Бобылева л бывают ли полезные и вредные животные
Преодоление негативного отношения к некоторым животным
Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Для формирования у детей экологической компетенции, необходимо особое внимание уделить развитию их эмоциональной сферы, формированию положительных чувств к природным объектам, которые, в свою очередь, будут мотивировать и приобретение знаний о природе, и гуманное поведение дошкольников в естественном окружении. Изучив педагогическую и методическую литературу, сделаны выводы о целесообразности формирования у детей дошкольного возраста экологической компетентности, а в частности: положительного отношения к животным.
Цель: разработка путей преодоления негативного отношения детей к некоторым животным.
Объект: процесс формирования экологически правильного отношения детей к природе.
Формируя гуманистически направленное расположение к природе, следует руководствоваться тем, что мироощущение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта.
Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки – почти великан, поэтому может нанести им вред. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо».
Детям нравится рассматривать домашних жителей. Главное – заинтересовать малышей, а в дальнейшем они будут сами замечать множество деталей во внешнем виде и поведении живых существ, сообщать о них взрослым и ровесникам. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуками и другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам.
Из литературных источников можно выделить следующие причины неправильного отношения к природе:
Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
Низкий уровень развития наблюдательности;
Недостаточный опыт общения с природой;
Слабый уровень владения навыками ухода;
Плохой пример взрослых;
Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.
Как показывает практика, дети упорно делят животных на «полезных» и «вредных». Они относят к «вредным» всех, кто представляет угрозу жизни и здоровью человека, наносит ущерб хозяйству или просто имеет неприятный внешний вид.
Так как первоначальное представление о животных ребенок получает от родителей, учителю необходимо спланировать следующее:
1. Ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия , коллективные экскурсии в лес.
2. Раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях.
3. Давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка.
4. Повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране.
Основными методами, которые используются в воспитании, являются:
1. Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.
2. Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.
3. Труд в природе.
Для того чтобы дать наиболее полное представление о животных, можно следовать следующему плану:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).
2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
3. Приносимая польза.
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение имеет непосредственное общение с природой – наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания.
Классификация причин негативного отношения к животным
1прагматические – опасность или вред для человека, вред другим животным
2 эстетические – некрасивый, безобразный вид
3 нравственные – злые, хитрые, безжалостные
4 объективные – врожденные эмоции страха, брезгливости, отрицательное отношение, приобретенное через соответствующие характеристики животных в сказках
Для того, чтобы преодолеть негативное отношение к некоторым животным можно разработать план конкретных мероприятий. Проводить систематические работы по расширению знаний детей о животных:
1. Индивидуальные беседы с детьми;
2. Проводить следующие работы с родителями:
– родительские собрания (направленное на формирование положительного отношения к некоторым животным у детей)
– выставки поделок из овощей и ягод (образы животных);
– придумывания вместе с ребёнком загадок о животном, которое можно встретить в наших лесах;
– разучивания с детьми стихотворений о животных;
– выставки рисунков на тему «Что видели на экскурсии»;
– изготовление вместе с детьми кормушек для птиц;
3. Экскурсии в лес (наблюдение за обитателями леса);
4. Рисование на тему «Что видели на экскурсии»
5. Конкурс загадок;
6. Создавать игровые ситуации (детям выступать в своеобразных сценках в роли насекомых).
Список использованных источников
1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – с. 80-82.
2. Бобылева Л. Бывают ли “полезные” и “вредные” животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – с. 38-46.
4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать за природой. – М, 2002. – с. 56.
6. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004.- №7. – с. 45-49.
7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – с. 3-9
8. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – с. 10-12.
10. Королева А. Земля – наш дом // Дошкольное воспитание. – 2004. – №10. – с. 34-36.
11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
12. Рыжова Н. “Наш дом – природа”. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – №5. – с. 26-34.
- 1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. – N 5. – с. 80-82.
- 2. Бобылева Л. Бывают ли “полезные” и “вредные” животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 7. – с. 38-46.
- 3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 7. – с. 36-42.
- 4. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 7. – с. 12-20.
- 5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.
- 6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- 7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.
