Блоки дьенеша что это такое и чем полезна эта
Это развивающее пособие ввёл в педагогический обиход венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Он был пылким сторонником игрового подхода к обучению детей математике. Участвуя в развлекательной деятельности по Дьенешу, дети могут даже не догадываться, что в этот момент они учатся решать непростые математические задачи.
Что представляют собой блоки Дьенеша?
Это комплект геометрических фигур из дерева или пластика. Четыре формы: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник. Три цвета: жёлтый, синий и красный. Четыре размера: большой, маленький, толстый, тонкий.
Всего в наборе 48 фигур (по 16 каждого цвета) — и ни одна из них не повторяется полностью. Каждый блок отличается от всех остальных как минимум по одному параметру.
16 синих блоков
Именно такую комплектацию имеет набор, популярный у нас в стране. Выпускает его российская компания «Корвет». Блоки пластиковые, качество среднее.
Коробка, конечно, знавала лучшие времена…
«Корвет» печатает и пособия к блокам — альбомы для развивающих игр.
Играя с блоками (по пособиям «Корвет» и не только по ним), ребёнок много чему учится:
узнавать и различать геометрические фигуры;
сравнивать по цвету, размеру, форме;
классифицировать (группировать элементы по заданному признаку);
обобщать (находить общий признак в группе разных элементов);
анализировать (выделять признаки блока и др.);
систематизировать (упорядочивать блоки).
У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение. И это даже не полный перечень знаний и способностей, которые обретают дети в игре с блоками.
Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?
Потому что стоимость набора невелика. Места он занимает немного. Зато всегда под рукой имеется полезная развивающая игра, которой можно увлечь ребёнка.
Этот дидактический материал может понадобиться для самых разных занятий и игр.
Я купила набор блоков, когда моему ребёнку было всего полтора года. Сразу приобрела и три печатных пособия. Первые несколько месяцев мы занимались с блоками практически каждый день. Потом интерес к ним угас, но не полностью.
Так что рекомендую приобрести эту игру как можно раньше, не дожидаясь трёхлетия (формально блоки рекомендованы детям с трёх лет). Уже вскоре после года они могут быть интересны малышу.
Сейчас моему сыну три с половиной года, мы до сих пор регулярно достаём эту коробочку. Расскажу, как мы играли с блоками раньше и как используем их теперь.
Игры по альбомам-пособиям «Корвет»
Вместе с блоками я приобрела три вот таких альбома. Поначалу мы занимались только по ним.
Они рекомендованы для детей 2-3 лет, но мы начали в полтора. Задания оказались ребёнку под силу.
Больше всего мне понравился альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Пособие содержит картинки-схемы, на которые надо накладывать блоки. Плоская иллюстрация лёгким движением руки превращается в объёмную картинку, изображающую трактор, клоуна, кораблик, зайку и др.
Мой ребёнок просто обожал эту игру. Первое время мы творили практически ежедневно. Ведь это так интересно: было плоское, стало выпуклое.
Ребёнок сам находит нужные блоки, сам правильно позиционирует их. Взрослый озвучивает характеристики использованных элементов. Это очень полезная деятельность для крохи.
Следующие два альбома — «Маленькие логики» и «Маленькие логики 2» — нравятся мне меньше. Здесь почти все задания направлены на формирование навыка группировки. Слишком много однотипных задач.
Например: из набора блоков ребёнку надо выбрать только треугольные (выложить из них иголки ёжику) или только красные (построить красную машинку). Или разбить блоки на три группы по цвету и выложить их на соответствующие полянки.
Бусы для мамы. Сынок часто складывал их, с радостью
Только прямоугольники и только квадраты
Полянки для сортировки по цвету
Забор для зайки из прямоугольников. Это сын тоже любил
Мы, конечно, все задания выполнили, некоторые по несколько раз, но сыну они быстро наскучили. Чересчур просто и однообразно.
Правда, альбомы эти и сейчас оказываются нам полезными. Листы из него мы часто используем в качестве фона-декорации для настольного спектакля. Задания задействуем в тематических мероприятиях. Например, на День космонавтики я проводила для ребёнка мини-квест по теме. Среди прочих заданий, было и такое: выложить на столе ракеты из блоков Дьенеша.
Сейчас у меня в планах обязательное приобретение новых альбомов, предназначенных для детей более старшего возраста: «Лепим нелепицы» и «Праздник в стране блоков».
Как ещё мы играем с блоками Дьенеша?
1. Складывание картинок по образцу
В основном мы пользуемся всё теми же схемами из корветовских альбомов. Я не сообразила сразу, что уровень сложности можно ведь и повысить.
Ребёнок в свои полтора легко справлялся с заданием: он накладывал блоки непосредственно на схему. Конечно, со временем он эту деятельность перерос. Однажды, когда ему было почти три, я предложила сложить картинку по схеме, но на столе. Не накладывать на страницу, а выкладывать на чистой поверхности по образцу из альбома.
Оказывается, это куда сложнее. Сыну приходится подумать, как правильно положить деталь. Почему же я раньше до этого не додумалась?
Чтобы картинка на столе выглядела более живой — можно рисовать на блоках мордочки и другие недостающие детали. С них всё легко стирается.
Некоторые картинки лучше собирать на альбомном листе, предварительно изобразив на нём базовые элементы. Например, нарисовать стены домика, а ребёнок выложит из блоков крышу и трубу.
2. Складывание картинок по памяти
Ещё один вариант усложнения для работы с простыми схемами. Ребёнок смотрит на образец, запоминает, закрывает альбом и складывает картинку из блоков по памяти. Иногда подглядывает, конечно.
