Биомассу биосферы составляют живые организмы полезные ископаемые

Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Вариант 1

Максимальное количество баллов- 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.
  1. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

 3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических  соединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.

5.        Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

П. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.        При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:

A)        1 % энергии

Б) 10 %        .

B)        90%
Г) 100 %

2.        Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:

  1. литосфера
    Б) гидросфера
  2. биогеоценоз
    Г)ноосфера

3.        Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:

  1. заказник
    Б) заповедник
  2. национальный парк
    Г) памятник природы

4.        Основную массу живого вещества биосферы составляют:

  1. животные
    Б)бактерии
  2. растения
    Г)планктон

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:

  1. хищники        
    Б) бактерии и грибы                                                              
  2. растения        

Г) растительноядные животные        

III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры. (10 баллов)        

IV.        Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните. (5 баллов)

V.         Нарисуйте схему круговоротов азота в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов).

Вариант 2

Максимальное количество баллов — 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.
  2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
  3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
  4. Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.
  5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10 % энергии.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.        Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там:

  1. мало кислорода
    Б) мало света
  2. низкая температура воздуха
    Г) располагается озоновый слой

2.        Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

А) литосферой Б)биосферой В)атмосферой Г)гидросферой

3.        Экология — это наука, изучающая:

  1. влияние загрязнения на окружающую среду
    Б) влияние загрязнения на здоровье человека
  2. влияние деятельности человека на окружающую среду
    Г) взаимоотношения организмов с окружающей средой

4.        Биомассу биосферы составляют:

A)        живые организмы

Б) полезные ископаемые

B)        руды
Г) почва

5.        В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) хищники

Б) бактерии и грибы

В) растения

Г) растительноядные животные

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биоценозеПриведите примеры. (10 баллов)
  2. Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессии.  Приведите примеры. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов кислорода в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов — 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. К продуцентам относятся только зеленые растения.
  2. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических.
  3. Биосфера включает в себя всю литосферу.
  4. Биомасса — это совокупность всех живых организмов.
  5. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.        Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 м., так как там:

  1. нет кислорода
    Б) нет света
  2. низкая температура воды
    Г) нет почвы

2.        В тропической пустыне основным ограничивающим фактором является:

А)свет

Б) температура

В) влажность        

Г) давление

3.        Международный список редких и исчезающих видов называется:

  1. черным списком
    Б) красной книгой
  2. белыми страницами
    Г) памятником природы

4.        В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5.        В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) продуценты Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консу менты высших порядков

  1. На какие биомы делится биосфера суши и океана? Назовите основные биомы суши и океана, приведите примеры животных и растений. Чем отличаются биом и биогеоценоз? Чем отличается сообщество и экосистема? (10 баллов)
  2. Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов — 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Любой живой организм — это закрытая система.
  1. Консументы .используют энергию, накопленную продуцентами.
  2. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.
  3. Отношения муравья и тли — пример межвидовой конкуренции.
  4. Взаимоотношения березы и подберезовика — пример симбиоза.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.        Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:

  1. оптимальным
  2. ограничивающим        

В) неблагоприятным

Г) летальным

2.        В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:

A)        свет

Б) температура

B)        влажность
Г)давление

3.        Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:

А)заказник        

Б) заповедник        

В) национальный парк Г) памятник природы

4.        В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консументы высших порядков

III.        Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)

IV.        Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)

Вариант 5

Максимальное количество баллов — 65

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней среды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
    фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических факторов. Приведите примеры. (15 баллов)
  2. Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)
  3. На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и активную стадии круговорота. (15 баллов)
  4. Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)
  5. Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
    Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов)
  6. Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)
  7. Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней полосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)
  8. Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)
  9. Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)
Читайте также:  Полезные и нужные приложения на айфон