- 8. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.
- 9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Экология в старшей группе. Воронеж, 2004.
- 10. Жукова О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология: сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие». – М., 2001.
- 11. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004.- N 7. – с. 45-49.
- 12. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 7. – с. 31-34.
- 13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 7. – с. 3-9.
- 14. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
- 15. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М., 2007.
- 16. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 3. – с. 10-12.
- 17. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 5. – с. 70-73. лений // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 11. – с. 53-64.
- 18. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М., Сфера, 2004
- 19. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. / под ред. С.Н. Николаевой. М., 2005.
- 20. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.
- 21. Методические рекомендации к примерной основной общеобразова-тельной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г./ Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012
- 22. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
- 23. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 9. – с. 52-64.
- 24. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр “Академия”, 2002. – 336 с.
- 25. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.
- 26. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
- 27. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
- 28. Рыжова Н. “Наш дом – природа”. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 5. – с. 26-34.
- 29. Рыжова Н. О проекте “Стратегии экологического образования в Российской Федерации” // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 10. – с. 18-20.
- 30. Рыжова Н. Экологический проект “Здравствуй, дерево” // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 3. – с. 38-47.
- 31. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 2 – с. 21 – 27.
- 32. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
- 33. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представ Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. – с. 51-54.
Ôîðìèðîâàíèå ýêîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû êàê îäíî èç íàïðàâëåíèé âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ. Òåîðåòè÷åñêèå è ïðàêòè÷åñêèå àñïåêòû ïðîáëåìû ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äîøêîëüíèêîâ ïîñðåäñòâîì ïðèðîäîâåä÷åñêîé êíèãè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïðîöåññ ïîçíàíèÿ ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ýìîöèîíàëüíî-ïðàêòè÷åñêèì ïóòåì. Êàæäûé äîøêîëüíèê – ìàëåíüêèé èññëåäîâàòåëü, ñ ðàäîñòüþ è óäèâëåíèåì îòêðûâàþùèé äëÿ ñåáÿ ìèð. Ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ ê àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè. Âîò ïî÷åìó òàêèå âèäû äåÿòåëüíîñòè êàê ýêñïåðèìåíòèðîâàíèå è íàáëþäåíèÿ íàèáîëåå áëèçêèå è åñòåñòâåííûå äëÿ ðåáåíêà-äîøêîëüíèêà.
 ïðîâåäåííîì èññëåäîâàíèè â öåëîì ðåøåíû ïîñòàâëåííûå çàäà÷è è ïîäòâåðæäåíû îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ, ÷òî ïîçâîëÿåò ñäåëàòü ñëåäóþùèå îáùèå âûâîäû.
Ìåòîäîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ íà ýòàïå äîøêîëüíîãî äåòñòâà ÿâëÿþòñÿ ñèñòåìíûé ïîäõîä. Ýêîëîãè÷åñêîå âîñïèòàíèå äîøêîëüíèêîâ èíòåãðèðóåò â ñåáå âåäóùèå ïîëîæåíèÿ ýêîëîãèè (áèîýêîëîãèè, ñîöèàëüíîé è ýêîëîãèè ÷åëîâåêà), äåòñêîé ïñèõîëîãèè, äîøêîëüíîé ïåäàãîãèêè è ñîâðåìåííîãî ìåíåäæìåíòà.
Åãî ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê òåîðåòè÷åñêóþ ìîäåëü èíòåãðàòèâíîãî íàó÷íîãî ïîñòðîåíèÿ, îáåñïå÷èâàþùåãî ñòàíîâëåíèå íà÷àë ýêîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû ó äåòåé â óñëîâèÿõ äîøêîëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àøèêîâ Â.È., Àøèêîâà Ñ.Ã. Ñåìèöâåòèê: Ïðîãðàììà è ðóêîâîäñòâî ïî êóëüòóðíî-ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ è ðàçâèòèþ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. – Ì, 2012.
2. Àøèêîâ Â., Àøèêîâà Ñ. Ïðèðîäà, Òâîð÷åñòâî è Êðàñîòà // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2011, N 7. Ñ. 2-5; N 11. – ñ. 51-54.
