Библиотечная деятельность как конкретная форма полезной деятельности

Библиотечная деятельность как конкретная форма полезной деятельности thumbnail

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblнon – книга и thзkз – хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.

В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin.

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.

Основными задачами данной работы являются:

– изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin – произвести исследование предметной области – библиотечной деятельности

– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.

Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

· процесс записи в библиотеку новых читателей,

· процесс записи новых книг,

· процесс выдачи книг,

· процесс приема книг,

· процесс получения рейтинга книг,

· процесс статистики посещений читателей.

Организация деятельности библиотеки

Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.

Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.

Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:

– выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;

– помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;

– раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;

– составление информационно-библиографических пособий различного типа;

– пропаганда наиболее ценной литературы;

– репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.

Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.

В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках

В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:

· номер поступившей книги,

· название книги,

· название издательства, из которого поступила книга,

· отдел, куда была передана книга;

· адреса издательств,

· названия издательства,

· название и расположение отделов библиотеки.

Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:

· автор,

· издание,

· год издания,

· жанр,

· ключевые слова,

· количество страниц.

Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.

Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:

· ФИО,

· номер паспорта,

· адрес,

· телефон.

Каждому читателю присваивается номер читательского билета.

В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.

Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги.

При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.

При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.

В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.

Объект исследования – библиотека.

Предмет исследования – процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

процесс выдачи книг читателям;

процесс сдачи книг;

процесс поступления новых книг;

процесс записи новых читателей.

Субъекты – пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица)

Входная информация – информация:

о новых поступивших книгах;

о новых читателях, которые записываются в библиотеку;

о процессе выдачи книг, включает в себя:

– кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки;

– кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю;

– по заявке какого читателя была выполнена эта операция;

– название книги;

– дату выдачи книги;

– срок, на который выдается книга;

Выходная информация – информация:

· о статистике посещения клиентами библиотеки;

· о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.

При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:

название книги;

дату выдачи;

ФИО читателя, которому выдается книга;

ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;

ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;

Читайте также:  Полезные для жизни вещи это не вещи

срок, на который выдается книга.

При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД.

На каждого читателя заносятся следующие сведения:

№читательского билета;

ФИО читателя;

Телефон;

Адрес.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие характеристики:

Название книги;

Уникальный шифр (ISBN);

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);

Раздел;

Автор;

Издательство;

Место издания (город);

Год издания.

Все книги различаются по своему уникальному шифру – ISBN.

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры (например, ББК 32.973 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.

В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение – хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки.

С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке;

Относить книги к одной или к нескольким областям знаний;

Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам;

Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.

Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках – читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.

Основные функции библиотеки – информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Источник

Библиотечная деятельность как конкретная форма полезной деятельности

Àíàëèç íîðìàòèâíî-ïðàâîâîé áàçû ðåãóëèðîâàíèÿ áèáëèîòå÷íîãî äåëà â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Õàðàêòåðèñòèêà ñîäåðæàíèÿ Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà “Î áèáëèîòå÷íîì äåëå”, åãî îñíîâíûõ ïîíÿòèé è íîðì. Ïðàâà ãðàæäàí â îáëàñòè áèáëèîòå÷íîãî äåëà. Îáÿçàííîñòü áèáëèîòåê.

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Çàêîíîäàòåëüñòâî ÐÔ îá îáÿçàòåëüíîì ýêçåìïëÿðå äîêóìåíòîâ. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè â îáëàñòè áèáëèîòå÷íîãî äåëà: îòå÷åñòâåííûé è çàðóáåæíûé îïûò. Ïðàâà ãðàæäàí â ñôåðå áèáëèîòå÷íîãî îáñëóæèâàíèÿ. Ïîðÿäîê äîñòóïà ê ôîíäàì áèáëèîòåê.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [33,4 K], äîáàâëåí 19.04.2016

  • Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå äåÿòåëüíîñòè áèáëèîòåê íà ôåäåðàëüíîì è ðåãèîíàëüíîì óðîâíå. Ïðàâîâûå îñíîâû õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè áèáëèîòåê. Òåõíè÷åñêîå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññîâ â áèáëèîòå÷íîì äåëå. Ïðàâîâîå ïîëå áèáëèîòå÷íîãî äåëà.

    ðåôåðàò [25,3 K], äîáàâëåí 27.07.2008

  • Êîìïëåêñíûé àíàëèç è ñèñòåìàòèçàöèÿ èíôîðìàöèè î ïðàâîâîì ðåãóëèðîâàíèè ñîõðàíåíèÿ è ðàçâèòèÿ áèáëèîòå÷íîãî äåëà â Ðîññèè. Êîìïëåêòîâàíèå íàöèîíàëüíîãî áèáëèîòå÷íî-èíôîðìàöèîííîãî ôîíäà. Èññëåäîâàíèå ðàáîòû ïóáëè÷íîé áèáëèîòåêè â óñëîâèÿõ ðûíêà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [20,0 K], äîáàâëåí 15.03.2016

  • Ìåñòî èíñòèòóòà èíôîðìàöèîííûõ ðåñóðñîâ â ñèñòåìå èíôîðìàöèîííîãî çàêîíîäàòåëüñòâà. Ïîíÿòèå è âèäû èíôîðìàöèîííûõ ðåñóðñîâ, îñîáåííîñòè ïîëüçîâàíèÿ èìè. Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå èíôîðìàöèîííûõ îòíîøåíèé â îáëàñòè áèáëèîòå÷íîãî è àðõèâíîãî äåëà â Áåëàðóñè.