Вопросы для блицопроса по теме

  1. Что такое экология?
  2.  Что такое внешняя среда?
  3.  Что такое экологический фактор?
  4.  На какие группы подразделяют экологические факторы?
  5. Перечислите биотические факторы.
  6. Перечислите абиотические факторы.
  7. Что такое оптимальный фактор?
  8. Приведите пример оптимального фактора.
  9. Что такое лимитирующий фактор?
  10. Приведите пример лимитирующего фактора.
  11. Что такое фотопериодизм?
  12. По какому признаку растение определяет, что пора сбрасывать листья?
  13. Назовите синоним слова биоценоз.
  14. Что такое цепь питания?
  15. Что такое пищевой уроень?
  16. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?
  17. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?
  18.  Какие группы автотрофов вы знаете?
  19. Что такое гетеротрофы?
  20. Кто такие продуценты?
  21. Приведите пример продуцента.
  22. Кто такие консументы?
  23. Приведите пример консумента 1-го порядка.
  24. Приведите пример консумента 2-го порядка.
  25. Кто такие редуценты?
  26. Приведите пример редуцента.
  27. Что такое сеть питания?
  28. Назовите синоним слова «биогеоценоз».
  29. Что такое сукцессия?
  30. Какие виды сукцессии вы знаете?
  31. Приведите пример первичной сукцесии.
  32. Приведите пример вторичной сукцесии.
  33. Что такое биом?
  34. Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  35. Перечислите биомы океана.
  36. Как называются обитатели дна?
  37. Как называются обитатели толщи воды?
  38. Что такое биосфера?
  1. Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.
  2. Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?
  3. Что такое биомасса?
  4. Что такое косное вещество?        
  5. Что такое биокосное вещество?
  6. Перечислите функции биосферы.
  7. Что такое круговорот вещества?
  8. Что такое активная стадия круговорота?
  9. Что такое заказник?
  10. Что такое заповедник?
  11. Что такое национальный парк?
  12. Что такое памятник природы?
  13. Что такое рациональное природопользование?

Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Вариант 1

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 г; 3 а; 4 в; 5 б

Вариант 2

I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет; II) 1 г; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в

Вариант 3

I) 1-нет, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-да; II) 1 б; 2 в; 3 6; 4 в; 5 а

Вариант 4

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 6; 3 б; 4 а; 5 б

Источник

Биосфера (от др.-греч. «биос» — жизнь и «сфайра» — сфера, шар) — оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; можно сказать, что биосфера — это глобальная экосистема Земли.

Биосфера — открытая система, в нее поступает из космоса энергия солнечного света, за счет которой существует большинство экосистем Земли.

История термина «биосфера»

Ж. Б. Ламарк  в 1802 году назвал биосферой совокупность всех живых организмов Земли.

Э. Зюсс  в 1875 году ввел термин «биосфера» — тонкая пленка земной поверхности, населенная жизнью.

В. И. Вернадский в 1919 создал учение о биосфере, в нем:

«Биосфера — «область жизни», включающая живые организмы и среду их обитания; особая оболочка Земли, в пределах которой проявляется геологическая деятельность живого населения планеты».

Ноосфера (по Вернадскому) — сфера человеческого разума.

Границы биосферы

  • Верхняя граница в атмосфере: 15 — 20 км.
    Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов.

  • Нижняя граница в литосфере: 3,5 — 7,5 км.
    Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.

  • Нижняя граница в гидросфере: 10 — 11 км (Марианская впадина).
    Определяется дном Мирового океана, включая донные отложения.

Ту часть биосферы, в которой в настоящее время постоянно встречаются живые организмы, называют эубиосферой, ее границы несколько уже.

Таким образом, биосфера включает в себя часть атмосферы, гидросферы и литосферы.

Биомассу биосферы составляют живые организмы полезные ископаемые

биомасса биосферы

Общая сухая биомасса биосферы оценивается в 2,5 x $10^{12}$ тонн. Большая часть этой биомассы приходится на наземные экосистемы, биомасса океана составляет лишь около 0,003 x $10^{12}$ тонн. Основную часть биомассы суши составляют наземные растения, их биомасса примерно в 500–1000 раз больше, чем биомасса животных. Из всех видов диких животных, по-видимому, наибольшей биомассой обладает морской рачок Euphausia suberba (150 млн. тонн), но общая биомасса одомашненного человеком крупного рогатого скота (Bos taurus) еще больше — 520 млн. тонн, как и самих людей — 350 млн тонн. Большой биомассой обладают муравьи (3 млрд тонн) и морские рыбы (800 — 2000 млн. тонн), но это группы животных, включающие множество видов. Общая биомасса наземных растений  — 560 млрд. тонн, морского фитопланктона и растений — 5 — 10 млрд. тонн, наземных животных — 5 млрд. тонн.

Наибольшая концентрация биомассы на границах сред:

  • граница литосферы и атмосферы;

  • граница гидросферы и атмосферы (планктонные организмы);

  • граница литосферы и гидросферы (бентосные организмы).