3. Создание из блоков персонажей или предметов из прочитанных книг
Один пример. Мы неспешно читаем «Весёлую математику» Сапгира (подробнее о книге я писала здесь). В одной из начальных глав было предложено задание: выложить Лошарика из пуговиц или картонных кружков. Зачем что-то искать или вырезать, если у нас есть блоки?
Лошарик
Сложили Лошарика из кругов, потом Кубарика из квадратиков. Обсудили, чем Кубарик и Лошарик отличаются друг от друга, в чём их ключевые особенности, почему они так называются.
Из блоков много что можно сложить.
4. Блоки как предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр
Это идея ребёнка. Играть с замещением научила его, конечно же, я. А вот блоки он приспособил самостоятельно.
Одна из его регулярных игр — перевозка багажа. Он неоднократно наблюдал, как возили багаж в аэропорту. Сына это действо захватило. Стал проигрывать ситуацию дома.
Для игры использует прямоугольные блоки. Догадываетесь, какие предметы они замещают? Разумеется, чемоданы. Разного размера и цвета. Сначала воображаемые пассажиры сдают чемоданы, потом грузчик загружает их в грузовик или в прицеп, затем отвозит к самолету, выгружает. В общем, занимательно.
Круги — колёса. Их тоже можно загружать, перевозить, выгружать. Квадраты — паллеты.
Маленькие фигурки — треугольники, кружочки и квадратики — это конфетки. Их даже можно обернуть (используем для этого пищевую фольгу).
5. Простые логические задачки для тренировки мышления
Самая ходовая у нас игра — из трёх блоков. Задачки придумываю на ходу. Щёлкаем их как семечки. Я выкладываю перед ребенком три фигуры, загадываю одну из них и называю два признака, которые к ней не относятся. Требуется мысленно исключить две фигуры, соответствующие эти признакам, и назвать правильную.
Условие: “Не маленький и не толстый блок”. Значит, я загадала жёлтый круг
“Не треугольник и не тонкий”. Значит, жёлтый квадрат
“Не маленький и не синий”. Значит, красный круг
“Не маленький и не толстый”. Значит, красный квадрат
Ещё одна логическая игра-задача — цепочка. Мы по очереди выкладываем в ряд блоки — так, чтобы каждый новый блок отличался от предыдущего по всем четырём параметрам (цвет, фигура, размер, толщина). Так, к красному большому тонкому квадрату можно приставить синий маленький толстый круг. Игра развивает внимательность, тренирует скорость мышления.
6. Тактильная угадайка
Складываем в непрозрачный мешочек 15-20 разных блоков. По очереди опускаем руку в мешочек, берём одну фигуру, не вынимаем, а ощупываем и описываем: например, это маленький толстый квадрат. Называем и предполагаемый цвет — тренируем интуицию. Вытаскиваем фигуру. Если игрок верно определил форму и размеры блока, он забирает его себе. Если угадал цвет, то из блоков, не участвующих в игре, берет себе ещё один (бонусный).
В конце осуществляется подсчет, кто сколько блоков накопил. У кого больше — тот выиграл. Игра развивает память, тактильную чувствительность рук.
***
Как видите, блоки Дьенеша — пособие многофункциональное и «долгоиграющее». Поэтому для нас я считаю это приобретение удачным.
Ещё о наших играх:
Как играть с игрушечными овощами и фруктами?
Наши настольные игры, способствующие развитию внимания у малышей
Несколько наших покупных игр для мелкой моторики
Настольный театр для развития речи и не только
Игры для мелкой моторики: из того, что есть дома
Наталья Панебратова
Роль блоков Дьенеша в развитии дошкольников.
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Четырехлетний ребёнок может учиться, и научить его можно очень многому.
Наша задача – не научить ребёнка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно умело вводя интеллектуальные игры.
Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию. А это в жизни очень пригодится!
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме, т. к. они волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. У малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.
Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки. При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количе-ство этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. п.
С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить мост так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.
Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться; если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок, прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. А также способствуют развитию у детей мыслительных операций, логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов.
Таким образом, игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. С Блоками Дьенешамогут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.
Ирина Ямалиева
Палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша. Что это такое?
Палочки Кьюзенера
Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.
Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.
Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочкив наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.
Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
Возрастная категория детей, занимающихся на этих палочках – от 1 до 7 лет.
Чему можно научить ребенка. Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше.Он сможет научиться: составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями; различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху); математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т. п.);базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие; понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры; определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.
Блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет.С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.
Как работать с блоками Дьенеша. Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника.Выделяют такие стадии развития математических способностей:
Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые». Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.
Игры с блоками Дьенеша
Сортируем блоки по наличию одного признака
Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.
Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша, а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.
Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.
Сортируем фигуры по наличию двух признаков
Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.
На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.
Сортируем блоки с использованием логических карточек
Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.
Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры, рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
Сортировка блоков по логическим карточкам
В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина): цвет обозначается пятном размер – силуэт домика (большой, маленький). форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры,существуют карточки с отрицанием свойств: например «не синий»
Подбираем карточки к соответствующим фигурам
Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных
Сортируем блоки по отсутствию одного признака
Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).
Сортируем по отсутствию двух и более признаков
Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.
Сортировка по отсутствию признака
Находим сходство и отличие
Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.
Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.
Ну и наконец,самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т. д.
«Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие
Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
Собираем дорожку / мостик по заданным условиям
Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный.На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.