3. Áàëàöåíêî Ë. Ðàáîòà ñ ðîäèòåëÿìè ïî ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äåòåé // Ðåáåíîê â äåòñêîì ñàäó. – 2012. – N 5. – ñ. 80-82.
4. Áîáûëåâà Ë., Äóïëåíêî Î. Î ïðîãðàììå ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2005. – N 7. – ñ. 36-42.
5. Áîáûëåâà Ë. Áûâàþò ëè “ïîëåçíûå” è “âðåäíûå” æèâîòíûå? // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2009. – N 7. – ñ. 38-46.
6. Áîëüøàêîâà Ì., Ìîðåâà Í. Íàðîäíûå íàçâàíèÿ ðàñòåíèé êàê îäíî èç ñðåäñòâ ôîðìèðîâàíèÿ èíòåðåñà ê ïðèðîäå // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2012. – N 7. – ñ. 12-20.
7. Áóêèí À.Ï. Â äðóæáå ñ ëþäüìè è ïðèðîäîé. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2011. – ñ. 111-113.
8. Âàñèëüåâà À.È. Ó÷èòå äåòåé íàáëþäàòü ïðèðîäó. – Ì, 2013. – ñ. 56.
9. Âåðáèöêèé À.À. Èãðîâîå ìîäåëèðîâàíèå: Ìåòîäîëîãèÿ è ïðàêòèêà / Ïîä ðåä. È.Ñ. Ëàäåíêî. – Íîâîñèáèðñê, 2006. – 145 ñ.
10. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Èãðà è åå ðîëü â ïñèõîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà //Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 2006. – ¹ 6.
11. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî â äåòñêîì âîçðàñòå. – Ì, 2004. – 156 ñ.
12. Çåáçååâà Â. Î ôîðìàõ è ìåòîäàõ ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2004.- N 7. – ñ. 45-49.
13. Çåíèíà Ò. Íàáëþäàåì, ïîçíàåì, ëþáèì: // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2011. – N 7. – ñ. 31-34.
14. Çåðùèêîâà Ò., ßðîøåâè÷ Ò. Ýêîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå â ïðîöåññå îçíàêîìëåíèÿ ñ îêðóæàþùèì // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2005. – N 7. – ñ. 3-9
15. Ãàâðèíà Ñ.Å., Êóòÿâèíà Í.Ë. Ñòî êðîññâîðäîâ î ðàñòåíèÿõ è æèâîòíûõ. ßðîñëàâëü: Àêàäåìèÿ ðàçâèòèÿ, 2011. – 178 ñ.
16. Ãðóçäåâ Ï.Í. è äð. Âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìûøëåíèÿ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ. – Ì, 2005. – 427 ñ.
17. Æàðêîâ Ã.Â. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ìîëîäîãî ÷åëîâåêà ñðåäñòâàìè èíòåëëåêòóàëüíûõ è òâîð÷åñêèõ èãð. – Âëàäèìèð. 2006. – 377 ñ.
18. Èâàíîâà À.È. Ìåòîäèêà îðãàíèçàöèè ýêîëîãè÷åñêèõ íàáëþäåíèé è ýêñïåðèìåíòîâ â äåòñêîì ñàäó: Ïîñîáèå äëÿ ðàáîòíèêîâ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. – Ì.: ÒÖ Ñôåðà, 2011. – 56 ñ.
19. Èâàíîâà Ã., Êóðàøîâà Â. Îá îðãàíèçàöèè ðàáîòû ïî ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2006. – N 3. – ñ. 10-12.
20. Éîçîâà Î. Íàãëÿäíûå ïîñîáèÿ â ýêîëîãè÷åñêîì âîñïèòàíèè // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2005. – N 5. – ñ. 70-73.
21. Êîëîìèíà Í.Â. Âîñïèòàíèå îñíîâ ýêîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû â äåòñêîì ñàäó: Ñöåíàðèè çàíÿòèé. – Ì.: ÒÖ Ñôåðà, 2004. – 144 ñ.
22. Êîðîëåâà À. Çåìëÿ – íàø äîì // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2008. – N 10. – ñ. 34-36.
