Безграничны ли запасы полезных ископаемых 4 класс презентация
Слайд 1
Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.
Слайд 2
НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»
Слайд 3
НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»
Слайд 4
Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.
Слайд 5
Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода
Слайд 6
Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.
Слайд 7
Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи
Слайд 8
Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк
Слайд 9
Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ
Слайд 10
Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото
Слайд 11
Угольный карьер
Слайд 12
Уголь
Слайд 13
Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты
Слайд 14
Работа шахтёров по добыче угля
Слайд 15
Глина
Слайд 16
Песок
Слайд 17
К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.
Слайд 18
Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина
Слайд 19
Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники
Слайд 20
Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод
Слайд 21
Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке
Слайд 22
Солёное озеро в Африке
Слайд 23
Соль
Слайд 24
Добыча соли
Слайд 25
Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»
Слайд 26
СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)
Слайд 27
Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.
Слайд 28
Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Слайд 29
20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.
Слайд 30
Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».
Слайд 31
Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!
Слайд 32
Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».
Слайд 33
В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека
Слайд 36
Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик
Слайд 37
Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему “Полезные ископаемые” ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
Слои полезных ископаемых
4 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
5 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
6 слайд
Описание слайда:
кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив
7 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
8 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
9 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
10 слайд
Описание слайда:
слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется
11 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
12 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
13 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
14 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
15 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
16 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
17 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
18 слайд
Описание слайда:
Буровая платформа для добычи нефти.
19 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-448374
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Прохорова Г.С.
Конспект урока окружающего мира в 4-м классе
по теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых
- Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.
– Ископаемые называют полезными, так как…
– Скопление полезных ископаемых в земле называют…
– Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто – на воздухе, то подобный способ добычи называют…
Проверка
Слайд 2. Если ответ верный, ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
2. Вступление:
Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями – ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, которые поражают нас долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать, что полезные ископаемые не безграничны, и их надо беречь.
– Сегодня урок пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.
III. Закрепление:
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.
Слайд 3.(Цели).
-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»
Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.
-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.
1 к.
-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.
(гранит)
-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)
2 к.
-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).
-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)
3 к.
-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)
-Что означает знак ? (газ)
Слайд 4.(Кроссворд).
2)-Прочитайте полученные слова.
-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?
-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?
Назовите жидкие полезные ископаемые.
-А газ? Какое это полезное ископаемое?
Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
Проверим ваши ответы.
Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).
-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)
-Кто такие геологи?
Итог: «Геологи – это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»
-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?
Слайд 6. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).
-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.
3). Работа по карте «Физическая карта России»
-Найдите на карте месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .
Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ
Слайд 7.
-Молодые сосны и пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.
-Ртуть – один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .
-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?
-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.
-Вот какие прогнозы дают учёные.
Слайд 8.
Иссякнут запасы:
– золота к 2020 году, -нефти к 2025 году, -каменного угля к 2200 году, -железной руды к 2400 году
-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?
6) Творческая работа.
Слайд 9.
-Для каждой команды дана проблема.
1к.
Если на земле исчезнет нефть, то…
2к.
Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…
3 к.
Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…
-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?
Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?
– Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (экономия)
VI. Итог урока.
5. Итог урока.
– Подведём итог нашей работы:
Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?
-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.
(Заслушиваются сообщения).
Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.
6. Дома. Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного ископаемого оформить в виде презентации.
Литература
Кленов А. малышам о минералах. М., Педагогика – Пресс, 1993
Поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, 4 класс, Волгоград, 2009
Интернет – ресурсы
Автор: Филюшина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Алзамай
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Безграничны ли запасы полезных ископаемых
Дата публикации: 15.03.2017
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 города Алзамая»
Автор: Коллективная работа 4 «а» класса
Руководитель: Филюшина Г.Н.
учитель начальных классов
Введение
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать не надо
В счет будущего дня!
Горные породы, минералы , добываемые из недр земли и используемые человеком,
называют полезными ископаемыми. Добыча всех видов полезных ископаемых
увеличивается с каждым годом. Только за первую половину XX века из недр земли их
извлечено на много больше, чем за всю предыдущую историю человечества.