    ðåôåðàò [20,9 K], äîáàâëåí 13.12.2010

  • Èçó÷åíèå çàêîíîäàòåëüíûõ îñíîâ ãîñóäàðñòâåííîé áèáëèîòå÷íîé ïîëèòèêè ÐÔ. Àíàëèç çàðóáåæíîãî îïûòà ðåãóëèðîâàíèÿ áèáëèîòå÷íîãî äåëà. Îïèñàíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà îáåñïå÷åíèå êîíñòèòóöèîííîãî ïðàâà ãðàæäàí íà ïîèñê, ïîëó÷åíèå è ðàñïðîñòðàíåíèå èíôîðìàöèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [78,7 K], äîáàâëåí 02.11.2013

  • Ïîíÿòèå è ïðèíöèïû èñïîëüçîâàíèÿ ëîêàëüíûõ ïðàâîâûõ íîðì àðõèâíîãî äåëà, èõ êëàññèôèêàöèÿ è ðàçíîâèäíîñòè. Ïîäõîäû ê ñèñòåìàòèçàöèè îáùåãîñóäàðñòâåííûõ ïðàâîâûõ íîðì àðõèâíîãî äåëà, ñïåöèôèêà îòðàæåíèÿ ïðèíöèïîâ â çàêîíîäàòåëüñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [66,9 K], äîáàâëåí 10.06.2014

  • Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàêîíà, ðåãóëèðóþùåãî ïðàâîîòíîøåíèÿ â ñôåðå àâòîðñêîãî ïðàâà. Èñòîðèÿ àâòîðñêîãî ïðàâà â Ðîññèéñêîé èìïåðèè è àíàëèç åãî íîðì â îáëàñòè èçäàòåëüñêîãî äåëà. Ñóòü èçìåíåíèé â äàííîé ñôåðå âî âòîðîé ïîëîâèíå 20-õ ãîäîâ ÕÕ âåêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,0 K], äîáàâëåí 25.02.2011

  • Ñóùíîñòü è èñòî÷íèêè êîììåð÷åñêîãî ïðàâà. Îñîáåííîñòè íîðìàòèâíî-ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ â ñôåðå òîðãîâëè. Ïðè÷èíû ïðèíÿòèÿ è ñîäåðæàíèå Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà “Îá îñíîâàõ ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ òîðãîâîé äåÿòåëüíîñòè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè”.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [33,8 K], äîáàâëåí 19.04.2011

  • Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ ãðàæäàíèíà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, õàðàêòåðèñòèêà åãî ýëåìåíòîâ. Ïðàâà è îáÿçàííîñòè ãðàæäàí Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, èõ ïðàâîâàÿ ðåãëàìåíòàöèÿ. Ãàðàíòèè ðåàëèçàöèè ïðàâ ãðàæäàí. Îáðàùåíèÿ ãðàæäàí, èõ îñîáåííîñòè è çíà÷åíèå.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [28,7 K], äîáàâëåí 10.11.2016

  • Õàðàêòåðèñòèêà èñòî÷íèêîâ ïðàâà, ïîíÿòèå, ïðèçíàêè è âèäû íîðìàòèâíî-ïðàâîâîãî àêòà êàê èñòî÷íèêà ïðàâà. Ìåñòî çàêîíà “Î ïîòðåáèòåëüñêîé êîîïåðàöèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè” â ñèñòåìå íîðìàòèâíî–ïðàâîâûõ àêòîâ. Òîëêîâàíèå íîðì ïðàâà, ïîíÿòèå è âèäû.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [724,1 K], äîáàâëåí 02.05.2012

Библиотечная деятельность как конкретная форма полезной деятельности

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме

и характере человека, осмотрев

его библиотеку.

Луи Жан Жозеф Блан.

  В течение учебного года школьная библиотека всё содержание работы строит согласно намеченным целям и задачам, понимая, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества. Что бы их развивать, их нужно постоянно изучать. Культуру ребёнка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг родственников, и . конечно же, книги. Школьная библиотека – то место, где любой ученик может получить книги и информацию бесплатно, осуществляя своё право на культурное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры. Специфика школьной библиотеки в то, что её посещают читатели разного возраста. К каждому нужен свой подход, ведь чтение – процесс индивидуальный, тесно связанный с развитием личности ребёнка.

Читайте также:  Полезно ли пить воду с лимоном на диете

  В течение года библиотека школы выполняет образовательную, информационную, культурную функции. Исходя из основных задач школы по образованию и воспитанию обучающихся, главными задачами работы библиотеки являются: Формирование у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого пользователя. Содействие всеми формами и методами воспитанию всесторонне-развитой личности, создание максимально благоприятных условий для её умственного, нравственного, эмоционального и физического развития. Обеспечение учебно-воспитательного процесса школы и самообразования обучающихся путём библиотечного и информационного обслуживания. Обеспечение альтернативного обучения, многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечного фонда учебно-методической литературой; Повышение качества информационно-библиотечных и библиографических услуг.

  Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.

  Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;

-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;

-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

  В данном учебном году целями работы школьной библиотеки были:

1. создание единого 

информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям;

2. воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей;

3. организация систематического чтения.

  Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:

– обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;

– обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;

– совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

  В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.

Можно отметить увеличение общего числа читателей, при этом количество посещений и книговыдачи на абонементе и в читательском уголке увеличилось и остается стабильно высоким по сравнению 2011-2012года. Читательская активность наиболее высокая в начальной школе – 60% детей 1 ступени обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на 2 ступени обучения читательская активность падает до 48% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов); на 3 ступени обучения – в 10-11 классах читательская активность возрастает, практически все ребята являются активными читателями – 94%).

Обслуживание читателей

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, нетрадиционных носителей информации, посещений и книговыдачи читального зала, посещений библиотечных уроков.

Как читают наши дети? По моим наблюдениям ученики младших классов читают больше старших товарищей – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе. Очень любят младшие школьники периодические издания «Детская энциклопедия». Хотя за последнее время наблюдается спад читательской активности, особенно среди детей младшего и среднего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фэнтези, фантастику, любовные романы и детективы. Из периодических изданий чаще предпочитают издания, пестрящие яркими иллюстрациями, зачастую дети просматривают их не читая.

Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни – это обязанность школьного библиотекаря.Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

Основные формы индивидуального обслуживания:

  • беседа при записи в библиотеку,

  • беседа при выдаче документов,

  • беседа о прочитанном,

  • анализ читательских формуляров.

  Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока.

  Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «Литературный вестник», «Новые поступления», «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностью были…». Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Новогодний калейдоскоп». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году читатели познакомились с творчеством:

  • русского писателя Федора Михайловича Достоевского;

  • поэта, прозаика, критика, издателя Николая Алексеевича Некрасова;

  • писателя Валентина Петровича Катаева

  • русского писателя Валентина Григорьевича Распутина;

  • русского писателя Константина Григорьевича Паустовского.

  Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов, старшой вожатой) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, викторины.

Читайте также:  Какой хлеб полезно есть для сердца

  Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

  В последнее время традиционные формы работы с книгой, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, заменяю новыми, более живыми, интерактивными формами работы.

Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.

  Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки. Работая с книгами о природе и ее защите, всегда видела в них богатый воспитательный и познавательный потенциал.

  Правовое воспитание не маловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года была проведена книжная выставка «С законом на «Вы», беседа «Закон для всех один», правовая игра «Что мы знаем о президенте».

  Нравственное воспитание – это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции, нравственного поведения. Все это мы воспитываем и развиваем с помощью следующих мероприятий:

– «Жизнь стоит того, чтобы жить», «Подросток – подростку о вреде алкоголя», «Курение – основная угроза здоровью», наркомания: проблема и решения (цикл мероприятий с использованием ИКТ).

  Работа с библиотечным фондом ведется в течение всего учебного года.

  Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

– книга суммарного учёта учебного фонда;

-инвентарные книги;

-папка «Акты на списание»;

– картотека учета учебников;

– накладные на учебники по классам;

– журнал учёта выдачи учебников по классам;

-читательские формуляры.

  Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

• младшего школьного возраста (1-4 классы);

• среднего школьного возраста (5 – 8 классы);

• старшего школьного возраста (9 – 11 классы);

• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

  Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-8 классы, 9-11 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

  Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Интересное о разном», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.

  Фонд учебников расположен в книгохронилеще. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.

  Сделан заказ на новые учебники на 2016-2017 учебный год. В формировании заказа участвовали руководители МО и администрация школы. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам

  Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы. Идет подготовка учебников, планируемые в новом учебном году.

  Работа по сохранности фонда: особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся в отдельном шкафу. Один раз в полугодие провожу проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяю читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками веду соответствующую работу. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. В библиотеки работает «Мастерская» по ремонту книг среди учеников начальных классов. В библиотеке работает читательский зал, где учащиеся работают с ценными изданиями.

  Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет – сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии. Задачей на новый учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно- информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, медиотике.

Анализируя работу школьной библиотеки за 2016/2017 учебный год, можно сделать следующий вывод:

  Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

  Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати.

  Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2016/2013 учебный год.

  Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.

  Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2017/2018 учебном году:

1. Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.

2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.

3. Отсутствуют рекомендательные списки и картотеки «В помощь педагогам».

  Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:

1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.

2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».

3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.

5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.

7. Школьная библиотека выполняла большой объем работы по предоставлению читателям необходимого информационного материала

8. Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.

9. Библиотека по-прежнему нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой

10. Библиотека по-прежнему нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой

11. Активизировать читательскую активность в среднем звене.

12. Продолжить работу над повышением качества и доступности информатизации, качеством обслуживания читателей.

Перечень учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год

Список литературы для самостоятельного чтения на летних каникулах.

Источник