23. Êî÷åðãèíà Â. Íàø äîì – Çåìëÿ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2004. – N 6. – ñ. 50-53.
24. Êëåïèíèíà Ç.À., Ìåëü÷àêîâ Ë.Ô. Ïðèðîäîâåäåíèå. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2009. – 438 ñ.
25. Êóçíåöîâ Â.Í. Ïðîãðàììû: Ýêîëîãèÿ. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2006. – 176 ñ.
26. Ëåâèòìàí Ì.Õ. Ýêîëîãèÿ – ïðåäìåò: èíòåðåñíî èëè íåò? – ÑÏá.: ÑÎÞÇ, 2009. – 282 ñ.
27. Ëåâèíà Ð. Ìåòåîöåíòð â äåòñêîì ñàäó, èëè ýêîëîãèÿ è òâîð÷åñòâî // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2004. – N 8. – ñ. 49-53.
28. “Ìû” – Ïðîãðàììà ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé / Í.Í. Êîíäðàòüåâà è äð. – Ñ-Ïá: Äåòñòâî-ïðåññ, 2003. – 240 ñ.
29. Ìàðêîâñêàÿ Ì.Ì. Óãîëîê ïðèðîäû â äåòñêîì ñàäó / Ïîñîáèå äëÿ âîñïèòàòåëÿ äåòñêîãî ñàäà. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2004. – 160 ñ.
30. Ìèð ïðèðîäû è ðåáåíîê: Ìåòîäèêà ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äîøêîëüíèêîâ / Ë.À. Êàìåíåâà, Í.Í. Êîíäðàòüåâà, Ë.Ì. Ìàíåâöîâà, Å.Ô. Òåðåíòüåâà; ïîä ðåä. Ë.Ì. Ìàíåâöîâîé, Ï.Ã. Ñàìîðóêîâîé. – Ñ-Ïá.: Äåòñòâî-ïðåññ, 2011. – 319 ñ.
31. Íèêîëàåâà Ñ.Í. Þíûé ýêîëîã: ïðîãðàììà è óñëîâèÿ åå ðåàëèçàöèè â äåòñêîì ñàäó. – Ì.: Ìîçàèêà-Ñèíòåç, 2013. – ñ. 119.
32. Íèêîëàåâà Ñ.Í. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé. – Ì.: Èçäàò. öåíòð “Àêàäåìèÿ”, 2002. – 336 ñ.
33. Íèêîëàåâà Ñ.Í. Îáçîð çàðóáåæíûõ è îòå÷åñòâåííûõ ïðîãðàìì ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2002. – N 9. – ñ. 52-64.
34. Ìîéñíåð Ã.Ï. Âñ¸ íà÷èíàëîñü ñ ýêîëîãè÷åñêîé òðîïû. //Íà÷àëüíàÿ øêîëà, 2005. – ¹3.
35. Íàçàðåíêîâà Ã.Í. Êîëëåêòèâíîå èãðîâîå òâîð÷åñòâî êàê ôàêòîð íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ó÷àùèõñÿ. – ×åáîêñàðû, 2003. – 158 ñ.
36. Íàçàðåíêîâà Ã.Í. Âîñïèòàòåëüíîå âçàèìîäåéñòâèå â ñòðóêòóðå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè.- ×åáîêñàðû, 2002. – 190 ñ.
37. Ïàêóëîâà Â.Ì., Êóçíåöîâà Â.È. Ìåòîäèêà ïðåïîäàâàíèÿ ïðèðîäîâåäåíèÿ. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2005. – 338 ñ.
38. Ïèäêàñèñòûé Ï.È. è äð. Òåõíîëîãèÿ èãðû â îáó÷åíèè è ðàçâèòèè. – Ì, 2004. – 387 ñ.
39. Ðîæíîâ Â.Å. Èãðîâàÿ òåðàïèÿ. – Ì, 2006. – 123 ñ.
40. Ðûæîâà Í. “Íàø äîì – ïðèðîäà”. Ïðîãðàììà ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2003. – N 5. – ñ. 26-34.