Возникшие за миллионы лет до появления человека и поглощаемые им в течение сотен
лет минеральные богатства почти не возобновляются. А требуется их с каждым годом всё
больше и больше, так как развивается промышленность, появляются новые технологии.
Возникает вопрос: а хватит ли человечеству полезных ископаемых?
Гипотеза: При обсуждении данного вопроса мнения ребят разделились:
Одни считают, что полезных ископаемых хватит надолго, сколько бы их не брали.
Другие считают (большинство ребят), что полезные ископаемые могут когда-то
иссякнуть.
Тема исследования: Безграничны ли запасы полезных ископаемых?
Цель исследования: выяснить, могут ли закончиться полезные ископаемые.
Задачи исследования:
1.
Изучить научно-познавательную литературу по данному вопросу.
2
2.
Выяснить в каких количествах используются некоторые полезные ископаемые в
нашей школе за год
3.
Выяснить, в каких количествах тратится вода в семье каждого ученика из нашего
класса.
4.
Выполнить необходимые расчеты данных исследований.
5.
Проанализировать полученные результаты.
Основная часть
5. 1. Обратимся к источникам прошлого века.
«Еще в 1910 году в Стокгольме собрались ученые многих стран на геологический
конгресс. Участники конгресса рассмотрели данные о запасах железных руд 72 стран.
И на основании этих данных сделали вывод, что железной руды человечеству хватит
примерно на 60 лет. В 1922 году на очередной сессии конгресса отмечалось, что
железных руд осталось немного».
« Если бы это предсказание ученых оправдалось, то в наше время запасы железных
руд давно бы закончились. Но, к счастью, мнения конгресса уже через год было
опровергнуто открытиями наших геологов».
«В 1923 году в районе Курска была найдена железная руда. Подсчёты ученых
показали, что железные запасы Курской магнитной аномалии исчисляются гигантской
цифрой 9 трлн. тонн. Одних только этих запасов в нашей стране хватит на несколько
веков»
« А как обстоит дело с горючими ископаемыми? Несколько десятилетий назад за
границей в газетах и журналах появились мрачные прогнозы предстоящей гибели
цивилизации из-за недостатка угля и нефти. Но жизнь опровергла эти предсказания.
Ученые посчитали, что в нашей стране за год прибавка в массе всех болот составляет
70 млн. тонн. Почти столько же, сколько торфа добывается за год! Это похоже на
сказку о волшебном горшке, который, сколько бы из него не брали каши, всё полон.»
5.2 Данные из учебного пособия XXI века.
3
Ученые предполагают, что разведанные запасы нефти, природного газа, серебра,
золота, меди, будут исчерпаны уже к середине XXI века. А еще через полтора столетия
иссякнут запасы каменного угля. Уже сейчас для многих районов Земли острой
проблемой стала нехватка чистой питьевой воды. Вот какие прогнозы дают ученые:
запасы золота иссякнут к 2020 году, нефти – к 2025 году, природного газа – к 2050 году,
каменного угля – к 2200 году, железной руды – к 2300 году.
6. Наша исследовательская деятельность
Ребята нашего класса разделились на четыре исследовательских группы по
интересам и желанию.
6.1. Исследования группы «Кристаллик»: Стародубцева Виктория, Папулова
Екатерина, Федорович Анна, Шпак Алёна.
4
Цель их исследования: выяснить, сколько соли потребляется учащимися нашей школы в
течение дня, недели, месяца, года. И сделать соответствующие выводы.
Расчёты :
На 1 человека в день – 1 грамм соли;
На 1человека в неделю – 1г х 6 = 6г ( в школе 6 учебных дней);
На 1 человека в месяц – 6 г х 4 недели =24г;
На 1человека в год – 24г х 9 месяцев =216г ( 9 учебных месяцев);
На всех учащихся начальной школы на год – 216г х 160 учащихся = 34560г = 34кг560г.
Вывод: Получили число, которое выражается килограммами. А ведь это подсчёты одного
приёма пищи нашей маленькой начальной школы !
6.2. Исследования группы « Уголёк» : Герасимов
Андрей, Пирковский Даниил, Егоров Максим, Грибанов Даниил, Иванов Влад.