Читайте также:  Замороженные ягоды черники полезно или нет

Первичная биомасса образуется автотрофами (обычно растениями) в процессе фотосинтеза с использованием солнечной энергии. Поэтому минимальная биомасса наблюдается в пустынях и во льдах, что связано в первую очередь с минимальным количеством растений в качестве источника прироста биомассы.                 

Структура биосферы

  1. Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4 — 3,6 x $10^{12}$ тонн (в сухом весе) и составляет менее одной миллионной части всей биосферы (около 3 x $10^{18}$ тонн), которая, в свою очередь, представляет собой менее одной тысячной массы Земли. Однако именно эта часть биосферы является наиболее важной, т. к. активно участвует в биогеохимических циклах и преобразует неживое вещество Земли.

  2.  Биогенное вещество — осадочные породы, состоящие из продуктов жизнедеятельности живых организмов или представляющие собой их разложившиеся остатки (известняки, ракушечные породы, горючие сланцы, ископаемые угли, нефть и др.).

  3. Косное вещество — вещество, образующееся без участия живых организмов.

  4. Биокосное вещество — вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. 

  5. Радиоактивные вещества и продукты их распада, а также атомы, непрерывно образующиеся из  земного вещества под влиянием космических излучений.

  6. Вещество космического происхождения (метеориты).

Основные черты биосферы:

  • живые организмы;

  • биотический круговорот веществ.

Биотический круговорот обеспечивается взаимодействием трех основных групп организмов: 

  • продуцентов (зеленых растений, осуществляющих фотосинтез, и бактерий, способных к хемосинтезу) — они создают первичное органическое вещество; 

  • консументов (растительноядные и хищные животные) — они потребляют органическое вещество;

  • редуцентов  (бактерии, грибы и простейшие животные) — они разлагают мертвое органическое вещество до минерального.

Биомассу биосферы составляют живые организмы полезные ископаемые

механизмы  устойчивости биосферы

Биосфера представляет собой открытую биосистему, которая обменивается веществом и энергией с окружающей средой.

Живые организмы биосферы делятся на автотрофов и гетеротрофов:

  • автотрофы — производители органического вещества; 

  • гетеротрофы — потребители и разрушители органического вещества. 

Между процессами создания органического вещества и его преобразованием и разрушением устанавливается относительное равновесие.

Это равновесие является основой для устойчивости биосферы.
Устойчивость  — это свойство экосистемы, которое проявляется в поддержании своего состава, структуры и функций, а также в способности восстанавливаться, в случае если они будут нарушены. 

Факторы, определяющие устойчивость биосферы:

  • биоразнообразие — видовое разнообразие;

  • взаимозаменяемость компонентов биосферы в круговоротах веществ и энергии;

  • дублирование звеньев в круговороте веществ и энергии (в биогеохимических циклах);

  • жизненная активность живого вещества (скорость размножения и распространения).

От полюсов к экватору биомасса и видовое разнообразие увеличиваются, т. е. увеличивается устойчивость экосистем.  

Источник








Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Вариант 1

Максимальное количество баллов- 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)


  1. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

  1. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

3. Роль продуцентов заключается в синтезе органическихсоединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.

5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

П. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:

A) 1 % энергии

Б) 10 % .

B) 90%
Г) 100 %

2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:


  1. литосфера
    Б) гидросфера

  2. биогеоценоз
    Г)ноосфера

3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:


  1. заказник
    Б) заповедник

  2. национальный парк
    Г) памятник природы

4. Основную массу живого вещества биосферы составляют:


  1. животные
    Б)бактерии

  2. растения
    Г)планктон

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:


  1. хищники
    Б) бактерии и грибы

  2. растения

Г) растительноядные животные

III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры. (10 баллов)

IV. Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов азота в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов).

Вариант 2

Максимальное количество баллов — 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)


  1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.

  2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

  3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

  4. Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.

  5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10 % энергии.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там:


  1. мало кислорода
    Б) мало света

  2. низкая температура воздуха
    Г) располагается озоновый слой

2. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

А) литосферой Б)биосферой В)атмосферой Г)гидросферой

3. Экология — это наука, изучающая:


  1. влияние загрязнения на окружающую среду
    Б) влияние загрязнения на здоровье человека

  2. влияние деятельности человека на окружающую среду
    Г) взаимоотношения организмов с окружающей средой

4. Биомассу биосферы составляют:

A) живые организмы

Б) полезные ископаемые

B) руды
Г) почва

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) хищники

Б) бактерии и грибы

В) растения

Г) растительноядные животные


  1. Перечислите и охарактеризуйте основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биоценозеПриведите примеры. (10 баллов)

  2. Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессии. Приведите примеры. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов кислорода в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов — 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)


  1. К продуцентам относятся только зеленые растения.

  2. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических.

  3. Биосфера включает в себя всю литосферу.

  4. Биомасса — это совокупность всех живых организмов.

  5. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 м., так как там:


  1. нет кислорода
    Б) нет света

  2. низкая температура воды
    Г) нет почвы
Читайте также:  График зависимости полезной мощности от сопротивления

2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором является:

А)свет

Б) температура

В) влажность

Г) давление

3. Международный список редких и исчезающих видов называется:


  1. черным списком
    Б) красной книгой

  2. белыми страницами
    Г) памятником природы

4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более:


  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы

  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) продуценты Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консу менты высших порядков


  1. На какие биомы делится биосфера суши и океана? Назовите основные биомы суши и океана, приведите примеры животных и растений. Чем отличаются биом и биогеоценоз? Чем отличается сообщество и экосистема? (10 баллов)

  2. Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов — 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)


  1. Любой живой организм — это закрытая система.

  1. Консументы .используют энергию, накопленную продуцентами.

  2. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.

  3. Отношения муравья и тли — пример межвидовой конкуренции.

  4. Взаимоотношения березы и подберезовика — пример симбиоза.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:


  1. оптимальным

  2. ограничивающим

В) неблагоприятным

Г) летальным

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:

A) свет

Б) температура

B) влажность
Г)давление

3. Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:

А)заказник

Б) заповедник

В) национальный парк Г) памятник природы

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:


  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы

  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консументы высших порядков

III. Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)

IV. Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)
Вариант 5

Максимальное количество баллов — 65

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ


  1. В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней среды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
    фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических факторов. Приведите примеры. (15 баллов)

  2. Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)

  3. На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и активную стадии круговорота. (15 баллов)

  4. Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)

  5. Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
    Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов)

  6. Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)

  7. Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней полосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)

  8. Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)

  9. Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме


  1. Что такое экология?

  2. Что такое внешняя среда?

  3. Что такое экологический фактор?

  4. На какие группы подразделяют экологические факторы?

  5. Перечислите биотические факторы.

  6. Перечислите абиотические факторы.

  7. Что такое оптимальный фактор?

  8. Приведите пример оптимального фактора.

  9. Что такое лимитирующий фактор?

  10. Приведите пример лимитирующего фактора.

  11. Что такое фотопериодизм?

  12. По какому признаку растение определяет, что пора сбрасывать листья?

  13. Назовите синоним слова биоценоз.

  14. Что такое цепь питания?

  15. Что такое пищевой уроень?

  16. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?

  17. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?

  18. Какие группы автотрофов вы знаете?

  19. Что такое гетеротрофы?

  20. Кто такие продуценты?

  21. Приведите пример продуцента.

  22. Кто такие консументы?

  23. Приведите пример консумента 1-го порядка.

  24. Приведите пример консумента 2-го порядка.

  25. Кто такие редуценты?

  26. Приведите пример редуцента.

  27. Что такое сеть питания?

  28. Назовите синоним слова «биогеоценоз».

  29. Что такое сукцессия?

  30. Какие виды сукцессии вы знаете?

  31. Приведите пример первичной сукцесии.

  32. Приведите пример вторичной сукцесии.

  33. Что такое биом?

  34. Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для нескольких учеников).

  35. Перечислите биомы океана.

  36. Как называются обитатели дна?

  37. Как называются обитатели толщи воды?

  38. Что такое биосфера?

  1. Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.

  2. Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?

  3. Что такое биомасса?

  4. Что такое косное вещество?

  5. Что такое биокосное вещество?

  6. Перечислите функции биосферы.

  7. Что такое круговорот вещества?

  8. Что такое активная стадия круговорота?

  9. Что такое заказник?

  10. Что такое заповедник?

  11. Что такое национальный парк?

  12. Что такое памятник природы?

  13. Что такое рациональное природопользование?

Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Вариант 1

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 г; 3 а; 4 в; 5 б

Вариант 2

I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет; II) 1 г; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в

Вариант 3

I) 1-нет, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-да; II) 1 б; 2 в; 3 6; 4 в; 5 а

Вариант 4

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 6; 3 б; 4 а; 5 б

Источник