41. Ðûæîâà Í. Î ïðîåêòå “Ñòðàòåãèè ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè” // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2005. – N 10. – ñ. 18-20.
42. Ñîëîìåííèêîâà Î. Äèàãíîñòèêà ýêîëîãè÷åñêèõ çíàíèé äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2004. – N 2 – ñ. 21 – 27.
43. Ðûæîâà Í. Ýêîëîãè÷åñêèé ïðîåêò “Çäðàâñòâóé, äåðåâî” // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2002. – N 3. – ñ. 38-47.
44. Ñóðàâåãèíà È.Ò., Ñåíêåâè÷ Â.Ì. Êàê ó÷èòü ýêîëîãèè. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2005. – 378 ñ.
45. Ñóõîìëèíñêèé Â.À. Ñåðäöå îòäàþ äåòÿì. – Êèåâ, 2005. – 254 ñ.
46. Øìàëîâ Ñ.À. Èãðû ó÷àùèõñÿ – ôåíîìåí êóëüòóðû. – Ì, 2012. – 264 ñ.
47. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. – Ì, 2011. – 438 ñ.
48. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ñèìâîëèêà è åå ôóíêöèè â èãðå äåòåé / Ýëüêîíèí Ä.Á. // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2009. – ¹3.
49. Öåëèùåâà È., Áîëüøàêîâà Ì. Äèêèå æèâîòíûå: èíòåãðèðîâàííûå çàíÿòèÿ ïî îçíàêîìëåíèþ ñ ïðèðîäîé è ðàçâèòèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2012. – N 11. – ñ. 53-64.
Ïðèëîæåíèå 1. Àíêåòà äëÿ ðîäèòåëåé “Ýêîëîãè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé“
ÔÈÎ___________________________________________
Âîçðàñòíàÿ ãðóïïà________________________________
1. Çíàåòå ëè Âû, ÷òî òàêîå ýêîëîãèÿ, ÷òî îíà èçó÷àåò, ÷åì çàíèìàåòñÿ? ______________________________________________________
2. Èíòåðåñóåò ëè Âàñ ëè÷íî äàííàÿ ïðîáëåìà?_____________________
3. Êàê Âû ñàìè îòíîñèòåñü ê ïðèðîäå, ëþáèòå ëè æèâîòíûõ, ïòèö? ________________________________________________________
4. Ïîääåðæèâàåòå ëè Âû ïðîâîäèìóþ â ÄÎÓ ðàáîòó ïî ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äîøêîëüíèêîâ?_________________________
 ÷åì ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ?
– Áåñåäîâàëè ñ ðåáåíêîì î ïðèðîäå; îáîðóäîâàëè â ñåìüå óãîëîê ïðèðîäû; ïðèîáðåëè æèâîòíûõ; ïîäêàðìëèâàåòå ïòèö, âûáèðàåòåñü ÷àùå íà ïðèðîäó; ïðîâîäèòå íàáëþäåíèÿ ñ äåòüìè çà ïðèðîäíûìè îáúåêòàìè; ñàæàåòå äåðåâüÿ, îõðàíÿåòå ïðèðîäó (íóæíîå ïîä÷åðêíóòü).
7. Çíàêîìèòå ëè äåòåé ñ ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ â ïðèðîäå? ____________
Íóæíî ëè ýòî äåëàòü? _________________________________________
8.  ÷åì Âàì íóæíà ïîìîùü ÄÎÓ ïî äàííîé ïðîáëåìå? (Êàê ïðîâîäèòü íàáëþäåíèÿ çà ïîãîäîé; êàê ñîäåðæàòü æèâîòíûõ, ðàñòåíèÿ; êàêèå äàâàòü çíàíèÿ; êàê çíàêîìèòü ñ ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ â ïðèðîäå; êàêóþ ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â ïðèðîäå ìîæíî îñóùåñòâèòü ñ äåòüìè…) ____________________________________________________________
9. Êàê îöåíèâàåòå ðàáîòó ÄÎÓ ïî äàííîìó âîïðîñó? ________________
10. Âàøè ïðåäëîæåíèÿ, ïîæåëàíèÿ. ______________________________
Ïðèëîæåíèå 2. Àíêåòà äëÿ ðîäèòåëåé “Êíèãà â ñåìüå“
ÔÈÎ____________________________________
Âîçðàñòíàÿ ãðóïïà________________________
1. Êàêèå êíèãè äëÿ ÷òåíèÿ äåòÿì åñòü ó Âàñ äîìà? Ïåðå÷èñëèòå èõ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Åñòü ñðåäè íèõ êíèãè î ïðèðîäå? Íàçîâèòå èõ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Êàê Âû îòáèðàåòå êíèãè äëÿ ÷òåíèÿ äåòÿì, ÷åì ðóêîâîäñòâóåòåñü ïðè ïîêóïêå ëèòåðàòóðû äåòÿì?