Цель исследования : выяснить у работников котельной, какое количество каменного угля
необходимо для отопления нашей школы в течение дня, недели, месяца, года.
Расчёты :
Ежедневная норма – 8кг (вместимость 1 ведра) х 10 ( среднее количество вёдер за смену)=
80кг
Недельная норма – 80кг х 7дней = 560кг
Месячная норма – 560кг х 4 недели = 2240кг = 2т 240кг
Годичная норма – 2240кг х 8 месяцев = 17920кг = 17т 920кг
Вывод : Получили число, выражаемое тоннами. А сколько таких котельных в городе ? в
стране ? на планете ?
5
6.3. Исследования группы « Капелька»:
Нуритдинова Анастасия, Солдатова Кристина, Ершова Ольга, Хващевская Полина.
Расчёты :
1.
Количество воды, необходимой для мытья пола.
За одну смену – 10л х 10 вёдер = 100л;
За две смены – 100л х 2 = 200л;
За неделю – 200л х 6 дней = 1200л ;
За месяц – 1200л х4 недели = 4800л;
За год – 4800л х 9месяцев = 43200л.
Вывод: На мытьё пола в течение года необходимо несколько тысяч литров воды.
Какая же получится цифра, если мы учтём мытьё посуды и приготовление пищи?
6.4. Исследования группы «Домовёнок»: Громик Евгений, Худякова Дарья,
Ткачёв Владимир, Герасимов Сергей, Засухина Елизавета.
Цель: Выяснить, сколько литров воды расходуется в день семьёй, в которой не более трёх
человек.
Практические расчёты
Для чего нужна вода?
Расход воды в день (л.)
Умывание
10 л (+ 45 литров туалет)
Купание
40 л (ванна)
Приготовление пищи
5 л.
Мытье посуды
10 л
Стирка
50 л
Мытье полов, окон
20 л
6
Итого:
135 л (+ 45 литров туалет)
Вывод: В среднем зимой семья расходует сотни литров воды в день. А если
посчитать в летний период, когда необходим полив садов и огородов?
7.
Для подведения итогов нашей работы ученикам 4 класса было предложено мини –
сочинение «Что нужно сделать, чтобы полезные ископаемые не иссякли?».
Приведём примеры из мини-сочинений.
… если нефть не бьет фонтаном, то не надо забрасывать это место, а
разрабатывать до конца. Запретить выливать отходы и ядовитые вещества в
реку.
Громик Женя
…Чтобы полезные ископаемые не исчезли, не нужно их попусту тратить и
знать меру, брать помаленьку. Не загрязнять реки и землю.
Папулова Катя
Когда я был маленьким, полезных ископаемых хватало, а теперь, чтобы
нефть осталась – надо экономить….. Чтобы хватило полезных ископаемых,
не надо портить месторождение, а забирать всё до конца и использовать в
нужных целях
Грибанов Даниил
* …Чтобы полезных ископаемых хватило всем и ещё осталось, надо составить
план, сколько чего нужно, а лишнего не брать.
Иванов Влад
…Для растений и животных есть заповедники и для полезных ископаемых
их нужно устраивать.
Герасимов Андрей
…У нас сосед возит тележками мусор и сваливает его в речку Топорок, мне
каждый раз хочется ему сказать, что так делать нельзя, что нам скоро негде
будет купаться, но мне стыдно. Вот стану старше и обязательно скажу.
Герасимов Серёжа
8. Выводы
7
Вывод № 1.На всех учащихся начальной школы на год необходимо 34560г = 34кг560г
соли.
Вывод № 2. Годичная норма расходования угля в школе – 17920кг = 17т 920кг
Вывод № 3. За год на мытьё пола в нашей школе тратится– 43200л воды.
Вывод №4. На день для семьи, состоящей из трёх человек, необходимо 135 литров воды.
Общий вывод: Всем жителям Земли необходимо безотлагательно научиться бережному
расходованию питьевой воды, тепла, электроэнергии, металлов и других ценных
материалов. Ресурсы Земли не бесконечны!
8