613 руб. Эту сумму организация перечислила 25 сентября. Весь объем полезного ископаемого, добытого в августе, был реализован в этом же месяце.

Начисление и уплату НДПИ бухгалтер «Альфы» отразил следующим образом.

31 августа:

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ»
– 781 613 руб. – начислен НДПИ за август;

25 сентября:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДПИ» Кредит 51
– 781 613 руб. – перечислен НДПИ в бюджет за август.

При расчете налога на прибыль за сентябрь бухгалтер включил сумму начисленного НДПИ (781 613 руб.) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Из-за различий в отражении сумм НДПИ в бухгалтерском и налоговом учете могут возникнуть временные разницы (п. 11 и 12 ПБУ 18/02). Например, такое может произойти, если в бухгалтерском учете сумма НДПИ была учтена в фактической себестоимости продукции, которую организация реализовала после завершения отчетного (налогового) периода.

УСН 

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму НДПИ не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, НДПИ включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Неуплаченный НДПИ при расчете единого налога не учитывайте.

ЕНВД 

Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД расходы в виде НДПИ не влияют.

Сроки уплаты

Исчисленную сумму НДПИ перечислите в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Последний срок уплаты НДПИ может приходиться на нерабочий день. В таком случае налог нужно перечислить в бюджет на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Куда перечислять налог

По общему правилу сумму НДПИ нужно перечислить в бюджет того субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, используемый организацией на основании лицензии (п. 2 ст. 343 НК РФ). На территории именно этого субъекта РФ организация зарегистрирована в качестве плательщика НДПИ (п. 1 ст. 335 НК РФ).

После зачисления НДПИ территориальные управления Казначейства России самостоятельно распределяют его сумму между уровнями бюджетов в зависимости от вида полезного ископаемого, добываемого организацией (ст. 58, 61, п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).

Если организация добывает полезные ископаемые на участке недр, расположенном за пределами территории России, то НДПИ перечислите в бюджет того субъекта РФ, на территории которого зарегистрирована сама организация (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Если организация имеет несколько участков недр на территории одного субъекта РФ, то НДПИ по всем этим участкам перечислите в бюджет муниципального образования, в котором организация поставлена на учет в качестве плательщика НДПИ. Об этом сказано в письмах Минфина России от 12 декабря 2013 г. № 03-06-05-01/54697 и ФНС России от 7 апреля 2014 г. № ГД-4-3/6391.

Оформление платежного поручения

Платежные поручения на перечисление налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как правильно заполнить платежное поручение на уплату налогов (взносов).

Код ОКТМО укажите в соответствии с полученным организацией уведомлением о постановке на учет в инспекции в качестве плательщика НДПИ (форма 9-НДПИ-1).

Уплата при ликвидации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате НДПИ исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации. Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

– задолженность гражданам, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, организация должна возместить вред, причиненный здоровью при травме на производстве);

– долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;

– задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата при реорганизации

Если происходит реорганизация, перечислить НДПИ необходимо:

– организации, возникшей при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);

– организации, возникшей при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);

– организации, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);

– организациям, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму НДПИ должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

При реорганизации в форме выделения обязанность по уплате налога к правопреемникам не переходит. Исключением является тот случай, когда в результате выделения реорганизованная организация не имеет возможности исполнить в полном объеме эту обязанность. В этом случае по решению суда выделившиеся организации могут солидарно нести обязанность по перечислению налогов. Такие правила установлены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговый период по НДПИ при реорганизации, создании или ликвидации организации согласуйте с налоговой инспекцией по месту учета (п. 4 ст. 55 НК РФ). Поскольку сроки уплаты налогов не изменяются, правопреемник должен перечислить НДПИ не позднее 25-го числа месяца, следующего за согласованным с налоговой инспекцией налоговым периодом (п. 3 ст. 50, ст. 344 НК РФ).

Ответственность

Внимание: если НДПИ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неуплата (неполная уплата) налога выявлена в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

Источник

Характеристика налога на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, который уплачивают юридические лица – организации и индивидуальные предприниматели, если их видами деятельности является добыча полезных ископаемых.

Регулируется налог на добычу полезных ископаемых главой 26 налогового Кодекса Российской Федерации. В частности, данной главой, определены субъекты и объекты налогообложения, сроки и порядок начисления и уплаты налога.

Все налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых обязаны встать на учет в налоговые органы по фактическому месту добычи в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Если у предприятия есть несколько участков добычи полезных ископаемых, по разным районам, то постановка на учет должна быть в каждом таком районе.

Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых

Замечание 1

Налог на добычу полезных ископаемых, соответственно оплачивают только предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых.
Налоговой базой, является стоимость каждого вида добытых полезных ископаемых.

По истечении отчетного периода (месяца), налогоплательщиком определяется количество или объем добытых полезных ископаемых. Количество или объем могут определяться двумя методами:

  • Прямой метод.

    Данный метод предусматривает определение количества или объема с помощью различных измерительных приборов.

  • Косвенный метод.

    Данный метод применяют в случаях, когда исключена возможность использования прямого метода. Объем добытых полезных ископаемых определяется на основании показателей содержания объекта добычи в получаемом сырье. Например, по показателю доли в содержании.

Добыча драгоценных металлов и камней из россыпных, коренных и техногенных месторождений подразумевает определение количества добытого полезного ископаемого по химически чистому металлу.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых разнообразны. Они отличаются, прежде всего, по виду полезных ископаемых.
Определенную сложность вызывает признание объектов налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. Статьей 336 налогового Кодекса Российской Федерации определены следующие критерии признания/непризнания объекта налогообложения (Рис.1):

Критерии признания объектов налогообложения

Рисунок 1. Критерии признания объектов налогообложения

Налоговым кодексом РФ предусмотрена система налоговых вычетов при определении налога. Налоговыми вычетами могут быть:

  • материальные расходы предприятия;
  • расходы предприятия на приобретение и (создание) имущества, подлежащего амортизации;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на данные вычеты обязывает предприятия обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности налога на добычу полезных ископаемых

Для учета налога на добычу полезных ископаемых используется счет 68 «расчеты по налогам» – субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых.

По итогам отчетного периода (месяца) бухгалтер определяет количество/объем добытых полезных ископаемых и к данному показателю применяет действующую ставку налога по данному виду полезного ископаемого.

Полученная сумма начисленного налога относится в кредит счета 68. По дебету происходит отражение перечисления такого налога в бюджет, или применение налоговых вычетов (Табл.1):

Рисунок 2. Проводки по учету налога на добычу полезных ископаемых

По итогам отчетного месяца налогоплательщиками подается Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых. Ее действующая форма – КНД 1151054 (Приложение N 1к приказу ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@). Декларация содержит семь разделов.

Такая декларация подается не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Налоговая декларация также может быть представлена в электронном виде.

Предоставлять налоговую декларацию налогоплательщик обязан по месту добычи полезных ископаемых. Если таких мест у налогоплательщика несколько в разных районах, то декларация подается обособленно в каждый из них.

Платежи в бюджет налога на добычу полезных ископаемых должны перечисляться налогоплательщиков не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Источник

Новости и аналитика

Правовые консультации

Налоги и налогообложение

Организация занимается добычей песка. Данный вид деятельности является сезонным. Организация определяет налоговую базу по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
1. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, в тех периодах, когда добыча отсутствует (под расходами на добычу полезных ископаемых понимаются расходы на охрану месторождения в период, когда добыча песка на нем не производится)? Использовать счет 97, а в месяце, когда будет произведена добыча, учитывать в расходах, при этом вся эта сумма расходов будет входить в налоговую базу по расчету НДПИ?
2. В зимний период, когда добыча отсутствует, помимо общехозяйственных расходов у организации будут расходы по охране месторождения. Как учитывать данные расходы? Также через 97 счет до момента начала добычи?

Организация занимается добычей песка. Данный вид деятельности является сезонным. Организация определяет налоговую базу по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
1. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, в тех периодах, когда добыча отсутствует (под расходами на добычу полезных ископаемых понимаются расходы на охрану месторождения в период, когда добыча песка на нем не производится)? Использовать счет 97, а в месяце, когда будет произведена добыча, учитывать в расходах, при этом вся эта сумма расходов будет входить в налоговую базу по расчету НДПИ?
2. В зимний период, когда добыча отсутствует, помимо общехозяйственных расходов у организации будут расходы по охране месторождения. Как учитывать данные расходы? Также через 97 счет до момента начала добычи?

Бухгалтерский учет по налогу добыча полезных ископаемых

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты на охрану месторождения в период, когда на нем не ведутся работы по добыче полезных ископаемых, могут учитываться на 97 счете как расходы будущих периодов.
Указанные затраты учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых и, как следствие, при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых.

Обоснование позиции:

1. Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) установлены ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
При этом п. 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах:
– с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
– путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
– по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
– независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
– когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее – Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации о затратах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 “Расходы будущих периодов”. Причем приведенный в Инструкции перечень затрат, которые относятся к расходам будущих периодов (затраты, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером и т.д.), не является исчерпывающим. Расходами будущих периодов могут быть признаны и другие затраты, если они относятся к будущим отчетным периодам.
Согласно Инструкции учтенные на счете 97 затраты списываются в дебет счетов 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 44 “Расходы на продажу” и др.
Отметим, что до 01.01.2011 п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее – Положение N 34н), утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, было предусмотрено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
С 01.01.2011 п. 65 Положения N 34н изложен в новой редакции, согласно которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
На наш взгляд, изменения, внесенные в п. 65 Положения N 34н приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н, не исключают возможность применения счета 97 в целях бухгалтерского учета затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Так, в письме Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 указано, что на счете 97 могут быть отражены существенно различающиеся по характеру затраты, произведенные аудируемым лицом в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В письме Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5 (текст письма доступен в сети Интернет) разъяснено, что в случае, если какие-либо затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01 “Учет основных средств”, ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов” и др.), то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Можно также отметить, что в соответствии с п. 37 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д), которые не признаны утратившими силу, в период сезонных перерывов в работе все затраты на обслуживание производства и управление представляют собой расходы будущих периодов.
В рассматриваемом случае организация несет затраты на охрану месторождений с тем, чтобы обеспечить их сохранность и возможность осуществления на этих месторождениях в период выполнения сезонных работ деятельности по добыче полезных ископаемых. Поскольку такие затраты необходимы для осуществления производственной деятельности организации в будущих отчетных периодах, они, по нашему мнению, могут быть квалифицированы как затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам. Поэтому мы полагаем, что затраты на охрану месторождений возможно включать в состав расходов будущих периодов и учитывать на счете 97. Полагаем, что эти затраты могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности с момента начала добычи песка на месторождении. В связи с этим в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60 (70)
– затраты на охрану месторождений включены в состав расходов будущих периодов;
Дебет 20 (23 и т.д.) Кредит 97
– списана в расходы по обычным видам деятельности часть затрат на охрану месторождений (с начала выполнения работ по добыче песка).
Применяемый порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации.

2. Налог на добычу полезных ископаемых

В силу пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по общему правилу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (пп. 3 п. 1, абзац первый п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац второй п. 4 ст. 340 НК РФ).
В абзаце третьем п. 4 ст. 340 НК РФ перечислены виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. К ним, в частности, относятся расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых, а также прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых (пп.пп. 2, 7 п. 4 ст. 340 НК РФ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по охране имущества.
Таким образом, расходы на охрану имущества организации, осуществляемую как с привлечением сторонних организаций, так и силами работников самой организации, относятся к расходам, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, при условии, что такие расходы связаны с добычей полезных ископаемых.
Поскольку в рассматриваемом случае охрана месторождения направлена на обеспечение его сохранности в период, когда в связи с сезонным характером деятельности работы на месторождении не выполняются, и, как следствие, необходима для нормального производства работ по добыче полезных ископаемых в период, когда работы возобновятся, полагаем, что расходы на охрану учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях определения налоговой базы по НДПИ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Источник