– Ñìîòðþ ñîäåðæàíèå, ó÷èòûâàþ âîçðàñò, îòáèðàþ ïî èëëþñòðàöèÿì, ïîêóïàþ ñëó÷àéíî, åñëè íåò äîìà òàêîé êíèãè, òî áåðó…(íóæíîå ïîä÷åðêíóòü).
4. Êàê Âû ÷èòàåòå êíèãè? (Ïî ïðîñüáå ðåáåíêà, ïî ñâîåé èíèöèàòèâå, ðåáåíîê ÷èòàåò ñàìîñòîÿòåëüíî)
5. Îáñóæäàåòå ëè Âû ñîäåðæàíèå ïðî÷èòàííîãî ñ ðåáåíêîì?_______________
7. Èìååòñÿ ëè ó Âàñ äîìà ëèòåðàòóðà äëÿ âçðîñëûõ ïî ïðèðîäå?______________
Èñïîëüçóåòå ëè Âû å¸ ïðè îáùåíèè ñ ðåá¸íêîì? _______________
Êàê ÷àñòî? Ïðè êàêèõ ñèòóàöèÿõ?
– Íå çíàþ, êàê îòâåòèòü íà âîïðîñ ðåá¸íêà; õî÷ó ðàññêàçàòü ÷òî – òî íîâîå; íå èñïîëüçóþ – ðåá¸íîê íå èíòåðåñóåòñÿ (íóæíîå ïîä÷åðêíóòü)
Ïðèëîæåíèå 3. Êîíñóëüòàöèÿ äëÿ ðîäèòåëåé ïî ïðîáëåìå ïðèîáùåíèÿ äåòåé ê ïðèðîäå
Ðîäèòåëè ïðèåçæàþò ñ ðåáåíêîì íà äà÷íûé ó÷àñòîê, ãäå ðåáåíêà ìîæíî çàíÿòü è óâëå÷ü èíòåðåñíûì äåëîì. Ïðåæäå âñåãî, ïîïðîñèòå åãî ïîìî÷ü âàì, òîëüêî äåëàéòå ýòî íà ïîëíîì ñåðüåçå, áåç âñÿêèõ òàì ñþñþêàíèé, òåì áîëåå ÷òî îí äåéñòâèòåëüíî îêàæåò âàì ïîìîùü. Åñëè âû äåëàåòå ïîñàäêó, òî ïîïðîñèòå åãî ïîäåðæàòü ïîäãîòîâëåííûå ê ïîñàäêå ñåìåíà èëè ðàçãðåñòè ãðÿäêó, èëè ñàìîìó ïîëîæèòü â ïîäãîòîâëåííóþ ëóíêó ñåìå÷êî. Ïðè ýòîì ðàññêàçûâàéòå åìó î ñâîèõ äåéñòâèÿõ, íàïðèìåð, ìîæíî òàê: “Ìû ïîëîæèì ñåìå÷êî â çåìëþ è çàñûïëåì åãî çåìëåé. Êîãäà ñîëíûøêî áóäåò ñâåòèòü è íàãðååò çåìëþ, ñåìå÷êó ñòàíåò òåïëî, è îíî íà÷íåò ðàñòè, çàõî÷åò ïîñìîòðåòü íà ñîëíûøêî è âûãëÿíåò èç çåìëè çåëåíûé ðîñòî÷åê, âîò òàêîé. (Ïðè ýòîì íóæíî ïîêàçàòü êàêóþ-íèáóäü òðàâèíêó.) Åñëè ðîñòî÷êó ïîíðàâèòñÿ, îí áóäåò ñòàíîâèòüñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå, ìîæåò ïðåâðàòèòüñÿ â òàêîå äåðåâî (ïîêàçàòü ðåáåíêó îäíî èç äåðåâüåâ íà ó÷àñòêå) èëè ïîìåíüøå. Åù¸ ÿ õî÷ó, ÷òîáû ïðèíåñ íàì âêóñíûé ïëîä, è òû åãî áóäåøü êóøàòü” Êàæäûé ðàç, êîãäà âû ïðèåçæàåòå ñ ðåáåíêîì íà ñâîé ó÷àñòîê, ïåðâûì äåëîì íóæíî ïðåäëîæèòü åìó ïîñìîòðåòü, íå ïîÿâèëñÿ ëè ðîñòî÷åê. Êàê òîëüêî âû óâèäèòå ïîÿâèâøèéñÿ ðîñòî÷åê, îáðàäóéòåñü. Êîãäà âû ñàæàåòå íå ñåìåíà, à ðàññàäó, íåîáõîäèìî òàêæå îáúÿñíÿòü ðåáåíêó ñâîè äåéñòâèÿ. Åñëè âûñàæèâàåòå ðàññàäó ïîìèäîðîâ, òî ïóñòü ðåáåíîê ïîäíîñèò âàì ïî îäíîìó ñòåáåëüêó. Åñëè ñëîìàåò íå÷àÿííî, âîçüìèòå â ðóêè ñëîìàííûé ñòåáåëåê è ñêàæèòå: “ß äóìàþ, îí íå áóäåò æèòü è íå ïðèíåñåò íàì ïëîäà, îí ñëîìàëñÿ, íî äàâàé ïîïðîáóåì âñå æå åãî ïîñàäèòü”.
Ïîñàäèòå íàðÿäó ñ äðóãèìè õîòÿ áû îäèí ñëîìàííûé. ×åðåç íåñêîëüêî äíåé, êîãäà âû ñíîâà ïîäîéäåòå ñî ñâîèì ðåáåíêîì ê ãðÿäêå ñ óæå îêðåïøèìè ñòåáëÿìè ïîìèäîðîâ, ïîêàæèòå åìó íà ñëîìàííûé ñòåáåëåê è íàïîìíèòå, ÷òî îí áûë ñëîìàí ïðè ïîñàäêå. Ïðè ýòîì íå ðàçãîâàðèâàéòå ñ ðåáåíêîì íàçèäàòåëüíûì òîíîì. Íà ñëåäóþùèé ãîä ðåáåíêó íóæíî ñîáñòâåííóþ ãðÿäêó, ÷òîáû äàòü âîçìîæíîñòü äåëàòü íà íåé âñ¸, ÷òî îí çàõî÷åò. Íè â êîåì ñëó÷àå íåëüçÿ ðåáåíêà çàñòàâëÿòü èëè èñïðàâëÿòü ñäåëàííîå èì. Ìîæíî ëèøü ñïðàøèâàòü ó íåãî, ÷åãî áû îí õîòåë. Îêàçàòü ïîìîùü ìîæíî, ëèøü ñïðîñèâ ó íåãî ðàçðåøåíèå, ïîðàáîòàòü ñ íèì ñîâìåñòíî. Êîãäà âû áóäåòå âûñåâàòü çëàêîâûå, äàéòå åìó áðîñèòü íà ãðÿäêó ñâîåé ðó÷êîé çåðíà.
Òàê ðåáåíîê ïðîÿâèò èíòåðåñ ê ðàñòèòåëüíîìó ìèðó. Äåëî íå òîëüêî â òîì, ÷òî îí áóäåò çíàòü è ÷óâñòâîâàòü, êàê è ÷òî ðàñòåò. Ãëàâíîå – îí íà÷íåò äóìàòü, àíàëèçèðîâàòü.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru