Библиотечная деятельность как конкретная форма полезной деятельности

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblнon – книга и thзkз – хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.
Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.
Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.
В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.
Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin.
Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.
Основными задачами данной работы являются:
– изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin – произвести исследование предметной области – библиотечной деятельности
– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.
Объектом исследования является библиотека.
Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:
· процесс записи в библиотеку новых читателей,
· процесс записи новых книг,
· процесс выдачи книг,
· процесс приема книг,
· процесс получения рейтинга книг,
· процесс статистики посещений читателей.
Организация деятельности библиотеки
Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.
Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.
Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.
Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.
Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:
– выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;
– помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;
– раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;
– составление информационно-библиографических пособий различного типа;
– пропаганда наиболее ценной литературы;
– репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.
Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.
В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках
В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:
· номер поступившей книги,
· название книги,
· название издательства, из которого поступила книга,
· отдел, куда была передана книга;
· адреса издательств,
· названия издательства,
· название и расположение отделов библиотеки.
Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.
Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:
· автор,
· издание,
· год издания,
· жанр,
· ключевые слова,
· количество страниц.
Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.
Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:
· ФИО,
· номер паспорта,
· адрес,
· телефон.
Каждому читателю присваивается номер читательского билета.
В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.
Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги.
При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.
При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.
В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.
Объект исследования – библиотека.
Предмет исследования – процессы, происходящие в библиотеке, такие как:
процесс выдачи книг читателям;
процесс сдачи книг;
процесс поступления новых книг;
процесс записи новых читателей.
Субъекты – пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица)
Входная информация – информация:
о новых поступивших книгах;
о новых читателях, которые записываются в библиотеку;
о процессе выдачи книг, включает в себя:
– кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки;
– кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю;
– по заявке какого читателя была выполнена эта операция;
– название книги;
– дату выдачи книги;
– срок, на который выдается книга;
Выходная информация – информация:
· о статистике посещения клиентами библиотеки;
· о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.
При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:
название книги;
дату выдачи;
ФИО читателя, которому выдается книга;
ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;
ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;
срок, на который выдается книга.
При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД.
На каждого читателя заносятся следующие сведения:
№читательского билета;
ФИО читателя;
Телефон;
Адрес.
Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие характеристики:
Название книги;
Уникальный шифр (ISBN);
Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);
Раздел;
Автор;
Издательство;
Место издания (город);
Год издания.
Все книги различаются по своему уникальному шифру – ISBN.
Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры (например, ББК 32.973 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.
В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение – хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки.
С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.
При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:
Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке;
Относить книги к одной или к нескольким областям знаний;
Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам;
Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.
Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках – читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.
Основные функции библиотеки – информационная, культурная, образовательная, досуговая.
Источник
Àíàëèç íîðìàòèâíî-ïðàâîâîé áàçû ðåãóëèðîâàíèÿ áèáëèîòå÷íîãî äåëà â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Õàðàêòåðèñòèêà ñîäåðæàíèÿ Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà “Î áèáëèîòå÷íîì äåëå”, åãî îñíîâíûõ ïîíÿòèé è íîðì. Ïðàâà ãðàæäàí â îáëàñòè áèáëèîòå÷íîãî äåëà. Îáÿçàííîñòü áèáëèîòåê.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Çàêîíîäàòåëüñòâî ÐÔ îá îáÿçàòåëüíîì ýêçåìïëÿðå äîêóìåíòîâ. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè â îáëàñòè áèáëèîòå÷íîãî äåëà: îòå÷åñòâåííûé è çàðóáåæíûé îïûò. Ïðàâà ãðàæäàí â ñôåðå áèáëèîòå÷íîãî îáñëóæèâàíèÿ. Ïîðÿäîê äîñòóïà ê ôîíäàì áèáëèîòåê.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [33,4 K], äîáàâëåí 19.04.2016
Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå äåÿòåëüíîñòè áèáëèîòåê íà ôåäåðàëüíîì è ðåãèîíàëüíîì óðîâíå. Ïðàâîâûå îñíîâû õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè áèáëèîòåê. Òåõíè÷åñêîå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññîâ â áèáëèîòå÷íîì äåëå. Ïðàâîâîå ïîëå áèáëèîòå÷íîãî äåëà.
ðåôåðàò [25,3 K], äîáàâëåí 27.07.2008
Êîìïëåêñíûé àíàëèç è ñèñòåìàòèçàöèÿ èíôîðìàöèè î ïðàâîâîì ðåãóëèðîâàíèè ñîõðàíåíèÿ è ðàçâèòèÿ áèáëèîòå÷íîãî äåëà â Ðîññèè. Êîìïëåêòîâàíèå íàöèîíàëüíîãî áèáëèîòå÷íî-èíôîðìàöèîííîãî ôîíäà. Èññëåäîâàíèå ðàáîòû ïóáëè÷íîé áèáëèîòåêè â óñëîâèÿõ ðûíêà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [20,0 K], äîáàâëåí 15.03.2016
Ìåñòî èíñòèòóòà èíôîðìàöèîííûõ ðåñóðñîâ â ñèñòåìå èíôîðìàöèîííîãî çàêîíîäàòåëüñòâà. Ïîíÿòèå è âèäû èíôîðìàöèîííûõ ðåñóðñîâ, îñîáåííîñòè ïîëüçîâàíèÿ èìè. Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå èíôîðìàöèîííûõ îòíîøåíèé â îáëàñòè áèáëèîòå÷íîãî è àðõèâíîãî äåëà â Áåëàðóñè.
ðåôåðàò [20,9 K], äîáàâëåí 13.12.2010
Èçó÷åíèå çàêîíîäàòåëüíûõ îñíîâ ãîñóäàðñòâåííîé áèáëèîòå÷íîé ïîëèòèêè ÐÔ. Àíàëèç çàðóáåæíîãî îïûòà ðåãóëèðîâàíèÿ áèáëèîòå÷íîãî äåëà. Îïèñàíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà îáåñïå÷åíèå êîíñòèòóöèîííîãî ïðàâà ãðàæäàí íà ïîèñê, ïîëó÷åíèå è ðàñïðîñòðàíåíèå èíôîðìàöèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [78,7 K], äîáàâëåí 02.11.2013
Ïîíÿòèå è ïðèíöèïû èñïîëüçîâàíèÿ ëîêàëüíûõ ïðàâîâûõ íîðì àðõèâíîãî äåëà, èõ êëàññèôèêàöèÿ è ðàçíîâèäíîñòè. Ïîäõîäû ê ñèñòåìàòèçàöèè îáùåãîñóäàðñòâåííûõ ïðàâîâûõ íîðì àðõèâíîãî äåëà, ñïåöèôèêà îòðàæåíèÿ ïðèíöèïîâ â çàêîíîäàòåëüñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [66,9 K], äîáàâëåí 10.06.2014
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàêîíà, ðåãóëèðóþùåãî ïðàâîîòíîøåíèÿ â ñôåðå àâòîðñêîãî ïðàâà. Èñòîðèÿ àâòîðñêîãî ïðàâà â Ðîññèéñêîé èìïåðèè è àíàëèç åãî íîðì â îáëàñòè èçäàòåëüñêîãî äåëà. Ñóòü èçìåíåíèé â äàííîé ñôåðå âî âòîðîé ïîëîâèíå 20-õ ãîäîâ ÕÕ âåêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,0 K], äîáàâëåí 25.02.2011
Ñóùíîñòü è èñòî÷íèêè êîììåð÷åñêîãî ïðàâà. Îñîáåííîñòè íîðìàòèâíî-ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ â ñôåðå òîðãîâëè. Ïðè÷èíû ïðèíÿòèÿ è ñîäåðæàíèå Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà “Îá îñíîâàõ ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ òîðãîâîé äåÿòåëüíîñòè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè”.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [33,8 K], äîáàâëåí 19.04.2011
Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ ãðàæäàíèíà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, õàðàêòåðèñòèêà åãî ýëåìåíòîâ. Ïðàâà è îáÿçàííîñòè ãðàæäàí Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, èõ ïðàâîâàÿ ðåãëàìåíòàöèÿ. Ãàðàíòèè ðåàëèçàöèè ïðàâ ãðàæäàí. Îáðàùåíèÿ ãðàæäàí, èõ îñîáåííîñòè è çíà÷åíèå.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [28,7 K], äîáàâëåí 10.11.2016
Õàðàêòåðèñòèêà èñòî÷íèêîâ ïðàâà, ïîíÿòèå, ïðèçíàêè è âèäû íîðìàòèâíî-ïðàâîâîãî àêòà êàê èñòî÷íèêà ïðàâà. Ìåñòî çàêîíà “Î ïîòðåáèòåëüñêîé êîîïåðàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè” â ñèñòåìå íîðìàòèâíîïðàâîâûõ àêòîâ. Òîëêîâàíèå íîðì ïðàâà, ïîíÿòèå è âèäû.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [724,1 K], äîáàâëåí 02.05.2012
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Можно составить верное понятие об уме
и характере человека, осмотрев
его библиотеку.
Луи Жан Жозеф Блан.
В течение учебного года школьная библиотека всё содержание работы строит согласно намеченным целям и задачам, понимая, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества. Что бы их развивать, их нужно постоянно изучать. Культуру ребёнка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг родственников, и . конечно же, книги. Школьная библиотека – то место, где любой ученик может получить книги и информацию бесплатно, осуществляя своё право на культурное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры. Специфика школьной библиотеки в то, что её посещают читатели разного возраста. К каждому нужен свой подход, ведь чтение – процесс индивидуальный, тесно связанный с развитием личности ребёнка.
В течение года библиотека школы выполняет образовательную, информационную, культурную функции. Исходя из основных задач школы по образованию и воспитанию обучающихся, главными задачами работы библиотеки являются: Формирование у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого пользователя. Содействие всеми формами и методами воспитанию всесторонне-развитой личности, создание максимально благоприятных условий для её умственного, нравственного, эмоционального и физического развития. Обеспечение учебно-воспитательного процесса школы и самообразования обучающихся путём библиотечного и информационного обслуживания. Обеспечение альтернативного обучения, многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечного фонда учебно-методической литературой; Повышение качества информационно-библиотечных и библиографических услуг.
Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
В данном учебном году целями работы школьной библиотеки были:
1. создание единого
информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям;
2. воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей;
3. организация систематического чтения.
Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:
– обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
– обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;
– совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
Можно отметить увеличение общего числа читателей, при этом количество посещений и книговыдачи на абонементе и в читательском уголке увеличилось и остается стабильно высоким по сравнению 2011-2012года. Читательская активность наиболее высокая в начальной школе – 60% детей 1 ступени обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения читательская активность падает до 48% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов); на 3 ступени обучения – в 10-11 классах читательская активность возрастает, практически все ребята являются активными читателями – 94%).
Обслуживание читателей
В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, нетрадиционных носителей информации, посещений и книговыдачи читального зала, посещений библиотечных уроков.
Как читают наши дети? По моим наблюдениям ученики младших классов читают больше старших товарищей – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе. Очень любят младшие школьники периодические издания «Детская энциклопедия». Хотя за последнее время наблюдается спад читательской активности, особенно среди детей младшего и среднего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фэнтези, фантастику, любовные романы и детективы. Из периодических изданий чаще предпочитают издания, пестрящие яркими иллюстрациями, зачастую дети просматривают их не читая.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни – это обязанность школьного библиотекаря.Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Основные формы индивидуального обслуживания:
беседа при записи в библиотеку,
беседа при выдаче документов,
беседа о прочитанном,
анализ читательских формуляров.
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «Литературный вестник», «Новые поступления», «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностью были…». Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Новогодний калейдоскоп». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году читатели познакомились с творчеством:
русского писателя Федора Михайловича Достоевского;
поэта, прозаика, критика, издателя Николая Алексеевича Некрасова;
писателя Валентина Петровича Катаева
русского писателя Валентина Григорьевича Распутина;
русского писателя Константина Григорьевича Паустовского.
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов, старшой вожатой) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, викторины.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
В последнее время традиционные формы работы с книгой, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, заменяю новыми, более живыми, интерактивными формами работы.
Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.
Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки. Работая с книгами о природе и ее защите, всегда видела в них богатый воспитательный и познавательный потенциал.
Правовое воспитание не маловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года была проведена книжная выставка «С законом на «Вы», беседа «Закон для всех один», правовая игра «Что мы знаем о президенте».
Нравственное воспитание – это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции, нравственного поведения. Все это мы воспитываем и развиваем с помощью следующих мероприятий:
– «Жизнь стоит того, чтобы жить», «Подросток – подростку о вреде алкоголя», «Курение – основная угроза здоровью», наркомания: проблема и решения (цикл мероприятий с использованием ИКТ).
Работа с библиотечным фондом ведется в течение всего учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда библиотеки;
– книга суммарного учёта учебного фонда;
-инвентарные книги;
-папка «Акты на списание»;
– картотека учета учебников;
– накладные на учебники по классам;
– журнал учёта выдачи учебников по классам;
-читательские формуляры.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 – 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 – 11 классы);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-8 классы, 9-11 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Интересное о разном», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.
Фонд учебников расположен в книгохронилеще. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
Сделан заказ на новые учебники на 2016-2017 учебный год. В формировании заказа участвовали руководители МО и администрация школы. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам
Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы. Идет подготовка учебников, планируемые в новом учебном году.
Работа по сохранности фонда: особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся в отдельном шкафу. Один раз в полугодие провожу проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяю читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками веду соответствующую работу. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. В библиотеки работает «Мастерская» по ремонту книг среди учеников начальных классов. В библиотеке работает читательский зал, где учащиеся работают с ценными изданиями.
Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет – сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии. Задачей на новый учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно- информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, медиотике.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2016/2017 учебный год, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати.
Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2016/2013 учебный год.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2017/2018 учебном году:
1. Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.
2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.
3. Отсутствуют рекомендательные списки и картотеки «В помощь педагогам».
Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:
1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».
3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.
7. Школьная библиотека выполняла большой объем работы по предоставлению читателям необходимого информационного материала
8. Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
9. Библиотека по-прежнему нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой
10. Библиотека по-прежнему нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой
11. Активизировать читательскую активность в среднем звене.
12. Продолжить работу над повышением качества и доступности информатизации, качеством обслуживания читателей.
Перечень учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год
Список литературы для самостоятельного чтения на летних каникулах.
Источник